808 . Срезневский И. И. Записка о фотографических снимках П. И. Севастьянова. – ИОРЯС, 1859, т. 7, вып. 5, с. 367–370. 809 . – Из обозрения глаголических памятников. I. Древнейшие показания о глаголице: Иверская грамота 982 года; Кирилловские рукописи XI века с глаголическими буквами. – ИРАО, 1861, 3, с. 1–8. 810 . – Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1867. 386 с. (СОРЯС, т. 1, 6–9). То же. – ЗИАН, 1879, т. 34, прил. 4. Болгарские грамоты и др. записи, в т. ч. «Два сборника житий XIV в. с похвалою епископа Климента Кириллу Философу» (книга болг. письма XIV в., вывезенная П. И. Севастьяновым с Афона). 811 . Стадницкий А. Г. (См. также: Арсений, епископ). Дневник студента-паломника на Афон. – ТКДА. 1885, т. 2, 6, с. 295–313; 7, с. 460–471; т. 3, 9, с. 139–155; 1886, т. 1, 1, с. 83–118; 2, с. 243–260, 4, с. 567–602; т. 2, 5, с. 133–141; 6, с. 305–314; 7, с. 484–492; 8. с. 604–639. Отд. изд. Киев, 1886. 194 с. Работа была удостоена Макарьевской премии. 812 . Стасов В. В. Заметки о древней русской катапетазме. – ИРАО, 1863, т. 4, вып. 5, стб. 534–541; 1 илл. 813 . Стефан Святогорец. Повесть о нашествии папистов на Святую Гору Афонскую, в ней же и о страдании преподобномученик Зографских и иных. Почаев, 1905. 32 с. Рассказ, приписываемый святогорцу Стефану, впервые опубликован в 1660 г.; позднее публиковался в Афонском Патерике, напр.: Изд. 6-е. Т. 2, с. 247–264. См. также. Послание иноков Афонской Горы против латинян... 647). 814 . – Сказание о Святой Горе Афонской, объясняющее причину названия ее «святою» и «жребием Богоматери». Стефана Святогорца. (Из записок Троице-Сергиевой Лавры второй половины XV столетия). М., 1890. 12 с. Изд. 3-е. М., 1891. Изд. 5-е. М., 1897. Изд. 6-е. М., 1911. 815 . Стефан Святогорец, Никон, Патриарх Московский. Рай мысленный, в нем же различные цветы, преподобным Стефаном Святогорцем собраны, о Святой Афонской Горе, по что ради Святою зовется; о Иверском монастыре, в той же Святой Горе, и о Портнянской иконе; присовокуплено же и о монастыре Иверском святоозерском, и о явлении и принесении мощей св. Иакова Боровицкого чудотворца в монастырь Иверский на Валдаях. Иверский, Валдайский монастырь, 1659. 3, 77, 30 л. Кирилловская печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В XVII в. Ардамерийская епископия была перенесена в соседнюю Галатисту, что отразилось в титулатуре епископов (τς Γαλατστης, Γαλαττσης, Γαλτζιτας, Γαλτιστας). Местопребыванием Иерисского епископа с XIX в. стал Ларингови (ныне Арнея) на севере п-ова Халкидики. В 1925 г. Иерисско-Святогорская и Ардамерийско-Галатистская епископии получили статус митрополий. В 1934 г. Ардамерийская епархия была упразднена, часть ее территории была включена в епархию Иерисса, к-рая стала называться И., С. и А. м. Резиденция митрополита находится в городке Арнея. Митрополия разделена на 7 эпитропий (Арнеи и Стайиры, Иерисоса и Урануполи, Ардамери и Галатисты, Зангливери и Зервохории, Аполонии и Мадитоса, Ставроса и Олимбиады, Палеохоры и Перихоры). При митрополите действуют митрополичий совет, суд и другие органы церковного управления. В Арнее расположен митрополичий собор первомч. Стефана, статус кафедрального собора также имеет храм Рождества Пресв. Богородицы в Иерисосе. В наст. время в епархии насчитывается 52 приходских храма, 40 парекклисионов, 4 монастырских храма, 100 сельских церквей и часовен. На территории епархии находятся 2 муж. и 4 жен. монастыря. Действуют духовно-просветительные, воспитательные, спортивные и благотворительные учреждения. Издается ж. «Мартириа», имеется интернет-сайт. Известные епископы Иерисса и Святой Горы: Феодот (упом. в 982); Илия (кон. XI в.?); Георгий (1001 - до 1014); Никифор (упом. в 1014); Николай (упом. в 1032); Георгий (упом. в 1071); Василий (3-я четв. XII в.); Николай (упом. ок. 1200); Неофит (упом. в 1235); Феофил (упом. в 1240); Феодор (упом. ок. 1260); Феодосий (упом. в 1290); Григорий (упом. в 1305); Иерофей (упом. в 1310); Нифон (упом. в 1314); Феодосий (до 1317 - после 1323); Нифонт (до 1325 - после 1330); Иаков (с 1334, в 1344-1365 митрополит); Давид (1366 - после 1371); Исаак (до 1375 - после 1380); Софроний (упом. в 1399); Феодосий (упом. ок. 1400); Галактион (упом. в 1407); Никандр (упом. в 1441/42); Дорофей (упом. в 1452 и 1454); Мефодий (упом. в 1499); Григорий (XVI в.); Макарий (до 1527 - после 1544); Иларион (упом. в 1555); Иаков (упом. в 1561); Давид (упом. в 1564); Евгений (упом. в 1569); Игнатий, Акакий (посл. четв. XVI в.); Харалампий (упом. в 1613); Никифор (упом. в 1622); Феофан (упом. в 1640, еп. Ардамерийский и Иерисский); Христофор (упом. в 1677); Макарий (? - 1702); Игнатий (1702 - ?); Анфим (до 1706 - после 1710); Даниил (упом. в 1720); Стефан (до 1748-1755); Феодосий (Маридакис) (1755-1761); Иаков (1761-1780); Игнатий (упом. в 1804); Игнатий (1823-1836); Иоанникий (1838-1855); Феоклит (Папаиоанну) (1855-1879); Амвросий (упом. в 1875-1876); Мелетий (ок. 1878-1890); Иларион (Махаронас) (1890-1899); Иоаким (1899-1906).

http://pravenc.ru/text/293670.html

14. Среда. Ап. от 70-ти Акилы. Мчч. Кирика и Иулитты (с 15 июля). Прп. Никодима Святогорца (службу зри 1 июля). Прп. Стефана Махрищского. Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (с 15 июля). На этот день с 15 июля переносится служба мчч. Кирика и Иулитты. Служба ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Никодима Святогорца (Б). А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 1-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Приидите и узрите…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Люди беззаконнейшия…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Трилетен Троицу проповедаше…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Не терплю, Чадо…». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...», «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...», «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), апостола на 4 и мучеников на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников). По 3-й песни – кондак апостола, глас 4-й; седален апостола, глас тот же. «Слава» – седален мучеников, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 2-й: «Жертва приятна...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 135 об.) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-27/

Тогда Святой Савва принялся за окончательное устроение монастыря. Прежде всего, он возобновил и расширил древний главный храм Хиландарский во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Вокруг монастыря построил крепостную стену с высоким пиргом или башней. Внутри стен он воздвиг обширные палаты для жительства иноков. Желая расширить владения монастыря, он испросил у прота и всех святогорцев разрешения присоединить к Хиландарю местечко Малею. Великолепно украсивши все здания, Святой Савва вместе с отцом своим Симеоном перешел из Ватопеда на постоянное жительство в Хиландарь и здесь стали оба подвизаться. Желая более обеспечить за собою и за Сербией воссозданный монастырь, Савва, после совета со своим родителем, снова отправился в Царьград к царю Алексею. Принятый благосклонно царем, он рассказал ему обо всем, что устроено было ими на Афоне, и просил вновь укрепить за ними и за их отечеством Сербией их создание, а вместе просил от царя и личного его участия в сем предприятии. Царь отнесся сочувственно, утвердил все их приобретения и от себя пожаловал в их владение свой царский монастырь на Афоне, по имени Зиг и утвердил за ними грамотою. Хиландарь со всеми присоединенными к нему приобретениями и пожалованиями причислен был к монастырям царским ставропигиальным, поставлен был таким образом в особое льготное положение на Афоне. Велика была радость святого Саввы и его отца, старца Симеона, когда Савва вернулся с таким успехом от царя и вручил грамоты царские проту и собору святогорцев, которые теперь, согласно воле царя, передали монастырь Зиг во владение Хиландаря. Вскоре были сделаны и новые приобретения; куплен был у собора старцев монастырь святых исповедников. В пользу Хиландаря пожаловано было основателями много метохий, или доходных имений в их отечестве Сербии. Итак, под общим именем Хиландаря объединено было до четырнадцати отдельных монастырей и владений на Афоне, что, вместе с денежными вкладами, обеспечило вполне безбедное жительство двумстам иноков из сербского народа. Чтобы обеспечить за Сербией монастырь Хиландарский и на будущее время, он передан был основателями в ведение Великого сербского жупана Стефана, старшего сына Симеонова и брата святого Саввы, как наследственное владение сербских государей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Пещера, в которой подвизался на Афоне старец Иоанн Вишенский. Фото Сергея Шумило, 2015 г.      Точная дата преставления старца Иоанна Вишенского доподлинно неизвестна. Всю жизнь удаляясь от мирской славы и суеты, он ушел в мир иной как и подобает афонским подвижникам – тихо и незаметно, не оставив никаких следов. Так и уходят большинство афонских старцев, и лишь с годами, особым промыслом Божиим, о некоторых из них становится известно в миру. Именно так и случилось со временем со старцем Иоанном. В письме инока Манявского скита Леонтия от 9 сентября 1633 г. впервые упоминается старец Иоанн Вишенский как преставившийся. Более того, о. Леонтий пишет о нем с глубочайшим почтением и называет «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Икона афонского старца прп. Иоанна Вишенского Святогорца. Иллюстрация из книги Сергея Шумило «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист» Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживаются на трудах и деятельности прп. Иова (Княгиницкого), прп. Иова (Желизо) Почаевского, Стефана Зизания, Исаакия Борисковича, Киприана Острожанина, Елисея Плетенецкого, митр. Исаии (Копинского), прпмч. Афанасия (Филипповича) Брестского, прп. Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. По убеждению Пантелеимона Кулиша, именно старец Иоанн Вишенский и его последователи сумели силою своего внутреннего подвига и верности сберечь чистоту православия под натиском польско-католической экспансии. Уже один этот факт свидетельствует о важности духовного подвига и наследия старца Иоанна, необходимости возрождения памятования о них как на общественном, так и церковном уровне. Претерпев неоднократные переиздания в XIX–XX вв., его послания даже в советское время преподавались в школьной программе. Поскольку тогда не было свободного доступа к религиозной литературе, то полемические произведения старца Иоанна были чуть ли не единственным источником, глотком духовных знаний посреди атеистической пустыни. И это подлинное чудо старца. Даже через 300 лет после смерти он влиял на укрепление людей в вере.

http://pravoslavie.ru/95541.html

Христова. 1472 1) Явление 134 иконы Пресвятыя Богородицы Успения, старой, в пещере Псково-Печерского монастыря и начало оного. 1523 2) Начат строением Псково-Печерский монастырь на нынешнем месте, а до того времени стоял на горе. Тогда же начались и чудеса от новой Печерской иконы Божией Матери Успения (в житии). 1532 3) Августа 15 погорело во Пскове Стадище, за Варлаамом, «а в то время Псковичи к Пречистой в Печеру ходиша». 1537 4) Старцы Печерские во Пскове, в своём дворе приезжем поставили церковь каменную на погребе, за Николою Святым (на Усохе), Пречистыя Одигитрии, на Иванове дворе Познякове Тверитина сведенного. 1540 5) Освящена церковь Благовещения Богородицы с трапезою в монастыре Печерском, а церковь тамошняя, 40 мучеников, перенесена на гору в приезжий монастырский двор. 1547 6) Царь Иоанн Васильевич, с братом своим Юрием, из Новгорода заезжал во Псков 28 Декабря и, пробыв сутки, ездил на Вороничь и в Печерский монастырь, а возвратясь, поехал в Москву. 1562 7) Выгорело во Пскове Застенье, но Печерский двор и церковь во имя Одигитрии Пресвятыя Богородицы уцелели. 1563 8) В Сентябре Литва нечаянно ворвалась во Псковские области, а в следующем году произвела страшные опустошения, убийства и пожары в окрестностях Красного, Белья, Воронина и Печер. 1564 9) В Псково-Печерском монастыре над Святыми вратами устроена каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. 1566 10) Литва произвела разорения около Печер. 1581 11) Жестокая осада Псково-Печерского монастыря войсками польского короля Стефана Батория и чудесная защита обители Царицею Небесною. 1592 12) Шведы напали на Псково-Печерский монастырь, разорили и сожгли оный с церквами, а братию убили. 1598 13) При избрании Бориса Годунова на Российский Царский престол, были на соборе в Москве и подписались: из Пскова Епископ Геннадий, Псково-Печерский Игумен Иоаким, Снетогорский Игумен Исаия, Крыпецкий Игумен Феодосий и Святогорский строитель Зосима Завалишин. 1601 14) Епископом Геннадием утверждён чин или устав ежегодного крестного хода в Псков, с чудотворными иконами Псково-Печерского монастыря в неделю седьмую по Пасхе, для благодарственного воспоминания об избавлении обители сей и Пскова от осады польского короля Стефана Батория.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Вот как все устроил Божественный Промысл. Когда они с дядей возвращались из Америки в Грецию, то проездом оказались во Франции. Заночевав в гостинице, они встали рано утром, чтобы сесть на корабль, который довез бы их до родины. Однако неожиданно получилось так, что дядя Антония забыл в гостинице свой паспорт. «Жди меня здесь, а я пойду обратно в гостиницу за паспортом», – сказал ему дядя. Но когда он вернулся, корабль уже отплыл и увез юного Антония одного, чтобы направить того, кто возлюбил Бога, к его Божественному предназначению. О счастливое совпадение! Антоний оказался в Фессалониках в тот самый день, когда город был передан грекам, в день праздника святого Димитрия Мироточивого в 1912 году. Сердце юноши преисполнилось умиления и благодарности к святому – чистому, любящему чистых и предстателю мироточивой непорочности. Антоний пришел поклониться его гробу, и вечером святой в свою очередь... посетил его. Он явился Антонию во сне и сказал: «Не возвращайся в свою деревню. Иди на Святую Гору, чтобы стать монахом». Антоний, как послушное чадо, с радостью, «веселыми ногами» отправляется в Удел Пресвятой Богородицы. В то время транспортного сообщения не существовало. Но юношу не сломили трудности пути. Он идет пешком, без отдыха, и благополучно добирается до деревни Гомати на Халкидиках. Там он нанимает вьючного мула с проводником и отправляется в путь, стремясь достичь Великой Лавры. Путники проходят через Уранополис, а затем, поскольку путь их лежал через Карею, останавливаются в обители Констамонит. Обитель Констамонит, как мы уже сказали, построена в честь святого первомученика и архидиакона Стефана. Чтимая его икона, которая относится к VIII веку, согласно преданию, была чудесным образом перенесена на Афон из Иерусалима во времена иконоборчества. Когда Антоний поклонился иконе святого Стефана, увидел уединенность расположения монастыря, любовь отцов, общежительный устав, все это привлекло его. Он искал видеть Иисуса, и вот настал благословенный час. Здесь, на Святой Горе, в обители Констамонит, предстояло совершиться встрече с Ним, узнаванию, длящейся всю жизнь радости познания тайны Божественной любви, открытию Бога внутри себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имп. Никифор II Фока подарил новоустроенной обители главы свт. Василия Великого и мч. Александра Пиднского, имп. Василий II Болгаробойца и Константин VIII - главы прп. Михаила, еп. Синадского, и мч. Евстратия, левую руку свт. Иоанна Златоуста, имп. Константин IX Мономах - главы мц. Минодоры и прп. Феодора Освященного вместе с частью главы вмч. Феодора Стратилата. В XIX в. архим. Вениамин Лавриот, занимавший должность эконома подворья В. Л. в Молдавии, выкупил у местного тур. паши главу сщмч. Григория, просветителя Вел. Армении. Крест прп. Афанасия Афонского. Фотография. Кон. ХХ в. Крест прп. Афанасия Афонского. Фотография. Кон. ХХ в. В В. Л. также хранятся часть главы св. Иоанна Предтечи, часть руки свт. Нектария Эгинского, частицы мощей вмч. Меркурия, вмч. Прокопия, вмч. Артемия, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, первомч. Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Антипы, мч. Кирика, вмч. Никиты, сщмч. Елевферия, прав. Иоанна Русского, сщмч. Фоки, вмч. Пантелеимона, равноап. Константина и Елены, прп. Андроника, прп. Сампсона Странноприимца, сщмч. Харлампия, бессребреников Космы и Дамиана, вмч. Евстафия, мч. Акиндина, вмч. Мины, сщмч. Ермолая, мч. Иакинфа, прмч. Стефана Нового, свт. Андрея, архиеп. Критского, прп. Даниила Столпника, первомц. Феклы, мучениц Нимфодоры, Иулитты, Параскевы, Фотинии, Анастасии и др. Из мощей афонских подвижников в В. Л. находятся мощи прп. Иоанна Кукузеля (целиком), прп. Акакия Нового Кавсокаливита (за исключением главы), главы преподобных Григория Доместика, Нила Мироточивого, Никодима Святогорца и др. В параклисе прп. Афанасия хранятся железные посох и наперсный крест святого, к-рый подвешивался на шею при помощи железного обруча. Внутри креста мощи мн. святых и воскомастика. В «Сказании о Св. Афонской Горе» (1560), в числе составителей к-рого был Феофан, экклисиарх В. Л., упоминаются честные власы Господа Иисуса Христа, Его пелены, млеко Пресв. Богородицы, кровь Иоанна Предтечи и др. (Сказание игум. Иоакима. С. 9). В монастырских записях упоминаются мощи, подаренные впосл. в благодарность за милостыню, нек-рые из них, возможно, были возвращены мон-рю: часть руки ап. Луки, частицы мощей прп. Луки Элладского, мц. Иулитты, 40 Севастийских мучеников, власы Пресв. Богородицы, части от даров волхвов, миро от мощей вмч. Димитрия ( Григорович-Барский. Второе посещение. С. 9-36).

http://pravenc.ru/text/150059.html

Евсевий (Матфопулос), старец из миссионеров (1849–1929). Его родина – Мелиссопетра в Гортинии. В юном возрасте постригся в монахи. Посвятил себя, главным образом, проповедническому служению. Осуществил множество миссионерских поездок. Писатель и основатель братства богословов «Зои». Иаков (Цаликис), старец с о.Эвбея (1920–1991). Родился на Эвбее и подвизался в монастыре св. Давида. Стал известным, великим старцем, есть явные свидетельства его святости. Иероним (Апостолидис), старец с о. Эгина (1883–1966). Его родина – Гелвери в Каппадокии. В 1922 году приехал в Грецию. Имел дар слова. Посвятил себя исихатской жизни, поддерживал многих людей своими высоко духовными советами. Иоиль (Яннакопулос), старец из г. Каламы (1901–1966). Родился в местечке Петалиди нома Мессиния. В 1924 году постригся в монахи, а позже рукоположен во дьякона и пресвитера. Преподавал в средней школе. Занимался, главным образом, написанием книг. В 1964 году был обновлен монастырь св. Пророка Илии в Каламах, строителем которого он являлся. Иосиф, афонский исихаст (†1959). Его родина – о.Парос. В возрасте 23 лет начал изучать книги Святых Отцов, и в нем родилась любовь к безмолвию, подвигу и молитве. Истинный святогорец, суровый исихаст, уединенный молитвенник, верный своему духовному уставу. Многие современные афонские монахи были воспитаны старцем Иосифом. Паисий (Эзнепидис), афонский старец (1924–1994). Родился в с.Фараса в Каппадокии. В 1927 году его семья переехала в г.Коница (Греция), а в 1957 году он постригся в монахи на Афоне. Самый известный афонский старец. На протяжении четырех десятилетий утешал народ Божий и поддерживал множество душ, помогая в решении их разнообразных проблем. Явны признаки его святости. Филофей (Зервакос), старец с о.Парос (1884–1980). Родился в местечке Пакил нома Лакония. В 1907 году постригся в монахи, в 1912 году рукоположен во пресвитера. Осуществил множество миссионерских поездок. Опытный духовник, способный писатель и ревнитель преданий. Святитель Савва Сербский (1169–1237), младший сын сербского государя Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного Сербского. В 17 лет удалился на Афон, отказавшись от княжества, принял там монашество; возобновил Хиландарский монастырь, пришедший к тому времени в разорение; написал для него устав и ввел там строгое общежитие. По возвращении в Сербию был настоятелем Студенецкого и др. монастырей. Когда, благодаря его ходатайствам, Сербская Церковь получила самостоятельность, стал первым архиепископом Себским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Арсеней же говорил: вы греки, называетеся источник всем верным, якоже и папа называет себя глава всей церкви, и мы глаголем вам: – ни папа глава церкви, ни вы, греки, источник всем, а есть ли и был, толко ныне пересох и сами жаждою стражете, нежели вам весь свет напаявати своим источником, а иные ваши греки пьют из бусорманского источника, мы ж Русь крестихомся в смерть Христову, занеже и распялся Христос за нас, от его же ребра изыде кровь j вода, то и нам источник: источи веру из ребра Спасителя; да, а не греки нам источник веры; – турской царь и ближе нас – у вас живет да се неможете его напоить своим источником и к вере привести. И маия в 11 день сказывал старцу Арсению даскол Григорий русин, что живет у митрополита Стефана торговищьского. Был де у митрополита Стефана за трапезою епископ Даниил охридонской и говорил про тебя – Арсения, – что де ты с ним спор чиниш о кресте – како рукою креститися, а как де у нас будет в турской земли – сломают де ему те рога; было де у нас такое дело во афонской горе в руском монастыре – старец так 13 крестился по московским книгам и старцы де святогорские собрались все и ево поставя пред собою испытали и он де говорил – как он крестится, там написано в московских печатных книгах, а мы де сербы и болгары с Москвою чтем одне книги, и старцы де святогорские того старца предали турку и турок де держал его в темнице многое время и как де он от турка освободился и мы де его закляли, что впред ему так не креститься и прочих не учить, а книги де московские присудил я сожечь на огне и те де книги у того старца взем пожгли. Июня 14 в 1-й день патриархов поп Иасаф говорил старцу Арсению: после вечерни я де вспрашивал в церкви у епископа Даниила книги московские, он ли присудил сожечь во афоньской горе и он де в том не заперься – я-де велел сожечь, а в то время был митрополит брацлавской Мелетий и многия люди, как Иоасаф сказовал то. Тогож дни мало погодя поп Иоасаф пришед, старцу Арсению говорил: я де про то дело сказывал патриарху и патриарх де тому дивился; тутожде и Амъфилохий старец прилучился и он де патриарху сказывал, что при нем жгли Государевы книги во афонской горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010