В приведенных словах указывается опять двоякий мотив добра: награда вечной жизни вместе с славою Божиею и «зрением лица Божия». Но не трудно видеть, что главнейшим и господствующим мотивом к добрым делам служит здесь воздаяние за труды, а слава и зрение Бога постольку, поскольку они соединяются с первым: совершающий добрые дела имеет своею целию собственно награду, а так как она соединяется с славою Божиею и зрением лица Божия, то, стремясь к награде он тем самым стремится и к последним целям. То же заключение вытекает и из следующего положения «Камня веры»: «третие свойство благих дел есть, милостивое Бога нашего обетование за благая дела, мзду живота вечного воздати обещавшего, еже есть аки бы некое совещание между делателем и мздовоздаятелем бываемое» 373 . Значит, если бы со стороны Бога не было обещания награды за добрые дела, человек имел бы право не подвизаться в них, подобно тому как делатели в винограднике не шли на работу, прежде чем не заключили условия с хозяином виноградника. А отсюда необходимо следует, что совершающий добрые дела трудится из-за награды. Наконец, эту мысль «Камень веры» высказывает прямо в конце своего ответа на протестантское возражение: «всяк убо делающь да взирает, первым и началным намерением на вечное мздовоздаяние: на временную же мзду, разве намерением последним» 374 . В заключение нашего разбора трактата «Камня веры» о благих делах нельзя не обратить внимания на учение Стефана Яворского об оправдании в строгом или собственном смысле. В целях опровержения лютеранского взгляда на оправдание, как внешнее вменение человеку правды Христовой, не сопровождающееся душевным его обновлением, Стефан Яворский ведет речь об «внутреннем», которое полагает в изменении души под действием благодати Божией. Но под влиянием католической богословской литературы, сущность оправдания представляет в чисто-механическом смысле замены одного душевного состояния другим. «Оправдание преизящное, внутреннее, на души бываемое, есть измена десницы вышнего, егда человек из грешника, осиянием благодати Божия, изменяется в праведника, по подобию воздуха темнаго, осиянием солнечным просвещаемого, якоже бо воздух темный, до толе в темности пребывает, абие от темнаго бывает светел, и тмы в себе не имать: таково изменение и во оправдании бывает. Душа человеческая есть аки воздух. Греси на души суть, аки тма на воздусе. Бог есть солнце правды. Благодать Божия есть аки свет солнечный. Сему свету осиявшему душу человеческую, абие тма ггреховная прогонится: душа же от мрака греховного преходит в свет благодати, сиречь, человек от неправедн аго бывает праведен, оправдание внутрь восприемлющь» (там же, стр. 1033 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Часто и путешественники, в жаркий полдень, погоняя подъяремных животных, продолжают путь с пением, и этими песнями облегчают тягость путешествия. И не только путешественники, но и земледельцы, выжимая виноградный сок, собирая или очищая виноград или делая что-нибудь другое, часто также поют. И мореплаватели, работая веслами, делают то же. Даже и женщины, когда прядут и спутавшуюся пряжу расправляют гребнем, иногда каждая порознь, иногда все вместе поют какую-нибудь песню. Все же и женщины, и путешественники, и земледельцы, и мореплаватели делают это для того, чтобы пением облегчить трудность работы, так как душа, при звуках стройной песни, легче может переносить и скуку, и труд. Поэтому, так как душа наша имеет склонность к этому роду наслаждения,... Бог... установил псалмы, от которых бывает и удовольствие, и вместе польза. От мирских песней может произойти вред, погибель и много других зол; ибо все то, что есть в них дурного и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Напротив, духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание». «Как осколок небольшого стекла, в прозрачной своей части, подобно зеркалу, показывает солнечный круг, сколько вмещает малость прозрачной частицы, – так и в малом мире, разумею человеческое естество, видна вся мусикия, усматриваемая во вселенной, частию соответствующая целому, сколько вмещается целое в части. Показывает же это и устройство орудий нашего тела, искусно приспособленное природою к упражнению в музыке. Видишь ли эту свирель – дыхательное горло, эту подпорку у струн – небо, эту, как бы на струнах и смычком, игру языка, щек и рта?». А можно сказать, что орудие сие (т.е. уста) «подобно органу, который составлен из медных труб, надувается мехами, приводится в движение перстами художника и издает стройные звуки. Впрочем, не природа у искусства, а искусство у природы научилось, как производить сии приятные звуки; потому что образец для искусства – природа, а искусство – снимок с природы». «Итак, поскольку все, что согласно с естеством, любезно естеству, а музыка, как показано, согласна с нашим естеством, – то посему великий Давид к любомудрому учению о добродетелях присоединил и сладкопение...

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Н.Н. Миловский Богоявленский Уметский А. Орлов Уфимской духовной семинарии: И. Назарьев Харьковской дух. семинарии: Н. Смирнов Холмской дух. семинарии: Арх. Варлаам А. Троицкий И. Смараг М. Кобрин Корпорации Боровинского духовного училища: А.Б. Дубенский Н. Гиляревский П. Храповицкий Белевского духовного училища: В. Благовещенский И. Беляев Свящ. Д. Силин Бирюченского духовного училища: А. Знаменский Д. Цитович Владимирского духовного училища: Ив. Альбицкий А. Постников И. Соловьев Вологодского духовного училища: Прот. П. Рукин С. Седов Воронежского духовного училища: А.Г. Борис В. Н. С. С. Попов Прот. В. Д. Вятского духовного училища: П.С. Чулков А. Меньшиков И. М. О. М.В. Бельский С.С. Липягов Вяземского духовного училища: А.П. Малыгин М. Ильинский И. Постников Дмитровского духовного училища: И. Купленский П. Никольский Н. Осецкий Единецкого духовного училища: Екатеринославского дух. училища: К. Перевозчиков Жировицкого духовного училища: Н. Лысаковский И. Волошин Арх. Аркадий Валериан К. Задонского духовного училища: От корпорации Звенигородского духовн. училища: А. Халанский С. Модестов М. Скворцов А. Морев Ишимского духовного училища: Ф. Токарев В. Попов Князев Поддьяков Коломенского духовного училища: А. Снегирев А. Недумов А. Смирнов Покровский Кременецкого духовного училища: Прот. И. Оснецкий Иеромонах Никон П. Беляев Мингрельского духовного училища: Архим. Стефан И.Ф. Санеблидзе Мстиславского Духовного училища: Л.И. Постников М.Ф. Сушков И. Глаголев Николаевского духовного училища: Н. Драганчул Никольского духовного училища: Свящ. Анатолий Попов С. Аремович Озургетского духовного училища: Свящ. Т.А. Лавров А. Хорбаладзе П. Уаров Оршанского духовного училища: А. Виноградов —52— 46. Пензенского духовного училища: Прот. В. Васильев А. Прозоров Петровского духовного училища: Иером. Нифонт Э. Колтунов Переяславского духовного училища: А.М. Ванпаков Г.А. Дементьев И. Федоровский А. Павловский С. Бельский Свящ. Андреев Г.И. Мищенко И. Стефанович И.С. Пономаренко Пинского духовного училища:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В числе церковных школ свыше тысячи школ имеют общежития. Общежития обязательны для всех второклассных школ. Квартира и обстановка для учащихся даровые, а провизия доставляется их родителям, большей частью натурой. Вместе с образованием церковные школы распространяют и сельскую культуру. Во многих церковных школах ведется практически обучение сельскому хозяйству. При некоторых школах имеются земельные участки, устраиваются сады, огороды, пасеки и т. п. Садов в последние годы было до тысячи, огородов до полутора тысяч, пасек до ста, до тридцати червоводен, двадцать виноградников; на полуторастах участков велось полевое хозяйство. Ремеслами занимаются при трехстах слишком школах. Наиболее предпочитаются населением ремесла кузнечно-слесарное и столярно-токарное. Имеется тенденция завести обучение ремеслам во всех второклассных школах. Обучение девочек рукоделиям, т. е. шитью, кройке, вязанию, вышиванию, тканью и т. п., ведется почти во всех женских школах и некоторых смешанных, до 3.500. В тех школах, где обучение рукоделию производится по вечерам, обучаться приходят и взрослые девушки и замужние молодые женщины. Имеется стремление ввести рукоделие во всех женских школах в качестве обязательного предмета. В некоторых школах идет обучение иконописанию и живописи. Не ограничивая своей миссии образованием собственно детей, церковноприходская школа несет просвещение и вообще в среду деревенского населения. При большей части школ, до 21.000, имеются библиотечки для внеклассного чтения, не только для учащихся, но и для всех вообще желающих. Кое-где устроены подвижные библиотечки. До двухсот числится народных библиотек-читален. В некоторых школах, свыше 7.000, устраиваются религиозно-нравственные чтения для взрослого населения в воскресные и праздничные дни. Читают, кроме учащих, попечители школ, землевладельцы, врачи, мировые судьи, земские начальники. Читают дневное евангелие, историю праздника, объяснение молитв, заповедей, богослужения, библейскую историю, жития святых, из отечественной истории, по сельскому хозяйству, гигиене. Иногда бывает и волшебный фонарь. В некоторых школах, до 500, устраиваются воскресные школы в некоторых, свыше 100, вечерние классы, и те, и другие для тех, кто не может почему-нибудь регулярно посещать школьных уроков. И воскресные школы, и вечерние классы заполняются по преимуществу женским элементом. При некоторых школах, до 700, устраиваются «воскресно-повторительные занятия» для малоуспешных или неаккуратных.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

7. Возможно ли преодолеть неизбежные трудности переводческой работы? На этот вопрос «консерваторы» были склонны отвечать отрицательно. «Может ли духовное творчество нашего времени подняться на высоту творчества наших предков? –спрашивал епископ Прилуцкий Сильвестр. – Признаём совершенно невозможным достойное повторение теперь духовного творчества в отношении богослужебного языка» 211 . «Имейте в виду, что комиссия по исправлению одного служебника работала не менее двадцати лет, пока не вымерла», – саркастически напоминал Н.В. Покровский 212 . Кто будет переводить богослужебные книги? «Разве у нас есть какой-нибудь религиозный поэт, которому можно было бы поручить это величайшее дело?» – спрашивал священник С. Недельский, справедливо полагавший, что для богослужебного употребления не годятся учебные переводы вроде тех, которые печатаются в школьных пособиях. – «Я убежден, не найдется ни одного святого поэта даже для перевода божественной литургии, утренних и вечерних молитв» 213 . О. Стефан Богородицкий тоже не видел в современной ему России достойных мастеров слова: на седалище Пушкина и Лермонтова «сели Горькие, Андреевы, Куприны, Арцыбашевы и прочие порнографисты», от поэтичности русского языка скоро останется одно воспоминание 214 . Окружной благочинный из Мценского уезда протоиерей Василий Ключарев напоминал, что кроме вдохновения для этой работы нужна еще и ученость 215 . А о. Н. Виноградов сформулировал целый ряд условий, необходимых для создания русского текста богослужения, равноценного славянскому: Найдется ли достаточное количество людей глубоко религиозных, одаренных большим литературным талантом, которые смотрели бы на перевод богослужебных книг на русском языке, как на подвиг жизни, как на святое, безусловно необходимое для народа дело? 216 8. Большие трудности представляет согласование нового богослужебного текста с музыкой. Все наше церковное пение органически, неразрывно соединено с словом богослужебного текста, к этому слову примерено и без него немыслимо. Изменить этот текст – значит разрушить эту живую вековую связь и разрушить вместе со словом все церковное пение и исказить безобразно чин богослужения. (...) Поставьте вместо славянского текста русскую деланную фразу – исчезнет и цезура, и ритм, и смысл каждой отдельной фразы, и весь лад пения, к ней примеренный

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Еще же этими словами Кто хочет знаменует Христос, что последовать Христу в нашей власти. В нашем произволении наше спасение, если мы захотим Божией помощи, всегда готовой нам содействовать, но которой мы можем пренебречь и отвергнуть ее. Временное богатство мира сего и власть мы часто не можем получить, если и хотим этого. Они улетают от нас на крыльях, когда нам кажется, будто мы их можем удержать. Но мы получаем небесное некрадомое богатство, если хотим этого и прилагаем старание. Еще Христос показывает этими словами Кто хочет, что не вынужденно влечет за Собой, не понуждает, хотя и может понудить, поскольку Господь всесилен и всемогущ. Однако желая добродетелей и заслуг человека, происходящих по его свободной воле, л не желая разрушить человеческого самопроизволения, сладким Своим провидением снисходит к нашему естеству. И как в давние времена царь Ииуй говорил Ионадаву: Расположено ли твое сердце так, как мое сердце к твоему сердцу? (...) Если так, то дай руку твою (...) приподнял он его к себе в колесницу ( 4Цар. 10, 15 ), так и Христос обращается к каждому: Расположено ли твое сердце так, как Мое сердце к твоему сердцу? То есть, так же ли ты мыслишь, как и Я? Того ли желаешь, что и Я? Я желаю твоего спасения, и если ты тоже желаешь этого, то дай мне руку, и приподниму тебя, и взойдешь со Мной в Крестную колесницу и так получишь спасение. Во-вторых, Христос говорит: идти за Мною, чем показывает отличие слов Ветхого Завета от слов Новой Благодати. Ведь прежде Бог не принимал нашего естества. Ветхозаветные отцы ходили пред Господом. Так, царь Езекия говорит: О, Господи! Вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно ( 4Цар. 20, 3 ). Так и к Ною обращается Господь: тебя увидел Я праведным предо Мною ( Быт. 7, 1 ). Так и священнику Илии говорит Бог: И поставлю Себе (вместо сынов твоих) священника верного (...) и он будет ходить помазанником Моим во все дни ( 1Цар. 2, 35 ). Когда же Он изволил воплотиться, то стал звать последовать за Ним: Кто (говорит) хочет идти за Мною. Так что Ветхозаветные отцы трудились и терпели, не имея перед собой образа трудов и терпения. Ныне же Христос пострадал за нас и оставил нам Свой образ, чтобы мы последовали стопам Его. Явное проображение этого мы видим том, как несли виноградную ветвь с кистью ягод, что написано в Книге Чисел. Двое понесли эту ветвь на шесте, предваряющий и последующий. Предваряющий не видел кисть и не мог вкусить ягод. Последующий же наслаждался и тем, и другим, он и видел, и наслаждался ( Числ. 13 ). Так и древний Иудейский род Христа грозди Небесной не видел и не вкусил, то есть, не видел во Плоти и не вкусил в Божественных Таинствах. Но народ христианский, следующий за Христом, всегда имел Его перед глазами, всегда видя образ деяний и страданий Христа. Насколько же велик стыд и срам нам, христианам, когда в давние времена, когда люди не знали Христа, были такие святость и добродетели. Мы же, имея Христа, образ всех добродетелей, к нам пришедший, пребываем в унынии и небрежении.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Если Дух будет при наших словах, то это гораздо полезнее, чем звенящая медь риторики и благошумные колокола красноречия. Фараон более имел оснований бояться заикающегося Моисея, чем всех египетских краснобаев, так как в нескладных речах Моисея слышалась сила Духа. Заикание одного видного профессора 5 русской истории только усиливало впечатление от его речи, потому что эта речь была убежденная и согретая огнем чувства. Но если нашей мало-способности придет на помощь Дух Истины, то мы будем препоясаны нечеловеческою силой. Будем же смело ратовать за Иисуса, не смущаясь своею слабостию. Из царского сада. Бедная женщина проходила мимо царского сада и грустным взором глядела на кисти превосходного винограда. У ней болел горячкой единственный сын, и как усладительно было бы ему проглотить несколько ягод. Она поспешила домой, захватила мелкую монету и просила садовую стражу продать ей для больного сына несколько ягод. – Здесь нет продажи. Проходи мимо! – был ответ. Женщина опять пошла домой, прибавила три последния монетки и снова явилась с своей просьбой пред воротами сада. Опять получила отказ, только в более резкой форме и приправленный угрозой. Разговор стражи с женщиной на этот раз обратил на себя внимание царской дочери, и она спросила в чем дело. Получив объяснение от стражи, царевна приблизилась к женщине и сказала: – Отец мой не торгует плодами, но дарит их. С этими словами она шедро наделила женщину виноградом. Не в таком ли положении и мы пред Духом Святым? Часто мы надеемся приобресть Его благодать малоценными подвигами или внешней обрядностию. Но для получения благодати нужны не подвиги, а смиренное верующее сердце. Возрождение. Английский проповедник спешил в храм на проповедь. По пути к нему подошел незнакомец с письмом в руке. Он сказал: „весьма важное для вас письмо. Просят вас, чтобы прочли его прежде проповеди». Проповедник исполнил просьбу. В письме ему делались сильные упреки на счет его прежней необузданной жизни. Письмо заканчивалось следующими словами: „так как вы не можете отрицать справедливости изложенного, то как вы смеете выступать пред народом, молиться и проповедывать?» Проповедник спокойно сунул письмо в карман и взошел на кафедру. После молитвы он вынул письмо, громко и дословно прочел его и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

116 См. в конце 1 главы о Сыне человеческом и в особ. Григ. Богосл. послание к Квидонию л. 249 на обор. 135 В т. наз. “Histoire apostolique d’Abdias dans les Apochryptes (Bibl. Theol. De Migne) и. II сн. 19; col. 713. Апост. история Авдия, по-видимому, написана в X веке, но вероятно начертатель её пользовался древним преданием. 143 Biblia Sacra ставит точку и даже начинает стих 3-й словами, которые у нас во 2-м стихе. «Иду уготовати место вам». И Саси переводит, хотя не с тою же пунктуациею, но с тем же смыслом. Такой смысл дает и франц. реформ. Библия 1731 (La Науе). 148 Мы даем перевод Сперанского, но в подлиннике последняя фраза сильнее: vita quam sperare debes означает, что Господь вечная абсолютная Жизнь, и потому что Он Жизнь, даруется и тебе право надеяться на вечную неугасимую жизнь для тебя самого. 153 Митр. Филарет; Зап. на кн. Бытия III, 8. Ср. Феофилакта Болгар. на Иоан. на, лист 22 (изд. 1748). 162 Ср. в Ветхом Завете образ хождения Бога в раю (Филарет и св. Летопись in loco), мольбу Авраама о Содоме, видение Иакова, все видения пророческие. 179 демоны философских и атеистических теорий с одной стороны, и демоны сладострастия – с другой, овладели языческим миром. Мир лжи охватил Иудейство, которое прямо противилось Духу Святому, как укорял их первомученик Стефан ( Дeяh. VII, 51–53 ). 202 Славянский перевод относит частицу ся к двум глаголам: смущает (ся) и устрашает (ся). Ср. русский перевод и греческий оригинал. 219 Ср. об этом пути Иерусалим и Синай Норова второе путеш. изд. 1878, стр. 17–21, 23, 29 и др. Ср. еще Хитрово неделя в Палестине 1879, стр. 61–65. См. Smith’s Bibl. Dictionn. ad. voc. Gethsemane и прекрасный план Иерусалима на карте Фан-де-Вельде. У Уэсткотта в Speaker’s Bible есть предположение, что Господь по пути заходил еще в храм, но мы совершенно отрицаем это ни на чем не основанное предположение. 220 Uc. V, 1–7 . Таково, по-видимому, сопоставление текстов Ветхого и Нового Завета, могущее быть допущенным. Мы решительно восстаем против весьма распространенного у англ. богословов приема предполагать, что Господь брал Свои сближения из тех предметов, которые попадались на глаза. Так Westcott in loco думает, что виноградники по пути, по коему шел Господь с учениками, могли возбудить символизм лозы; или, при (неправильном) предположении, что Он заходил в храм, символистика виноградной лозы (как думает Уэсткотт) возникла от изображения золотой виноградной лозы на вратах храма, о чем говорит Фл. Иосиф, называя врата портиками в Др. Ист Иуд. кн. XV, глава XIV, § 4, и в Войне Иуд. кн. V, глава XIV (опис. храма) § 8. Точно также в X главе Иоан. Уэсткотт делает предположение о том, что вдали виднелись пастухи. Подобные мысли мы встречали и у других английск. богословов, но мы решительно отрицаем эти мнения, дающие как бы случайный характер символам и уподоблениям Господа, тогда как они вечные образы вечных истин.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

При определении побуждений, по которым составлено Феодоритово слово, и лиц, для которых Досифей вносил это слово в свои сборники, достойны внимания те статьи, среди которых оно находится. В сборнике 802, перед словом Феодорита, помещены молитвы св. Кирилла Туровского (лист. 171–201). Сии молитвы служат превосходным руководством како благословити 34 Господа. На обороте 201 л. за Феодоритовым словом следует (а) слово о крестящихся (мнози неразумнии человецы махающее рукою)…(б) молитва кресту: и егда хощеши спати, целуй крест свой…Да воскреснет Бог…Точно так же и в сборнике 808 в след за Феодоритовым словом помещается на лист. 472 обор. и 473 слово о крестящихся человецех·мнози неразумнии. Такое собрание статей, сходных между собою по главному предмету их содержания, надобно думать, было сделано против тех, которые или совсем отвергали молитвы, или небрежно молились, не придавая никакого значения крестному осенению себя рукою. Глава 3. Появление и распространение в России стоглава, составленного греческим патриархом, св. Геннадием, объясняемое сперва влиянием латинства на Россию, а потом появлением жидовствующих. – Из сего стоглава Геннадиева составлено Феодоритово слово в пользу трехперстия, но не двуперстия. – Неоспоримые основания к сему заключению в самых обстоятельствах времени сего появления. – Сходство лжеучения жидовствующих с арианством. – Св. Мелетий Антиохийский посрамил ариан тремя первыми перстами. – Только сии персты могут служить выражением православного учения о Боге; это подтверждают, и старопечатные книги. При решении вопроса – кто был писателем слова Феодоритова, нельзя не обратить особенного внимания почти на буквальное в нем сходство самого изложения догматического вероучения с первыми двумя главами стословца или стоглава св. Геннадия, патриарха Царя-града. Сей стословец в русской, духовной письменности сделался известным очень рано. Так в рукописях Москов. духов. Академии есть список 12, лист. 53), принадлежащий к XII в. Но особенно многочисленны списки его в XIV – XVI веках. В XVII веке он был напечатан на конце малого катихизиса, изданного при патриархе Иосифе 35 . Умножение списков стоглава Геннадия в указанное время не иначе можно объяснять, как требованием времени. Какое же это было время? – И самим старообрядцам известно, какое сильное отвращение чувствовали изстари православные к римско-католикам. Стефан Зизаний в своем «казанъи на осъмый артикуль вызнаня веры» подвел на последнем листе сумму всех знаков антихристовых, и положительно назвал папу антихристом. Такое отвращение заслужили к себе римско-католики своим неправославным учением и разными притеснениями, с помощию которых они старались распространить свое учение в России почти с самого начала принятия ею православия 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Так, один из бывших Филаретовских справщиков думал, что Иисус Христос рожден от Бога Отца не прежде век, но тогда, когда послан был Архангел благовестить Деве Марии запачатие, и самое Божество почитал человекообразным 144 . По такому крайнему невежеству книжные справщики упорно стояли за чтения поврежденные в рукописях и книгах потому только, что эти рукописи и книги были старые 145 . Принимая здесь в соображение то, что в патриаршество Филарета рукописи Стоглава уже были известны 146 , мы должны допустить, что в это время некоторые молились двумя перстами, как заповедывалось в Стоглаве. Если заслуживают какого-нибудь вероятия старообрядческие рукописи: то, читая их, мы приходим к той мысли, что при самом поступлении Филарета на патриаршество, он уже был окружен такими людьми, которые особенное внимание обращали на перстосложение руки благословляющей. Так, в житии инока Корнилия (4 гл.) говорится, что и «он позван бысть патриархом Филаретом Московским , от него же понужден ключарем, еще тогда внове Филарету престол патриаршеский приемшу»: – что сей «Корнилий прочими дойде и к патриархуИерусалимскому Феофану, и благословение от него по обычаю, рукою двема персты приять» 147 . Итак, если, при употреблении некоторыми двуперстия, учение о нем не могли внести в печатные книги, одобренные к печати самим патриархом Филаретом (напр., в его псалтирь напечатан. 7140 – 1632 г.): то это не потому ли, что сам патриарх не разделял мнения 31 главы Стоглава? Патриарх Филарет имел столь великое презрение к латинам, что поставил их хуже всех еретиков, когда-либо бывших: поэтому, естественно, он никак не мог одобрить латинского обычая изображать крест двумя перстами 148 . Но вот типографщик издал книгу Лаврентия Зизания без ведения патриарха, и в ней постарался переделать, хотя не совсем удачно, из троеперстия – двуперстие. На такое заключение наше о перстосложении в катихизисе Лаврентия Зизания, старообрядцы нам могут возразить то, что родной брат его – Стефан Зизаний учил знаменаться двуперстно 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010