2) У протестантов есть свой определённый ход служения. У баптистов, в среде которых я вырос, он примерно такой: молитва пастора, один псалом общим пением, проповедь, молитва, несколько песен общим пением, вторая проповедь, пение хора, пение или стихотворения желающих, общее пение, третья проповедь, молитва, общее пение, заключительное слово и молитва пастора, передача приветов, объявления. Вопрос: откуда взят этот чин богослужения? Баптисты ссылаются на 1Кор.14:26–31 , где Апостол говорит о том, что делать христианам на их собраниях: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение... все сие да будет к назиданию... пророки пусть говорят двое или твое». Вот у нас всё так и есть, говорят баптисты. Да, некоторые элементы по форме у них совпадают с тем, о чём пишет ап. Павел. Но разве в общем ход протестантского служения соответствует описанному ап. Павлом? Давайте прочтём весь указанный отрывок: «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Где у баптистов говорящие языками? Где истолкователи? Или где у них исполняются слова Апостола: «если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи»? Да если кто-то из баптистов прервёт проповедника и скажет, что у меня откровение – это будет настоящее ЧП, о котором долго будут рассказывать баптисты друг другу. Такового они отчитают и поставят на замечание как бесчинника, или вообще исключат из членов церкви. Да и разве «у каждого» из приходящего на собрание протестанта есть псалом, поучение, язык, откровение или истолкование? Во-первых, из перечисленного баптисты, к примеру, признают только первые два явления (если под поучением понимать проповедь). Во-вторых, у них далеко не каждый имеет право спеть и сказать проповедь. И если у постсоветских баптистов в отдельных общинах, хотя и далеко не все, но многие ещё имеют возможность спеть псалом по желанию, то большинство протестантов, особенно западных, такого уже не практикуют, и поют у них только специальные «группы прославления» или хоры, а проповедует часто одни пасторы, причём говорят они не 3 проповеди, как баптисты, а одну большую в конце собрания. Поэтому, если взять ход служения, описанный ап. Павлом, и ход служения западных протестантов, то почти не будет совпадений.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

80. На такое пение в древней храмовой практике, может быть, указывает Пс 146, 7: «пойте поочередно, по-евр. henu отвечайте, но в греч. ξρξατε, слав. начните; выражениие можно понимать и о двух других родах пения: епифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих (Исх 32, 18); буквальнее с еврейского: это не голоса попеременные (anoth — отвечающие) побеждающих, ни голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу. — Филон видит первый опыт антифонного пения в песни Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пою Господу, ибо Он высоко превознесся…; по изложении песни прибавлено: и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубен, танцевальный музыкальный инструмент) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот, пляски, греч. χορν); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх 14, 31; 15, 1, 20, 21). Это описание толкователи понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни, и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т. д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо пою в пойте, как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. Олесницкий, Др.-евр. муз. и пение, Труды К. Д. Ак. 1871, 11, 115–116. Наш чин исполнения песни в Великую субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев 1879, II, § 136). Примечания к главе: I век. Апостольское богослужение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» ( Откр. 14:2–3 ). Иоанн видит, что эти 144 тысячи великих, последних праведников отличаются от тех, которые упоминались раньше, в VII главе, то есть от праведников из еврейского народа, обращенных ко Христу в последние времена. Здесь же идет речь о другом разряде праведников, которые особо участвуют в этом великом торжестве Бога – это девственники. Мы бы сказали – монахи, собранные, чтобы спеть великую песнь перед лицом Господа Бога Всемогущего. Это особое служение, особая песнь, особая мелодия чистоты, отвечающая на вызов нечистоты, разврата, мятежа против Бога великой земной блудницы. Бог слышит с неба голоса 144 тысяч этих праведников. Их голос подобен голосу вод многих – они, точно огромные водопады, низвергаются на землю, и пение их противостоит шуму, злой гармонии земных властителей, злому ладу антихриста. Голос праведников подобен шуму вод многих потому, что Господь сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:38 ). Он сказал это о Духе Святом, Которого принимают верующие в Него. Поэтому и пение этих святых подобно голосу вод многих – они поют слова, данные им Духом Святым. Как говорил апостол Павел: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8:26 ). Испытующий сердца знает, о чем говорит Дух, ибо Он ходатайствует за святых по воле Божией. А Дух Святой учит истинной молитве. Голос праведников уничтожает все силы врага, как голос грома, отгоняющий диавола. Известно, что молитвы святых прогоняют демонов, которые обращаются в бегство, страшась их, как грома. Поэтому и принято у православных молиться словами святых – ведь это пение Бога, Духа Святого, Который учит их. И пение праведников отгоняет злых духов от сердец верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

На такое пение в древней храмовой практике, м. б., указывает Пс. 146:7: «пойте поочередно» по-евр. «henu» «отвечайте», но в греч. ξαρξατε , слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: епифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» (Исх. 32:18); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, ни голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в песни Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пойте Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубне, танцевальный музык. инструм.) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот , пляски, греч. χορω ν ); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 14:31; 15, 1. 20. 21). Это описание толкователя понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо пою в пойте, как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. Олесницкий , Др.-евр. муз. и пение, Труды К. Д. Ак. 1871, 11, 115—116. Наш чин исполнения песни в В. субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев 1879, II, § 136)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

На такое пение в древней храмовой практике, может быть , указывает Пс.146:7 «пойте поочередно» по-евр. «henu» – «отвечайте», но в греч. ξρξατε, слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: эпифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» ( Исх.32:18 ); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, не голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в пении Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пою Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубен, танцевальный музыкальный инструмент) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот, пляски, греч. χορων); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» ( Исх.14:31, 15:1,20:21 ). Это описание толкователи понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним, мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни, и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо «пою» в «пойте», как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. (Олесницкий А.. Древнееврейская музыка и пение//Т.К.Д.А. 1871, 11:115–116). Наш чин исполнения песни в Великую субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев, 1879, II, § 136)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Раннехристианское богослужебное пение I–IV веков (период от «мужей апостольских» до св. Константина Великого) Сущность новозаветного христианского пения, разнообразие мелодических традиции, три вида (способа) богослужебного пения: ипофонный, антифонный, симфонный. Сущность новозаветного христианского пения. Пришествие в мир Иисуса Христа принесло обновление всего существа человека. По слову апостола Павла, настала необходимость «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях < > и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины» ( Еф.4:22–24 ). И пение воистину становится ангелоподобным, как бы «Иисус Сын Отца щедрот, Сын истинного Бога принес с Собой всякое благополучие и ниспослал нам свыше все плоды – разумею небесные песни. То самое что херувимы вещают горе – и нам заповедано говорит «свят, свят, свят». Он принес нам житие ангельское» (143). «О горнем помышляйте а не о земном»- призывает апостол Павел ( Кол.3:2 ). О том, что пение в ранних христианских молитвенных собраниях занимало довольно значительное место есть немало свидетельств в Священном Писании. «Благодушествует ли кто из вас да поет» ( Иак.5:13 ), «исполняйтесь Духом назидая самих себя псалмами, славословиями и песнопениями духовными поя и воспевая в сердцах Ваших Господу» ( Еф.5:18–19 ). По свидетельствам историков уже к III–IV вв. богослужение проходило без инструментального сопровождения (47, 88). Оно было полностью упразднено Песнью Новой – новозаветным пением, которое становится пением исключительно словесным. Отсутствие инструментального сопровождения в новозаветном богослужебном пении становится одним из основных канонических принципов, а ветхозаветные музыкальные инструменты в трудах раннехристианских писателей получили новое осмысление в плане антропологии. В подобном ключе толкует Климент Александрийский стихи из 150 псалма, где перечисляются инструменты восхваляющие Господа «Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господа твоего» ( Матф. 25,21 ). Елена Концевич Исповедник истинного Православия Под утро 2 сентября 1982 года, когда умирал отец Серафим, я увидела сон. Я была с незнакомым священником, который выговаривал мне за грехи. Он сказал мне, что я никогда не должна ни на кого обижаться. Вместе мы вошли в большой великолепный зал. В конце зала, на сцене, стоял человек. Он пел. Из-за расстояния мне трудно было хорошо рассмотреть его. Необыкновенно прекрасным голосом он пел величание: «Величит душа моя Господа...». Я сказала: «Я плохо слышу». Священник настаивал, чтобы я подошла ближе, и я сделала несколько шагов вперед. После этого я стала слышать пение очень отчетливо. У певца был тенор, и голос, как у отца Серафима, чье пение я слышала много лет назад, в начале 60-х, в кафедральном соборе в Сан-Франциско. Стоя на клиросе, отец Серафим один полностью спел всю утреню от начала до конца. Никогда в жизни я не слышала более молитвенного пения. Моя душа как будто возносилась ввысь... Теперь, во сне, я слышала то же самое ни с чем не сравнимое пение. Это был тот же голос, но он звучал, как голос ангела, небожителя. Это было небесное, неземное пение. Проснувшись, я поняла, что на выздоровление отца Серафима надежды уже нет. В высшей степени восхищаясь новопреставленным отцом Серафимом и высоко ценя его подвиги ради Господа, я хотела бы написать несколько слов об одном его свойстве, наиболее дорогом и близком моему сердцу. Это его верность истинному Православию. И в малейшем он не отклонялся от учения Церкви; у него не было никаких личных мнений, не согласных с учением Церкви. Мой покойный муж, Иван Михайлович Концевич , был такой же: хотя он имел несколько университетских дипломов, а к концу своей жизни закончил богословскую академию, ему никогда не приходило в голову погрешить против учения Церкви. Учение Православной Церкви – это не результат мнений или размышлений великих Отцов Церкви. Сам Святой Дух внушил им это учение. Именно поэтому Православие незыблемо. Хула на Духа Святого является непростительным грехом ( Матф. 12, 31–32 ). Очень важно в наши трудные и беспокойные времена хранить верность Православию. Отец Серафим был светильник горящий и светящий. Он оставил нам свой свет в своих произведениях. Слава Богу за все!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Ангельское дело – петь Бога. Ибо Ангелы не иное что на небе делают, как непрестанно Бога воспевают. И мы, когда Бога воспеваем, Ангелам подражаем, и дело их творим. Сколь сие преславно, сам видишь. Преславно на земле жить, и небесным жителям следовать, и свое пение и голос с пресладким их пением и голосом совокуплять, и воспевать Святую и Животворящую Троицу. Но чтобы пение наше согласно с их пением было, да последуем и святому житию их, и будем пребывать в любви, согласии и мире между собою, как они пребывают, тогда и пение наше согласно будет с пением их. Иначе не красна песнь во устах грешника. Восхвалю имя Бога моего песнью, возвеличу Его славословием, и будет это угодно Богу более, нежели юный телец с подрастающими рогами и копытами ( Пс. 68:31–32 ). Видишь трапезу богатую и на ней едящих и пьющих людей, или сам с ними ешь и пьешь, вспомни трапезу и вечерю царствия Божия; вспомни, что так на трапезе Господней во царствии Его возлягут благочестивые, святые и праведные, по-реченному: Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном ( Мф. 8:11 ). И еще говорит Господь: Вот рабы Мои будут есть, вот рабы Мои будут пить, вот рабы Мои возрадуются, вот рабы Мои возвеселятся в веселии сердца ( Ис. 65:13–14 ). Но вспомни написанное: Много званых, но мало избранных ( Лк. 14:24 ); и еще: Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие ( Деян. 14:22 ). Живи так в мире, чтобы радости и веселия того не лишиться. Служи Господу верой и правдой и всякую приключающуюся скорбь безропотно претерпевай, да и во царствии Божий сподобишься есть, пить и веселиться. Претерпи временную скорбь, да вечной жизни получишь радость. Вкуси горести крестной, да и сладости во царствии Божий вкусишь. Помяни меня, Господи, во царствии Твоем ( Лк. 23:48 ). Смотришь на солнце, и удивляешься красоте его – вспомни написанное: Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их ( Мф. 13:43 ). Видишь, сколь великая слава избранных Божиих будет. Возлюбленные, – говорит апостол, – мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ( 1Ин. 3:2 ). Ибо Он, уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ведь, если радиоприёмник ничего не ловит, то это значит, что он сломан, а не то, что в эфире нет никаких волн. Так и здесь: если кому-то кажется православное пение мёртвым и бездушным, то это значит, к сожалению, что мертв и бездуховен тот, кому такое кажется. (Разве что П. Рогозин попутал православное пение с католическим, которое действительно часто характеризуется именно холодностью и бездушностью). Итак, ничего нет лучше и духовнее пения Богозданным человеческим голосом, и это лучшее и избрала Церковь для Богослужения. Для ветхозаветного же человека, ещё не просвещённого Евангелием и Духом Святым, ещё во многом чувственною и душевного, эта высота была труднодостижима, потому Господь, как истинный Педагог, и позволял «до времени исправления» использовать музыкальные инструменты при Богослужении. Теперь стоит задать вопрос: использовали ли музыкальные инструменты древние христиане? В Новом Завете мы не находим об этом ни одного свидетельства или намёка. О пении же есть прямые заповеди: «научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» ( Кол.3:16 ). Также и в другом месте Апостол пишет о важности назидать «самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф.5:19 ). Пел и Христос со Своими учениками: «воспев, пошли на гору Елеонскую» ( Мф.26:30 ), а также «Павел и Сила, молясь, воспевали Бога» ( Деян.16:25 ), находясь в темнице. И если в Новом Завете ничего не говорится об употреблении музыкальных инструментах христианами, то мы не встречаем там и запрещения. В писаниях же древних христианских святых мы находим уже не только одобрение пения, но и ясную позицию неприемлемости музыкальных инструментов при собраниях христиан. Об этом совершенно ясно говорит св. Климент Александрийский (150–215 гг.): « Словом , а не древней псалтырью , трубою , тимпаном и флейтой должно чтить Бога . Если Бог и допустил в Ветхозаветной церкви пение , сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах , то единственно из-за немощи , малодушия и беспечности иудеев " .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Всего в литургическом Апостоле 335 зачал. В период от Пасхи до Пятидесятницы прочитывается полностью книга Деяний. Далее читаются послания апостола Павла в том порядке, в каком они расположены в Новом Завете. За ними следуют чтения из соборных посланий. Пение «Аллилуйя» По окончании чтения Апостола хор три раза по трижды поет «аллилуйя». Пение хора перемежается с избранными стихами псалмов, называемыми аллилуариями: их торжественно возглашает чтец Апостола. Аллилуйя ( halll Yah) – древнееврейское слово, многократно встречающееся в Псалтири и буквально означающее «хвалите Бога». В греческую версию Библии оно вошло без перевода и оттуда перешло в греческий литургический язык. Косвенным подтверждением того, что оно звучало на богослужении в Церкви апостольской эпохи, является его четырехкратное употребление в Апокалипсисе: После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его… И вторично сказали: аллилуия!.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. ( Откр.19:1–6 ). Во время пения «аллилуйя», согласно уставу, совершается каждение. В современной практике каждение чаще совершается во время чтения Апостола, поскольку принятый в наше время стиль пения «аллилуйя» не оставляет для каждения достаточного времени. Однако и каждение, и пение «аллилуйя» тематически связаны не с предшествующим им апостольским чтением, а с предстоящим чтением Евангелия. Каждение перед чтением Евангелия – древний обычай, сохранившийся во многих Церквах: в первой половине VIII века его упоминает святитель Герман, Патриарх Константинопольский 688 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010