По гипотезе Т. В. Кругловой, Иоанн был причастен к основанию Мирожского Спасо-Преображенского монастыря во Пскове, а «после своей отставки владыка (Иоанн.– М. П.) ушел на покой в созданный им монастырь» ( Круглова Т. В. К истории создания первых монастырей в Пскове//Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи: К 1100-летию Пскова. М., 2008. С. 34). Данное мнение может базироваться только на сведении малодостоверного во многих своих деталях Жития свт. Нифонта Новгородского, причем очень поздней редакции, составленной свт. Димитрием Ростовским в конце XVII в. В этом памятнике говорится, что «когда блаженный Иоанн, епископ Новгородский... ослабев в силах, оставил епископский престол и удалился в монастырь», на его место был поставлен св. Нифонт (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского. М., 1906. Апрель. С. 135). Это, безусловно, является позднейшей агиографической интерпретацией летописной статьи 1130 г. Достоверно известно лишь, что знаменитый каменный собор Мирожского монастыря был заложен в период архиерейства Нифонта, т. е. не позднее 1156 г. (НПЛ. С. 29, 216). Гипотеза Т. В. Кругловой, опять-таки, предполагает особую духовную близость между Иоанном и Нифонтом (Иоанн строил деревянный храм в Мирожском монастыре, Нифонт на его месте вскоре возвел каменный собор, а также похоронил или перезахоронил почившего Иоанна в кафедральном соборе Новгорода), говорить о которой, учитывая весь комплекс сохранившихся данных, оснований нет. Впрочем, имя Иоанна наличествует в псковских синодиках (см.: Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора... С. 208–209; Столярова Л. В. Синодик Стефановской церкви псковского Спасо-Мирожского монастыря конца XVI в.//Сообщения Ростовского музея. Вып. 10. Ростов, 2000. С. 32). Кроме того, Иоанн упоминается между епископами Никитой и Нифонтом в «Чине о еже како подобает творити в пяток вечер о усопших последование» в составе Служебника и Требника Псково-Печерского Успенского монастыря (л.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

По соображении всего вышеизложенного, Епархиальное Начальство признает учреждение Монастыря в уединенном месте Спасской пустыни удобным, по средствам ее к содержанию возможным и для зырянского края нужным и во многих отношениях полезным, с тем между прочим, чтобы, для первоначального помещения Настоятеля с братнею, скупить дома Ульяновских священноцерковнослужителей и крестьян, деньги же потребные на сие, до 600 руб. серебр., позаимствовать из духовно-учебных капиталов, с уплатою в течение шести лет из процентов с 5000 капитала графини Орловой-Чесменской, принадлежащего заштатному Лальскому Монастырю, который присоединит с угодьями к Устюгскому второклассному Архангельскому Монастырю; причем милостинную дачу по 85 руб. 71 1/2 коп. серебром, отпускаемую на Лальский Монастырь, обратить для большего обеспечения в содержании на предполагаемый Монастырь в зырянском крае. Признавая учреждение в зырянском крае мужского Монастыря весьма полезным и избранное для него место – Ульяновскую пустынь удобным, и имея в виду, что число братии Лальского заштатного Монастыря, находящегося в Устюгском уезде, где имеется кроме сего 4 Монастыря, весьма незначительно (строитель Иеромонах 56 лет, один белый Священник 69 лет, два Иеродиакона и 8 послушников) и потому монашествующие могут быть переведены, по удостоверении Вашего Преосвященства, с удобностью во второклассный устюгский Архангельский Монастырь, который как по древности своей, так и по обширности зданий, имея большую нужду в способах приличного содержания, получит при этом и те угодья, которые в настоящее время принадлежат Лальскому Монастырю, и что по отзыву Духовно-Учебного управления со стороны оного не встречается препятствия в заимообразном отпуске на 6 лет из Духовно-учебного строительного капитала испрашиваемых 600 руб. на покупку домов, находящихся на земле Ульяновской церкви, с уплатою с 5-ю процентами, из 5000 руб., если по переводе сего капитала из Лальского в Ульяновский монастырь последует разрешение, – Святейший Синод, согласно с мнением Вашего Преосвященства, 28 Июня/13 Июля сего года определил:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно манифесту от 26 февраля 1764 года, на содержание монастыря 3-го класса полагались выплаты: игумену -150 рублей, казначею - 22 рубля, иеромонахам - по 13 рублей, иеродьяконам - по 13 рублей, пономарю -10 рублей, просвирнику - 8 рублей, ключнику - 8 рублей, чашнику - 8 рублей, подьячему - 19 рублей; служителям для настоятеля и для потребных служб по 8 рублей; на церковные потребы и на просфоры 40 рублей; на починку церквей монастыря; на содержание ризницы - 200 рублей; на конюшенные припасы, железо и уголь - 40 рублей; на дрова - 44 рубля; на праздники и рыбу - 50; на вино - 50 рублей; на пиво 15 рублей. Высочайшим именным указом 1797 года было приказано архиерейским домам и монастырям приписать угодья. Мирожский монастырь имел выгонные земли, данные от коллегии экономии в 1781 году (пашни, сенокосы и прочие угодья) в районе реки Мирожки в Пскове, в Псковском уезде Лабутинской волости пустошь Гайкова, Гайдук, в Завелицкой волости Псковского уезда, пахотные земли - всего во всех пустошах 93 десятины 1437 сажен. Монастырь имел рыбные ловли на реке Великой и на Мироже, на озерах Березовом и Клины, на реках Пимже и Будовижской. Ловли эти по именному Высочайшему указу от 18 декабря 1797 года были отданы во владения Мирожского монастыря. Доход монастыря от рыболовства был незначителен. Согласно этому указу, по распоряжению Псковской казенной палаты в 1803 году назначена была Мирожскому монастырю каменная водяная мукомольная мельница, которая находилась в Кирилловой мызе Островского уезда, которую монастырь сдавал в аренду. Казна монастыря пополнялась добровольными пожертвований, продажей свечей. В 1789 году игумен Мирожского монастыря Венедикт сообщил преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои в ветхом состоянии, он просил разрешение построить на их месте каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колокольней построить у Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена трапеза для братии. На эту просьбу последовало архипастырское благословение. Указ духовной консистории, разрешавший это строительство, был подписан 3 декабря 1789 года. Согласно указу был возведен двухэтажный корпус, в нижнем этаже были кельи настоятеля. В 1800 году во время разлива рек на нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка, поэтому настоятельские кельи оказались совсем непригодными для жилья. Вскоре нижний этаж был переоборудован в кухню и трапезную. Братские кельи размещались в верхнем этаже.

http://sobory.ru/article/?object=00264

21 октября 1884 года храм был освящен епископом Нафанаилом. Под храмом в нижнем ярусе размещалась кладовая, рядом с алтарем, в отдельной каменной палате размещалась ризница. Здесь находился широкий высокий проход в виде ворот, покрытый аркой, а рядом с ним такой же проход, но гораздо уже и ниже, в виде калитки для пешеходов. Это Святые ворота - парадный вход из города на центральный монастырский двор. Над воротами в 1884 году была построена колокольня из местной плиты и кирпича. На строительство колокольни было израсходовано 2214 рубля. Всего на ней висело 8 колоколов. Здание Стефановской церкви, колокольни и братского корпуса образовали единый фасад, обращенный парадной частью к городу. 21 октября 1884 года Стефановский храм был освящен епископом Нафанаилом. В конце 19 века на старом каменном подклете 17 века, напротив Спасо-Преображенского храма был возведен деревянный дом настоятеля. В 1899 году ремонтные работы на территории монастыря были продолжены старанием и усердием самой братии во главе с настоятелем архимандритом - Николаем. Богослужение в храмах Спасо-Мирожского монастыря совершались в следующем порядке: в Преображенском храме, который не отапливался, службу вели от Пасхи до Воздвиженья, а в Стефановском теплом храме - от Воздвиженья до Пасхи. Фрески храма Спасо-Преображения Мирожского монастыря до1890-х годов оставались под слоем штукатурки, когда штукатурка была отбита, драгоценные фрески стали доступны научному исследованию. Работами по исследованию фресок руководил академик В.В.Суслов. 6 августа 1897 году по Высочайшему соизволению Святейшим Синодом была учреждена особая строительная комиссия под председательством М.П.Боткина. Комиссия эта поручила работы по укреплению стен храма архитектору Ф.П. Нестурху, а реставрацию фресок суздальским живописцам под руководством Н.М. Сафронова. Профессор Н.В. Покровский в 1898 году писал: " Фрески Мирожского монастыря принадлежат к числу редких явлений в ряду памятников древнейшего искусства в России. Они замечательны как со стороны художественного стиля, так и со стороны иконографической, по разнообразию их внутреннего содержания. Фресками покрыты все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора. Церковных стенописей такой почтенной старины уцелело на православном востоке очень немного. По археологической важности и по художественному характеру фрески Мирожского монастыря стоят ближе к фрескам Спасо-Нередицким. Реставрационные работы в 1902 году были закончены, а 24 августа 1902 года преосвященный Сергий епископ Псковский и Порховский освятил храм Спасо-Преображения. Государем императором было пожаловано на окончание реставрационных работ 7000 рубля. На реставрационные работы были израсходованы 16890 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Приезды в Россию властей духовных Греческих не так были часты в течение сего года и не так для них удачны, потому что они обращались большею частию назад, под различными предлогами. Таким образом, Иеромонах Нектарий Афонского Введенского Монастыря, ехавший в Москву за милостынею на монастырское строение, отпущен был назад из Путивля даже без жалованья, оттого что он ехал Турскою или Литовскою землею, а вестей оттуда никаких не привез. (Св. 8-я, 32-й) 9-го Сентября 1631 года приезжали в Путивль Греческий Епископ Мелетий с своим архимандритом Нектарием, и города Лариса Стефановского монастыря архимандрит Митрофан; но Епископ с своим спутником, получив двадцать рублей и сорок соболей, были отправлены назад и только один архимандрит Митрофан допущен в Москву, потому что он имел при себе грамоту Патриарха Константинопольского к Государю, в которой просил его помочь разоренному от Турок монастырю, и он получил от Патриарха Филарета Никитича подаяние из келейной его казны пятьдесят рублей. (Связка 9-я, 6-й) В начале Сентября приезжал еще из Сербской земли Благовещенского монастыря, что на реке Попороти, Игумен Даниил за милостынею по жалованным грамотам, но указом царским ему было велено объявить на заставе в Путивле: чтобы ехал домой по причине морового поветрия в тех землях, чрез которые ехал, и жалованья нельзя им дать по тому же, и что никаких вестей из моровых мест не сказал. (Связка 9-я, 2-й) В Июле отказано было также Митрополиту Иеремии, ехавшему за милостынею из Константинополя, и даже не объяснено причины отказа: вероятно уже в тягость становились слишком частые посещения Греческих пришельцев посреди обстоятельств трудных для самой России. 1632 В Сентябре месяце явился нечаянный гость, откуда не ожидали. Воеводы Прибалтийских земель донесли Государю, что приехал из Орешка к их заставе Греческой области Митрополит Харитон с грамотами к Царю и Патриарху от Константинопольского Первосвятителя. В допросе, сделанном ему на границе подъячими, Митрополит показал: что он православный Христианской веры Греческого закона, родился во граде Анвракийском (Амвракия) и был Митрополитом в городе Дурахионе семнадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Мы нижайшие и покорнейшие послушники Вашего Высокопреподобия, с благоговейным послушанием покорясь назначению Вашему на перемещение нас из Соловецкой обители в Спасо-Ульяновский Монастырь, состоящий в Вологодской Епархии в Устьсысольском уезде, для устройства в оном общежития по уставу Соловецкому, дерзаем предварительно предложить некоторые условия, допущение коих по нынешнему нашему мнению считаем нужным, дабы хотя в некоторой мере возможно было нам выполнить предложения Высшего Начальства и ожидания Вашего Высокопреподобия: 1) Зная по опыту, что действительное общежитие возможно только при достаточном количестве братии, и поскольку в штатных Епархиальных Монастырях штатное число монашествующих весьма ограничено, едва достаточное только для отправления церковных служений, то мы желаем, чтобы дано было нам впоследствии позволение просить Начальство соответственно потребности об увеличении штата монашествующих. Ибо кто из желающих иночества решится с полным самоотвержением трудиться в разных трудных и черных послушаниях без нужды на пострижение? В Соловецкой обители процветают все отрасли экономии потому только, что на всех послушаниях труждаются иноки или ищущие иночества, состоящие по уставу общежития на одинаковых правах с священнодействующею братиею. 2) Согласно существующему в Соловецком Монастыре обычаю желаем, чтобы в Спасо-Ульяновском Монастыре принятие вновь приходящих в число братства, а равно и увольнение из оного зависело для пользы общежития от воли и согласия Настоятеля с старшею братиею. 3) Желаем, чтобы в оном Монастыре дозволено было Настоятелю по согласию с братиею производить всякого рода покупки хозяйственных потребностей, все поправки ветхостей Монастырских, а равно и новые (хотя незначительные) постройки без предварительного на то испрашивания разрешения от Епархиального Начальства. Ибо на тысячеверстном расстоянии Монастыря от Епархиального города, при худом состоянии путей сообщения, много может случиться неудобств в сношениях с Высшим Начальством по нуждам Монастырским, иногда не терпящим медленности и проволочки. 4) Желаем, чтобы в оный Монастырь для удобнейшего в нем укоренения правил общежительного благочиния, не посылались Епархиальным Начальством на жительство люди штрафуемые на исправления. Наконец 5) Желаем и просим, чтобы, по понесении посильных трудов в пользу оного Монастыря, позволено было нам при старости или болезненности возвратиться для успокоения в Соловецкий Монастырь. По сим условиям просим Ваше Высокопреподобие, для пользы новоустрояемой обители и для чести Вашего Высокопреподобия употребить Ваше отеческое ходатайство. Подлинное подписали: Иеромонахи: Матфей, Паисий, Амвросий и Иеродиакон Феофилакт и послушник Феодор Ватаманов. С подлинным верно: Производитель дел р. монах Иосаф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1998 году он был возведён в игуменское, а в 2000 году — в архимандричье достоинство. Принял участие в издании составленной игуменом Александром (Голицыным) книги «The Living Witness of the Holy Mountain» («Живое свидетельство Святой Горы»), подобрав иллюстрации для издания. В декабре 2002 года митрополитом Германом он был назначен наместником Свято-Тихоновского монастыря. В октябре 2003 года решением Священного Синода Православной Церкви в Америке архимандрит Тихон был избран на должность митрополичьего викария. 14 февраля 2004 года в храме св. Тихона Задонского Свято-Тихоновского монастыря хиротонисали его во епископа Саут-Кэйнанского (Южно-Ханаанского), митрополичьего викария. Хиротонию совершили митрополит Герман (Свайко), митрополит Феодосий (Лазор), архиепископ Питтсбургский и Западной Пенсильвании Кирилл (Йончев), епископ Оттавский и Канады Серафим (Сторхейм), епископ Бостонский и Албанской епархии Никон (Лайолин), епископ Ксанфский Димитрий (Кучелл) (Константинопольская православная церковь) . Оставаясь настоятелем Свято-Тихоновского монастыря, а затем и ректором Свято-Тихоновской семинарии, епископ Тихон вступил также во временное управление Филадельфийской епархией. В мае 2005 года на собрании епархии был избран следующим правящим епархиальным архиереем. Его настолование состоялось 29 октября 2005 года в Стефановском соборе Филадельфии. 24 февраля 2011 года был назначен временно управляющим Чикагской епархии, но в том же году был освобождён от этого служения. 9 мая 2012 года решением Священного Синода ПЦА был возведён в сан архиепископа. 13 ноября 2012 года на 17-м Всеамериканском Соборе в Парме (Огайо) избран предстоятелем Православной Церкви в Америке. В тот же день был наречён в Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады (с июля того же года местоблюстителем ПЦА был Нафанаил (Попп)). 27 января 2013 года в Николаевском соборе в Вашингтоне состоялась его интронизация как предстоятеля. За литургией ему сослужили иерархи ПЦА, а также епископ Бруклинский Николай (Озон) (Антиохийский Патриархат), управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан (Овчинников), епископ Мэйфильдский Георгий (Шейфер) (Русская Зарубежная Церковь) и митрополит Батумский и Лазский Димитрий (Шиолашвили) (Грузинская Православная Церковь).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

В 1-й половине XV в. основаны в Белозерском крае еще два монастыря: Вожеезерский Спасский на острову озера Воже, в ста верстах от Кириллова учеником преподобного Кирилла Белоезерского Мартинианом, который удалился на этот остров по смерти своего наставника, и Череповский Воскресенский — двумя иноками, Феодосием и Афанасием, пришедшими, вероятно, из Сергиевой лавры, монастырь этот существовал во дни можайского и вместе белоезерского князя Андрея Дмитриевича († 1432), от которого получил и грамоту . Обширный Вологодский край, где прежде известны были только три монастыря: Кайсаровский близ Вологды, Гледенский Троицкий и Архангельский в Великом Устюге, в настоящий период обогатился монастырями. Во 2-й половине XIII в. основан монастырь Спасо-Каменный на Каменном острову Кубенского озера. Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, подвергся на Кубенском озере страшной буре и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило бурею к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые по бедности не имели у себя церкви, а собирались для молитвы в часовню. Немедленно он приказал построить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи (около 1260 г.). С того времени монастырь Спасо-Каменный, находясь под покровительством белозерских князей, скоро пришел в цветущее состояние и сделался многолюдным и благоустроенным, особенно во дни игумена своего Дионисия Грека, который дал этой обители устав святой горы Афонской, где сам принял пострижение, и в 1418 г. взят был на кафедру Ростовской епархии . В XIV столетии основаны еще монастыри: Авнежский Троицкий — в 60 верстах от Вологды к востоку преподобным Стефаном Махрицким и учениками его Григорием и Кассианом (около 1370 г.) при содействии окрестных жителей; Спасо-Прилуцкий — в пяти верстах от Вологды в 1371 г. преподобным Димитрием Прилуцким, который первый ввел в Вологодском крае общежитие ; Воскресенский на реке Обноре — учеником преподобного Сергия Радонежского Сильвестром Обнорским († 1379), и Святолуцкий Николаевский на берегу Кубенского озера, восстановленный преподобным Дионисием Глушицким, постриженником Спасо-Каменного монастыря . Здесь же должно упомянуть о трех пустынях, устроенных святым Стефаном Пермским в нынешних пределах вологодских к концу того же столетия: Ульяновской Спасской — в 165 верстах от Устьсысольска, Стефановской — в 60 верстах от того же города и Устьвымской архангельской — в 80 верстах от Яренска на устье реки Выми .

http://sedmitza.ru/lib/text/435894/

В июне 1994 г. в Ульяново приехала группа монахов во главе с игуменом о. Питиримом, которая вновь открыла монастырское служение, в монастыре возобновилась монашеская жизнь, начался ремонт зданий, были возвращены святыни. В том же году в день Покрова Пресвятой Богородицы под развалинами Троицкого собора были обретены мощи соловецких отцов-строителей монастыря, которые местно почитаются как святые. В мае 1996 года обновленную обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В настоящее время в восстановленном Троице-Стефановском Ульяновском монастыре живут несколько десятков монахов и послушников, занятых в основном реставрационными и строительными работами. В 1996 году при Ульяновском монастыре было открыто духовное училище для подготовки кадров священнослужителей. Ценные предметы культа, вывезенные из Ульяновского монастыря в 20-е годы прошлого столетия и хранившиеся до сих пор в фондах Национального музея, были ему торжественно возвращены обратно. В числе уникальных вещей именной крест митрополита Филарета, посох архимандрита Матфея, а также фигура Иисуса Христа в темнице (сидящий Иисус) из дерева. Сейчас монастырь включает в себя 6 действующих храмов и одну часовню, где проживают двадцать четыре монаха, пять священников, два диакона и примерно 20 трудников.  По материалам: http://www.tomovl.ru/catalog/ylianovo.htm; http://drevo-info.ru/articles/20430.html По состоянию на 1871 году приводилось следующее описание монастыря: «Монастырь расположен на правом возвышенном берегу реки Вычегды; обнесен деревянною с небольшими по четырем углам башнями оградою; въездные ворота с западной стороны. По вступлении в ограду в нескольких саженях от нея на право — возвышается настоятельско-братский двухэтажный деревянный корпус, на 15 сажень длины и на 7 ширины; средина корпуса, на лицевой стороне с тремя окнами, выдается фронтоном, придающим красивый вид зданию; в этом корпусе имеет помещение настоятель и большая часть братии; тут же и братская трапезная. Другой, точно такого же размера и устройства деревянный двухэтажный корпус находится насупротив первого, на левой стороне по входе в ограду; в этом корпусе, называемом «гостинным» устроены помещения для приезжающих богомольцев; в нем же помещается и часть братии.

http://sobory.ru/article/?object=11631

Заключения по прочим пунктам определения привесть в исполнение. И потому Вологодская Духовная Консистория приказали: с прописанием указа Святейшего Правительствующего Синода, постановлении Консистории и резолюции Его Преосвященства, для должного по оным исполнения, послать указы Устьсысольскому Духовному Правлению и Настоятелям Монастырей: Устюгского Архангельского, Сольвычегодского Введенского и Лальского Архангельского, а в Вологодское Губернское Правление сообщить. Ноября 19 дня 1860 года. Член Консистории: Протоиерей Платон Осокин, Секретарь Трунев и Столоначальник Евгр. Чурин. Приложение 5-е. Указ Святейшего Синода, 17-го мая 1866 года, о назначении иноков Соловецкого Монастыря для устроения Ульяновской обители По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Господина Синодального Обер-Прокурора, от 26 Ноября 1865 года, за 6047, при коем предлагает вступившее к нему от Вологодского Преосвященного отношение о приглашении некоторых лиц из братии Соловецкого Монастыря в новоучрежденный Ульяновский Монастырь, Вологодской Епархии, для занятия в нем разных должностей, присовокупляя, что поводом к таковому приглашению была жалоба братии Ульяновского Монастыря на неустройство в сем Монастыре, переданная Вологодскому Преосвященному в отношении исправлявшего должность Обер-Прокурора Статс-Секретаря князя Урусова от 10 Июля 1864 года, за 4515, причем предложено, в копии, и это отношение. Из предложенных бумаг, а равно из дел Синодальной Канцелярии видно, что по ходатайству Вологодского Преосвященного учрежден в 1860 году в Устьсысольском уезде, среди зырянского населения, согласно с желанием тамошнего Духовенства и жителей, общежительный Троицко-Стефановский Ульяновский Монастырь с предоставлением оному особых средств к обеспечению содержания. В обители этой, основанной при таких условиях, в настоящее время находится, кроме Настоятеля, всего один Иеромонах, один Иеродиакон и три послушника, общежительный же устав не введен там и поныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010