122. Не бойся, я с тобою Бывает, что мать, видя свое дитя скорбящее и плачущее, утешает его и говорит ему: «Не бойся, я с тобою». Так и Милосердный и Человеколюбивый Бог, Создатель и Отец щедрот и Бог всякого утешения, верной душе, находящейся во искушениях и напастях, скорбящей, и сетующей, и боящейся, говорит: «Не бойся, Я с тобою». Я твой Создатель, Я твой Искупитель, Я твой Спаситель, Я твой Помощник и Заступник, Я, в руках Своих все держащий, Которому все повинуются, Я с тобою. Сказал Сион: «Оставил меня Господь и Бог мой забыл меня!» Забудет ли женщина дитя свое, чтобы не помиловать сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», – говорит Господь ( Ис. 49:14– 15 ). Если переходишь через воду, Я с тобою, и реки не покроют тебя; и если сквозь огонь пройдешь, не будешь сожжен, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь Бог твой, Святой Израилев, спасающий тебя ( Ис. 43:2–3 ). Так был Господь с верным Своим Ноем – и сохранил его от всемирного потопа. Был с верным Своим Лотом – и сохранил праведника от казни содомской. Был с рабами Своими Авраамом, Исааком и Иаковом – и сохранил их на земле пришествия их, как написано о них: Никому не позволял обижать их и наказывал за них царей: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс. 104:14–15 ). Был с Иосифом – и в нашедших на него искушениях и страданиях сохранил его и прославил его. Был с Израилем во Египте, почему и говорил: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от дел приставников ( Исх. 3:7 ). Был с тем же Израилем при исходе его из Египта, и разделил для него Чермное море, и сотворил для него путь посреди вод, и провел его сквозь Чермное море, и спас его от фараона-мучителя; поэтому и воспел он благодарственную песнь Спасителю своему Богу. Был с тем же Израилем в пустыни, и питал Его чудесною манною, и поражал перед лицом его врагов его, и ввел его на гору святыни Своей. Был с тем же Израилем, живущим в земле обетованной, и спас их, как поет пророк: Если бы не Господь был с нами, – да скажет Израиль, – если бы не Господь был с нами, когда восстали люди на нас, то живых они поглотили бы нас ( Пс. 123:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

13 . А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет ( 1Ин.2:11 ). Важная мысль, братья! Обратите внимание, прошу вас! Кто ненавидит брата своего, тот во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин.2:11 ). Кто может быть столь же слеп, как ненавидящие братьев? Знайте же: поскольку они слепы, они разбились о гору. Я говорю об одном и том же 122 , чтобы это не ускользнуло от вас. Разве тот камень, который оторвался от горы без содействия рук ( Дан.2:34 ), не Христос из царства иудеев, рожденный без брака? Разве этот камень не сокрушил все царства земные, то есть все владычества идолов и демонов? Разве этот камень не вырос и не сделался великою горою и наполнил всю землю (ср. Дан.2:34–35 )? Разве мы не указываем пальцем на эту гору, как люди показывают на луну в ее третий день 123 ? Например, когда люди хотят, чтобы другие увидели новую луну, они говорят: «Смотрите, луна! Вон она». И если найдутся такие, чье зрение недостаточно остро, и они спросят: «Где же?», то им укажут пальцем, чтобы они увидели. Но порой, стесняясь показаться слепыми, они говорят, что видят то, чего в действительности не видят. Неужели мы так показываем на Церковь , братья мои? Неужели она не видна? Неужели она не очевидна? Неужели не охватила все народы? Разве не исполнилось то, что много лет назад было обещано Аврааму, что благословятся в семени его все народы ( Быт.22:18 )? Это было обещано одному верующему, и мир наполнился тысячами верующих. [P. 146] Узрите гору, покрывшую все лицо земли! Узрите город, о котором сказано: Не может укрыться город, стоящий на верху горы ( Мф.5:14 ). Но те разбились о гору. И когда им говорят: «Поднимитесь», они отвечают: «Нет [перед нами] горы». И скорее ударятся о скалу лицом, чем отыщут там пристанище. Вчера мы читали Исаию. Каждый из вас, кто не спал и у кого открыты были не только глаза, но и уши, притом не уши плоти, но уши сердца, обратил внимание [на слова]: И появится в последние дни гора дома Господня и будет поставлена во главу гор ( Ис.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

143 О четырех проявлениях воли Божией см. прим. на с. 22. 144 Ср.: «Об авве Пимене», 103, 152. Достопамятные Сказания. 145 Рус.: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом». 146 Св. Ефрем Сирин, В подражание притчам. Творения, т. I, с. 132. 147 Кирка (иначе: Цирцея), в греческой мифологии — волшебница с о. Эя, превратившая спутников Одиссея в зверей. 148 Здесь старец Иосиф имеет в виду общее святоотеческое изъяснение заповеди Спасителя «будите яко дети» (см. Мф. 18:3) в том смысле, что христиане становятся младенцами не по сущности, но младенцами «во зле» , то есть неспособными творить зло. 149 См. примечание на с. 75. 150 Об излишествах и недостатках страстей, уравновешиваемых добродетелями см. Беседу Шестнадцатую и примечание на с. 62. 151 Ср. пер. А. И. Сидорова: прп. Максим Исповедник, Главы о любви, Первая Сотница, 76. Творения, Кн. I, с. 104. 152 Там же: Вторая Сотница, 59. С. 115. 153 Там же: Третья Сотница, 9—10. С. 122. 154 Рус.: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». 155 Рус.: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека». 156 Старец Иосиф имеет в виду молитву «своими словами» , когда человек непосредственным образом обращается к Богу и просит Его о помощи. Этот образ молитвы располагает к исповеданию своих согрешений и своей немощи или, в зависимости от состояния человека, к славословию Бога, поэтому старец Иосиф называет его исповедническим. Все псалмы пророка Давида, например, составляющие значительную часть православного богослужения, относятся к этой категории молитвы. 157 Григорий Богослов, Слово 27, Против евномиан, 4. Собрание Творений, т. I, с. 387. 158 Ср.: прп. Иоанн Синайский, Лествица, Слово 27, 61. 159 Там же: Слово 21, 7. 160 Рус.: «ночью в сердце своем помышлял о Боге» Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

145–148. Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи: оправдания Твоя взыщу. Воззвах Tu, спаси мя, и сохраню свидения Твоя. Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи, мои ко утру, поучитися словесем Твоим. Взываю я в молитве своей к Тебе от всего моего сердца, услышь меня, Господи, – при стольких и таких скорбях и нуждах (ст. 143): и я взыщу – буду стараться знать и всюду, где должно, исполнять Твои законы обе оправданий. Вот я, как преданный Тебе раб, призываю Тебя, как избавителя, искренно, посему спаси меня (ст. 114, 117, 120, 124, 132 и др.), и я буду хранить свидения – откровения Твои. – Предварих в безгодии, – встаю не во время, но в урочный час, т. е. в полночь, или предваряю рассвет, становлюсь на молитву и взываю к Тебе о помощи, ибо уповаю на Твои слова – откровения. Очи мои предваряют утро, – я просыпаюсь и открываю глаза еще до рассвета, и так, предвари наступление утра, и молитвенном настроении начинаю поучаться не Твоих словах – откровениях. 149–152. Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судбе Твоей живи мя. Приближишася гонящии мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася. Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина. Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. Господи, по милости Твоей, услышь мой голос в молитве моей, так как я взываю к Тебе от всего сердца и бодрствую в молитве еще до рассвета, – так искренно, так ревностно... По суду Твоему оживи меня – сохрани и продли мою жизнь в благополучии (ст. 145, 147–148, 122). – Гонители мои приблизились ко мне для совершения своего беззакония, – с намерением умертвить меня (ст. 87. 95. 110): а от Закона Твоего они далеки, – они не оставят своего намерения, не раскаются в своем злодеянии (ст. 155); а потому, тем скорее Ты услышь мой молитвенный вопль о помощи. – Близок Ты, Господи: т. е. если, с одной стороны, враги приблизились ко мне; то, с другой, и Ты, Господи, от меня близко, а потому слышишь мой молитвенный вопль и можешь благовременно меня избавить от моих губителей... И все пути Твои или заповеди, которыми определяются все действия Твоего Промысла о человеке, суть истина (ст. 86 и др.). – И сперва познах от свидений Твоих, – с первых лет своей жизни, от юности узнал я об откровениях Твоих, что Ты основал их на век, – положил их в основание жизни человека, как закон непреложный, вечный (ст. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

159) Вспомни, что я заповеди возлюбил; Господи, милостию Твоею животвори меня. 160) Начало слов Твоих – истина; и вечны все суды правды Твоей. 890 Шин 161) Князи гнали меня ни за что; но сердце мое боялось (только) слов Твоих. 162) Возрадуют меня слова Твои, как нашедшего добычи великий. 163) Неправду возненавидел я и возгнушался ею, закон же Твой возлюбил. 164) Седмикратно днем хвалил Тебя за праведные суды Твои. 165) Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения. 166) Я ожидал спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил. 167) Сохранила душа моя свидения Твои, и полюбила их вельми. 168) Сохранил я заповеди Твои и свидения Твои; ибо все пути мои пред Тобою, Господи. 891 Тав 169) Да приблизится моление мое к Тебе, Господи; словом Твоим вразуми меня. 170) Да войдет прошение мое к Тебе, Господи; словом Твоим избавь меня. 171) Произнесут уста мои песнь, когда Ты научишь меня уставам Твоим. 172) Просвещает язык мой слова Твои; ибо все заповеди Твои правда. 173) Да будет рука Твоя в помощь мне. Ибо я заповеди Твои возлюбил. 174) Возжелал спасения Твоего, Господи; и закон Твой поучение мое есть. 175) Поживет душа моя и восхвалит Тебя, а суды Твои помогут мне. 176) Я заблудился, как овца погибшая; взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих не забыл я. 892 Сто восемнадцатый псалом состоит из двадцати двух строф, каждая в восемь стихов; каждый стих одной и той же строфы начинается одною и тою же буквою в порядке еврейского алфавита, так что восемь стихов начинаются буквою алеф, восемь – бет и т.д. 893 . В некотором смысле каждую строфу можно считать отдельною небольшою поэмою. – Нельзя без натяжки указать в этом псалме одной последовательно развивающейся мысли; трудно даже в каждом восьмистишии представить внутреннюю последовательность стихов. В каждом из 176 стихов (исключая 122) говорится Откровении Божественном, собственно, о законе, который представляется под разными синонимическими названиями 894 . Трудно определить специальный повод и время написания псалма. Между тем как одни стараются доказать принадлежность его Давиду, другие относят к маккавейскому периоду и с большею вероятностью считают его делом благочестивого досуга пленного Ионафана; иные же считают происхождение его непосредственно после возвращения из вавилонского плена к концу персидского владычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

165. Теперь возможно распознать единство царственного величия в Отце, Сыне и Святом Духе. Многие говорят, что в своем видении Исаия увидел Бога Отца 120 , Павел сказал, что Духа, и Лука это подтвердил; евангелист Иоанн отнес эти слова к Сыну. Ибо так написано о Сыне: Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи, кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня? Потому не могли они вероватъ, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем ( Ин. 12:36–41 ) 121 . 166. Иоанн сказал, что Исаия произнес именно эти слова и обнаружил самым явным образом, что ему было явлено величие Сына; Павел же утверждает, что это сказал Дух 122 . Как объяснить это различие? 167. Здесь различие в словах, но не в смысле. Утверждая разное, ни один из них не ошибся, потому что Отец видим в Сыне, как сказал Господь: Видевший Меня видел Отца ( Ин. 14:9 ), и Сын видится в Духе, ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), и не телесным оком, а лишь благодатью духовной можно увидеть Христа. Поэтому Писание говорит: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф. 5:14 ). И Павел, ослепнув 123 , как мог увидеть Христа, если не в Духе? Поэтому и говорит Господь: Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе ( Деян. 26:16 ). Так и пророки получали Духа и видели Христа 124 . 168. Одно видение, одно учение, одно величие. Или мы отрицаем, что Святой Дух является Господом славы, когда был распят Господь славы 125 , рожденный от Святого Духа 126 и Девы Марии? Но нет иного Христа, но лишь один – рожденный прежде веков от Отца как Сын Божий и рожденный в этом веке как человек череэ принятие плоти. 169. И для чего мне говорить, что Дух чист и всемогущ, как Отец и Сын? По-гречески Соломон назвал Его παντοδναμον, πανεπσκοπον, потому что Он всемогущий и всевидящий, как показано в книге Премудрости 127 . Итак, Дух величественен и славен.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

16 Имя его при записке было сокрыто, потому что он еще был жив, но как его уже нет на свете, то можно сказать, что это был отец Василий, строитель Белобережской пустыни в Орловской епархии. Рукописное жизнеописание старца Василия Кишкина смотри: «Житие преподобного иеромонаха старца Василия, упокоившегося Орловской губернии в Площанской пустыне, бывшего прежде Строителя Белобережской пустыни и возобновителя» (ОР РГБ, ф 214, 285). Печатное жизнеописание: http://azbyka.ru/zhizn старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Издание Брянской Белобережской обители. 1887, с. 3–122. 17 Пример Екатерины Сиенской, инока и падавшего, и восстававшего, победы падениями и XXIX с примечанием сие подтверждают. 18 О свете в сердце пишет Добротолюбие, часть I. 19 Весьма опытное чувство и сознание, которое святые отцы полагают главным условием к предохранению от прелести и самообольщения, то есть чтобы не принимать и не отвергать видений при молитве, до времени ( Григорий Синаит ). 20 О приливе и отливе молитвенных восторжений и услаждений прекрасно рассуждает Слове 6, Глава 6. 22 Вероятно, комментатор подразумевал следующий фрагмент из Второго послания апостола Павла к коринфянам: «Неполезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает,– что он восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (http://azbyka.ru/biblia/? 2Cor.12 23 Описание кончины старца Василиска Туринского было хорошо известно в монашеской среде. Одно из свидетельств этому содержится в жизнеописании «Однажды рассматривали портрет старца Василиска, приложенный к его житию. Кто-то и сказал, что-де вот у него уж уста очень светлы как-то. Вероятно, это потому, что он умер с молитвой Иисусовой на устах. «Да, это очень может быть, – сказал батюшка. – А вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три спустя после смерти рука все перебирала четочки». (Иеромонах Григорий, Сказание о житии Оптинского старца отца иеромонаха Амвросия//Душеполезное чтение М. 1892, кн. 2, с. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

19:28). По евангельскому преданию (Лк. 10:1), после избрания Д. А. Христос избрал «и других 70 учеников» (т. и. 70 апостолов), что намечает символическую оппозицию чисел 12 и 70:12 — число Израиля, соответственно «нового Израиля», т. е. Церкви, «богочеловеческое» число (как произведение сомножителей 3 и 4, где 3 — символ божественной сущности, см. Троица, и «горнего мира», а 4, число материальных стихий, стран света н т. п. — символ человеческой природы и «дольнего мира»), число особого избранничества (например, Откр. 7:4–8 и 14:1–4, говорит о «ста сорока четырех», то есть 122 тысячах «запечатленных» избранников, «первенцев» среди святых); 70 — число «эйкумены», всечеловеческой полноты, выводимое из библейского перечня народов (Быт. 10) и неоднократно упоминаемое в талмудически–мидрашистской литературе как общее число народов мира. Эсхатологический образ Церкви как «небесного Иерусалима» пронизан символикой числа 12, прямо соотнесенного с числом Д. А. Чудесный город имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот: стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» (Откр. 21:1214). Специально перечисленные в «Откровении» 12 драгоценных камней, которыми будут украшены 12 оснований стены города (21:1920), распределялись средневековой символикой между Д. Α.: Петру соответствует яспис, Андрею — сапфир, Иакову Старшему — халцедон, Иоанну — смарагд (изумруд), Филиппу — сардоникс, Варфоломею — сердолик, Матфею — хризолит, Фоме — берилл, Иакову Алфееву — топаз, Фаддею — хризопраз, Матфию — аметист; на место Симона в этом распределении (как и в других проявлениях средневековой фантазии) вставал иногда не входивший в круг Д. Α., но более популярный Павел, которому отдавали гиацинт, Симон же получал отсутствующий в новозаветном перечне камень лигурит. Были попытки (впрочем, не получившие широкого распространения) прикрепить к каждому апостолу отдельные знаки Зодиака, месяцы и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

19). Объект христ. Н. остается более определенным, более близким, уже данным (Иисус Христос - Н. наша - см. 1 Тим 1. 1; «…через Него имеем мы это искупление и надежду, которую получили мы чрез Кровь Его» - Ефрем Сирин, прп. Толкование на Еф 1. 3-14// Он же. Творения. 1995. Т. 7. С. 179), но пока не познанным («…видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно - 1 Кор 13. 12). По словам ап. Павла, «мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим 8. 24-25). По существу, объект Н. есть спасение - не в этом мире, но в ином. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15. 19),- говорит ап. Павел. О перспективе спасения свидетельствует Евангелие: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25. 34). Н. утверждается в рассуждении о всемогуществе Божием и благости Его, к-рая не попускает отчаяния ( Тихон Задонский, свт. Сочинения. М., 1899. Т. 5. С. 76. 8). Согласно прп. Иоанну Лествичнику, «вкушение даров Господних рождает надежду; ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений ( Ioan. Climacus. Scala. 30. 33). Через любовь Бог становится нашим Отцом, нашим Другом, через Н. мы взираем на Него как на Господа, от Которого ожидаем спасение. «Во всем скорбь терпим, но не стесняемся,- говорит прп. Ефрем Сирин,- так как, благодаря надежде на обетованную жизнь, мы ничего не лишаемся,- и если терпим нужду, однако не колеблемся, ибо не впадаем в нерешительность из-за какой-либо беды» ( Ефрем Сирин, прп. Толкование на 2 Кор 4. 8// Он же. Творения. 1995. Т. 7. C. 122-123). Свт. Феофан Затворник разъясняет евангельские слова: «…не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? (Мф 6. 31). Как же жить-то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а «не заботьтесь».

http://pravenc.ru/text/2564604.html

19 . Предвариша мя в день озлобления моего. Т.е. враги предварили Давида, не дав ему собраться с силами, напали вдруг на не готового. Тогда-то Господь Бог спас Своего помазанника. «Здесь, кажется мне, – говорит бл. Феод., – пророк подразумевает восстание Авессаломово, по совершении им греха; потому что озлоблением (что Симмах выражает словом: «бедствование») именует душевную немощь, по которой совершен грех». С Евр.: «Они восстали на меня в день бедствия моего; но Господь был мне опорою». 20 . Изведе мя на широту, т.е. вывел из тесных обстоятельств на широту свободы и безопасности – «вместо ожидаемой смерти даровал жизнь» (Бл. Феод.). С Евр.: «Он вывел меня на пространное (место). Избавит мя, яко восхоте мя. И в кн. Цар. 22, 20. Потому и «избавит меня, и даст отпущение греха... яко восхоте мя». Св. Афан. – потому что угодно Господу спасти меня. С Евр.: «Он вывел меня на пространное место, и избавил меня; ибо Он благоволит ко мне. 21 . Воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми. Мог ли Давид говорить это о себе самом, после известного своего падения? Некоторые толковники разумеют здесь невинность и правду Давида по отношению к врагам его. Но с сим толкованием не легко согласуется сказанное в 23 и 24 стихах. Посему, справедливо говорит бл. Феодорит, что здесь «пророк желал не собственные исчислить пред всеми заслуги; но объяснить, каким образом можно сподобиться Бож. промышления. «Не вопреки справедливости, говорит пророк, промышляет о мне Бог; напротив того, зная намерение мое, ведая, что паче всего стараюсь сохранять все заповеди Его». Св. Афанасий Ал. разумеет о будущем воздаянии. «Уверен я, что Господь, во время праведного суда Своего, не воспомянув грехов моих, воздаст мне по правде. Ибо в правде, как бы на весах противуположив греху моему другие дела мои, найдет, что дела сии много перевешивают содеянный мною грех». Воздаст в книге Царств: воздаде. Ст. 23: Судьбы и оправдания предо мною, т.е. заповеди и требования закона Твоего, Господи, я хранил, соблюдал, не забывал их. Бл. Иероним и Августин разумеют награды благочестивым и наказания нечестивым 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010