Впоследствии деревянный храм во имя иконы Владимирской Божией Матери был разобран, и вместо него известным архитектором Аристотелем Фиоровенти был воздвигнут новый храм; через несколько лет была построена вновь и церковь святой Марии Египетской, причисленная к монастырским храмам. В 1552 году в Сретенском монастыре с крестным ходом был встречен победитель Казанского царства царь Иоанн Васильевич, который, приложившись к чудотворной иконе Владимирской Божией Матери, оделся здесь в царскую одежду, в порфиру и Мономахов венец и шел во главе крестного хода, при колокольном звоне в соборы Кремля и во дворец. В 1586 году царь Феодор Иоаннович обнес Сретенский монастырь каменной стеною; в 1613 году, 2 мая, близ Сретенского монастыря был встречен духовенством и народом вновь избранный царь Михаил Феодорович, а через шесть лет игумену Сретенского монастыря Ефрему было поручено отправиться в Польшу сопровождать в Россию находившегося в плену отца царя Михаила Феодоровича – Святейшего Патриарха Филарета Никитича. Благочестивый царь Алексей Михайлович ежегодно посещал Сретенский монастырь в день крестного хода 26 августа и 1 апреля, когда празднуется святой Марии Египетской. Примеру его следовал и сын его, царь Феодор Алексеевич, построивший ныне существующий соборный храм и много жертвовавший в пользу этой обители. В царствование императора Петра I в монастыре устроен храм святителя Николая с колокольней, а в 1707 году, 18 февраля, в Сретенский монастырь была принесена константинопольским послом Емельяном Игнатьевичем Украинцевым драгоценная святыня – ковчег с большой частью мощей преподобной Марии Египетской, дарованный ему с грамотой Иерусалимским патриархом Досифеем. Святыня эта находится в соборном храме обители, и перед нею совершается много молебнов. Во время нашествия неприятелей в 1812 году часть драгоценной утвари была вывезена из Москвы, но большая часть драгоценностей оставалась на месте. Несколько человек братии остались в монастыре и успели спрятать много ценных вещей. Неприятели ограбили Сретенскую и Мариинскую церкви, но храм святителя Николая Чудотворца остался невредим, и в нем ежедневно совершались богослужения. Строения монастырские уцелели, и в них жил с октября месяца архиепископ Московский Августин, совершивший в Никольском храме 8 ноября 1812 года первое торжественное благодарственное молебствие об избавлении России от неприятелей. В этом же храме и находились чудотворные иконы Иверской и Владимирской Божией Матери. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была перенесена в ноябре месяце в часовню ее имени, что у Воскресенских ворот, а икона Владимирской Богоматери, ввиду исправления Успенского собора, была перенесена из Сретенского монастыря в Кремль в апреле месяце 1813 года. В 1812 году из Сретенского монастыря 12 декабря был совершен крестный ход вокруг Москвы в память избавления от нашествия неприятелей.

http://pravoslavie.ru/32868.html

Но вскоре икона «Владимирской Богоматери» была вновь украшена радением боголюбивых горожан и поставлена в Успенском соборе. Возможно, именно к этому времени относится и увеличение размеров иконы, благодаря добавлению широких полей. Первоначальный размер иконы 0, 78 ? 0,54 м; с добавлениями – 1, 036 ? 0, 68 м. За судьбой иконы «Владимирской Богоматери» с особым вниманием следили русские летописцы. Мы знаем не только ее последовательное местопребывание, но и историю главнейших реставрацией, которой она подвергалась на протяжении веков. Икону поновляли с периодичностью примерно один раз в сто лет. Церковная история повествует о том, что икону поновляли и первосвятители Московские. Так, в 1514 году икону поновлял митрополит Симеон, а в 1567 году – митрополит Афанасий. Последний раз перед 1917 годом икону поновляли тайно к коронации св. Николая II. Во всех этих случаях лик Богородицы и Спасителя оставляли нетронутыми. В 1395 году на Русь напал Тамерлан (хан Тимур). С огромным войском подошел он к границам Московского княжества. Для укрепления духа русских людей икона «Владимирской Богоматери» была перенесена в Москву. Весь православный народ Москвы вместе со свт. Киприаном и князьями встречал икону далеко за окраинами города. 268 августа произошла торжественная встреча иконы. «Яко заря солнечная» заблистала святыня русской земли в Москве. На этом месте в 1397 году, в память об этом событии, был основан Сретенский монастырь. В память об этом событии икону каждый год 26 августа торжественным крестным ходом приносили из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь. Ночью спящему Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей – и повелела уходить захватчикам прочь. Пораженный этим чудом, в страхе, не переходя реки Оки у Коломны, Тамерлан вместе с войском быстро удалился за пределы земли Русской. Чудное заступничество за землю Русскую от иконы «Владимирской Богоматери» произошло и в 1408 году, при нашествии ордынского хана Едыгея, и в 1451 году, при нашествии царевича Мазовша. Победа 1480 года тоже связана с заступничеством Богородицы через Её икону. В память о последнем событии, 23 июня было установлено второе празднование иконы. В память чудного спасения Москвы в 1521 году от казанских татар во главе с Махмет-Гиреем было установлено третье празднование в честь этой иконы – 21 мая.

http://pravoslavie.ru/5890.html

Этот монастырь и город, который при нем основался, получил название Боголюбова, потому что это место возлюбила Богоматерь. Здесь стояла взятая из Вышгорода Чудотворная Икона Богоматери до тех пор, пока не была выстроена Владимирская Успенская златоверхая церковь. Часто бывал князь Андрей в Боголюбовом монастырь. Здесь он был замучен, когда, потеряв своего 20 летнего сына Глеба, удалился в монастырь, чтобы уединенной молитвой облегчить свою скорбь. После смерти князя Андрея все сокровища Боголюбова были разграблены, осталась только одна Икона Божией Матери, написанная в память явления князю Богоматери и названная Боголюбскою. Икону Богоматери Боголюбской всегда уважали. В 1432 г. Великий Московский князь Василий Васильевич выпросил себе список с этой Иконы и поставил его во храме Сретения во Дворце. В 1680 г. Царь Феодор Алексеевич приложил к Иконе Богоматери Боголюбской золотой крест, который никогда с нее не снимается. В 1771 г., когда во Владимире была сильная моровая язва, жители города вследствие чудесных явлений, бывших некоторым благочестивым христианам, просили позволения принести из Боголюбова монастыря Чудотворную Икону Богоматери. Но по настоянию врача Каппеля, лютеранина, доказывавшего, что от большого стечения народа язва еще боле усилится, Преосвященный отказал гражданам. Владимирцы же твердо верили в помощь Богоматери и настаивали на своем. Наконец Преосвященный исполнил их просьбу и 22 октября чудотворную Икону внесли в город, обнесли кругом с крестным ходом в сопровождении множества народа. Все усердно молились, твердо надеясь на помощь Богоматери и не обманулись. Очевидцы говорят, что ни в монастыре Боголюбове, ни селе, прилегающем к нему, моровой язвы не было. Даже заразившиеся, с трудом дойдя до Боголюбова монастыря навстречу Богоматери, получили исцеление. И во Владимире в этом же году в ноябрь чума прекратилась. Замечательно, что тот же неверующий врач Каппель, на другой день по внесении св. Иконы в город, обходя свой квартал, к своему удивленно увидел, что даже те, которые были безнадежны, получили облегчение.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikona-bo...

Монастырь имеет два скита: мужской, во имя преп. Серафима Саровского (в Рязанской области) и женский, во имя пророка Илии (в Московской области). Сретенский монастырь, заштатный, в Москве, на Сретенке. Основан в 1395 году в память избавления от нашествия татар заступлением Богоматери (см. 23 июня и 26 августа). Соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери построен в 1679 году. В монастыре хранится часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенные из Константинополя в 1706 году, и замечателен крест резной работы вышиной 10 аршин 14 вершков, шириной 6 аршин. Ежегодно 23 июня и 26 августа в монастыре совершается крестный ход из Успенского собора, в память избавления Москвы от нашествия татар. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Существовавшая ранее церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре построена была в 1385 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII ст. фабрикантом А. Милютиным; в 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужение в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени царя Александра I. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. Московский Сретенский мужской монастырь расположен на улице Большая Лубянка, вблизи бывших Сретенских ворот Белого города. По названию монастыря получила со временем свое наименование соседняя улица Сретенка. Сретенский монастырь был основан в конце XIV в. на месте встречи («сретения» святыни русского православия - Владимирской иконы Божией Матери - при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 г. Основание монастыря связывается с 1397 г. В 1476 г. по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.

http://sobory.ru/article/?object=04528

Олифа, покрывавшая иконы, потемнела. Это обстоятельство серьезно взволновало государя Василия Иоанновича Не является ли потемнение лика Покровительницы государства знамением приближающихся бед? С 1514 по 1519 год предпринимается небывалое одновременное поновление Владимирской иконы и ее почитаемых списков конца XIV – начала XV века. Первый крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь был установлен в память Сретения Владимирской иконы в 1395 году, когда Москва была спасена от нашествия войск хана Тамерлана. Его совершали 26 августа . Второй крестный ход 23 июня установили в 1480 году в память избавления от нападения армии хана Ахмата . Полная реставрация чудотворного образа была совершена в 1514 году, когда митрополитом был (с 1511 года) архимандрит Симонова монастыря иконописец Варлаам. В честь этого события был установлен третий праздник с крестным ходом в Сретенский монастырь чудотворной Владимирской иконе – 21 мая . В период поновления святыни в 1514 году, проводившегося при личном участии митрополита Варлаама, был сделан список для Успенского собора Московского Кремля – «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми на полях». Тогда же был изготовлен еще один список для Владимирского собора Сретенского монастыря . Судьба этого списка уникальна. Веками икона была наместницей во Владимирском соборе Сретенского монастыря. Вероятно, после реставрационных работ в соборе в 1895 году была подменена на копию и после пребывала в разных частных собраниях икон . Ее место в иконостасе собора четко локализовалось по следу на потертом старом каменном полу. В 1994 году перед заменой пола на новый в каменной плите, что когда-то была перед иконой, коленями верующих были протерты углубления до 7 см глубиной. В ХХ веке икона оказалась за рубежом. В 2007 году была возвращена Московскому Патриархату и сейчас пребывает в храме Христа Спасителя. В 1518–1519 годах древний список чудотворной «Богоматери Владимирской» из Владимира, автором которого предполагался святой Андрей Рублев, вместе с иконой «Христос Вседержитель на престоле, с припадающим митрополитом Киприаном» из владимирского Успенского собора приносили в Москву для поновления, которое происходило в палатах митрополита Варлаама при его личном участии. С особо почитаемой «рублевской» иконы «Богоматерь Владимирская», вероятно, сделали несколько списков, и, согласно современной событию записи в Уставе церковном XV века из Успенского собора Кремля, 15 сентября 1520 года образ проводили во Владимир вместе с еще тремя копиями-списками (всего четыре иконы). По случаю проводов четырех Богородичных икон был установлен еще один, четвертый праздник чудотворной «Богоматери Владимирской» – 15 сентября – с крестным ходом в Сретенский монастырь .

http://pravoslavie.ru/138332.html

Файл 30703.jpg:   Размер: 753x977, 0.74 MPix, 500 Kb. Дата: 2017-12-26, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (88) , (2) . Описание: Богоматерь Владимирская. Список. Нач. XVI века. Храм Христа Спасителя, Москва. " В марте 2007 года в Москву вернулась Владимирская икона Божией Матери, вывезенная из России в 1920-е годы и в течение многих лет находившаяся за рубежом. " Файл 31315.jpg:   Размер: 653x1000, 0.65 MPix, 465 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (100) , (2) . Описание: Чебоксарский Введенский собор История собора начинается с 26 мая 1555 года. Именно эта дата стоит в наказной грамоте царя Ивана Грозного первому архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию Согласно историческим данным, в двадцатых числах июля 1555 года архиепископ Гурий со своими спутниками прибыл на то место, где предполагалось основать город Чебоксары. Первым его распоряжением было указание места на вершине косогора для соборной церкви Введения Богоматери. По одному из преданий здесь [...] Файл 32166.jpg:   Размер: 770x593, 0.46 MPix, 415 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (86) , (1) . Описание: Согласно преданию, двух старцев Московского Сретенского монастыря, основавших Тешевский монастырь, звали Кирилл и Герасим. Они прибыли сюда – в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы, – имея при себе твердую охранительницу, драгоценное сокровище – копию чудотворной иконы Богоматери Владимирской. На полях этой иконы изображены образы святых: слева – Царевича Димитрия, канонизированного в 1606 году. Справа – святителя Василия Великого, который являлся небесным по[...] Файл 32168.jpg:   Размер: 1200x843, 1.01 MPix, 260 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (108) , (3) . Описание: Владимирская Икона Божией Матери. 2018 год. Степанов Г.А. Материалы: Иконная доска с ковчегом. Торцевые дубовые шпонки. Паволока. Левкас. Твореное золото. Масло. Темпера. Натуральный янтарный лак. Размеры: Ширина 24 см. Высота 30 см, Толщина 2,5 см.

http://pravicon.com/icon-58-photo

В 19 веке неподалеку от храма расположилась Сенная площадь, где проводились торги с возов. В Вознесенском приходе почитались две иконыВладимирской Богоматери и Николая Чудотворца, история которых сохранилась в преданиях. Как гласит одно из них, образ Владимирской Богоматери достался ярославскому купцу Кувшинову по наследству от родственников. Этот купец «страдал винным запоем, и, несмотря на благоговение, которое питал к сей иконе, он, сокрушаемый силой недуга, три раза закладывал ее в питейном доме. По выкупе иконы в третий раз она уже не благоволила более оставаться в егодоме: невидимая сила перенесла ее в дом откупщиков», где образ пребывал сорок лет и прославился чудесами. «Множество народа начало к нему стекаться для слушания молебствий с водоосвящением и акафистом. В праздники: 21 мая, 23 июня и 26 августа, по призыву откупщиков, отправляемы были перед иконою всенощные бдения. День и ночь перед нею горело масло». Усердием содержателя винных откупов полковника Д. П. Шилова для иконы был выполнен серебряный киот. В 1850 году, при устройстве в Сретенской церкви придела Николая Чудотворца, церковный староста С. И. Кузнецов попросил пожертвовать икону Владимирской Богоматери в храм. В зимнее время она стояла в иконостасе теплой церкви, в летнее – в холодном храме. Предание об иконе Николая Чудотворца повествует следующее: прихожанин Вознесенской церк­ви фабрикант Гурьев «имел расслабление во всем теле, особенно же в ногах, так что не мог ходить. Ему было сновидение, чтобы для исцеления от болезни он отыскал икону Николая Чудотворца, сокровенную под помостом в его конюшне. Дважды не поверил он чудному видению. Оно повторилось и в третий раз. После этого исчезло сомнение. Гурьев тотчас пожелал видеть Священное изображение, при котором должно было совершиться знамение, приказал разломать помост конюшни и искать икону. Узнав, что здесь нашли эту святыню в суконном мешочке, больной несказанно обрадовался и в то же время, почувствовав в ногах способность к движению, встал свободно со стула. Так внезапное исцеление ниспослано было ему свыше. Сперва Гурьевым, а потом преемником его по заведованию фабрикой, Красильниковым, икона благоговейно сохранялась в их доме.

http://sobory.ru/article/?object=12510

Когда, в 1395 году, сильный завоеватель Востока, Тамерлан с многочисленными полчищами татар вторгся в пределы России и приближался к Москве, тогда великий князь Василий Димитрович с воинством и всем народом обратился с молитвою к Богу об избавлении от врагов. Он положил в сердце своём мысль послать во Владимир за чудотворной Владимирской иконой Богоматери, от которой этот город получал неоднократную помощь и избавление от бедствий, и под сенью которой он возвысился и процвёл. Немедленно снаряжено было посольство за иконой. В день самого праздника Успения Богоматери во Владимирском соборе совершено было молебствие пред чудотворным образом Божией Матери. После литургии началось священное шествие. В Москве с нетерпением ожидали Небесную Посетительницу и Покровительницу рода христианского. Когда святая икона приближалась к столице, митрополит со всем духовенством, великокняжеское семейство и бояре – все вышли с крестным ходом за Москву для сретения Владимирской иконы Богоматери. Народ, собравшийся со всех сторон, всех возрастов обоего пола, от мала до велика, – все с великой радостью встретили Царицу Небесную и с умилением взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Тамерлан, при вторжении в пределы Русские, когда находился в шатре, задремал, и во время сна ему представилась высокая гора, по которой шли святители, а над ними в лучезарном сиянии явилась, окружённая тьмами воинов, Благолепная Жена, Которая повелевала Тамерлану оставить пределы русские. Когда он проснулся, то спросил своих вельмож: «что значит это видение?». Те отвечали: «Сия Величественная Жена есть Богоматерь, Защитница христиан». После этого Тамерлан сказал: «мы не можем одолеть их», и велел войскам своим идти обратно. Итак, помощью и заступлением Божией матери, Москва сохранилась от нашествия татар. В память сего события, на месте, где встречен был чудотворный образ Богоматери, воздвигнут Сретенский монастырь и установлено каждогодно 26 августа, праздновать сретение сей чудотворной иконы и совершать крестный ход из Успенского собора в этот монастырь,

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Сия чудотворная икона Владимирской Богоматери послужила в начале XVII века благодатным освящением сего пустынного места и с того времени всегда привлекала народ в обитель Задонскую. Христианское усердие верных сынов Православной Церкви к сей иконе Матери Господа Вышнего документально подтверждается сохранившимся в архиве указом Воронежской Духовной консистории (от 1783 года 1917), где свидетельствуется, «что уже в то время к чудотворной иконе (Богородичной) местной многие притекали с великою верою». Из преданий о сей иконе признается достовернейшим то, что она есть благословенная от Сретенского Московского монастыря основателям монастыря Задонского, благочестивым старцам Кириллу и Герасиму, получившим сию святыню в 1610–15 годах во свидетельство памяти о благодатном для Москвы видении здесь Тамерлану в 1395 году, как некогда преподобный Антоний получил на Афоне в благословение на основание Киево-Печерской лавры икону Успения Богоматери. Чудесно уцелевшая среди пожара 1692 года в монастыре, она всегда пребывает покровом обители сей. К ней как к чудотворной имели особенное благоговение святитель Христов Тихон, схимонах Митрофан, строгий инок Аарон и затворник Георгий 69 . В 1830–31 годах, во время свирепствования холеры, чудодейственная сила от этой честной иконы Богоматери Владимирской открылась с новой благодатью. Холера, действовавшая в городе Задонске смертоносно, не могла так сильно проявляться и действовать внутри монастыря: хотя и здесь заболевали многие, но, к удивлению всех, умерших не было. Это милостивое заступление Царицы Небесной более послужило свидетельством, что сия честная икона есть верный покров с верой прибегающим и усердно молящимся перед нею. Посему, когда все, возлагая крепкую надежду на Матерь Божию, единодушно начали приглашать в дома образ Богоматери Владимирской, тогда и смертоносная язва не похищала жертв и прекратилась. Милость Заступницы рода христианского, по молитвам святителя Христова Тихона, и недавно была видима для всех граждан г. Задонска во время двух страшных пожаров, истреблявших Задонск: первого – в конце июня 1861 года и второго – 1 августа 1869 года. Когда чудотворная икона Владычицы с молебным пением была приносима к месту пожарищ, тогда ветер, до сего жестоко бушевавший, тотчас стихал, и разливавшийся пламень, сосредоточиваясь, подымался вверх от горевших строений, что давало полную возможность жителям отстаивать другую часть города и тушить горевшие уже строения. По недавности то и другое событие имеют неопровержимое свидетельство. Да и кроме сего немало совершалось и совершается чудес воочию верующего народа православного от честной иконы Богоматери Владимирской. Вследствие таковых благодатных утешительных событий все жители г. Задонска, а равно и из окрестностей, с большим усердием притекают и в радостях, и в скорбях своих в монастырь к всечестной иконе Божией Матери Владимирской, перед которой по окончании служб – утрени, обедни, вечерни – ежедневно совершается молебное пение с акафистом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Икона эта вырезана на аспидном камне и обложена серебром и золотом. Византийская икона Празднование ей совершается 7 апреля, под каковым числом и помещены о ней сведения. Икона «Нечаянная Радость» Сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», помещены под 9 декабря. Андрониковская икона Сведения о ней см. под 22 октября. 2 мая Путивльская икона Богоматерь изображена на этой чудотворной иконе с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, символ Его вседержительства и обладания всем миром. У правой руки Богоматери изображена лестница; это символ того, что Она, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, соединила таким образом земное с небесным. Подобным образом изображается Богоматерь на Молченской иконе, но эти две иконы не следует смешивать (Молченской иконе празднуется 18 сентября). Явление чудотворной Путивльской иконы Богородицы последовало 2 мая 1635 года. Путивльской она именуется, потому что некоторое время пребывала в городе Путивле Курской губернии на городских воротах; впоследствии она была перенесена в путивльский Печерский монастырь. Размер ее: 1 арш. и 2 вершка в ширину и 1 1/2 аршина в высоту. Икона украшена сребропозлащенной ризой. Владимирские иконы в г. Нерехты В городе Нерехты Костромской губернии есть две местночтимых Владимирских иконы Богоматери. Находятся они в городской Владимирской церкви, стоящей на месте упраздненного Сретенского Девичьего монастыря. Одна из них прославилась в 1635 году, а время прославления второй относят к 1634 году. Относительно этой последней предание добавляет, что ее принес в город Нерехты из Ярославля тамошний купец Иван Аверкиев по повелению Божией Матери, явившейся ему в сонном видении. Других, более подробных сведений об этих иконах не имеется. Вутиванская икона Предание не сохранило сведений о месте и времени явления сей чудотворной иконы. Посему она известна только по изображению. Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне с Предвечным Младенцем в руках. По бокам трона стоят два ангела.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010