Герасим Пермский, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Герасим Пермский, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Герасим Пермский, свт. Святитель Герасим, епископ Великопермский (ок. 1449) Святитель Герасим, епископ Великопермский (Устьвымский), был третьим епископом новопросвещенного зырянского народа и достойным последователем святителя Стефана, просветителя Пермского. Будучи возведен на пермскую кафедру после 1416 года, он был участником Соборов: 1438 года, осудившего унию и митрополита Исидора, и 1441 года, определившего поставлять митрополитов всея Руси Собором русских пастырей. Святитель неусыпно заботился о своей неустроенной пастве из новообращенных зырян, страдавшей от набегов новгородцев, в особенности же, от язычников-вогулов, безбоязненно являясь в их станы и убеждая прекратить грабежи селений беззащитных пермяков-христиан. Во время одной из поездок по Пермской земле 24 апреля около 1447 года был убит (по преданию, задушен омофором) слугой-вогулом. Погребен в кафедральном соборе первых епископов Пермских, впоследствии - Благовещенская церковь села Усть-Выми, расположенного к северо-востоку от города Яренска, на реке Вычегде. Празднование памяти его установлено в 1607 году. У мощей его происходили многие чудесные исцеления.29 января трем святителям Пермским - Герасиму, Питириму и Ионе - творится общая память. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Герасим Пермский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2065

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение московского храма святителя Стефана Пермского в Южном Бутове Москва, 1 апреля 2019 г.      31 марта 2019 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Стефана Пермского — Патриаршего подворья в Южном Бутове г. Москвы (Параскево-Пятницкое благочиние Юго-Западного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru . Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-Западным московским викариатством, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Бронницкий Фома, управляющий Северо-Западным московским викариатством, наместник Донского ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Анатолий Кожа, благочинный Параскево-Пятницкого церковного округа, настоятель храма вмц. Параскевы Пятницы в Качалове г. Москвы; протоиерей Владимир Ковтуненко, настоятель храма святителя Стефана Пермского в Южном Бутове г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма святителя Стефана Пермского — Патриаршего подворья в Южном Бутове г. Москвы протоиерей Владимир Ковтуненко, настоятель означенного храма, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Анатолия Колота (Московская духовная академия) в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Зубков, настоятель храма Рождества Христова в Варварине г. Москвы. По окончании богослужения настоятель храма протоиерей Владимир Ковтуненко приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского.

http://pravoslavie.ru/120277.html

Москва. Домовая церковь Стефана Пермского при 1-ой мужской гимназии на Волхонке. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Стефана Пермского Год постройки:1854. Адрес: г. Москва, Большой Знаменский пер., 2/14 Координаты: 55.746083, 37.602759 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В октябре 1854 года митрополит Филарет освятил домовую церковь гимназии. Интересно, что указ св. Синода об устроении гимназического храма был подписан с Высочайшего соизволения. Посвящение церкви возникло из-за ошибки директора гимназии, ошибочно считавшего, что 1-я гимназия произошла от гимназии Московского университета, освященной в день памяти св. Стефана Пермского, в 1755 году. До 1887 года здесь служили заштатные священники, а в 1889 году учредили собственные штатные должности духовенства. В начале ХХ века староста храма Иван Сергеевич Григорьев благоукрасил его серебряными, с позолотой и эмалью, ризами на образа иконостаса, соорудил красивые Царские Врата, дорогую бронзовую решетку солеи, серебряный позолоченный крест в дубовой оправе и даже провел в храм и в актовый зал гимназии электрический свет. С сокращениями Интернет-журнал Автор статьи Елена Лебедева http://www.pravoslavie.ru/jurnal/124.htm Домовой храм во имя святого Стефана, епископа Великопермского был освящён в старой Москве в октябре 1854 года. Церковь эта была устроена в помещении 1-й мужской гимназии на Волхонке, о которой в наше время напоминает лишь одно сохранившееся здание. С 1755 по 1830 годы при Московском университете существовала самая первая из российских гимназия. В начале XIX века в виде самостоятельного учебного заведения была создана 1-я мужская гимназия. Она по праву считалась престижной и имеющей один из самых высоких уровней образования в Москве того времени.

http://sobory.ru/article/?object=25341

Тебя же, о епископ Стефан, Пермская земля славит и почитает как апостола, как учителя, как вождя, как наставника, как руководителя, как проповедника. Ныне если и отнял ты, Господи, за наши грехи у нас епископа нашего, то «не отними у нас милости своей». Ибо ты дал нам его, ты же и взял назад, скажем словами Иова: «Господь дал, Господь же взял, как Господу угодно, так и было. Да будет имя Господне благословенно вовеки. Да будет слава Господня вовеки». «Благословенна слава Господня в святом месте его». Молитвами, Господи, твоего святителя, а нашего епископа, Стефана, его молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». Плач церкви пермской, когда овдовела и оплакивала своего епископа Когда же пермские люди печалились и горевали о своем епископе (есть у людей правило постоянно приходить в церковь, особенно же пребывающим в печали), услышано было ушами церкви, Пермской церкви, что епископ ее преставился. Почувствовала она печаль чад своих, услышала скорбь людей своих, когда услыхала глас плача их, и, услышав, пришла в большое смятение, и померкла красота ее. О, лютая эта весть, страшная и ужасная! Увы мне, весть эта пламенная и горькая, и печальная! Жалею тебя, пермская церковь, и еще раз скажу: жаль мне тебя! О, злополучная эта весть, открывшая церкви эту печаль! Кто скажет чадам церковным, что осиротели? Кто возвестит невесте, что овдовела? Когда же услышала церковь полную весть, что епископ ее умер, узнав это достоверно, пришла она в сильное волнение и большое смятение, и печаль смешалась с горьким рыданием. Оплакивает церковь пермская своего епископа и говорит: «Увы мне, увы мне! О, чада церковные, зачем утаиваете от меня то, что не утаится? Зачем скрываете от меня то, что не скроется? Где пребывает мой жених? Если говорите, что он преставился, и, более того, как вы сказали, московская церковь приняла его в свое хранилище, то почему же не последовали вы сынам Израилевым, которые взяли кости Иосифа Прекрасного из земли Египетской и принесли в Землю Обетованную, которую обещал Бог отцам их, Аврааму, Исааку, Иакову? И вы бы так же учителю, будучи у него в долгу, послужили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

И еще много раз собирались некоторые из пермяков, суровейшие мужи, неверные люди и еще не крещенные. Одни из них волхвы, другие кудесники, иные чаротворцы и прочие старцы, которые стояли за веру пермскую и старые обычаи и хотели уничтожить веру христианскую; сильно смущая, люто спорили с ним, хваля свою веру, хуля и укоряя веру христианскую. И часто досаждали ему, сопротивляясь в вере. А Стефан Божией благодатью и своим умением всех их переспорил. Когда восхотел Бог Своею благодатью просветить пермскую землю святым крещением, услышал Он молитву и слезы угодника Своего Стефана и не забыл обращения его. Услышал Господь плач его и не презрел моление и просьбу его. Тогда захотели креститься еще не крещенные пермяки, и собралось к нему много народа, мужчины, и женщины, и дети, как на поучение. А он, видя, что они идут на крещение, обрадовался их обращению и с веселым сердцем и с усердием принял их, и опять учил их как обычно, и много говорил им о Боге и о законе Его. И все били Стефану челом, припадая к его ногам, прося святого крещения и знамения Христова крестного. Он же, ознаменовав их, каждого своей рукой перекрестил, и огласив 208 , и молитву сотворив, и благословив, отпустил их с миром восвояси. Заповедовал же им каждый день приходить в святую церковь Божию, особенно оглашенным. И каждый день молитву творил над ними и, в назначенное время помолившись о них, научил их преславной вере христианской; и с женами, и с детьми крестил их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И научил их грамоте пермской, которую до того впервые сложил, и всем их новокрещеным мужчинам, и юношам, и мальчикам, и маленьким детям велел учить грамоту, часословец, и восьмигласник, и песни царя Давида 209 , и все остальные книги. Среди учившихся грамоте выбирал тех, кто изучил святые книги, одних для поставления в священники, других в диаконы, других в иподиаконы, чтецы и певцы. Песнопения им напевал и переводил, и научил их писать пермские книги: и сам, помогая им, переводил с русских книг на пермский, а книги отдавал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В печали, словно в мучении огненном и словно посреди нестерпимого пламени стоя, Бога призывал, говоря: «Поспеши, щедрый, и прийди на помощь, милостивый, да будет воля Твоя... Господи! пред Тобою все желания мои» 199 , а все делание мое – обратить этот народ пермский из обольщения идольского, потому что «обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их...» 200 . Господи, Всемогущий человеколюбче, увидь немощь мою, пошли помощь Свою в помощь мне, помоги мне, Господи Боже мой, и спаси меня милости Твоей ради! Господи, спаси же, Господи, помоги в благовествовании, помоги мне, Господи, и пособи обратить людей и привести их к Тебе. Собери, Господи, людей Своих разбросанных, и призови овец Своих заблудших, ибо Сам сказал, Господи: «И других овец имею, что не от двора Моего, и тех мне подобает привести. И голос Мой услышат и будет одно стадо и один пастух» 201 . Ты – истинный пастырь душ наших, Ты Один без греха, не презирай дела рук Твоих, освободи рабов Твоих от уз дьявольских, от идолослужения, просвети им очи ума и дай им разум, чтобы ощутили и познали Тебя, единого истинного Бога! И нет Бога, кроме Тебя, и другого Бога не знаем, имя Твое призываем, да прославится имя Твое во веки веков. Аминь!» Раб божий Стефан, помолясь Богу, решил заложить святую церковь Божию. Когда же была основана и поставлена, то вознес ее премногою верою и теплотой избытка любви: воздвиг ее чистой совестью, украсил ее всякими украшениями, как невесту прекрасную. Она поистине дивна, поэтому и Давид свидетельствует, говоря: «Свята церковь Твоя и дивна воистину». Дивна же премногих ради похвал, а многими похвалами хвалят ее не ради того, что человеческим искусством создана или ухищрениями мастеров, и замыслами, и знанием приукрашена, но прекрасна Божией славой и добродетелями, и Божественными славословиями возвышена, и спасением людей преисполнена, и православной красотой приодета. Поставил эту церковь на месте, названном Усть-вымь, там где Вым-река впадает в Вычегу-реку, где впоследствии была создана обитель его большая, где потом основана его епископия. Когда освятил церковь , то назвал ее во имя Пресвятой Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и вечной девы Марии во имя честного ее Благовещения 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ты доказываешь, что Стефан чарами тебя победил, но это не так, не обманывайся пустыми вещами этого света, он этого не учил совсем. Но Стефан смолоду изучил святые книги, которые помогли ему узнать, как угодить Богу. И обрел три вещи: веру, любовь и надежт ду. А надежда не посрамит, вера же святого угасила силу огненную, а любовь – перед ней ничто не устоит. Потому что сказано, кто нас отлучит от любви Божьей? Ни смерть, ни жизнь, ни меч, ни огонь» 212 . И еще о верующих Спаситель сказал: «Для верующего все возможно» 213 . Ты же человек, если поверишь, тогда, и больше этого увидишь. Хочешь ли веровать и креститься, потому что тебя переспорили?» Околдованный нечестивый волхв не захотел познать истину, и так, не уклоняясь, сказал: «Не хочу веровать и креститься». Преподобный обратился к народу и сказал: «Вы свидетели всему этому, скажите мне, что вы думаете?» Они сказали: «Подлежит казни». Тогда мужи пермские подошли и взяли его, а взяв, отдали Стефану, говоря: «Возьми его и казни, потому что он подлежит казни и по нашему старому обычаю должен умереть, потому что слова Божьего не слушает, Евангелие хулит, проповедь ангельскую укоряет. И как же он не подлежит казни, как же не должен умереть? Ведь если отпустишь его живым, не оскорбленным и не казненным, то еще больше будет пакостить». А Стефан отвечал им и сказал: «Да не будет так, не поднимется рука наша на врага. Ни руки не подниму на него, ни казню, ни смерти не предам. Потому что послал меня Христос не бить, а благовестить, и повелел мне не мучить, а учить с кротостью и увещевать с тихостью, повелел не казнить, а учить с милостью». Потом обратился к волхву и сказал: «Слышал ли все это, обольститель?» Он же отвечал: «Да, честный отче, все сказанное слышал и твердо запомнил». И еще его спросили: «Не будешь больше пакостить или развращать народ?» Он отвечал: «Нет, честный отче, если же буду пакостить или веру твою развращать, пусть тогда умру у твоих ног». Преподобный опять сказал ему: «Перед многими свидетелями свидетельствую и запрещением запрещаю тебе, чтобы ты никогда ни в чем подобном не провинился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды он призвал своих клириков, и ризничих, и дьяконов, и всех бывших с ним, сколько их приехало из земли Пермской, и сказал им: «Теперь отпускаю вас обратно в землю Пермскую. После моей смерти идите и скажите им, новокрещеным людям пермским и всем ближним и дальним, возвестите им мои слова, то, что им завещаю. Последнее слово хочу сказать, после этого уже больше не буду говорить: «Постигнет меня кончина. И пришел день, и приблизился час, и приспела година. Но так как должно держаться доброго исповедания до последнего вздоха, скажите от меня людям: «Вот я отхожу от вас и больше не буду с вами. Я иду путем отцов моих, которым все пошли. Я умираю, как и все живущие на земле. Слушайтесь, люди мои, закона Божьего! Слушайтесь дети, – бдите и молитесь, стойте в вере неколебимо, мужайтесь, да укрепится сердце ваше. Будьте в вере тверды, опасайтесь еретиков, остерегайтесь развращающих веру, берегитесь приходящих церковных раскольников и ищущих раздора, хоронитесь от всякой ереси пагубной, опасайтесь давнего кумирослужения, чтобы никто не прельстил вас злыми словами. Вы знаете, братья, какую скорбь я принял, какую тяжесть поднял в пермской земле и сколько пострадал в стране той, утверждая веру, устраивая крещение, закон устанавливая. Всегда пекся, день и ночь моля Бога, чтобы открыл мне дверь милосердия, принял молитву мою, чтобы спас людей Своих. Бог же, человеколюбец, не презрел молитвы моей, но исполнил мою просьбу, привел людей в веру. И вы сейчас совершенны в крещении, и теперь, братия, предаю вас Богу и слову благодати Его, которое может вас оградить, сохранить и спасти. Дальше, братия, стойте в вере крепко, непоколебимо, держитесь Завета, который завещал вам, и веры, которую от меня приняли, – не добавляйте, не умаляйте ничего сверх установленного закона. Слушайтесь закона Божьего и всего, что заповедал Бог во всем Своем законе. Слушайте святое Евангелие Христово и святых Его божественных ангелов. Слушайтесь заповедей святых отцов, которые установлены на семи Великих Вселенских соборах, святых преподобных и богоносных отцов наших, как правила их повелевают. После моего отшествия, если кто придет к вам, или еретик, или идолослужитель, или совратитель, или же церковный раскольник, или хулитель веры христианской, или кудесник, или зловредный, не принимайте такого. С такими не ешьте, не пейте, не дружите, не соединяйтесь, но во всем избегайте их. И учения его не слушайте, и словам его не внимайте, и установлений его не принимайте. Сказал Павел апостол Титу: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

253 Подвиг юродства обычно основывается на словах апостола Павла из первого послания к Коринфянам, гл. 1, стих 18: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». Эту же мысль продолжает и стих 10 из этого же послания, гл. 4: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе: мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии». Эти мысли апостола Павла неоднократно, на протяжении веков, вызывали желание оспорить их. Смысл этих не совсем обычных слов можно уяснить следующим образом: «Человечество до Христа, руководимое естественным разумом, не познало Бога в Его вечной Премудрости, хотя людям дана была эта возможность. Поэтому Бог не мирскую мудрость избрал орудием спасения, но проповедь Креста, которая представляется безумием миру сему. Но если в глазах язычников с их рациональным умом эта проповедь – юродство, то для иудеев, чающих чуда, она соблазн, ибо утверждение, что Мессия умер позорной смертью, как преступник, представляется им кощунственным. То, в чем неверующие видят противоречие разуму и свидетельство немощи, открывается избранным, просвещенным благодатию, как Премудрость Божия, постыжающая мудрость века, и как сила Божия, побеждающая мир». Протоиерей Александр Мень. Ключ к пониманию Священного Писания. Брюссель, 1982. С. 371. 260 «...образу Пресвятой Богородицы Одигитрии» – один из распространенных богородичных иконных сюжетов. Одигитрия – в переводе с греческого путеводительница. 261 Великого Стефана, епископа Пермского – говорится о будущем святом Стефане Пермском, просветителе пермяков. 262 «...к собору великого Божьего архистратига Михаила...» – т. е. ко храму, построенному в честь архангела Михаила. Архистратиг – в переводе с греческого: полководец, предводитель воинских сил. 263 «...безмятежно пройти начала и власти темных сил» – по учению Православной Церкви, душа, разлучившаяся с телом после смерти, проходит так называемые «воздушные мытарства», т. е. происходит борьба между ангелами и аггелами (или бесами) за право обладания душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, действительно можно признать, что Епифаний Премудрый выполнял роль секретаря митрополита Фотия. Несколько произведений Епифаний написал для составлявшегося около 1418 г. Летописного свода митрополита Фотия (общего источника Софийской I и Новгородской IV летописей). Летописная повесть о Куликовской битве хотя сама основана на кратком рассказе Троицкой летописи, но и в переработанном виде сближается с произведениями Епифания Премудрого. В текст Повести введен эпизод о присылке благословенной грамоты от «преподобнаго игумена Сергиа, от святаго старца» (118); определение «преподобный игумен Сергий, святый старец» неоднократно встречается в Троицкой летописи (под 6882, 6883, 6900 гг.) и в Житии Сергия (МДА, 88. Л. 276 об.). Словосочетание «от въстока и до запада» (120) читается в Житии Стефана Пермского (66) и в Похвальном слове Сергию (Тихонр. 705. Л. 117), а «нарочитых и старейших бояр» (126) — покрывается терминами «старейшие бояре» Троицкой летописи (6891, 6896, 6897, 6900, 6907 гг.) и Жития Сергия (МДА, 88. Л. 299 об., 305 об.) и «славные и нарочитые бояре» (МДА, 88. Л. 298 об.). Крик души о том, что «при нынешних временех Литва над нами издеваются и поругаются» (128), перекликается с аналогичным осуждением «Литвы» из Окружного послания митрополита Фотия (427): «творят на нас поношение и поругание». Читающаяся затем переходная фраза: «Но мы сию беседу оставльше и на предлежащее възвратимся», имеет соответствие в Житии Стефана Пермского (24): «Но мы преудолженую беседу до зде изоставивше и на предлежащее потребословие възвратимся». Повесть о нашествии Тохтамыша  насыщена подобными же стилистическими признаками. Уточнение, что Тохтамыш царствовал «в Орде и в Сараи» (190), в точности совпадает с подобным утверждением в отношении Мамая в Житии Стефана Пермского (74). Описание, что царь «потщася с яростию…, с всею силою своею» (190), аналогично тексту Повести о Куликовской битве (112): «с яростию подвижеся и силою многою». Термин «бояре старейшие» (192) уже встречался и в Повести о Куликовской битве, и в Троицкой летописи, и др. «Гражанстии народи» (192, 198) Повести вполне соответствуют термину «гражаньстии людие» Жития Стефана Пермского (86). Перечисление: «игумени, попове, дьякони, крилошане, четци, певци, черньци» (200) (где главная особенность — включение «четцов» и «певцов») — совпадает с аналогичным перечислением в Житии Стефана Пермского (34, 63). Слова «град велик… , град многочеловечен» (202) находятся и в Житии Стефана Пермского (11). Характерно совпадение выражений:

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010