Основной массив произведений - преимущественно в технике высокого рельефа - сочетает характерное для Ближ. Востока тяготение к остроте, обобщению и даже абстракции с чертами античного натуроподобия. Последние сильнее всего проявились в скульптуре из Петры, напр. во фрагментах рельефов с головами Душары-Диониса, Медузы, музы Мельпомены (все I в., Археологический музей в Аммане). Многочисленные рельефы, происходящие из провинциальных святилищ Хирбат-эт-Таннур (2-я пол. I-II в., в т. ч. тимпан с изображением богини Атаргатиды, Археологический музей в Аммане; Музей искусств в Цинциннати) и Хирбат-эд-Дарих (сер. II в., Археологический музей в Аммане), отмечены постепенно усиливающимся вост. чертами - схематизмом и орнаментальностью. Овальная площадь в Герасе. I–II вв. Овальная площадь в Герасе. I–II вв. Архитектурные комплексы греч. городов Декаполиса - Герасы, Филадельфии (Амман), Гадары, Авилы (Куайлиба, к северу от Ирбида), Пеллы - полностью оформились в рим. время, преимущественно во II в., в ряде случаев к нач. III в. Среди известных городов Востока эпохи имп. Рима Гераса не имеет себе равных по сохранности ансамбля, количеству, качеству и разнообразию построек. В центре города находится окруженная колоннадой ионического ордера площадь уникальной, близкой к овалу формы. Сохранились колоннады кардо и пересекающих ее 2 декуманусов, тетрапилон и основания тетракиониона (4 устоя с колоннами на них), оформлявшие их ключевые точки, многомаршевые лестницы, ведущие к храмам. Помимо сев. (115) и юж. (129-130) ворот выделяется грандиозная триумфальная арка, воздвигнутая перед въездом в город во время посещения Герасы имп. Адрианом (129-130). Монументальные храмы Зевса (ок. 162-163; перистиль 8 на 12 колонн) и Артемиды (ок. 150-170; перистиль 11 на 6 колонн) в Герасе имеют по 2 ряда колонн в портике и характерные для восточных храмов плоские крыши. У храма Зевса-Геракла в Филадельфии (162-166) более традиц. вост. облик: это простиль с 4-колонным портиком. Хорошо сохранились полуциркульный в плане нимфей в Герасе (191) и полуоктагональный с 3 экседрами в Аммане (ок.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: Dafna Gazit, Israel Antiquities Authority. В Израиле нашли надпись с именем библейского судьи Гедеона. Это первый случай, когда его имя фигурирует вне библейского текста. 3 мин., 29.07.2021 Надпись возрастом более 3000 лет с именем библейского судьи Джеруббаала (известного в Библии под именем Иероваала или Гедеона) обнаружена при раскопках в Хирбат-эр-Раи на юге Израиля, сообщает израильская газета Jerusalem Posm co ссылкой на Израильское Управление древностей. Это первый случай, когда имя Джеруббаала фигурирует вне библейского текста. Надпись сделана на кувшине, который датируется временем около 1100 года до н.э.. Она выполнена в системе письма, изобретённого хананеями еще в эпоху бронзового века, в то время как первые еврейские письмена датируются только 9 веком до н.э. Артефакт был найден в поселении Хирбат-эр-Раи на юге Израиля, расцвет которого пришёлся на XII – XI beka до н.э., то есть как раз на эпоху Судей. События этого времени представлены в одноименной книге Ветхого Завета. Судьями называли тех, кто правил еврейским народом в период от Иисуса Навина до воцарения первого иудейского царя Саула. Во время их правления израильтяне за непокорность Богу и уклонение в язычество не раз подвергались нападениям со стороны соседних народов, в частности, хананеев и теряли свою независимость. После покаяния Господь восставлял из среды народа людей, которые поднимали соплеменников на освободительную борьбу и после управляли страной. Исследование осколка с надписью. Фото: Dafna Gazit, Israel Antiquities Authority. Одним из таких судей был Гедеон, сын Иоаса из колена Манассиина. Прозвище Иероваал он получил после того, как разрушил жертвенник языческому богу Ваалу. Гедеон жил в XI beke до н.э., когда Господь, наказывая израильский народ за идолопоклонство, предал их в руки соседнего народа мадианитян (Суд. 6:1). Когда посланный от Бога ангел открыл Гедеону, что он должен освободить израильтян от власти иноземцев, тот поначалу не поверил, ведь он был младшим в семье, а его племя — самым бедным. Чтобы показать Гедеону, что он действительно избран Богом, Господь явил чудо: оставленная на ночь шерсть овцы осталась сухой от росы. Помимо указания на избранничество Гедеона это чудо предзнаменовывало девственное Рождество Христа, которое произошло одиннадцать веков спустя.

http://foma.ru/v-izraile-nashli-nadpis-s...

К кон. 30-х гг. VII в. в Палестине под властью византийцев оставалось лишь несколько прибрежных крепостей, к-рые благодаря поддержке с моря долго сопротивлялись арабам. В 638 г. арабы после длительной осады захватили Газу, причем ими были казнены 60 визант. солдат, упорно оборонявшихся и отказавшихся перейти в ислам (см. Газские мученики ). Кесария Палестинская пала только в 640 г., Аскалон - в 644 г. Под мусульм. владычеством христиане получили статус зиммиев (покровительствуемых). Они сохранили свободу вероисповедания и значительную внутреннюю автономию своих общин в обмен на политическую лояльность к новым властям и уплату подушной подати (см. Джизья ). В течение нескольких столетий после араб. завоевания христиане преобладали в населении Палестины. По приблизительным оценкам, даже к началу крестовых походов (кон. XI в.) немусульмане составляли не более половины жителей Ближ. Востока. В то же время исламизация была серьезной проблемой для восточнохрист. общин: значительная часть христиан переходила в ислам, чтобы повысить свой социальный статус или избежать дискриминационного налогообложения. Др. фактором исламизации были смешанные браки, дети от к-рых также должны были становиться мусульманами. Археологические изыскания последних десятилетий, проведенные в Палестине и Иордании, подтвердили почти повсеместное присутствие христиан в городах региона в VII-VIII вв.; в неизменном виде оставались визант. традиции градостроительства, ремёсла, быт и культура. Сохранялись церковная организация и иные формы самоуправления христ. общин; строились и обновлялись храмы, к-рые украшали мозаики, почти неотличимые от визант. аналогов. Араб. завоевание с т. зр. археологии было незаметным. Известно неск. церквей в Заиорданье, освященных во 2-й пол. 30-х гг. VII в., т. е. в разгар мусульм. вторжения. Христ. общины демонстрировали творческий потенциал и способности к экономическому развитию ( MacAdam. 1994. P. 51; Zeyadeh. 1994. P. 118; Piccirilo. 1995. P. 48, 53-54). Наиболее известны архитектурные памятники Иордании. Так, в Герасе (Джараше) в нач. VII в. действовало свыше 15 церквей, к к-рым в эпоху Омейядов (до сер. VIII в.) добавилась только 1 мечеть. Мн. церкви Сев.-Зап. Иордании (в Капитолиаде, Ясиле) перестраивались в эпоху Халифата и продолжали использоваться до айюбидско-мамлюкского времени (XIII-XIV вв.). В Хирбат-эс-Самра под Герасой мозаики 3 церквей датируются нач. VIII в. Там же сохранилось ок. сотни христ. надгробных стел с надписями на греч. и арам. языках. В Гадаре найдена украшенная крестом греч. надпись 662 г. о восстановлении общественных терм, проведенном местным правителем-христианином Иоанном по воле халифа Муавии. В Мадабе греч. надписи с упоминанием епископов и строительной деятельности известны до 663 г. В Рамле, основанной араб. наместником в 717 г. в качестве новой столицы Палестины, христиане возвели 2 церкви ( Griffith. 1992. Chap. 10. P. 357; MacAdam. 1994. P. 57-59, 72-74, 76, 82; Zeyadeh. 1994. P. 121-124).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Этническая группа араб. происхождения, проживавшая к востоку от Иудеи начиная с персид. периода (VI в. до Р. Х) и до нач. II в. по Р. Х. Территория Набатейского царства охватывала в отдельные периоды эллинистической и раннерим. эпох области совр. Юж. Сирии, Иордании, Негева в Израиле, Синайского п-ова, части вост. пустынь Египта и северо-зап. регион Саудовской Аравии ( Graf. 1992. P. 970; Taylor. 2002. P. 59-78 и др.). Главный город набатеев - Петра, семит. название:   (   возможно, восходит к корню   - «быть разноцветным/пестрым» - Dalman. 1908. P. 23), что соотносится с разноцветием и пестротой скал, в к-рых вырубались мн. сооружения этого города. Иосиф Флавий упоминает мидианитского «царя» Рекема как основателя и эпонима Петры (Ρκεμος - Ios. Flav. Antiq. IV 7. 1 ср.: Ρεκμ - Euseb. Onomast. 142; в арам. Таргумах:  ). Возможно, что в Библии этот город обозначается как   букв. «скала» (4 Цар 14. 7, откуда и греч. Πτρα), однако не все ученые с этим отождествлением согласны, соотнося библейский город с Хирбат-эс-Села (см., напр.: Cogan M., Tadmor H. II Kings//AYBC. 1988. Vol. 11. P. 420; Wenning. 2013). В эпиграфике Н. встречается их самообозначение как   (  ), в греч. передаче: Ναβαταοι. Идентификация эпонима Н. с упоминаемым в Быт 25. 13 и 1 Пар 1. 29 старшим сыном Измаила Небайотом (   синодальный перевод: Наваиофом) отвергается большинством исследователей на том основании, что в консонантном составе обозначения   отсутствует буква («йод»), а вместо («тав») присутствует эмфатический («тет») (см., напр.: Parr. 1970. P. 252; Winnett, Reed. 1970. P. 99; Taylor. 2002. P. 13 и др.). В то же время И. Ш. Шифман обращает внимание на то, что в иудейской постбиблейской лит-ре в обозначениях Н. буквы и чередуются (ср.: Levy. 1924. S. 326); также и имя эпонима «набатеи», согласно средневековой араб. традиции, засвидетельствованной у средневек. араб. историков Абу Джафара ат-Табари и Абу-ль-Фиды,-         не содержит эмфатического ( Шифман. 2007. C. 16). Отсутствие же буквы в написании   может объясняться тем, что, находясь между 2 краткими гласными, она на определенном этапе развития термина выпала; это явление было широко распространено в семит. языках, включая арабский ( Brockelmann. 1907. P. 57; Cantineau. 1960. P. 85). Т. о., развитие обозначения Н. могло идти от формы   к форме   ( Шифман. 2007. C. 15). Вероятно, Н. можно отождествить с упоминаемыми в ассир. текстах сер. VII в. до Р. Х.   (см., напр.: Ball. 2016. P. 65). Этноним   встречается и в надписях из Джебель-Гунайма (регион Таймы в Сев. Аравии), предположительно датируемых VI-V вв. до Р. Х. ( Winnett, Reed. 1970. P. 99-101). В связи с возможным отождествлением   с Н. можно отметить, что, согласно Быт 28. 9, Исав (Эдом), родоначальник и эпоним эдомитян, женился на сестре Небайота Малахат (Махалафа), а согласно Быт 36. 3 - на др. его сестре, Басемат (Васемафа).

http://pravenc.ru/text/2564566.html

Дворец снабжался водой не только из канала, но и сбором дождевой воды. Всего для хранения воды имелось три подземные цистерны. В декорировке здания широко использовалась резьба по штуку. Наряду с геометрическим и растительным орнаментом в декоре широко использовались рельефные и мелкие статуарные изображения людей (рис. 7). Резной штук украшал не только интерьеры, но и ворота, и часть поверхности наружных стен. Часть интерьеров покрывала роспись в виде разноцветных полос, имитирующих мраморную облицовку, широко использовались растительные мотивы, а стены некоторых помещений украшали панно с изображением всадников и животных (рис. 8). Основная часть декора явно выполнена мастерами византийской школы, но встречаются фрагменты, выполненные руками месопотамских мастеров. Рис. 7. Образцы резного штука из дворца Каср ал-Хайр ал-Гарби Рис. 8. Роспись из дворца Каср ал-Хайр ал-Гарби К северо-западу от дворца находилась баня. В ней, как и в планах всех известных нам бань того времени, выделяется своими размерами первое от входа помещение, которое по расположению можно было бы назвать предбанником, но назначение его не столь прозаично. Это – своего рода клуб, или даже концертный зал, в котором владелец дворца кейфовал после мытья в кругу приближенных, потягивая разведенное водой вино и услаждая слух музыкой и пением, а зрение – созерцанием росписи стен. В противоположность Кусайр Амру, где роспись сохранилась во всю высоту, здесь были отмечены лишь только следы краски. В отличие от этой степной резиденции дворцовый комплекс Хирбат ал-Мафджар («Развалины ал-Мафджара») расположен в густо населенном Приорданье, в северо-западной окраине Иерихона, что и определило более компактное расположение составляющих элементов комплекса, в который входят дворец, мечеть, баня и небольшой сад с павильоном. Весь этот комплекс обнесен каменной стеной, образующей не совсем правильный прямоугольник со сторонами 135 х 110115 м (рис. 9). По-видимому, первым был построен дворец. Это типичное квадратное в плане здание с внутренним двором 65 х 65 м, окруженным галереями. Рис. 9. Дворец Хирабат ал-Мафджар. План Северо-западнее дворца находилась баня, примечательная размером и планировкой своего аванзала. В плане это квадрат, с двумя или тремя апсидами (рис. 10). Эта совершенно уникальная для мусульманской архитектуры планировка, несомненно, родилась под влиянием византийской церковной архитектуры, отдаленным образцом могла быть даже константинопольская Святая София. Если взять на себя смелость пофантазировать, то можно даже предположить, что причиной появления такого подражания могла быть неудачная осада Константинополя. По сравнению с этим залом, щедро украшенным резьбой по камню и штуку, с мозаичными полами, часть бани, предназначенная для мытья, в пять раз меньшая по площади, выглядит жалким придатком (рис. 11, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Наиболее ранние постройки, относящиеся, по-видимому, к арабскому лимесу времени имп. Траяна (98-117), сохранились в форте Авара (ныне Хумайма, между Мааном и Акабой, площадь 204×147 м). Важнейшим фортификационным мероприятием было строительство оборонительной линии в кон. III в. при имп. Диоклетиане. Она протянулась от Бостры до Акабы, ее важнейшими крепостями были находящиеся в разной степени сохранности Беттор (Эль-Ладджун к востоку от Эль-Карака, 220×280 м, 6 на 8 башен), Августополь (Удрух между Петрой и Мааном, 180×220 м, 6 на 8 башен) и Кастрон-Мефаа (Умм-эр-Расас, перестраивался до VI в., 150×190 м, 6 на 7 башен). Исследованы и многочисленные небольшие форты: Хатита (Хирбат-эс-Самра к северу от Эз-Зарки, 65×65 м, 3 на 3 башни), Умм-эль-Джималь (к востоку от Эль-Мафрака, 110×110 м, 2 на 2 башни), Даджания (к северу от Маана, 100×100 м, 4 на 4 башни) и др. Хорошей сохранностью отличаются форты Каср-эль-Азрак (перестроен в 1237) и особенно Каср-Бушир близ Эль-Катраны (50×50 м, 2 на 2 башни). Сохранились и трудно датируемые наблюдательные башни - в Умм-эр-Расасе (позднее могла использоваться для столпнических подвигов) и соседних Эз-Зафаране и Эр-Румейле, а также в Умм-эль-Джимале. Раннехристианское искусство Архитектурные памятники этого периода сохранились в И., за исключением неск. церквей в Умм-эль-Джимале, лишь на уровне оснований стен. В результате раскопок было раскрыто более 200 храмов, датирующихся IV-VIII вв., преимущественно VI в. Основным строительным материалом служил известняк, на плато Хауран (север И.) - базальт, в Петре - песчаник. По функциональным признакам можно выделить 3 группы храмов ( Michel. 2001. P. XIV): храмы паломнических центров (на горе Нево, кон. IV в., сер. VI в.; у пещеры Лота (Дейр-Айн-Абата) VI - нач. VII в.; предполагаемого собора в Герасе, нач. V - VI в.; 8-гранной ц. в Гадаре, 1-я пол. VI - 1-я пол. VII в.; ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, 1-я пол. VI - сер. VIII в.); обычные храмы; однонефные храмы мелких поселений (гл. обр. на юге И.).

http://pravenc.ru/text/578380.html

IV в.) и неск. частных домов в хорошем состоянии. Такла (  ) ( Burns. 1999. P. 229; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1803), поселение зажиточных земледельцев в 1,5 км к юго-востоку от Дайр-Симъана. Чаленко считал, что все дома со скромным декором построены в краткий период в сер. V в. В центре 3-нефная базилика, возведенная в тот же период. Лучше др. частей сохранился ее зап. фасад с 3 рядами окон. С юга к храму в VI в. был пристроен баптистерий. В церковном владении находились также 2 пресса для оливкового масла: один пристроен к храму вплотную, другой доступен для всех жителей села. Фафартин (  ) ( Burns. 1999. P. 124; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1153), совр. курдская деревня на месте позднеантичного поселения в 5 км к востоку от Дайр-Симъана, к северо-востоку от Суркании. Сохранились руины древнейшей датированной христ. базилики в Сирии, к-рая, согласно найденной надписи, была построена в 372 г. при участии периодевта Марина. От храма остались алтарная апсида и фундаменты стен. Его территория используется как деревенский скотный двор. Хараб-Шамс (    ) ( Burns. 1999. P. 141; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1241), сельское поселение, расположенное на вост. краю плато Симъан; существовало уже в раннем железном веке (эпохи Ассирийской и Персидской империй). Большинство построек, остатки к-рых сохранились, были возведены в визант. эпоху (IV-VII вв.). На юж. оконечности поселения хорошо сохранившаяся базилика. Ее боковые нефы и пристройки обрушились, но центральный неф с колоннами, аркадами и высоким клересторием сохранился. В конструкциях здания большое число сполий: встречаются капители ионические, коринфские и тосканские. Датировка этого здания остается весьма спорной. Батлер в нач. XX в. определил, что храм мог быть возведен ок. 372 г. (одновременно с базиликой в Фафартине). Однако стиль деталей здания близок к базилике в Мушаббаке (3-я четв. V в.). Вероятно, последнюю дату следует считать более предпочтительной. Возможно также, что храм в кон. IV-V в. неск. раз перестраивали, на что указывал Чаленко. На вершине холма известны также остатки базилики или часовни VI в., вероятно служившей центром мон-ря. Хирбат-Тизин

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Вообще, 124/742 г., видимо, был мирным для всего центра и востока Халифата, так как у арабских историков о нем сообщается чрезвычайно мало. Лишь на Крайнем Западе продолжалась ожесточенная война с восставшими берберами. Плоды стабильности: монументальное строительство Многочисленные войны, восстания и мятежи, истощавшие пограничные провинции Халифата, не касались его центра; накапливавшиеся там богатства способствовали развитию монументального строительства, прежде всего в вотчине Умаййадов – Сирии и Палестине. Кроме хорошо датированных построек ал-Валида, упомянутых ранее, на полупустынных окраинах Сирии и Иордании насчитывается до трех десятков развалин построек разного назначения, относимых к умаййадскому времени. 629 Из них наиболее интересны три дворцовых комплекса: Каср ал-Хайр 630 аш-Шарки (отождествляемый с резиденцией Хишама – Зайтуной), 631 Каср ал-Хайр ал-Гарби и Хирбат ал-Мафджар. Последние можно отнести к периоду между концом правления ал-Валида I и началом правления ал-Валида II, поскольку смутное время, начавшееся после смерти Хишама, как мы увидим далее, не благоприятствовало монументальному строительству. Рис. 5. Схема дворцового комплекса Каср ал-Хайр ал-Гарби Рис. 6. Дворец Каср ал-Хайр ал-Гарби. План Наиболее интересен как дворцово-усадебный комплекс Каср ал-Хайр ал-Гарби. Он расположен на магистральной караванной дороге из Дамаска на Евфрат, в 60 км западнее Тадмура (рис. 5). Возможность оседлой жизни в этом районе обеспечивала большая плотина (365 м в длину и 20,5 м в высоту в центре), перегораживавшая вади ал-Барда к востоку от дороги. Образовывавшееся ею водохранилище объемом около 3 млн. м 3 могло обеспечить орошение не менее 1000 га, но достоверно известен только участок в 300400 га. Время возведения этой плотины, а соответственно, и время появления здесь оазиса неизвестно. Во всяком случае, судя по остаткам византийских, а может быть, и более ранних построек, дворцовый комплекс возник не на пустом месте. Канал, начинающийся от плотины, идет на северо-запад; на пятнадцатом километре от него отведен влево рукав, снабжавший водой дворец и баню при нем.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В рим. и визант. периоды в регионе существовали евр. общины. В Хамате, Рехове, Иерихоне, Нааране и Скифополе обнаружены синагоги с декоративными мозаичными полами и посвятительными надписями на арам. языке. После араб. завоевания 638 г. И. по-прежнему оставался границей провинций: земли к западу от реки относились к пров. Фаластин, к востоку - к пров. Эль-Урдун. В Иерихоне был возведен зимний дворец омейядского халифа эль-Валида (Хирбат-эль-Мафджар, т. н. дворец Хишама). Землетрясение 747 г. разрушило и дворец, и большую часть городов Десятиградия, после этого вплоть до Нового времени крупные населенные пункты в долине И. не возникали. Крестоносцы выстроили на возвышенностях вдоль реки несколько небольших цитаделей и замок Бельвуар (Кохав-ха-Ярден). Я. Чехановец Образ И. в религиозных традициях В раннем иудаизме В правление прокуратора Иудеи Куспия Фада (44 - ок. 46 г. по Р. Х.) некто Февда, выдававший себя за пророка, вывел на И. много народа, чтобы перейти реку, разделив ее воды своим словом. Однако посланные прокуратором солдаты схватили и обезглавили его ( Ios. Flav. Antiq. XX 5. 1; ср.: Деян 5. 36). Мн. толкователи упоминают эпизод с 7-кратным омовением Неемана, к-рый хотел исцелиться. Число 7 является не только символическим, обозначающим полноту чего-либо, но и часто (напр., у вавилонян) доминирует в ритуале очищения грехов ( Rengstorf K. H. Επτ//ThWNT. 1935. Bd. 2. S. 624; об истории текста и толкования см.: Baumgart N. C. Gott, Prophet und Israel: Eine synchrone und diachrone Auslegung der Naamanerzählung und ihrer Gehasiepisode (2Kön 5). Lpz., 1994; Smelik K. A. D. Das Kapitel 2 Könige 5 als literarische Einheit//Dielheimer Blätter zum Alten Testament u. seiner Rezeption in der alten Kirche. Heidelberg, 1988. Bd. 25. S. 29-47; Smith W. A. Naaman and Elisha//Religious Education. Chicago, 1994. Vol. 89. N 2. P. 205-219). В ВЗ и раннем иудаизме вода И. не рассматривается как имеющая особые свойства, т. к. она, как «смешанная», непригодна для ритуала очищения грехов (Парах. 8. 10), для омовения исцеленного от проказы и нечистого (Микваот. 1. 8); но в ней можно плавать и, судя по всему, проводить омовения прозелитов ( Rengstorf. 1959. S. 610-613). Раввин Иехуда бен Элай, давая урок ученикам, однажды совершил в водах И. ритуальное омовение (Ibid. S. 600; Вавилонский Талмуд. Берахот. 22a). Слова Иов 40. 18 («вот, он (бегемот.- Авт.) пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его») получают толкование уже в раввинистической экзегезе: «...сколько (воды) Иордан собирает за шесть месяцев, столько пьет бегемот одним глотком» (ср.: Billerbeck. Kommentar. Bd. 4. S. 1160-1161); иначе это место толкуется в кумран. Таргуме Иова 11Q 10: «Когда Иордан [омывает] свой берег, он верит, что Бог его принимает» ( Beyer K. Die aramäischen Texte vom Toten Meer. Gött., 1984. Bd. 1. S. 296-297). В христианстве

http://pravenc.ru/text/578378.html

Главные находки в г. Бет-Йерахе (Хирбат-эль-Карак), расположенном к юго-западу от Тивериадского оз., на зап. берегу И., относятся к концу эпохи ранней бронзы. Прямоугольные в плане дома Бет-Йераха сначала строились из сырцового кирпича, иногда на базальтовой основе, позднее - полностью из базальта. Были открыты массивные фортификационные сооружения и крупное адм. здание, возможно, городское зернохранилище. Здесь также впервые была обнаружена характерная обливная лощеная лепная керамика, красная внутри и черная снаружи, с лепным декором. Керамические находки, резко отличающиеся от традиц. местного керамического репертуара, позволили выдвинуть предположение о миграции в Ханаан населения из района Закавказья. Наиболее полно городская культура эпохи средней бронзы (2000-1550 гг. до Р. Х.) в долине И. представлена в Дане. Вокруг города сохранились мощнейшие фортификационные системы, включающие стены с башнями и крутые земляные валы. Обнаружен богатейший керамический материал - местная посуда высокого качества, а также импортная керамическая, в т. ч. микенская. В Телль-эль-Хайяте на восточном берегу И., по всей видимости, не существовало городских построек, однако был найден культовый центр. Череда сменявших друг друга храмов была открыта при раскопках в Тель-Китане, на зап. берегу реки. В Иерихоне обнаружены городские укрепления, жилые дома и городские кладбища с групповыми захоронениями, со множеством погребального инвентаря. Благодаря сухому и жаркому климату в погребениях сохранились деревянная утварь, мебель, корзины и даже пища. В эпоху поздней бронзы (1550-1200 гг. до Р. Х.) важнейшим городом долины И. стал Беф-Сан. Здесь размещался 2-й по значимости после Газы егип. форпост Ханаана. Многочисленные упоминания города в документах эпохи Нового царства (на стелах и в списках городов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II, в документах Эль-Амарны), свидетельствующие о тесной связи с Египтом, подтверждаются археологическими находками. Раскопки выявили серию из 5 храмов эпохи поздней бронзы и раннего железа необычной для Ханаана планировки. Обнаружена также егип. цитадель города. Егип. присутствие подтверждается и найденными культовыми стелами, различными надписями, множеством мелких находок. В Беф-Сане найдены 2 царские стелы Сети I с текстами, повествующими о подавлении восстания соседних городов Хамата и Пехаля (Пеллы) и об усмирении хабиру, а также стела Рамсеса II. Большое кладбище обнаружено к востоку от И., в Телль-эль-Сайдии. Способ захоронений и погребальный инвентарь свидетельствуют о егип. культурной принадлежности усопших.

http://pravenc.ru/text/578378.html

   001   002     003    004    005