Радуйся, яко и во изгнании твоем гонимая чада собрал еси; Радуйся, от сея земли к Небесным обителем преставился еси. Радуйся, и по преставлении твоем нас не оставляющий; Радуйся, явлением мощей твоих нас укрепляющий. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 11 Пение всеусердное приносим ти, Сергие исповедниче, како возмогл еси претерпети толикия неправды и попрания, лишения и изгнания, равночисленная бо песка морскаго поругания, воспевая сице: Аллилуйя. Икос 11 Светоподательна светильника зрим тя, Сергие святе, егда ты во изгнании сущий, невещественный огнь молитвы Иисусовой в сердце своем носяй, воссылал еси хвалу Творцу всяческих, темже почитаем тя сице: Радуйся, со смирением суровство пинежскаго изгнания восприявый; Радуйся, и в сем изгнании посещением чад твоих утешенный. Радуйся, яко тамо в старости твоей тяжкия труды претерпел еси; Радуйся, яко помощи Божией дивно сподобился еси. Радуйся, в гонениих молитвенниче непрестанный; Радуйся, свыше от Заступницы Усердной утешенный. Радуйся, яко бремя скорбей присных твоих понесл еси; Радуйся, и во узах подвига старчества не оставил еси. Радуйся, высото духовнаго прозрения; Радуйся, глубино божественнаго смирения. Радуйся, восшедый на высоту небесных добродетелей; Радуйся, вся земная во уметы вменивый. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 12 Благодать дати восхотев, ущедри тя Господь даром молитвы непрестанной, Небеса отверзающей. Мы же, зряще множество чудес твоих, имиже изгнание твое облагоухал еси, токи дивных исцелений, обидимых скорое заступление, от нашествия иноплеменник веси своея преславное избавление, воспеваем ти: Аллилуйя. Икос 12 Поюще твое успение, хвалим тя вси, яко одушевленный храм Духа Святаго: ты бо в житии своем прослави Пресвятую Троицу, показуя истинный образ преподобия и правды. Научи и нас, многогрешных, непреложно волю Божию творити, вопиющих ти: Радуйся, по отшествии твоем теплый за ны ходатаю; Радуйся, яко птицы сельныя на небеса отшествие твое воспеваху.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Евгений Александрович Лансере родился 24 августа 1848 г. в Моршанске, там получил образование в местной гимназии. Уже с детства в своих работах он выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, – лошадей. В 1861 г. вместе с семьей переезжает в Петербург. Там он заканчивает юридический факультет университета. Специального художественного образования Евгений Лансере не получил и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Н.И.Либериха. В 1872 г. за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника первой степени. В 1876 г. Лансере становится Почетным вольным общником Академии художеств. Лансере был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений, основную часть которых составляют жанровые сцены с изображением лошадей, русские тройки, спортивные состязания, охоты, сюжеты исторической и военной тематики. Особо интересовала художника жизнь кочевых народов Востока, которую он внимательно изучал во время своих поездок в Крым, на Кавказ, в Киргизскую степь, в Башкирию, в Алжир. Евгений Александрович Лансере достиг высокого мастерства в своей малоформатной скульптуре, для которой характерны этнографическая достоверность, жизненность и поэтичность образов, а также выразительная проработка деталей. Он работал в основном по заказам частных лиц, отливавших его произведения в бронзе и в серебре. Некоторые работы, в том числе произведения декоративно-прикладного искусства (чернильница «Конек-Горбунок», часы «Дед и внучка» и многие другие) были отлиты на Каслинском чугунолитейном заводе на Урале. Произведения Е.А.Лансере получили широкое признание еще при жизни мастера на Всероссийских выставках 1870 и 1882 гг. и на международных выставках в Лондоне, Вене, Филадельфии и Париже. Его работы приобретались многими крупными музеями и частными коллекциями в различных странах мира. Интересны и его родственные связи. Внук офицера армии Наполеона Павла Лансере, раненного при Бородино в 1812 г. и оставшегося в России, Евгений Александрович стал родоначальником широко известной художественной династии. Его женой была Екатерина Николаевна Бенуа (1850-1933), дочь архитектора Н.Л.Бенуа (1813-1898). Все дети Е.А.Лансере прекрасно рисовали, а трое стали знаменитыми: Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) и Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) – художниками, а Николай Евгеньевич Лансере (1879-1942) – архитектором. Е.А.Лансере скончался в 1886 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/05/de...

26  августа просидел на биваке. Видел Ляоян. Хотел поехать в эскадроны, да поднялась такая гроза, что в жизни я такой не переживал. Мы окопали палатку и отсиделись благополучно. 27  августа — день для меня счастливый: я ездил в 5-й и 6-й эскадроны, также посетил 1-й и 2-й эскадроны. Везде подолгу беседовал с солдатами: просил их быть мужественными, терпеливыми, поддерживать друг друга и утешать себя тем, что удостоились защищать отечество. Везде служил молебны под открытым небом; все пели… Спокойствие и твердость ясно виделись у всех. О, как я рад!.. Теперь полк наш снова идет в первую боевую линию. Помоги нам, Боже! Вахмистра 6-го эскадрона Бурбу в разъезде ранили в ногу, и в темноте он заблудился в гаоляне; до сих пор, шестой день, его нет — вероятно, взят в плен или добит японцами. Жаль, я очень любил его! О.Митрофан Сребрянский «Дневник полкового священника, служащего на дальнем востоке» Москва, «Отчий дом», 1996 год   ПРИМЕЧАНИЯ Церковником. Этот мост через два дня разорвало. Ротмистр, ныне уже умерший. Подполковник. Ксенофонт Самосюк — денщик о. Сребрянского. Делопроизводитель полка. Командир 52-го драгунского Нежинского полка. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 августа, 2022 5 апреля, 2022 16 мая, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 22 ноября, 2019 4 апреля, 2019 10 февраля, 2019 8 января, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

Читая и изучая материалы о ней и её необычайном окружении, о святом Митрофании Сребрянском , о Елизавете Фёдоровне , о Сергее Александровиче Романовом и Царской Семье, глубже постигаешь веру. Благодаря этим добрым лицам, хочется сказать – ликам, вера перестаёт быть чем-то высоким и далёким, а вплотную приближается к сердцу, становясь интимным, глубоко личным опытом. Хочется верить: это приближается к сердцу Сам Господь. Недавно в журнале местного отделения Императорского Палестинского православного общества вышла моя статья о матушке Валентине. Может, кто-то ещё встретится с ней и удивится её негромкому подвигу веры. Оптинское чудо В девяносто втором, когда мне было тринадцать, добраться от Тулы до Оптиной Пустыни без машины само по себе было чудом. Автобусом до Калуги ещё можно доехать. Но до Козельска тесные ПАЗики ходили раз в несколько часов, а число желающих попасть в маленький захолустный городок во много раз превышало вместимость транспорта. Мои родители, я и наша знакомая семейная пара, все мы – только приобщившиеся к церковной жизни, очень хотели попасть в Оптину и много ждали от паломничества. От друзей слышали, что будет непросто, но понадеялись на Бога и русский авось и одним ласковым летним днём сели в калужский автобус. В Калуге на остановке на Козельск нас уже встречала плотная толпа, через которую, мы поняли, не пробиться. Толпа в девяностые – совсем не то, что сейчас, в двадцатые. Раздавались недовольные крики, мелькали локти и кулаки, а общее недовольство приближалось к точке кипения. Подошёл разбитый ПАЗик, и толпа со стоном ринулась к дверям. Когда автобус был забит под завязку, и мы почти смирились, что придётся добывать билеты обратно в Тулу и трястись домой ещё два с половиной часа, не солоно хлебавши, случилось чудо. Мой отчим Виктор, не иначе как осенённый свыше, вдруг решительно раздвинул толпу и зычным голосом произнёс: «Пропустите, мы с ребёнком». Толпа от неожиданности замерла и покорно пропустила отца невидимого ребёнка. Следом за Виктором мы поднялись по ступенькам и еле-еле протиснулись в салон. Стоять и дышать было почти невозможно, но главное, мы вошли. Когда двери за нами медленно и тяжело закрывались, мы услышали шумный выдох и раздражённый гул. Вдогонку послышались крики: «Нет, ну посмотрите, каков наглец, и где у него ребёнок, да какой там ребёнок? Стой, высади их, эй!» Но до отказа набитый ПАЗик уже загудел, оторвался от облепившей его толпы и скоро запылил по полям.

http://azbyka.ru/way/kazhdoe-utro-on-raz...

Слыша словеса Божия и держа я в сердце своем, яко пастырь добрый и стадо его едины суть, потщался еси тещи с воины супротив безбожныя агаряны, мы же таковой твоей любве дивящеся, воспеваем сице: Радуйся, паству свою во бранех не оставивый; Радуйся, с нею все тяготы воинскаго жития разделивый. Радуйся, хлад и зной смиренно претерпевый; Радуйся, яко от Святыя Трапезы воины утешал еси. Радуйся, яко оных не устрашитися часа смертнаго призывал еси; Радуйся, яко тех в небесная селения достойно провождал еси. Радуйся, яко о воинах твоих попечение имела Княгиня милосердная; Радуйся, о сей праведнице молитвенниче непрестанный. Радуйся, предстательством своим ближних охраняеши; Радуйся, погибающих во гресех исправляеши. Радуйся, душ отчаявшихся с Богом примирение; Радуйся, кающимся грешником по Бозе радование. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 5 Зря, блаженне отче, яко сила Божия в немощи совершается, егда скорбящая вдовица Княгиня Елисавета безбожнаго врага простила есть и абие удалилася мира сего, паче всякия его доброты возлюбивши Богу и ближнему служити, возгласил еси в сердце твоем: Аллилуйя. Икос 5 Видящи Великая Мати Елисавета, како чудно житие твое и доброхвально, потщалася есть во главизну канона обители своея словеса твоя положити. Тогда воззва тя от предел Орловских, возглашаше сице: Радуйся, яко коегождо быти обителию Святаго Духа призываеши; Радуйся, яко непрестанной молитве и трезвению научаеши. Радуйся, словеса жизни вечныя выну глаголавый; Радуйся, светом Евангелия светитися люди твоя наставивый. Радуйся, яко образ Божий во всяком человеце почитал еси; Радуйся, яко подобие Божие стяжати чада твоя увещевал еси. Радуйся, со страхом Божиим в Дом Господень входивый; Радуйся, о покое своем нерадивый. Радуйся, увеселение и отрадо к тебе прибегающих; Радуйся, служению апостольскому поревновавый. Радуйся, яко о вольных Страстях Господних никогдаже забывал еси; Радуйся, Царицу Небесную, яко Игумению обители твоея ублажал еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, рекий, яко силу Христову не возможет ничто поколебати; Радуйся, яко сестер обители в многотрудных подвизех укреплял еси. Радуйся, яко тех познати немощь свою наставлял еси; Радуйся, яко словеса: “без Мене не можете творити ничесоже”, – возлюбил еси. Радуйся, инокиням духовный наставниче; Радуйся, и ныне монашествующим ко спасению путеводителю. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 8 Странно чудо и преславно сотворил есть Господь во дни земнаго жития твоего, егда яви тя отроковице в сонном видении, вкупе с многострадальною Княгинею Елисаветою, в райских чертозех поклонение Небесному Жениху творящих, в ризы пресветлые одеяны и венцы нетленными увенчаны, поюще Богу: Аллилуйя. Икос 8 Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи Превечное Слово. Оле страшнаго таинства, оле благоутробия Божия, ибо Господь кого предузна, того и предызбра, темже небесную славу твою зряще, взываем: Радуйся, на крест исповедничества от юности предызбранный; Радуйся, многими труды и скорбьми вышния селения достигнувый. Радуйся, в горней обители Марфы и Марии пребывающий; Радуйся, тамо присно за ны молящийся. Радуйся, в белые одежды милосердия и многострадания одеянный; Радуйся, о грядущих страданиях за истину Господом извещенный. Радуйся, с преподобным Сергием и святой Елисаветой Престолу Вышняго предстоящий; Радуйся, лицем к Лицу Царя царствующих зрящий. Радуйся, в соборе новомучеников и исповедников прославленный; радуйся, о земной славе нерадивый, славою небесною осиянный. Радуйся, ты бо мудрость века сего презрел еси; Радуйся, ты бо высшую Мудрость и Истину Христа возлюбил еси. Радуйся, преподобноисповедниче Сергие, пастырю добрый и усердный молитвенниче. Кондак 9 Все естество ангельское удивися, зря богоугодное житие твое, святе, ибо во плоти яко бесплотен явился еси и возмогл умертвити страсти греховныя, целомудрием и смирением козни лукаваго миродержца побеждая и того коварствия в ничтоже обращая, мы же таковии труды твоя узревше, воспеваем: Аллилуйя. Икос 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В 2024 году исполнилось 120 лет со дня начала Русско-японской войны. На ней погибло более 52 тысяч русских солдат, матросов и офицеров. Как бы ни воспринимали мы сегодня непростую историю этой войны, сколько бы ни спорили о ней, – павшие исполнили свой воинский долг до конца и заслуживают доброй памяти. Дневники священника Митрофана Сребрянского позволяют нам увидеть этих людей и помогают их полюбить. Итак, в июне 1904 года черниговские драгуны покидают ставший родным Орел; они отправляются на войну, а то, что батюшка с ними, – само собой разумеется, и никакому обсуждению не подлежит. Но как же ему тяжко! «Больно в сердце отозвался призыв бросить все и всех и идти в путь далекий на войну!.. – пишет отец Митрофан в самом начале своего дневника, – Да, если бы не крепкая вера в святые принципы: “Вера, царь и дорогая Родина”, то трудно было бы справиться с собою. Но сознание, что мы идем защищать эту душу русской жизни и ради этого жертвуем всем, одушевляет, и мы справляемся с собою, бодримся… Приехали на вокзал… масса народу всех званий и состояний… Господи, сколько любви, сколько искреннего сочувствия!.. У всех на глазах слезы, на устах молитвы и добрые пожелания!.. (…) Начался пред вагоном напутственный молебен. Все кругом плачут, слезы душат и меня. О, незабвенные минуты этой прощальной молитвы! Вот где познается, как глубоко западает утешение религии; молились все действительно от души!». И далее – о супруге: «Милая Оля, ей самой тяжело, а она меня утешает: как хорошо, что мы христиане». Удивительно то из глубин сердечных идущее народное благочестие, которое он наблюдает во время Русско-японской войны Читая дневники этого – одного из многих! – военного священника, мы видим, что такое настоящее, живое христианство. Это не самоидентификация, не внешнее следование чему-то положенному, нет, это – когда Бог всегда с тобою, что бы ни случилось; когда ты исполнен благодарностью Ему – что бы ни приходилось тебе переживать; когда все, что ты делаешь, – во имя Его. Такими живыми и такими сильными бывают только чистые, а вернее сказать – неустанно очищающие себя души. Но отец Митрофан не был исключением: удивительно то теплое, из глубин сердечных идущее народное благочестие, которое он наблюдает во время этой войны. В своих ежедневных записях он рассказывает, как тянутся солдаты и офицеры к общей молитве и святым Таинствам; как благодарят они священника за наставляющее и ободряющее слово; с какой любовью, без всяких приказов обустраивают солдаты места для богослужений под открытым небом, украшая походный аналой собранными цветами; как быстро складывается и с каким чувством поет хор; как отчаянно зовут священника тяжелораненые, боясь, что он не успеет исповедать их и причастить… Особенно пронзительны описания заупокойных богослужений над завернутыми в шинели (нет досок для гробов!) телами – когда все, от солдата до генерала, разом опускаются на колени…

http://pravoslavie.ru/159462.html

Казался Трапезой Святой. Окончил инок послушанье; Обратно в келию спешит, В душе тревога, ожиданье, И сердце трепетно стучит. Ушел ли Гость неоцененный, Иль ждет его Он, может быть… С надеждой тайною, священной Спешит он дверь приотворить. И что же? Дивное сиянье Он снова в келье увидал, И оправдалось ожиданье – Господь опять пред ним стоял. И Глас Божественный раздался: «Зачем ты возроптал тогда?.. И если б в келье ты остался, То Я ушел бы навсегда». В.Г. (так подписывала свои стихи Валентина Сергеевна Гордеева), Москва, 1912 г. 23 февраля 2009 года будет отмечаться 100-летие со дня открытия Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной Великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1909 году. 18 июля 2008 года исполнилось 90 лет мученической кончины ее основательницы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, а 19 июля – 77 лет блаженной кончины второй настоятельницы Валентины Сергеевны Гордеевой, которая родилась в г. Самаре в семье тогдашнего губернатора Сергея Петровича Ушакова. После зверского убийства большевиками 18 июля 1918 года Великой Княгини Елисаветы Федоровны Марфо-Мариинская обитель продолжала свою деятельность. Обитель, больница при ней и Покровский храм оставались еще долго любимы москвичами. Многие приходили сюда на службу, несмотря на растущие год от года репрессии. Сестры обители на собрании под председательством своего духовника отца Митрофана Сребрянского избрали настоятельницей казначею Валентину Сергеевну Гордееву. При Великой Матушке она была ближайшей ее помощницей в управлении обителью. Сестры Обители всегда говорили: «Великая Княгиня Елисавета Феодоровна по духовной части – Мария, а Валентина Сергеевна по хозяйственной – Марфа». Имя этой замечательной подвижницы совсем забыто, но она многое сделала, чтобы сохранить обитель в эти трудные годы. Валентина Сергеевна Гордеева – ровесница Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Родилась в 1863 году в г. Самаре в семье действительного статского советника губернатора Самарской губернии Сергея Петровича Ушакова. Семья Ушаковых прожила в городе Самаре до 1867года. Здесь прошли младенческие годы будущей исповедницы Валентины. В 1867 году Сергея Петровича назначили губернатором Уфимской губернии, и семья переехала в Уфу. В 1873 году Сергея Петровича назначили губернатором Тульской губернии.

http://pravoslavie.ru/37295.html

В беседах его не было даже тени неприязни к людям, несмотря на то что он много страдал от них. Кротость и ласка, как говорил о. Квинтилиан, были отличительными свойствами о. Митрофана. Жарким июльским днем 1999 года мы по предварительной договоренности посетили святую горницу во Владычне, где все сохраняется так, как это было при сестрах Марфо-Мариинской обители. Домик, в котором жили о. Митрофан и его жена Ольга Владимировна (монахиня Елисавета), сгорел. Но на том же самом месте, с той же планировкой воссоздана горница, в которой все наполнено духом Великой княгини и о. Митрофана, где бережно хранятся их портреты, иконы, старые пожелтевшие фотографии. Все удивительно благоприятствовало нашей поездке и по стечению обстоятельств было похоже на чудо, которое мы особо ощутили в горнице. Весь дом освящают утопающие в цветах портреты Великой княгини Елисаветы Феодоровны и о. Митрофана Сребрянского, которые помещены на отдельном столе. К большим портретам этих святых людей по-дочерни прислонены небольшие фотографии монахинь Надежды и Любови — сестер Марфо-Мариинской обители, которые после ссылок верно служили Богу и людям под водительством духовника обители во Владычне. Хранители дома с радостью показывают нам фотографии Елисаветы Феодоровны с сестрами, о. Митрофана в молодости, а на одной из фотографий он с матушкой Ольгой окучивает картошку. Здесь он молился, там находилась его кроватка. А вот та самая печка, разбирая которую в 1998 году Наталья Федоровна и Виктор Иванович Борячек обрели припрятанные в свое время и завернутые в газету апостольник Великой княгини, епитрахиль о. Митрофана, кадило, ладан (все хорошо сохранилось, несмотря на то что прошло несколько десятилетий). Отец Митрофан думал и об украшении земли, о чем свидетельствуют деревья, посаженные его руками около дома во Владычне. Хранители святой горницы с радостью показывали нам пушистую высокую елочку, привольно раскинувшуюся в огороде, и несколько могучих крепких берез возле дома, которые о. Митрофан оставил как живую память о себе.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Погода хорошая, теплая. Мы не только отдохнули, но даже поправились. Вчера, отслуживши святую литургию, под чудным впечатлением пережитого душевного удовольствия я послал устроительнице церкви ее высочеству великой княгине Елисавете Феодоровне телеграмму и получил сегодня следующий ответ: «Мукден. Священнику Митрофану Сребрянскому. Так счастлива, что могли помолиться в походном храме; с Вами в молитвенном единении, помоги Господь вам всем! Елисавета». Да благословит ее высочество Господь Своею благодатию! 19—22 сентября Сегодня воскресенье. С великою радостию готовился я к служению святой литургии. В 9 часов началась служба; присутствовали корпусной командир, бригадный, наши эскадроны, саперы, инженерный парк и штаб 17-го корпуса. Погода была прекрасная, и все способствовало нашему празднованию. Проповедь говорил на Евангелие, что и нам, подобно древним подвижникам, в походе надобно терпеть голод, холод, зной, жажду. Они, угождая Богу, смиряли себя постом и другими подвигами, а мы хотя немного теперь потерпим. После литургии корнет Крупский снимал фотографию с церкви и меня в облачении. В час дня закусил, а в 2 часа я с Михаилом уже ехали в эскадроны. В 3 часа отслужил в 6-м эскадроне и немедленно выехал в 5-й эскадрон, стоящий в восьми верстах, чтобы и там отслужить и до темноты успеть вернуться на бивак. Едем, проехали уже верст пять, смотрим: облако пыли навстречу, оказывается, это 5-й эскадрон идет на новую стоянку; пришлось вернуться домой. Вечером пришло известие, что пропавший вольноопределяющийся Рукавишников нашелся в госпитале на излечении. Когда он потерял дорогу и остался один среди поля, на него напали хунхузы и ранили в руку. Лошадь сбросила его и убежала. От потери крови он потерял сознание. Пехота нашла его в гаоляне; рана уже загнила и началась гангрена; теперь палец отрезали, и он поправляется. Сижу пишу дневник… Что же это долго не идет ко мне приятель мой? Значит, не видел, как я приехал, а лепешечка овсяная ему уже готова. Приятель мой — это Коська, вороной жеребеночек, которым на походе подарила нас обозная лошадь; совершенно ручной и любимец всех.

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010