Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) ДИМИТРИЙ Иванович Плышевский (1883 (по др. данным, 1880-1938), свящ., сщмч. (пам. 8 янв.- в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Рождественский (1863-1921), прот., сщмч. (пам. 6 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Павлович Розанов (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 18 марта, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Степанович Чистосердов (1861-1919), прот., сщмч. (пам. 26 дек.- в Соборе всех святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Беликов Дмитрий Никанорович, 1852 - 1932), бывш. архиеп. Томский, «митрополит Томский и Сибирский» в григорианском расколе; историк Сибири ДИОНИСИЙ Ефимович Щёголев (1871-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИОНИСИЙ (мирское имя Люсьен Шамбо; 1899 - 1965), архим., настоятель парижской правосл. общины зап. обряда ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ (Архипова Евдокия Сергеевна; 1886-1938), мон., прмц. (пам. 1 марта, в Соборе Рязанских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_14.html

27 Муретов Митрофан Дмитриевич (1851–1917), заслуженный профессор, доктор богословия (1893). 1-й магистрант Богословского отделения XXXII курса (1873–1877). С 1878 г. преподавал в МДА на кафедре Священного Писания Нового Завета. 28 Матфей (Олейников), иеромонах, магистр курса (1912–1916), впоследствии расстрелян в Астрахани. 30 Павлин (Петр Кузьмич Крошечкин; 1879–1937), архиепископ Могилевский. Магистрант LXXI курса (1912–1916). С 1895 г. послушник Саровской пустыни. С 1905 г. – в Московском Новоспасском монастыре, продолжал числиться в нем и во время учения в МДА, в 1920–1921 г. состоял его наместником. В 1914 г. был иеродиаконом. В 1921 г. хиротонисан во епископа Рыльского. В 1937 г. расстрелян вместе с группой духовенства в Кемеровском лагере. 32 Ремезов Александр Васильевич (1889–1917), 7-й магистрант LXVIII курса (1909–1913), и. о. доцента по кафедре Истории и обличения русского сектанства (1913–1915). В мае 1915 г. поступил с Высочайшего разрешения в Московское Александровское военное училище, а затем на действительную военную службу. Скончался в госпитале во Франции, куда попал с экспедиционным корпусом генерала Я. Г. Жилинского. 34 Иоасаф (Алексей Степанович Шишковский-Дрылевский; 1888–1935), архиепископ. 17-й магистр курса (1909–1913). С 1913 по 1919 г. помощник инспектора. В 1921 г. хиротонисан епископом Кашинским, викарием Тверской епархии. 36 См. последние публикации и исследования, в которых приведена основная библиография: Забытые страницы русского имяславия. Сб. документов и публикаций по афонским событиям 1910–1913 гг. и движению имяславия в 1910–1918 гг. М., 2001; Иларион (Алфеев) , еп. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т.1–2. СПб., 2002; Имяславие. Антология. М., 2002; Димитрий Лескин, свящ. Спор об Имени Божием. СПб., 2004. 37 Анонимное предисловие «От редакции», принадлежавшее священнику Павлу Флоренскому, к книге: Антоний (Булатович), иеросхим. «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М.: Религиозно-философская библиотека, 1913. с. VII–XIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Достопримечательностью церкви являлась древняя икона Святого Сергия Радонежского. Ею был благословлен Верховный адмирал Колчак, посетивший Уфу 13 и 14 мая 1919 года. В 1933 году, после закрытия Воскресенского Кафедрального Собора (1923), Никольской (1933) и Симеоновской церкви (1933), выполнявших поочередно функции Собора, эти функции стала выполнять Сергиевская церковь. Протоиереями при нем были Константиновский Виктор Степанович (1933г.), Булычев Николай Васильевич (1934-1937 г.г.), Федор Геллетров (1937г.) В 1937 г. весь притч церкви во главе с епископом Григорием был арестован. В течение нескольких лет храм стоял открытым, но служба не велась. За храмом присматривали церковные сторожа и уборщицы. Появившийся в годы Великой Отечественной войны в Уфе иеромонах Ксенофонт Синютин начал проводить в церкви службы в 1942 году. В 1943 году Патриархом Всея Руси Святейшим Алексием I был назначен на Уфимскую кафедру епископ Стефан (Проценко), настоятелем церкви стал Николай Бардуков. 3 июня 1944 года на имя архиепископа Уфимского Стефана была получена телеграмма И.В.Сталина с просьбой передать привет и благодарность верующим Сергиевской церкви г.Уфы, собравшим 200000 руб. в фонд Обороны Союза ССР и 140000 руб. на подарки воинам. В 1945 г., после ссылки, в Уфу был переведен архиепископ Иоанн Васильевич Братолюбов, настоятелем храма в это время был протоиерей Дмитрий Андреевич Логачевский. В 1945 г. протиерею Логачевскому, а также всему духовенству и верующим Сергиевской церкви была вынесена благодарность командованием госпиталя 4018 за переданные в госпиталь средства, подарки и помощь раненным. В 1946 весь притч церкви был награжден медалями «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.». Только за 1945 год приходом Сергиевской церкви было пожертвовано 919500 рублей. В 1955 году настоятелем храма был назначен о. Николай Михайлович Кушков, возвратившийся из Харбина и служивший в этой церкви до своей смерти в 1961 году. С 1961 по 1974 год настоятелем храма был Леонид Яковлевич Кравец.

http://sobory.ru/article/?object=01008

Михаил ( Новоселов Михаил Александрович; 1864–1938), мученик, православный мыслитель и писатель. В 1907 г. основал и возглавил «Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви». Издатель «Религиозно-философской библиотеки». Арестован в 1922 г. После ареста до 1929 г. жил в Москве и под Москвой на нелегальном положении. Один из ведущих деятелей оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) . Арестован в 1929 г., приговорен к 8 годам заключения, в 1931–1937 гг. содержался в Ярославском политизоляторе. Расстрелян. Михаил (Орлинский), митрополит. Михаил (Постников Михаил Степанович; 1878 – после 1952), епископ. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, был назначен членом обновленческого ВЦУ, уполномоченным по Воронежской епархии в сане протоиерея и «рукоположен» в обновленческого «епископа Вольского, викария Саратовской епархии». Занимал ряд обновленческих кафедр. В 1933 г. был арестован, наказание отбывал в лагере. С 1942 г. возглавлял Московское обновленческое епархиальное управление. В 1944 г. по покаянии был принят в лоно Русской Православной Церкви, назначен епископом Пензенской и Саранской епархии. В 1947 г. был арестован и в 1947–1952 гг. содержался во Владимирской тюрьме. Судьба после освобождения неизвестна. Михаил ( Чельцов Михаил Павлович; 1870–1931), священномученик, протоиерей. В 1903 г. рукоположен во иерея. С 1914 г. протоиерей. В 1919–1922 гг. настоятель Троице-Измайловского собора в Петрограде, председатель епархиального совета. Неоднократно арестовывался: в 1918, 1919 (дважды), 1920 гг. В мае 1922 г. был арестован по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей», приговорен к расстрелу, позднее приговор заменен на 5 лет заключения. Два года находился в заключении. В 1924–1930 гг. настоятель церкви Михаила Архангела (Малоколоменской) в Ленинграде. Арестован в 1930 г. Расстрелян. Молотов Вячеслав Михайлович (настоящая фамилия Скрябин; 1890–1986), советский политический и государственный деятель. Глава советского правительства с 1930 по 1941 г., нарком и министр иностранных дел в 1939–1949, 1953–1956 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

39 Имеется в виду Пальмов Николай Николаевич (1872–1934) – выпускник КДА (1897), ученик А. А. Дмитриевского , преподавал в КДА на кафедре церковной археологии в связи с историей христианского искусства (1912–1918), магистр богословия (1914). Преподавал в Астраханском университете (1918–1921), в 1921 г. переехал в Элисту, основатель первого Калмыцкого национального музея. 41 Видимо, речь идет о: Досифей (Степанов Гавриил Григорьевич; 1883–1937), архимандрит – служил в придворной церкви Царского Села (до 1917 г.), в Александро–Невской Свято–Троицкой лавре (1917–1919), был настоятелем собора Феодоровской иконы Божией Матери (1919–1924). В 1920–1923 гг. учился в Петроградском Богословском институте. Был арестован в феврале 1924 г., но в мае освобожден по состоянию здоровья. В дальнейшем в 1926 г. уклонился в обновленческий раскол, «епископ» Козловский (1927), Гомельский (1928), Могилевский (1932). В 1933 г., принеся покаяние, был принят в общение с Московской Патриархией в сане архимандрита. Был осужден, сослан в Северный край, расстрелян. 43 Престольный праздник главного собора Киево–Печерской лавры – Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа. 45 Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 3 (первая половина). Ч. 2: Τοπικ. Петроград, 1917 (запись с упоминанием памяти прп. Иоанна Лествичника под 30 марта находится на с. 46);Он же. Церковные торжества в дни великих праздников на православном Востоке. Ч. 2. Петроград, 1920. 47 Смирнов Николай Петрович (1879 – не ранее 1940), протоиерей – выпускник (1904) и доцент КДА по 1-й кафедре Священного Писания Нового Завета (1914), магистр богословия (1909), был настоятелем Киево – Печерской Вознесенской церкви (1915). Во второй половине 1920–х гг. перебрался в Москву, в 1933 г. был арестован и сослан в Казахстан. 48 Соболевский Алексей Иванович (1856–1929) – лингвист, славист, выпускник историко–филологического факультета Московского университета (1874), преподаватель Киевского университета (1882), заведующий кафедрой русского языка и словесности в Санкт – Петербургском университете (1888), доктор русской словесности (1884), действительный член Императорской Академии наук (1900).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Дореволюционные российские канонисты создавали как систематические труды учебного характера, так и отдельные исследования. К первым необходимо отнести труд епископа Иоанна (Соколова, +1869) «Опыт курса церковного законоведения» (1851). По своему содержанию этот курс ректора Казанской духовной академии представляет комментирование канонического корпуса в применении к реалиям церковной жизни в России синодального времени. Два выдающихся русских канониста рубежа XIX - XX вв. были антагонистами по многим научным проблемам. Это профессора Московского университета Алексей Степанович Павлов (+1898) и его преемник по кафедре церковного права Николай Семенович Суворов (+1909). Помимо обобщающих курсов («Курс церковного права» и «Учебник церковного права» соответственно), оба ученых внесли большой вклад в исследовании происхождения славянских канонических источников и степени инославного на них влияния. Казанскую школу канонического права в конце XIX века представлял Илья Степанович Бердников (+ 1915), читавший свой курс и в Казанской духовной академии, и в Казанском университете. К его трудам относится обширный (несмотря на название) «Краткий курс церковного права» (1888) и исследования в области брачного права Церкви и Её отношений с государством. Научную славу Санкт-Петербургской канонической школы составили, главным образом, три исследователя, первый из которых – протоиерей Михаил Иванович Горчаков (+1910), также оставивший курс читавшихся им в СПбДА лекций по каноническому праву и исследования в области источников брачного права. Вторым следует назвать профессора Тимофея Васильевича Барсова (+1904), изучившего в своей диссертации границы и формы власти Константинопольского Патриарха над Русской митрополией в древности. Наконец, труды знаменитого Владимира Николаевича Бенешевича (+1938) в области критического изучения источников византийского права являются вершиной дореволюционной каноники в России. Московскую школу в области церковного права первой половины XX века представляют профессора П. Гидулянов, Н. Заозёрский и С. Троицкий. Павел Васильевич Гидулянов (+1937) был преемником Н. Суворова по кафедре церковного права Московского университета. Его диссертации, посвященные истории церковных институтов (магистерская «Митрополиты в первые три века христианства» 1905 г. и докторская «Восточные патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов» 1907 г.), ещё долгое время служили классическими исследованиями в этой области. Даже после революции Гидулянов работал консультантом Народного комиссариата юстиции РСФСР по отделу культов. Николай Александрович Заозёрский (+1919) стал профессором Московской духовной академии по кафедре церковного права после защиты им докторской диссертации на тему «О церковной власти» (1895). Помимо собственно научных исследований (работа «Историческое обозрение источников права Православной Церкви», 1891) Н. Заозёрский оставил обширное публицистическое наследие, посвященное, в частности, роли мирян в церковном управлении.

http://bogoslov.ru/article/6171354

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История русской музыки. Персоналии ГРИГОРЬЕВ Петр Григорьевич (1835 - 1900), регент, автор духовно-муз. сочинений и переложений, аранжировщик и редактор-изд. церковнопевч. репертуара ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДВОРЕЦКИЙ Иван Степанович (1835 - 1886), помощник учителя пения в Придворной певческой капелле, автор духовно-муз. сочинений Степан Аникиевич (1766 - 1813), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв. ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (1860 - 1927), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки ЕСАУЛОВ Есаулов [Эсаулов, Эссаулов, Ессаулов, по паспорту Петров] Андрей Петрович (ок. 1800 - ок. 1850), композитор, скрипач, автор духовно-муз. сочинений [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич; 1865- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог Алексей Николаевич (1854-1914), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич (1869-1944), регент, композитор, преподаватель, автор работ по церковному пению

http://pravenc.ru/rubrics/123270_3.html

16 Стефан (Знамировский Николай Иванович ), архиеп.Вологодский. Род. в 1879. В 1904 окончил Казанскую Духовную Академию. В 1924 хиротонисан во en.IIIaдpuhckoro, викария Свердловской епархии. 16 сент. 1927 назначен еп.Калужским. 23 марта 1934 возведен в сан архиепископа. 17 ноября 1941 расстрелян в лагере. 17 В будущем – Гурий (Степанов Алексей Иванович), архиеп.Суздальский, Род. 3 окт. 1880. В 1902 окончил Казанскую Духовную Семинарию, в 1906 – Казанскую Духовную Академию. 26 янв. 1920 хиротонисан во еп.Алатырского. В феврале 1924 возведен в сан архиепископа. В 1938 (1937?) расстрелян в лагере под Новосибирском. 18 В будущем – Симеон, в схиме Даниил (Холмогоров Михаил Михайлович), архимандрит. Род. в 1874. В 1899 поступил в Казанскую Духовную Академию. 4 ноября 1906 назначен на должность Ректора Тамбовской Духовной Семинарии. 7 апреля 1907 был тяжело ранен одним из взбунтовавшихся семинаристов, остался недвижим на всю жизнь. 9 сентября 1937 расстрелян в во Владимирской тюрьме. 25 Отчёт о состоянии Казанской Духовной Академии за 1895–1896 учебный год. Казань, 1896, с.40–41. 26 Новый Ректор Тамбовской Духовной Семинарии//Тамбовские епархиальные ведомости. 1904, 21 февр. 8. Ч.неоф., с.230. 27 В будущем – Дионисий, митр.Варшавский. Род. в 1876. 21 апр. 1913 хиротонисан во еп.Кременецкого. С 1919 в эмиграции. С 27 февр. 1923 митр.Варшавский. В 1948 обратился с покаянным письмом к Алексию (Симанскому). Скончался 15 марта 1962. 28 Патриарх Тихон с большим уважением относился к суждениям архиеп.Феодора по церковным вопросам и шутя называл настоятеля Данилова монастыря и близких к нему иерархов «даниловским синодом». См.: Дамаскин (Орловский), иеромонах. В огненном испытании: Архиепископ Феодор, Данилов монастырь и судьба Русской Православной Церкви в ХХ столетии//Даниловский благовестник. 1996. Выпуск 8, с.48. 29 Проводы о.Ректора семинарии, архимандрита Феодора//Тамбовские епархиальные ведомости. 1906. 14 окт. 41. Ч.неоф., с.1821. 36 Список тем, предложенных профессорами для курсовых сочинений студентам на 1899–1900 учебный год//Православный Собеседник. 1901. Ч.2. Приложение 12, с.6.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович) (1880–1937) принадлежал к поколению, на долю которого выпало жить и пострадать в эпоху гонений на Русскую православную Церковь в 30-е годы прошлого столетия. Время его жизни пришлось на разные периоды истории России: от монархии до временного правительства и революции; от синодального периода до Патриаршества и гонений на Церковь. Архиепископ Гурий, сын крестьянина, русский, родился 3 октября 1880 года в городе Чебоксары, Казанской губернии. Окончил Казанскую духовную семинарию и академию в 1906 г. Большое влияние на его духовное становление оказали преподобный Гавриил (Зырянов) и архиепископ Феодор (Поздеевский). Как духовный писатель владыка Гурий проявил себя уже в это время. В 1908 году в Оптиной Пустыни была издана написанная им брошюра «Тайна христианской жизни». Книга посвящена тайне «живого общения Бога и человека, начинающегося здесь на земле и продолжающегося в вечность. Жизнь Церкви Христовой, — пишет он,— земной и небесной, есть прежде всего жизнь действенного богообщения, жизнь Духа Святого в сердцах верующих» . Раскрывая эту тайну богообщения, он приводит письмо прп. Гавриила (Зырянова): «Начну с Боголюбия... Если бы Вы были уязвлены сердцем этим Боголюбием и оно извне и внутрь освещало, сжигало и переплавляло Вас, то, конечно, ни напоминаний сладострастных, ни других каких-либо теней не было бы в Вашем сердце и ничем оно не могло бы усладиться… Мне желалось бы выяснить тебе… то чувство, которое я сам так долго и так сильно желал получить и не получал. Эти желания были муками моего духовного рождения, и эти муки были весьма длинны, около тридцати лет с небольшим… Я изнемогал в борьбе с собой, с порывами страстной моей плоти, но при этом во мне пребывало желание высшее и лучшее, нежели все греховные порывы. Оно окрыляло мой дух, я чувствовал, что только оно меня удовлетворит и более ничего на свете, эта вечная творческая сила, сила неумирающая, дарованная Творцом, — любовь к Богу. Я жаждал любить Бога всем сердцем, но как любить? Если любить, нужно быть достойным Бога, а я видел себя не только грешником, но и коснеющим во грехах своих…

http://pravoslavie.ru/61450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) АННА Ивановна Остроглазова (1900 - кон. 1930-х гг.), мц. (10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Никитична Попова (1898-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТИПА (Кириллов Антон Петрович; 1870 – 1938), иером., прмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых) АНТОНЕНКО Георгий Карпович (1879-1958), архидиак. Святейших Патриархов Московских и всея Руси Сергия (Страгородского) и Алексия I (Симанского) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Корж; 1888-1937), иеродиакон, прмч. (1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) АНТОНИНА Андреевна Новикова (1880 – 1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АНТОНИНА (Степанова Анна Ивановна; 1886 – 1937), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНФИСА (Сысоева Александра Матвеевна; 1868 (по другим данным 1870) – 1938), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович; 1873 – 1918), иером., прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_6.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010