557 Изд. у Аврамовича в сербских памятниках, Белград 1840 г. 51. О времени Майков стр. 19, 20, 219. Бенедиктинсий монастырь на Млете существовал с 1155 г. Farlati Illyria VI, 79. 558 См. в Православном Собеседнике отношение римских пап к болгарской церкви, 1865 г. стр. 86–119. 559 Летопись (у Шафарика в Памятниках стр. 69): «сьветом всехь венчаваеть брата своего великого жупана». Дометиан. 560 Акафист Сербляка: «радуйся, прелести славный победителю.... радуйся, злых козней иноверия разрушителю». Сл. янв. 12. пр. 25. 562 Mikloschich Monumenta serbica, Viennae 1858. Жичская грамота издаваема была и прежде (у Шафарика – Lesekörner, Pest 1833), но не в точном виде. О ней в Изв. акад. I, 346; VIÏ 206, 207. 563 В баварской греческой рукописи cod. 45 вопросы Стефана короля сербского и ответы Димитрия Хоматина, числом 13. 564 «Ктитор святаго места сего»,– так говорит надпись в сопочанском мон. на изображении первовенчанного. Зап. Геогр. общ. XIII, 147. Грамоты монастырям: студеничскому, милетскому и жичскому у Миклошича: Monumenta Serbica. Viennae 1858. 565 Попова Путешествие в Черногорию 72, 73. Спб. 1847. По летописи, св. Савва в первое путешествие на восток идёт «чрез Херцеговину, проповедуя людям путь спасения, даже до Котора». Гласник V, 40. Ещё Неманя «Которь остави, утвердивь ин и вьзнесь двор свои вь немь, иже е и доселе»,– говорит первовенчанный. Царь Душан в 1451 г., подтверждая привилегии, данные которянам предками его, ограждает безопасностию «и монастирь светаго Георгиа со всем метохиомь своим».– Miklosch. Monum. serb. 130. 566 Раич IÏ 366, 367 говорил, что св. Савва скорбел о неожиданной смерти брата от того, что будто Стефан не назначил преемника престола. Но первовенчанный ещё в жичской грамоте назвал Родослава «первенцем, Божиею милостию наместником своим». 567 Дометианово житие св. Саввы. По летописи: «в л. 6722 (1224) преставися первовенчанный краль Стефан». Гласник I, 165. 568 Дометиан. Тело святого Стефана-Симона сперва положено было в Студенице, близ мощей отца его. Король Урош 3 положил мощи в м. Сопочанах. По смерти Стефана Лазаревича, при нашествии турок, они сокрыты были в земле. В 1629 г. по явлению св. короля были открыты и потом, разделяя судьбу бедного народа своего, переходили из одного места в другое, пока в 1839 г. не возвратились в Студеницу. Синаксарь Сербляка л. 12, 13. Гласник V, 42–44. Зап. геогр. общ. XIII, 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Известный Успенский храм монастыря Студеница построен из белого мрамора, его архитектура довольно специфическая, так как сочетает два стиля - романский и византийский. Позднее из этого сочетания появляется характерный для Сербии рашский стиль архитектуры, который был распространён в средние века. Монастырь прославился своими фресками, которые датируются 13 и 14 веками. В середине 16 века фрески реставрируют, но уже в начале 17 века из-за землетрясения и пожара они снова пострадали. В 1846 году фрески монастыря обновили. С 1951 года вновь начались реставрационные работы, во время которых слой штукатурки с новыми фресками был снят, а старые фрески до сих пор восстанавливают реставраторы. Тогда же была обнаружена и надпись об основателе монастыря, которую оставил святой Савва: ПРЕСВЕТИ ХРАМ ПРЕЧИСТЕ ВЛАДИЧИЦЕ НАШЕ БОГОРОДИЦЕ САЗДАН БИ ВЕЛЕСЛАВНИМ … ВЕЛИКИМ ЖУПАНОМ И СВАТОМ ЦАРА ГРЧКОГ КИР АЛЕКСЕ – СТЕФАНОМ ПРИМИО ОБРАЗ (КАО) СИМЕОН МОНАХ … (А ЗАВРШЕН – НАСЛИКАН – БИ ТРУДОМ ВЕЛИКОГ ЖУПАНА … СТЕФАНА … И) ВЕЛИКОГ КНЕЗА ВУКАНА ГОДИНЕ 6717. (то 1209.), ИНДИКТА 12. И МЕНЕ САМ ТУ РАДИО ПОМЕНИТЕ САВУ ГРЕШНОГА.“ что в переводе значит: " Этот пресвятой храм Пречистой Владычицы нашей Богородицы создан был славным великим жупаном и сватом царя греческого Кир Алексе - Стефаном Неманей, который принял ангельский образ как Симеон монах, а завершен - расписан фресками - был трудом великого жупана Стефана и великого князя Вукана года 6717 (то есть 1209), индикта 12, и меня, который здесь работал, помяните Савву грешного. " Современное состояние [ править править код ] Монастырь принадлежит Жичской епархии Сербской православной церкви и является мужским монастырем. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Главный монастырский храм построен как семейная усыпальница. С правой стороны в наосе находится гробница с мощами ктитора и родоначальника Неманичей, святого Симеона . Перед алтарной преградой с правой стороны расположен киот с мощами святого Стефана Первовенчанного (монаха Симеона) , а слева находятся мощи святой Анастасии Сербской , матери святого Саввы .

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

сост. А.А. Маркова Места, связанные с жизнью святителя Святитель Николай Сербский был подвижником и паломником. За свою жизнь он побывал во многих святых местах. Однако были места, по-особому связанные с жизнью святителя. Это Вознесенский монастырь в Жиче, о котором святитель имел особое попечение, Тихоновский монастырь в Саут-Кейнан, где прошли последние годы жизни святителя, и монастырь во имя Николая Чудотворца в Леличе, храм в котором был построен святителем и где сейчас почивают его мощи. Монастырь Жича Монастырь Жича (другое название – Дом Святого Спаса) – это женский монастырь (первоначально монастырь был мужским) в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Он расположен в обширной и плодородной речной долине между Ибром и Западной Моравой, в исторической области Рашка, близ города Кралево. Монастырь был основан в начале XIII века, около 1206 года, братьями Неманичами – сыновьями князя Стефана Немани (в монашестве преподобного Симеона Мироточивого), Стефаном и Саввой. Князь Стефан – правитель Сербии – сделал значительное пожертвование на строительство обители, а его брат, тогда еще простой монах Савва, непосредственно наблюдал за строительством Жичской обители. «Сей боголюбец (святой Савва) основал великую Архиепископию, дом Спасов, зовомую Жича, кою начал и завершил с благословенным своим братом, великим жупаном кир Стефаном», – писал летописец, объясняя построение Жичи любовью меж братьями. В 1219 году святой Савва Сербский отправился в Константинополь. Там, после переговоров с Константинопольским Патриархатом, он был рукоположен во архиепископа – Предстоятеля Сербской Церкви, а сама Сербская Церковь получила автокефалию. Вернувшись после хиротонии из Константинополя, святой Савва привез византийских мастеров для росписи собора Вознесения Господня в Жиче. Новоустроенный Жичский монастырь стал кафедрой Сербской архиепископии. В 1220–1221 годах строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. По завершении строительства в Жичской обители были проведены собор и коронация князя Стефана Неманича как первого сербского короля (поэтому он получил свое прозвание Первовенчанный). Впоследствии в народном эпосе Жичская обитель была воспета как «седмивратная Жича», поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но с начала турецкой экспансии в XV в. монастырь стал часто подвергаться нападениям. Уже первое значительное восстановление монастыря было завершено в 1569 г. Тогда же были перекрашены уникальные фрески церкви Богородицы. Частые войны и неприятельские грабежи наносили непоправимый урон ризницам и духовным сокровищам монастыря. В начале XVII в. на обитель обрушились стихийные бедствия: землетрясение и пожары повредили многие постройки, и были безвозвратно потеряны многие исторические документы. В XVIII в. к северу от трапезной были обустроены монастырские кельи, где теперь располагается небольшой музей монашеского быта и исторических реликвий монастыря. Монастырь по праву гордится редчайшими своими святынями. Многие века в церкви Пресвятой Богородицы почивают святые мощи основателя обители, великого жупана Стефана Немани (преп. Симеона Мироточивого), целительное миро которого всегда считалось одной из самых дорогих святынь. Слева от Царских врат находится рака его супруги Анны (преп. Анастасии), а справа – их сына святого благоверного Стефана Первовенчанного (преп. Симона монаха). Причем мраморный пол под ракой святого Стефана (Симона) отполирован до блеска многочисленными телами паломников, которые с горячей молитвой проползают под его ракой три раза по-пластунски. От этой сформировавшейся за многие века традиции и предоставленной возможности мало кто из паломников способен отказаться. Потому что мироточивые мощи сербских святых всегда являли чудеса исцелений и помощи Божией для всех верующих. Черногория Цетинский монастырь Цетинский монастырь можно по праву назвать душой Черногории, всегда бывший оплотом Православия на Балканах, хранителем неистребимой веры и неразрывно связанный с исторической судьбой своей страны. И сегодня он по-прежнему является главной ее духовной святыней, хранящей в своих стенах величайшие христианские реликвии – десницу святого Иоанна Крестителя и частицы Животворящего Креста. Монастырь расположен в центре древней столицы Цетине, у подножия горы Орлиный Крест.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В начале XVI столетия явилась Чудотворная Лепавинская икона Богородицы. С 1550 года она была главной святыней Лепавинского монастыря , основанного двумя иноками Царской Лавры Хиландар . А в 1943 году она удивительным образом сохранилась во время немецкой бомбардировки, полностью уничтожившей монастырские постройки. Это одна из немногих икон Богородицы, о которой создано особое повествование под названием «Чудеса Пресвятой Богородицы Лепавинской». Празднование иконе установлено на 15 (28) августа. В храме Пресвятой Богородицы (в Печской Патриархии на Косово и Метохии) на специальном резном позолоченном троне сохраняется чудотворная икона Богородицы Печской, выполненная по образу, написанному апостолом Лукой. Акафист Божией Матери в честь Её иконы написал митрополит Белградский Михаил (1859–1881, 1889–1898) («Радуйся, защитница и спасительница рода сербского крестоносного!»), а авва Иустин (Попович) посвятил Богородице следующую молитву: О преблагословенная и богоблагодатная Матерь, защитница и посредница, Дева Мария, прими усердные моления наши, которые приносим Тебе, и услыши молебные гласы человеков из рода сербского, кто угодил Сыну Твоему и Богу нашему Господу Спасу Иисусу Христу, кто стоит пред Престолом Всевышнего и украшает обители этой Сербской Патриархии и есть слава верных Богу сербов. Это: Савва, Арсений, Савва Второй, Никодим, Ефрем, Даниил, Евстафий, Григорий, Макарий, Максим, Спиридон, Иаков, Иоанникий, Савва Третий, Никон и Кирилл. Милостиво воззри на молитвы Симеона Мироточивого, Стефана Первовенчанного, Владислава, Феоктиста, Милутина, Стефана Дечанского, Уроша Младого, Лазаря великомученика и Владимира; всевосхваляемых цариц, княгинь и деспотисс: Анны, Анастасии, Елены и Ангелины; святых Георгия, Стефана, Максима, Иоанна, Петра Коришского, Иоанникия Девичского, Прохора Пчиньского, Иоанна Рыльского, Гавриила Лесновского, Илариона Осоговского, Илариона Меглинского, Евфимия, Нестора, Василия Захолмского и Петра Цетиньского. Не забудь, Пресвятая, тех, кто служил, и тех, кто сейчас служит в святой обители сей и стоит пред чудотворной иконой Твоей; сохрани святые обители, где денно и нощно молятся смиренные иноки и богобоязненные священники.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

Народ сербский Св. Савву за его великие заслуги Церкви и отечеству достойно называет своим просветителем и почитает, как великого угодника Божия, не престающего и после смерти быть заступником и покровителем сербской земли. После Св. Саввы православие все более и более утверждалось в Сербии и политическое могущество ее возрастало. Преемники Стефана Первовенчанного, короли сербские – Владислав, Урош Великий, Милутин, Стефан Дечанский (все они признаются святыми в сербской Церкви) отличались усердием к православной Церкви, строили храмы и монастыри, делали богатые пожертвования не только в Церкви сербские, но и в чужие православные страны – на Афон и в Палестину, старались поддерживать православие и в западных сербских странах, поддающихся влиянию латинства – в Далмации и Дубровнике (Рагузе). При последнем, сальном сербском государе из рода Неманичей – Стефане-Душане (в половине XIV века) Сербия достигла высшей степени политического могущества и полной церковной самостоятельности; в сербской Церкви явились свои патриархи. В это время папам трудно было рассчитывать на успех своего влияния в Сербии. Между тем, однако ж, они не оставляли своих притязаний на нее, и при всяком удобном случае предлагали сербским государям соединение с римскою Церковью. Так, в конце XIII века и в начале XIV века, после неудавшейся в греческой Церкви лионской Унии, папы старались завязать сношения с сербских королем Милутином, когда у него возникли несогласия со старшим братом Драгутином, и когда заметили, что эти сношения мало имеют успеха, стали возбуждать королей сицилийского и венгерского к крестовому походу на Сербию. Милутин, находясь в затруднительных обстоятельствах, поддерживал переписку с папою, но не придавал ей никакого значения, оставаясь до конца жизни преданным православной Церкви, и заботясь о поддержании православия даже во всех окрестных землях. В половине XIV века, когда турки стали вторгаться в Европу, – папы, при содействии венгерского короля Людовика, старались возбудить Стефана-Душана к крестовому походу на турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Святой Стефан Милютин, король Сербский, брат его Драгутин и мать их Елена 9 ноября, 2006. Редакция " Правмира " Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана — Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года. Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях. Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи. Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

Главный монастырский храм построен как семейная усыпальница. С правой стороны в наосе находится гробница с мощами ктитора и родоначальника Неманичей, святого Симеона. Перед алтарной преградой с правой стороны расположен киот с мощами святого Стефана Первовенчанного (монаха Симеона), а слева находятся мощи святой Анастасии Сербской, матери святого Саввы. Бесценные сокровища включает в себя монастырская риз­ница. Адрес: Манастир Студеница, Брезова 10б, 36343 Сербия Проезд: Монастырь расположен на правом берегу реки Студеницы, в 39 км от города Кралево. Подробнее... Монастырь Томич [ править править код ] Точно неизвестно, когда и кем был построен монастырь, но впервые он упоминается в 1467 году в турецких дефтерах как «Идин». Судя по тому, что монастырь платил небольшой налог, можно сделать вывод, что это был скромный и бедный монастырь. Турки, вероятно, снесли его, потому что в 1840 году на фундаменте старой церкви была построена новая деревянная. В 1860 году был возведен каменный храм. Монастырь Томич принадлежит к группе монастырей, известной в народе как «Моравская» или «Ресавская Святая Гора». Сюда входят монастыри, расположенные в районе от Ягодины до Свилайнаца, вдоль берегов реки Великая Морава. Адрес: Vojska, Сербия Проезд: Монастырь находится в районе села Войска (серб. Bojcka), на берегу реки Великая Морава. До монастыря можно добраться через Свилайнац (в 110 км от Белграда) и Ягодину через деревню Войска. От Свилайнаца до монастыря – 25 км, от Ягодины – 24 км. От села Войска до монастыря – 4 км по щебеночной дороге, дорога частично проходит вдоль реки Великая Морава. Телефон: +381 35 28 28 38 Электронная почта: tomic.manastir@gmail.com Подробнее... Монастырь Троноша [ править править код ] Строительство монастыря Троноша началось во время правления в Среме короля Стефана Драгутина, но до окончания постройки король не дожил. Строительство завершила жена Драгутина Катерина Венгерская в 1317 году. Троноша входит в группу дринских монастырей, построенных во времена Драгутина для борьбы против католического и богомильского влияния. Другими монастырями этой группы являются Рача, Папрача, Тамна (Тавна) и Ломница (Ловница). Согласно преданию монастырь Троноша получил своё название от слияния трёх рек в окрестностях монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Приходит к Савве один благочестивый старец и советует ему выстроить новый, или возобновить какой-нибудь запустевший монастырь с тем, чтобы он уже навсегда принадлежал их отечеству, дабы приходящие на Афон для иноческой жизни Сербы находили себе тут пристанище. Савва и Симеон приняли сию мысль за внушение Божие, и предложили её Проту и всему собору святой горы, и, получив согласие, стали избирать место. Ни одно место так не понравилось им, как запустевший монастырь Хиландарь. Савва выпросил этот монастырь у родственника своего императора Алексея Ангела в собственность Сербии 283 . Щедрые приношения Стефана Первовенчанного дали возможность скоро устроить сей монастырь. Главная церковь посвящена была воспоминанию Введения во храм Пресвятой Богородицы. Симеон выпросил у сына своего Стефана несколько сёл 284 в Сербии для содержания Хиландаря. Император Алексей отдал Савве запустевший монастырь Изыг со всеми угодьями, и Хризовулом предоставил Хиландарю право именоваться царским, и ни в избирании игумена, ни в управлении не зависеть от Прота. Восстановивши Хиландарь преподобные Симеон и Савва перешли в него из Ватопеда, но в память пребывания своего в Ватопеде положили, чтобы Ватопед и Хиландарь по любви составляли как бы один монастырь 285 . Преподобный Симеон только восемь месяцев жил в Хиландаре. Чувствуя приближение своей кончины, он спешил сделать последние распоряжения, просил сына своего усугубить молитвы за него, по смерти перенести тело его в Сербию и не забывать Церкви сербской, нуждающейся в попечении. Накануне дня смерти он простился со всею братией, и отпустил всех кроме сына, прося, чтобы не приходили к нему до утра. Во время ночи, старец, несмотря на слабость, встал с одра, радостно облёкся в полное иноческое одеяние, и причастившись св. тайн сказал: «слава Богу о всём» и снова впал в смертный недуг. Савва всю ночь читал в слух его псалтирь. Поутру он вынес своего отца в притвор церковный, и положил на простой рогозине. Братия, окруживши его, рыдали о вечной разлуке с своим отцом. С трудом поднявши руку, преподобный дал им знак, чтобы они успокоились, и, взирая весёлым лицом на образ Спасителя и Его Пречистой Матери, он как бы беседовал с кем. Наконец услышали, что он ясно произнёс: «всякое дыхание да хвалит Господа». Хвала Господу была последним его словом. Вдруг воздух наполнился благоуханием – это была минута смерти преподобного 286 . Так мирно о Господе почил старец, предав душу свою Христу, Которого он возлюбил более всего. Симеон погребён был в монастыре Хиландаре в церкви Пресвятой Богородицы и положен в мраморном гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ни одного лишнего звука, движения, блеска. Полная, вневременная тишина. Цвет ее - медовый. Тих и спокоен собор Иверского монастыря, ибо здесь не исходный пункт, откуда начинаются путешествия, даже если это путешествия по Святой Горе, здесь место, куда сходятся все пути этого мира. Весь день нас качало на небольшом суденышке в неспокойном море под ярким солнцем. А сейчас, когда мы движемся из Иверского монастыря в сторону Карей, по дороге, едва ли заслуживающей этого названия, в полуразвалившемся автобусе, таком дряхлом, что задняя дверь его закрывается на веревочку, один конец которой привязан морским узлом к железному болту, - сейчас минуты пребывания в потаенном мире храма остаются блаженным и уже недостижимым мгновением. В ритме ухабов подкидывает в автобусе человек двадцать пассажиров, большей частью - в черных поношенных и выцветших рясах. Старый автобус, у которого время от времени меняют только мотор и шины, так же, как и сероватый цвет монашеских одежд, выявляют настоящую меру этого света, показывают, как мало, в сущности, требуется человеку, насколько мы ежедневно преувеличиваем свои нужды. Светские путешественники так сильно отличаются от кротких и смиренных старцев, что в этом автобусе они мне кажутся чем-то глубоко неприличным. Хорошо, что мы все хотя бы молчим. Молчание - ключ к святогорской жизни. Великая тайна. Исихазм (молчальничество) - это и правило, одно из самых общепризнанных, поздневизантийского монашества, и путь духовной жизни. Вот келья, где молчал и постился святой Келья без единого окна, стены совершенно голые, из неотесанного грубого камня. Помещение настолько узкое, что раскинутыми в стороны руками можно дотянуться одновременно до противоположных стен. Сегодня здесь только две иконы, больше ничего. Но сколько молчания святого, сколько безмолвия его последователей и учеников вобрал в себя этот камень... Савва Сербский (Неманич, 1169-1237 гг.) - младший сын сербского правителя Стефана, брат Стефана Первовенчанного сербского, в возрасте 17 лет удалился на Афон и, вопреки воле отца, принял там монашество. Возобновил пришедший в разорение Хиландарский монастырь и ввел в нем строгое общежитие. Впоследствии первый архиепископ Сербии, независимый от Константинополя. (Здесь и далее подстрочные примечания принадлежат редакции)

http://isihazm.ru/1/?id=1819

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010