Не потерять имя, придя в Египет, означало остаться верным Святой Земле Не потерять имя, придя в Египет, означало остаться верным Святой Земле. И поэтому словами: «имена… которые вошли в Египет», – Пятикнижие подчеркивает, что хотя сыны Иакова и сошли, спустились в Египет, они остались на том высоком духовном уровне, которое занимает Святая Земля по отношению ко всем другим, только географическим высотам и низинам на нашей планете. Слова: «вошли в Египет с Иаковом», свидетельствуют о том, что одних сил Иосифа и его братьев не хватало, чтобы противостоять оккультной цивилизации Египта, и требовалось, чтобы такая высокая душа, как душа Иакова (Израиля), сошла в Египет. «Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир. Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте» ( Исх. 1: 2 –5). Имена детей Иакова перечислялись еще и ранее, при жизни их в Святой Земле, в предыдущей Книге Бытие (см.: Быт. 46: 8 –27), теперь они перечисляются при переходе в Египет. Этим слово Божие подчеркивает неизменную последовательность их душ в деле их духовного роста, которое продолжается и в Египте. Сказано: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» ( Ис. 40: 26 ). Слова: «Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять]», – создают для нас некоторую переводческую проблему. В Масоретском переводе указывается число «семьдесят», но в Септуагинте мы видим именно число «семьдесят [пять]» (в Синодальном переводе тексты, взятые только по Септуагинте, заключены в квадратные скобки: «[…]»). В Новом Завете ссылка на данный фрагмент из Книги Исход исходит из уст архидиакона Стефана: «Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять» ( Деян. 7: 14 ). Здесь, несомненно, Книга Исход цитируется более чем по древнему списку, в отличие от Масоретского текста, оформление которого окончилось только к X–XI веку от Р.Х.

http://pravoslavie.ru/97571.html

Некоторые благоговейные мужи похоронили его, п почтили великим плачем. Б. В других местах Палестины и Сирии между иудеями 1. Гонение на Церковь в Иерусалиме, и рассеяние учеников Христовых (Деян. 8:1, 3, 4, 11, 19) Савл был родом из Тарса, Киликийского города. В Иерусалиме он жил для того, чтобы пользоваться уроками знаменитого законоучителя Гамалиила; но он не заимствовал у него духа благоразумной терпимости, и, как жаркий фарисей, одобрял убиение Стефана. Это убийство было началом великого гонения на Церковь в Иерусалиме. Савл был сильным орудием слепых ревнителей обрядового закона Моисеева: он с ожесточением преследовал уверовавших во Христа, врывался в дома, и, захватывая мужчин и женщин, предавал в темницу. Тогда все, кроме Апостолов, рассеялись по окрестным местам в Иудее и Самарии; и, рассеявшись, ходили и благовествовали учение Христово. А другие прошли до Финикии, Кипра и Антиохии; впрочем, везде проповедовали только Иудеям. 2. Крещение самарян Филиппом, и низведение на них Духа Святого Петром и Иоанном (Деян. 8:5–25) Между учениками, оставившими Иерусалим, был и Филипп, один из семи диаконов. Он пришел в главный город Самарии (в Севастию), и проповедовал жителям о Христе. Народ единодушно внимал его проповеди, особенно, когда видел, какие он делал чудеса: именно, нечистые духи выходили из многих с великим воплем, и многие расслабленные и хромые исцелялись. Город был в большой радости. Тут же в городе находился, некто, Симон, который немалое время перед тем изумлял Самарян волхвованием, выдавая себя за кого-то великого; так что все от малого до большого говорили об нем: «в нем великая сила Божия!» Но, когда услышали благовестие Филиппа о царствии Божием и об Иисусе Христе: то поверили ему, и крестились. Уверовал и сам Симон; и, крестившись, не отходил от Филиппа, изумляясь великим чудесам, какие совершал Филипп. Апостолы в Иерусалиме, услышавши, что жители Самарии приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, чтобы помолиться о ниспослании Святого Духа на новокрещенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Нет ничего прекрасней и удивительней, чем христианское прощение. С самого начала Церковь приобщалась этой тайне Христа. Когда архидиакона Стефана побивали камнями, он молился: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60). И такой же была молитва преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Мы должны молиться за наших врагов, за ненавидящих и гонящих нас. Если Христос молился за Своих врагов, могут ли быть у нас такие личные враги, которым мы не должны простить? «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого». Как если бы солнце не могло больше видеть, что делают люди. В мире всегда наступает тьма, когда люди предают поруганию Христа. «И завеса в храме раздралась по средине». Раздирание завесы — знамение, что власть тьмы, сил зла, раскрылась до конца, а также знамение о разрушении храма. И это знамение, что Святое Святых, куда только первосвященник раз в году мог входить с жертвенной кровью, теперь открывается для всех людей присутствием Божиим. «Видевший Меня видел Отца», — говорит Христос. На Кресте является в полноте любовь Божия. «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой». И это значит: «Отче, прими Мою жизнь и смерть, вместо жизни и смерти грешников, за которых Я умираю». Он приносит Себя в жертву за нас, предает Свой дух в руки Отчии, с тем, чтобы принять его в раю, и в третий день воскреснуть. Господь освятил эти слова для нас, да и мы сподобимся произнести их в последний час во всецелом доверии Богу, зная, что смерть для нас — приобретение. Тьма преходит, наступает час видения и созерцания. «Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник». А в Евангелии от Марка сказано: «Сын Божий». Тайна невинности велика, и никто не праведен, только один Бог. Сотник и народ глубоко потрясены тем, как умирал Христос. Его смерть смогла сделать то, что не могла даже жизнь. Начинает исполняться Его слово: «Когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе». Время покаяния приходит, может быть, и для многих из тех, кто кричал: «Распни, распни Его», а теперь они возвращаются, «бия себя в грудь».

http://pravoslavie.ru/4064.html

Но скажи: разве вы не видели никакого чуда во время распятия? Разве мало того, что уверовал разбойник? Воины били себя в грудь, сотник был удивлен. Но однако они, иудей, отвергли все таковое. Дам злейших вместо погребения Его, – не только потому, что они убили, но и потому, что, хотя они могли уразуметь все эти чудеса, они не захотели. Он погребен у богатого . Пророк называет их (иудеев) богатыми, потому что в то время они были богаче прочих людей, по причине великого обилия плодов; кроме того, они были богаты духовно, прежде чем совершили зло, потому что Бог имел о них большее попечение, чем о прочих. Потому что не сделал греха . Следует ли думать, что это сказано относительно народа, как и те слова: дам злейших вместо погребения Его? Здесь им также должно уступить. Не было лжи в устах Его . Но вот говорится: нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Екклез.7:20); а потом: и кто не погрешал языком своим? (Иис. сын. Сир.19:17). Что должно сказать об этих словах: все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу ? Чтобы ты не думал, что пророк, говоря " все " , сказал это слово о большинстве, а не о всех, он говорит: мы блуждали – все вместе и каждый в отдельности, чтобы понимали, что все это совершилось относительно Его. Он Сам предсказал, что это будет относительно Его: так это было и исполнилось. Если же не так, то скажи, иудей, ты, который с таким прилежанием убил беззаконного человека: почему же ты подвергся таким наказаниям? Во время Моисея виновные в идолослужении подвергались смерти по причине ревности Божией, и таким образом был умилостивляем гнев Божий. Теперь же, если ты не был виновен, если ты, почитая добродетель, по закону справедливости, убил человека, противного Богу, пренебрегающего законы, то почему ты подвергся наказанию? Финеес убил и был оправдан. Надлежало и тебе быть оправданным. Ты также заботился о славе Божией. Разве не следовало получить тебе награду за твое старание и за твою заботу? Но, говорит он, мы наказаны теперь за грехи. За какие же грехи? Разве за грех золотого тельца? За золотых телиц? Разве за убитых мальчиков и за принесенных в жертву дочерей? Не преследовали ли вы обольстителей и обманщиков Иуду и Февду? Почему же вы не получили великих наград, как заботившиеся о законах? Никто не может сказать, что вы обнаружили попечение только относительно Его; но (вы обнаружили его) также и относительно учеников, которые последовали за Ним: вы побили камнями Стефана, убили Иакова, подвергли многим мучениям Павла. Между тем, в то время, когда вы это делали, среди вас не было ни одного идолослужителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

О древних иерусалимских христианах сказано: И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 46–47). Даже выделенные для того, чтобы пещись о столах, не могли остаться в стороне от дела пасхального благовествования о покое во Христе, и мы видим пламенную проповедь архидиакона Стефана, которую с трудом останавливают летящие в него камни. Это было время непрерывного благовествования. Тогда апостолов " устраивала " , если только можно так сказать, даже и притворная проповедь. Апостол Павел восклицает: Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться (Флп. 1, 16–18). Евангелие — именно как радостная, и по-праздничному пасхальная весть — владело сердцами первых христиан. Далее мы читаем: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения... (Иак. 1, 2) Здесь речь идет об искушениях и мы обращаем наше внимание на слова из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения (Сир. 2, 1–2). Само слово " искушение " в русском (синодальном) издании Библии чаще всего означает соблазн, происходящий от диавола. Но в жизни верующего человека такой соблазн может происходить только по Божиему попущению, как, например, в случае с праведным Иовом [ 2 ]. Также слово " искушение " связывается и с гонениями против уверовавших [ 3 ]; в этом случае можно предположить, что все подобные гонения на христиан — от кровавых, до гонений в прессе — санкционируются сатаною. Если под различными искушениями понимать особенные для человека обстоятельства, при которых он может впасть в грех или, преодолевая их, выйти победителем из этой духовной брани, то надо заметить, что каждый из нас оказывается в подобном положении достаточно часто. Следовательно, для религиозного человека небезынтересно знать, как мы можем преодолевать искушения, коль скоро мы выяснили, что без них нам не обойтись. Приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся , — дает нам наставление премудрый Иисус, сын Сирахов. Но ведь именно в искушениях мы и обнаруживаем отсутствие в своем сердце твердости, когда душа наша оказывается исполненной смущения. Преподобный авва Сисой учил: Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: " Это по милости Божией " [ 4 ]. То есть даже в искушении мы должны видеть Божий Промысл, задаваясь при том вопросом: " Для чего Господь посылает нам это испытание? " . Ведь слово Божие учит, что у нас и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Он есть Бог богов и Царь царей, и Судия живых и мертвых; а почитаемые вами боги послужат на возжжение огня вечного со всеми поклоняющимися им. После этого епарх Аквилин, собравшись на охоту, велел захватить и святого Трифона, приказав привязать его к коню и вести за собою. Большие мучения пришлось выносить святому: пальцы ног его отрывались, потому что, при ужасном морозе, ноги его были босы, а конь наступал и давил их своими ногами, – и ступни его растрескались, но мученик, вперив духовный взор к Богу и, пламенея любовью к Нему, ни во что ставил эти мучение, и пел слова Давида: «Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» ( Пс.16:5 ), и другие: «Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию» ( Пс.118:133 ). Повторяя вместе с тем и слова святого первомученика архидиакона Стефана: – «Господи, не вмени им греха сего» 1099 ( Деян. 7:60 ). Возвратившись после охоты, епарх призвал к себе мученика и сказал ему: – Теперь, несчастный, не надумал ли ты благоразумно принести жертвы богам, или остаешься в своем прежнем безумии? Святой отвечал: – Ты сам, ослепленный диаволом, преисполнен безумия и невежества, потому что не можешь познать Создателя всех и поклониться Ему; а я остаюсь премудрым, не отступая от спасающей меня истины. Епарх велел отвести святого в темницу; а сам отправился в ближайшие пределы страны, где и оставался некоторое время. По прибытии обратно в Никею, епарх, явившись в судилище, снова вызвал Трифона и сказал ему: – Не научило ли тебя продолжительное пребывание в узах повиноваться царскому повелению и обратиться к богам? – Бог мой и Господь Иисус Христос, – отвечал святой, – Которому я служу чистым умом, поучая, наставил меня и утвердил меня, дабы я мог неизменно и непоколебимо сохранить веру в Него: посему Ему Единому истинному Царю и Богу, я повинуюсь, и к Нему прибегаю, твою же и царскую гордость я презираю, а от почитаемых вами богов отвращаюсь. Епарх, сильно озлобясь, вскричал слугам: – Вбейте острые гвозди в ноги его, и, водя по городу, бейте его. Слуги тотчас исполнили приказание мучителя. Святого стали водить, или лучше сказать, влачить по городу, подвергая истязаниям, и он переносил ужасные страдания – как от вбитых в ноги гвоздей, так и от сильного мороза, по случаю суровой зимы. Но великий страдалец, имея пред духовным взором своим Христа, и взирая на будущие воздаяние, всё переносил с великим терпением и радостью; когда же он опять был приведен к епарху, мучитель, удивляясь такому терпению святого, с великою досадою сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он их звал не одними только словами, но и делами; звал, по вознесении Своем, через Петра и прочих апостолов. Именно сказано: «Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» ( Гал. 2:8 ). Так как иудеи, увидев Сына, вознегодовали и убили Его, то Он зовет их опять через рабов. И к чему Он их призывает? К трудам, подвигам, бедствиям? Нет, Он их призывает к веселью. Говорит Он: «тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово». Какой пышный пир, какое великолепие! Но и это их не обратило; напротив, чем Он больше долготерпел им, тем более они ожесточались. Они не пришли на брачный пир по лености, а не потому, что заняты были делами. Но как же одни из них представляют в извинение свое брак, а другие – волов? Разве это занятие? Ни в коем случае. Для духовных дел должно оставлять все другие занятия, даже необходимые. Мне же кажется, что они представляли такие причины только для того, чтобы прикрыть свою беспечность. И не только то одно худо, что они не пришли, но всего безрассуднее и ужаснее то, что они и пришедших приняли весьма дурно, надругались над ними и убили; это гораздо хуже прежнего. Прежде приходили к ним требовать плодов, и приходившие были убиты; теперь приходят от Убиенного ими звать на брачный пир, и также они убивают их. Что может сравниться с такой жестокостью? За это и Павел, укоряя их, сказал: «убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали» ( 1Фес. 2:15 ). Потом, чтобы они не сказали: «Он противник Божий, поэтому мы не пришли», – послушай, что говорят призывающие: Отец делает брачный пир и призывает. Что же после? Так как они не захотели прийти, но убили пришедших к ним, то Он сжег города их и, послав войско, истребил их. Этим Он предсказывает события, случившиеся при Веспасиане и Тите, и так как иудеи оскорбили и Отца, не поверив Ему, то Он сам принимает на Себя отмщение их. Потому не тотчас по смерти Христа случилось истребление города, но спустя сорок лет, – после того, как они убили Стефана, умертвили Иакова и надругались над апостолами, – чтобы видно было Его долготерпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Они же, не имея силы сказать что-либо против проповедуемой Стефаном истины, светлейшей солнца, воспламенились на него гневом и, полные зависти, подучили некоторых из своих единомышленников, привыкших говорить ложь, объявить главной архисинагоге еврейской, будто они слышали, как Стефан говорил хульные речи против Моисея и Бога. Возмутив, таким образом, народ, и старейшин, и книжников, они напали на святого Стефана, схватили и привели его в синагогу к первосвященникам и великому множеству законоучителей; тут же представили и ложных свидетелей, которые утверждали: — Сей человек не перестает говорить хульные речи на святое место сие и на закон, и мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые установил нам Моисей. Святой же Стефан стоял невозмутимо среди этого убийственного собрания, как ангел Божий, сияя светом божественной благодати, как некогда Моисей: ибо преобразился внешний вид лица его, и все, бывшие в собрании, смотря на него, видели лицо его, как лицо ангела. Первосвященник спросил его: — Справедливо ли то, что говорят о тебе свидетели? Святой, раскрыв уста свои, произнес длинную речь. Он начал от Авраама, который первый получил обетование о пришествии Мессии, и затем рассказал всю историю до Моисея, вспоминая о нем с полным благоговением и уважением, и этим ясно показывал и возражал против лжесвидетелей, что сам он вовсе не хулитель ни Моисея, ни Закона Божия, данного через Моисея, и еще яснее доказывал, что именно отцы их были хулителями. — Не восхотели, — говорил он, — отцы наши быть послушными ему, но отринули Его и обратились сердцами своими к Египту (Деян. 7:39). Потом возражая на другую клевету, будто бы он произносил хулу на место святое, сказал: — Соломон построил Ему храм (Деян. 7:47). Этими словами он как бы хотел сказать: «Я чту место святое, по Божиему благоволению мудро устроенное царем Соломоном и освященное славою Господнею, явленною облаком, я почитаю храм, во славу Божию созданный людьми, но при сем и то исповедую, что Бог более любит пребывать в невещественных, нерукотворенных храмах, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Они же, не имея силы сказать что-либо против проповедуемой Стефаном истины, светлейшей солнца, воспламенились на него гневом и, полные зависти, подучили некоторых из своих единомышленников, привыкших говорить ложь, объявить главной архисинагоге еврейской, будто они слышали, как Стефан говорил хульные речи против Моисея и Бога. Возмутив, таким образом, народ, и старейшин, и книжников, они напали на святого Стефана, схватили и привели его в синагогу к первосвященникам и великому множеству законоучителей; тут же представили и ложных свидетелей, которые утверждали: — Сей человек не перестает говорить хульные речи на святое место сие и на закон, и мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые установил нам Моисей. Святой же Стефан стоял невозмутимо среди этого убийственного собрания, как ангел Божий, сияя светом божественной благодати, как некогда Моисей: ибо преобразился внешний вид лица его, и все, бывшие в собрании, смотря на него, видели лицо его, как лицо ангела. Первосвященник спросил его: — Справедливо ли то, что говорят о тебе свидетели? Святой, раскрыв уста свои, произнес длинную речь. Он начал от Авраама, который первый получил обетование о пришествии Мессии, и затем рассказал всю историю до Моисея, вспоминая о нем с полным благоговением и уважением, и этим ясно показывал и возражал против лжесвидетелей, что сам он вовсе не хулитель ни Моисея, ни Закона Божия, данного через Моисея, и еще яснее доказывал, что именно отцы их были хулителями. — Не восхотели, — говорил он, — отцы наши быть послушными ему, но отринули Его и обратились сердцами своими к Египту (Деян. 7:39). Потом возражая на другую клевету, будто бы он произносил хулу на место святое, сказал: — Соломон построил Ему храм (Деян. 7:47). Этими словами он как бы хотел сказать: «Я чту место святое, по Божиему благоволению мудро устроенное царем Соломоном и освященное славою Господнею, явленною облаком, я почитаю храм, во славу Божию созданный людьми, но при сем и то исповедую, что Бог более любит пребывать в невещественных, нерукотворенных храмах, т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

По вознесении своего Учителя, Иисуса Христа, на небо, и по получении с неба иного Учителя и Утешителя, святые Апостолы вместе с прочими верующими составили одно общество, коего члены были связаны между собою теснейшими узами любви и единения. У сего немалочисленного общества было все общее, или, как живописно изображает оное благоглаголивый Повествователь, бе сердце и душа едина; потому что владельцы поместий, или домов, продавая оные, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов.       В сие-то блаженное для Церкви Христовой время и Иосиф, прозванный Варнавой, продал свое поместье, и, полученные за оное, деньги принес и положил к ногам Апостолов ( Деян.4:32–37 ), желая лучше всего богатеть в Бога, и помня непреложные слова своего небесного Учителя: не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут ( Мф.6:19–20 ). Добродушный Варнава, как бы, не довольствуясь только собственным обращением на путь истинной веры и благочестия, старался обратить на ту же правую стезю и соученика, и друга своего, Савла. С сей целью он не только часто препирался с сим строгим ревнителем отеческих преданий, наставленным во всей мудрости Фарисейской, но и усердно молил Бога, чтобы Он Сам – всеблагий и всемогущий – вразумил Савла, жестокого гонителя Христиан, и обратил сердце его к Христу Спасителю. И история Апостольской Церкви свидетельствует, что не тщетна была молитва святого мужа 38 . Иисус Христос является Савлу, и, из гонителя Церкви Христовой и хульника учения Христианского, делает его жарким защитником и плодоноснейшим проповедником Евангелия 39 . Утешенный чудесным обращением и приобретением для Церкви Божией столь великого мужа, Варнава сделался, вместе, его поручителем и ходатаем пред сонмом прочих Апостолов и верующих. Живо помня смерть Стефана, так же узы и темницы, в кои Савл ввергал верующих во Христа, Иерусалимские Христиане долго не верили, чтобы Савл действительно сделался учеником Иисуса, Которого он так недавно гнал, и потому, удалялись от него, хотя он всячески старался к ним присоединиться. Но, когда Варнава, пользовавшийся доверенностью всей Иерусалимской Церкви, представил Павла Апостолам и подробно рассказал им, с одной стороны, о чудесном обращении его, с другой – о его пламенной ревности к Христианскому учению; то подозрение верующих на Павла исчезло, и он с братскою любовью был принят в общение с Апостолами ( Деян.9:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010