Все, о чем я говорю, происходит и на самом деле: каждый в своем доме имеет изображение царского лица, и царь об этом знает, иногда же и видит у нас свое изображение. Однако он никогда не гневается на нас за это, зная, что его изображение не заменяет нам самого царя. И если мы его образ украшаем и позлащаем, он знает, что мы все это делаем ради славы его самого и из усердия к нему. Если же бы кто-нибудь дерзнул образ его царский осквернить или кощунствовать над ним, или из дома от презрения или омерзения или ненависти низринуть вон, такая дерзость заслуживала бы смерти, потому что как честь образа восходит к первообразному, так и бесчестие. По этому примеру рассуждайте и о святых иконах. Заповедь Божия состоит в том, чтобы не делать кумира, ни подобия, ни образа, и, если рассуждать здраво, каждый может понять, что эти слова Божии запрещают создавать всякое подобие вместо Бога, каким было, например, тельцетворение, о котором говорит Псаломщик: И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола. Изменили Господу славы и поклонились тельцу, поедающему траву ( Пс. 105, 19–20 ). И таким было создание двух золотых тельцов, которых сделал Иеровоам, царь Иулиев, говоря: Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской ( 3Цар. 12, 28 ). И таким было их идолотворение, как в Книге Пророка Иеремии, где сказано о том, как Израильтяне осрамили себя, говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» (Иер, 2, 27). Но кто из нас, почитающих святые иконы, дерзнет произносить такие безумные слова, разве ума лишившийся, обученный диаволом, для которого нестерпимо видеть низвержение своих идолов, и который поэтому тщится святые иконы всячески низринуть с помощью своих слуг и помощников. Исправление претыкающимся второе Говорилось уже, что Священное Писание само себя истолковывает: предшествующие слова часто истолковывает последующими, и наоборот, последующие предшествующими. И в данном случае это очевидно, ибо вначале в Писании говорится: Не делай себе кумира и никакого изображения ( Исх. 20, 4 ). После же говорится: Сделай себе скинию ( Исх. 25, 9 ), кивот ( Исх. 25, 10 ), херувимы ( Исх. 25, 18 ). Но как это противоречие можно согласовать? Не иначе, как только первые слова истолковывая последующими. Поскольку скинию, ковчег, и херувимы Бог повелевает создавать во славу Свою, то очевидно, что кумиры и всякие образы, противоречащие Своей славе, демонам же прославление приносящие, отвергает, что и делают и Апостолы, и святые Отцы, и мы вместе с ними. А если скинию, ковчег и херувимы Бог приемлет постольку, поскольку эти образы создавались в Его Божию славу, то и иконы Новой Благодати, во славу Его Божественную создаваемые, Он приемлет и прославляет чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

ВТОРАЯ причина связана с Самим Богом, Который ни в чем не нуждается и Ко­торый создал все. Из этого следует, что Богу не обязан был бы давать за наши дела пра­ведную награду, если бы прежде Он не обязал Сам Себя Своим милостивым обещанием. Об этом в Священном Писании говорится: Если ты праведен, что даешь Ему? Или что получает Он от руки твоей ( Иов 35, 7 )? Так рассуждает и Апостол Павел, говоря: Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему ( Рим. 11, 35–36 ). Хорошо пишет об этом Августин: «Бог наш должник, ничего не получающий, но обещающий, если Ему угодно. Иначе бы Он сказал человеку: “ты Мне должен, ибо это Я дал тебе”, иначе говоря, ты Мне должен, так как обещал. Что ответим Богу, не это ли: «воздай мне, ибо я дал Тебе». Но что мы можем дать Богу, поскольку и если мы все, что имеем, получили от Него, и потому ничего не можем дать Богу. Таким образом, мы не можем назвать Его должником, разве только сказав: «Воздай мне, раз обещал, ибо я сделал, что Ты заповедал, но Ты совершил и это, так как помог мне сделать это " ». ТРЕТЬЯ причина относится к праведному воздаянию, ибо всякое воздаяние на­грады предваряется наитием и обещанием Воздаятеля. Если бы кто-нибудь работал в чьем-то винограднике, не нанявшись, тот был бы не вправе требовать награды от хозяи­на виноградника. Поэтому в Евангельской притче говорится о том, как некие работники, просидев весь день в безделье, не приступили к сбору винограда без найма и договора до тех пор, пока хозяин виноградника не договорился с ними, обещая выдавать плату по динарию в день ( Мф. 20 ). Следовательно, одним из свойств всех добрых дел является обещание награды со стороны Воздаятеля. ЧЕТВЕРТАЯ причина относится к людям, которые делают добрые дела, но не за­служивают вечной жизни. Поскольку все мы рабы и пленники Божии, все наши дела, по правде говоря, не были бы достойны возмездия, если бы Он Сам не установил награду за наши дела милостивым советом и обещанием. Кто из рабов или пленников требует от своего владыки награды? Это и хотел показать Христос, говоря: когда исполните все по­беленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк. 17, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

ВТОРАЯ ПРИЧИНА сумрака в Священном Писании такова. Если бы Писание было откровенно, ясно и понятно каждому, то не только верными внутри Церкви, но и неверными, то есть пребывающими вне Церкви, было бы полностью познано и понято. Что же из этого следует? То, что честь, цена, преизящество и величие Священного Пи­сания были бы малопочитаемы низко оценены. Итак, здесь исполняются Слова Христа: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7, 6 ). ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА сокровенности Священного Писания такова. Если бы оно было откровенно, то не только у неверных, но и у христиан пребывало бы в пренебреже­нии и уничижении. Скажу более того: многим это был бы повод для гордости. Видя, что написанное о непостижимых таинствах легко понять, многие бы возгордились, уповая на естественную быстроту своего ума и намереваясь измерить своим умом пучину неве­домых тайн. Ныне же происходит по-другому, ибо читающий Священное Писание обнаружи­вает в нем облака и туман, в котором туманятся зеницы человеческого ума и любопыт­ства. Поэтому есть необходимость в обращении к Богу и в наставлении и предводитель­стве других, кто мог бы просветить их мысленные очи и раскрыть сокровенные тайны. Так сделал Давид: Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим ( Пс. 118, 18 ). И снова: Вразуми мя, да познаю закон Твой ( Пс. 118, 34 ). И снова: Сиянием лица твоего озари раба твоего и научи меня повелениям твоим ( Пс. 118, 135 )! И ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛ, ибо смысл Священного Писания нельзя понять иначе, чем от Того, от Кого берет начало и само Священное Писание, то есть от Святого Духа, говорившего через Пророков, о чем говорит верховный Петр: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить само собою ( 2Пет. 1, 20 ). И сами пророчества написаны не самовольно, но просвещением Святого Духа святых Божиих людей. Поэтому люди высо­коумные и гордые, чрезмерно надеющиеся на собственную гибельную мудрость, бывают лишены правильного понимания смысла Священного Писания, ибо Бог гордым проти­вится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4, 6 ). Это именно то, о чем Христос говорит: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам ( Мф. 11, 25 ). Апостол же говорит: называя себя мудрыми, обезу­мели ( Рим. 1, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

ВТОРОЕ. Внимательно посмотри на то, что сказанное относится к настоящему времени, а не к будущему. И чтобы никто не стал говорить, что Христос сказал о Крест­ной жертве, которая была после Тайной Вечери, а не о жертве, которая была на самой Тайной Вечере, обратите внимание, что ясно указывается на настоящее время, то есть на происходящее во время Тайной Вечери. Тело Мое, которое за вас предается, – говорит Он, а не говорит «предастся». И снова: Тело Мое, за вас ломимое, то есть ныне оно уже не ломится. И Кровь Моя, – говорит, – за вас изливаемая, то есть ныне на Тайной Вечере, а не говорит: «Кровь Моя, которая прольется за вас», то есть на Кресте. И в другом месте говорит: за многих изливаемая, а не говорит: «за многих изольется». Из этого ясно, что Христос говорит о Бескровной Жертве, такой, как тогда на Тайной Вечере Он принес Богу Отцу за Апостолов и за многих, а не о Кровной Жертве, которая после этого свершилась на Кресте. Обратите же особое внимание и на эти слова: Тело Мое, за вас ломимое. Эти слова, за вас, знаменуют Жертву, а не только пищу, ибо пища не приносится за людей, но людям. И пускай никто не подумает, что когда Христос, говоря о Крестной Жертве, прилагает: за вас ломимое, это слово, ломимое, ясно показывает, что речь идет о Жертве, принесенной на Вечере, а не на Кресте, ибо на Кресте не было ничего ломимого. Об этом прекрасно сказал вселенский учитель святой Златоуст в Беседе 24 на Первое Послание Павла к Ко­ринфянам, глава 10: «Ломимый хлеб не есть ли приобщение Тела Христова? Почему Он добавил: ломимое? Потому, что в это явственно происходит в Евхаристии, на Кресте же этого не было, а было как раз противоположное этому. Ибо кость не сокрушится, но не пострадает на Кресте, а в Евхаристии Тело страдает в просфоре ради тебя, что и терпит Ломимый и все Исполняющий». Второе доказательство, от беседы Христа с Самарянкой В Евангелии святого Иоанна написано: Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус ей говорит: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знае­те, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине ( Ин. 4, 19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

ВТОРОЕ заблуждение противников состоит в том, что, по их словам, похоть яв­ляется грехом и не очищается крещением, а только прощается и не вменяется. Так, по словам противников, бывает и при отпущении грехов, когда грешник становится пра­ведником, а также в Таинстве покаяния, когда грехи не снимаются с человека, а только покрываются правдой, страданием и заслугами Христа и не предъявляются человеку для наказания. Поистине безрассудно говорить, что грехи ни крещением, ни оправданием не отнимаются от человека, а только прощаются и не вменяются. И мы хотим доказать об­ратное с Божией помощью. Об оправдании скажем ниже. Здесь же нам предстоит дока­зать значение крещения и то, что всякий грех святым крещением полностью очищается, отнимается, изглаживается, прогоняется, истребляется и превращается в ничто. И если мы это докажем, то станет ясно, что похоть не является грехом и не отни­мается крещением, а пребывает в человеке и после крещения, и после отпущения грехов. Для доказательства истинности Православного учения мы воспользуемся текстами Священного Писания, и поскольку их великое множество, разделим их на несколько частей. В ПЕРВОЙ части рассмотрим изречения, в которых говорится, что крещение омывает, очищает, отнимает, убирает грехи. Наипаче омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня ( Пс. 50 , 4). Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира ( Ин. 1, 29 ). Христос возлюбил Церковь (...), чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф. 5, 25–27 ). И если Бог омывает грехи крещением, то как может быть истинным учение противников о том, что Бог крещением не снимает грехи, а только прощает и не предъявляется для наказания, то снимает неиз­бежность наказания, но грех, как причину наказания, оставляет. ВО ВТОРОЙ части рассмотрим изречения, в которых говорится, что крещение убирает пороки и скверны. Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе ( Песн. 4, 7 )! И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших ( Иез. 36, 25 ). Он избрал нас в Нем прежде избрания мира, чтобы мы были святы и непорочны ( Еф. 1, 4 ). Прими­рил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою ( Кол. 1, 22 ). Видите, противники, каково действие крещения и отпущения грехов – они убирают всякие пороки и скверны. Если это так, то как можно говорить, что грехи в крещении и отпущении грехов только прощаются и не вменяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Второе пророчество В Книге Пророка Исаии в главе 19 написано: В тот день жертвенник (то есть ал­тарь) Господу будет посреди земли Египетской ( Ис. 19, 19 ). И ниже: И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят ( Ис. 19, 21 ). До этого места Писание. Это пророчество, по толкованию святых Отцов, относится к Святейшей Жертве, совершаемой в Евхаристии, которую познают Египтяне, а в ней и Господа, ибо к Египтянам, то есть к народу неве­рующему и не знающему Бога, перейдет от Иудеев христианская вера, что и произошло в действительности. Поэтому, по толкованию святых Отцов, вместе с христианской ве­рой, которая придет от Иудеев к язычникам, не знающим Бога, придет и христианская жертва. Египтянами Пророк здесь называет язычников, от которых произошли и мы, и в наших предках была когда-то тьма, а ныне в нас свет о Господе. Мы знаем, что противники, толкуя пророчество, считают, что в нем говорится о духовной жертве, то есть о молитвах, милостыне и других добродетелях. Но напрасно, ибо Пророк Исаия ясно говорит: В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской (то есть алтарь). А если будет алтарь, то будет и жертва на алтаре, а она обыч­но приносится в действительности, а не метафорически, в милостыне и иных добродете­лях, о чем мы расскажем во второй части. Третье пророчество Также в Книге Пророка Исаии в главе 66 написано следующее: Из них (то есть из язычников) буду брать также в священники и левиты, говорит Господь ( Ис. 66, 21 ). Это пророчество святые Отцы также относят к христианским священникам, которые про­исходят из язычников. Четвертое пророчество В Книге Пророка Иеремии, в главе 33, написано: Ибо так говорит Господь: не пре­кратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицом Моим, во вся дни возносящем всесожжение и сожигающем приношения и совершающем жертвы (Иер. 33, 17–18). Эти пророческие слова подобным же образом Церковные учители, святые Отцы, относят к нашим нынешним священникам, и поскольку в этом Пророческом высказыва­нии говорится об обращении язычников ко Христу и перенесении истинной христиан­ской веры от Иудеев к язычникам, ясно, что Пророком имеются в виду те священники, которые происходят из язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Второй вывод Жезлу Иосифа кланялся Иаков, жезл Аарона хранился с великим почетом в златокованом ковчеге, жезл Моисея был чудотворным. Все эти жезлы были проображением Креста Христова, как было сказано выше. Если же тень Креста Господня была в таком почете, то насколько более мы должны почитать саму истину и поклоняться Кресту Господню, обращая внимание не на вещество, из которого сделан Крест, а на содержание образа и отношение его к Самому на нем распятому Иисусу, как и Иаков поклонился не веществу жезла Иосифова, но Таинству, предвиденному и начертанному в жезле. Глава 2. Твердость Камня Веры о Кресте Господнем от Нового Завета Из Божественного Писания ясно видим, что Христос, Спаситель наш, был распят на Кресте не случайно, не вынужденно, не за свои грехи, но по Своей воле избрав Крест в Свое прославление, наше же спасение. Он избрал Крест, как алтарь для принесения непорочной жертвы, чтобы ею умилостивить Бога, разгневанного на нас. Он избрал Крест, как некую лестницу, по которой Он взойдет на престол и получит царскую власть, и Его царству не будет конца. Он избрал Крест, как орудие нашего избавления, которым содеял спасение на земле. Он избрал Крест, как некое мерило, которым измеряется цена искупления рода человеческого. Он избрал Крест, как оружие, которым победил диавола и упразднил его власть. Из всего этого ясно, в какой чести Крест был у Христа, Спасителя нашего, если Он выбрал его по Своей воле и стал причиной его прославления. Если же Крест был в чести у Христа, как лестница, вознесшая Его к славе и царству, то насколько более в чести должен быть Крест Господень у нас, чтобы мы избавились от врагов и получили спасение. Хочешь ли узнать, как Христос по своей воле избрал Крест? Послушай, что Он говорит в Евангелии от Иоанна: Я отдаю жизнь Мою, (...) Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин. 10, 17–18 ). И снова: Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили ( Деян. 2, 23 ), И снова: Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил ( Деян. 3, 18 ). И снова: Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына (...) Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой ( Деян. 4, 27–28 ). Видишь, что Христос избрал Крест по своей воле, а не вынужденно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Второй вывод Кому больше должно подражать в вере, ответьте мне, противники: Отцов ли Богоносных, чествующих святые иконы и чествовать научающих, или вас, иконоборцев? Рассмотрим обе стороны. На одной иконочтители, оные Отцы, благочестием и житием святым равноапостольным сияющие: святой Дионисий, Сильвестр, Василий, Григорий, Златоустый, Афанасий, Кирилл, Амвросий и прочие, им подобные. На другой же стороне иконоборцы: Лев Исавр, Константин Гноеименитый, Лев Армянин и их единомышленники: Мартин Лютер, Иван Кальвин, Федор Беза и прочие, им подобные. Теперь внимательно рассмотрим, какая из сторон лучше, чья вера достойнее подражания. Одни шествуют тесным и прискорбным путем и живут не по плоти, а по духу, умертвив все плотские страсти, став жилищами Святого Духа. Еще будучи во плоти, они прославлены Богом бесчисленными чудесами, а после кончины их мощи украшены нетлением и таковыми пребывают и доныне. Другие идут широким и пространным путем и живут по плоти, а не по духу, будучи весьма чуждыми богодухновенной жизни. Решайте, и тьму от света, плевелы от пшеницы, болото от золота усердно отделяйте. Но да не будем сами себе судьями в своих распрях. Возьмем праведного судью, святого Апостола Павла. Суди, Избранный Сосуд, и рассуди наш спор. Скажи нам, какая сторона лучше, чья вера душеспасительна? Святой Павел отвечает: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (...) Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь ( Евр. 13, 7–9 ). Благодарим, святой Павел, за праведное рассуждение и распри утоление. Вы же, противники, слушайте, что говорит Павел: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие. Видите, как много важного не только написали, но и рассказали нам наши наставники. Почему же вы везде искажаете Писание, почему отвергаете Предание? Еще же и прочее слушайте: взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Слышите ли, чьей вере велит подражать Апостол? Во-первых, он повелевает взирать на житие и кончину жизни и не слушать тотчас тех, кто думает, что произносит слово Божие, ибо и сатана некогда произносил слово Божие, обращаясь ко Христу. Написано: Ибо Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих ( Пс. 90, 11 ). Но велит взирать на житие непорочное, неоскверненное, чистое, святое, богоугодное и на кончину жизни, то есть, смерть, достойную перед Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

ВТОРОЙ: Небесное жилище – это слава Небесная, куда святая душа входит тотчас по отделении от тела, по слову Христову: В доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14, 2 ). И снова говорит: войди в радость господина твоего ( Мф. 25. 21 ). Известно, что некоторые под Небесным жилищем понимают нетленное тело, которое человек получит при воскресении, но это мнение не согласуется со словами Павла, ибо Апостол не говорит: «получим дом ка Небесах после воскресения», не говорит: «будем иметь», но говорит: имеем, то есть именно тогда, когда наше тело разрушается смертью. Он как бы говорит: «Не будем бояться, что останемся без дома, если выгонят из нынешнего, имеем другой». Если бы Павел домом Небесным назвал нетленное тело, то мы бы не имели дома при разлучении с нетленным телом. Ибо нетленное тело мы получим только после воскресения. К тому же, тело он называет домом, который разрушается постепенно. Дом же Небесный всегда вечен и неизменен. Тело как дом создается человеком, его жизнью, воспитанием и делами. Небесный дом создается не человеком, а Божиим всемогуществом, чтобы явить Небесную славу Его избранным. Под конец Апостол называет Небесное жилище, если вам мало того, что сказано, вечной славой, поскольку, сказав: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4, 17 ), добавляет следующее толкование: когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем (...) на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор. 5 .1 ). Доказательство четвертое Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем. Потому что не хотим совлечься, но облечься. (...) Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо ходим верою, а не видением, – то и благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа ( 2Кор. 5, 4–8 ). Здесь Апостол Павел рассматривает два отрезка времени. ПЕРВЫЙ: когда ходим в нынешнем теле и отходим от Господа. ВТОРОЙ: когда выходим из тела и приходим ко Господу. Ответьте нам, противники, когда наступит второй. Первый отрезок времени относится к настоящему, поскольку сейчас, водворяясь в теле, мы устранены от Господа. Остается вопрос о том, когда возникнет второй отрезок времени. Если скажете, что после воскресения и после Страшного Суда, то разве будут ваши слова истинными, поскольку тогда святые не уйдут ни от тела, ни от Господа, а придут именно тогда и к нетленному телу, и особенно ко Господу, получая совершенное воздаяние славы Небесной и душе, и телу. А если надо назвать, когда именно человек выходит из тела и приходит ко господу, то, отвечая, вы не сможете ответить что-либо другое, кроме того, что души праведных, выходя из тела, тотчас приходят ко Господу и насыщаются Его Небесной славой прежде воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания Ветхого Завета о посте вообще Претыкание первое В Книге Бытия в главе 1, и снова в главе 9, и снова в псалме 8 Священное Писа­ние гласит, что Господь Бог все создал для человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему (и) по подобию нашему, и да владычествуют они над рыбами мор­скими, и над птицами небесными, и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1, 26 ). И снова: И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею); да страшатся и да трепещут вас все звери земные (и весь скот земной), и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все ( Быт. 9, 2–3 ). И снова: все покорил под ноги его, овец и волов, и всякий скот полевой, птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими ( Пс. 8, 7–9 ). Из этих слов Писания ясно, что Господь Бог все дал человеку на пользу и для употребления. Но некоторые животные не приносят человеку пользы кроме той, что их можно съесть, например, куры, гуси и так далее. И когда Церковь запрещает есть эти дары Божии, то тем самым она противится благодетельному Богу и, отвергая Его дары, проявляем свою неблагодарность. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЕМ, во-первых. Не все животные созданы Богом для того, чтобы человек использовал их в пищу: одних для лечения, других для украшения вселенной и похвалы их Создателю, чтобы мы, видя такое разнообразие животного мира, возвеличили Пре­мудрость Творца. Если же должно съедать всех животных, от которых человек не получает видимой пользы, то почему тогда вы, противники, не едите мяса пресмыкающихся, змей, червей, пауков и так далее? Почему вы не едите мясо ворон, летучих мышей, сов и многих других птиц? Все они, по общему мнению, не приносят роду человеческому никакой пользы. ОТВЕЧАЕМ, во-вторых. Всякая пища создана Богом для человека, она употреб­ляется в разное время и на разном месте. Итак, церковный закон не противоречит воле Божией, когда только в некоторые дни запрещает некоторую пищу, но он же и разрешает принимать ее в другое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010