«Одним человеком грех вошёл в мир и грехом смерть»... Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщённой диаволом ( Быт.3:1–5,13 ; Ср. 1Тим.2:14 ; 2Кор.11:3 ), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия ( Быт.3:23,24 ; ср. Прем. Сол.3:23,24). Вот происхождение в мире греха и наказание за него – смерти. «И смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником ( Быт.5:1–2 ; ср. 1Кор.15:45 ). В нём все мы заключались, как ветви в своём корне. А так как Адам стал рождать детей, по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» ( Быт.5:3 ). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахоточный человек рождает детей чахоточных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми ( 1Кор.15:21–22 ). Она царствовала в мире ещё до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по словам апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим.5:13 ). Если же так, за что умирали лично неповинные перед Богом люди? Остаётся один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие – смерть. Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская церковь . Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческого – зло от юности», т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов.14:4 ). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быт ему чистым, и чтобы рождённому женщиной быть праведным»? ( Иов.15:14 ). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 Ср. 3Ездр.7:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

148 а) Прощение грехов и очищение от них . В крещении, а не до крещения, подается крещаемому оставление первородного и личных грехов (соделанных до крещения), очищение («омытие») от всего греховного, а не объявление лишь правым пред Богом при остающейся греховности (ср. Иез.36:25 ; Мих.7:19 ; Зах.13:1 ). Апостол Петр уверовавшим иудеям сказал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян.2:28 ). Очевидно, что грехи уверовавшим, но не крестившимся, еще не были прощены. Савлу Анания говорит: «встань, крестись и омой грехи твои» ( Деян.22:16 ), – которые, значит, еще не были прощены. «И такими (грешниками) были некоторые из вас (до крещения), но омылись (в крещении), но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ; ср. Рим.6:2–7 ; Кол.2:11–13 149 ). В Послании к Колоссянам ( Кол.2:11–13 ) апостол противополагает иудейскому обрезанию, которое состояло в удалении известной части тела и было только внешним обрядом, христианское крещение, «обрезание Христово». Последнее есть обрезание сердца, внутренний акт, и в этом смысле оно «нерукотворенно». Выражение «совлечением (ν τ πεκδσει, от πκδυσις – снятие с себя платья, отречение) греховного тела плоти» (греховности человеческой природы – ср. Рим.6:6 ) обозначает, что, как ненужная одежда вся снимается, так и в крещении (нерукотворенном обрезании) удаляется не часть лишь тела, а вся греховная сторона человеческого существа. «Теперь, говорит (апостол)», – по объяснению святого Иоанна Златоуста , – «обрезание не от ножа, но от самого Христа; не рука, как там (в ветхом завете), совершает это обрезание, но Дух; обрезывается не часть, но весь человек. Тело и это, тело и то; но то обрезывается плотию, а это духовно, – не так, как иудеи (обрезывали), – потому что вы совлеклись не плоти, но грехов. Когда и где? В крещении. Что Павел называет обрезанием, то называет и гробом». 150 – «Поскольку колоссяне, увлекшись, возлюбили жизнь подзаконную, то апостол», – говорит блаженный Феодорит , – «объясняет также различие обрезания: оно не плотское, но духовное, не рукотворенное, но божественное, не отъятие малой части тела, но освобождение от всякого повреждения. Виновник же сего не закон, но Владыка Христос... «Совлечением же тела греховного плоти» назвал спасительное крещение, потому что в нем совлекаем с себя оскверненный хитон греха». 151 б) Воссоздание, или возрождение

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

4 Но ущедри мя – но умилосердись надо мной (смилуйся надо мной). 5 Распныйся волею – (Ты,) принявший распятие по Своей воле. 6 В лености – в беспечности (о своем спасении). 7 Ускорив возстави – поспеши поднять, восставить. 8 По сне нощнем – после ночного сна (расширительно: после греховного помрачения). 9 Возсияй ми день безгрешен – ниспошли мне день светлый, безгрешный (расширительно: жизнь безгрешную). Молитва 3-я, того же святого К Тебе€, Влады€ко Человеколю€бче, от сна воста€в прибега€ю 1 , и на дела€ Твоя€ подвиза€юся милосе€рдием Твои€м 2 , и молю€ся Тебе€: помози€ ми 3 на вся€кое вре€мя, во вся€кой ве€щи 4 , и изба€ви мя от вся€кия мирски€я злы€я ве€щи 5 и диа€вольского поспеше€ния 6 , и спаси€ мя, и введи€ в Ца€рство Твое€ ве€чное. Ты бо еси€ мой Сотвори€тель 7 и вся€кому бла€гу Промы€сленник и Пода€тель 8 , о Тебе€ 9 же все упова€ние мое€, и Тебе€ сла€ву возсыла€ю, ны€не и при€сно и во ве€ки веко€в. Ами€нь. 1 Прибегаю – спешу обратиться (с молитвой). 2 На дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим – в надежде на милосердную Твою помощь устремляюсь, поспешаю на совершение дел во имя Твое, дел, Тебе угодных. Ср. Ин. 15, 5: Без Меня не можете делать ничего. 3 Помози ми – помоги мне. 4 На всякое время, во всякой вещи – всегда и во всем. 5 От всякия мирския злыя вещи – от всякого зла этого мира; вообще мирским именуется все, относящееся к страстям мира сего. Ср. Тит. 2, 11–13: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1 Ин. 2, 15–17: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. 6 Диавольскаго поспешения – церк.-слав. слово поспешение означает собственно действие, в данном случае – настойчивое стремление диавола действовать на нас через наши страсти (через мирское). Ср. Рим. 7, 5: Когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти. Ср. также из молитвы пятой св. Василия Великого ко Св. Причащению: И да будут ми святая сия... во отгнание... действа диавольскаго, мысленне во удесех моих действуемаго (т. е. через мысли внушая склоняться ко злу).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

4 Но ущедри мя – но умилосердись надо мной (смилуйся надо мной). 5 Распныйся волею – (Ты,) принявший распятие по Своей воле. 6 В лености – в беспечности (о своем спасении). 7 Ускорив возстави – поспеши поднять, восставить. 8 По сне нощнем – после ночного сна (расширительно: после греховного помрачения). 9 Возсияй ми день безгрешен – ниспошли мне день светлый, безгрешный (расширительно; жизнь безгрешную). Молитва 3я, того же святого К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю 1 , и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим 2 , и молюся Тебе: помози ми 3 на всякое время, во всякой вещи 4 , и избави мя от всякия мирския злыя вещи 5 и диавольскаго поспешения 6 , и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель 7 и всякому благу Промысленник и Податель 8 , о Тебе 9 же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 1 Прибегаю – спешу обратиться (с молитвой). 2 На дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим – в надежде на милосердную Твою помощь устремляюсь, поспешаю на совершение дел во имя Твое, дел, Тебе угодных. Ср. ( Ин.15:5 ): Без Меня не можете делать ничего. 3 Помози ми – помоги мне. 4 На всякое время, во всякой вещи – всегда и во всем. 5 От всякия мирския злыя вещи – от всякого зла этого мира; вообще мирским именуется все, относящееся к страстям мира сего. Ср. ( Тит.2:11-13 ): Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа . ( 1Ин.2:15-17 ): Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. 6 Диавольскаго поспешения – церк.-слав. слово поспешение означает собственно действие , в данном случае – настойчивое стремление диавола действовать на нас через наши страсти (через мирское). Ср. ( Рим.7:5 ): Когда мы жили во плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти . Ср. также из молитвы пятой св. Василия Великого ко Св. Причащению: И да будут ми святая сия… во отгнание… действа диавольскаго, мысленне во удесех моих действуемаго (т.е. через мысли внушая склоняться ко злу).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-utr...

Исх.9:12 , ср. 10:1 . «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею». Объясн. По свойству ветхозаветного языка, эти слова означают то, что Бог предвидел состояние тех людей, допустил оное для Своих целей и назначил последствия их; само же состояние людей зависело от воли тех людей: Исх.7:15:22–23:8:15:19 ; 1Цар.6:6 ; 2Пар.36:13 ; Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 3Цар.12:15 . «И не послушал царь народа; ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось Слово Его, которое изрёк Господь...». Объясн. Опять-таки эти слова означают, что Бог предвидел ожесточение тех людей, попустил оное по упорству и нераскаянному состоянию их, каково, например, было ожесточение Фараона: Исх.7:15 , или Навуходоносора: 2Пар.36:13 ; ср. Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 21) О труждающихся и обремененных Мф.11:28–30 . «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Объясн. Найдут покой душам своим те, которые подвергаются бедствиям не за преступления заповедей, а за любовь к Господу: 1Кор.15:30–31 ; Рим.8:35–39 ; и для всех людей не всегда бывает легка земная жизнь: Еккл.1:13–14 , но пользу от тяжёлых условий жизни приобретают взявшие на себя «иго Христово», последователи за Христом: Мф.19:28 . 22) О сохранении христианского звания Тит.3:8 . «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам». Объясн. Здесь указывается, что однажды получивши (в крещении) избавление и очищение от всякого беззакония, т.е. получивши возрождение и обновление, мы должны затем с помощью данной нам благодати, путём подвигов и добрых дел: Иак.2:22–24 , показать себя достойными своего звания: Еф.4:1–3 , чтобы в противном случае не отпасть от Него: Евр.6:4–6 . 23) О хождении прямым путём Евр.12:13 . «И ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мф.24:8 .  все же это – начало болезней. (Ср. Мк.13:8 (конец)). «Болезней» – δνων, собственно, мук рождения. Во время эволюционного мирового процесса сначала бывают, как и у рождающей женщины, только предвестники дальнейших мук, а потом начинаются сами муки. О «скорбях Мессии» здесь, по-видимому, нет речи. В 3Езд.15–16 подробная речь о подобных же бедствиях (ср. особенно 3Езд.16:39–40 ). Мф.24:9 .  Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; (Ср. Мк.13:9–11 ; Лк.21:12–14 .) У Матфея подробная речь Марка и Луки излагается кратко. Она была изложена Матфеем раньше в другом месте – при посольстве апостолов на проповедь ( Мф.10:17–21 ), поэтому прежде сказанных слов евангелист теперь не повторяет. Слова данного стиха можно относить к гонению на христиан со стороны Нерона, к отношению иудействующих к апостолу Павлу и проч. Апостол Павел говорит: «хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор.4:13 ). Представляется неверным мнение, что здесь Спаситель говорит не ученикам, а обращается к Церкви. Вернее думать, что речь к ученикам и (через них) к Церкви. Мф.24:10 .  и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; О «соблазнятся» см. комментарии к Мф.5:29 . Весь стих по смыслу одинаков с речью Мф.10:21–22 (см. комментарии). Мф.24:11 .  и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; Речь не тождественна с 5-м стихом: там говорится о лжехристах, здесь – о лжепророках. «Видишь ли троякую войну, именно с обольстителями, врагами и лжебратьями?» (свт. Иоанн Златоуст ). В другом месте Златоуст насчитывает здесь семь браней, и даже гораздо больше: «Видишь ли бесчисленные роды браней, новые и необычайные?» Бенгель замечает, что вначале приходят лжехристы (стих 5); в середине – лжепророки (стих 11), а наконец – те и другие (стих. 24). Gradatio bimembris (постепенность двучленная). О лжепророках и лжеучителях в первоначальной апостольской Церкви особенно ясно в Деян.20:30 ; 2Пет.2:1 ; 1Ин.2:18 , 1Ин.2:22–23, 26, 4:1 ; 2Ин.1:7 ; в послании Иуды; Рим.16:17–18 ; Гал.1:7–9 ; Кол.2:18 ; 1Тим.1:6–7, 20 ; 1Тим.6:3–5, 20, 21 ; 1Тим.6:3–5, 20–21 ; 2Тим.2:18, 3:6–8 ; Откр.16:13, 19:20, 20:10 . О ложных апостолах 2Кор.11:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе (1Тим 3:16) Дух выступает как живой свидетель и соучастник домостроительства Сына (ср. Ин 15:26). Высокое значение Духа как свидетеля божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что Свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием (Исх 20:16), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф 3:5). В другом месте (1Тим 4:1) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом (1Кор 12:8-11), раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви (1Фес 1:5). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждого верующего: каждому дается проявление Духа на пользу (1Кор 12:7). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. По посланиям апостола вполне выделяются ряд специальных действований или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: - учительская функция Духа Святого (1Кор 2:13, ср. Ин 14:26); - охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас (2Тим 1:14, ср. Ин 14:26, где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках). - освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу] (Рим 15:16); одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин 3:6): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит 3:5, 1Кор 12:13). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением (2Кор 5:17; Гал 6:15).

http://pravoslavie.ru/1519.html

И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе 63 ( 1Тим.3:16 ). Дух выступает как живой свидетель и соучастник домостроительства Сына (ср. Ин.15:26 ). Высокое значение Духа как свидетеля божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что Свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием ( Исх.20:16 ), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:5 ). В другом месте ( 1Тим.4:1 ) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом ( 1Кор.12:8–11 ), раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви ( 1Фес.1:5 ). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждого верующего: каждому дается проявление Духа на пользу ( 1Кор.12:7 ). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. По посланиям апостола вполне выделяются ряд специальных действований или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: – учительская функция Духа Святого ( 1Кор.2:13 , ср. Ин.14:26 ); – охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас ( 2Тим.1:14 , ср. Ин.14:26 , где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках). – освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу] ( Рим.15:16 ). Одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин.3:6 ): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит.3:5 , 1Кор.12:13 ). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением ( 2Кор.5:17 ; Гал.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть " … Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщенной диаволом ( Быт. 3:1–5,13 ; ср. 1Тим. 2:14 ; 2Кор. 11:3 ), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия ( Быт. 3:23,24 ; ср. Прем. Сол. 3:23,24). Вот происхождение в мир греха и наказания за него -смерти. «И смерть перешла во всех человеков, потому, что в нем все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником ( Быт. 5:1–2 ; ср. 1Кор. 15:45 ). В нем все мы заключались, как ветви в своем корне. А так как Адам стал рождать детей по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» ( Быт.5:3 ). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахоточный человек рождает детей чахоточных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми ( 1Кор.15:21–22 ). Она царствовала в мире еще до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по сло- вам апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим. 5:13 ). Если же так, за что умирали лично неповинные пред Богом люди? Остается один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие- смерть. Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская церковь . Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческаго – зло от юности», т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистаго? Ни один» ( Иов.14:4 ). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным»? ( Иов.15:14 ). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ср. 3Ездр. 7:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Деян.18:4 .  Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. «Говорил... убеждал...» в синагоге, что предполагает само собою разговорный способ проповеди, дозволявшийся в синагогах, как видно и из Евангелия ( Ин.4:25–59 ). Из дальнейшего ( Деян.18:6 ) видно, что проповедь апостола не приносила вначале желанных плодов ( «противились и злословили»), так что и для подкрепления апостола потребовалось нарочитое явление ему Господа ( Деян.18:9–10 , ср. 1Кор.14:9, 18 ). Деян.18:5 .  А когда при­шли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел по­нуждаем был духом свиде­тель­ство­вать Иудеям, что Иисус есть Христос. «Пришли из Македонии Сила и Тимофей...» – см. Деян.17:14 . «Понуждаем был духом...» – выражение, указывающее на особое напряженное состояние духа апостола, в противовес особо упорному противлению иудеев. Деян.18:6 .  Но как они про­тивились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. «Отрясши одежды свои...» – то же, что «оттрясти» прах от ног своих ( Деян.13:51 ) – выражение решительного разрыва и отделения от неверующих. «Кровь ваша на главах ваших...» ( Мф. 23:35, 14:25 ) – т. е. ваша вина, ваша и расплата за нее – кровавыми наказаниями Божиими, возвещенными в Евангелии, и вечною гибелью. «Я чист...» – поскольку исполнил все от меня зависящее, чтобы вы познали истину и, познав, отвратили от себя не только временную, но и вечную гибель, уготованную непокорным ( Рим.1:32, 6:16, 21, 23, 7:5–10, 13 и др.). «Отныне иду к язычникам...» – ср. Деян.13:46 . Деян.18:7 .  И по­шел оттуда, и при­шел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. Переход апостола к проповеди язычникам и поселение в доме подле синагоги, являя его возбужденное состояние и решительность характера, сообразовалось с его правилом возбуждать ревность сродников своих по плоти ( Рим. 11:14 ). «Поселился в соседнем доме, чтобы это самое соседство возбудило в них ревность, если бы они захотели» (Златоуст). И действительно, столь решительная и величавая мера не замедлила произвести свое спасительное для многих действие. Пример подал сам начальник синагоги (ср. Деян.13:15 ), Крисп, один из немногих крещеных самим апостолом ( 1Кор.1:14 ). Этот Крисп был впоследствии епископом на острове Егине, у берегов Греции, в Саронском заливе (Чет.-Мин., Янв. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010