11-19). Как, скажут, неужели они не получили Духа? Они получили Духа отпущения (грехов); но Духа знамений еще не получили. А что это так, что они не получили Духа знамений, ясно из того, что Симон, увидев это, пришел просить Его. Гонение тогда особенно и усилилось, но Бог опять избавлял их, оградив их знамениями. Так как смерть Стефана не укротила ярости (иудеев), но еще более усилила ее, то учители и рассеиваются, чтобы учение более распространилось. Но вот, обстоятельства их опять делаются благоприятными и они получают радость. " И была " , говорит (писатель), " радость великая в том городе " (ст. 8), хотя (прежде) был великий плач. Так обыкновенно Бог всегда делает, соединяя радости со скорбями, чтобы быть еще более достойным удивления. Недуг был в Симоне с давнего времени. Оттого он и при этом (крещении) не освобождается от него. Как же крестили его? Так же, как и Христос избрал Иуду. Он, видя совершающиеся знамения, изумлялся, но еще не, смел испрашивать благодати знамений, так как видел, что и прочие еще не получили ее. Почему же не лишили его жизни, подобно Анании и Сапфире? Потому, что и в древности собиравший дрова (в субботу) был лишен жизни в научение других, но никто другой уже не подвергался тому же самому. Так и теперь поступает Петр и, наказав тех, не наказывает этого, но говорит ему: " серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги " (ст. 20). 3. И почему они по крещении не получили Духа Святого? Или потому, что Филипп не сообщил (Его), может быть, воздавая тем честь апостолам, или он сам не имел этого дарования, потому что был из числа семи (диаконов); последнее можно сказать с большею вероятностью. Отсюда мне кажется, что этот Филипп был из числа семи, второй после Стефана. Он, крестя, не сообщал крещаемым Духа, так как не имел такой власти: это дарование принадлежало одним только двенадцати (апостолам). И заметь: эти (апостолы) не вышли, но по устроению (Божию) вышли (из Иерусалима) те, которые не имели этой благодати, потому что еще не получили Духа Святого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1674...

2:1–4), и первенствующая церковь (Иерусалимская) начала умножаться, возникло в ней вскоре неудовольствие между христианами из еллинов и евреев. Здесь разумеются не те еллины, которые поклонялись идолам и которых Священное Писание обыкновенно называло язычниками. Язычникам в то время еще не был открыт доступ к вере во Христа и не проповедовалось им слово спасения, даже по убиении архидиакона Стефана, еще не скоро стали допускать язычников в собрание верных. Первым из язычников христианином был Корнилий сотник (Деян. 10), но едва крестил его св. Петр, вознегодовали христиане из обрезанных иудеев на то, что Петр ходил к необрезанным, и роптали на него до тех пор, пока он не рассказал им о видении, бывшем ему — о плащанице спущенной с неба (Деян. 11:5–18). Тогда они успокоились и прославили Бога, говоря: — Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь. Итак, при жизни святого Стефана роптали на евреев еллины не из числа язычников, а бывшие также из евреев и хранившие тот же закон, данный Моисеем, но рассеявшиеся по разным странам (как и святой апостол Иаков в своем послании пишет: «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии — радоваться» (Иак. 1:1), и усвоившие еллинский язык (но не веру и нравы), посему их и называли еллинами те, которые жили в Иерусалиме. Подобным образом и Златоуст выражается: «Еллинами, о коих говорится в книге Деяний Апостольских, я полагаю, назывались говорящие по-еллински, потому только, что они по-гречески говорили, будучи евреями». Между такими-то еллинами-христианами и возник ропот на христиан из евреев иерусалимских, ропот за то, что вдовы еллинов были пренебрегаемы при ежедневном назначении служений: или им назначалась низшая работа, или им давалась меньшая и худшая доля пищи и одежды. При таком положении дел, святые двенадцать апостолов созвали всех бывших тогда верующих и сказали им: — Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

в царствие небесное и жизни вечной .   Упоминается в богослужебных текстах и о распылении пепла сожженного тела Або: И гробом его стала вода, И ныне испрашивает дшам нашим великую милость . Эти слова являются переосмыслением замечания жития о том, что «волны Куры стали для костей святого одеждой, и глубина реки – гробом мученика, дабы нечестивая рука противников Христа не коснулась их» Что касается богословской стороны мученичества, то подчеркивается его универсальный характер, синтезирующий все иные виды святости. Во-первых, в образе св. Або можно увидеть архетип трех отроков в печи Вавилонской: Когда разъярился гневом тиран и ярость лица его обратилась На святого мученика Христова Або. Тот еще сильнее восклицал и говорил. Если и огнем и мучениями вы покончите со мною, Не отрекусь от Троицы Святой . Как мы уже упоминали, в тексте жития в отношении св. Або нет угроз огнем, подобная кара угрожала в Вавилоне трем еврейским юношам – Анании, Азарии и Мисаилу, которые отказались поклониться золотому истукану и вызвали гнев вавилонского царя Навуходоносора. Таким образом, «тиран» (тбилисский эмир) уподобляется разгневанному вавилонскому «тирану» Навуходоносору, а св. Або – одному из трех отроков – таинников святой Троицы . Во-вторых, в тексте службы особо подчеркивается то, что св. Або – преемник апостолов, в том числе – св. апостола Павла (см. выше) и не только потому, что он бесстрашно проповедовал Христа, ежедневно рискуя своей жизнью, но и потому, что повторяет их мученический подвиг. Особенно значимы следующие слова: «Но да увижу Духа Святаго сидящего одесную Отца». «Они связаны с воспоминанием о св. первомученике архидиаконе Стефане, точнее – с его речью перед синедрионом: «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями». (Деян. 7, 54-58). Для иерусалимской традиции почитание св. мученика Стефана было весьма значимым и в значительной степени связано с обретением его мощей в 415 году и его образ, как невинного страдальца, проповедовавшего среди своих соплеменников и пострадавшего от них актуален, особенно в случае св. Або, араба, казненного своими соотечественниками после проповеди среди них. Эта актуальность усиливается и тем, что первый суд над Або состоялся 27 декабря, в день памяти св. Муч. Стефана. Здесь следует также отметить весьма архаичную черту – смешение Сына Божия со Святым Духом, что характерно для некоторых доникейских памятников, в частности – «Пастыря» Ерма . Каким образом автор службы познакомился с данной концепцией – дело дальнейших исследований.

http://bogoslov.ru/article/2368300

До сего пятидесятого дня Христос бывал с ними и пред ними, а теперь Он, будет в них через Святого Духа, Который освятил и просветил их. Посему и говорил Ап. Павел: «не я живу, но живет во мне Христос» ( Галат.2:20 ). – Впрочем, мы обещали прежде выяснить действия Св. Духа в жизни общественной, в жизни общецерковной, участие Его силы, Его Божественной Личности в той борьбе добра со злом, веры с неверием и противлением Богу, в которой проходит жизнь мира и будет проходить до последнего конца. Сам Господь в Своих предсказаниях о ниспослании Святого Духа, упомянув кратко о том, что Утешитель пребудет с Его последователями вовек и напомнит им все, о чем говорил им Христос ( Ин.14:17,26 ) вскоре же переходит к выяснению Его действий в мире, в мире, враждебном Христу и Его ученикам. «Он, пришедши обличить мир о грехе, о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден есть» ( Ин.16:8–11 ). Слова не сразу понятны читателю, как и первоначальным Его слушателям, что видно из дальнейшей речи Христовой ( Ин.12:13 ). На этих словах необходимо остановиться. Хотя Христос Спаситель даёт и Сам некоторое им разъяснение, но, всё-таки, для понимания нашего недостаточное и нуждающееся в дополнении. – Каким же способом Св. Дух обличает мир? Кто этот мир? Очевидно, что мир, враждебный Христу и обществу Его проповедников и вообще Его последователей. – В каком же смысле Дух обличил его в грехе неверия во Христа? В том, конечно, что неверие было посрамлено и безответно и могло противопоставить проповеди учеников Христовых только грубое насилие, но не действительное возражение. Сие сказалось с особенной силой в повествовании о мученичестве св. Стефана. Его противники «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» ( Деян.6:10 ). Они тогда его оклеветали, повлекли на суд Синедриона, где согласно закону потребовались свидетели; но на этот раз выступили лжесвидетели-клеветники, а когда Стефан произносил пространную речь в своё оправдание, в которой исповедал себя истинным иудеем и чтителем закона, то, все «сидящие в Синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» ( Деян.6:15 ); но когда он в заключение своей речи, начал обличать их, в том, что они всегда противились Святому Духу, как отцы их, так и они сами ( Деян.7:51 ), то они «разрывались сердцами своими и скрежетали на него зубами» ( Ин.7:54 ) – явление – обнаруживающее всегда бессильную злобу) и забыв требование о суде ( Втор.13:14 ) и о свидетелях ( Втор.19:15–19 ), устремились на Стефана и избили его камнями, подвергнув сами себя ( Ин.18:31 ) судебной ответственности за самовольную расправу, ибо в порыве злобы оставили вещественные доказательства своего преступления у ног юноши Савла ( Деян.7:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Краеугольным камнем Церкви является Христос. Он Ее Глава. Здесь, на земле, Он поставил церковную иерархию — епископов и пастырей. Без епископа нет полноты Церкви. Нам нужно дорожить этим, и никакие раздоры не должны возмущать нашу жизнь. Сегодня мы, как одна дружная православная семья, собрались вокруг своего Первосвятителя в день его тезоименитства. Мы приходим к нему как его дети, ибо он — наш духовный пастырь и отец. Может быть, среди наших повседневных забот нет времени подумать о его трудах, посте и неустанных молитвах. И сегодня мы обращаемся к нему со словами приветствия и добрыми пожеланиями, ибо он близок и дорог нашему сердцу. Не щадя своего здоровья и сил, он всегда истово совершает богослужения в этом святом храме. Когда нас. посещает несчастье, он поддерживает нас, когда мы радуемся, он радуется вместе с нами. Если жизнь посылает нам невзгоды, он помогает нам пережить их. Во время Божественной Литургии мы молились за здоровье Его Блаженства. И во время молебна будем просить, чтобы Господь, по молитвам его небесного покровителя, святого архидьякона Стефана, подал Ему здравие и долгоденствие, чтобы Его Блаженство еще долгие годы окормлял нас. Будем стараться быть истинными членами нашей Церкви, верными наследниками святого архидьякона Стефана, ревнуя о своей вере, чтобы и о нас можно было сказать: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( 1 Ин.4:15 ). Аминь. Варшава, 27 декабря/9 января 1967 г. Проповедь на тему: «Я семь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ) Переживая смену времен года, мы знаем, что прекраснейшая из них — весна. С ее наступлением в жизни каждого человека, даже пессимиста, наступает какой-то новый период, жажда радости. И наши мысли и шаги невольно направляются туда, где зеленеют деревья. Так поступал и Христос, когда жил здесь, на земле. Наш Божественный Учитель шел некогда среди зеленых кустов виноградника, при одном из них задержался и увидел на виноградной лозе сухую ветку… Незадолго перед своей крестной смертью Христос собрал на Тайной Вечере своих учеников и, давая им последние наставления, сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмъ лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15,4-5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Многочисленные примеры из предания церковного да утвердят вас в силе той же молитвы. Родители блаженной Феофании-царицы, супруги Льва Премудрого, желая иметь чадо, пламенно молились Пресвятой Владычице Небесной, каждый день приходили к храму Ее, бывшему во Фракии, и изливали перед Нею сердца свои в прилежном молении со словами: «О, Госпоже мира, неплодствие наше да разрешится Твоим ходатайством и чадородие да примем от Создателя Твоим милосердием». И поскольку с верой просили, то и получили. И благодатью Той, Которой усердно молились, приняли своего неплодства разрешение и родили дочь, которая в свое время прославилась великими христианскими подвигами (Четьи Минеи, 16 декабря). Так же усердно молилась Царице Небесной и мать святого преподобномученика и исповедника Стефана Нового и также услышана была. В храме Влахернском Пресвятая Богородица Сама явилась ей и прорекла, что она родит сына, и это исполнилось. У бесчадной дотоле жены родился сын, который стал впоследствии великим защитником Православия и венца мученического сподобился (Четьи Минеи, 28 ноября). Вот и вы, жены, к такой же молитве прибегайте, и она, несомненно, будет услышана. Но, может быть, скажете: «Прибегаем, да, видно, не принимает молитвы нашей Бог». В таком случае усугубите ее, и если она была кратка и не полна, то дополните ее. Чем? Обещанием Господу, что вы не для своей утехи земной просите себе детей у Него, а для того, чтобы их Ему же отдать и в них как бы продолжать свое служение Ему. Такие обеты давали Господу и упомянутые жены. Мать Самуила говорила: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его ( 1Цар. 1:11 ). И мать Пресвятой Богородицы так же говорила: «Тогда, Господи (то есть в случае исполнения прошения), рожденное чадо мы приведем в дар Тебе, благословляя, воспевая и славя Твое милосердие». И мать святого Стефана Нового, прося у Царицы Небесной сына, тоже обещала, если такого дара сподобится, принести сына в дар Единородному Сыну и Слову Божию, от Нее, Пречистой, воплощенному.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников, и, напав, схватили его, и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей 76 . Примечательно, что первоначально оппонентами святого Стефана выступают не палестинские иудеи, но иудеи диаспоры, то есть такие же «эллинисты», которыми были до своего обращения святой Стефан и прочие диаконы. Причем, спор на первых порах носит характер религиозной дискуссии: обе стороны как бы «совопрошают» ( συζητοντας) друг друга. В данной дискуссии победа явно была на стороне святого Стефана – и тогда иудеи- " эллинисты» обращаются к палестинским иудеям («народу», «старейшинам» и «книжникам»), заключая с ними союз. Этот знаменательный факт, часто ускользающий от взгляда историка, свидетельствует о внутренней несовместимости иудаизма и христианства: пути Церкви и синагоги уже принципиально разошлись, хотя пуповина, связывающая Ветхий и Новый Израиль, рвалась еще достаточно долго и мучительно. Иудеи могли терпимо относиться к разноголосице религиозных взглядов в своей среде только до определенной степени. Святой Стефан в своей пространной речи 77 ясно указал, что исполнение закона совершилось в Иисусе Христе, Который и есть обетованный Мессия, не только исполнивший, но и превзошедший Моисеев закон. Его речь, вероятно, особенно задела фарисеев, которые стали главными врагами Первомученика 78 . Вот почему «когда архидиакон Стефан в своих спорах с учениками фарисейскими резко выразил дух христианства, объявив, что с распространением Церкви должна уничтожиться вся ветхозаветная обрядность и богослужение во храме Иерусалимском должно уступить место поклонению Богу духом и истиною; когда в своей пред синедрионом речи подтвердил эти мысли и высказал сильное обличение старейшинам иудейским в их нечестии и жестоковыйности; когда, наконец, смело засвидетельствовал о божественном достоинстве Господа Иисуса, стоящего одесную силы Божией; тогда со всею силою восстала против Церкви и секта фарисейская и открыла жестокое гонение на христиан, первой жертвой которого пал архидиакон Стефан, побитый камнями как богохульник» 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

У отцов наших в пустыне была скиния собрания. Ее отцы наши с Иисусом Навиным перенесли во владения, отнятые у народов, изгнанных Богом от лица отцов наших; и хранили ее до дней Давида, который молил об устроении постоянного жилища Богу Иаковлеву. Но уже Соломон построил Ему дом. Впрочем, Всевышний для Своего обитания не имеет нужды в рукотворенных храмах, как говорится у Пророка (Исаии): – «небо – престол Мой, а земля – подножие ногам Моим. В состоянии ли вы построить Мне какой-либо дом, говорит Господь, или приготовить какое-нибудь место, для Моего успокоения? Все это сотворила не Моя ли рука?» ( Ис. 66:1, 2 ) – (Должно быть, в это время, члены Синедриона обнаружили движения нетерпеливости. Твердо веря, что храм Иерусалимский должен стоять вечно, но из слов Стефана заключая, что он не считает его необходимым для пребывания Божества, они, вероятно, готовы были положить конец его слову, и произнести над ним смертный приговор. Тогда Стефан, прервавши свою речь, обратился к Синедриону со словом обличения, и сказал:) «люди жестоковыйные, с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противоборствуете Духу Святому. Как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами, ныне, сделались вы; вы, которые приняли закон перед сонмами Ангелов, и не сохранили его». От этих слов сердце у них разрывалось, и они скрежетали на него зубами. Стефан же, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: «вот, я вижу отверстые небеса, и Сына человеческого, стоящего одесную Бога». (Эти слова показались богохульством). Присутствующие, подняли громкий крик, стали затыкать уши свои, и толпою бросились на Стефана. Вытащили его за город, и начали бросать на него камни. При этом, находилось замечательное лицо, именно, юноша Савл, к ногам которого свидетели, обязанные прежде всех бросить камни, сложили одежды свои. Между тем, как бросали камни на страдальца, он молился: «Господи Иисусе! прими дух мой!» Наконец, преклонивши колена, громко воскликнул: «Господи! не поставь им этого во грех!» И, сказавши это, почил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Установленное через пророка Моисея священство было служением, переходящим из рода в род, от отца к сыну. Но согласно родословию Иисус Христос происходит не из священнического колена. Как же Он тогда священник? Ответим на вопрос вопросом: как Авраам признал священником Мелхиседека, который оказался «без родословия»? И даже – вот раввинистическая трактовка – Мелхиседек оказывается «без отца, без матери», ведь они не упомянуты в Священном Писании. Во внеродословном «вневременном» священном служении Мелхиседек уподобился Сыну Божию. Это рассуждение о «священнике навсегда» было близко тем людям, кто постигал Закон Моисеев в раввинских школах. Остается добавить еще одно событие – на заседании иудейского Синедриона Гамалиил мягко, однако же исключительно сильно заступился за арестованных апостолов: «Отстаньте от людей сих… если… это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян 5:38–39). У такого человека как Гамалиил было чему поучиться. Помимо учителя у святого апостола Павла был еще один духовный помощник. В духе лучших законоучителей начал свое апологетическое слово апостол Стефан. Перед первосвященником и синедрионом Стефан изложил историю Авраама, Иакова, Иосифа. И напомнил, как пророк Моисей «думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли» (Деян. 7:25). Не поняли они, и когда Бог рукою Иисуса Христа дал спасение, – хотя о пророческом служении Иисуса Христа тоже святой Моисей говорил (см. Деян. 7:37). Суровыми нелицеприятными обличениями Стефан призывал синедрион к покаянию (см. Деян. 7:52). И вдруг исповедническая речь архидиакона Стефана прервалась мистическим откровением – он увидел Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (см. Деян. 7:56). И речь Стефана прервалась чудовищным взрывом общего негодования. Его немедленно вывели на казнь. За пределы Святого города. В последний свой час Стефан молился Христу: «Господи Иисусе! приими дух мой… Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:59–60).

http://pravmir.ru/predshestvenniki-apost...

Аминь. БЕСЕДА 18 «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7:54).   Почему крещенные Филиппом не получили Духа Святого. — Нечестие Симона. — Какие блага получены от смерти Стефана. — Храмы по деревням.   1. Достойно удивления, как они, не найдя в словах (Стефана) повода к убиению его, еще беснуются и ищут этой причины. Так всегда бывают злобны (люди), поступающие неправедно. Подобно тому, как первосвященники недоумевали и говорили: « что нам делать с этими людьми? » (Деян. 4:16), так и они терзаются. Кажется, он должен был бы негодовать, как не сделавший ничего несправедливого, и между тем подвергшийся участи (людей) неправедных и оклеветанный. Но этим–то более клеветники и обличаются; и так–то (оказывается) истинным то, о чем я всегда говорил, что делать зло — значит страдать. А он не произносит никакой клеветы, но говорил правду. Так, когда нас поносят за то, чего мы не сознаем за собою, мы от этого ничего не терпим. Они хотели убить его; но не (вдруг) делают это, а желают еще найти благовидную причину для своего злодеяния. Как? Разве обличение не было благовидною причиною? Но это было обличение не его собственное, а пророческое; или они нарочито отлагали (убиение), чтобы показать вид, будто они убили его не за обличение их, — подобно тому, как было и со Христом, — но за нечестие. Между тем слова его были слова благочестия. Поэтому, намереваясь вместе с лишением жизни повредить и славе его, они « рвались », — так как они боялись, чтобы из–за него еще не случилось чего–нибудь нового. Затем, что они сделали со Христом, то (делают) и со Стефаном. Как там, когда Он сказал: « узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы » (Мф. 26:64), они называли это богохульством и призывали народ во свидетели, так точно и здесь. Там растерзали одежды; здесь затыкали уши. « Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010