Певцы: «Буди имя Господне...» (трижды) и 33-й псалом. Отпуст Литургии – как на утрене. На трапезе разрешается рыба. Примечание. «На трапезе же разрешаем на рыбу, и елей, и вино, аще и среда или пяток. [Зри] Подобает ведати, яко предание имамы от Святых Отец от спасительнаго сего праздника Преображения, снедати гроздие, идеже обретается. Благословение приемше от иерея. Принесену бывшу гроздию в церковь, и по анафоре раздроблену. Глаголется же и молитва на благословение гроздия. Внимай: Яко аще кто от братий снест гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу Святых Отец. Сие же запрещение бывает и блюдущим винограды братии. Гроздию же на трапезе по празднице сем, трижды в неделю подобает предлагатися братии: сиречь в понедельник, в среду, в пяток, да вкушают братия. Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет. Сия же глаголем кроме приносимых блюдущим смокви, и раздаемым: снедают бо сия» (Типикон, 6 августа). С 7 по 12 августа – попразднство Преображения Господня. 13 августа – отдание праздника Преображения Господня. 1 «На велицей вечерни стихология не бывает, токмо аще есть Неделя, тогда поем кафизму всю. Аще в понедельник, 1-й антифон» (Типикон, 6 августа). 2 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику... Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие...» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-19/

632. Иоанн Златоуст. Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. пр. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 633. См. выше, стр. 112–113. 634. Апостольские Постановления II, 59. См. выше, стр. 113. 635. Апостольские Постановления V, 20. 636. Апостольские Постановления VII, 23. 637. Апостольские Постановления VIII, 33. 638. Сократ. Церк. ист. VI, 8. См. выше стр. 263. 639. Василий Великий Пис. 89. Иоанн Златоуст. на Тим бес. 5. Тимофей Александрийский. Пр. 13. 640. Сократ. Церк. ист. V, 22. Ср. выше, стр. 191, 195, 196, 201 — суббота у отшельников и в монастырях. 641. Кассиан. Об установлении киновий. III, 8, 9. См. выше, стр. 148. 642. Zahn, Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В. Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 643. До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 644. Лаодик. Соб. Пр. 29. 645. Кассиан, Об установлении киновий. III, 10. 646. Апостольские Постановления VII, 24. 647. Прав. св. ап., 69. 648. Епифаний Кипрский. Изл. веры, 22. 649. См. выше, стр. 119. 650. Евсевий. Жизнь Конст. IV, 18. Созомен. Церк. ист. I, 8. 651. Василий Великий Письмо к Кесарию, см. выше, стр. 164. Амвр. На Пс. 118 бес. 8. 652. Сократ. Церк. ист. V, 21. 653. Maji, Spicilegium Romanum, IV, 32. Renaudotii, Liturg. orient. collect. I, 79. 654. Ник. Соб. Пр. 5. 655. Евсевий. О праздн. Пасхи. гл. 4. 5. 656. Афанасий Великий. Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Апология на Конст. гл. 15. 657. Кирилл Иерусалимский. Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 658. Лаод. Соб. пр. 49, 51. 659. Епифаний Кипрский. Излож. веры. Гл. 21. 660. Амвросий. О Ное и ковч. гл. 4. Об Илии и посте. гл. 10. 661. Сократ. Церк. ист V, 22. 662. Созомен. Церк. ист. VII, 19. 663. Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» (иеромон. Алексий Соловьев) заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности и времени предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новацианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

прот. Петр Гнедич. Введение. Характерно, что сам же о. Петр приходит к необходимости этого богословского дифференцирования, когда вынужден возражать на некоторые явно нецерковные идеи противоюридического сочинения проф. В. Несмелова: «Различение прощения вины в грехе и потребления следствий греха является основой правильного понимания искупления» (там же; примечание 333), но не замечает, что это его утверждение прямо противоречит отстаиваемой им теории, где как раз не различаются не только вина и болезнь в грехе, но и само искупление как причина и спасение как следствие. Там же. Гл.I, 3/еп. Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия. Изд. 3–е. Т. 3. С. 459. свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Бытия. Беседа 3, §4. свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды. Беседа 2, §4. св. Иустин Философ. Apolog. 11,13; Dialog с Tryph., 85,94,103. свт. Афанасий Великий. Толкование на псалмы. 50:7. блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Гл.13. архим. Арсений. Николай Мефонский, епископ XII в., и его сочинения/Христианское чтение. 1883. N° 3/4. С. 327–328/прот. Петр Гнедиц. Гл.VII, 4. Ср.: «Ты даровал в законах некие очищения и чрез окропление иссопом. С этою же целью и нам ныне даруй нечто подобное, так как Ты - тот же Бог. Или, может быть, прикровенно говорит о некоем таинстве. Моисею в Египте повелено было кровь овнюю иссопом воскропить на праги (Исх 12:22), а мы искуплены наиболее честною кровию. Итак, поелику воскропление крови служило охранением, чтобы живущие в доме не потерпели чего от погубляющего, то Давид справедливо, делая таинственное напоминание о той крови, говорит: окропиши мя иссопом, прикровенно разумея будущее очищение всех кровью истинного агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега» (свт. Афанасий Великий. Толкование на псалмы. 50:9). Типикон. Гл.48; 49; 50. архим. Арсений. Николай Мефонский, епископ XII в., и его сочинения/Христианское чтение. 1883. N° 3/4. С. 327–328/прот. Петр Гнедиц. Гл.VII, 4.

http://pravoslavie.ru/73158.html

См. толкование прп. Максима Исповедника (Амбигва 7), направленное против оригенистов, пытавшихся применить эту формулу в поддержку своего инославного понимания. 3190 О христианских смыслах, которыми святые отцы, в частности отцы-каппадокийцы и свт. Иоанн Златоуст , наполняют слово «философия», см.: Malingrey А.-М. “Philosophia”. Etude d " un groupe de mots dans la Littérature grecque des Présocratiques au IVe siècle après J.-C. Paris, 1961. P. 207 и далее. 3196 Прп. Иоанн Лествичник в отрывке, слишком длинном, чтобы цитировать его здесь, сравнивает этот путь духовника с путем Моисея, постепенно преодолевающим все препятствия, с которыми ему приходится столкнуться, и благодаря этому становится способным вести своих собратьев, как Моисей вел народ Божий (см.: Слово особенное к пастырю 101). 3236 Ср.: Апофтегмы. Алфавитное собрание. Иоанн Колов 19; Варсонофий Великий, прп. Ответы 484 (481). 3261 Ср.: Апофтегмы. Алфавитная серия. Исаак из Келлий 2; Arm 2, 318 (83) В. Замечания в этом же духе можно встретить во многих других изречениях и в житиях святых. 3287 Ср.: Дорофей Газский, прп. Послания 2; Каллист и Игнатий Ксанфопулы, свв. Метод и точное правило 14; 15. 3333 Цитируется по: Hausherr I. Direction spirituelle en Orient autrefois. Rome, 1955 (Orientalia Christiana Analecta 144). P. 159. 3351 Эвергетидский типикон. Гл. 7 (Hausherr I. Direction spirituelle en Orient autrefois. Rome, 1955. P. 226). 3364 Jugie М. Le Typicon du monastère de Prodrome au mont Ménécée, près de Serrés (гл. 13)//Byzantion 1937. 12. P. 50. 3374 Cp.: Симеон Студит, прп. (Hausherr I. Introduction//Vie de Syméon le Nouveau Théologien par Nicetas Stethatos/Texte grec, introduction, notes, trad. fr. P. Irénée Hausherr. Paris, 1928. P. XLIX-L). 3375 Hausherr I. Там же. P. L. Vie de Syméon le Nouveau Théologien par Nicetas Stethatos/Texte grec, introduction, notes, trad. fr. I. Hausherr. Paris, 1928. P. 50. 3394 Дорофей Газский, прп. Душеполезные поучения 13, 145. См. также: Максим Исповедник , прп. Главы о любви 3, 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

д. б. и чтение) без аллилуиа, как и всегда по исполнении Псалтири (currente dumtaxat psalterio); затем другой респонсорий уже с аллилуиа, так чтобы было 16 начал (impositiones: 2 в начале † 12 пс. † 2 оеср.; по Мартену — интонации), чтение апостола, чтение евангелия, которое всегда творит аббат, в отсутствие же его препозиты по очереди; затем стих и Rogus Dei (молитва); к конце каждого псалма молитва (гл. 44, 33); по все же воскресенья все антифоны и респонсории говорятся с аллилуиа до ноктурны понедельника и не преклоняют колен» (гл. 45). Утреня (Laudes) в западных монастырях    С ночною службою стояла в тесной связи, хотя являлась самостоятельно службой, утреня (matutinum), называвшаяся по ее псалмам «Хвалите Господа с небес» и след. Laudes или ad Laudes (­Хвалитные). (с. 348) По уставу пр. Венедикта на утрени прежде всего произносится (dicatur) 66 пс. без антифонов, медленно, чтобы все поспели, и 40 пс., который произносится с антифонами, а в воскресенье с аллилуиа, затем 2 псалма, меняющиеся по дням: в понедельник 5 и 35, во вторник 42 и 56, в среду 63 и 64, в четверг 87 и 89; в пятницу 75 и 81, в субботу 142 и песнь второзакония (ср. у нас в суб. мясопуст. сыропуст. и Лазареву), которая разделяется на две Славы, в воскресенье пс. 117 (ср. у нас Бог Господь) и 62. Затем песнь из пророков особая на каждый день, «как поет римскоя церковь» (см. ниже), а в воскресенье — Benedictiones, т.е. песнь 3 отроков и Laudes (хвалитные псаомы), чтение из апостола, в воскр. из апокалипсиса, на память респонсорий, гимн Амвросия (ныне: Aeterne rerum conditor), песнь из Евангелия (ныне песнь Захарии; в воскресенье, т.о. 5 библейских песней: 3 на бдении и 2 на утрени, последние в порядке нашего канона), литания и конец (гл. 12, 13). По Аврелиану на утрени «сначала песнь (canticum) на антиофн, затем просто (directaneum) Суди ми Боже; Боже Боже мой к тебе утренюю, Хвали душе моя Господа, Хвалите Господа яко благ псалом, Похвали Иерусалиме Господа. Затем: хвалите Господа с небес. воспойте Господеви песнь нову.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние две – с дополнительными воскресными стихами: 1-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца»; 2-й – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Триоди, глас 1-й: «Общее воскресение...» (единожды). Ектении и отпуст. Примечание. Отпуст утрени и Литургии: «Христос, Истинный Бог наш...» с упоминанием имени св. прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского. На часах – тропарь и кондак Триоди. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны от канона праздника, песни 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8. На входе – «...во святых Дивен сый...» . По входе – тропарь Триоди, глас 1-й: «Общее воскресение...». «Слава, и ныне» – кондак Триоди, глас 2-й: «Всех Радость – Христос...». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое...»; стих: «Господь – Защититель живота моего...». Аллилуиарий, глас 5-й: «Господь воцарися, в лепоту облечеся»; стих: «Ибо утверди вселенную...». Апостол и Евангелие – субботы Лазаревой. По традиции, может петься задостойник: «Чистую славно почтим...» . Причастен: «Из уст младенец...». После «Спаси, Боже, люди Твоя...» поем: «Видехом Свет Истинный...». Примечание. На трапезе разрешается вкушение рыбной икры: «На трапезе учреждаемся варением со елеем. Аще же и икру имамы, да дастся коемуждо брату по три онгии : и вино пием» (Типикон, гл. 49, «В субботу святаго и праведнаго Лазаря»). 1 Служба Минеи с 26 марта переносится на повечерие в среду 6-й седмицы поста вечером (см. 24 марта). 2 «Повечерие поем малое в притворе поскору, без поклонов и канона, точию на Слава в вышних... 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по Честнейшую... 3 великия поклоны с молитвою: Господи и Владыко... и прочия 12-ть, и на последнем Трисвятом 3 поклоны, и отпуст» (26 марта, 3-е «зри»). Ср.: Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава: «Повечерие же поем малое без поклонов: поем же и трипеснец на нем кир Андрея Критскаго».

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-08/

наз. руги – жалований, подарков – патриархом в большие праздники, пение некоторых песней псалтами на амвоне, а других монахами, спудеями и т.п.) и в немногих чинах: тот и другой имеют тритекти и панихиду (Дмитриевский А. Древнейшие патр. Типик. 144. 147. 206. 208. 298). Но строй суточной службы по тому и другому Типикону иной: в Иерусалимском, IX в., по крайней мере,, этот строй гораздо ближе к нынешнему нашему, чем к тогдашнему Константинопольскому, а более раннего богослужения в той и другой церкви мы не знаем (не считая описания Сильвии). 1580 Дмитриевский А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Каз. 1894, с. 289. 1582 Типикон Велик. церк. 13 сен., 24 дек. и в субботу Пятидесятницы. Патмос. ркп. 266 л. 6, 61 об. 233 об.–234; 5 янв. по 140 Дрезд. ркп. л. 132 об. 1587 Ср. у нас в чине погребения: пред. 118 пс. поется «Непорочни в путь, аллилуиа», т.е. 2-я пол. 1 стиха с припевом. Так и в римском богослужении пред псалмами ставится в качестве антифона часть какого-либо стиха, например, пред 28 пс. «Помолитеся». 1588 может быть пс. 92 «Господь воцарися»: «ибо утверди вселенную». Мансветов И. О песненном последовании. Прибавл. к твор. св. отцев, за 1880, IV, ч. 26, с. 976. 1590 Goar Jac. Εχολγιον sive Rituale graecorum, Ven. 1730, p. 35–37. Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока. Т.2. Εχολγια, Киев 1901, с. 12. 21. 1001. Требн. Моск. Синод. библ. 371/675, л. 87–94 об. 1591 По рассказу русского путешественника конца XII в. Новгор. архиеп. Антония, в К-поле, когда во время службы является патриарх и благословляет певцов, они «оставивше пение полихронию кличут». Савватов П. Путешествие новг. архиеп. Антония в Царьград, СПб. 1872, с. 94. Симеон Сол. О бож. мол. гл. 349– 351 (314–316). «Чин» Афонско-андреевской рукописи XV в. и нотная рукопись Παλαδικ τχνη XIV в. библ. Ватопедского мон. 297 (931) подробнее изображают вход, пение славословия и чтение Евангелия. Певцы поют «Преблагословенна» только до Слов «Благословен Христов Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

7 Этого припева нет в Цветной Триоди. Он указывается в нотной Цветной Триоди (М.: Синодальная тип., 1914) и в Служебнике (М., 2005). 8 В Цветной Триоди – «Иже в виде огненных язык...». 9 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. 10 Ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю вечера святыя 50-цы». По установившемуся обычаю, «Царю Небесный» в начале вечерни поет народ. 11 Согласно Уставу, после отпуста Литургии совершается 9-й час, начинающийся после возгласа Благословен Бог наш... обычным началом (с Царю Небесный...). Об обычном начале на вечерне с коленопреклонными молитвами Устав умалчивает, указывая лишь на молитву Царю Небесный перед предначинательным псалмом. Это может восприниматься и как указание на чтение (или пение) на вечерне только молитвы Царю Небесный без прочих молитв обычного начала (ср.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993 р . С. 681; Настольная книга священнослужителя. М., 2001 р . Т. 4. С. 592), и как «умолчание» Типикона, подразумевающего наличие всех молитв обычного начала на вечерне, включая Царю Небесный (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 737). По мнению свт. Афанасия (Сахарова), «в вечер... Пятидесятницы не только 9-й час имеет свое полное начало (даже Царю Небесный), хотя он следует непосредственно за отпустом Литургии без расхода, но и начинающаяся тотчас же после него вечерня также имеет полное начало, в коем вторично даже и Царю Небесный. Этим устав как бы сильнее хочет подчеркнуть, что богослужение собственно дня Пятидесятницы закончилось совсем, и теперь начинается богослужение следующего дня – понедельника» (см.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 86). 12 При архиерейском богослужении на вечерне совершается вход с Евангелием. 13 Все коленопреклонные молитвы иерей читает на коленях в царских вратах, лицом к народу; по установившейся практике, во время чтения молитв иерей держит в руках цветы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-23/

765. Апостольские Постановления V, 12. См. выше, стр. 133. 766. Паломн. § 38. 767. Евсевий. Жизнь Констан. IV, 22. 768. Григорий Богослов. Слово на Пасху, 42. 769. Иоанн Златоуст. Бес. о воскрес. Христ. 34. 770. Апостольские Постановления VIII, 33. 771. Cod. Jusstiniam. III, 12, 8. 772. Cod. Theodos. XV, 5, 5. 773. Августин. Пис. к Иан., 119, гл. 17. 774. Паломн. § 39. 775. Снятые крещальные одежды сдавались в церковную ризницу. Bingham Orig XX, 118. 776. Августин. Пис. 54, гл. 2. Сократ. Церк. ист. VII, 26. 777. Апостольские Постановления V, 18, VIII, 33. 778. Евсевий. Жизнь Констан. III, 41–43. 779. Кирилл Иерусалимский. Огл. 14. 780. Паломн. § 42. 781. См. выше, стр. 127. 782. См. там же и стр. 68. 783. Епифаний Кипрский. Изложение веры, 22. 784. Ник. Соб. 1, пр. 20. 785. Августин. Пис. Иан. (119) гл. 17. 786. Кассиан. Собеседов. XX, 11. 23. 787. Паломн. § 41. 788. Григорий Богослов. Слово на Пятидесятницу, 44. Ср. Августин. Прот. Фавст XXXII, 12. 789. См. выше, стр. 138. 790. Августин. Слово 262 (ad infantes). 791. Cod. Theodos. XV, 5, 5. 792. Ср. выше, стр. 142. 793. На праздник в 40 день после Пасхи не упоминается о таком евангелии и вообще о чествовании вознесения. Может быть вознесение и сошествие Св. Духа праздновались месте в Пятидесятницу. Вообще эти два праздника не везде еще обособляются. Так Эльвирский Собор 305 г. постановляет: «следует исправить неверное установление по свидетельству Писаний и праздновать всем день Пятидесятницы; иначе кто не поступит так заявит себя вводителем новой ереси» (пр. 43). Древнее epitome (сокращ. сборник) этого Собора передает это правило так «после Пасхи пусть соблюдается 50-й день а не 40-й (Mansi, Sacr. concil. II, 13). Может быть монтанисты, думавшие, что только в Монтане Дух Св. впервые очутился на земле, были против празднования Пятидесятницы (Hefele C. Conciliengeschichte, Freib, en B, 1855. I, 145. 794. Ср. выше, стр. 141–142. 795. Паломон. § 43. 796. Апостольские Постановления V, 19. 797. Паломн. § 44. 798. Апостольские Постановления V, 19.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

По входе – тропари и кондаки: Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 30 января излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 422, 428–430. В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак Триоди. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. Примечание. Поскольку в честь святителя совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется. Прокимен и аллилуиарий – воскресные и святителя. Апостол и Евангелие – Недели о мытаре и фарисее и святителя. Примечание. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи... В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341). Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...», и святителя: «В память вечную...». 1 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-25/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010