Надо полагать, что лично Патриарха Мелетия в этом деле привлекали не деньги и не ставшее муниципальным здание бывшего подворья Константинопольской Патриархии, которое ранее она использовала как доходный дом, а именно возможность продемонстрировать всему миру подсудность ему Московского Патриарха, с тем чтобы раз и навсегда утвердить свой властный примат. Однако другие представители Фанара в традиционной для них манере не забывали и о материальной стороне дела. Так, преемник Мелетия (Метаксакиса) Патриарх Гpuropuй VII подписал в 1924 году Томос об автокефалии Польской Церкви (разумеется, без какого-либо согласия на то Церкви Русской), за что, как документально установлено, польское правительство заплатило Фанару 12 тыс. фунтов стерлингов в долларовом эквиваленте. Премьер-министр Польши В. Грабский интересовался, «можно ли получить благословения дешевле», но ему объяснили, что «в аналогичных ситуациях в прошлом Фанар требовал значительно большие суммы» 12 . Причем 12 тыс. фунтов были уплачены лишь за копию томоса, переданную польскому послу. Сам же документ еще предстояло торжественно доставить в Варшаву, что произошло в следующем году и дополнительно обошлось польской казне в немалую сумму, потраченную на прием и подарки высокопоставленной греческой делегации. В 1940-е годы, в результате Второй мировой войны, политический расклад вновь претерпел существенные изменения. Советское руководство отказалось от проводимого им ранее курса на уничтожение Русской Православной Церкви и даже стало в чем-то содействовать укреплению ее внешнего положения. Игнорировать ее, как в 1920–1930-е годы, Константинопольская Пат­риархия уже не могла. В то же время Фанар полностью переориентировался на Соединенные Штаты, которые смогли продвинуть на Константинопольскую кафедру американского архиепископа Афинагора (Спиру). Тот прямо заявил генконсулу США в Стамбуле, что «краеугольным камнем» своей деятельности как Патриарха «он видит продвижение американских идеалов». Американский дипломат был даже шокирован такой откровенностью и написал в свой Госдепартамент: «Я был бы склонен рекомендовать делать все от нас зависящее для придания большей утонченности выражениям Патриархом своих вполне объяснимых проамериканских настроений, а наши будущие отношения с ним выстраивать столь деликатно, чтобы избежать слишком тесного ассоциирования его с нами» 13 . Словесной «утонченности» после этого у Фанара, быть может, стало больше, но ассоциированность с американским правительством никуда не исчезла.

http://e-vestnik.ru/analytics/patriarh_v...

Житие Авраамия Смоленского († 1221) написано учеником его Ефремом вскоре после его кончины, и уже относится к эпохе монгольской, что видно из молитвы автора, обращенной к Богородице: «поганых нашествия испроверзи... измаильския языки разсыпли». Это житие резко отличается от жития Антония Римлянина положительным, историческим характером, чуждым всякой примеси народных поверий и поэтических преданий. Это не что иное, как простой и правдивый рассказ о благочестивом и образованном иноке, много претерпевшем гонений от невежественного духовенства той эпохи, которое, не сочувствуя просвещенным стремлениям Авраамия, завидовало его популярности и любви к нему народа, снисканной его высокими дарованиями, не только как человека вообще благочестивого, но великого оратора и образованного художника. Мы не будем здесь распространяться об этом житии, потому что оно вполне рассказано и отлично объяснено в Истории русской церкви епископа Макария, (в 3-м томе, стр. 47 и след. Смотр. также примеч. 106-е). Остановимся только на некоторых подробностях. Особенно важно в этом житии то обстоятельство, что народ, граждане, и особенно вельможи или бояре и сам князь были на стороне Авраамия, в то время, как духовенство его преследовало. Вот свидетельства самого памятника. О первоначальном пребывании преподобного в монастыре: «тугу и искушения от игумена и от всея братия и от раб кто может исповедати, якоже ему самому глаголати, бых 5 лет искушения терпя, поносим, безчествуем яко злодей». (Сент. стр. 145). Когда Авраамий пришел в Смоленск для проповеди : «неции от иерей. другие же от черноризец, како бы нань въстати 202 , овы же от града потязати и укорити исходяще, друзии и спиру творяще, яко ничто же сведуще противу нань глаголах, и тако посрамлени с студом отхожаху, и паки не преставаху крамолы нань въздвизающе, в граде и везде глаголюще, се уже весь град к себе обратил есть» (Там же, стр. 146). Даже в то время, когда св. мужа вели на суд, и когда завистники из духовенства клеветали на него в еретичестве и сластолюбии, все же признавались, что Авраамий «уже наши дети вся обратил есть» (Ноябрь, стр. 373). Даже в то самое время, когда в глупой толпе, всегда охочей до всякого позору, а в то время подущаемой громкою клеветой, раздавались клики о казни угодника: «князю же и въластелем умягчи Бог сердца, игуменом же и ереем аще бо мощно жива его 203 пожрети» (Ноябрь, стр. 374). Сверх того, вслед за клеветой, взведенною на св. мужа в еретичестве, колдовстве и сластолюбии, в житии сказано: «ина же многа нань вещаниа глаголюще, ихже блаженый чуж истиною; реку тако: никто же аще бы не глаголя на блаженного Авраамия в граде. Но диавол о сем радовашеся» 204 . Наконец, когда оклеветанного Авраамия привели на суд: «безчинным попом, яко волом рыкающим, князю же и вельможем не обретающим вины» (Но­ябрь, стр. 375) 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Надо полагать, что лично Патриарха Мелетия в этом деле привлекали не деньги и не ставшее муниципальным здание бывшего подворья Константинопольской Патриархии, которое ранее она использовала как доходный дом, а именно возможность продемонстрировать всему миру подсудность ему Московского Патриарха, с тем чтобы раз и навсегда утвердить свой властный примат. Однако другие представители Фанара в традиционной для них манере не забывали и о материальной стороне дела. Так, преемник Мелетия (Метаксакиса) Патриарх Григорий VII подписал в 1924 году Томос об автокефалии Польской Церкви (разумеется, без какого-либо согласия на то Церкви Русской), за что, как документально установлено, польское правительство заплатило Фанару 12 тыс. фунтов стерлингов в долларовом эквиваленте. Премьер-министр Польши В. Грабский интересовался, «можно ли получить благословения дешевле», но ему объяснили, что «в аналогичных ситуациях в прошлом Фанар требовал значительно большие суммы» 12 . Причем 12 тыс. фунтов были уплачены лишь за копию томоса, переданную польскому послу. Сам же документ еще предстояло торжественно доставить в Варшаву, что произошло в следующем году и дополнительно обошлось польской казне в немалую сумму, потраченную на прием и подарки высокопоставленной греческой делегации. В 1940-е годы, в результате Второй мировой войны, политический расклад вновь претерпел существенные изменения. Советское руководство отказалось от проводимого им ранее курса на уничтожение Русской Православной Церкви и даже стало в чем-то содействовать укреплению ее внешнего положения. Игнорировать ее, как в 1920-1930-е годы, Константинопольская Пат­риархия уже не могла. В то же время Фанар полностью переориентировался на Соединенные Штаты, которые смогли продвинуть на Константинопольскую кафедру американского архиепископа Афинагора (Спиру). Тот прямо заявил генконсулу США в Стамбуле, что «краеугольным камнем» своей деятельности как Патриарха «он видит продвижение американских идеалов». Американский дипломат был даже шокирован такой откровенностью и написал в свой Госдепартамент: «Я был бы склонен рекомендовать делать все от нас зависящее для придания большей утонченности выражениям Патриархом своих вполне объяснимых проамериканских настроений, а наши будущие отношения с ним выстраивать столь деликатно, чтобы избежать слишком тесного ассоциирования его с нами» 13 . Словесной «утонченности» после этого у Фанара, быть может, стало больше, но ассоциированность с американским правительством никуда не исчезла.

http://patriarchia.ru/db/text/5521149.ht...

76 Многие ИПХ придерживаются именно такой последовательной линии рассуждений. С их точки зрения, для признания «официального мирового Православия» безблагодатным еретическим сборищем не требуется созыва никаких Всеправославных соборов. Соборный суд Церкви, по их мнению, является в данном случае излишним, т. к. здесь и так всё слишком очевидно. Большинство из них считают, что вполне вселенским авторитетом обладают те поместные осуждения World Orthodoxy, которые время от времени произносились собориками или отдельными иерархами «истинно православных церквей» по всему миру (например, признание Священноначалием ИПЦ Греции в 1935 г. безблагодатности таинств новостильников; аналогичные по содержанию послание Флоринского митр. Хризостома от 1950 г. и постановление флоринитского собора 1974 года; анафему ереси экуменизма, произнесённую собором РПЦЗ в 1983 г.; анафематствование одним из двадцати нынешних синодов ИПЦ Греции (т. и. хризостомовцев) основоположников новостильничества и экуменизма: покойных патриархов Константинопольских Мелетия (Метаксакиса) и Афинагора (Спиру) и архиепископа Афинского Хризостома (Пападопулоса) в 1998 г.; произнесённые некоторыми группками российских катакомбников проклятия в адрес сергиан и экуменистов из «советской» РПЦ МП и т. д. и т. п.). – Прим. ред. 78 Это должно было быть сделано по следующей причине. Согласно 80-му Апостольскому Правилу, 10-му правилу Сардикийского собора и 17-му правилу Двукратного собора, возведению какого-либо лица в епископское достоинство должно непременно предшествовать прохождение им всех нижестоящих священных степеней (от чтеца до пресвитера). Правда, по всей видимости, до III-IV вв. поставление мирянина сразу же во епископы, минуя промежуточные этапы, не считалось чем-то слишком противозаконным, да и в последующей истории Церкви встречались исключения из названных правил. Но, как сказано по этому поводу в 10-м правиле Двукратного собора, хотя многие из возведённых в архиереи таким «коротким» путём «и превзошли других добродетелию, и возвысили порученные им Церкви», при всём при этом «редко бываемого не должно поставлять в закон Церкви». – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Анкара предоставила турецкое гражданство десяти священнослужителям Константинопольского Патриархата 27.02.2015 Анкара предоставила турецкое гражданство десяти представителям высшего духовенства Константинопольского Патриархата , в числе которых четыре митрополита: Еммануил (Адамакис) Галльский (Франция), Афинагор (Хрисанис) Кидонийский, Арсений (Кардамакис) Австрийский, Максим (Вгенопулос) Силиврийский. Об этом сообщило интернет-издание ocl.org. Кроме того, следующие представители духовенства Константинопольского Патриархата, проживающие в Стамбуле, также получило турецкое гражданство: главный секретарь Священного Синода Константинопольской Православной Церкви архимандрит Варфоломей, заместитель секретаря Синода Иоаким, архидиакон Андрей, диакон Феодор, протосинкелл Амвросий и библиотекарь архимандрит Агафангел. Все получившие турецкое гражданство представители духовенства — граждане Греции. В Константинопольской Патриархии не уточнили, пришлось ли им при получении турецкого гражданства отказаться от греческих паспортов. К настоящему времени 35 архиереев и клириков Константинопольского Патриархата уже получили турецкое гражданство. Эта мера позволяет и другим иерархам, помимо родившихся на территории Турции, участвовать в выборах Патриарха Константинопольского. В соответствии с действующим законодательством Турции, только турецкие граждане могут занять пост Патриарха Константинопольского. Единственным исключением из данного был патриарх Афинагор (Спиру, + 1972 г.), бывший архиепископ Американский, кандидатура которого была навязана Соединенными Штатами Америки в нарушение турецких законов. Афинагор прибыл на выборы в Стамбул в американском президентском самолете, что было организовано президентом Трумэном. По прибытии в Стамбул представитель властей Турции вручил турецкий паспорт лично архиепископу Афинагору прямо в самолете. Разрешение клирикам Константинопольской Православной Церкви, не являющимся уроженцами Турции, получать турецкое гражданство было получено Фанаром только в 2009 г. Это решение равительства Эрдогана принесло существенное облегчение Константинопольской Патриархии, так как позволило ей оперативно решать свои кадровые вопросы, касающиеся замещения вакантных постов - от Патриарха до библиотекаря и архивариуса. В то же время принимаемые в настоящее время турецкими властями меры по увеличению числа иерархов-граждан Турции могут свидетельствовать о том, что в Анкаре ожидают скорой кончины 74-летнего Патриарха Варфоломея (по слухам, он тяжело болен) и выборов его преемника. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 28.02.2015 07:57:19

http://drevo-info.ru/news/18548.html

Он говорит, что есть два вида религии- религия страха и религия любви, – и тот час прибавляет, что этих видов, не смешанных между собою, нигде нельзя встретить. Но если их нигде нельзя встретить, то где же они есть? И откуда Спир знает, что они есть, если их нигде нельзя встретить? В действительности Спир знает только религию, которая представляет смешение двух указанных видов. Но если действительная религия такова, то кто же дал Спиру право насильственно разделять ее на части и виды? Как и все в мире, религия не тожественна сама с собою, она находится в процессе развития, постоянно изменяется и переходит в новые изменчивые формы. Как же определить ее сущность? Если нигде не встречаются в чистом виде ни религия страха, ни религия любви и если эти виды религии заключают в себе разнородные элементы, не имеющие между собою ничего общего; то где же найти их сущность, т. е., общее им обоим? Не самопротиворечие ли это? Для религии страха Спир делает некоторое исключение: в фетишизме можно найти ее в несмешанном, т. е., в чистом виде. Но по действительным ли фактам Спир составил себе представление хотя об этой религии? Нет! И здесь он следует не действительности, а лишь одной своей фантазии. Он утверждает, что предметом этой религии является не благое и совершенное, а только действующее и могущественное. Но действительность нам говорит не то. Дикари – фетишисты веровали и веруют, что Бог есть существо не только всемогущее, но и благое. На верования современных дикарей мы уже указывали 72 ; но и древние скифы, по рассказу Курция (VII, 8), говорили Александру: «Si Deus es, tribuere mortalibus beneficia debes». Еще более неприятное впечатление производит на читателя рассуждение Спира о том, что нужно разуметь под словом «Бог». Первоначально, говорит он, под Богом разумели безусловное. Но кто же это так разумел? Все народы, которых только знает история, и культурные и некультурные, и цивилизованные и дикари всегда веровали в Бога, как Существо личное, высочайшее и совершеннейшее, и ни в одной религии, за исключением только позднейших форм религии индийской- браманства и буддизма (которых, собственно, и нельзя назвать религиями)- безусловное, как начало абстрактное, не было почитаем Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Высшая, не эмпирическая природа человека и вещей вообще, т. е., Бог есть не единственно возможное, а только единственно законное основание моральности, т. е., то основание, без которого моральность была бы простым искусственным продуктом и предрассудком (Yorurtheil). Таким образом, по Спиру, выходит, что с одной стороны нравственность необходимо является религиозною, а с другой стороны ей нет ниткой необходимости быть религиозною! Впрочем, Спир указывает и другое основание, почему моральность может обойтись без религиозности. Человек, говорит он, может иметь чувство высшего в величайшей живости, не сознавая всего смысла его. Вследствие этого его стремлением будет- принять ифическую тенденцию без сознательной религиозности. Как на самый нагляднейший пример такого поглощения религиозности моралью Спир указывает на индийского Будду, Шакья-Муни. Этот великий и достойный удивления муж, говорит Спир, имел живое, энергическое чувство и сознание скорби жизни и элемента неистинности, присущего вещам этого мира. Но вместо того, чтобы вывести отсюда заключение об отличной от мира, истинной или собственной сущности вещей, – ибо вещи не мыслимы без свойственной им сущности, – он имел в виду только практическое заключение о желательном достоинстве радикального уничтожения, погашения жизни. Таким образом его возвышение над природою привело его не к Богу, а к нирване. Чувство высшего этим путем утратило у него религиозный характер, но проявилось в величественном самопожертвовании в пользу блага и искупления (?) людей, которым он посвятил всю свою продолжительную жизнь, полную труда и лишений. Поэзия и искусство, по словам Спира, также необходимо должны быть религиозными. Во внешнем мире, как уже замечено выше, говорит Спир, мы не должны искать прямого откровения Бога. Но тем не менее и на внешнем мире находится распространенным отблеск божественного, называемый красотою. Как является красота в вещи, об этом мы не имеем никакого понятия и относительно этого не можем устанавливать ни какой догадки.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Ведяше же и Иуда, предаяй Его, место, яко многажды собирашеся Иисус ту [тамо] со ученики Своими    Просветив учеников и надлежащими словами приготовив их к совершению всякой добродетели, повелев избрать благочестивейшую и боголюбивую жизнь, кроме того, еще дав обещание, что и Сам Он будет обильно подавать им духовные дары, и сказав, что и от Отца будут ниспосылаться вышние благословения, Он уже добровольно выходит, не отстраняя время страданий и не убоявшись смерти за всех. И как естественно было делать это Тому, Кому настало время пострадать, чтобы Своим страданием искупить освобождение всех от страданий, — для того одного только и пришедшего, чтобы Своею кровью всю землю приобрести Богу и Отцу. Ведь когда иудеи предавались неистовствам против Него и по безумию своему пытались подвергнуть Его побиению камнями, Он богоприличным образом избежал, соделав Себя невидимым и весьма легко избежав руки искавших Его (Ин.8:59), ибо не хотел еще пострадать, так как еще не призывало к этому надлежащее время. Когда же оно уже настало, оставив комнату, где Он тайноводствовал Своих учеников, приходит к месту, где обычно было часто пребывать как Самому Спасителю всех Христу, так и святым ученикам. Делал это опять, предоставляя предателю без труда найти Его.     «Садом» было место то, исполнявшее образ древнего рая, ибо как бы возглавлением являлось мест и возвращением, так сказать, всех к началу. Ведь в раю случилось начало наших скорбей, в «саду» получает начало и страдание Христово, принесшее исправление всего, некогда с нами случившегося. Ин.18:3. Иуда же, приим [прием] спиру [отряд] и от архиерей и фарисей слуги, прииде тамо со светильниками и лампадами и оружиями    Необходимо опять указывает божественный Евангелист на то, что Иисус был «в саду», куда не сходилось множество других людей или народ, с намерением именно защищать Его, но Один только Он находился с одними только Своими учениками, чтобы поставить на вид испорченность сердца предателя в отношении разумности. Ведь совесть в каждом весьма способна и породить страхи, и вызвать сильную робость, если мы задумаем когда что-либо нечестивое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Ибо нужно стяжать «обе любви», любовь к Богу и любовь к ближнему. «Как ласточке нужны оба крыла для полета, так и нам нужны обе эти любви для нашего спасения». Стяжать «обе любви» — значит также почитать женщину. «Сердце женщины легче смягчается… Господь родился от жены, чтобы благословить жену… Женщина равна мужчине. Она заслуживает столько же уважения, ибо зачастую делает дело, которое не способен делать мужчина». Стяжать «обе любви» — значит претворить в жизнь поучение: «Есть ли в вашей деревне школа, где могли бы учиться ваши дети? — Нет, святой отец, у нас ее нет. — Соберитесь все и постройте хорошую школу. Потом назначьте совет для управления ею и поищите учителя. Пусть учатся все дети, бедные и богатые. Только тогда, когда твой ребенок выучится, его можно будет назвать человеком. Школа открывает церкви, школа открывает и монастыри». Нужно цитировать Коему не жалея места, ибо то, что он говорил людям, совпадает в принципе с тем, что говорит Афинагор. И для того, и для другого две любви неразделимы; и в том, и в другом есть ощущение социальной ответственности, и почитание женщины, и любовь к образованию, и уверенность, что развитие его послужит и лучшему пониманию веры. Косма основал два лицея и более двухсот общинных школ, причем одну из них в Цараплане. Он проявлял также живой интерес к технике и к ее изобретениям и делал необычные предсказания (ведь умер он, не забудем, в 1779 году): «Люди увидят повозки без лошадей, бегущие быстрее зайца. Придет время, когда в Москве заговорят о Константинополе, как если бы их разделяла одна перегородка. Из одного места можно будет увидеть себя в другом, оставаясь как бы в одной комнате…» Это столь греческое почитание способностей человека присуще также и патриарху. Присуще, но не в качестве прометеевского опьянения, а в виде серьезного раздумья Софокла, знающего, что смерть и смысл жизни постигаются не здесь. Аристоклес Спиру поступил в школу в Цараплане; ее веком ранее основал святой Косма. У меня была учительница, которая казалась мне очень красивой. Я увидел ее снова в 1963 году, когда вернулся в мою деревню во время путешествия по Греции. Почти столетняя, высохшая, слепая, но сохранившая весь свой разум. Я сказал ей, какой прекрасной казалась она мне, когда я был ребенком. И как поразило ее это запоздалое признание!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Епископат Константинопольской Православной Церкви составляет 112 архиереев (2000 г.). Численность верующих составляет ок. 5 млн (1996 г.). Одной из крупных греческих диаспор является диаспора в США. Еще в 1767 г. небольшая группа греков основала в Северной Америке город Новую Смирну. В начале ХХ в. центром греческих поселений стал северо-восток США (главным образом, штат Массачусетс). Прочно оседая на новом месте, здесь появляется разветвленная сеть греческих православных приходов, находящихся сначала в юрисдикции Северо-Американской епархии Русской Православной Церкви, а после Октябрьского переворота в России – в зависимости от Вселенского Престола. После окончания Первой Мировой войны в США был направлен митрополит Мелетий (будущий Вселенский Патриарх Мелетий IV), который заложил основы местной церковной организации. Но окончательно единство греческих приходов сформировалось к 30-м гг. ХХ в. благодаря деятельности митрополита Американского Афинагора – будущего Патриарха. Деятельность Патриарха Афинагора . Патриарх Афинагор, в миру – Аристоклес Спиру (1886 – 1972), выпускник Халкинской богословской школы. В 1923 г. Афинагор стал епископом г. Корфу, разворачивая активную помощь грекам – беженцам из Малой Азии. В 1930 г. Патриарх Фотий II назначил епископа Афинагора митрополитом Американским. По сути, с этого началась церковная карьера Афинагора. Хорошо понимая американскую психологию, стремление греческих общин к самостоятельности, ему удалось организовать в США около 400 приходов, управление в которых осуществлялось на трех уровнях: 1) Власть духовная, представленная священником; 2) Власть «царственного священства», представленная мирским председателем, избираемым приходом. 3) Власть культуры и мудрости, представленная преподавателями Закона Божия и религиозных дисциплин вообще. Необходимо отметить, что в целом реформы Афинагора на почве американского Православия носили достаточно либеральный характер (допущение органов в православных храмах и исполнения «Свадебного марша» Ф. Мендельсона во время венчания, позволение священникам не носить широких ряс, бороды и длинных волос).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010