К 75 прежним депутатам присоединились теперь еще представители новой сербской аристократии, только что получившей права венгерского дворянства; последних было 23 человека; епископов было семь, в том числе Трансильванский и Буковинский. Сейм имел 24 заседания и кончился к 10-му ноября. Одним из первых вопросов, обсуждавшихся на сейме, был вопрос о политических правах сербского народа в Венгрии; некоторые желали образовать особую территорию из населенных сербами земель, с независимым сербским управлением, но разумная речь Саввы Текели охладила пылкие мечтания создать государство в чужом государстве и остановила внимание сейма на мысли просить короля о внесении сербских привилегий в законы Венгрии. Кроме сего, Темешварский сейм просил императора-короля: 1) чтобы монастыри, как владельцы больших земель, получили право посылать своих представителей в комитатския собрания; 2) чтобы в Новом-Саде, Сомборе и Темешваре половина членов магистрата была из лиц восточного исповедания, в Пеште, Буде, Сегедине и Субботце – по два члена, а в прочих городах, где живут сербы, – по одному; 3) чтобы западное духовенство не смело вмешиваться в дела православной церкви, а православное духовенство пользовалось бы равноправностью с католическим; 4) чтобы православные сербы не уплачивали десятин католическому духовенству; 5) чтобы во всех общинах сербских были заводимы народные школы на сборные деньги от митрополита и епископов, имеющие поступать с 1-го мая 1791 года; 6) чтобы сербы могли чтить свои праздники и не работать в них на помещиков; 7) чтобы униатским епископам не выдавалось пособия от казны, и чтоб униаты вообще не имели преимущества пред неуниатами; 8) чтобы сербов не называли схизматиками, ни священников их попами, а парохами, и наконец, 9) чтобы церкви и школы были свободны от налогов. К концу сейма избран и митрополит Стефан Стратимирович, бывший епископ Будимский. Все представления сейма, кроме 7-го пункта, император утвердил в апреле 1791 года, и в частности о десятинах выразился так: „Требование от взноса десятины католическому духовенству основано на справедливости; оно уже несколько раз было обещано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Привилегии, данные сербам Леопольдом I, как видно, были весьма широки и неоднократно подтверждались австрийскими императорами и в последующие времена. Насколько, однако, всё это было призрачно, видно из того, что сербы скоро стали жаловаться на разные притеснения, и на сербском конгрессе в Темшиваре, созванном с разрешения австрийского императора Леопольда II, в 1790 году, они просили правительство между прочим, чтоб 1) им дозволено было пользоваться старым Юлианским календарём; 2) свободно выбирать архиепископа и строить церкви; 3) чтобы епископы могли свободно обозревать свои епархии; 4) чтобы православное приходское духовенство вполне уравнено было в правах гражданских с римско-католическим приходским духовенством 138 . На этом же соборе 29 октября 1790 года карловицким митрополитом был избран Стефан Стратимирович епископ будимский, который управлял карловицкой митрополией в течение сорока шести лет. Митрополит Стратимирович был одним из образованнейших сербов своего времени. Он основал при митрополичьем дворе в Карловцах библиотеку, которую наполнил ценными научными сочинениями того времени, не только богословскими, но и по другим отраслям науки. В 1791 он открыл в Карловцах гимназию, а в 1794 г. богословскую школу (богословия). В 1797 г. он устроил на свои личные средства «алумнеум» (благодяние), существующий и ныне, для бедных учеников, получающих там даровой стол. Митрополит Стратимирович пользовался большим уважением не только со стороны австрийских сербов, но также и сербов, живущих за Дунаем, в теперешнем королевстве – Сербии. Поэтому во время восстания последних, австрийское правительство склоняло его убедить задунайских сербов к признанию над собой покровительства Австрии. Но митрополит думал иначе. В июне 1804 года он передал в Будапешт русскому протоиерею Андрею Самборскому, состоявшему там при великой княгине Александре Павловне, супруге венгерского палатина Иосифа, план восстановления нового славяно-сербского государства. Хотя план митрополита Стратимировича остался без исполнения, однако благодаря его именно влиянию задунайские сербы отвергли покровительство Австрии 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРАНИНА [серб. муж. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на одноименном острове Скадарского оз. (Шкодер). Построен еп. Зетским Иларионом в 1233 г. по благословению свт. Саввы I Сербского ( Мошин В. св. Саве манастиру св. Николе у Сава - Споменица Београд, 1977. С. 79-116). До перенесения в 1484 г. кафедры здесь находилась резиденция Зетских митрополитов. Дарителями мон-ря были короли Владислав и Стефан Милутин, кор. Елена. Царь Стефан Душан сделал В. подворьем основанного им мон-ря св. Архангелов в Иерусалиме. В XV-XVI вв. мон-рю дарили земли семьи зетских господарей Балшичей, Стратимировичей и Черноевичей. Во 2-й пол. XV в. игуменом В. был духовный писатель Никон Иерусалимлянин . Для сохранения богатого архива мон-ря в 1721 г. мон. Гавриил (Джурашкович) переписал хранившиеся здесь хрисовулы, ранние из к-рых относились к 1469 г. 8 сделанных им копий были опубликованы И. С. Ястребовым ( Ястребов И. Препис на О манастиру св. Николе Српског Ученог Друштва. Београд, 1879. 47. С. 219-231). В. часто подвергалась нападениям турок (в 1557 и 1714), в 1843 г. мон-рь был превращен в казарму, а 1862 г. разрушен. Описание мон-ря оставил постриженик В. Черногорско-Брдоский митр. Иларион (Роганович) . Церковь была каменной, средней величины, без купола и звонницы. В ней находилось неск. могил, в т. ч. основателя мон-ря. В Цетине хранятся найденные в 70-х гг. ХХ в. 3 колокола, отлитые в Венеции в 1306 и 1453 гг., некогда принадлежавшие обители. Сохранилась печать мон-ря 1484 г. с ликом свт. Николая. В 1886 г. на фундаменте черногорский кн. Николай Петрович построил новую 1-нефную церковь с примыкающей звонницей и неоклассическим иконостасом рус. работы. Рядом был возведен большой братский корпус. В 1883-1884 гг. во В. проживал иером. Симеон (Попович , прп. Дайбабский). Во время второй мировой войны церковь и братский корпус были сожжены. Восстановление началось в 1998 г. иером. Марком (Кесичем). Сейчас во В. проживают 2 насельника. В 2000 г. был построен небольшой братский корпус. Лит.: Т. Манастири на тлу Црне Горе. Нови Сад; 1995. С. 125-128; Ч. , Р. Споменици културе Црне Горе. Београд, 1997. С. 321-322; С. Културна баштина Црне Горе. Нови Сад, 2003. С. 24-25. Сл. Милеуснич Рубрики: Ключевые слова: ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/155408.html

1. Софроний (Подгоричанин) 1710 -1711 2. Викентий (Попович) 1711 -1725 3. Моисей (Петрович) 1725 -1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731 -1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739 -1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749 -1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769 -1774 9. Викентий (Иоаннович-Видак) 1774-1780 10. Моисей (Путник) 1781 -1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790-1837 12. Стефан (Станкович) 1837 -1842 13. Иосиф (Райячич) 1842 -1848 Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848 -1861 2. Самуил (Маширевич) 1864 -1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874 -1879 4. Герман (Ангелич) . 1881 -1888 5. Георгий (Бранкович) 1890 -1908 6. Лукиан (Богданович) 1908 -1913 III. Черногорская Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697 -1735 2. Савва 1735 -1766 -1781 3. Св. Петр I 1781 -1830 4. Петр II 1833-1851 5. Никанор 1852(1858) -1860 6. Иларион 1863 -1882 7. Виссарион 1882 -1884 8. Митрофан 1884(1888) -1920 После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920 -1930 2. (40) Варнава 1930 -1937 3. (41) Гавриил 1937 -1950 4. (42) Викентай 1950 -1958 6. (43) Герман 1958 -1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Архиепископы 1. Досифей 1958 -1981 2. Ангеларий 1981 Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» На русском языке Александров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911. Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл. Обоэрен.». М., 1868. 8, т. 26. Архимандрит Симеон, новый сербский подвижник//ЖМП. 1974. 10. Березкин Л. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви в Хорватии, Славонии и Далмации//«Хр. Чт.». 1873. Т. II. БудиловичА. С., проф. Очерки из Сербской истории//«Славянский сбор-ник». 1877. Т. II. Буткевич Т. И. Высшее управление в православных автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Варнава Китросский, митроп. Основные положения об управлении Православных Патриархатов с историческими обозрениями. — Афины, 1972. (Машинопись, перевод с греческого).

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

5. Даниил III 1392 —1398 6. Савва V 1398 —1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 —1419 9. Св. Никон 1420 —1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 —1453 12. Арсений II 1455 —1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557—1571, 1574 14. Антоний 1571 —1575 15. Герасим 1575 —1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 —1591 19. Филипп 1591 —1592 20. Иоанн 1592 —1614 21. Паисий I 1614 —1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648—1655, 1659 23. Максим 1655 —1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 —1690, 1706 25. Каллиник I 1691 —1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 —1712 27. Моисей (Райович) 1712—1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 —1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739—1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 —1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 —1763 37. Василий (Бркич) 1763 —1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 —1766Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 —1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 —1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 —1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 —1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889—1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 —1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 —1920II. Церковь в Австро-Венгрии Карловацкие Митрополиты 1. Софроний (Подгоричанин) 1710 —1711 2. Викентий (Попович) 1711 —1725 3. Моисей (Петрович) 1725 —1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731 —1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739 —1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749 —1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769 —1774 9. Викентий (Иоаннович-Видак) 1774—1780 10. Моисей (Путник) 1781 —1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790—1837 12. Стефан (Станкович) 1837 —1842 13. Иосиф (Райячич) 1842 —1848Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848 —1861 2. Самуил (Маширевич) 1864 —1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874 —1879 4. Герман (Ангелич). 1881 —1888 5. Георгий (Бранкович) 1890 —1908 6. Лукиан (Богданович) 1908 —1913III. Черногорская Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697 —1735 2. Савва 1735 —1766 —1781 3. Св. Петр I 1781 —1830 4. Петр II 1833—1851 5. Никанор 1852(1858) —1860 6. Иларион 1863 —1882 7. Виссарион 1882 —1884 8. Митрофан 1884(1888) —1920После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920 —1930 2. (40) Варнава 1930 —1937 3. (41) Гавриил 1937 —1950 4. (42) Викентай 1950 —1958 6. (43) Герман 1958 —1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

В нач. ХХ в. положение сербов ухудшали сложные отношения между Австро-Венгрией и Сербским княжеством, к-рое оказывало влияние на австр. сербов, и стремление венг. властей ассимилировать слав. население. Венгерское гос. собрание ввело обязательное изучение венг. языка в школах (1907), а, согласно предписаниям 1913 г., ученики после окончания 4-го класса должны были свободно говорить, писать и читать на венг. языке. Патриарх Лукиан (Богданович) добился в 1910 г. возвращения публичного статуса серб. учительской школе в Пакраце, выделял средства на открытие новых школ и на содержание интернатов для бедных учеников. В 1912 г. венг. власти упразднили церковно-школьную автономию митрополии. Избрание нового главы К. м. после внезапной смерти патриарха Лукиана (1913) осложнилось началом первой мировой войны. После распада Австро-Венгрии (1918) и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (1 дек. 1918) К. м. и все части бывш. Печской патриархии оказались на территории одного гос-ва, поэтому 12 сент. 1920 г. была обновлена единая Сербская Патриархия. На тот момент в К. м. было 7 епархий (Сремско-Карловацкая, Бачская, Будимская, Вршацкая, Горно-Карловацкая, Пакрацкая и Темишварская), ок. 1,2 млн верующих, 27 монастырей, 721 приход и 124 подворья, 777 храмов и 722 священнослужителя. Предстоятели К. м. митр. Исаия (Джакович; 1708); митр. Софроний (Подгоричанин; 1710-1711); митр. Викентий (Попович Хаджилавич; 1713-1725); Моисей (Петрович; митрополит Белградский в 1713-1725, митрополит Белградско-Карловацкий в 1726-1730); митр. Викентий (Йованович; 1731-1737); патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента; 1737-1748); митр. Карловацкий Исаия (Антонович ; 1748-1749); митр. Павел (Ненадович; 1749-1768); митр. Иоанн (Джорджевич; 1769-1773); митр. Викентий (Йованович-Видак; 1774-1780); митр. Моисей (Путник; 1781-1790); митр. Стефан (Стратимирович; 1790-1836); митр. Стефан (Станкович ; 1837-1841); Иосиф (Раячич; митрополит Карловацкий в 1842-1848, патриарх Сербский в 1848-1861); патриарх Самуил (Маширевич ; 1864-1870); Арсений (Стойкович; администратор в 1870-1872); еп.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ [серб. Jepomej] (Мутибарич Игнатий; 1799, Бегеч, близ Нови-Сада, Сербия - 1858, Сремски-Карловци, там же), еп. Далматинский в 1843-1853 гг. Получил богословское и философское образование. 7 февр. 1824 г. в мон-ре Раковац был пострижен в монашество митр. Карловацким Стефаном (Стратимировичем) . Считался одним из лучших знатоков т. н. карловацкого пения. Преподавал пение в церковных школах в городах Вршац и Сремски-Карловци. 30 дек. 1832 г. возведен в сан архимандрита в монастыре Гргетег. В 1843 г. И. был избран на кафедру Далматинской епархии , после того как в 1836 г. под давлением светской власти еп. Пантелеимон (Живкович) был отстранен от архипастырского служения. Хиротония во епископа состоялась 25 окт. 1843 г. в Сремски-Карловци, интронизация - 19 дек. в г. Задар. Пытался создать епархиальную консисторию, но столкнулся с противодействием властей. Заботился о повышении уровня образования духовенства, добился увеличения (с 25 до 50) обучавшихся за счет гос-ва числа клириков, на личные средства основал учебный фонд для девочек. Весной 1844 г. объехал епархию, и в результате его проповеди в Дрнише 256 униатов вернулись в православие. В нач. 1853 г., подобно своему предшественнику, по указанию властей был снят с кафедры, 16 марта на нее был утвержден архим. Стефан (Кнежевич) . Похоронен в монастыре Гргетег. Соч.: Слово. Нови Сад, 1843. Лит.: А. Српско народно црквено njehuje//Календар Српске правосл. enapxuje Бачке за 1944 г. Нови Сад, 1944. С. 94; Српски jepapcu. С. 219-220; Д. Jepomej и карловачко Нови Сад, 1988; Никодим (Милаш), еп. Дела. Београд, 20042. 4: Православна Дaлмaцuja. С. 570-572. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 1765, по др. данным, 1767 - 1862), еп. Далматинский

http://pravenc.ru/text/293764.html

Митрополит Стефан Стратимирович в 1827 г. богато украсил этот монастырь масляною живописью. В нем находятся части мощей св. Максима и праведной Ангелины – матери его, уцелевших от пожара. Здесь погребены сербские патриархи: Арсений III Черноевич и Арсений IV Иоаннович; здесь же похоронена княгиня Лю­бина, мать сербского князя Михаила Обреновича. При мо­настыре хранятся все древности, перенесенные сербскими патриархами из древней патриаршей столицы – Ипека (Печи, в Старой Сербии). Довольно большая монастырская библио­тека состоит преимущественно из древних книг и ру­кописей. Особенно замечательны четыре митры от времен св. Максима, богато украшенные драгоценными камнями и жемчугом и два рукописных Евангелия от 1514 года в богатом переплете. Этот монастырь, как выше было ска­зано, служил некоторое время и резиденцией митрополита (и ныне находится под его непосредственным ведением), и в нем собирались конгрессы для избрания митрополита-патриарха. Местоположение монастыря превосходно. 2) Верд­ник – Раваница сооружен сербами в воспоминание Раваницы, монастыря в Сербии. По преданию, основан царем Лазарем, когда он еще был воеводою Сремским. Здесь покоятся мощи сербского царя Лазаря, павшего на Косо­вом поле, в несчастном сражении с турками в 1389 г. Ежегодно, 15 июня, в т. н. „Видов-день“ сюда стекается множество сербов не только из австрийских владений, но и из самой Сербии, чтобы помолиться при мощах своего царя-героя и помянуть несчастную косовскую битву. В монастыре хранятся жалованная грамота царя Лазаря монастырю Раванице в Сербии, печать его, – довольно много старинных вещей, серебряных сосудов, крестов, евангелий и пр. Некогда монастырь этот был очень богат, но ныне находится в незавидном положении. 3) Язак расположен в расстоянии ¾ часа ходьбы от Раваницы. В нем по­чивают мощи последнего Неманича, Стефана Уроша, уби­того в 1367 г. одним из деспотов сербских Вукашином, занявшим потом королевский престол. Стечение народа в монастырь, в день этого печального события, бывает довольно большое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

С тех пор как Милица впервые встретилась с Лазарем во владениях своего отца, они искренне полюбили друг друга. Вступив в брак, живя честно и богоугодно, они родили пятерых дочерей (Мару, Драгану, Елену, Феодору, Оливеру) и трех сыновей (Стефана, Вука и Добривоя, который скончался вскоре после рождения). Благочестивая Милица воспитывала своих детей в страхе Божием, научив их необходимым наукам и привив полезные навыки, как и подобало княжеской семье. В воспитании сыновей и дочерей ей помогала родственница монахиня Евфимия, бывшая супруга деспота Иоанна Углеши, погибшего в битве на реке Марице. После смерти царя Душана и кончины его сына Уроша Кроткого в 1371 году князь Лазарь стал фактическим правителем Сербии. На его плечи легла ответственность за сербский народ, державу и Церковь. Однако в это время сербские князья и вельможи уже были раздираемы начавшимися междоусобиями и несогласием. Лазарю довелось быть правителем Сербии вплоть до трагической Косовской битвы, произошедшей в 1389 году. Во время своего правления супруги воздвигли церкви и монастыри, устроили школы и богадельни, лечебницы и странноприимницы. Их стольным градом был Крушевац. Исполненная всякими добродетелями Милица — благоразумная, милостивая, щедрая и тихая нравом мать и супруга — была лучшим примером своим детям. О характере воспитания в семье говорит тот факт, что, несмотря на опасное и полное искушений время, все дети Лазаря и Милицы сохранили непоколебимой свою веру, а один из ее сыновей — Стефан, деспот Сербский — был прославлен в лике святых угодников Божиих. Четыре их дочери были выданы замуж за христианских правителей и вельмож. Старшую дочь Мару отдали за сербского вельможу Вука Бранковича; вторую дочь Драгану — за Александра, сына Болгарского царя Шишмана; третью, Елену — за Зетского правителя Георгия Стратимировича-Балшича; четвертую Феодору — за Мачванского и Венгерского правителя Николу Гаровича. Младшей дочери Оливере был уготован тяжелый крест, о котором будет сказано позже. Суровое испытание постигло Милицу и множество сербских жен во время трагичной и славной Косовской битвы в день святого Вита 15 июня 1389 г. Храброе сербское войско сразилось с турецкими завоевателями во главе с султаном Мурадом и его сыном Баязидом. В этой битве царь Лазарь сложил свою голову вместе с сотнями благородных сербских витязей.

http://pravoslavie.ru/133069.html

Текст и идеи, в нём содержащиеся, в определённых случаях очень надолго переживают автора. В особенности долговечны алфавиты и связанные с ними знаковые системы. Вне зависимости от конкретных исторических подробностей, народное сознание (и его высшее проявление - Священное Предание) связало наш алфавит и родственные ему - с именами Кирилла и Мефодия. Из совокупности трудов славянских первоучителей и их последователей (Св. Стефана Пермского, Константина Костенечского, Епифания Славинецкого, Яна Амоса Коменского, Св. Иоанна Вишенского, Кариона Истомина, Яна Коллара) складывается система Кирилло-Мефодиевской идеологии. Язык и текст как крепости, которые нельзя взять - в отличие от павших твердынь Велеграда, Смедерева и Белой Горы... Язык и текст - таково было вдохновение просветителей славянских народов XVIII - XIX веков. Но где языку искать опоры, где его фундамент? В богослужении? Да, но только в своём, церковно-славянском. Те же народы, которые были лишены этого главного Кирилло-Мефодиевского сокровища - чехи, словаки, словенцы, лужичане (или почти лишены, как хорваты, у которых едва теплилась глаголица) - им оставался народный говор, облагороженный появившейся в две предыдущие эпохи - Возрождения и Просвещения - национальной литературой. У одних - более представительной (хорваты, поляки), у других - скудной и презираемой иноземцами (лужичане, русины). У сербов положение было особенным. В конце XVII - начале XVIII столетий огромная часть народа сняла пламя с вековых очагов и, под предводительством Патриархов Арсения III и Арсения IV унесла его далеко на север, от Воеводины до Северского Донца рассыпались цепью сербские городки и сёла. В старых римских, немецких, венгерских городах образовались крупные общины - так возникли культурные феномены «Сербской Вены», «Сербского Будапешта» (Буды и Пешта - до слияния), «Сербского Темешвара» (Тимишоара). Но центром стал сербский город, столица изгнанников - Нови-Сад. В Воеводине творили новую сербскую литературу Досифей Обрадович и Захария Орфелин, Лукиан Мушицкий и Стефан Стратимирович, Йован Хаджич и Георгие Магарашевич. Для поддержки журнала Магарашевича - «Сербской Летописи» и была основана в 1836 году первая в истории Матица - Сербская.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/19/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010