Евагрий использует два термина: Αχειροποητος («не-руками-сделанный») и Мандилион (Μανδλιον - от греч. μανδας - «платок, убрус, плащ»). Ученики Христа сложили Плащаницу так компактно, что видимым оставался только лик, - так Плащаница стала Мандилионом. Вильсон объясняет происхождение предания о платке с одним лишь ликом Христа тем, что ученики сложили Плащаницу так компактно (см. рис. 1), что видимым оставался только лик (исследования Плащаницы в 1978 году подтвердили наличие таких складок). Царские мастера изготовили для сложенной Плащаницы драгоценный решетчатый футляр (см. рис. 2). Так Плащаница стала Мандилионом и послужила первообразом для иконографического типа «Спас Нерукотворный». Поскольку на Плащанице отображен фотографический негатив, который скрадывает следы крови и ран, то все, кто копировали с нее лик Спасителя, рисовали живого Христа без следов мучений. Рис. 1. Способ сложения Плащаницы, в результате которого видимым остается, только лицо Распятого. (Из книги Яна Вильсона, 1979). Вильсон обнаружил несколько икон «Спас Нерукотворный», воспроизводящих этот решетчатый орнамент. После смерти Авгаря V в Эдессе наступила языческая реакция, и христианская община была уничтожена, а Плащаница (или Мандилион) была замурована в нише в городской стене над западными воротами города. Как пишет Евагрий, в 525 году (уже при византийском владычестве) нерукотворное (αχειροποητος, acheiropoietes) изображение Христа в форме Мандилиона (одного лика Христа) было обнаружено при восстановлении городских стен Эдессы (заметим, что как раз начиная с VI века широко распространяются изображения головы Христа, напоминающие Мандилион). А во время осады Эдессы персами в 544 году Мандилион вынесли в ряды защитников, и враги прекратили войну. Современники знали, что Мандилион не платок, а Плащаница. Рис. 2. . Иллюстрация гипотезы Яна Вильсона о том, как сложенную ткань Плаща-ницы укрепили на раме и накрыли окладом с решетчатым орнаментом. (Из книги Вильсона, 1979). Современники знали, что Мандилион не платок, а Плащаница.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Иконография Иисуса Христа на сегодняшний день весьма обширна, и для того, чтобы вычленить из этого моря основные типы иконографических изображений, начнем с главного – с образа Спаса Нерукотворного, иконы икон. В самом его названии уже заложена концепция любой иконы, в которой всегда важное место отводится тому, что лежит за пределами человеческого творчества. В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа: одна из них была распространена на Западе, другая на Востоке. В первой повествуется о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани. Западная иконография, а с XVII века и русская, изобилует изображениями праведной Вероники, держащей в руках плат с запечатленным Ликом. Вторая история приводит нас в восточный город Эдессу, где царем был Авгарь. Заболев проказой, царь долго и тщетно ищет того, кто бы мог его вылечить. Услышав о Христе, он посылает к Нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести Ему чистый холст, Спаситель прикладывает Свой Лик к ткани и Его образ нерукотворно запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись к нему, тут же получает исцеление от своей страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню. Когда однажды город осаждают враги и исход битвы неясен, Авгарь приказывает замуровать святыню в стену над воротами, дабы она не досталась врагу и не была осквернена. Но в самый разгар боя нерукотворный образ являет еще одно чудо – изображение проходит как бы сквозь толщу стены и отпечатывается на фасаде. Видя это непонятное явление, враги поворачивают в страхе от стен города, отказавшись от осады. Таким образом, чудотворный Лик спасает и царя, и целый город. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа – «Спас на убрусе», то есть на куске ткани (обычно плат завязан в углах узлами, подчеркнуты складки, обозначена кайма и т.д.), и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для Лика становится стена или нейтральный фон.

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

К церкви будет вести Аллея памяти, а почитаемой иконой в церкви станет «Чернобыльский Спас» 25 апреля. ПРАВМИР. Храм Спаса Нерукотворного, посвященный памяти ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, будет построен летом 2016 года в селе Заломное Белгородской области. Первый в России храм, посвященный памяти ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, будет обыденным — его планируется возвести за одни сутки и всем миром, в соответствии с древней традицией зодчества. Об этом сообщает Общественная палата РФ. К церкви будет вести Аллея памяти, а почитаемой иконой в церкви станет «Чернобыльский Спас». В храме будет книга памяти ликвидаторов, и он будет представлять мемориальный комплекс. Это будет храм-памятник. Участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС принимали около миллиона граждан со всего СССР. В работах на пораженной радиацией территории в 1986 году принимали участие более 30 человек из поселка Заломное Волоконовского района Белгородской области, практически половина проживавших там мужчин. На данный момент, по данным районного Управления социальной защиты, 11 из них уже нет в живых. «Русские мужики из Заломного заслужили вечную память, крестного знамения прохожего за упокой душ верных рабов Божиих», — говорится на сайте проекта. «Изначально жители этого села относились с настороженностью к нашей идее, опасались, что строительство может доставить неудобства, но за полтора года нам удалось переломить отношение людей. Теперь они у нас постоянно спрашивают, когда уже начнется строительство», — рассказала член ОП РФ, член Президиума Совета Союза «Чернобыль» Ирина Сорокина. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 февраля, 2022 27 апреля, 2021 18 сентября, 2015 1 октября, 2015 26 октября, 2015 24 января, 2024

http://pravmir.ru/v-belgorodskoy-oblasti...

– Я читал, что местные жители верят, будто Турин окружают тёмные силы. Мол, силы зла пытаются охватить святое место. – Признаться, не слышал. Хотя говорили о том, что кто-то пытался сжечь Плащаницу. Накануне последней демонстрации Плащаницы в 2000 году в соборе случился страшный пожар. Помещение, где Плащаница хранилась, выгорело полностью. Святыню спас пожарный, который обычной кувалдой смог разбить пуленепробиваемое стекло, – сам он говорил, что вдруг почувствовал небывалую силу. Опоздай он на минуту – и мы бы лишились Плащаницы. Как возник пожар, до сих пор неясно. Самовозгоранием, скажем проводки, его трудно объяснить, поскольку накануне симпозиума проводилась реставрация собора и всё было под тщательным контролем. – Что для вас значит Туринская плащаница и что она даёт всем нам, православным? – Во-первых, если подтвердится её подлинность, она станет Пятым Евангелием – ещё одним историческим повествованием о страдании и воскрешении Иисуса Христа. В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до Своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит» нам, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели металлические шипы. Ударов, как видно, было не менее сорока, и они покрывали всю спину, грудь и ноги. В Евангелиях говорится о том, что палачи в насмешку возложили терновый венец на голову Иисуса Христа. От Плащаницы мы узнаём, что это был не только способ уничижения, но и продолжение пыток. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове и кровь обильно струилась по волосам и лицу Иисуса Христа. Исследуя Плащаницу, можно увидеть Страсти Христовы – избиение в темнице, несение Им креста, Его падение под ношей от изнеможения. Во-вторых, нам многое откроется в истории иконографии. Может так оказаться, что Святая Плащаница и есть тот Нерукотворный Спас, обретя который, в Византии стали изображать Христа таким, каким мы видим Его на нынешних иконах. До этого ведь Христа изображали символически – круглолицым и безбородым.

http://pravoslavie.ru/38209.html

Но во всех вариантах главное – это Нерукотворный Лик Иисуса Христа. Все версии так или иначе восходят к единому источнику – к Туринской Плащанице, ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История плащаницы темна и непонятна; когда-то она была в Иерусалиме, у ближайших учеников Господа, затем, видимо, попадает в Константинополь (есть версии, что ее путь следовал как раз через Эдессу), но во время разгрома Константинополя крестоносцами она исчезает. Вскоре она вновь появляется в Италии, у родственников казненного магистра ордена тамплиеров. Сейчас Плащаница хранится в Турине, где ее исследуют суперсовременными приборами, но ответ, насколько вероятна подлинность этого удивительного куска ткани с уникальным изображением, пока не получен. Но для нас в данном случае важно одно – Плащаница из Турина – прототип или аналог иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса. Наиболее классичной из русских икон данного типа является, без сомнения, «Спас Нерукотворный» XII века, из Новгорода. На светлом фоне изображен Лик в обрамлении крестчатого нимба. Лаконичность и выразительность образа помогает выявить для нас основные элементы этой иконографии: Лик, глаза (преувеличенные, с характерным взглядом), крест на нимбе состоит из девяти линеечек, означающих 9 ангельских чинов, славу Божию, тут же греческие буквы – Сущий. 10 На фоне – буквы славянские, означающие сокращение имени Иисус Христос. Этот набор элементов будет практически всегда сохраняться как ядро иконографии, на это ядро будут наслаиваться другие элементы – плат, надпись молитвы, ангелы, держащие плат, образ св. Вероники и т.д. Вторым наиболее распространенным иконографическим типом является изображение Христа-Пантократора, в русском переводе получившее наименование «Вседержитель», или в более камерном варианте – «Спаситель», а нередко и просто «Спас», Различаются несколько вариантов композиций – изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле.

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

Услышав о Христе, он посылает к Нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести Ему чистый холст, Спаситель прикладывает Свой Лик к ткани и Его образ нерукотворно запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись к нему, тут же получает исцеление от своей страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню. Когда однажды город осаждают враги и исход битвы неясен, Авгарь приказывает замуровать святыню в стену над воротами, дабы она не досталась врагу и не была осквернена. Но в самый разгар боя нерукотворный образ являет еще одно чудо — изображение проходит как бы сквозь толщу стены и отпечатывается на фасаде. Видя это непонятное явление, враги поворачивают в страхе от стен города, отказавшись от осады. Таким образом, чудотворный Лик спасает и царя, и целый город. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа — «Спас на убрусе», то есть на куске ткани (обычно плат завязан в углах узлами, подчеркнуты складки, обозначена кайма и т. д.), и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для Лика становится стена или нейтральный фон. Но во всех вариантах главное — это Нерукотворный Лик Иисуса Христа. Все версии так или иначе восходят к единому источнику — к Туринской Плащанице, ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История плащаницы темна и непонятна; когда-то она была в Иерусалиме, у ближайших учеников Господа, затем, видимо, попадает в Константинополь (есть версии, что ее путь следовал как раз через Эдессу), но во время разгрома Константинополя крестоносцами она исчезает. Вскоре она вновь появляется в Италии, у родственников казненного магистра ордена тамплиеров. Сейчас Плащаница хранится в Турине, где ее исследуют суперсовременными приборами, но ответ, насколько вероятна подлинность этого удивительного куска ткани с уникальным изображением, пока не получен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

На выставке работ современных художников в Манеже была представлена экспозиция: стенд, увешанный иконами. В приклеенной тут же листовке значилось. " Прекрасный материал для богохульства - Спас Вседержитель, Владимирская Божия Матерь, Спас Нерукотворный... Осквернение иконы в присутствии заказчика- 50 рублей. На глазах у посетителей были разрублены топором около десяти православных икон. " Художественный руководитель " т.н. галереи " Вперед " Тер-Оганьян заявил, что он " сознательно рубил, подписывал, продавал. Это такая форма надругательства " . Против А. Тер-Оганьяна было возбуждено, расследовано и передано в суд уголовное дело, однако подсудимому удалось скрыться заграницу. Ныне он значится в каталоге выставки как гражданин Чехии " . " Сегодня же обществу под видом терпимости к инакомыслию навязывается некая " толерантность " . На деле это оборачивается тем, что маргинальные кощунники и сатанисты публично глумятся в центре Москвы над православными святынями, чувствуя свою полную безнаказанность, а наш народ оказывается фактически лишен возможности защитить от поругания свою веру, свои святыни. Ничего подобного невозможно представить в отношении ислама, буддизма, вообще любой из традиционных религий, не говоря уже об иудаизме.. Это событие как бы бьет в набат. Оно должно стать последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. Необходимо мобилизовать все силы, способные оценить, какого масштаба национальная катастрофа происходит на наших глазах. Иначе - конец. Иначе - предательство России, Православия, Христа, за которое не может нам быть прощения " . Обозреватель сайта " Страна.Ru " Мария Свешникова утверждает , что " по одной из версий, организаторами " акта вандализма " были вовсе не несколько " ярых православных христиан " , как представились музейным работникам сами хулиганы " . " Антиправославную выставку в музее Сахарова разгромили ее организаторы " , - говорится в статье " Заказчиками дебоша были сами устроители выставки, о которой до того момента было никому не известно, кроме них самих.

http://pravoslavie.ru/press/obzor28.htm

Государыне царице и великой княгине Марье Ильичне и государю благоверному царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу. Холопы ваши, Мишка Пронской с товарищами челом бьют. Августа, государи, в 27-й день в вашей государевой грамоте писано к нам, холопам вашим: августа в 26-й день писали к вам, государям, мы, холопы ваши, что августа в 25-й день приходили к соборной церкви в обедню розных слобод многие земские люди и приносили с собою в киоте икону, а написан был образ Спас нерукотворный, лицо и подпись скребена, и про великого государя про святейшего Никона патриарха московского и всея великой России говорили многие непристойные речи и тем его великого государя бесчестили; и нам бы, холопам вашим, велите собрать к себе гостиные, суконные сотен лучших людей и всех слобод соцких и старост и лучших людей и сказать им, что они вашего государева отца и богомольца, великого государя святейшего Никона патриарха московского всея великие и малый России бесчестят; а которые иконы скребены и (те) иконы написаны были не по отеческому преданию с папежского и с латинского перевода, и вашу государеву грамоту велите б прочесть всем вслух. И мы, холопы ваши, велели призвать к себе черных сотен и слобод соцких и старост и лучших людей и им всякими мерами говорили, чтоб они к совету худых людей не приставали и своей братье говорили, чтоб они от такового злого начинания престали, а завотчиков на то воровское дело поймав, к нам, холопам вашим, привели; и соцкие говорили, что они к их воровскому заводу не приставают и своей братье о том учнут говорить; и по вашему государеву указу мы, холопы ваши, гостей и гостиные и суконные сотен лучших людей и всех слобод соцких и старост и лучших людей собрать велели; и гостей, государи, на Москве только три человека: Василей Юрьев, Кирилл Босой, Василей Федотов, а гостиные и суконные сотен лучших людей на Москве мало; и мы, холопы ваши, велели собрать с лучшими и средних людей и вашу государеву грамоту велели вычесть всем им вслух; и выслушав ваши государевы грамоты, гости и гостиные и суконные сотен лучшими и середе люди и соцкие и старосты и черных сотен и слобод лучшие, а иные с ними были и средние люди, говорили, что они про великого государя святейшего Никона патриарха никаких бесчестных словес не говаривали и с ворами для того к соборной церкви и к красному крыльцу не прихаживали, а которые воры приходили и те речи говорили, и они за тех не стоят; а кто тех воров имена были, тем ворам, проведав про них подлинно, черных сотен и слобод соцкие и старосты хотели нам, холопам вашим, написав принести имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

688 Ернст фон Добшюц издал корпус греческих текстов о Мандилионе, который и в наше время остается основным источником информации: Dobschütz von Е. Christusbilder. Untersuchungenzurchrislichen Legende. Leipzig, 1899. Hft. I, S. 102–196, Hft. II, S. 689 Здесь и далее Повесть цитируется в переводе А. Ю. Виноградова, который публикуется в книге: Евсеева Л. М., Лидов А. М., Чугреева Н. Н. Спас Нерукотворный в русской иконе. М., 2003. 690 Греческий текст (BHG 80In) опубликован: Halkin A. Inedits Byzantine d’Ohrida, Candie et Moscou. Bruxelles, 1953, p. 253–260. 691 Перечисляя реликвии в „царских златых полатах” он упоминает „убрус, на нем же образ Христов и керамиде две”: Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде Антония архиепископа Новгородского в 1200 году/Под ред. Хр. М. Лопарева. СПб., 1899, с. 19. 693 На серебряном окладе XIV в., заказанном для одной из древних копий Мандилиона, не изображается чудо в Иераполисе. Однако в нескольких сценах представлено чудо обретения Мандилиона и Керамиона в Эдессе.: Dufour Bozzo С. II Volto Santo di Genova. Roma, 1974, tav. XIX–XX. 695 «Le même sens du symbole de Dieu le Fils incarné en tant que victim eucharistique a dure être attribué aux images du Mandylion, toutes les fois qu’on le représentait auprès du sanctuare»: GrabarA. La Sainte Face... p. 29. 696 Lidie Hademann Misguich подчеркнула недавно символическую связь Мандилиона и Керамиона с темой Прохода (Passage) в программах византийских церквей; она включила нерукотворные образы Христа в особую иконографическую группу «образов прохода», которые одновременно являются и теофаническими, и защищающими: Hadermann-Misguich L. Images et Passages. Leur relations dans quelques églises byzantines d’après 843//Les images dans les sociétés/Ed. J. M. Sansterre et J.-C. Schmitt. Bruxelles-Rome, 1999, p. 30–33. 697 Kitzinger E. The Mandylion at Monreale//Arte profana e arte sacra/Ed. A. Iacobini, E. Zanini. Rome, 1995, p. 575–602. 698 Velmans T. Valeurs sémantiques du Mandylion selon son emplacement ou son association avec d’autres images//Studien zurbyzantinischen Kunstgeschichte. Festschrift für Horst Hallensleben zur 65.Geburtstag. Amsterdam, 1995, p. 173–184, esp. 181–183.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

753 Dobschütz, 1899, p. 102–196, Weitzmann K. The Mandylion and Constantine Porphyrogenetos//Cahiers archéologiques, vol. XI, 1960, p. 163–184; Cameron A. The Hi story of the Image of Edessa//Harvard Ukrainian Studies. Okeanos. Essays Presented to Ihor Sevcenko, vol. VII, 1983, ed. 1984, p. 80–94; The Holy Face and the Paradox of Representation/Ed. H. L. Kessler, G. Wolf. Bologna 1998 passim; Wolf G. Schleier und Spiegel. Traditionen des Christusbildes und die Bildkonzepte der Renaissance. München, 2002; Лидов A. M. Святой Мандилион. История реликвии (The Holy Mandylion. A story of the relic)//Л. M. Евсеева, A. M. Лидов, H. H. Чугреева. Спас Нерукотворный в русской иконе (The Holy Face in Russian Icons). M., 2003. 755 Cf. Gosudarstvennaya Tretyakovskaya Galereya, Katalog sobrania. T. I. M., 1995, 8, p. 50–54 withbibl.; cf. Belting, 1990, p. 240sq; Kalavrezou I. Helping Hands for the Empire. Imperial Ceremonies and the Cult of Relics at the Byzantine Court//Byzantine Court Culture from 829 to 1204/Ed. H. Maguire. Washington, 1994, p. 53–79. 760 For the Pharos Chapel cf. Janin R. La gcographie ecclésiastique de l’Empire byzantin. Première partie. Le siège de Constantinople et le patriarcat oecuménique. Tome III: Les églises et les monastères. Paris, 1953, vol. Ill, p. 241–245. Cf. LidovA. The Miracle of Reproduction. The Mandylion and Keramion as a paradigm of sacred space//Images of Christ from Van Eyck to Bernini/Ed. G. Wolf. Rome, 2003 (forthcoming); Лидов A. M. Мандилион и Керамион как образ-архетип сакрального пространства (in the present book). 761 Nikolaus Mesarites. Die Palastrevolution des Joannes Komnenos//Niketas Choniates. Die Kreuzfahrer erobem Konstantinopel. Koln, 1959, p. 265–320, p. 287sq. 762 Cf. The Glory of Byzantium. Art and Culture of the Middle Byzantine Era. A.D. 843–1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. New York, 1997, p. 74ff. 764 Cf. II Volto di Cristo/Ed. Giovanni Morello, Gerhard Wolf. Milano, 2000, p. 9 If with bibliography (entries of Herbert Kessler).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010