Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания Претыкание первое В Евангелии от Матфея, в главе 13, и от Луки, в главе 11, Христос Спаситель наш, негодуя, говорит Иудеям: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших ( Мф. 23, 29–32 ). Исправление претыкающимся В начале первой главы уже говорилось, что Писание больше на нашей стороне, и из него ясно, что почитание мощей святых – это древний обычай, который был в Израиле и во времена Христа. Христос не осуждает тех, кто строил гробницы пророкам: если бы за это Христос негодовал на них, то он бы негодовал и на Моисея, который вынес мощи Иосифа из Египта ( Исх. 13 ), и на Иакова, который поставил столп над гробом умершей Рахили ( Быт. 35 ). Не в том обличает их Христос, что украшают гробы святых, ибо это благое дело, но обличает их за лицемерие, за то, что, будучи нечестивыми внутри, являли видимое благочестие: поэтому и называет их лицемерами. Снаружи показывают овечью шкуру, а внутри хищные волки, и, осуждая своих отцов, убивавших пророков, этим также убивают и Апостолов, и Пророков, более того, и Самого Апостолов и Пророков Господа. Такое толкование дают святые Отцы, Златоуст, Феофилакт, Амвросий и прочие. Претыкание второе В послании святого Апостола Иуды: Архангел Михаил спорил с диаволом, который хотел явить Иудеям гроб Моисея, чтобы побудить их к идолопоклонству. Архангел Михаил запретил ему это делать, и так скрыл тело Моисея, что и сегодня неизвестно его местонахождение ( Иуд. 1 ). Поэтому мощи святых должно скрывать, а не выставлять для поклонения, чтобы люди не впали в идолопоклонство. Исправление претыкающымся Ответ на это уже был дан в первой части, в главе пятой. Но и здесь снова ОТВЕЧАЮ: лечение на пользу одному может быть во вред другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

ГОВОРИТЕ: Благочестиво ли ставить свечи перед иконами и носить их в ходах, как некие чтилища божества? ОТВЕЧАЮ: Разве вы никогда не читали, что перед прообразовательным ковчегом всегда горел огонь? Разве вы не читали в Священном Писании, как обносили ковчег вокруг Иерихона и благодаря этому пали стены Иерихонские? И когда поднимали люди ковчег, Моисей говорил: Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! ( Чис. 10, 35 ). Здесь снова спрашиваю, почему Моисей говорил, обращаясь к поднимаемому ковчегу: Востани, Господи? Разве не знал Моисей, что ковчег это не Господь? Очень хорошо знал, однако называл ковчег Господом, как образ некой Божественной святости. Так же рассуждайте об иконах в Новой Благодати, только еще лучше, насколько Новая Благодать лучше, чем ее Ветхие Сени. Глава 4. Претыкание о камень Священного Писания от пророка Исаии и от деяний апостолов о подобии У Пророка Исаии в главе 30 пишется: Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки ( Ис. 40, 18–19 ). Также в Деяниях Апостольских, в главе 17, Павел говорит: Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого ( Деян. 17, 29 ). Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Когда говорит Господь Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1, 26 ), спрашиваю, как человек может быть подобием и образом Бога? Как может быть образом и подобием видимое невидимого, описуемое неописуемого, постижимое непостижимого, тленное нетленного? И по тому, как ты мне отвечаешь, так и я тебе отвечу. Если ты скажешь, что человек есть образ Божий, но очень несовершенный, и я тебе отвечу так же об иконе Христа. Если же скажешь, что человек образ Божий не по плоти, видимой и тленной, но по душе, невидимой и нетленной, и я тебе также отвечу, что икона Христа изображает Христа не по Его Божественному естеству, но по Его видимой, от нас воспринятой, Плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

ГОВОРИТЕ: Изменения хлеба и вина на Тайной Вечери заключаются всего лишь в том, что хлеб, прежде обыкновенный, стал знамением и образом Тела Христова. ОТВЕЧАЮ: Такое изменение, или преложение, всякий может сотворить, и земледелец, взяв камень и положив в межу своей нивы, такое изменение, или преложение творит, ибо тем самым камень, праздно лежавший раньше, становится знамением земного предела. И какое же это чудо? Но превратить камни в хлебы и естество камня превратить в естество хлеба – это действительно чудо, превосходящее человеческие возможности. Такая сила приличествует Богу и Его всесильным Словам, которую вы, противники, отнимаете у Христа. Лучший и более достойный помысел о Сыне Божием имел даже диавол, нежели вы, лишенники. Искушая Христа, он сказал: Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами ( Мф. 4, 3 ). Вы же похищаете у Христа, Сына Божия, эту силу преложения Евхаристическаго хлеба. Учитесь хотя бы у этого Капернаумскаго сотника, говорившего Христу: Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой ( Мф. 8, 8 ). Учитесь у этого царственного мужа, который, услышав от Христа: Пойди, сын твой здоров ( Ин. 4, 50 ), тотчас поверил Его Словам о внезапно происшедших переменах. Учитесь у жены Хананейской, которая, услышав Слова Христа: пойди; бес вышел из твоей дочери ( Мк. 7, 29 ), тотчас поверила и действительно обрела эту перемену, по неложному Слову Христову. Что скажете на эти Слова Христовы: Лазарь! иди вон ( Ин. 11, 43 ). Разве не произошло это на самом деле? Это относится и к Слову Христа, обращенному к слепому: Прозри ( Лк. 18, 43 )! И к девице мертвой, и к юноше: Встань ( Лк. 7, 14 )! И снова к расслабленному: Встань, возьми постель твою ( Ин. 5, 8 ). Разве не произошли действительные изменения от этих и других, им подобных, Слов Христа? О, неверие ваше окаянное! Снова скажу вместе со святым Павлом: О, исполненный всякого коварства и злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних ( Деян. 13, 10 )? Вы, лицемеры, называете Христа истинным Богом и Его Слова называете истинными, а всемогущую силу Его Слов отвергаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

ГОВОРИТЕ: Не следует равнять образы Ветхого Завета с образами нынешними: те были созданы по Божию велению, эти же без него. ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Многие образы и Ветхого Завета создавались без повеления Божия. Брал ли где-нибудь повеление Божие Иаков, который поставил памятник каменный, (...) и возлил на него елей ( Быт. 35, 14 ), и дал имя месту тому Дом Божий? Брал ли где-нибудь повеление Божие Давид, который хотел создать Дом Божий ( 1Пар. 22 )? Хотя он и пролил много крови, участвуя в войнах, но Бог похвалил его за благое намерение. Брал ли где-нибудь повеление Божие Соломон, который в храме Господнем сотворил херувимов и волов, держащих медное море, и прочие образы ( 3Цар. 7 )? Что же еще сказать? Не сыны ли Рувимовы и Гадовы соорудили жертвенник без повеления Божия и сказали: чтобы это было свидетельством между нами и вами (и между сынами нашими) ( Нав. 22, 28 )? Не и сам ли Иисус Навин без повеления Божия взял большой камень и поставил его как свидетеля перед Господом, и сказал людям: вот, камень сей будет нам свидетелем (...) чтобы вы не солгали пред (Господом) Богом вашим ( Нав. 24, 27 )? Также читайте и о Гедеоне, который без повеления Божия создал жертвенник Господу и назвал его Господь – мир ( Суд. 6, 24 ). Также читайте и о Пророке Самуиле, который, не имея повеления Божия, на месте, где свершилась победа над иноплеменниками, поставил камень и дал ему имя: Камень помощи ( 1Цар. 7, 12 ). Так что видите, противники, сколь многие в Ветхом Завете образы были созданы и без Божия веления. Поэтому если эти образы не были отвергнуты Богом, то и наши образы не отвергаются, тем более что часто прославляются чудотворением. ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Как же вы говорите, что образы в Новой Благодати не были созданы по воле Божией? Ведь Сам Христос, Бог наш, взяв плащаницу, изобразил на ней образ Пречистого лица Своего и прославил чудотворением. Что же сказать об изображении Пречистой Богоматери, созданном Апостолом Лукой, и о прочих иконах, сияющих чудотворением! Но вы этому, противники, не верите, как и мы не верим вам, лжесловящим противоположное. В чудесную купину, в Гедеоново руно, в гору, от которой отсечется камень, в стамну, манну носящую, вы веруете, а это все были образы Пречистой Богоматери, по общему толкованию святых Отцов. Если же вы принимаете эти образы Ветхого Завета, то почему отвергаете образ Христов в Новой Благодати? Тень почитаете, от истины же глаза отводите; тьму любите, как ночной вран, а свет ненавидите.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

ГОВОРИТЕ: Павел хочет, чтобы все были женаты, как и он, поскольку говорит: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы ( 1Кор. 9, 5 ). ОТВЕЧАЮ: Это говорит Апостол не о женах Апостолов, но о неких благочестивых женах, которые имением своим ( Лк. 8, 3 ) служили Апостолам, как и Самому Христу следовали некие жены с тем же намерением. Так толкуют Златоуст, Феофилакт, Феодорит, Амвросий и прочие. Наименование сестра жена подобно тому, как в Деяниях, 1 встречается выражение мужи братия. Не найти вам в святом Павле заступника Лютерова прелюбодеяния, ведь он ясно говорит: Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены ( 1Кор. 7, 27 ). Но ваш апостол Лютер сделал и то, и другое: и отрекся от супружества, приняв по своей воле монашество, и женившись, сбежав из монастыря. Сколько вреда принесло это Лютерово прелюбодеяние, было ясно видно раньше и сейчас: многие насельники мужских и женских монастырей, соблазнившись вредным примером Лютера, убегают и, впадая в отступничество, женятся и посягают, и тем самым не вере, а плоти угождают, и к вам приходят, расторгнув узы монашеского обетования, и иго Христово, которое приняли по своей воле, отвергнув и поправ. Велико поистине такое беззаконие, но иногда и смеха достойно. Некоторые, движимые плотской похотью, убегают из монастырей и, приняв Лютерову веру, женятся и посягают. Затем, насытив вволю свое бесстыдное вожделение и насмеявшись над своей новой братией, снова возвращаются в монастырь на покаяние. Так что ваше сборище напоминает прелюбодейный дом, в котором своевольники утоляют невоздержанное стремление плоти. И это называется новой церковью, чистой, непорочной, одетой в белую одежду и обновленной свой верой, посвященной Богу. Таковы Лютеровы чудеса. Такова святыня этого «апостола». И как он бесстыдно жил, так бесстыдно и писал. Ибо в книге о супружестве он написал, что плотское смешение необходимо всем людям, как необходимы пища, питье и сон. И еще, в Слове о супружестве: «Если не хочет жена, да придет рабыня».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Господа! ( Пс. 102, 22 ), однако повелевает творить некое особенное поклонение подножию ног Божиих и Святой Церкви Божией: поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно! ( Пс. 98, 5 ). И снова: Услышь, Господи, моление мое, когда молюсь я Тебе, когда воздеваю руки мои ко храму святому Твоему ( Пс. 27, 2 ). И снова: войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему ( Пс. 5, 8 ). И снова: поклонимся месту, где стояли стопы Его ( Пс. 131, 7 ). И снова: на горы Сиона, ибо там обещал Господь благословение и жизнь навеки ( Пс. 132, 3 ). Но заглянем вглубь Священного Писания: разве не везде Бог есть и все выполняет? Скажете, да. Почему же Он предпочел некоторые места другим? Так, Он явился Иакову на месте, о котором Иаков говорит: Как страшно сие место! Это не иное что, как Дом Божий, это врата небесные ( Быт. 28, 17 ). Таково и то место, о котором слышал Моисей: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3, 5 ). Об этом же говорит Ангел и Иисусу Навину: место, на котором ты стоишь, свято ( Нав. 5, 15 ). Разве имеется в виду, что место само по себе, в своем естестве, свято? Нет. Но Бог, по неисповедимым путям Своим, предпочитает одно место другому и освящает его, и святой храм, и место, и дар, и на этом месте происходит больше чудес. Разве не скинию Господь предпочел другим местам и прославил чудесами ( Втор. 31, 15 )? Не Дом ли Божий был именно в Силоме, а не в другом месте ( Суд. 18, 31 )? Не храм ли Соломона избрал Господь, предпочтя его другим местам ( 3Цар. 8, 27 )? И не Давид ли говорит: Господь избрал Сион, благоволил соделать его жилищем Своим! Здесь мой покой мой навеки, здесь буду Я обитать» ( Пс. 131, 13–14 ). Послушайте же, что говорит и Моисей: Блюди себя сам, не приноси всесожжения своего на всяком месте, какое тебе понравится, но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш ( Втор 12, 5 ). Также и Соломон, хотя и знал, и верил, что Бог есть везде, однако для храма, который он создал, просит особенного Божия призрения: Господи! если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Грех в Священном Писании рассматривается в четырех направлениях. ПЕРВОЕ: Грех так называется по его свойствам. Например: вот Агнец Божий, ко­торый берет на Себя грех мира ( Ин. 1, 29 ). ВТОРОЕ: Грех так называется, хотя и не имеет соответствующих свойств, однако является причиной греха, то есть тем, что побуждает к греху. В таком значении грехом называется и похоть, или вожделение. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле ( Рим. 6, 12 ). Пример первый: Послушание жизнь, а преслушание смерть. Но в каком смысле? Не по свойству, а по причине, то есть послушание является причиной жизни, а преслу­шание – причиной смерти. Пример второй: Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными ( Рим. 8, 26 ), то есть творит в нас воздыхания. ТРЕТЬЕ: О грехе говорится, поскольку идет речь о наказании за грех. Так, в Книге Пророка Захарии написано: Вот что будет за грех Египта и за грех всех народов ( Зах. 14, 19 ), то есть будет наказание за грех. ЧЕТВЕРТОЕ: Грех называется так вместо жертвы, которая приносится за грех. Так, о Самом Христе Апостол Павел говорит: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5, 21 ). Бог Отец Единородного Сына Своего, безгрешного, сделал грехом ради нашего спасения, то есть сделал Его жертвой для искупления наших грехов. Отсюда ясно, что когда Апостол Павел называет похоть грехом, то он называ­ет ее так не потому, что она имеет свойство греха, а метанимически, поскольку похоть, или вожделение, может стать причиной греха. Метанимом в риторике называется фор­ма высказывания, в котором причина указывается вместо следствия. Например, «читаю Златоуста», то есть Беседы Златоуста. «Погорел мой друг», то есть дом моего друга. Или, напротив, указывается следствие вместо причины, или содержимое заменяется содер­жащим. Например, когда говорится: «Пью чашу», то содержимое чаши заменяется ча­шей, так как пить чашу никто не сможет, а пить можно только содержимое чаши. СКАЖЕТЕ: Все, что не от Бога, является грехом, ибо все, что создал Бог, является добром. Грех же является злом, так как он не от Бога. Похоть не от Бога, а от первород­ного греха. Следовательно, похоть – это грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Дадим в качестве примера Угодников Божиих, которые возлюбили Бога, пред­почтя Его всему. В Писании говорится о Моисее: Верою Моисей, придя в возраст, от­казался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово счел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища ( Евр. 11, 24–26 ). Таким был и Авраам, имевший единственного и горячо любимого сына Исаака, однако любви к сыну предпочевшего любовь к Богу, и, любя сына больше всякого создания, возлю­бил Бога больше, чем сына, принося его в жертву Богу. Разве это не значит любить Бога больше всех остальных, или любить Бога всем сердцем? Что же говорить об остальных! Давид говорит: Всем сердцем моим искал я Тебя ( Пс. 118, 10 ). Господь говорит Иеровоаму: не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать ус­тавы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду ( 3Цар. 11, 33 ). И, хваля царя Иосию, говорит: Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы ко Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими ( 4Цар. 23, 25 ). Вне всякого сомнения, можно так же сказать и о других, о Самуиле, Илии, Елисее, Иеремии и других Пророках, а в Новой Благодати – о Пречистой Деве Божией Матери, об Иоанне Предтече, об Апостолах, о мучениках и о других многочисленных угодниках Божиих, отдавших предпочтение Богу и возлюбивших Его больше всякого создания. Изо всего сказанного ясно, что праведному человеку с помощью Божией благо­дати вполне возможно сохранить весь Закон Десятисловия. Ибо если можно сохранить такие трудные заповеди, как не пожелай и возлюби (о которых прежде всего болтают противники), как это было показано, то почему бы не сохранить подобным же обра­зом и другие заповеди? К тому же любящий Бога всем сердцем тем самым сохраняет Его заповеди. Как показано выше, Бога можно полюбить всем сердцем. Следовательно, можно и сохранить Его заповеди. В Священном Писании часто в одном и том же выска­зывании говорится и о любви к Богу, и о соблюдении Его заповедей. Я Господь, Бог твой (...) творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои ( Исх. 20, 2–6 ). И снова: Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? (...) только, чтобы (...) любил Его (...) чтобы ты соблюдал заповеди Господа (Бога твоего) и постановления Его ( Втор. 10, 12–13 ). И снова: Итак, люби Господа, Бога твоего, и соблю­дай, что повелено им соблюдать, и постановления Его ( Втор. 11, 1 ). Так говорит и Сам Христос: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин. 14, 15 ). Там же: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин. 14, 21 ). Остальное смотрите выше, в начале этой четвертой главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Дай свободу стремлению склонного ко злу человеческого естества, и тотчас увидишь врата, открытые для всякого беззакония. Тщетными будут царские законы, власти вменятся ни во что, все Церковные правила, все уставы, узаконенные посты, определенные праздники и прочие пределы законов гражданских и духовных будут как прах перед лицом ветра. А поскольку они приводят вышеупомянутые тексты Писания, то должны иметь представление о свободе по духу, а не по плоти, в том числе по закону Ветхого Завета. Свобода же духовная в том, чтобы не быть рабом греху, а всякий, делающий грех, есть раб греху. Это овечья шкура, когда они считают себя искоренителями идолопоклонства, и ради этого отвергают иконы Христа, иконы Богородицы и иконы прочих святых. Но это волчья ярость, когда они прекрасно понимают, что икона от идола отстоит настолько далеко, как Ангел от диавола или от ложных языческих богов. Тем не менее, под покрывалом идолопоклонства они неправедно и нечестиво отнимают у нас всю память о Христе и Его святых, всю нашу веру, явственную от увещания святых икон и наглядного побуждения к подражанию святым, и запрещают почитание Первообраза. А более всего они точат зубы, когда они видят, что наши иконы благолепно и благочестиво сияют серебром, золотом и драгоценными камнями. Это святое сокровище они хотят злодейски похитить (что они и совершили во многих царствах) и таят свое злодейство под покрывалом ревности, подобно Иуде, который не о нищих заботился, а был вором. Это овечья шкура, когда Христово страдание и искупление Им наших грехов превозносят до того, что вообще не требуют от грешников никакого искупления, приводя слова святого Павла, который говорит о том, что Христос пострадал, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного ( Евр.5, 9 ). Но это волчья ярость, когда замалчивают противоречащие их мнению слова Писания: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет. 2, 21 ). О покаянии же говорит Сам Христос: если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк. 13, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

До этого места Святой Собор. Слышите ли, противники, толкование слов Павла и Святым Собором, и святыми Отцами, которое нам не противоречит. Ибо мы не воздаем Ангелам Латрии, или чести, подобающей одному Богу, и не называем их богами, создавшими этот мир, и не считаем, что они приводят нас к Отцу Небесному, а только к одному Христу. Оставив главу, держимся за члены, но главу, то есть Христа, почитаем, как Главу, Которому воздаем вместе с Отцом и Святым Духом честь, подобающую одному Богу, или Латрию. Ангелов же и других святых, как друзей Божиих и наших молитвенников, почитаем честью, подобающей их чину, которую воздает им и Псалмопевец, говоря: А я высоко чту друзей Твоих, Боже ( Пс. 138, 17 ). Претыкание четвертое Написано, что один Бог ведает о тайнах человеческого сердца. Святые же, и особенно мертвые, отнюдь не знают и не узнают о наших молитвах, произносимых устами, не слышат ни плача ни, воздыхания нашего, тем более не знают о наших сокровенных молитвах в помыслах. Так говорят противники и подтверждают свое мнение текстами Священного Писания. ВО-ПЕРВЫХ: Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих ( 3Цар. 8, 39 ). ВО-ВТОРЫХ: К Иосии, царю Иудейскому, было Слово от Господа: За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире. И не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие ( 4Цар. 22, 20 ). В-ТРЕТЬИХ: Теснишь его (человека) до конца, и он уходит (...) В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает ( Иов. 14, 20–21 ), то есть умерший человек не знает, что происходит с его сыновьями. В-ЧЕТВЕРТЫХ: Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают ( Еккл. 9, 5 ). В-ПЯТЫХ: Только ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими ( Ис. 63, 16 ). Из этих Писаний, говорят противники, ясно, что умершие святые не узнают о наших молитвах. Поэтому напрасно их призывание. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ вместе со всей Святой Православной Церковью, со всеми Святыми Соборами, Вселенскими и Поместными, со всеми святыми Отцами, учащими и благочестиво исповедующими, что святые, царствующие со Христом, знают о том, что в нас происходит, и слышат наши молитвы, не только произносимые словами, но и сокровенные в помыслах. Так благочестиво веруют и исповедуют вся Православная Церковь и мы, ее сыны.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010