Стефан говорил о том, что хотя Соломон построил Богу прекрасный храм, но Всевышний не в рукотворных храмах живет, как говорит пророк: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Иудеи считали и отстаивали свое мнение в том, что храм Иерусалима есть необходимое и единственное место, где Бог пребывает во всей полноте, а потому именно здесь следует наиболее рьяно молиться и почитать Создателя. Естественно, такое понятие было неверным. Мы ведь знаем, братья и сестры, что Господь — везде, в каждом доме, в каждой душе, в каждом сердце христанском! Когда одного маленького мальчика спросили: «Где есть Бог, и какой Он?», ребенок, не задумываясь, ответил: «Бог — везде! Он — такой большой, что обнимает весь мир, и такой маленький, что вмещается в моем сердце!» Вот и архидиакон Стефан воспринимал Бога именно так — во всей Его Вездесущности. Вначале речь Стефана перед иудейскими старейшинами была спокойна, но затем тон ее резко изменился. Преисполненный Духа Святого, он стал грозным и беспощадным обличителем. Стефан говорил: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы. Из уст архидиакона звучит горькая правда, показывающая всеобщее и постоянное богопротивление иудейского народа, выражающееся в конкретных делах. И самым страшным злодеянием из всего перечисленного, конечно же, является предательство и убийство Сына Божия, Спасителя всего рода человеческого. Как могли воспринять эти слова иудеи? Апостол Лука пишет: Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Любой человек на месте Стефана мог почувствовать страх и ужас перед грозящей ему расправой, которая неумолимо приближалась. Но в сердце архидиакона жил Бог, и потому ему не страшны были никакие угрозы и проявления ненависти, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Так, эти обещания давали Господу и упомянутые жёны. Мать Самуила, говорила: «Господи...! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его» ( 1Цар.1:11 ). И мать Пресвятой Богородицы также говорила: «Тогда, Господи, (то есть в случае исполнения прошения) рождённое чадо мы приведём в дар Тебе, благословляя, воспевая и славя Твоё милосердие». И мать святого Стефана Нового, прося у Царицы Небесной сына, тоже обещалась, если такого дара сподобится, принести сына в дар Единородному Сыну и Слову Божию, от Неё, Пречистой, воплощённому (Чет. Мин. нояб. 28). Как видите, полезны и таковые обеты при молитве о даровании детей, потому присоединяйте и их к молитвам вашим, говорите, по крайней мере, Господу, что если Он благословит вас детородием, вы будете воспитывать детей в страхе Божьем, в православной вере и в строгом послушании православной Церкви. Ревнуйте также с вашими молитвами соединять и благочестивую жизнь. Помните, что сначала бесчадные, но потом благословенные от Бога детьми Авраам и Исаак, также родители Самсона и Самуила, Пресвятой Богородицы и Предтечи и упомянутых святых Феофании и Стефана – все были люди благочестивые. Вот с них и берите пример. И аще соблюдёте себя подобно им, то, по милосердию Господа и если будет на то Его святая воля, будут и вам не только дети, но и «внуцы, и упование [ваше] не отступит» ( Притч.23:18 ). Аминь. 29-й день 93. К молодым инокам о терпении и послушании (Из жизни преподобного Акакия Синайского. Чет. Мин. ноябр. 29) Когда, молодые иноки, настоятель или старцы сделают вам замечание или выговор или дадут в наказание за что-либо какое-нибудь трудное послушание, нужно ли вам обижаться и сетовать на это? Нет, не только не стоит обижаться и сетовать на это, но должно, напротив, радоваться сему и благодарить настоятеля и старцев за то, что они наказывают вас. Почему же, скажете, так? Да потому, отвечаем, что наказание даётся ими вам для того, чтобы приучить вас к терпению и послушанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Тебя же, о епископ Стефан, Пермская земля славит и почитает как апостола, как учителя, как вождя, как наставника, как руководителя, как проповедника. Ныне если и отнял ты, Господи, за наши грехи у нас епископа нашего, то «не отними у нас милости своей». Ибо ты дал нам его, ты же и взял назад, скажем словами Иова: «Господь дал, Господь же взял, как Господу угодно, так и было. Да будет имя Господне благословенно вовеки. Да будет слава Господня вовеки». «Благословенна слава Господня в святом месте его». Молитвами, Господи, твоего святителя, а нашего епископа, Стефана, его молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». Плач церкви пермской, когда овдовела и оплакивала своего епископа Когда же пермские люди печалились и горевали о своем епископе (есть у людей правило постоянно приходить в церковь, особенно же пребывающим в печали), услышано было ушами церкви, Пермской церкви, что епископ ее преставился. Почувствовала она печаль чад своих, услышала скорбь людей своих, когда услыхала глас плача их, и, услышав, пришла в большое смятение, и померкла красота ее. О, лютая эта весть, страшная и ужасная! Увы мне, весть эта пламенная и горькая, и печальная! Жалею тебя, пермская церковь, и еще раз скажу: жаль мне тебя! О, злополучная эта весть, открывшая церкви эту печаль! Кто скажет чадам церковным, что осиротели? Кто возвестит невесте, что овдовела? Когда же услышала церковь полную весть, что епископ ее умер, узнав это достоверно, пришла она в сильное волнение и большое смятение, и печаль смешалась с горьким рыданием. Оплакивает церковь пермская своего епископа и говорит: «Увы мне, увы мне! О, чада церковные, зачем утаиваете от меня то, что не утаится? Зачем скрываете от меня то, что не скроется? Где пребывает мой жених? Если говорите, что он преставился, и, более того, как вы сказали, московская церковь приняла его в свое хранилище, то почему же не последовали вы сынам Израилевым, которые взяли кости Иосифа Прекрасного из земли Египетской и принесли в Землю Обетованную, которую обещал Бог отцам их, Аврааму, Исааку, Иакову? И вы бы так же учителю, будучи у него в долгу, послужили.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2836...

То есть он говорит, что земля для Бога святая везде. Закон, он говорит, важен не сам по себе. Закон указывает на Мессию, на пророка, которого Господь поставит. Если вы не слушаете, что говорит Закон в своих последних строчках, то значит, что вы Закон не исполняете. То же самое касается храма. Храм важен как место Божьего присутствия, но Бог в нерукотворенных храмах живет. И при этом сам Иисус, Мессия, является вот таким воплощенным Божьим присутствием. То есть на самом деле это не Павел даже проводит такой водораздел между иудаизмом и языкохристианством, это делает уже Стефан. Интересно, что его слушает Савл — юноша, который потом станет апостолом Павлом. И потом он фактически эти тезисы будет тоже говорить, что Спасение дается по вере, а не через дела Закона. Что Бог может везде действовать, что жертвой ему может быть просто участие в благовествовании, не обязательно в храме ты должен что-то произносить, что вы сами должны стать храмом Духа Святого. Вот эти все темы на самом деле закладывает Стефан. Да, их обсуждение идет с трудом в это время. И Лука проводит параллель между Стефаном и Павлом даже в том, что против Стефана выступили Асийские, и против Павла потом тоже выступают те же самые Асийские. Он полностью повторяет судьбу Стефана в этом смысле. Очень интересно. И вместе с тем, мы говорим, что вот эти пути начинают размежевываться. Но Лука нигде не доводит это до окончательного разрыва. Да, Книга Деяний заканчивается тем, что римляне, римские иудеи, не слышат. В XXVIII главе Павел цитирует Исаию: «Поди к народу сему и скажи: слухом услышите и не уразумеете, очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат». Но вместе с тем I часть Книги Деяний никуда не девается, она продолжает действовать, говорит: «Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших». Это тонкое равновесие, но, мне кажется, что на протяжении многих лет церкви удавалось его поддерживать и сохранять.

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

Тогда Господь благословил подкрепить мужество св. апостола небесным видением. Исполненный Духа Святого, Стефан увидел отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Стефан не устрашился исповедать это видение перед свирепевшими злобою врагами – судьями. «Вот, – громко воскликнул он, – я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!» После этого иудеи уже не сдерживали своей ярости. Закричав громким голосом, они затыкали уши свои и единодушно устремились на него. Как бы богохульника, его вывели за город и, приведя в долину Иосафатову, лежащую между горой Елеонской и Иерусалимом, начали побивать его камнями. Чтобы верхняя одежда не мешала сильней бросать каменьями в св. первомученика Христова, убийцы сняли ее с себя и отдали ее стеречь родственнику его, юноше Савлу. Этот будущий первоверховный апостол Христов Павел, тогда еще ревнуя Ветхому Закону, всей душой ненавидящий христиан, стерег у ног своих одежду убийц своего родственника, кипел на него яростью и поощрял убийц на убиение св. архидиакона Стефана. В отдалении, на горе Елеонской, стояла на камне Пречистая Матерь Божия со св. апостолом Иоанном Богословом и, взирая на мученическую кончину св. Стефана, прилежно молила о нем Сына Своего – Господа Иисуса Христа, чтобы Он укрепил св. мученика в терпении и принял душу его с миром и любовью. Осыпанный градом каменьев, св. Стефан зрел в небесах взирающего на кончину его Господа Иисуса и с терпением предал себя воле Божией. Во все время страданий своих он прилежно молился Богу, пока, наконец, не пришла минута смерти. В ужасном страдании, весь обагренный кровью, св. первомученик Христов произнес: «Господи Иисусе! Приими дух мой!» и, преклонив колена, громогласно вознес последнее моление свое ко Господу, молитву об убийцах своих: «Господи! не вмени им греха сего!» С этой молитвой на устах он предал святую душу свою Богу. Таким образом св. апостол и архидиакон Стефан первый принял мученический венец за Христа, почему и назван первомучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только для таких наступила эпоха животворящего духа, и душевное начало сменяться духовным. Для других душевная жизнь не осложнилась новым состоянием. Таким образом, рядом с духовным уживается душевное. У христиан оно подчинено пневматическому началу и является просто психическим состоянием человека, живущего в земных реальных условиях. У не христиан душевная жизнь проходит вполне автономно: люди продолжают ходить своими путями ( Деян.14:16 ). Христианством началась пневматическая фаза жизни. Эта фаза индивидуально закончена во Христе и с Ним сокрыта в Боге с тем, чтобы откровение её чрез явление Христа было откровением её и в жизни каждой отдельной личности ( Кол.3:14 ). Таким образом, тайна духа деется в каждой отдельной личности. Пневматическое скрытое состояние каждого христианина. В субъективном отношении оно сокрыто в процессе личной жизни, в объективном в тайниках божественной воли. В земных же условиях течет естественно определенная душевно-духовная жизнь. Христианам оставлена плоть и кровь, которая, однако, будет уничтожена в Божьем Царстве ( 1Кор.15:50 ). Такая оценка естественной жизни, с точки зрения будущей низводит плоть и её культуру в ряд условных ценностей. Часть вторая. Учение апостола Павла о духовном человеке У ног юноши, именуемого Савлом, лежали одежды убийц первомученика Стефана ( Деян.7:58 ). Это был будущий гонитель первенствующей Церкви. Об этом факте так свидетельствовал сам он пред Господом: я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его ( Деян.22:1920 ). Наставленный в отеческом законе Савл ревновал по Боге ревностью еврея ( Деян.22:3 ) и потому терзал Христову Церковь , входя в дома и влача мужчин и женщин, чтобы водворять их в темницу ( Деян.8:3 ). С тем же намерением, дыша угрозами и убийством на учеников Господа, он отправляется в Дамаск. И, вот, великий свет с неба осиял его. Савл, Савл! что ты гонишь Меня? вопрошала гонимая любовь к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Он есть Бог богов и Царь царей, и Судия живых и мертвых; а почитаемые вами боги послужат на возжжение огня вечного со всеми поклоняющимися им. После этого епарх Аквилин, собравшись на охоту, велел захватить и святого Трифона, приказав привязать его к коню и вести за собою. Большие мучения пришлось выносить святому: пальцы ног его отрывались, потому что, при ужасном морозе, ноги его были босы, а конь наступал и давил их своими ногами, – и ступни его растрескались, но мученик, вперив духовный взор к Богу и, пламенея любовью к Нему, ни во что ставил эти мучение, и пел слова Давида: «Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» ( Пс.16:5 ), и другие: «Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию» ( Пс.118:133 ). Повторяя вместе с тем и слова святого первомученика архидиакона Стефана: – «Господи, не вмени им греха сего» 1099 ( Деян. 7:60 ). Возвратившись после охоты, епарх призвал к себе мученика и сказал ему: – Теперь, несчастный, не надумал ли ты благоразумно принести жертвы богам, или остаешься в своем прежнем безумии? Святой отвечал: – Ты сам, ослепленный диаволом, преисполнен безумия и невежества, потому что не можешь познать Создателя всех и поклониться Ему; а я остаюсь премудрым, не отступая от спасающей меня истины. Епарх велел отвести святого в темницу; а сам отправился в ближайшие пределы страны, где и оставался некоторое время. По прибытии обратно в Никею, епарх, явившись в судилище, снова вызвал Трифона и сказал ему: – Не научило ли тебя продолжительное пребывание в узах повиноваться царскому повелению и обратиться к богам? – Бог мой и Господь Иисус Христос, – отвечал святой, – Которому я служу чистым умом, поучая, наставил меня и утвердил меня, дабы я мог неизменно и непоколебимо сохранить веру в Него: посему Ему Единому истинному Царю и Богу, я повинуюсь, и к Нему прибегаю, твою же и царскую гордость я презираю, а от почитаемых вами богов отвращаюсь. Епарх, сильно озлобясь, вскричал слугам: – Вбейте острые гвозди в ноги его, и, водя по городу, бейте его. Слуги тотчас исполнили приказание мучителя. Святого стали водить, или лучше сказать, влачить по городу, подвергая истязаниям, и он переносил ужасные страдания – как от вбитых в ноги гвоздей, так и от сильного мороза, по случаю суровой зимы. Но великий страдалец, имея пред духовным взором своим Христа, и взирая на будущие воздаяние, всё переносил с великим терпением и радостью; когда же он опять был приведен к епарху, мучитель, удивляясь такому терпению святого, с великою досадою сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

После смерти его, по словам святого Луки, произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии 80 . Почему гонения не коснулись апостолов, Дееписатель не сообщает: возможно, они просто скрылись, чтобы не возбуждать еще большего ожесточения иудеев. В связи с этими гонениями впервые упоминается в истории будущий апостол Павел: Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу 81 . Несомненно, что все события, последовавшие за смертью святого Стефана имели глубокий промыслительный смысл: «Гонение это послужило причиной того, что христианство , сосредоточенное до тех пор только в Иерусалиме, теперь начинает распространяться по окрестным городам и странам» 82 . Дееписатель довольно подробно описывает деятельность святого Филиппа в Самарии. И действительно, миссия этого одного из семи диаконов имеет величайшее историческое значение, ибо «Самария была первой неиудейской областью, огласившейся проповедью Евангелия, и самаряне образовали первое зерно Церкви Христовой из неиудеев» 83 . Проповедь святого Филиппа имела здесь большой успех: многие самаряне поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, а потому крестились и мужчины и женщины 84 , вследствие чего «обращение ко Христу самарян было весьма важным событием в жизни юной Церкви. Оно обозначало, что к древу Церкви прививается новая ветвь и что наступило время перенесения проповеди Евангелия за пределы иудейской национальности. Нужна была апостольская санкция совершившемуся факту, нужно было подтверждение правильности образа действий диакона Филиппа. Поэтому окончательное приобщение новообращенных самарян к Церкви совершено было самими апостолами. Когда до иерусалимской общины дошло известие об обращении самарян, к ним были посланы верховные апостолы Петр и Иоанн. Возложением рук они низвели Святого Духа на новокрещеных. Через обличение Симона Волхва, желавшего купить за деньги благодатный дар низведения Святого Духа, апостолы приняли меры к ограждению насаждавшегося в Самарии христианства от примеси языческих суеверий. После этого, на обратном пути в Иерусалим, апостолы, продолжая дело Филиппа, огласили проповедью Евангелия многие самарянские селения 85 " 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   Убиением Стефана и многих других верующих иудеи не ослабили успехов веры; напротив, еще более способствовали ее распространению. Христиане, до сих пор пребывавшие в Иерусалиме, рассеялись по Иудее, Самарии и другим странам, и везде, куда ни приходили, проповедовали о Господе Спасителе. 6. Проповедь диакона Филиппа    Один из семи диаконов, Филипп, проповедовал в Самарии. Слыша слово Филиппа и видя чудеса его, многие из самарян уверовали и крестились. Но так как Филипп мог преподавать веровавшим одно только таинство крещения, то из Иерусалима были посланы в Самарию апостолы Петр и Иоанн. Они возложили руки на новокрещеных и преподали им дары Святого Духа (т. е. совершили над ними второе таинство, которое теперь совершается чрез помазание святым миром).    После обращения самарян Филипп, по наставлению ангела, пошел на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу (т. е. в сторону от Иерусалима, противоположную Самарии). По этой дороге возвращался из Иерусалима знатный эфиопский вельможа. Сидя в своей колеснице, он читал книгу пророка Исайи, и именно то место в ней, где предсказывалось о страданиях Господа Спасителя (Ис. 53:7-8). Филипп, по внушению от Святого Духа, подошел к колеснице и спросил вельможу: «Разумеешь ли, что читаешь?» Тот отвечал: «Как я могу разуметь, если кто не наставит меня», – и попросил Филиппа взойти в колесницу и сесть с ним. Филипп проповедовал ему о Господе Иисусе Христе, и тот сам попросил крещения. Филипп сошел с ним в воду и крестил его. Как только вельможа вышел из воды, он удостоился даров Святого Духа (не чрез возложение апостольских рук, а особенным чрезвычайным способом). В то же самое время ангел восхитил Филиппа, так что он мгновенно сделался невидимым для вельможи и оказался в Азоте. Вельможа продолжал свой путь с великою радостию и, без сомнения, старался потом о распространении святой веры в своей отдаленной стране.    Диакон же Филипп проповедовал в Азоте и других городах, встречавшихся на пути до Кесарии.    – В числе крещенных Филиппом был некто Симон, который пред этим занимался волшебством и изумлял самарян, выдавая себя за кого-то великого. Видя, что чрез возложение апостольских рук подаются дары Святого Духа, Симон принес апостолам денег и просил их продать ему власть низводить Святого Духа. Апостол Петр сказал ему: «Серебро тоже да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги», – и убеждал его покаяться в своем грехе. Симон убоялся, просил молитв у апостола; но раскаяние его было не искренне. Впоследствии он сделался еретиком, врагом Церкви, и был одним из виновников мученической кончины апостола Петра. По имени Симона грех духовного святокупства называется симониею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

После этого эпарх Аквилин, собравшись на охоту, велел захватить и святого Трифона, приказав привязать его к коню и вести за собою. Большие мучения пришлось выносить святому: пальцы ног его отрывались, потому что, при ужасном морозе, ноги его были босы, а конь наступал и давил их своими ногами, — и ступни его растрескались, но мученик, вперив духовный взор к Богу и, пламенея любовью к Нему, ни во что ставил эти мучение, и пел слова Давида: «Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» (Пс.16:5), и другие: «Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию» (Пс.118:133). Повторяя вместе с тем и слова святого первомученика архидиакона Стефана: —  «Господи, не вмени им греха сего»  [ 12 ] (Деян. 7:60). Возвратившись после охоты, эпарх призвал к себе мученика и сказал ему: — Теперь, несчастный, не надумал ли ты благоразумно принести жертвы богам, или остаешься в своем прежнем безумии? Святой отвечал : — Ты сам, ослепленный диаволом, преисполнен безумия и невежества, потому что не можешь познать Создателя всех и поклониться Ему; а я остаюсь премудрым, не отступая от спасающей меня истины. Эпарх велел отвести святого в темницу; а сам отправился в ближайшие пределы страны, где и оставался некоторое время. По прибытии обратно в Никею, эпарх, явившись в судилище, снова вызвал Трифона и сказал ему: — Не научило ли тебя продолжительное пребывание в узах повиноваться царскому повелению и обратиться к богам? — Бог мой и Господь Иисус Христос, — отвечал святой, — Которому я служу чистым умом, поучая, наставил меня и утвердил меня, дабы я мог неизменно и непоколебимо сохранить веру в Него: посему Ему Единому истинному Царю и Богу, я повинуюсь, и к Нему прибегаю, твою же и царскую гордость я презираю, а от почитаемых вами богов отвращаюсь. Эпарх, сильно озлобясь, вскричал слугам: — Вбейте острые гвозди в ноги его, и, водя по городу, бейте его. Слуги тотчас исполнили приказание мучителя. Святого стали водить, или лучше сказать, влачить по городу, подвергая истязаниям, и он переносил ужасные страдания — как от вбитых в ноги гвоздей, так и от сильного мороза, по случаю суровой зимы. Но великий страдалец, имея пред духовным взором своим Христа, и взирая на будущие воздаяние, всё переносил с великим терпением и радостью; когда же он опять был приведен к эпарху, мучитель, удивляясь такому терпению святого, с великою досадою сказал ему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010