430 История типографии приводится в процитированных выше источниках. Полный и ценный обзор ее деятельности см.: Roberts R. J. The Greek Press at Constantinople in 1627 and its Antecedents. 1967. Роэ опубликовал инструкции, данные Каначчио Росси кардиналом Бандини, в своих Negotations, p. 469–471, с письмом Кириллу. 431 Копия с Codex Sinaiticus, которая приписывается первомученице Фекле, описывается Смитом (Collectanea. Р. 63 ff.). См.: Roberts R. J. Op. cit. P. 25–26. 432 Pastor L. History of the Popes from the close of the Middle Ages. Vol. XXIX. P. 233–237; Hof mann G. Griechische Patriarchen//Orientalia Christiana. Vol. XV. 52. P. 21ff. Де Сеси вернулся в качестве посланника в 1634 и оставался там до 1640 г. 433 Smith Т. Collectanea. Р. 42–43. Переписка, касающаяся назначения Леже и его прибытия в Константинополь, приводится в кн.: Legrand Ε. Op. cit. Vol. IV. P. 352–382. Есть основания предполагать, что Кирилл пытался договориться через Критопула о печатании книг в Венеции, но Критопул повел дело без должного такта и провалил его. См. об этом ниже. 435 О различных изданиях и переводах «Исповедания веры» см.: Legrand Ε. Op. cit. Vol. I. P. 237–242, 315–321, 376–380. 437 Полезное изложение латинского текста «Исповедания» вместе с дополнительными ответами воспроизведено в кн.: Jugie Μ. Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia Catholica Dissidentium. Vol. I. P. 506–507. 442 Письмо от ван Хаага, опубликовано: Smith Т. Collectanea. Р. 71–73; Hadjiantoniou G. A. Op. cit. P. 102–108, подробно обсуждает отношение современников и позднейших греческих богословов по вопросу об авторстве Кирилла. 443 Legrand Ε. Op. cit. Vol. IV. P. 455. В одном из писем к Леже Кирилл называет себя в цитате «патриархом-кальвинистом» (Аутоп J. Op. cit. Р. 101). 446 Smith Т. Collectanea. Р. 56–57; Hottinger J. Η. Op. cit. P. 558–559; Philip of Cyprus. Chronicon. P. 451–453; Allatius L. Op. cit. Vol. III. P. 1077; Hofmann G. Griechiche Patriarchen//Orientalia Christiana. Vol. XV, 52. P. 33 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

433 См. выше. Мы не знаем имени ни одного ученика, которого Кирилл бы послал за границу, кроме Критопула. Пантогалос и Иерофей поехали в Голландию, а Конопиос в Англию только после смерти Кирилла. Захария Герга–нос, который опубликовал в 1622 г. в Виттенберге «Катехизис» с ярко выраженной протестантской направленностью, в Риме рассматривался как один из учеников Кирилла; но он был почти ровесником Кирилла и ездил в Германию на кратковременное посещение курфюрста Саксонии в 1619 г. (Legrand Ε. Ibid. Vol. I. P. 159). Вероятно, Кирилл распространял этот «Катехизис» в своем патриархате. В октябре 1624 г. де Сеси жаловался в Париж, что «рукописный кальвинистский катехизис» распространяется по Константинополю (Harmuzaki Ε., de. Documente Privatore la Istoria Romänilor. Vol. IV, I. P. 225). 434 История типографии приводится в процитированных выше источниках. Полный и ценный обзор ее деятельности см.: Roberts R. J. T he Greek Press at Constantinople in 1627 and its Antecedents. 1967. Роэ опубликовал инструкции, данные Каначчио Росси кардиналом Бандини, в своих Negotations , p. 469—471, с письмом Кириллу. 435 Копия с Codex Sinaiticus, которая приписывается первомученице Фекле, описывается Смитом (Collectanea. Р. 63 ff.). См.: Roberts R. J. O p. cit. P. 25–26. 436 Pastor L. History of the Popes from the close of the Middle Ages. Vol. XXIX. P. 233–237; Hof mann G. Griechische Patriarchen//Orientalia Christiana. Vol. XV. 52. P. 21ff. Де Сеси вернулся в качестве посланника в 1634 и оставался там до 1640 г. 437 Smith Т. Collectanea. Р. 42–43. Переписка, касающаяся назначения Леже и его прибытия в Константинополь, приводится в кн.: Legrand Ε. Op. cit. Vol. IV. P. 352–382. Есть основания предполагать, что Кирилл пытался договориться через Критопула о печатании книг в Венеции, но Критопул повел дело без должного такта и провалил его. См. об этом ниже. 438 Об издании Кириллом Нового Завета см.: Legrand Ε. Op. cit. Vol. I. P. 104–108. 439 О различных изданиях и переводах «Исповедания веры» см.: Legrand Ε. Op. cit. Vol. I. P. 237–242, 315–321, 376–380.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

XXVIII Принуждение свободных людей против их воли к жертвоприношению богам, тогда как человеческий дух стремится добровольно к религии, не только несправедливо, но и глупо: ведь каждый должен был бы умилостивлять богов ради самого себя. Разве принуждаемый, по праву свободного человека, не может возразить: «я не хочу, чтобы Юпитер был милостив ко мне, – чего же тебе нужно? Пусть разгневанный Янус обращает ко мне любую сторону своего лица, какое тебе дело до меня?» Те же самые духи настроили вас принуждать нас приносить жертвы о здравии императора. И вы тем более считаете себя обязанными принуждать нас к этому, чем сильнее мы вам оказываем сопротивление. Мы подошли таким образом ко второму пункту нашего обвинительного акта, именно к обвинению в оскорблении величества, более тяжкому, чем обвинение в оскорблении божества. С большим страхом и с более расчетливой трусостью вы служите императору, чем самому Юпитеру на Олимпе! Я порицаю вас заслуженно, не правда ли? «Худший из живых (в ваших глазах) лучше хорошего покойника!» Но вы поступаете так вовсе не по этой причине, а потому что на вас, внушительно действует видимое могущество (императора). Вы боитесь человеческого могущества более, чем силы богов; вы оказываетесь нечестивыми по отношению к вашим богам; поэтому вы скорее поклянетесь именем всех богов, чем гением одного императора. XXIX Уверьтесь сначала в том, что могут сохранить жизнь императору или вообще какому-нибудь человеку те, которым вы приносите жертвы; а тогда уже и обвиняйте нас в преступлении. Если злые духи, ангелы пли демоны, могут делать какое-либо добро, если погибшие могут спастись; если осужденные могут освобождать; если, наконец, что вы сами хорошо знаете, мертвые могут охранять живых, то пусть они сначала охранят свои статуи, свои изображения, свои храмы, которые принуждена охранять императорская стража. Материал для них извлечен из императорских рудников; храмы вполне зависят от воли императора; некоторые боги видели гнев императора; к другим он милостив, и они испытывают на себе его щедрость и расположение. Поэтому, если они во власти императора и вполне зависят от него, то каким же образом они могут иметь жизнь императора в своей власти, каким образом они могут охранять его, если их самих охраняет император? Не в том ли состоит совершаемое нами оскорбление величества, что мы не ставим императоров ниже подвластных вещей? Не в том ли, что мы не шутим долгом охраны императора, не считая ее делом спаянных рук? А вы, столь ревностные к охране, ищете ее там, где ее нет; молите о жизни у тех, которые не могут ее дать, забыв Того, Кто может ее дать, воюя против тех, которые знают, Кого молить о жизни, и которые, следовательно, могут вымолить жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

тем замечательный, что как бы разбит в нижней части и отбитые кусочки или черепки вложены в средину наконечника...) 8 , при скел. XXVIII 110 (медный наконечник...), XXIX 111 (тоже), XLI 133 (тоже), XLVI 146 (тоже, с остатком дерева во втулке), б) Кинжалы, найденные при скелетах I-м 7 (у левого плеча кинжал железный), XVIII 59 (на месте живота), XLVI 145 у кисти левой руки железный кинжал в таковых же ножнах, доходящих до половины клинка; на рукояти кинжала с обеих сторон желобки, как будто в них было вставлено какое украшение; ножны на месте, на котором они бывают всегда спаяны, как будто разрезаны. У кисти правой руки скелета XXIII 86 кинжал, клинок коего съеден временем; верхняя и нижняя часть рукоятки кинжала медная, на самой рукоятке желобок как бы для вставки какого украшения, конечно истлевшего. Острием кинжалы обыкновенно обращались к скелетам, в) Копье при скел. I 3 (у правого бока большое железное копье), V-VII 19 (наконечник медного копья доселе употребляемой формы), IX–XI 29 (длинное железное копье), XIX 60 (медное обыкновенной формы копье, лежало в футляре (?) совершенно сгнившем, кроме небольшой его части, оставшейся под самым копьем и оказавшейся деревянною, покрытою плетенкою в роде рогожи, следы коей видны и на самом копье), XXXI 116. г) Оружие, похожее на нашу кирку (имеющееся и в нашем собрании, о коем скажем ниже). О нем говорится при скел. XVIII 57: жгут приставленный ко втулке какого-то железного орудия, имеющего форму нашей кирки, лежавшего на месте левого плеча скелета; во втулке этого орудия остались небольшие кусочки проржавевшего отвердевшего дерева 58; и далее о том же костяке XVIII 61: у правой руки на месте кости какое-то медное орудие также в виде кирки, отчетливой работы, с ушком для привешивания; орудие это лежало, по-видимому, в футляре или ножнах (?), но от них остался только прах; во втулке его не видать следов дерева; при скел. XXIV 94 (железное орудие, совершенно похожее на нашу кирку, – у правого плеча), XLII 137 (обломок или половинка такого же железного орудия в виде кирки, как и под 57).

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Uc.XXIX:21 . И творящии согрешати человеки в слове, всем же обличающым во вратех претыкание положат, понеже совратиша в неправдах праведнаго Здесь продолжается речь о врагах Евангелия, начатая в предшествующем стихе. Там сказано: потребишася беззаконнующии в злобе. В чем же выражается их злоба? В том, что они творят согрешати человеки в слове, т. е. за одно какое-нибудь слово, например за слово: я христианин, признают человека виновным в преступлении и предают его суду неправедных судей. Далее злоба их в том выразится, что они всем обличающим во вратех претыкание положат, т. е. будут расставлять сети и запутывать тех, которые уличат их в неправде во время судебных прений, происходивших у городских ворот. Понеже совратиша в неправдах праведнаго. Злобным врагам христианства удавалось запутывать христиан потому, что всякими неправдами совращали невинного, – сбивали его с толку, так что он не в силах был защищаться. Uc.XXIX:22 . Сего ради тако глаголет Господь на дом Иаковль, егоже определи (произвел) от Авраама: не ныне постыдится Иаков, ниже ныне лице свое изменит Исраиль Сего ради, т. е. вследствие потребления врагов христианства и торжества его над ними, – тако глаголет Господь на дом Иаковль, произшедший от Авраама и пр. Смысл слов Господа такой: обращение ко Христу язычников пусть не будет для плотских потомков Авраама и Иакова причиной стыда и зависти, искажающей (изменяющей) лице человека, пусть не станут они негодовать, что язычники возлягут на лоне Авраама в царстве небесном. Напротив, обращению язычников должно радоваться плотским потомкам Иакова, и за это благодарить и свято чтить Господа. Так это и будет в конце веков, о чем говорится в следующем стихе. Uc.XXIX:23 . Но егда увидят чада их дела Моя, Мене ради освятят имя Мое, и освятят Святаго Иаковля, и Бога Исраилева убоятся Наступит время, когда потомки Авраама и Иакова увидят дела Божии, т. е. когда увидят, что вступление в царство Христово язычников есть дело Божие; и тогда Мене ради, говорит Господь, – освятят имя Мое, – почувствуют потребность воздать славу и честь имени Моему, – освятят Святаго Исраилева и Бога Иаковля убоятся, – и вследствие этого сами обратятся ко Христу. Это будет тогда, когда в Церковь Христову войдут все язычники. Израильтяне не захотят тогда остаться в одиночестве, перестанут упорствовать, соединятся с ними в единой вере, и таким образом весь Израиль спасется ( Puм. XI, 25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Но в том и другом случае мысль одинакова, – именно ярость Господа будет чрезмерна. Uc.XXVIII:22 . И вы не радуйтеся, ниже да возмогут (да не окрепнут) ваши узы, зане скончаны и сокращены вещы слышах от Господа Саваофа, яже сотворит над всею землею Нечестивые Иудеи не только не боялись угроз пророка, но еще радовались, т. е. смеялись над ними. О, не перед добром ваш смех, – смотрите, не увеличил бы Господь меру наказания за этот смех, – не связал бы вас более крепкими оковами, которых разбить вы не будете в состоянии. Говоря сие, пророк имеет в виду не только ближайшее бедствие – Ассирийское нашествие, но и более отдаленное – Вавилонский плен, в который они отведены будут в оковах. – Зане скончаны и сокращены вещы слышах от Господа Саваофа, яже сотворит над всею землею. Угрозы пророка – не его личные угрозы. Он от Самого Господа Саваофа слышал, что Он над всею Иудейскою землей произведет решительный и скорый суд. XXV. Паримия в пяток четвертой седмицы Великого поста (Ис. XXIX, 13–23) В сей паремии содержится обличение современных пророку Иудеев в лицемерии и суеверии и предсказание лучших времен для Богопочтения. Uc.XXIX:13 . Тако глаголет Господь: приближаются Мне людие сии, усты своими и устнами почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене, всуе же почитают Мя, учаще заповедем человеческим и учениям С воцарением Езекии возобновлено в Иудейском царстве служение истинному Богу, уничтоженное при отце его нечестивом Ахазе. Запустевший храм Соломонов был отворен, очищен и украшен, и снова началось в нем приношение жертв, сопровождаемое молитвами и песнопениями, по учреждению Давида. Народ охотно стекался в храм, оставив служение идолам. Но приближаясь к истинному Богу в Его храме, народ не проникался чувством присутствия Божия в храме. Он служил Ему только телесно, но сердцем был далеко от своего Бога, – не чувствовал ни страха пред Господом, ни любви к Нему. Молитвы и песнопения совершаемы были служителями храма только устами, без сердечного участия. Ясно, что такое служение Богу не могло быть угодно Ему. Всуе, говорит Он, – почитают Меня, учаще заповедем человеческим и учениям. Вопреки заповеди закона Господня: возлюбиши Господа твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и от всея силы твоея, и Того убоишися ( Bmop. VI, 5. 18 ), появились заповеди и учения о Богопочтении человеческие. Учители народа стали учить его, что для Богоугождения достаточно исполнять только обряды внешнего Богопочтения, почаще бывать в храме для участия в песнопениях и жертвоприношениях, а заботится об очищении сердца, о всецелой преданности Богу всеми силами души, о духовном служении Ему нет необходимости. Точно такие же учения и правила распространяли во дни Иисуса Христа фарисеи и книжники, и потому Иисус Христос сказанное Исаиею в обличение современных Ему лицемеров приложил в смысле пророчества к фарисеям и книжникам. Лицемери, сказал Он, – добре пророчествова о вас Исаия, глаголя: приближаются Мне людие сии и д. ( Mamф. XV, 7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Др. Гос. Росс. XXIX. Не канонизированы. 186. Преподобнии отцы Варфоломей блаженный и Иоанн Златый, и Игнатий Иконник бывшии в лето 6950; чти о них в житии св. Ионы митрополита и Иосифа Волоцкаго чудотворца, и положены в Симонове монастыре на Москве Жили в XV веке. Преподобный Иосиф Волоколамский в своем «Сказании о святых отцех, иже в Рустей земли сущих» пишет: «Слышахом от великаго онаго старца Спиридона, бывшаго игумена Сергиева монастыря, о святем оном старце Варфоломее, иже бысть строитель Симонову монастырю. По отшествии бо Федорове начальнка Симоновскаго монастыря, на Ростовское владычество, и по отшествии же по нем бывшаго архимандрита св. Кирилла на Белоозеро, быша у них архимандрити, иже некоторая обычая и предания блаженнаго Феодора и Кирилла развращаху. Обычай бо бяше тогда того монастыря таков: в келиях не ядяху, ниже пияху, ниже вне монастыря всхожаху без благословения настоятелева, ниже отрочата в монастыре живяху, ниже на дворх, но вся беяху у них по свидетельству Божественных писаний и общежительных преданий. Блаженный же Варфоломей (с) старцы, иже тогда сущими, от них же един монастыря того бяше Иван, нарищаемый Златый и Игнатий иконник и Иона, иже тогда бяше млад, последи бысть митрополит (св. Иона митрополит всероссийский) и инии же тогда бяху таковии, иже яко видеша обычая монастырския изменяеми и благочиние отметаемо, не молчаще, ниже в небрежение полагаху сего, но возбраняху, не попущающе безчинию и мятежу бывати и многу скорбь и печаль от тогда бывших архимандритов приимаху, и нача же блаженный Варфоломей: ему же и строительство бяше вверено от самодержца великого князя Василия Дмитриевича». «Отец Игнатий – иконописец Симонова монастыря, спостник Преподобного Кирилла Белозерского, писаше многия святыя иконы чудныя. Чти в житии св. Ионы митрополита, себеседники его бывша». (Рукопись графа С.Г. Строгонова). Погребены в Симонове монастыре. Не канонизированы. 187. Святый блаженный Максим иже Христа ради юродивый, преставися в лето 6942 месяца ноября в 11 день Юродствовал в Москве; ходил почти нагим в морозы и терпел голод; «хоть люта, да сладок рай», говорил он, бегая по улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

18 Этот старообрядческий сборник начинается «Историею о отцех и страдальцех соловецких». Сочинение Герасима занимает здесь листы: 92 об.–154. 19 И. А. Бычков, Каталог собрания славяно-русских рукописей П. Д. Богданова, вып. II, Спб. 1893, стр. 92. – Перечень других списков см. в труде В. Г. Дружинина , Писания русских старообрядцев..., изд. И. Археогр. Комм., Спб. 1912, стр. 263–264. 22 История русской церкви Макария, митрополита Моск. и Колом., т. XII. Спб, 1883, стр. 635 и 637. 24 Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии, ч. II, Казань, 1885, стр. 570. 26 История русской церкви Макария, митрополита Моск. и Колом., т. XII, Спб. 1883, стр. 635 и 637. 27 Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. Записки Александра Б., Спб. 1861, ч. II, стр. 64. 28 Дополнения. На время составления Послания о сложении перстов дает некоторое указание сам автор в разборе «Сказания» Максима Грека . «Он (т. е. Максим), иже множае», говорит Фирсов, «ста и двадесяти лет егда бысть преиде до днесь, в летех бо осмыя тысящи четередесятому наставшу лету, егда начат он совокупляти священная своя словеса и составляти книгу свою, последова обычаю» (см. ниже). Отсюда видно, что «Послание» составлено не ранее 7160–1652 года, но вскоре после этого года. Выдержки же из Новой Скрижали, находящиеся в Послании (см. ниже), подтверждают догадку П. С. Смирнова . 32 См. также отзывы о трактате Фирсова в исследованиях: Игнатия, архиепископа Воронежского, Истина св. Соловецкой обители против неправды Челобитной, называемой Соловецкой о вере, изд. 2-ое, Спб., 1847, стр. 27, 31, 96; Александра Б(ровковича), Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола, ч. II, Спб. 1861, стр. 62 и след.; М. Макария, История русской церкви, т. XII, Спб. 1888, стр. 635 и след.; Н. И. Сырцова, о. с, 2-ое изд., стр. 64 и след. 33 Библиологический словарь и черновые к нему материалы П. М. Строева, приведены в порядок и изданы под редакцией академика А. Ф. Бычкова, Спб. 1882 (Сборник Отдел. русск. языка и словесности И. Академии Наук, т. XXIX, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

б) Митрополита Московского Макария в 291 рубль – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии. – Выдана Советом Академии преподавателю Калужской духовной семинарии Ивану Троицкому за его магистерскую диссертацию под заглавием: «Обозрение источников начальной истории египетского монашества», 1907 г. в) Епископа Курского Михаила в 201 рубль – за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию. – За отсутствием предложений о сочинениях, заслуживающих сей премии, – присуждение её отложено Советом Академии до следующего года. г) Митрополита Литовского Иосифа в 165 рублей – за лучшие кандидатские сочинения студентов Академии. – Выдана Советом кандидату Академии выпуска 1907 года Сергею Знаменскому за сочинение на тему: «Учение Гюйо о религии и морали». —24— д) Протоиерея А. И. Невоструева в 158 рублей, – имеющая то же назначение. – Присуждена кандидату того же выпуска Александру Туберовскому за сочинение на тему: «Значение воскресения Иисуса Христа в деле спасения по учению Нового Завета». е) Имени XXIX курса в 60 руб., – имеющая то же назначение. –Назначена кандидату того же выпуска Владимиру Страхову за сочинение на тему: «Второе послание Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам». ж) Присуждение премии имени покойного Высокопреосвященного Димитрия, Архиепископа Казанского и Свияжского, в 76 рублей – за лучшие кандидатские сочинения, посвященные преимущественно описанию жизни и деятельности в Бозе почивших иерархов отечественной церкви, равно как и премии – з) Имени протоиерея А. М. Иванцова-Платонова в 160 р. – за лучшие кандидатские сочинения по церковной истории – отложено Советом Академии до следующего года. u–i) Митрополита Московского Макария две премии, по 97 рублей каждая, – за лучшие семестровые сочинения студентов Академии, написанные ими в течении первых трех курсов. – Назначены кандидатам Владимиру Семидалову и Владимиру Страхову, которыми были поданы все семестровые сочинения, назначенные Советом Академии, и из них более половины означено баллом 5 и не было ни одного, имеющего балл ниже 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот о чем пространно разсуждали мы в двух Памятных Записках и что, следуя правилу — повторять сказанное или написанное, изложили теперь коротенько, дабы, с одной стороны, перечитыванием сего восстановлять память свою, в пособие которой составили мы их, а с другой — не обременить ее скучной обширностью речи!   notes Примечания 1 Тексты приводились в том виде, в каком приводятся они в настоящих записках. 2 Перегрин — странник (псевдоним автора). 3 Влаяться — мыкаться, носиться. — Даль. т. 1, с. 523. 4 Т.е. христиан. 5 Catholicae, a catholicus (по–гречески καθολικος, от κατα и ολος) значит всеобщий, всецелый, повсеместный. Так называлась первоначально Вера и Церковь христианская в отличие от учения и обществ еретических и раскольнических, а с того времени, как Церковь стала ограждать Веру свою от ересей и расколов Соборами Вселенскими, название это сделалось равнозначующим слову православный (ορθοδοξος). Пациан. Epist. ad Sympron. 1: biblioth. patr. t.VII. pag. 257–258. Venet. 1770 г. Оптат. миллев. De schism, donatist. lib. 1, cap. 1: Ламин. Patrol. curs. compl. t. XI, pag. 941–946. Paris. 1845 г. 6 Universalis Ecclesiae, а ниже (п. XXVII, XXIX) говорится universalis Concilii, всеобщего собора: что, очевидно, все равно. 7 Сделавшегося известным с 329 года. 8 Первоначально они назывались принадлежащими к партии Маиорина. 9 Донат учил, что Церковь состоит из одних совершенных, что ее нет нигде, кроме Африки и притом донатистов, что крещение и рукоположение в таинстве священства должно повторять над тем, кто пожелает вступить в их общество. Иннокент. Начерт. Церк. Истор. Отд. I. с. 234. Москва, 1842 года. 10 Констанцием. 11 Т.е. христианами, не перешедшими на сторону арианской ереси. 12 Св. Амвросий Медиоланский. De fide lib. 2, cap. 4: opp. p. 3. f. 109 v. 1516 г. 13 Разумеются епископы, которых император Констанций вынудил отречься от православия в Аримин (в 359 г.), и которые после раскаялись в этом и осудили богохульства ариан. 14 Разумеются: св. Афанасий Великий, Иларий Поатьерский, св. Амвросий Медиоланский и проч. 15

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010