Храм был возведён между 1377 и 1380 годами князем Лазарем Хребеляновичем в честь рождения своего первого своего сына, деспота Стефана, наследника престола. Храм построен в моравском стиле. Церковь с момента основания ни разу не разрушалась и ее архитектура считается настолько правильной и гармоничной, что стала образцом для других церквей в Сербии, построенных позже. Адрес: Цара Лазара 1, Крушевац, Сербия Подробнее... Монастыри [ править править код ] Список всех монастырей Сербии смотрите ЗДЕСЬ . Монастырь Студеница [ править править код ] Монастырь Студеница (серб. Манастир Студеница) — один из первых и самых больших сербских монастырей, Сербская Лавра, основанная Стефаном Неманей в 1190 году. Монастырь известен по сохранившимся фрескам 13 и 14 века. В 1986 году монастырь включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основан в 12 веке на пустынном месте, где иногда охотились местные жители. Посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Его основатель, Стефан Неманя, отрёкся от престола в пользу своего второго сына, Стефана Первовенчанного, и отошёл в монастырь Студеницу в 1196 году. Тогда же в монастыре завершились первые этапы строительных работ. Позднее он едет на Афон, где со своим младшим сыном, монахом Саввой, работает над восстановлением монастыря Хиландар. Здесь же Стефан Неманя принял монашеский постриг с именем Симеон. В это время о монастыре Студеница заботился Стефан Первовенчанный. Адрес: Манастир Студеница, Брезова 10б, 36343 Сербия Телефон: +381 64 642 1243 Подробнее... Монастырь Жича [ править править код ] Монастырь Жича или «Царская Лавра» — первый центр автокефальной сербской архиепископии, основанной в 1219 году во главе со святым Саввой, первым сербским архиепископом. Точная дата основания монастыря Жича неизвестна, существует предположение, что он был основан в периоде с 1206 по 1221 год. Основатель монастыря - Стефан Неманич, родной брат святого Саввы, который впоследствии стал первым королём Сербии, и был коронован в монастыре Жича. Всего в монастыре было короновано 7 сербских правителей из династии Неманичей, а по преданию перед каждой коронацией в монастырской стене возводили новые ворота, через которые проходил только новый король, после чего проход замуровывали обратно.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

Память 24 сентября/7 октября Память о святом короле Владиславе Сербском особенно близка русской церковной традиции потому, что его своим небесным покровителем считают многие наши соотечественники. Действительно, в русских святцах мы находим только одного святого с этим именем, и именно в честь него крещены все наши близкие, знакомые и друзья Владиславы. В этом смысле его почитание и духовная связь среди чад Русской Церкви намного сильней, чем даже на родине святого – в Сербии. Святой Владисла. Современная икона. Автор: Елена Хинич Имя Владислав тоже нередко встречается среди православных сербов, но оно не привязано к памяти или почитанию святого короля. Имя, дающееся при крещении в Сербской Церкви, как правило совсем не связано с каким-то конкретным святым, а особо почитается святой – покровитель рода, или, как еще это называют, Крестная слава. Интересно, что до недавнего времени даже в сербской литературе трудно было найти пространное житие святого Владислава. Так, в «Житиях святых», принадлежащих перу преподобного Иустина (Поповича), этому святому посвящена лишь пара абзацев. Отсутствовала и отдельная служба святому Владиславу. Действительно пространной житийной литературы о нем не сохранилось. Однако в житии святого Саввы, принадлежащем монаху Феодосию, находится интересное и занимательное описание событий, активным участником которых был король Владислав. Опираясь на этот текст, постараемся восстановить именно эту часть биографии святого, одной из главных заслуг которого стал перенос останков святителя Саввы, архиепископа Сербского, из Болгарии в Сербию. Первые годы правления Святой король Стефан-Владислав стал еще одной благородной ветвью на славной лозе династии Неманичей, подарившей миру множество святых мужей и подвижников благочестия. Он жил в годы становления и укрепления сербской государственности и был вторым сыном святого Стефана Первовенчанного, племянником святителя Саввы, архиепископа Сербского, и внуком родоначальника династии сербских правителей Стефана Немани, известного под именем преподобного Симеона Мироточивого. И дед, и отец, и дядя благоверного Владислава достигли своими трудами и подвигами подлинной святости, удостоившись от Господа нетленных венцов славы.

http://pravoslavie.ru/40269.html

Встреча прп. Симеона и свт. Саввы I в мон-ре Ватопед. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне. 1621 г. Встреча прп. Симеона и свт. Саввы I в мон-ре Ватопед. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне. 1621 г. Во 2-й пол. XII в. начался расцвет М. у юж. славян. В период Второго Болгарского царства (1187-1396) было основано большое число монастырей (напр., Лавра святых 40 мучеников ) как в больших городах, так и в пустынных местах (напр., Михаила архангела монастырь близ г. Русе). Родоначальник серб. правящей династии Неманичей вел. жупан Стефан Неманя (1165-1196) между 1159 и 1166 гг. основал монастырь в Топлице (ныне Куршумлия; см. в ст. Куршумльский монастырь ), а в нач. 80-х гг. XII в. как место для своего захоронения - мон-рь Студеница . После ухода на Афон в 1191 г. и пострижения в М. его младшего сына Растко (см. Савва I , свт., архиеп.; † 1235) Неманя вместе с супругой Анной в 1196 г. принял постриг (см. Симеон Мироточивый , прп., и Анастасия , прп.). В 1198 г. великий жупан вместе с сыном основал серб. мон-рь на Афоне Хиландар . На основе Евергетидского устава (см. Евергетидский Типикон ) в 1199 г. Савва составил т. н. Карейский типик (устав) о правилах жизни в своей испоснице, а в 1200 г.- Хиландарский типик для устроения жизни Хиландара согласно принципам строгого общежития. Став главой Сербской Церкви, он при поддержке брата, серб. кор. Стефана Первовенчанного , основал ряд мон-рей, при к-рых были учреждены епископские кафедры новых епархий, а в 1208 г. составил т. н. Студеницкий типик общежительного характера для Студеницы, более соответствовавший положению этой обители как «царской лавры». Этот устав стал образцом для устройства всех серб. мон-рей. В 1318/19 г. архиеп. Сербский Никодим сделал перевод на серб. язык Иерусалимского устава , получивший название Никодимов Типик. Духовные вопросы регулировали и светские серб. законы; так 17-я ст. Законника царя Стефана IV Душана предписывала всех «монахов и монахинь, которые постриглись, но живут по своим домам, изгнать, чтобы жили по монастырям».

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Если не было титула, то быстро выросли в глазах западных греков авторитет и слава победоносного вождя. Страны с преобладающим греческим населением сами шли ему в руки, иначе трудно объяснить столь быстрые успехи. Подробности походов Феодора остаются темными, но, судя по именам главнейших завоеванных городов, Феодор не только весьма скоро разгромил итальянцев Салоникского королевства, но отвоевал и Македонию у болгар. Дочь свою он выдал за сына сербского короля Стефана Первовенчанного, Стефана Радослава; сохранилось их обручальное кольцо 42 . Не продвинулся он лишь в сторону франков Средней Греции (куда его призывал Иоанн Навпактский), вероятно, потому, что греки Ахейского княжества и его вассалов были довольны своим положением благодаря порядку и экономическому процветанию во франкской Греции. Папа Гонорий скоро увидел, что держава Феодора стала национальным центром православной Греции, средоточием и защитою непримиримых и ученых вождей православия в Греции, а не мостом к подчинению православной Церкви папству, и отлучил Феодора от Церкви, упразднил акт унии эпирского деспота с католической Церковью , мотивируя отлучение враждою Феодора к Латинской империи, насколько можно судить по посланию папы к императору Роберту. Разрыв с папой был неизбежен не только вследствие политических причин, войны с латинянами, но и вследствие непримиримого положения, занятого виднейшим и старейшим из иерархов Эпирской Церкви, митрополитом Навпактским, по отношению к попытке никейского царя положить конец церковной схизме и послать для того депутацию в Рим. «Так как святой наш самодержец, пишет Никейский патриарх митрополиту, пожелал созвать восточных патриархов и сообща отправить послов к папе старейшего Рима для прекращения церковного соблазна и для единомыслия впредь всех христиан, то он созвал Собор на Пасху, а наше смирение (т. е. патриарх, а не царь) писало, между прочим, и благороднейшему Дуке, господину Феодору, о духе сыну нашего смирения. Следовательно, пора и твоему священству всячески подвигаться о таковом благолюбезном деле, и прежде всего благороднейшему Дуке, сыну могущественнейшего нашего самодержца, и послать одного или двух архиереев на предстоящий съезд, а если бы ты пожелал приехать лично, мы были бы несказанно обязаны».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Мужской монастырь Студеница Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Студеница (серб. Манастир Студеница) — один из первых и самых больших сербских монастырей, Сербская Лавра, основанная Стефаном Неманей в 1190 году. Монастырь известен по сохранившимся фрескам 13 и 14 века. В 1986 году монастырь включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] Монастырь Студеница был возведён в 12 веке на пустынном месте, где иногда охотились местные жители. Посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Его основатель, Стефан Неманя , отрёкся от престола в пользу своего второго сына, Стефана Первовенчанного , и отошёл в монастырь Студеницу в 1196 году. Тогда же в монастыре завершились первые этапы строительных работ. Позднее он едет на Афон , где со своим младшим сыном, монахом Саввой , работает над восстановлением монастыря Хиландар . Здесь же Стефан Неманя принял монашеский постриг с именем Симеон. В это время о монастыре Студеница заботился Стефан Первовенчанный. Монах Симеон умирает в 1199 году на руках своего сладшего сына Саввы, который возвращается с Афона в Сербию в 1206 году,чтобы помирить своих старших братьев, и привозит с собой в монастырь Студеницу мощи своего отца. Тогда святой Савва становится старейшиной (игуменом) монастыря до двадцатых годов 13 века в чине архимандрита. В это время монастырь становится культурным, духовным и медицинским центром Сербии. Здесь святой Савва написал Студеницкий типик , в котором описал житие своего отца, преподобного Симеона. Монастырь играл важную роль в сербской истории. Позже его восстанавливали и другие сербские правители из династии Неманичей, но Студеница часто разрушалась турками во время турецкого ига. В комплексе монастыря сейчас три церкви, хотя раньше их было четырнадцать. Главный храм посвящён Успению Пресвятой Богородицы, к которому уже в 1230 году король Радослав, внук Стефана Немани, возвёл притвор, где находилась первая церковь, посвященная святому Симеону. Вторая по величине церковь посвящена святым Иоакиму и Анне, она известна как Королевская церковь, так как её основал в 1314 году король Милутин. Третья церковь посвящена святому Николаю Чудотворцу. На территории монастыря также сохранился фундамент церкви, которая скорее всего была посвящена Иоанну Крестителю. В комплекс монастыря входят трапезная, корпуса, колокольня из 13 века, где когда-то была часовня. К северу от трапезной расположены монастырские кельи XVIII века, где находится музей и выставка экспонатов Студеницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

8) Епархия будимльская. Будимль, по которому называлась епархия, в древнее время город, в настоящее время село с развалинами крепости, находится в области полусвободного сербского племени Васоевичей, в санджаке скодрском или Скадарском, близь северовосточной границы Черногории, севернее городка Гусинье (см. в Гласнике кн. XXII, стрр. 69 и 70, в статье Миличевича о племени Васоевичей). Кафедра епископа была в монастыре Св. Георгия, построенном старшим братом Стефана Немани Первославом (сербския лemonucu ibid. и у Миличевича в Глach. ibid.), который в полуразвалинах существует и до настоящего времени и который находится к северу от того же городка Гусинье в селе Беране (см. у Muлuчebuчa ibid. и на карте, приложенной к «Четырем месяцам в Черногории» Е. Ковалевскаго, Спб. 1841, – «Жюржевы ступы», т. е. Юрьевы столпы, Георгиева двустолпная церковь ). Из епископов будимльскнх известны: Феофил, упоминаемый под 1252 г. (см. запись на сербской Кормчей, напеч. в Сербско-далматинском Магазине 1866 г. кн. XXV, стр. 186, – в записи есть и о кафедре, которая по ней именно при церкви великомуч. Георгия), Герман, бывший при Милутине, в правление архиепискона Евстафия 2-го (Monumenma Serbica p. 60). 9) Епархия холмская или захолмская. Обнимала все княжество холмское или нынешнюю Герцеговину; о ней скажем особо, когда будем говорить вообще о христианстве в сем последнем княжестве. 10) Епархия липлянская, иначе грачаницкая (или градецкая). Липлян, в древнее время город, в настоящее время большое село, находится на Косовом поле, на правом берегу реки Ситницы (см. Гaha Reise von Belgrad nach Salonik, 1-го изд. § 161 и первую приложенную к книге карту и Гильфердинга в Записках Географич. Общ. кн. XIII, стр. 234). Монастырь Грачаница или Грачаницкий (также Гpaдeцkuй, cfr Дahuчuчa Речник под словами: Градьць и Градьчьскыи) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, в котором была кафедра епископа липлянского (MonumenmaSerbica Mukлoшuчa р. 562 и сербские лemonucu ibid.), существующий до настоящего времени, находится на реке Грачанице, впадающей справа в Ситницу, верстах в 10 на северо-запад от Липляна и верстах во стольких же на юго-восток от города Приштины (см. Гaha Reise, 1-го изд. § 71, 2-го изд, § 121 и карты при обоих изданиях, Гuльфepдuhra ibid. стр. 234 fin. sqq). Епархия липлянская или грачаницкая открыта после Св. Саввы, потому что в заслуживающих веры известиях и называется в числе еписконий, учрежденных сим последним (см. в Памятн. Шафар., стр. 54, хризовул самого Св. Саввы и брата его первовенчанного краля Стефана); но когда именно – при Милутине ли, при котором впервые упоминается, или несколько ранее, остается неизвестным. Из епископов липлянских или грачаницких известны: Антоний, бывший при Милутине, в правление архиеп. Евстафия 2-го (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60), Игнатий, упоминаемый под или перед 1322 г. (ibid. р. 563).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

(см. Григоровича Путешествие по Турции стр. 28 fin.), то надлежит думать, что его восемь лет правления составлены из годов неполных и что он поставлен только в сем 1316 г. (а при счислении 8 лет взяты за целые года неизвестные последние месяцы 1316 г. и первые четыре с половиной месяца 1323 г. [В грамоте Милутина от 1318 г., напечатанной в описании сербской Хилендарской лавры архим. Леонида в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1867 г. кн. 4, стр. 42 sqq, Никодим называется игуменом хилендарским не как бывший в этом самом году, а как бывший прежде]. За сим, чтобы между 1286 и 1316 годами было место для всех трех остальных архиепископов, следует пронимать, что – Никодим, умерший 16 или 26 июля 1316 г., правил неполные 8 лет и был поставлен в последних месяцах 1309 г., – что Евстафий 2-й, умерший 16 августа 1309 г., правил не совсем полные 18 лет в поставлен после февраля в 1292 г., – что Иаков, поставленный в 1286 г. и правивший шесть лет, умер 3 Февраля 1292 года. 291 См. древнее перечисление епархий, существовавших при Св. Савве, сделанное на основании собственных хризовулов Саввы и его брата Стефана Первовенчанного, в Памятниках Шафарика стр. 34. Позднейшие сербские летописи утверждают, что Саввой было открыто не 8, а 12-ть епархий, но их показания не имеют никакого значения, и в число этих 12-ти епархий они включают такие, относительно которых положительно известно, что они открыты были или стали сербскими не при Савве, а после него. 292 В правление Стефана Душана или в половине XIV века в названных областях существовали: в восточной Македонии митрополии мельникская, филипинская, христопольская и серезская (с подчиненными епископиями) и архиепископия драмская; в Фессалии, южном Эпире и Акарнании – митрополии веррийская, ларисская, навпактская и иоаннинская или днинская (также с подчиненными епископиями, – Солунь ие была завоевана Душаном). 294 Cfr bышe в истории болгарской церкви, что говорено было о попытках константинопольских греков присоединить к константинопольскому престолу архиепископию ахридскую и патриархию пекскую, деланных в 1737 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

е. иначе, что она начала быть столицей с того самого времени как верховное господство над страной перешло из дома Бодина в дом Волкана), это из свидетельства жизнеописателя Неманина Стефана Первовенч. известно положительным образом (в Памяти. Шафар., стр. 2, § II, – под «посреде серпские земле, у светыю…..апостолу Петра и Павла» разумеется именно Раса); а что касается удела Немани до великокняжения, то, по свидетельству того же Стефана Первовенчанного, он получил от отца «рекомую Топлицу, Ибрь же и Расину глаголемые Рекы» (ibid. стр. 2, § III), при чем под Расиной должна быть разумеема не впадающая в Ибар Рашка, на которой стоял город Раса, а именно Расина, которая, начинаясь не очень далеко, на восток или на северо-восток от впадения Рашки в Ибар, впадает справа в нижнюю сербскую Мораву. О митрополии скодрской или скадарской (Scodaritana), которая находилась в зависимости от архиепископии первой Юстинианы, и об епископии диоклейской (Diocletana), которая была подведома митрополии скодрской, упоминается в двух посланиях папы Григория 1-го от 602 года (у Баттиана b Leges ecclesiasticae regni Hungariae I, 322 sqq) [Одновременно с митрополией скодрской (Scodritana) упоминается какая-то неведомая епископия скодрская (Scodrensis), принадлежавшая к округу какой-то тоже неведомой митрополии далматинской (Dalmatiae,. у Баттиана b Leges ecclesiasmicae regni Hungarie I, 299), особой от митрополии салонской; их должно искать где-то на западе от митрополии салонской (о Малхе, митрополите неведомой митрополии дaлмamuhckoй, cfr. рр. 305, 307, 308 и 316 fin.).]. Mumponoлuя скодрская открыта была неизвестно когда именно, но не ранее второй noлobuhы V beka, потому что в 457 году епископия диоклейская была подведома еще митрополии дарданской или скопийской (у Бammuaha ibid. I, 228). Город Диоклея ( Δικλεια и  Δικληα) находился на восточной границе нынешней Черногории, с северной Албанией, при впадении р. Зеты в р. Мораву между левым берегом первой и правым берегом второй, недалеко на север от нынешнего городка Подгорицы (об его развалинах см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

в Памятниках Шафар. стр. 4 и Дометиана, по изд. Даничича. стр. 10). Около 1153–1155 г. Холмскую милю подчиним своей власти, неизвестно – надолго ли, баны боснийские (см. b Arkiv’e Cakцuhckoro, кн. 4, стр. 836, о грамотах банов Славогоста и Борича, в которых подтверждается право владения на земли, принадлежавшия к Зaxoлмuu,cfr y Юкича b Zemljopis’ u i Povjesmn. Bosne cmp. 88). С неизвестного времени раньше 1180 года и по неизвестное время между 1190 и 1199 годами князем захолмским был Мирослав, который был подручником сербского великого жупана Стефана Немани (но который считается братом сего последнего без всякого действительного основания 335 ), см. послание к нему папы Александра III от 1181 г. b Monumenma Slavorum Meridionalium Teйhepa m. I, р. 1, и послание о нем того же папы и оттого же года к венгерскому королю в Патрологии Миня т. 200, р. 1312, – архиепископ сплетский Райнер, о котором в них речь, умер в 1180 r., Kalendaria Acceмahu  I, 313, Monumenma Serbica Mukлoшuчa рр. 1 и 2; что Мирослав был князем именно холмским и что он умер прежде 1199 г., см. послание сына Неманина Волкана к папе Иннокентию III от сего 1199 г. b Kalendaria , Acceмahu V, 39 и у Тейнера b Monumenma Slav. Merid. I, 6). В 1197 г. овладел Холмской землей брат венгерского короля Емериха Андрей (Фeccлepa Geschichme vonUngarn, 2 изд. ч. 1, стр. 293), который под 1198 –1200 годами и называется воеводой холмским (Arkiv Cakцuuckaro кн. 3, стр. 5). Неизвестно, долго ли после этого область находилась в зависимости от венгров, но под конец правления Стефана Первовенчанного (когда он был не жупаном, а уже королем), в правление Радослава и в начале правления Владислава она снова принадлежала сербам (Monumenma Serbica pp. 8 fin. и 19 fin., и если верить титулам, то еще рр. 11 и 25). Под 1234–1249 годами упоминается великий князь холмский Андрей, как кажется, бывший правителем довольно сильным и вероятно находившийся в зависимости от сербов только номинальной (ibid. pp.  24 и 34, Arkiv kh. 2, стр. 8 sqq).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

чьто приложи- хомь црькви спаса нашего, сь симь да не имаю протопопе дворске никоре области, а що доходи оть попов или от влахь или земльски люди, что е поповска бирь, что се уземле на людехь, да се та вса уземлю сей црькви, а инемь пискупьямь ке су дошле жупе, да узима протопопа дворски половину бири поповьске, а ере е врьховина попом, да одь тога не уземле протопопа честы, нь вьсе то пискупь да уземле (р. 13); а сие 4 жупе: Ельшаница, Пнука, оба Ибра одь испрьва не улазиль протопопа, да и еще да су оть протопоп свободне и 4 на- мастири кралевсци: света богородица студеничька, и светы Георгие у Расе и светогорьски монастирь и света богородица градьчьска» (р. 14). Между чиновниками сербского архиепископа упоминаются его «отроки». В грамоте Св. Саввы монастырю Св. Николая Вранинского 1233 г. читается: «и кое чловеке тузе посаде на том месте, да не има над ними область ни вельможа ни архиепискупь ни еговь отрокь» (ibid. р. 18 fin.). Дела брачные отчасти подчиняются ведению епископов. В грамоте Стефана Первовенчанного помянутому выше Жичскому монастырю пишется: «светителемь же и господьствующимь запрещениемь божьствьнимь запрещенимь (sic), никтоже да не оставляет божьствьнаго сего закона (да не расторгает брака), разве словесе прелюбодеинаго, и той истино да испитаеть се сь разсуждениемь на властелехь же и на воиницехь, да уземлють на нихь ослухе господьствующи, а еже суть убозии, на нихже уземлю по два воли, то где обретают се у жупахь, ке су под областью архиепискупие, да узимлеть архиепискупия, а под областию инехь епискупией аще обрешеть се такови, то да узима епискупия еднь воль, а други да узима господьствующи; аще кто сватвицу (родственницу) презаконь узме, аще будет оть властель или оть воиникь, да узимаеть ослуху господьствуей по 2 воли; аще ли оть убогих, то да узима светитель половину, а таковы да се распущають у распустехь или у сватвицахь» 384 (ibid. р. 15). Между податями низшего духовенства архиереям упоминаются «бирь» и «верховина». В грамоте Стефана Дечанскаго монастырю Дечанскому 1330 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010