63. Лоргус А., священник. Православная антропология. Курс лекций. Выпуск 1. - М.: Российский Православный университет святого апостола Иоанна Богослова. Факультет психологии, 2003. 64. Год души. Православный календарь с чтением на каждый день. 2005. - Составление И. Смолькина. Московский Патриархат, Молдавская Митрополия, Единецко-Бричанская епархия. 65. Московские епархиальные ведомости. 3-4 - 2005. 66. Лунный А.Н. Мутации и новые гены. Можно ли утверждать, что они служат материалом макроэволюции? XIII Международные Рождественские образовательные чтения. Православное осмысление творения мира. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Миссионерско-Просветительский Центр " ШЕСТОДНЕВЪ " , 2005. 67. Тихомиров Т. Загробная жизнь или последняя участь человека. Часть 2. - М., подписано к печати 25.09.95 г. 68. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Перевод с греческого. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. 69. Георгий (Чертышников), архимандрит. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. В двух книгах. Книга вторая. - Рязань: издательство " Зерна " , 2003. 70. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. 1998. 71. Добротолюбие: В 5 т. Перевод с греческого святителя Феофана Затворника, том 3. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2004. 72. Невярович В. Терапия души. Святоотеческая психотерапия. - Издание 2-е, дополненное и исправленное. М.: Pycckiй Хронографъ, 2001. 73. Православная беседа. 4 - 2004. Духовно-просветительский журнал. 74. Димитрий Оловянников, священник. Слово в день Святой Троицы. Московские епархиальные ведомости. 4-5 - 2004. 75. Николай Погребняк, протоиерей. Троицкая родительская суббота. Святоотеческое наследие и иконографические параллели. Московские епархиальные ведомости. 4-5 - 2004. 76. Иустин (Попович), архимандрит. О первородном грехе. - Пермь: Пермское епархиальное управление. Православное общество " Панагия " , 1999. 77. Краткая медицинская энциклопедия. Т. 1. - М.: издательство " Советская энциклопедия " , 1972.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Антоний, получивший титул «Орловский и Болховский». 28 авг. 2014 г. архиеп. Антоний возведен в сан митрополита. По инициативе митр. Антония в епархии организованы Рождественские чтения, Пасхальный фестиваль. По просьбе Орловского архиерея и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) в 2014 г. учреждена епархиальная медаль сщмч. Кукши 3 степеней. Ежегодно 6 мая устраивается крестный ход в день памяти вмч. Георгия от орловской Успенской (Михаило-Архангельской) ц. до кинотеатра «Победа», к-рый стоит на месте разрушенной Георгиевской (Сретенской) ц. 28 июля 2016 г., в день памяти равноап. кн. Владимира, впервые в истории епархии Патриарх Кирилл посетил регион и возглавил церковное торжество. Главное богослужение прошло в Богоявленском соборе Орла. Предстоятель совершил чин малого освящения храма в честь Смоленской иконы Божией Матери, посетил Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям им. З. И. Круглой в Орле, освятил купола и колокола храма в честь Сретения Господня в пос. Вятский Посад Орловского р-на, где по благословению схиархим. Илия (Ноздрина; уроженец с. Становой Колодезь того же р-на) возведен духовно-правосл. центр, а также посетил вновь построенный храм во имя св. кн. Александра Невского в дер. Б. Сотниково Урицкого р-на. 9 марта 2017 г. учреждено Мценское вик-ство О. и Б. е. Духовное просвещение в 90-х гг. XX в.- 2018 г. В 1998 г. между администрацией Орловской обл. и епархией был подписан договор о совместной культурно-просветительской и образовательной деятельности, который позволил священнослужителям проводить работу в сфере духовно-нравственного воспитания и просвещения в светских учебных заведениях Орла и области. С 1 сент. 1998 г. в Орле работает правосл. гимназия во имя сщмч. Иоанна Кукши; к 2018 г. ее выпускниками являются 98 воспитанников. С 2008 г. в епархии постоянно действуют курсы для священно- и церковнослужителей (имеется класс диаконов, певчих и псаломщиков и класс звонарей), а также богословские курсы для мирян при орловской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Коллинз Ф. (Руководитель международного проекта «Геном человека»). Доказательства Бога: Аргументы ученого; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2008. – С. 58. Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. – С. 249-251. Климик И. Антропный принцип во Вселенной: попытка православного осмысления. Электронный ресурс:  http://www.bogoslov.ru/text/256660.html Канве В.А.Антропный принцип в космологии//Философия науки: краткий энциклопедический словарь.  -М.: Омега-Л, 2008. - С. 24-25. Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. – С. 251. См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. - С. 136-139. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Кн. IV, Гл. 3. — М.: Наука/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, 1993. – 384 с. Захаров М., прот. Христианская антропология и антропный принцип в физике//Христианство и наука. сборник докладов конференции. XIV Международные Рождественские образовательные чтения. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2006. – С. 130-145. Максим Исповедник, npen.Quaesm. ad Thalass., 60; PG 90, 621A–B. См. также: Флоровский Г., прот. Cur Deus Homo? О Причине Воплощения//Догмат и история. – М., 1998. – С. 160-161. Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. – С. 251-253. «Да ведь теперешняя земля, может, сама-то биллион раз повторялась; ну, отживала, леденела, трескалась, рассыпалась, разлагалась на составные начала, опять вода, яже бе над твердию, потом опять комета, опять солнце, опять из солнца земля — ведь это развитие, может, уже бесконечно раз повторяется…» - Достоевский Ф.М.Братья Карамазовы. Т. II. Часть IV. Книга XI (IX. Черт. Кошмар Ивана Федоровича). – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. - С. 355. Девис П.Суперсила. - М.: Мир, 1989. - С. 260. См. также: Докинз Р.Бог как иллюзия. – М.: КоЛибри, 2008. - С. 195-217.

http://bogoslov.ru/article/3107623

В мае 1858 года, в день Святителя Николая Угодника, в Усть-Зейский казачий пост прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий. Святителем Иннокентием был здесь заложен храм в честь Благовещения Божией Матери – первое здание нового города. По имени храма и город был назван Благовещенском – в память о первой победе над китайцами в праздник Благовещения в 1652 году и в память о храме Благовещения в Иркутске, в котором начинал свое священнослужение Святитель Иннокентий, а также в ознаменование того, что «отсюда изойдет благая весть о воссоединении Приамурского края с Российскими владениями». Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой. Молитвы их были услышаны: Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье. В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. Новый период в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался с 1885 года и связан с именем епископа Камчатского Гурия, который установил ежегодное празднование ей 9 марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением. Летом 1900 года, во время «Боксерского» восстания в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

http://pravicon.com/info-2

В благодарное воспоминание об этом Церковью было установлено совершать в этот праздник литию в монастырях. В VII веке святитель Андрей, архиепископ Критский, в VIII преподобный Иоанн Дамаскин и другие церковные песнотворцы посвятили празднику Сретения священные песнопения, которые и по сей день возносятся Церковью. Множество церквей на Руси возведено в честь этого праздника, чем подчеркивается важность для человека хождения в храм Божий, где он встречается с Богом, получает от Него благословение и силы на свои дальнейшие труды. Так, старинная Сретенская церковь есть в Петрозаводске, на берегу пролива, соединяющего Онежское озеро и Логмозеро. К XVI веку относится церковь Сретения Господня в г. Балахне Нижегородской области, к XVII веку — Сретенская церковь в Ярославле. Сретенский монастырь есть в республике Бурятия, Сретенские храмы — в московском Донском и Псково-Печерском монастырях, в Ростове-на-Дону, Петербурге, Москве и Московской области; из храмов последней особую известность имеет Сретенский храм, что в Новой деревне (близ г. Пушкино), — место служения известного проповедника отца Александра Меня (1990). Сретенские храмы дали название различным населенным пунктам России: существуют село Сретенское (Пермская и Вятская области) и даже город Сретенск (на юго-востоке Забайкалья, на берегу р. Шилка). В иконографии Сретения ключевым моментом является передача Богородицей Младенца на руки праведному Симеону. За спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух (реже — трех) голубей; за ним — пророчица Анна. Божия Матерь и Иосиф показаны идущими слева направо, праведные Симеон и Анна — справа налево: так языком живописи передается богословский смысл праздника — встреча Ветхого и Нового Заветов. Симеон принимает Богомладенца покровенными руками как великую святыню. Праведная Анна изображается со свитком в руке. Младенец обычно облекается в белую рубашку. На сретенских иконах показываются разные моменты передачи Младенца: Он может находиться на руках Марии (фреска из собора Снетогорского монастыря в Пскове) или на руках у Симеона (фреска собора Мирожского монастыря в том же Пскове).

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Поместный Собор Русской Церкви в 1681 г. принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, " в дауры " , " людей духовных - архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом " . Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом. Албазин и албазинцы С восшествием на престол нового императора Канси (1662-1723 гг.) китайцы начали укреплять Северную Маньчжурию острогами и крепостями и теснить русских поселенцев. Началось стягивание сил против Албазина, но прежде решительных действий китайская сторона предпринимает попытку склонить русских поселенцев на свою сторону, которая, однако, не имела успеха. Убедившись в невозможности взять крепость малыми силами, Канси предпринял много усилий для выдворения русских. С сухого пути были построены станции; был создан целый флот; ниже Албазина выросла крепость. Сделаны были огромные запасы провианта для действующих войск. Всего войска собрано было 15000 человек, со 100 пушками и 50 осадными орудиями. И вся эта армия шла против небольшого острога, в котором, кроме пашенных людей и женщин с детьми, сидело всего 450 казаков, с 3 пушками и 300 ружьями. На требование о сдаче воевода Алексей Толбузин ответил отказом, после чего начался штурм. Гарнизон потерял около ста человек и оборонялся каменьями за выходом всего запаса пороха и снарядов. Во время осады старец Гермоген, старец Соловецкого монастыря Тихон и священник Максим Леонтьев уговорили воеводу, видя безуспешность неравной борьбы, сдаться. Впрочем, на этом история Албазина не закончилась. В следующем же году Толбузин снова отстроил крепость, и она еще два года осаждалась китайцами. Однако же, русским стало понятно, что для продолжения войны с богдыханом имеющихся сил недостаточно. В соответствии с договором от 27 августа 1689 г., Россия уступала амурские земли Китаю. В августе 1690 г. последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня при этом не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены самими казаками. Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/20/...

С 1716 по 1933 г. было отправлено в Китай 20 миссий и свыше 200 проповедников. Трудами многих поколений строилась Миссия, молитвами святых подвижников освящено ее прошлое. Так святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святитель Иннокентий, епископ Иркутский, принимали непосредственное участие в возникновении и развитии. Последний китайский священник о. Григорий Чжу из числа потомков албазинцев почил совсем недавно, в 2000 г. В настоящий момент в Китайской Автономной Православной Церкви насчитывается около 10 тыс. мирян, но нет ни священников, ни епископов, что объясняется позицией китайских властей, не разрешающих после смерти о. Григория рукополагать новых. Албазинская икона в XIX-XX вв. Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 г. капитаном Г.И.Невельским был поднят Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. В 1854 г. по Амуру прошел первый сплав войск, положивший начало присоединению Приамурья к России. Икона Албазинской Божьей Матери, широко известная среди жителей Забайкалья, стала свидетельницей этого выдающегося события. Участник сплава Н.Свербеев, вспоминая начало экспедиции, писал: " На берегу на поляне стоял небольшой стол, покрытый скатертью, на нем - икона Божьей Матери (из Албазина), которою местный священник благословил нас " . Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского и святителя Иннокентия, архиепископа Камчатского ( + 1879, память 31 марта/13 апреля) за несколько лет левый берег Амура был сплошь застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. За одно лето 1857 г. на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков, в т.ч. большие станицы Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия. За лето 1858 г. число поселений увеличилось еще на тридцать. В числе их были основаны три города: Хабаровск, Благовещенск, Софийск. Новые переселенцы на пути к Амуру, проезжая через Сретенск, усердно приносили моления Святой Защитнице Приамурья пред Ее чудотворной Албазинской иконой.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/20/...

Газета «Русское Слово» 30-го апреля поместила извещение о моем пребывании в Порт-Артуре, в виде письма читателя. Газета, по-видимому, злостно введена в заблуждение, ибо извещение от начала до конца не соответствует действительности и не могло быть писано человеком, действительно бывшим в Порт-Артуре, судя по несообразности его указания местности и обстоятельств дела. Пекинского епископа вовсе не было при моем посещении бывшего русского города. Церковь в нем находится не на кладбище, как указано в газете, а совершенно в другой части города, версты за четыре. В Порт-Артуре был в это время русский консул, собрались все до единого наличные русские православные люди. Немедленно по приезде мы отправились на кладбище; там была совершена панихида о русских воинах позади воздвигнутого японцами памятника, у общей братской могилы, где погребено 6 т. погибших на Высокой горе. Оттуда уже поехали осмотреть церковь . При осмотре был только монах, недавно приехавший для приема ее, и сторож. Никакого разговора с японским чиновником о церкви не было, все сказанное об этом в газете есть сплошной вымысел. Если действительно это писал порт-артурец, то, очевидно, он не из христиан, а из политических эмигрантов-евреев, называющих себя всегда за границей русскими. Их более чем достаточно и дня Дальнего и для Порт-Артура. Наконец, я вовсе не был ревизором Пекинской миссии, для этого был особо послан Синодом епископ Киренский Иоанн, которого я сопровождал в Порт-Артур и Пекин, и которого автор заметки принял почему-то за пекинского епископа. Однако, очень приятно, что газета «Русское Слово» стала так ратовать за служения панихид о воинах и так зорко охранять авторитет православных архипастырей. Прошу газеты, перепечатавшие сообщение «Русского Слова», поместить настоящее опровержение. VIII. Амурская железная дорога Сретенск, 8 июня. Сообщаю собранные сведения о постройке Амурской железной дороги. Головный участок, протяжением сто шестьдесят верст, строится по второму варианту – от станции Куенга, направляясь на восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек. Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур. Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, «проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве», митрополит Игнатий писал: «Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается». Скоро проповедь Евангелия в китайской империи принесла плоды – появились первые крещенные китайцы. Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве. Митрополит Тобольский, Святитель Филофей, апостол Сибири († 1727), писал грамоты пекинскому духовенству и верующим, в 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников в течение двух с половиной столетий до самого недавнего времени. Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г. И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского († 1881) и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского († 1879, память 31 марта), в духовном окормлении которого находились Приамурье и Приморье, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Каждый год становился важной ступенью в хозяйственном освоении края, его христианском просвещении и благоустроении. За одно лето 1857 года на берегу Амура было выстроено пятнадцать станиц и поселков (в том числе большие станицы – Албазинская на месте древней крепости и Иннокентиевская, названная так в честь Святителя Иннокентия), также за одно лето 1858 года – более тридцати поселений, среди них три города – Хабаровск, Благовещенск, Софийск.

http://pravicon.com/info-2

На восьмой год после своего приезда в Японию, в феврале 1869 года, о. Николай публикует в российском православном журнале «Христианское чтение» пространный очерк под заголовком «И в Японии жатва многа… Письмо русского из Хакодате». В нем он пишет: «8 лет тому назад я заявил желание занять место при здешнем консульстве тоже с миссионерскою целью (да и кто бы из–за академической парты решился ехать сюда только для того, чтобы раз в неделю отслужить — зачастую в совершенно пустой церкви, так как здесь русских православных и с младенцами не больше десятка?) Тогда же, кстати, много говорено было о необходимости миссионерской академии в России и даже, если не ошибаюсь, приступлено к основанию ее, так что я мог надеяться, что в случае нужды, не останусь здесь один». Очевидно, что в религиозных кругах тогда распространилось ощущение грядущей новой эры, усилилась тенденция проповеди православия за рубежом, и даже родился замысел создания миссионерской академии для воспитания проповедников. В 1865 году было основано Православное Миссионерское общество, что также говорило о религиозном подъеме в России в ту эпоху. Вдохновленный такими веяниями времени, о. Николай отправляется в Японию с надеждой, что «не останется один». Получив должность настоятеля консульской церкви, Иван Касаткин 23 июня 1860 года принял монашеский постриг с именем Николай, а 30–го рукоположен в сан иеромонаха. 1 августа 24–летний иеромонах Николай отправился в Японию. Это было долгое путешествие на Восток через Сибирь, во время которого приходилось покупать повозки и нанимать возничих, а порой править и самому. «В то время не было, как сейчас, сибирской железной дороги, поэтому ехать приходилось на телегах, часто не останавливаясь и ночью. Продолжая путь таким образом, в конце августа он наконец добрался до Иркутска, столицы Сибири, переправился через Байкал, прибыл в Читу, оттуда доехал до станции Сретенск и водным путем по Амуру к концу сентября с большим трудом добрался до Николаевска. Однако уже наступили сильные холода, к тому же водный путь покрылся льдом, морское сообщение с Японией оказалось перекрытым, поэтому пришлось остаться на зиму здесь», — пишет священнослужитель Японской Православной Церкви протоиерей Симеон Мии, вероятно, слышавший рассказ об этом из уст самого о. Николая (Сэйкё Дзихо — «Православный вестник», 1927, февраль).

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

   001    002    003    004   005     006    007    008