В Успенском соборе хранились многие сокровища и реликвии Московского царства: старинные книги, драгоценная церковная утварь, золотые кресты и царские венцы, которыми венчались на царство, и многочисленные христианские святыни. В их числе был гвоздь Господень, которым, по преданию, Он был прибит к кресту, Риза Господня, присланная в 1625 г. в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом. В честь этого события в Русской церкви был даже установлен праздник «Положение Ризы Господней». Многие частицы драгоценной Ризы были разосланы позднее по многим русским городам, а сама она бесследно пропала в годы русской революции. Сегодня в соборе сохраняются многие уникальные святыни – икона «Спас Ярое око», «Спас Златые власы» (XIII в.), чудотворная Петровская икона, написанная святителем Петром, митрополитом московским , его посох. В 1547 г. великий князь московский Иван IV здесь впервые официально примет титул царя, а в дальнейшем в этом соборе будут венчаться на царство все последующие русские монархи. Собор неоднократно страдал от пожаров, после чего часто поновлялся. После знаменитого пожара 1547 г. Иоанн Грозный кровлю храма повелел покрыть вызолоченными медными листами. В 1624 г. своды собора вновь ремонтировались, с введением дополнительных подпружных арок. В 1812 г. собор был жестоко разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы заранее в Вологду. В самом соборе была устроена конюшня. Оскверненный храм был заново освящён 30 августа 1813 г. епископом Дмитровским Августином (Виноградским). После восстановления Патриаршества в Русской церкви (1917 г.) в Успенском соборе прошла интронизация патриарха Тихона (Беллавина). После переезда в Кремль в марте 1918 г. Правительства РСФСР собор был закрыт для богослужений, как и сам Кремль для доступа рядовых граждан. Лишь в 1990 г. в соборе возобновились патриаршие богослужения, олицетворяющие в этих древних стенах особую важность церковных служб. Прекраснейший архитектурный комплекс Московского Кремля, являвшийся уникальным памятником русской культуры, был во многом изуродован и утрачен при большевиках, потеряв более половины своих строений. Он был царской резиденцией, что вызывало неистовую злобу к его наследию. Из 31 его храма погибло 17. В 1929 г. на территории Кремля были снесены древние обители – Чудов и Вознесенский монастыри, связанные со всей национальной историей, а на их месте построена Военная школа.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Преподобный Андрей Рублев создал еще несколько иконостасов для соборов – в Звенигороде, в Троице-Сергиевом монастыре, в московском Спасо-Андрониковом монастыре, где он и завершил свой жизненный путь и был погребен в 1427–30 году. Особо известны из названных работ три иконы Звенигородского чина, дошедшие до наших дней с большими утратами – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Особенно поражает звенигородский «Спас», так зримо разнящийся с предшествующими ему изображениями Христа: Вседержителем Феофана и «Спасом Ярое Око», работы Гоитана. У рублевского Христа нет уже той суровости во взоре, нет сурового пронзающего всеведения – здесь человеку внимает всеведение любви, доверие к его духовным усилиям. То же чувство выносим мы и из сопоставления изображений Апостола Павла у Феофана и преподобного Андрея. Святости духовно карающей пришла на смену святость всеведущего добросердечия. Кругу преподобного Андрея принадлежит один из шедевров древнерусской живописи – икона «Архангел Михаил» из Архангельского собора Кремля: достаточно для доказательства сходства сопоставить ее со звенигородским образом Архангела. Изображение Архистратига Небесного воинства имело особое значение для русского человека на рубеже XIV–XV веков. Время борьбы, эпоха битв за Русскую землю требовала истинного осмысления ратного дела. Нередко ведь христианству приписывается бездумное непротивление, в чем видится упрощение проблемы. Непротивление является в христианстве идеалом личного смирения, но необходимость высшего подвига – положить жизнь за ближнего своего во имя любви к нему ( Ин. 15:13 ) – требовала самоотвержения в борьбе с насилием. Не случайно преподобный Сергий Радонежский отправил в войско Дмитрия Донского перед Куликовской битвой (1380), решившей судьбы Руси, двух монахов-схимников, Пересвета и Ослябю, в той битве погибших. Небесным идеалом для земного воинства был на Руси Архангел Михаил. В небесной битве с падшим денницей Архистратиг, уступавший ему в силе и совершенстве, поверг вознесшегося гордынею сатану – тем навсегда утвердив Истину, которая для русских людей была точно выражена святым благоверным князем Александром Невским: «Не в силе Бог , а в правде». Эта правда и выражалась русскими иконописцами, писавшими образ Архангела. Эта правда питает веру и надежду человека в тяжкие для него времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

За успешное служение Александр I в том же году удостоил его правом ношения панагии. Он пробыл здесь настоятелем лишь до 1820 года, но в середине XIX века настоятелем Новоспасского стал друг святителя – Агапит (Введенский), при котором монастырь стал образцовым. В 1817 году Новоспасский монастырь как одну из святынь и древностей Москвы упомянул Н. М. Карамзин в обширной «Записке о московских достопамятностях», писанной, как говорилось в посвящении, «для некоторой особы, ехавшей в Москву» – этой особой была вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать государя Александра I. В строках о монастыре Карамзин перечисляет главных родственников Романовых, упокоенных в нем. Эти захоронения – отдельная страница в летописи Новоспасского монастыря. Последним его храмом стал подклетный храм святого Романа Сладкопевца. Вход в храм-усыпальницу осеняет дивный мозаичный образ Спаса Нерукотворного рядом со входом в собор. Этот храм по проекту известного архитектора московского модерна С. У. Соловьева был устроен в память посещения монастыря государем Николаем II с супругой Александрой Федоровной 13 апреля 1900 года. Примечательно, что некоторые образа в его иконостасе списаны с иконостаса Успенского собора в Кремле, скопирован был даже Спас «Ярое око». А образ Богоматери списан с той Феодоровской иконы, которой инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила Федоровича. В усыпальнице под собором упокоился родоначальник Романовых, отец царицы Анастасии боярин Роман Юрьевич Захарьин – от его имени произошла фамилия царской династии и тем объясняется посвящение престола храма-усыпальницы. Здесь же похоронены и Никита Романович, брат Анастасии, и устроительница московского Никитского монастыря инокиня Марфа, дочь царя Алексея Михайловича, и многие неизвестные нам Романовы – жены, дети, братья, сестры, племянники представителей царствующего дома. Освящение храма-усыпальницы состоялось 28 декабря 1902 года в присутствии великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны. После того Николай II еще раз приехал в Новоспасский монастырь на торжества в честь 300-летия дома Романовых и слушал в соборе тропарь Феодоровской иконе – тоже чтимой покровительницей династии.

http://pravoslavie.ru/568.html

Собрание икон XI – XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон»  — моленное место, созданное в 1551 г. для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах. Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

http://patriarchia.ru/db/text/136423.htm...

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы. С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский Собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II. Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками. Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г. В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для посетителей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г. Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам. Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Престолы Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, первоверховных апп. Петра и Павла. Святыни Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др. Мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, посох святителя Петра. Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, г. Москва, Кремль, Соборная площадь Web-caйm: www.uspenskymos.moseparh.ru

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244559...

как сломленная ветвь на древе И плоть безсонная бежит пугается Креста Креста Как пьяница в ночи страшится тающего дерева склоненного под мокрым снегом И только талая моя душа И только за зиму усохшая моя душа душа Летит летит к Кресту как птица осиянная перелетная усталая к исконному гнезду В такую ночь нощь боятся насмерть до утра до тла истаять мокрые тревожные пугливые деревья Второе пришествие Христа В библейских вселенских волнах Иудейства Спаситель Воитель Спас Ярое Око грядет Он кличет возлюбленную дщерь свою Русь Тысячелетнюю Среди океанских средь ветхозаветных валов И вот уже Русь Святая Смиренница Мученица Утопленница Пленница И вот уже Русь словно Лазарь Воскресший Из мертвых из вод восстает С Мечом Пасха О человече! Пей! Ликуй! Плодись! Молись! Потому что на земле мы только мимолетны скоротечны гости гости Но! И на погосте тоже мы лишь гости только гости гости гости После того дня когда Ты встал восстал взошел из безпробудных глин Воскрес навек из невозвратных саванов из смертной плащаницы Боже Боже Боже Боже О Безсмертный Боже Казанская Богородица Ах поедем на Русь порыдать Над избами нашими заживо насмерть забитыми заколоченными в лопухах погребенными Где наши старухи матери бабуси в гробных чистых платьицах с Евангелиями в кормильных усопших руках Лежат неоплаканные не отпетые не похороненные Поедем на Русь порыдать Где только в златых опадающих рощах кротко бредет шествует Богомать Да в свой необъятный омофор сбирает неистово золотой листопад Да избы забитые где уже восстают от смертного сна воскресают старухи святые к Небесному Царству готовые Аки бабочки возлетающие из священных сокровенных коконов Поедем на Русь ликовать Русь – Царствие Небесное Божье уже на земле не земное… Ночь Рождества 1 Рождественский святой мороз мороз объял безвинную заснеженную Русь Россию И на окнах моей одинокой калужской избы расцвели распустились Доверчивые кружевные льдистые алмазные звезднохвостатые безвинные павлины Ах родные зимние птицы мои безвинные Да откуда вы среди русской зимы откуда вы

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Когда Москва отказывается платить дань, полчища Мамая двигаются в сторону наших земель, князь Димитрий Иоаннович объявляет сбор войск у Коломны, где некий епископ Гавриил благословляет русское воинство, а сам князь Димитрий Иоаннович отправляется к преподобному Сергию за благословением. Что это могло быть за благословение? В то время люди придавали значение календарю значительно больше, чем мы с вами. И это благословение могло означать следующее. Князь  Димитрий Иоаннович мог спросить преподобного Сергия,  в  какой день лучше, чтобы произошла битва. Какой день будет наиболее благоприятен для сражения? День сражения зависит от многих факторов. Наша армия может уйти в сторону, может приблизиться к врагу и т.д. И скорее всего именно преподобный Сергий благословляет, чтобы это битва произошла в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, потому что для русского человека это особый праздник, имеется огромного количество древних икон  Рождества Божьей Матери, храмов было много во имя Рождества Божьей Матери. И если войска Мамая могли по гороскопу высчитывать, какой для них благоприятный день, то для русского человека день Рождества Божьей Матери значит, что битва будет под ее покровом, под ее защитой. И 8-го сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле. Сам князь участвовал в бою наравне с другими, снял с себя княжеские облачения, облачил в них одного из бояр, и тот стоял на виду у войска, чтобы вдохновлять их, под черным стягом. Русское знамя Куликовской битвы – это черный стяг, на котором был золотом вышит лик Христа. Скорее всего, это был лик Спас «Ярое Око». Во время битвы князя оглушили татарской палицей, и после битвы его искали, не могли найти,  потом под многими трупами нашли князя Димитрия Иоанновича. Его привели в чувство, и он стал спрашивать, кто победил. Ему ответили – Русь победила! И тогда он осеняет себя крестным знамением, и произносит слова, известные из православного пасхального богослужения: " Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь! " А по древнему преданию, преподобный Сергий весь праздник Рождества Божьей Матери совершал проскомидию – Господь открывал ему имена тех, которые гибли на Куликовом поле, и он сразу вынимал частички за каждого погибшего.

http://radonezh.ru/analytics/chto-my-zna...

Среди прочих выделялся иконописец Гоитан, кругу которого принадлежит одно из выдающихся творений первой половины XIV века – образ «Спас Ярое Око», находящийся ныне в Успенском соборе Кремля. Пронзающий все существо человека взыскующий взгляд Спасителя не может исчезнуть из памяти всякого видевшего его. Несомненно, сразу приходит на память взор Вседержителя в куполе новгородского храма, расписанного Феофаном Греком (что еще раз лучше всяких слов раскрывает существо византийского влияния на живопись русских мастеров XIV столетия). Сам Феофан в конце века, как уже говорилось, также прибывает в Москву. И здесь, в иконостасе кремлевского Благовещенского собора, впервые в русском искусстве создает, с участием Андрея Рублева и мастера Прохора с Городца, полнофигурный Деисис. Именно в этот период достигает полноты развития исихазм московской святости, практика умного делания русского иночества. И это, несомненно, повлияло на экспрессивное искусство Феофана, привнесшего, в свои образы идею внутреннего сосредоточения. В этот же период наблюдается новый этап, по-существу никогда не прекращавшегося приобщения иконописцев к образу Богородицы, и возникает несколько великих созданий, восходящих идеей к чудотворному образу Владимирской Богоматери – от «Богоматери Донской» Феофана Грека до «Богоматери Владимирской» преподобного Андрея Рублева. По сравнению со своим великим старшим современником Феофаном, преподобный Андрей Рублев усилил и абсолютизировал – ив изображениях Богоматери, и в иных своих созданиях – просветленность, отсутствие сурового драматизма духовных стремлений – и тем определил важнейшее в московской религиозной живописи. Повторим: Феофан сосредотачивался на процессе духовных исканий, преподобный Андрей запечатлевал его итог. Помогая Феофану создавать иконостас кремлевского собора, преподобный Андрей тремя годами спустя, в 1408 году, вместе со своим сподвижником, мастером Даниилом Черным, расписывает заново Успенский собор во Владимире (от тех росписей остались лишь фрагменты, и не в первозданном виде: они утратили цветовые особенности палитры Рублева), а также пишет грандиозный иконостас, состоявший более, чем из 80 образов. Основное внимание уделил художник Деисису – как центру всей духовной композиции. Иконы Владимирского Деисиса – более, чем трехметровые в высоту, чего до той поры Русь не знала,– утверждали великую идею предстояния человека купно с Небесными силами перед Спасителем мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance открытые лекции журнала «Фома» О чем говорят иконы Почему в каждом русском княжестве были «свои» иконы? Какие образы спасали Русь? Как изображался Христос-подросток? Какие секреты связаны с изображениями Богородицы? У каких икон была тяжела «судьба»? ПОЛНОЕ ВИДЕО Почему в каждом русском княжестве были «свои» иконы? Какие образы спасали Русь? Как изображался Христос-подросток? Какие секреты связаны с изображениями Богородицы? У каких икон была тяжела «судьба»? ЛЕКТОР КУРСА Татьяна Черникова Доктор исторических наук Короткие лекции Что такое икона? В чем разница подходов к пониманию иконы у искусствоведов и богословов? Почему у иудеев и мусульман нет икон?  Когда появились иконы в привычном для нас виде и где хранятся 3 самые древние из дошедших до нас икон? Иконоборцы и иконопочитание Как развивалось иконоборчество на Западе? В чем главная позиция иконоборцев? Какие решения были приняты на VII Вселенском соборе? Как на почитание икон повлияла жена императора-иконоборца Льва IV? Когда иконоборцы стали еретиками? Становление канона иконописи Как складывался чин почитания икон? В какой технике писались первые иконы? Можно ли изобразить вечность? Зачем изображениям придавали статику? Какие древние мозаики до нас дошли? Кто на них изображен? Македонский период византийской иконописи Как развивалась иконопись? В каком стиле оформлена Святая София Константинопольская? Что отвергал Аскетический стиль? Какие русские соборы украшены аскетическими иконами? Почему лица святых на иконах не выражают эмоций? Комниновский период византийской иконописи Как развивалась иконопись в эпоху Комнинов? В чем заключался подход «гармонии» и какие иконы написаны в этом стиле? Как передавили Богочеловеческую природу Христа? Что такое «комниновский маньеризм»? Иконопись периода Палеологов Какие иконы писали крестоносцы в своих мастерских? Почему во время падения Византии появился взлет иконописи? Как Палеологовский Ренессанс был воспринят на Руси? В чем парадокс иконы «Спас Ярое Око»?

http://academy.foma.ru/istoriya-ikony

где еще жив и ликует Он? Как же Святой Богородице не любить Русь где еще веет близ Нее живое земное не распятое не прерванное насмерть дыханье Сына Ее? Великопостная Звезда аки Потир Алмазный стоит над грешной моей жизнью В Крестопоклонную Седмицу всяко древо встречное в ночи мне чудится Крестом волнующимся желанным Ночь каплет талая и жертвенно живая Безсонница… безсонница крылатая меня объемлет Кость чуткая древляя болит во мне как сломленная ветвь на древе И плоть безсонная бежит пугается Креста Креста Как пьяница в ночи страшится тающего дерева склоненного под мокрым снегом И только талая моя душа И только за зиму усохшая моя душа душа Летит летит к Кресту как птица осиянная перелетная усталая к исконному гнезду В такую ночь нощь боятся насмерть до утра до тла истаять мокрые тревожные пугливые деревья Второе пришествие Христа В библейских вселенских волнах Иудейства Спаситель Воитель Спас Ярое Око грядет Он кличет возлюбленную дщерь свою Русь Тысячелетнюю Среди океанских средь ветхозаветных валов И вот уже Русь Святая Смиренница Мученица Утопленница Пленница И вот уже Русь словно Лазарь Воскресший Из мертвых из вод восстает С Мечом Пасха О человече! Пей! Ликуй! Плодись! Молись! Потому что на земле мы только мимолетны скоротечны гости гости Но! И на погосте тоже мы лишь гости только гости гости гости После того дня когда Ты встал восстал взошел из безпробудных глин Воскрес навек из невозвратных саванов из смертной плащаницы Боже Боже Боже Боже О Безсмертный Боже Казанская Богородица Ах поедем на Русь порыдать Над избами нашими заживо насмерть забитыми заколоченными в лопухах погребенными Где наши старухи матери бабуси в гробных чистых платьицах с Евангелиями в кормильных усопших руках Лежат неоплаканные не отпетые не похороненные Поедем на Русь порыдать Где только в златых опадающих рощах кротко бредет шествует Богомать Да в свой необъятный омофор сбирает неистово золотой листопад Да избы забитые где уже восстают от смертного сна воскресают старухи святые к Небесному Царству готовые

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010