3. «Исайя очистился, приняв уголь от серафима, – взывал старец к Богоматери. – Ты же просвещаешь меня, подавая руками, как бы клещами, несомого Тобою, владычествующего незаходимым светом и миром». Песнь 6 Ирмос: Старец Симеон, увидев очами спасение, пришедшее к народам от Бога, воскликнул к Тебе: «Христе, Ты – мой Бог». 1. Ты, несокрушимое спасение верных, положен камнем в Сионе, камнем преткновения и соблазна для непокорных. 2. Точно нося образ Родившего Тебя прежде веков, Ты по милосердию ныне облекся немощью земнородных. 3. Отпусти ныне с миром поклонившегося Тебе, Сыну Всевышнего, Сыну Девы, Богу, сделавшемуся младенцем. Кондак, гл. 3: Освятивший утробу Девы Твоим рождением и благословивший руки Симеона, как надлежало, ныне Ты спас и нас, Христе Боже. Умири же раздоры граждан и укрепи православных христиан, которых Ты возлюбил, один Человеколюбец. Песнь 7 Ирмос: Тебя, Бога Слово, оросившего в огне юношей богословствовавших и вселившегося в Деву нетленную, мы славим, благоговейно воспевая: «Благословен Бог отцов наших». 1. Отхожу поведать находящемуся в аду Адаму и принести Еве благую весть, восклицал Симеон, воспевая с пророками: «Благословен Бог отцов наших». 2. Чтобы избавить бренный человеческий род, Бог снизойдет даже до ада, плененным всем подаст свободу, слепым прозрение, равно как и немым даст восклицать: «Благословен Бог отцов наших». 3. «И в Твое сердце, Нетленная, пройдет меч, – предсказывал Симеон Богородице, – когда Ты увидишь на кресте Сына Твоего, Которому мы восклицаем: «Благословен Бог отцов наших». Песнь 8 Ирмос: Юноши, вожди благочестия, находясь в нестерпимом огне, но не пострадав от пламени, воспевали божественную песнь: «Все творения Господни, благословляйте Господа и превозносите во все веки». 1. Народ Израильский, видя Младенца Девы, твою славу Еммануила, ныне воспевай пред лицом божественного Ковчега: «Все творения Господни, благословите Господа и превозносите во все веки». 2. «Вот этот Младенец и Бог, – восклицал Симеон, – сделается предметом противоречий; Ему мы, верные, будем воспевать: «Все творения Господни, благословите Господа и превозносите во все веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Песнь 8 Ирмос: Избавителю всех, Всесильне,/посреде пламене благочествовавшия,/снизшед, оросил еси/и научил еси пети:/вся дела благословите, пойте Господа. Обиталище Духа Всесвятаго явилася еси, досточудная,/исторгла бо еси от сердца твоего вся мудрования греховная,/наипаче же страх Господень стяжала еси/и воздвигла еси в души твоей храмину благочестия, Боговедения же и человеколюбия,/и ныне, радующися в Небесных чертозех,/молися о нас, чтущих тя верно. Плод мира и радости о Дусе Святе духовен есть,/и любы, яже есть союз совершенства,/долготерпение же с благостию и милосердием./Имущи же вся сия,/сотворила еси в себе пребывалище благодати Божия, Тавифо достохвальная,/и была еси образ добродетели,/житием твоим благовествующи Евангелие Царствия Небеснаго./Молися убо о нас, чтущих тя верно. Образ и утешения и долготерпения, блаженная Тавифо, явила еси в житии о Господе,/вся бо дела твоя растворила еси милостию,/яже излияся от сердца твоего, в немже благодать вселися./Даждь убо и нам от елея сего, яко да светильницы наши не угаснут,/чтущим тя верно. Богородичен: Еже, Дево, от века таинство открыся,/егда в сбытие Совета Превечнаго благовести Тебе Гавриил рождество Еммануила – Бога Истиннаго и Человека,/Иже совоскреси всех с Собою и обожи./Того моли, Преблагословенная Заступнице наша,/даровати радость вечную чтущим Тя верно. Песнь 9 Ирмос: Сокровенное Божие неизреченное/в Тебе совершается явственное таинство,/Дево Пречистая,/ибо Бог из Тебе воплотися за милосердие./Темже Тя яко Богородицу величаем. Милость, о Тавифо, возлюбила еси по слову Господню/и принесла еси Ему в жертву чисту сердце твое, блаженная,/еже очистила еси огнем любве Божественныя,/и, взирающи на люди, разумела еси в тех образ Божий/и творила еси им такожде, якоже заповеда Спас мира./Даждь убо и нам от любве твоея и моли, Егоже возлюбила еси,/даровати нам жизнь безконечную. Веселятся концы земли и радуется Иоппия, ныне свершаемо зряще чудо преславное,/яко воста от гроба жена блаженная и праведная сущи,/ученица Поправшаго силу смерти и врата ада,/Того убо моли, Тавифо, о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Эммануил (евр. – с нами Бог ) – 1) Одно из пророческих имён Господа Иисуса Христа, объясняющее в общих чертах смысл сошествия в мир и вочеловечивания Сына Божия , буквально означающее: «С нами Бог»; 2) иконографический образ Господа Иисуса Христа, представляющий Его в возрасте Отрока, отмеченного печатью владычества, совершенства и духовной зрелости. Пророческое имя  богочеловека Иисуса Христа Эммануил , употреблено в пророчестве Исаии: « …се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил » ( Ис.7:14 ). В последующей главе Исаия говорит   и о других пророческих именах Спасителя «и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Как имя Эммануил , так и другие имена, данные здесь Младенцу, не являются, конечно, собственными, а указывают на свойства Его Божественной природы . Мессианское приложение этого пророчества даётся в Евангелии Матфея ( Мф.1:20-23 ). Эммануилом именуется также иконографический тип, представляющий Христа-отрока; используется, как правило, в композициях на тему воплощения: «Богоматерь Знамение», «Собор архангелов» и др., а также в сложных символических композициях, в которых присутствует тема предвечного существования Христа и поклонения Жертве. Почему утверждается, что имя «Еммануил» является именем Искупителя, если Его с младенчества звали Иисусом? Имя Иисус было дано Богомладенцу в соответствии с Божественным волеизъявлением, озвученном ангелом Деве Марии ( Лк.1:31 ), а затем Иосифу ( Мф.1:21 ). Оно указывало на Него как на Спасителя ( Мф.1:21 ). Это имя являлось и является собственным именем Мессии. В свою очередь имя «Еммануил», как имя грядущего Мессии, было озвучено ветхозаветным пророком Исаией задолго до воплощения Сына Божьего, в пророчестве о Рождестве Христа от Девы: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). Это имя, по своему внутреннему значению («с нами Бог») указывало на Божественное достоинство Христа. В качестве имени Божия оно употреблено в Книге пророка Исаии, где говорится о земле Еммануила ( Ис.8:8 )). Стало быть, и в православной богословской литературе, и в православной иконографии это имя употребляется по праву. В чём состоит значимость утверждения в Православной Церкви иконографического образа Спас Еммануил?

http://azbyka.ru/emmanuil

Георгия страстотерпца, к) Умиление, л) «Спас» нерукотворенный, м) Одигитрия, н) Умиление, о) преп. Зосима и Савватий соловецкие, «во облаце Пречистая Богородица, Воплощение», п) Кирилл чудотворец, р) «складни, резаны на кости четыре святых» 589 . В 1621 году на лево от передних дверей церкви не было по стене икон, на правой же стороне находился «образ местной Пречистые Богородицы Одегитрия на золоте, около писан тропарь золотом», а вокруг этого образа – 24 (sic) пядницы, именно: а) Преч. Богородица, Коневская, б) св. муч. Георгий, в) Одигитрия, г) Спас Вседержитель, д) е) ж) Умиление, з) Спас Вседержитель, и) видение пророка Иезекииля, и) к) св. Зосима и Савватий соловецкие, «во облаце образ Спасов», л) преп. Георгий Малеин и Иосиф «чюдотворец канунам», «во облаце образ Спасов», м) св. Николай чудотворец, н) св. Кирилл чудотворец, о) Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, п) Умиление, р) Спас Вседержитель, с) т) Одигитрия, у) св. Василий кесарийский, ф) св. Иоанн Богослов, х) нерукотворенный образ и ц) Спас Еммануил; ч) в киоте образ Одигитрия (на затворах – св. Николай и Георгий) и три образа, резанные на кости (Воплощение, Троица и Распятие) 590 . Опись 1601 года упоминает еще о нескольких иконах, расположенных на право и на лево «от передних дверей», а опись 1621 года прибавляет, что они находились над вкладными пядницами, т. е. помещались на той же западной стене вверху. «Вшед в передние двери», «на правой стороне» можно было видеть в 1601 году «десять» (sic) образов на золоте в киоте: а) «Спас нерукотворенный», б) «Живоначальная Троица» в) «Спас Вседержитель», г) «Одегитрия», д) «Господь наш Иисус Христос », е) «Пречистая Богородица», ж) «Иван Предотеча», з) «Пречистая Богородица, Сергиево видение», и) «соловецкие чюдотворцы Зосима и Саватей», и)–о) шесть образов Пречистой Богородицы и п) «образ Спасов». Последние семь икон оставались здесь и в 1621 году. Но в 1601 году у передних же дверей на стене помещались еще образа: «Спас Вседержитель», «Вознесение Господне», «Живоначальная Троица», «Сошествие Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

(ц. Осиос Давид). В большинстве названных случаев М. прозрачная, обладает свойствами объемно-пространственной среды. В доиконоборческое время сохраняются гл. обр. 2 типа М.: овал и медальон. Овальная М. превалирует. Форму медальона М. имеет на мозаике «Преображение Господне» в базилике вмц. Екатерины на Синае (550-565) - темно-синяя в центре и постепенно светлеющая к внешнему краю; с лучами света, исходящими от фигуры Иисуса Христа; на фреске «Вознесение» в капелле XVII мон-ря Бауит (VI-VII вв., Коптский музей, Каир); на энкаустических иконах (крышка реликвария из капеллы Санта-Санкторум. Сцена «Вознесение», VI в., Ватиканский музей) и «Спас Еммануил» (VI-VII вв., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюрах «Вознесение» и «Христос на престоле с евангелистами Марком, Иоанном и святыми» в Евангелии Раббулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 13v, 14r, 586 г.) - синяя с белым и красным внешним ободком соответственно; на шитой иконе «Богоматерь на престоле» (VI в., Кливлендский музей) - темно-синяя с переходом в белый; на ампулах Монца-Боббио (Палестина, VI в.; сокровищница Дуомо, Монца); на костяном рельефе «Спас во славе» (VI в., Художественный музей Уолтерса в Балтиморе). В нек-рых случаях (икона «Спас Еммануил» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; рельеф «Спас во Славе» из Художественного музея Уолтерса; ампула 2 из сокровищницы Дуомо в Монце; мозаика «Преображение» в апсиде базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, VI в.) поверхность М. покрыта изображением звезд. «Сошествие во ад». Икона. 2-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины, Синай) В средневизант. период продолжают существовать все 3 формы М. Овальная М. использована: в миниатюрах «Сошествие во ад» в Трапезундском Евангелии (РНБ. Греч. 21+21 А, 2-я пол. X в. Л. 1 об.); «Страшный Суд» в Евангелии 3-й четв. XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 51v) и Лествице кон. XI в. (Vat. gr. 394. Fol. 12v), «Вознесение» в Евангелии 3-й четв. XI в. из Венской национальной б-ки (Vindob.Theol. gr. 154. Fol. 131v) и Гомилиях Иакова Коккиновафского (Paris.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

" Спас Недреманное Око " . Роспись кафоликона мон-ря Ватопед. XIV в. V. Еще одна символическая иконография И. Х., возникшая в палеологовскую эпоху,- «Спас Недреманное Око» - связана с образом Еммануила. Он изображается в белом хитоне, опоясанном концами клавов, и в охристом гиматии (иногда обе одежды охристые, белые или цветные), возлежащим на пурпурном (иногда белом) ложе, правой рукой подпирающим щеку, в левой держащим свиток. Рядом с ложем в молитвенном предстоянии обычно изображается Богоматерь, а также ангелы с орудиями Страстей. Фоном, как правило, служит пейзаж. Наиболее ранним является изображение в росписи ц. Оморфи-Экклисия в Афинах (кон. XIII в.; см.: Todic B. Anapeson: Iconographie et signification du thème//Byz. 1994. Vol. 64. P. 134-165). Образ возлежащего И. Х. Еммануила основан на словах праотца Иакова о спящем льве из колена Иуды (Быт 49. 8-9), что символически истолковывается как смертный сон И. Х. В XIV в. изображение И. Х. «Недреманное Око» становится широко распространенным и встречается гл. обр. в стенописях. Размещение композиции в храмах бывает различно. В нек-рых случаях сцена помещается на вост. стене нартекса над входом в храм (кафоликоны мон-рей Протат, 1290, и Ватопед, 1312, на Афоне; ц. арх. Михаила мон-ря в Леснове, Македония, сер. XIV в.; ц. Св. Троицы мон-ря Ресава, Сербия, 1406-1418). Прямая связь с литургическими текстами, тема Страстей и Жертвы обусловили появление этого изображения в алтарной зоне: на предалтарном столпе в кафоликоне мон-ря Хиландар на Афоне (1312); в центральном алтаре в Зарзме, Грузия (1285-1308); в диаконнике ц. Богоматери Перивлепты в Мистре, Греция (сер. XIV в.), в жертвеннике ц. св. Петра в Беренде, Болгария (сер. XIV в.). Изображение обычно сопровождается соответствующим текстом из кн. Бытие, что нашло букв. отражение в памятниках: на миниатюре из Сербской Псалтири (иллюстрация к Пс 76. 2-3), на поствизант. фресках (напр., фреска мон-ря Говора, Румыния, 1711) рядом со спящим Еммануилом изображен лев. Композиция «Спас Недреманное Око» встречается также и на иконах. В рус. искусстве эта иконография появилась в сер. XVI в. (иконы из ГММК; ГТГ; Музея икон в Рекклингхаузене, ПИАМ).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Главная композиция здесь так же «Преображение Господне», но акцент перемещен на ктиторскую композицию, к-рая занимает ок. 2/3 нижней части средника. Здесь те же ктиторы представлены в рост под сенью многолопастных арок, каждого венчает ангел, между ними, под килевидной аркой,- благословляющий Спас Еммануил, ниже - текст ктиторской надписи на слав. языке. Вверху - апостолы Петр и Павел, держащие церковь, в верхних углах - Иисус Христос и Пресв. Богородица с Младенцем на престоле с сонмом ангелов. Над сценой «Преображение Господне» в виде фриза - неск. измененная сцена «Спас Еммануил Ангел Великого Совета», где Спас представлен в раскрытой створке небесных врат и окружен символами евангелистов. Боковые каймы, как и в предыдущем памятнике, занимают изображения евангелистов и пророков (Ibid. P. 170-172. Cat. 41). Др. предметы лицевого шитья данного периода вполне традиционны по иконографическому содержанию: епитрахиль, заказанная Иоанном Моцоком и его супругой Магдалиной (1556-1561; фонды митрополии Молдовы и Буковины); покровец со сценой «Причащение апостолов вином» - вклад митр. Молдавского Григория (Рошки) в мон-рь Воронец (1559; собрание мон-ря Драгомирна); завеса со сценой «Вознесение Господне» - вклад господаря Петру VI Хромого в основанный им монастырь Галата (1574/75; Музей епископии в Бузэу) и др. Лицевое шитье периода господарей из рода Мовилэ (кон. XVI в.- первые десятилетия XVII в.) представляет собой завершающую фазу эволюции по линии усиления нарративности и увеличения декоративных элементов. Последняя черта особенно заметна в плащанице из мон-ря Сучевица 1592/93 г. Все пространство фона покрыто декоративными деталями (среди них - герб рода Мовилэ: 2 пересекающиеся дугообразные сабли), помимо традиц. применения серебряных и золотых нитей здесь обильно использован жемчуг. Внимание привлекают надгробные покровы господарей Иеремии (1606) и Симеона (1609) Мовилэ. В 1-м отмечено уникальное для молдав. лицевого шитья влияние польск. т. н. сарматского портрета. Помимо характерных деталей (связанных с включением геральдических элементов), присущих сарматскому портрету, передан и стиль данного течения в польском искусстве.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Ангелом ли его назвать? Но он вещает, как человек. Я не понимаю того, что вижу, недоумеваю о том, что слышу». «Не бойся ( Лк. 1, 30 ),– отвечал Ей Небесный вестник, проникнувший мыслию Ее смущение.– Ты точно блаженнейшая из жен; обрела бо еси благодать у Бога; Тебе одной принадлежит честь быть Материю Сына Божия». А для большего уверения Пренепорочной Девы в истине своих слов Ангел открывает Ей тайну воплощения Сына Божия, словами пророка Исаии: «Се зачнеши и родиши Сына»; только другое имя дает имеющемуся родиться от Нее Сыну: «и наречеши имя Ему Иисус», а не Еммануил; но это не перемена имени, а только изъяснение смысла слова пророческого. Еммануил значит: с нами Бог; Иисус значит: Спаситель. Имя Еммануил означает соединение в Иисусе Христе Божественного и человеческого естества в минуту бессеменного зачатия во чреве Девы Марии; а имя Иисус означает действие сего Богочеловека, коим Он спас весь род человеческий от вечной смерти, заслуженной нашими грехами. Сей будет Велиий, продолжал Архангел, показывая свойство имеющегося родиться от Девы Сына, и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк. 1, 32–33 ). Нет ничего удивительного в том, что в таких славных чертах было изображено в первый раз будущее служение Мессии; то есть раскрыта была только величественная сторона сего служения, а уничижение Богочеловека покрыто молчанием; времени нужно было предоставить полнейшее уяснение в уме Пречистой Девы понятий о крестных подвигах Спасителя мира. Мария, услышавши столь величественное и непостижимое обетование, тотчас обращает взор Свой на данный Ею священный обет девства: Како будет сие, идеже мужа не знаю ( Лк. 1, 34 ). Не неверие обнаруживает Святая Дева: потому что, как говорит предание, Она прежде получила извещение свыше о том, что Она родит Сына Вышняго. Так повествуют о сем событии учителя Церкви. Некогда еще во время пребывания во храме Святая Мария, читая пророчество Исаии, остановилась на сих словах: «Се Дева во чреве зачнет, и родит Сына и наречеши имя Ему Еммануил».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

В конхе апсиды помещена Богоматерь «Платитера», ниже в 4 ряда расположены погрудные образы пророков, «Причащение апостолов», «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» и «Служба св. отцов». В композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» Богоматерь с Младенцем на лоне не восседает, как обычно, на троне, а помещена в медальон в виде огненного диска с 7 языками пламени, к-рый исходит из сосуда, стоящего на престоле вместе с кадильницей и ковшом для вина. С каждой стороны медальон с Богоматерью фланкируют 6 пророков, стоящих под арками. На фронтоне апсидной арки изображено «Гостеприимство Авраама» («Св. Троица»), на вост. стене по сторонам апсиды - ростовые фигуры первомч. Стефана, свт. Кирилла Александрийского, сщмч. Дионисия Ареопагита и ап. от 70 Филиппа, на своде вимы - сцены двунадесятых праздников и Богородичного цикла, над конхой жертвенника - Спас Еммануил, стоящий по пояс в потире, в конхе жертвенника - «Спас во гробе», ниже - Богоматерь и ап. Иоанн Богослов (под ними диптихи с именами для поминания); на сев. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные изображения святых, сцены «Страшного Суда», прп. Андрей Критский и видение свт. Петра Александрийского, под ними - святые в рост и Мелхиседек; на своде жертвенника под арками - поясные изображения мучеников-юношей; в конхе диаконника - «Христос Великий Архиерей», ниже - свт. Григорий Палама, свт. Марк Эфесский и прп. Алипий Столпник, над конхой - св. Иоанн Предтеча; на юж. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные образы святых, сцены «Страшного Суда», священномученики Елевферий и Ферапонт, под ними - прор. Даниил и 3 отрока Вавилонских; на своде диаконника под аркой - поясные изображения мучеников-средовеков. В куполе представлен Христос Пантократор (вокруг «Небесная литургия»), в барабане - пророки в рост и оплечные образы святых, в парусах - евангелисты с символами, на сев. своде - чудеса Христа, в люнете свода справа и слева от окна - «Исцеление расслабленного» и «Преполовение Пятидесятницы», ниже - композиция «О Тебе радуется», под ней - прп. Иоанн Дамаскин; на юж. своде - чудеса Христа, в люнете свода - «Неопалимая Купина» и «Жертвоприношение Авраама», ниже - «Собор всех святых»; на зап. своде - сцены Страстного цикла, в люнете свода - «Распятие», ниже - «Иосиф Аримафейский перед Пилатом», «Снятие с креста», «Оплакивание», под этими сценами - погрудные изображения мч. Нестора, нмч. Иоанна Нового из Янины и ктиторская надпись, на своде юго-зап. компартимента - Христос «Великого Совета Ангел» и сцены жития ветхозаветного патриарха Иосифа, на своде сев.-зап. компартимента - Спас Еммануил и притча о блудном сыне в 4 сценах.

http://pravenc.ru/text/1319917.html

На иконах имеются обязательные надписи. Икона считается законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это означает соединение имени и образа. Надписи на иконах – знаки святости, славы и Божественной тайны. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют венчик или нимб – символ фаворского света, святости. На нимбе начертаны три буквы на греческом языке, которые означают – Сущий (Самобытный – имеющий жизнь, бытие в Самом Себе). Что делать с иконой, если она пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? Такую икону ни в коем случае нельзя просто выбросить. Раньше такие иконы пускали по течению реки, но сейчас реки полны нечистот, поэтому лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы нельзя сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением. Каковы основные типы иконографии Спасителя? Иконография Господа Иисуса Христа включает множество направлений, в том числе, связанных с Праздничным циклом (впрочем, иконография Праздников обычно рассматривается как самостоятельное направление иконописи). В качестве основных иконографических типов Спасителя чаще всего выделяют пять: Спас Нерукотворный, Господь Вседержитель (Пантократор), Спас в силах, Спас Эмануил (Еммануил), Спас на престоле. Спас Нерукотворный Согласно Преданию Церкви, иконы этого типа воспроизводят прижизненный образ Христа, явленный вследствие чуда. История связывает это чудо со следующими событиями. Когда Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни (проказы), узнал про совершаемые Христом чудеса, он послал к Нему своего живописца, Ананию, с тем, чтобы тот вручил Ему письмо с приглашением посетить город Едессу. Выслушав Ананию, Христос отказал Авгарю в личном посещении, однако не отказал в Своей милости. Омыв лицо и потребовав принести убрус (плат), Христос отёрся. В результате на ткани платка отпечатлелся Его Божественный лик. Через Ананию плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен.

http://azbyka.ru/ikona

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010