Пермь. Храм-часовня Стефана Пермского. Карта и ближайшие объекты В 1880 году протоиерей Евгений Алексеевич Попов (1824-1888), автор исторической летописи " Великопермская и Пермская епархия " , открыл временный комитет по сооружению в городе Перми часовни в память 500-летия проповеди св. Стефана Великопермского. Позже комитет стал называться обществом к поддержанию чистоты нравов в народе по духу православной церкви, а после строительства и освящения часовни Пермским православным церковным братством св. Стефана (теперь " Братство св. Стефана " ). На его средства и сооружалась часовня. Часовня Святителя Стефана Великопермского была построена в 1882–1887 годах. Она является памятником культуры и истории регионального значения. Сейчас в здании расположены храм-часовня, воскресная школа Свято-Троицкого кафедрального собора, епархиальная библиотека и редакция газеты «Православная Пермь». Также здесь проходят занятия с семинаристами. Пермская Епархия проведет капитальный ремонт и реконструкцию часовни. Часовня во имя Стефана Пермского. Комсомольский пр. 18. Архитектура Перми представляет собой полную картину стилей, развивавшихся в истории русской архитектуры на протяжении большого периода с XVIII по ХХ вв. В архитектуре других городов Урала некоторые из них выпали, некоторые не получили достаточного развития. Особенность стилевой картины Перми – наличие памятников, в которых ярко проявились региональные черты стилей, оригинальное переплетение стилевых форм. Во второй половине XIX в. в связи с развитием промышленности и транспортных функций Перми происходит интенсивная застройка города. Появляется значительное число общественных зданий, жилых домов, активно ведется церковное строительство. Город резко обновляется после пожара 1842 г. Стилевые направления зданий Перми этого времени отличаются значительным разнообразием. В архитектуре общественных зданий, как и в других городах России, начинают проявляться черты эклектики, а позже – модерна. Как пишет исследователь пермской архитектуры А.С.

http://sobory.ru/article/?object=08929

Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Стефана Пермского. Церковь. Действует.   Престолы: Стефана Пермского Год постройки:Между 1755 и 1766. Архитектор:мастера Василий Белоруков, Григорий и Василий Тренькины Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Вымский район, с.Усть-Вымь Координаты: 62.223299, 50.398593 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1608 году на городище стояла церковь Стефана Великопермского чудотворца, древяна, клецки, а также часовня, где лежали пермские епископы Герасим, Питирим и Иона. В переписной книге Яренского уезда 1646 года на городище Усть-Вымь было три церкви: церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы, деревянная, шатровая, холодная; церковь Стефана Великопермского чудотворца, деревянная, Клецкая и церковь во имя святых отец епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы, деревянная шатровая, а также колокольня рубленная, шатровая, построенная в 1628 году. Стефановская церковь сгорела в 1692 году. И уже в 1696 году построена новая. Известно, что новые деревянный церкви были построены, по видимому, на месте тоже сгоревших: церковь теплая, Благовещенья в 1738 г., а холодная Нерукотворного образа Спасителя построена в 1743 году и освящена в 1808 году. Приблизительно в те же годы на Усть-Выми (городище) строились и каменные церкви. Каменная одноэтажная церковь Стефана Пермского была начата строиться в 1755 году и священа в 1764 году. Теплая, одноглавая построена на месте сгоревшей деревянной, глава её была покрыта белым железом, крест на ней был деревянный. В 1929-30 г. Стефановская церковь была передана управлению лагерей под складское помещение и под столовую. Источники: Воскобойникова Н.П. К истории церковного строительства на Усть-Выми/Н.П. Воскобойникова//Крестьянство Вычегодского края в XVII-XX веках. – Архангельск, 1999. Святыни земли Коми: церкви, часовни, монастыри, иконы: Дайджест/Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Центральная городская библиотека; сост.: М.А. Першина. – Сыктывкар, 2007.

http://sobory.ru/article/?object=10512

Хождение Стефана новгородца Подготовка текста, перевод и комментарии Л.А.Дмитриева Новгородец Стефан, ο котором мы лишь предположительно можем сказать, что он был знатным жителем Новгорода, посетил Константинополь в 1348 или 1349 г. Его описание Константинополя представляет и литературный, и исторический интерес. Это рассказ новгородца ο достопримечательностях столицы Византийской империи, центра православного христианства средневековья. Краткий, деловой рассказ Стефана передает и то, что он увидел сам, и то, что он услышал об увиденном от своих провожатых, и некоторые легендарные предания, источниками которых могли быть письменные памятники, известные Стефану. «Хождение» Стефана Новгородца обнаруживает в его авторе любознательного человека, понимающего и умеющего оценить грандиозность и красоту памятников византийской столицы. Произведение это замечательно и тем, что оно свидетельствует ο возрождении в середине XIV столетия связей Руси с иными странами, связей, которые были прерваны татаро-монгольским нашествием. Рассказ Стефана донес до нас точные и яркие описания целого ряда не сохранившихся памятников Константинополя. Научное изд. см.: Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV века. Л., 1934, с. 5–82. Текст «Хождения» публикуется по списку первой половины XVI в. – БАН, 16.8.13. ИЗ СТРАННИКА СТЕФАНА НОВГОРОДЦА Я, грешный Стефан из Великого Новгорода, с восемью спутниками своими пришел в Царьград поклониться святым местам и приложиться к мощам святых. И помиловал нас Бог заступничеством святой Софии Премудрости Божьей. В Страстную неделю пришли мы в город и пошли к святой Софии. Тут стоит столп, изумительный своей толщиной, и высотой, и красотою, издалека с моря видно его. А наверху его Юстиниан Великий сидит на коне, достойный великого удивления: как живой, в доспехе сарацинском, трепет охватывает при виде его; а в руке у него большое золотое яблоко, а на яблоке крест, а правую руку отважно простер на юг, к Сарацинской земле, к Иерусалиму. И множество других столпов в городе стоит из камня мрамора, много на них, от самого верха и до низа, надписей и украшений, искусно вырезанных. Очень это удивительно и уму непостижимо: железо камня того не берет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мощи архидиакона Стефана: из Иерусалима в Константинополь 16.08.2012 475 Время на чтение 6 минут После убийства архидиакона Стефана, первого человека, который принял смерть за Христа, его мощи хранились в Иерусалиме. Спустя четыре с половиной столетия их перевезли в Константинополь. Сначала в уже построенный храм диакона Лаврентия, после - в храм, посвященный архидиакону Стефану. Представим себе небольшой храм, восстановленный из руин или новопостроенный. Он создается как бы «с нуля», и появление каждой иконы или святыни, которую удается привезти или которую дарят общине - большое событие, в особенности, если частица отделена от мощей великого или особенно чтимого прихожанами святого. Такое было у нас в храме преподобного Серафима, когда в Дивеево отделили частицу мощей преподобного и передали в дар новому храму. Состояние при этом - радость и праздник. А теперь представим, насколько грандиозен день, когда общине верующих передают раку с мощами. Вообразить это трудно, лучше один раз пережить. И вот такое событие случилось в V веке в византийской столице Константинополе, когда храму, освященному во имя диакона Лаврентия, передали из Иерусалима мощи первого человека, который был убит за то, что верил во Христа - архидиакона Стефана. Не было поездов, самолетов, быстроходного морского транспорта. Путь мощей из Иерусалима в Константинополь - целая история, иного-иного дней пути, и его окончание - неизмеримая радость горожан, которые встретились с такой великой святыней. Спустя время в городе построили новый храм, освященный во имя первомученика Стефана, и перенесли мощи туда. Это событие мы и вспоминаем сегодня. Гробница святых Стефана и Лаврентия в крипте базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (Рим) По сути, праздник этот - местный. Понятно желание жителей Константинополя вспоминать об этом событии, но для чего оно нам, живущим в Москве и других городах, да еще и спустя несколько столетий после того, как Константинополь утратил свое имя и независимость и стал называться Стамбулом?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Скачать epub pdf Перенесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана Память 2 августа После побиения от иудеев святого архидиакона Стефана камнями ( Деян.7:55–60 ) честное тело его лежало без погребения сутки и день: оно было повержено на съедение псам, зверям и птицам; но ничто не коснулось тела, ибо Господь охранял его. На вторую ночь славный законоучитель Иерусалимский Гамалиил 4957 , упоминаемый в книге Деяний апостольских ( Деян. 5:34, 22:3 ), начавший склоняться к вере Христовой и сделавшийся тайным другом святых Апостолов, послал благоговейных мужей взять незаметно тело первомученика; он отнес его в свою весь, от имени владельца называвшуюся Кафаргамала, то есть весь Гамалиила; она отстояла за двадцать поприщ 4958 от Иерусалима. Здесь Гамалиил совершил честное погребение тела святого Стефана, положив его в пещере в новом своем гробе. Потом Никодим, «начальник иудейский», приходивший ночью к Иисусу Христу ( Иоан.3;1–2 ), преставился, плачась над гробом святого Стефана; и его похоронил тот же Гамалиил, близ гроба первомученика. Затем и Гамалиил, принявши святое крещение вместе с сыном своим Авивом и пожив богоугодно некоторое время в благочестии христианском, скончался; оба они погребены были в той же пещере, при Стефановом и Никодимовом гробе. По прошествии многих лет, когда погибли мучители, в продолжении долгого времени гнавшие Церковь Божию, и настали с обращения Константина Великого дни царей христианских, – дни церковной тишины и повсюду сияющего благочестия, – тогда обретены были, по Божию откровению, честные мощи святого первомученика Стефана и погребенных с ним богоугодных мужей: Никодима, Гамалиила и Авива. Они были обретены пресвитером помянутой веси Лукианом после такого видения. В третий час одной ночи с четвертка на пяток Лукиану явился в сонном видении некий святолепный старец, высокого роста, украшенный сединою, с продолговатою бородою, облеченный в белую одежду, украшенную златовидными изображениями крестов; в руке старец имел золотой жезл. Толкнув им в бок пресвитера, он три раза позвал его по имени:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2-е Перенесение мощей св. архидиакона Стефана, первомученика В этот день совершилось перенесение мощей св. первомученика. В 415 году в одну ночь пятницы в третий час явился Лукиану, пресвитеру того места, где погребен был Стефан, в сонном видении, муж престарелый, высокий ростом, святолепный, украшенный сединами, с длинною бородою, одетый в белую одежду, испещренную золотовидными украшениями, которые изображали собою кресты, с золотым жезлом в руке, которыми он прикоснулся до пресвитера, и трижды воззвал: Лукиане, Лукиане, Лукиане, иди во град Иерусалим, и скажи св. Иоанну архиепископу: доколе быть нам затворенным? Во время твоего святительства нам подобает быть явленными: открой немедленно гробы наши, потому что наши мощи лежат в небрежении, – то дождем мочимы, то ногами неверных попираемы; не столько о себе пекуся, сколько о тех святых, которые почивают со мною, и великой чести достойны. Открой мощи их, да отверзет Бог двери милосердия Своему миру, объятому многими бедами. Пресвитер в ужасе спросил явившегося ему: «кто ты, и кто те, которые с тобою?» Я Гамалиил, отвечал явившийся, Павла апостола Христова питатель и учитель: почивает же со мною камением побиенный от иудеев и первосвященников иерусалимских за веру Христову Стефан архидиакон, которого я, поверженного на съедение псам, зверям и птицам, взял ночью и принес в сию мою весь, положил в пещере моей во гробе, уготованной мне, чтобы иметь с ним участие в воскресении и благодати Господней. В другом же гробе, в той же пещере положен Никодим, от Самого Христа Господа Вере святой наученный и крещение святое (по вознесении Господнем) от апостолов приявший. О крещении и вере его во Христа уведав, иудеи исполнились гнева и хотели его убить, как и Стефана, но не сделали этого из уважения во мне, а отняли у него начальство и имение в пользу храма и, прокленши его, изгнали его из града со многими для него озлоблениями и бесчестием. Я принял его в мою весь и пропитывал до кончины его. Когда он скончался: я похоронил его близь мощей первомученика Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 8 Гонение на Церковь после убиения Стефана (1–4). Проповедь Филиппа в Самарии (6–8). Симон Волхв (9–13). Петр и Иоанн в Самарии. Грех Симона Волхва (14–25). Крещение Филиппом евнуха царицы Ефиопской (26–40) Деян.8:1 .  Савл же одобрял убие­ние его. В те дни про­изошло великое гоне­ние на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рас­сеялись по раз­ным местам Иудеи и Самарии. «Савл одобрял убиение его», Стефана. В этом сознается впоследствии сам он ( Деян.22:20 ). «В те дни...» – εν εκενη τ ημρα... – слав. «в той день...» Дело, очевидно, происходило так: фанатическая толпа убийц, озверев от крови Первомученика, возвратилась в город и произвела настоящий погром христиан, пока не распространившийся далее Иерусалима. По церковному преданию, жертвами этого погрома легло до 2000 христиан, в числе коих был другой диакон – Никанор. (Чет. Мин. 28 июля). «Все, кроме Апостолов, рассеялись...», – может быть, припомнив слова Господа ( Мф.10:23 ). Апостолы остались, по толкованию Феофилакта, потому, что «где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости...» Деян.8:2 .  Стефана же по­гребли мужи бла­го­говейные, и сделали великий плач по нем. «Мужи благоговейные...» – может быть, и не христиане, а просто почитатели Стефана из более благоразумных евреев, тайно расположенных к христианству, подобно тому, как Иосиф и Никодим имели некогда такую же смелость совершить погребение распятого Господа. Эти благочестивые почитатели мученика устроили, по еврейскому обычаю, и «великий плач» об умершем ( Быт.50:10 ; Втор.34 и др.). Деян.8:3 .  А Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Действия Савла показывают, что он был орудием Синедриона в преследовании христиан и, очевидно, имел от него соответствующие полномочия, иначе он едва ли отважился бы вторгаться даже в дома обывателей, и темницы едва ли могли быть в его распоряжении. При таких условиях ожесточение гонения еще более ухудшалось в зависимости от личного фанатического ослепления и ожесточения Савла, что всё вместе создало крайне тяжелое положение Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И. А. Шляпкин VI. Св. Димитрий – митрополит Сибирский Стефан Яворский митрополит рязанский и Игнатий Корсаков, митрополит сибирский – Заботы правительства о Сибири – Указ Петра и прибытие св. Димитрия в Москву – Посвящение св. Димитрия в митрополиты Сибирские – Распоряжение нового митрополита и болезнь его – Проповеди святителя за время пребывания в Москве. В январе 1700 года, как мы уже видели, киевский митрополит Варлаам просил патриарха Адриана назначить в помощь себе (викария) епископа Переяславского и предлагал поставить одного из двух: или игумена Святоникольского Стефана Яворского или игумена Святомихайловского Захарию Корниловича «с належанием до престола митрополичьяго, в помощь тому». 998 Но судьба судила иное. В марте 1700 года митрополит Рязанский Авраамий за немощью ушел в Солотчин монастырь, и Петр, которому понравилась речь Яворского при погребении А. С. Шеина, назначил последнего на митрополию Рязанскую. Стефан, бывший в Москве, просился обратно в Киев, но Адриан его не пустил, и он наружно покорился. 999 В то же самое время в Москве, в Чудове монастыре жил на покое бывший митрополит сибирский, известный уже нам Игнатий Корсаков. Обыкновенно он сидел «один в келлии, без всякия нужды, токмо пущати невозможно к церкви его ради такого ему случая, что все говорил и говорил непотребно». 1000 «Во утрие ж в 16 день (марта)», рассказывает патриарх Адриан: «егда архиереи и прочие священнаго причта на нарицание (Стефана) в Крестовую нашу палату по обычаю чина собрашася, абие по него (Стефана) на подворье малороссийское послахом, и посланнии его на подвории не обретоша, и сказаша, яко он игумен уеде в Донской монастырь. И мы по него туда посылахом дважды, и благовесту бысть часа с два, и велехом его взяти, и он, игумен, всяким образом архиерейства отреклся и из монастыря в собор не поехал к нам, преслушав нас, и введе во оскорбление неповиновением». 1001 Пока архиереи в крестовой палате ждали приезда Стефана, митрополит Игнатий, выбежав из келии от патриарха «в крестовую палату, архиереев вельми безчестными словесами поругал и в крестовой всем людем сотворил смущение и зазор великой»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Одесса. Церковь Стефана архидиакона при Управлении 4-й стрелковой бригады. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Стефана архидиакона Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1909 и 1912. Год утраты:1936 (взорвана) Архитектор:Л.Ф. Прокопович Адрес: г. Одесса, Фонтанская дорога Координаты: 46.445825, 30.741742 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь при Управлении 4-й стрелковой бригады в честь Архидиакона Стефана. Походная (при Управлении бригады) церковь, с учреждением штатного священника, существует с 1893 г. Церковь эта сопутствовала полкам бригады в походах: 1) против китайцев в 1900 г., 2) в Русско-Японскую войну в 1904-1905 г.г. Настоящий храм 4-ой стрелковой бригады сооружен в память славных подвигов стрелков в страдные дни на Шипке; освящен 10 сентября 1912 года. Весь храм построен из кирпича на бетонных массивах с бетонными сводами и железной конструкции купола и крыши. Храм не штукатурен и в будущем останется с натуральным кирпичом, расшитым цементом. Крыша покрыта оцинкованным железом. Полы из плиток, окна и двери железные. Отопление паровое. Размеры храма с севера на юг 20 саж., а с востока на запад 15 сажен. Высота колокольни 54 арш. Храм может вместить 1.200 человек. Особенное сильное впечатление производит иконостас работы фабрики Оловянишникова по замыслу князя М.С. Путятина и генерала М.И. Кияновского. Рисунки выполнены художником С.И. Вашковым. Иконостас в стиле московских церквей XVI-XVII вв.; очень гармонично сочетание дуба, бронзы и железа на малиновом фоне. На верхнем ярусе иконостаса иконы с изображением святых, в дни памяти которых бригада участвовала в больших сражениях. Мраморный престол сооружен в память почивших Шефов полков бригады: Императоров Александра II-ro, Александра III-ro, Великого князя Фельдмаршала Николая Николаевича и Фельдмаршала Гурко. В алтаре художественно исполненный на стекле образ Вознесения Господня (дар графа М.М. Толстого). Все сосуды и утварь в старинном русском стиле. На колокольне исторические колокола: царский - с портретом Государя Императора; геройский - с портретами Радецкого и Гурко; бригадный - с полковыми образами и погонами полков. К церкви приписана временная домовая церковь 16 стрелкового полка.

http://sobory.ru/article/?object=40887

Стефан, святитель, епископ Пермский (Великопермский) (по прозвищу Храп) † 1396, память 26 апреля/9 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в 1345 году в Великом Устюге в русской семье. Согласно Житию Прокопия Устюжского, юродивый Прокопий был другом отца Стефана, Симеона, который служил причётником устюжского собора. Юродивый Прокопий поклонился матери Стефана, Марии, когда ей было всего три года, поприветствовав её как мать великого Стефана, учителя и епископа Пермского. Отданный в «научение книжное», мальчик удивлял своими способностями. Свободное от занятий время он любил посвящать чтению Священного Писания . Через год он стал чтецом в соборной церкви. Как и многие северные русские города. Великий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян, или западных пермяков. Общаясь с зырянами, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. В 1365 году, по благословению Ростовского епископа Парфения († 1369), в монастыре во имя святителя Григория Богослова , славившемся своими образованными монахами, был совершён монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан. Вскоре епископ Ростовский Арсений удостоил его сана иеродиакона. Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян (коми), с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевёл на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание . К концу своего десятилетнего пребывания в монастыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу евангельской проповеди, святой Стефан отправился в Москву за благословением. В Москве епископом Коломенским Герасимом (1388) святой Стефан был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение на миссионерское служение. Снабжённый антиминсами, миром, частицами святых мощей, а также необходимой для богослужения церковной утварью, святой Стефан отправился на родину, чтобы проститься с родителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010