Обитель по его молитвам и трудам пребывала тогда в цветущем состоянии. Достигнув глубокой старости и предчувствуя приближение своей кончины, преподобный Стефан собрал братию и преподал ей последнее наставление, обратив ее внимание на стяжание страха Божия, непрестанной памяти смертной и особенно любви нелицемерной, строго сохраняя монашеское общежитие. Старейшество в обители он поручил опытному в иноческой жизни и совершенному в добродетелях старцу иеромонаху Илии. Сам облекшись в схиму, вскоре предал дух Господу. Это было 14 июля 1406 года. С кончиной в Бозе почившего игумена от тела его повеяло благоуханием, в чем братия уразумела явное свидетельство о благоприятном его предстательстве пред Богом. Погребен преподобный был у стен сооруженной им Троицкой церкви. Со временем над могилой от одного корня выросли три большие березы, в вершинах своих сросшиеся в виде шатра, осенявшего место упокоения праведника. При мощах преподобного Стефана совершилось немало исцелений больных, с верою притекающих к угоднику Божию. В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. В сгоревшем монастыре остались только несколько братии, сохранивших общежительный устав. Монастырь оказался в крайнем запустении. В 1557 году игуменом стал Варлаам, прадед которого, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил преподобных Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60 человек С особым усердием он собрал все сведения о жизни преподобного Стефана и чудесах, бывших от его гроба, и преподнес свой труд царю Иоанну Васильевичу Грозному, а также и митрополиту Макарию, который осгавил заметный след в церковной и культурной жизни Руси. Монументальный многотомный труд святителя Макария - Великие Макариевскис Четьи-Минеи стали выдающимся памятником духовной письменности Русской Церкви. Большое влияние святитель Макарий оказывал и на молодого царя Иоанна Грозного, называвшего его " желателем добрых дел и любви " . По благословению митрополита иеромонах московского Данилова монастыря Иоасаф написал житие и службу преподобному Стефану. Не случайны, видимо, и неоднократные посещения царем Махрищского монастыря и пожертвование им 200 рублей на строительство каменной церкви Святой Троицы на месте сгоревшей При построении нового каменного храма Святой Троицы в 1557 году были обретены нетленными мощи преподобного Стефана. По открытии гроба повеяло благоуханием. На персях преподобного оказался неистлевшим кожаный пояс с тисненым изображением двунадесятых праздников. По велению митрополита Макария пояс был вложен в серебряный вызолоченный крест, от которого многие стали получать исцеления.

http://sobory.ru/article/?object=00207

Нечто подобное тому, что случилось с преподобным Сергием, суждено было испытать и преподобному Стефану: он также должен был удалиться из своей обители и основать монастырь в Вологодских пределах, на речке Авнеже, где и подвизались его ученики, преподобные Григорий и Кассиан 102 . Но великий князь Димитрий вызвал оттуда Стефана в Москву, принял его с любовью и велел остаться в Махрищской обители, которой тогда же пожертвовал земли и угодья. Между прочим в Москве святой игумен помог юному Косьме, будущему великому подвижнику Белозерскому Кириллу, уйти из мира в Симоновскую обитель 103 . Всегда кроткий и покорный, Стефан возвратился в Махру, продолжал подвизаться в подвигах духовной жизни и по временам приходил для беседы к великому чудотворцу Сергию. Достигнув глубокой старости и предчувствуя приближение кончины, он облекся в великую схиму и предал дух свой Господу 14 июля 1406 года. Его святые мощи обретены нетленными при построении каменного храма Святой Троицы в 1550 году, но оставлены в новом храме под спудом. От кожаного параманда, найденного на персях мощей и вложенного в серебряный крест, последовало несколько исцелений. В начале XVII века Махрищская обитель, разоренная ляхами, приписана к Сергиевой лавре. Прошло много лет после кончины Стефана. В обители было до шестидесяти братий. Был голод. В обители было очень мало хлеба. В праздник Святой Троицы собралось много богомольцев. Игумен Варлаам заботился, однако, чтобы не был нарушен гостеприимный устав преподобного Стефана, и после службы пошел помолиться на гроб его, с верою к нему взывая: «Знаю, о преподобный, что если только хочешь, можешь нам помочь своими молитвами и малыми сими хлебами насытить множество народа, ибо ты сам по заповеди Христовой питал алчущих и призревал странных, и то же ты нам заповедал, чадам твоим». Сказав это, он велел трапезному брату Симону положить все, что было хлеба, на трапезу, хотя и в малых ломтях; а народа было так много, что не могла вмещать трапеза, ни даже келлии, и некоторые расположились на дворе монастырском. Трапезник роптал на игумена, говоря сам в себе: «Можно ли таким малым количеством хлеба насытить такое множество? На утро же не останется нам самим ни крохи». Но Господь, насытивший некогда в пустыне пятью хлебами пять тысяч народа, явил и здесь Свое знамение. Игумен по обычаю сотворил молитву пред началом трапезы и благословил ядущих, и что же? Не только насытились все участники дивной трапезы, но и с избытком осталось множество хлеба и пития в сосудах не на один только день, но более нежели на три месяца вперед; братия прославила Господа, дивного во святых Своих, и угодника его Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преставление преп. Стефана махрищского Родившийся и воспитанный в Киеве, блаж. Стефан 714 принял иночество в печерской обители; там он провел несколько лет в подвигах послушания и молитвы. Притеснения папистов заставили его перейти в Москву, где благосклонно принял его вел. кн. Иоанн 2 (1353–1359 г.). По грамоте князя и по благословению святителя, поставил он себе келью на местечке Махрище, невдали от гор. Городища, в 35 вер. от Сергиевой пустыни; 715 своими руками рубил он лес и обрабатывал землю, для умеренных нужд своих. – Сперва он не принимал желавших жить с ним, дорожа безмолвием: но потом уступил просьбам усердия. Когда собралось к нему несколько ревнителей иноческой жизни, построил он храм св. Троицы, братские келлии и общую трапезу; святитель посвятил его в иеромонаха и игумена. Это было, как вероятно, в 1358 г. 716 Живший невдали от Стефановой обители Григорий отдал Стефану свою землю с прочим имуществом, принял иночество в его обители и был самым любимым учеником его. За то братья Юрковские, жившие также не вдали от обители, подняли самое злостное гонение на Стефана; они нагло бранили его и грозили убить, если не уйдет из махрищских мест. – Напрасно раб Божий со всею кротостью уговаривал их одуматься. «Бог простит вас, друзья; но вас смущает нечистый», говорил он им. Причиной такой злости были тревоги корысти; Юрковские боялись, что земли, которыми владели они, отданы будут Стефану, пользовавшемуся известностью в Москве. Юрковские говорили в слух, что убьют Стефана. Всегда кроткий, преподобный, поручив обитель свою заведыванию старца Илии, вышел из обители, как будто по какому-то делу в недальнее место. В вологодском глухом лесу, на р. Авнеже, основал он с учеником своим Григорием пустынную обитель св. Троицы. Вел. кн. Димитрий Иоаннович прислал книги и другие пожертвования в авнежскую пустынь, но вызвал преп. Стефана в его махрищскую обитель. Здесь с восторгом радости встретили доброго наставника ученики его. Вел. Князь с любовию принял Стефана в Москве и долго слушал назидательную беседу его; князь назначил для махрищской обители луга, озера и пахотные земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8 . Стефан Махрищский, основатель Махрищского монастыря, который находится во Владимирской губернии, в 12-ти верстах от города Александрова, скончавшийся 14-го Июля 1406-го года. Прежде чем установлено было празднование памяти Стефана как признанного святого, было установлено «почитание» его памяти как чаемого святого. В 1525–27-м году один монах монастыря и вслед за монахом игумен монастыря видели в ночи на гробе преподобного, под деревом, которое выросло на его могиле, огнь горящий и вокруг места того вельми блистающийся свет, по каковому поводу и было установлено игуменом Троицкого Сергиева монастыря Арсением Сахарусовым 1394 почитание памяти преподобного, о чем в житии его пишется: «В то же время (когда было видите) прииде живоначалныя Троица Сергиева монастыря игумен Арсение на Махрище посещения ради игумену (sic) и братии; и сказаше ему, како видеша в нощи на гробе преподобнаго Стефана огнь горящь и свет велий блистаяся; той же Арсение просвещен разумом бысть, разуме не —201— просту быти вещь, но от Божия благодати бываему, и повеле поставити гробницу (часовню) над гробом преподобнаго Стефана и гроб его покрыти покровом и свещу велику поставити, сам же, совершив божественную службу соборне и братии вельми учредив, и устави паки оттоле память преподобному Стефану». 1395 Празднование памяти Стефана, как святого, было установлено, в следствие совершившихся при его гробе чудес, или в одном и том же с Григорием и Кассианом Авнежскими, которые были его учениками, 1560-м году или же вскоре за тем. 1396 9 . Тихон Луховской, основатель Николаевской Тихоновской пустыни, которая находится в Костромской губернии, в 5-ти верстах от города Луха, скончавшийся 16-го Июня 1503-го года. Установлено празднование памяти в 1569-м году, вслед за открытием мощей, от которых начали совершаться чудеса. 1397 10 . Иаков Боровичский. Выше мы говорили, что в 1544-м году были досматриваемы его мощи и производимо было дознание о совершающихся от мощей чудесах и что по досмотру и дознанию установлено было «почитание» его памяти. В 1572-м году архиепископ Новгородский Леонид посылал в Боровичи новую комиссию для дознания о чудесах от мощей Иакова, о чем во 2-й Новгородской летописи читается под указанным годом: «Месяца Февраля в 1 день, в пяток, посылал владыка Леонид из Новгорода, из монастыря с Розважи улицы, священника чернаго Трифона, да Софийскаго священника Посника, да дьякона Дмитреевскаго с Торговой стороны, в манастырь в Боровичи 1398 , смотрити чюдотворца Якова мощей: есть ли от него исцеление от телесе или нет, и сказали: много от него изсцеление; да того же месяца Февраля 8, в пяток, приехали в Новгород из Борович от святаго Якова чюдотворца, (чт) осматривал Трифон

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 и 7. Григорий и Кассиан Авнежские, основатели упраздненного Троицкого Авнежского монастыря, который находился в 60-ти верстах к востоку от Вологды, убитые 15-го Июня 1392-го года во время набега на Вологодскую область Казанских Татар и Вятчан, которые разорили Авнежский монастырь. Вследствие чудес, совершавшихся при их гробах, для проверки сведений о которых митр. Макарий посылал сперва одного игумена, а потом местного Пермско-Вологодского епископа 200 , митрополитом с собором епископов было установлено им празднование в 1560–61-м году 201 . 8 .  Стефан Махрищский, основатель Махрищского монастыря, который находится во Владимирской губернии, в 12-ти верстах от города Александрова, скончавшийся 14-го Июля 1406-го года. Прежде чем установлено было празднование памяти Стефана как признанного святого, было установлено «почитание» его памяти как чаемого святого. В 1525–27-м году один монах монастыря и вслед за монахом игумен монастыря видели в ночи на гробе преподобного, под деревом, которое выросло на его могиле, огнь горящий и вокруг места того вельми блистающийся свет, по каковому поводу и было установлено игуменом Троицкого Сергиева монастыря Арсением Сахарусовым 202 почитание памяти преподобного, о чем в житии его пишется: «В тоже время (когда было видение) прииде живоначалныя Троица Сергиева монастыря игумен Арсение на Махрище посещения ради uryмehy (sic) u братии: и сказаше ему, како видеша в нощи на гробе преподобного Стефана огнь горящь и свет велий блистаяся; той же Арсение просвещен разумом бысть, разуме не просту быти вещь, но от Божия благодати бываему, и повеле поставити гробницу (палатку) над гробом преподобного Стефана и гроб его покрыта покровом и свещу велику поставите, сам же, совершив божественную службу соборне и братию вельми учредив, и устави паки оттоле память преподобному Стефану» 203 . Празднование памяти Стефана, как святого, было установлено, вследствие совершившихся при его гробе чудес, или в одно и то же время с Григорием и Кассианом Авнежскими, которые были его учениками, или же вскоре после них 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В соответствии с ним Иоасаф пришел в Махрищский монастырь и собрал в обители по возможности все имевшиеся сведения о Стефане. Написав «Житие» и службу, он представил их митрополиту Макарию 696 . В литературе возникновение Махрищского монастыря обычно датируют 50-ми годами XIV в., приурочивая его ко времени княжения Ивана Красного. При этом, правда, исследователи указывают на сбивчивость «Жития» Стефана – в частности, об этом говорит тот факт, что когда Иван Красный стал великим князем, митрополит Феогност уже умер 697 . Действительно, согласно летописям, Феогност скончался 11 марта 1353 г., еще при жизни великого князя Семена Гордого, а Иван Красный, как мы уже могли убедиться ранее, торжественно взошел на великокняжеский стол во Владимире лишь спустя год – 25 марта 1354 г. 698 Однако при более тщательном изучении сведения «Жития» Стефана оказываются верными и подтверждаются другими источниками. Выясняется, что Иван Красный владел землями в Переяславле задолго до того как стал великим князем. Согласно завещанию его отца Ивана Калиты, ему было выделено здесь несколько сел 699 и, очевидно, именно в принадлежавшей Ивану Красному части Переяславля Стефан основал свою обитель. С учетом вышесказанного мы можем отнести приход Стефана в Москву к началу 1350-х годов, в последние годы жизни митрополита Феогноста. Таким образом, оказывается, что основатель Махршцского монастыря был сверстником Сергия и начинал свою духовную карьеру примерно в те же годы, что и преподобный. О дальнейших событиях Пахомий Логофет рассказывает следующим образом. Попросив у Стефана «некоего брата, могуща сказати (т.е. показать. – Авт.) ему места пустынна», Сергий обошел вместе с ним окрестности и в одном из них близ реки Киржач решил устроить новую обитель. (По позднейшему преданию, Стефан Махршцский дал Сергию в качестве сопровождающего своего ученика Симона 700 ). Между тем в Троицком монастыре начались поиски Сергия, который, как мы помним, ушел тайно ото всех. Братия начала искать его по различным обителям и в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь 15 августа 2010 г. 09:00 Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь находится в пятнадцати километрах от города Александрова (Владимирская область), у слияния рек Молокчи и Махрищи. Обитель была основана в середине XIV века преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печерского монастыря. По благословению митрополита Московского Алексия преподобный Стефан поставил здесь храм во имя Живоначальной Троицы, соорудил келью и вскоре вокруг него собралась братия, а сам он стал игуменом. В течение веков Троицкий храм не раз перестраивался, но всегда оставался главным храмом монастыря. В конце XV века в обители случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. Монастырь оказался в крайнем запустении. В 1557 году игуменом стал Варлаам, прадед которого, иеромонах Серапион, подвизался в Махрищском монастыре, помнил преподобных Сергия и Стефана и, будучи уже древним старцем, много рассказывал о них правнуку. Игуменство Варлаама было временем расцвета обители, число братии составило более 60-ти человек. При построении нового каменного Троицкого храма в 1557 году были обретены нетленными мощи преподобного Стефана. По благословению священноначалия мощи святого были оставлены под спудом, а над ними сооружена церковь в честь преподобного Стефана, ставшая северным приделом Троицкого храма (впоследствии перестроена в отдельную церковь). Освящен придел был в 1558 году в присутствии царя Иоанна Грозного и его супруги Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного Стефана. В период по окончании Смутного времени новый подъем Стефано-Махрищского монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, 1731-1812), выдающегося богослова и проповедника. Владыка полюбил этот монастырь и в летнее время две-три недели проводил в его стенах. Попечением митрополита Платона были сооружены каменная ограда (1791-1792), над восточными воротами — церковь преподобного Сергия Радонежского (1792), а над северными — первоверховных апостолов Петра и Павла (1806), братские корпуса; перестроена древняя Троицкая церковь (1807-1808).

http://patriarchia.ru/db/text/1247299.ht...

1997 г. Освящение храма преподобного Стефана Святейшим Патриархом Алексием II. XXI век 2002 г. При монастыре организован детский приют " Ковчег " . 2004 г. Монастырь приобрел статус ставропигиального. 2006 г. Празднование 600-летия со дня преставления преподобного Стефана Махрищского. 2010 г. Освящение храма Живоначальной Троицы Святейшим Патриархом Кириллом. 2012 г. Освящение придела Сергия Радонежского в храме Живоначальной Троицы. http://www.stefmon.ru/letopis Посещение Махрищской обители преподобным Сергием Радонежским Благочестно и богоугодно в духе Христова смирения управляя братией, преподобный Стефан часто посещал Троицкую Радонежскую обитель, назидаясь беседами с ее Великим Игуменом. По устроению Промысла Божия, случилось, что он имел утешение духовное принимать Преподобного Сергия и в своей обители. В один субботний день Преподобный Сергий служил вечерню и был в алтаре, а брат его Стефан оставивший игуменство в Московском Богоявленском монастыре и живший здесь, стоял на левом клиросе. Вдруг Преподобный слышит довольно громкий голос брата: " Кто тебе дал эту книгу? " . Вопрос обращен был к канонарху. " Игумен " , - отвечал тот. Помысел гнева и властолюбия поколебал Стефана при этом ответе: " Кто здесь игумен? - сказал он уже запальчиво. - Не я ли первый основал это место? " Сказаны были и другие немирные слова. Игуменство не привлекало, а тяготило смиренного Сергия, и он воспользовался случаем сложить с себя это тяжелое бремя. По окончании вечерни Преподобный не пошел уже не в келью, ни в трапезную, куда пошла вся братия:никем не замеченный, он вышел из обители и удалился по дороге, ведущей в Кинелу. На пути застигла его ночь, которую Преподобный провел в глухом лесу в молитве и кратком сне. Наутро он продолжал путь свой и пришел в Махрищский монастырь. Узнав о пребытии Сергия, преподобный Стефан велел ударить в било и со всей братией вышел на встречу к нему. И как трогательна была эта встреча! Они поклонились друг другу до земли, прося друг у друга молитв и благословения и не один из них не хлтел первый подняться: так велико было их смирение.

http://sobory.ru/article/?object=00207

Св. Лазарь, князь Сербский, жил в XIV веке, в то несчастное время, когда турки готовы были сокрушить и сокрушили Сербию. Св. Лазарь происходил из боярского дома и был воспитан при дворе князя Душана и женат на Милице, происходившей от св. Стефана Неемани. Сначала он был правителем одной из сербских областей, затем правителем всей Сербии, и, наконец, провозгласили его и властителем ее. Будучи правителем, он усмирил грабителя Сербии, герцеговинского наместника Николая Алтамана, и других соседних князей, обижавших сербов. Он умиротворил и церковные нестроения: убедил константинопольского патриарха признать звание патриарха за архиепископом сербским. Св. Лазарь заботился и о христианском просвещении народа: строил храмы, благотворил монастырям и богоугодным заведениям. Построил монастырь Рованицу. 10 лет Сербия наслаждалась спокойствием, благодаря Лазарю. Турки, устремившись из Азии, завоевали Румелию, Болгарию и другие соседние с Сербией княжества и подступили к самой Сербии. Князь Лазарь выступил против них с 60.000 войска, тогда как у них было 300.000. Несмотря на многочисленное войско, сначала казалось, что победа будет на стороне сербов; но полководец Вука Бранкович изменнически отвел в сторону запасное войско, и турки обратили в бегство сербов. Как ни старался князь возбудить мужество в рядах сербов, ничто не могло остановить их; конь князя упал в яму и завяз. Турки настигли князя и привели живым к султану. Султан приказал отсечь ему голову. Сербы едва нашли тело своего храброго князя и похоронили в ближайшем храме. Прошло почти три года, тело его оказалось нетленным и перенесено в Раваницкий монастырь. В 1683 г. турки опустошили старую Раваницу, и иноки перенесли мощи св. Лазаря в одну из обителей Фрушской горы, названную Новой Раваницей. Перенесение мощей преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасииупольского. Читать о святом под 22 апреля. Преподобный Григорий был учеником св. Стефана Махрищского (память 14 июля). Живя близ Махры, он отдал свою землю монастырю св. Стефана, и сам поступил в обитель. Однажды, когда св. Стефан удалился из монастыря, то взял с собой и Григория. Они ушли в глухие леса севера и поселились в Авнежском княжестве, отчего св. Григорий называется Авнежским, – в нынешнем Тотемском уезде, в 60 верстах от Вологды. Тут они воздвигли храм. Это было в 1370 г. Богатый землевладелец-сосед много помогал святым в устроении пустынной обители, и сам принял иночество с именем Кассиана. Впоследствии св. Стефан был отозван в Махрищскую обитель. Тогда св. Григорий сделался игуменом, а Кассиан келарем. Много трудились святые Григорий и Кассиан для обители и для спасения своих душ. В 1392 г. когда вятские татары напали на обитель, оба они были убиты. С их смертью запустило самое место обители. В 1524 г. мощи их были найдены крестьянином в лесу, и тут устроена часовня, а в последствии времени основан и монастырь на средства царя Иоанна Васильевича. В 1764 г. обитель была обращена в приходскую церковь . 16-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Мы замечали выше, что приход к преподобному Сергию его стар-шего брата Стефана был для него причиною великой скорби. Стефан, как сказали мы, пришел к Сергию, по всей вероятности, из желания более строгой жизни, нежели какую он мог вести в Москве, но при этом желании и при отказе им от игуменства в Богоявленском монастыре он не оставил, однако, страсти властвовать. Он был старший брат Сергия; он положил с ним основание монастырю, хотя потом и бежал от него; он, вероятно, принес Сергию из Москвы денег на благоустроение и на благоукрашение монастыря- по всему этому он хотел, чтобы почитаем был игуменом монастыря не столько Сергий, сколько он, Стефан. Эти притязания Стефана находили почему-то одобрение и в некоторых из братий монастыря может быть, недовольных между ними общежитием он обнадеживал, что последнее будет им более или менее ослаблено. Как бы то ни было, но притязания ставили в очень неловкое положение Сергия, и он, дождавшись случая, решился на своеобразный выход из затруднения. В одну субботу в церкви монастыря шла вечерня, Сергий служил и находился в алтаре, а Стефан стоял на левом клиросе. Вдруг последний увидал в руках канонарха книгу, которую этот взял с благословения не его, а Сергия. С раздражением спросил он канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?»- и, получив от него ответ: «Игумен дал мне ее», закричал: «Кто здесь игумен? Не я ли первый сел на этом месте?» И, должно быть, позволил себе затем осыпать Сергия более или менее сильной бранью, ибо жизнеописатель не находит удобным передавать дальнейших его речей и ограничивается замечанием, что после приведенных слов он «и ина некая изрек, ихже не лепо бе». Весь крик Стефана Сергий слышал в алтаре, как, конечно, слышали его и братия в церкви, и ничего не сказал. По окончании вечерни, дождавшись, когда все разошлись из церкви, преподобный вышел из нее и, не заходя в свою келью, тайно удалился из монастыря; он направился (пешком, как совершал все свои путешествия, и недальние и дальние) к своему другу, преподобному Стефану Махрищскому, монастырь которого находился в 30–35 верстах на восток от его собственного монастыря (в нынешнем Александровском уезде Владимирской губернии, в 10–12 верстах на юг отг. Александрова, это до настоящего времени существующий Махрищский монастырь). Сообщив Стефану о своем намерении построить себе новый монастырь, он просил своего друга дать ему монаха, который бы хорошо знал окрестную местность и который бы помог ему выбрать место для монастыря. Обошедши окрестность, он выбрал место для монастыря на берегу реки Киржачи (впадающей в Клязьму), верстах в 10–12 на юг от Стефанова монастыря и верстах 45–50 на юго-восток от его собственного Троицкого монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010