Скачать epub pdf Апрель ­­Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах.4:6; 5:4]/Пер. И.П. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 2. 4. С. 49–64 (1-я пагин.). (Продолжение.) —49— вотно придержаще ( Флп.2:15:16 ). А что Еммануил спас мир не человеческим могуществом, но собственными силами как Бог, об этом засвидетельствовал, говоря устами Осии; ибо у него читается так: сыны же Иудины помилую и спасу я о Господе Бозе их: и не спасу их луком, ни мечем, ни бранию, ни конми, ниже конниками ( Ос.1:7 ). Это слово вполне применялось к Зоровавелю, происходившему из колена Иудина и в то время занимавшему царский престол во Иерусалиме. А для того, чтобы, когда предвозвещаемы были ему столь славные и достойные удивления подвиги, он не думал, что ему нужно будет некогда вести войны и сражения, – Он необходимо удаляет его от таких суетных и человеческих мыслей, напротив повелевает ему держаться убеждения, что божественная сила и могущество не человеческое совершит это, но Христос. Мы упомянули, что и сам Зоровавель, как происходивший из колена Иудина и как царь предзнаменовал в себе Христа. А совместное его служение с Иисусом сыном Иоседековым могло указывать на то, что Еммануил есть вместе и царь и первосвященник. Ст. 7. Кто ты еси горо великая, пред лицем Зоровавеля, еже исправити? и изнесу камень наследия, равенство благодати, благодать его. Изъясняемое место очень трудно для понимания; но мы скажем то, что признано нами самым лучшим и правильным. По-видимому, речь обращается как бы с упрёком к горе великой, то есть к сатане, восстающему против Христа и противопоставляющему Ему силу своей жестокости, что и изображено нам прикровенно в предшеств- —50— вующем; ибо пророк говорил, что он видел Иисуса, иерея великого, стоящим пред лицом Ангела Господня и диавола стоящим одесную его, еже противитися ему. Ведь, на сколько ему позволено и насколько он мог, он враждовал и страшно противодействовал домостроительству Спасителя, призывающего к спасению всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. Благовестие св. старцу Иосифу о Рождестве Христовом (Мф. 1:18–25) Так было Господа Спасителя рожденье. – Марии Девы после обрученья С Иосифом, годов преклонных старцем, Ему во сне явился Ангел Божий И так сказал: «Иосиф, сын Давидов! Принять жену твою Марию не убойся: Рожденное от Ней от Духа есть Святаго. Родит же сына. Иисуса имя Рожденному Младенцу наречешь ты: Спасет людей своих Он от грехов их!» 1 И было это все, да сбудутся пророком 2 Произреченные от Господа слова: «Се Дева во чрево приимет и Сына родит И имя Ему нарекут Еммануил» (А имя то «с нами Бог» означает). И встал от сна Иосиф вразумленный От Ангела, благоговейно принял Деву, И тайну девства свято сохранял, Как наконец Она родила Сына И нарекли Младенца Иисусом. 25 Декабря 1886 г. 2. Поклонение пастырей (Лк. 2:8–20) (Для малых детей) Темная ночь – только звезды на небе; Пастыри в поле овец стерегут, Мирно сидят пред шалашиком бедным 3 И меж собою беседу ведут. Вдруг свет с небес засиял необычный И облистал пастушков, и предстал Пастырям Ангел – посланник от Бога, Те испугались, но Ангел сказал: «Пастыри! что вы страшитесь? не бойтесь! Радость великую вам я принес: Ныне родился для вас в Вифлееме Спас всего Мира – Владыка Христос. Но не в чертогах Его вы найдете, – В вашей пещере, куда по ночам Скот иногда загоняете, в яслях Божий Младенец спеленаный там». Ангелов вдруг появилося много, Петь они стали, и в песни своей Начали славить Великого Бога, Столь Возлюбившего бедных людей. Пастыри спешно в вертеп устремились. Радостно Богу Христу поклонились, Матери Деве Святой рассказали Божиих Ангелов как увидали, Господа славя к стадам возвратились. 21 Декабря 1884 г. 3. Поклонение волхвов (Мф. 2:12) Когда рожден от Непорочной Христос явился на земли: С далекой стороны Восточной Волхвы ученые пришли В Ерусалим и вопрошали: «Где Иудейский Царь рожден? Его звезду мы увидали – Был ей свод неба озарен, И мы пришли на поклоненье» И весь был город поражен, А Ирод царь пришел в смущенье, Боясь за власть свою, за трон.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

(говор. в Чудов. Кафедр. Церкви Святителя Алексия, 1850 г.) Родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь ( Лк.2:11 ). Таким благовестием обрадовал Ангел Господень пастырей вифлеемских, в ту самую ночь, когда совершилось всемирное знамение, предреченное Пророком: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Мф.1:23 .). Обрадованные не умедлили воспользоваться и тем знамением радости, какое указал им Ангел, глаголя: се вам знамение обращение Младенца в пеленах, лежаща во яслех ( Лк.2:12 .). Они поспешно пришли к пещере, обрели Марию и Иосифа, и Младенца, положенного в яслях ( Лк.2:16 ), и прославили Бога за все, что дано им слышать и видеть, поскольку верно усвоили и приняли к сердцу все, что слышали и видели. И в наших душах уже многократно, воспоминательным празднованием Церкви, печатлеется радостное благовестие о рождении Спаса, Христа, Господа Иисуса. Пред очами веры, изобразительно, в песнопениях церковных, представляются все обстоятельства сего дивного события, – и созерцание оного, в душах благочестивых, не должно не иметь своего действия. Оно, вероятно, уже сказало множащим из вас, подобно пастырям вифлеемским: прейдем до Вифлеема и видим, – приблизимся к Богомладенцу и всматриваясь размышлением в знамения, окружающие пречистое рождество Его, не умедлим приложить их к своей жизни, во славу Божию. По указанию Евангелия, не многочисленны те обстоятельства, на которые особенно благопотребно каждому устремить свою мысль, с благоговейным и сердечным вниманием. Евангелие повествует, что во время народной переписи, Иосиф с Марией, сущей непраздной, пришли в Вифлеем. Здесь Богоневестной Марии исполнились дни родити и родила она Богомладенца в пещере вифлеемской, и, спеленавши, положила в яслях. Но при всем убожестве, видимом окрест Богомладенца, вскоре, по устроению Промысла, открылось духовное величие Положенного в яслях, и засвидетельствовано в мире ангельском и человеческом ( Лк.2:1–20 ; Мф.2:1–12 .). При сих-то немногих обстоятельствах рождества Христова, не представляющих, повидимому, ничего, кроме беспримерного убожества, христианскому размышлению свойственно поучаться в уразумении знамений дивных, достойных Небесной Премудрости, – знамений славы Того, Чья колыбель столь неблистательно окружена уничижением. I

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Спас Еммануил. Имп. Феодор I Ласкарь. Серебряный аспер. Аверс. Реверс. 1204–1241 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) Основателем Н. и. был Феодор I Ласкарь , зять имп. Алексея III Ангела Комнина , к-рый с 1203 г. имел сан деспота и был одним из организаторов обороны К-поля во время нападения крестоносцев. После падения К-поля он бежал в Вифинию, где начал собирать войско, чтобы попытаться освободить К-поль. Никея первоначально не приняла его, но Феодор нашел поддержку в Прусе (ныне Бурса) и в регионе зап. побережья М. Азии, вокруг Смирны (ныне Измир). Феодор использовал родство с Алексеем III как одно из оснований своих политических претензий. В кон. 1204 - нач. 1205 г. латиняне предприняли наступление в Вифинии и Геллеспонте, захватили несколько приморских городов и едва не уничтожили владения Феодора. Ему с трудом удалось удержать Прусу, но он лишился контроля над вост. берегом прол. Геллеспонт (Дарданеллы) и вынужден был заключить союзный договор с иконийским султаном Кей-Хосровом I, который также выступил против латинян. В 1206 г. находившийся в Дидимотихе К-польский патриарх Иоанн X Каматир объявил в послании Феодору о своем отречении, но лично поддержать Феодора отказался. Отречение Иоанна X еще больше обострило религ. конфликт в распавшейся Византии, поскольку крестоносцы в К-поле уже летом 1204 г. возвели на престол своего патриарха Томмазо (Фому) Морозини , а в 1205 г. его избрание получило санкцию от папы Римского Иннокентия III . Латиняне требовали от покоренных византийцев принять примат Римской Церкви и подчиняться в религ. делах лат. духовенству. Поражение крестоносцев от болгар в 1205 г. дало Феодору необходимую передышку, чтобы завершить формирование своего гос-ва. Весной 1207 г. в Никею из К-поля прибыл богослов Николай Месарит , прежде пытавшийся быть посредником между греками и латинянами и вынужденный бежать из К-поля, где нарастало противостояние латинянам. Месарит и многие др. бывшие жители империи разного чина искали в лице Феодора возможного защитника православных (к-польский ипат философов Димитрий Карик, историк и богослов Никита Хониат , риторы Константин Стильб и Георгий Вардан, а также семьи Никифора Влеммида и Арсения Авториана ). Спустя десятилетия Никифор и Арсений будут видными деятелями культуры Н. и. Мн. интеллектуалы визант. мира, такие как митр. Афинский Михаил Хониат , были на стороне сопротивлявшегося Феодора, который решился воссоздать основные институты империи и К-польской Церкви в изгнании на подвластной ему территории М. Азии. В нач. 1208 г. в Никее был созван церковный Собор, 20 марта избравший К-польским патриархом Михаила IV Авториана . В день Пасхи, 6 апр. 1208 г., в базилике Св. Софии в Никее патриарх Михаил короновал Феодора как визант. императора.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

V Международный фестиваль православной молодежи «Духовный сад Семиречья» проходит в Казахстане 4 июля 2014 г. 11:02 1 июля 2014 года по благословению главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на территории Республиканской олимпийской базы близ города Алма-Аты состоялось торжественное открытие V Международного фестиваля православной молодежи «Духовный сад Семиречья». Организатор мероприятия — Молодежный отдел Митрополичьего округа. В нынешнем году фестиваль посвящен важнейшим составляющим жизни православного человека — борьбе с греховными страстями и пороками и стяжанию христианских добродетелей. Тематика фестиваля — единство народа Казахстана. Целями фестиваля являются: консолидация православной молодежи на каноническом пространстве Русской Православной Церкви, проповедь духовно здорового православного образа жизни, выявление талантливых исполнителей, продуктивное общение православных молодых людей. В фестивале принимают участие более тысячи представителей команд воскресных школ и православных молодежных клубов: «Архангелы» г. Уральск, «Преображение» г. Шымкент, «Фавор» пос. имени Т. Рыскулова, «София» г. Усть-Каменогорск, «АПМД» г. Астана, «Вифлеемская звезда» г. Иссык, «Ихтис» г. Алма-Аты, «Скиф» г. Экибастуз, «Отряд им. Цесаревича Алексия» г. Талдыкорган, «Ставрос» г. Павлодар, «Галилея» г. Капчагай, «Иордань» г. Балхаш, «Спас.кз» г. Алма-Аты, «Ника» г. Талгар, «Синергия» г. Тараз, «Восток-Экспресс» ст. Чемолган Алма-Атинской области, «Христославы» пос. Карабулак, «Витязи веры» г. Алма-Аты, «Лоза Богородицы» г. Атырау, «Ангелы Надежды» г. Иссык, «Веселый паровозик» ст. Чемолган, «Александрия» с. Александровка, «Вертоград» с. Тургень, «7-е небо» г. Талгар, «Благовест» г. Павлодар, «Небесный патруль» г. Талдыкорган, «Росток» г. Усть-Каменогорск, «Илиотропион» г. Алма-Аты, «Византия» г. Алма-Аты, «Лучезарный крест» г. Алма-Аты, «Незабудки» пос. Бурундай, «Золотой луч» с. Маловодное, «Еммануил» г. Алма-Аты, «Виртуозы» г. Алма-Аты, ВШ «Вера, Надежда, Любовь» г. Экибастуз, «Отечество» пос. Байсерке.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Праздник Успения в монастыре Пива Монастырь Пива расположен на северо-западе современной Черногории. Эта область исторически относится к Старой Герцеговине. Монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы построен между 1573 - 1586 гг. стараниями митрополита Герцеговинского Савватия Соколовича, будущего патриарха Сербского. Основную часть храма в 1604 - 1606 гг. расписали греческие мастера, имена которых не сохранились. Позднее над росписью работали известные мастера - поп Страхиня из Будимля и Йован по прозванию Козма (1626 г.). Козме же принадлежит большая часть икон в позолоченном и богато украшенном иконостасе. Престольные иконы Пресвятой Богородицы, Господа Иисуса Христа и Успения Пресвятой Богородицы выполнил мастер Лонгин. В монастырской ризнице хранятся ценнейшие богослужебные предметы и рукописные и печатные книги. В частности, здесь находятся Псалтирь Георгия Црноевича (1495 г.) и омофор Савватия Соколовича (1568 г.) В монастыре хранятся мощи св. короля Уроша, частицы мощей свт. Григория, просветителя Армении, свт. Григория Богослова и свщмч. Елевферия, а также частицы мощей 11 неизвестных святых. Уникальность монастыря заключается в том, что в 1982 г. он был целиком перенесен со своего старого места, которое должно было быть затоплено в ходе строительства гидроэлектростанции на реке Пива. Работы по переносу монастыря растянулись на целое десятилетие с 1970 по 1982 г г. Со стен храма было снято, а затем возвращено обратно 1260 м2 фресковой живописи. З дание храма было по камню перенесено на 2 км и построено заново в первозданном виде. Фрески Монастырь Пива. Храм Успения Пресвятой Богородицы Храм Успения Пресвятой Богородицы Внутренее убранство храма Иконостас Внутренее убранство храма Успение Божией Матери Алтарь. Святительский чин Алтарь. Святительский чин Богоматерь " Оранта " . Фреска в конхе апсиды Богоматерь " Оранта " . Фреска в конхе апсиды. Фрагмент Богоматерь " Оранта " . Фреска в конхе апсиды. Фрагмент Спас Еммануил Св. Алексий человек Божий и Архангел Михаил

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery20....

Разделы портала «Азбука веры» Эммануил (евр. – с нами Бог ) – 1) Одно из пророческих имён Господа Иисуса Христа, объясняющее в общих чертах смысл сошествия в мир и вочеловечивания Сына Божия , буквально означающее: «С нами Бог»; 2) иконографический образ Господа Иисуса Христа, представляющий Его в возрасте Отрока, отмеченного печатью владычества, совершенства и духовной зрелости. Пророческое имя  богочеловека Иисуса Христа Эммануил , употреблено в пророчестве Исаии: « …се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил » ( Ис.7:14 ). В последующей главе Исаия говорит   и о других пророческих именах Спасителя «и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Как имя Эммануил , так и другие имена, данные здесь Младенцу, не являются, конечно, собственными, а указывают на свойства Его Божественной природы . Мессианское приложение этого пророчества даётся в Евангелии Матфея ( Мф.1:20-23 ). Эммануилом именуется также иконографический тип, представляющий Христа-отрока; используется, как правило, в композициях на тему воплощения: «Богоматерь Знамение», «Собор архангелов» и др., а также в сложных символических композициях, в которых присутствует тема предвечного существования Христа и поклонения Жертве. Почему утверждается, что имя «Еммануил» является именем Искупителя, если Его с младенчества звали Иисусом? Имя Иисус было дано Богомладенцу в соответствии с Божественным волеизъявлением, озвученном ангелом Деве Марии ( Лк.1:31 ), а затем Иосифу ( Мф.1:21 ). Оно указывало на Него как на Спасителя ( Мф.1:21 ). Это имя являлось и является собственным именем Мессии. В свою очередь имя «Еммануил», как имя грядущего Мессии, было озвучено ветхозаветным пророком Исаией задолго до воплощения Сына Божьего, в пророчестве о Рождестве Христа от Девы: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). Это имя, по своему внутреннему значению («с нами Бог») указывало на Божественное достоинство Христа. В качестве имени Божия оно употреблено в Книге пророка Исаии, где говорится о земле Еммануила ( Ис.8:8 )). Стало быть, и в православной богословской литературе, и в православной иконографии это имя употребляется по праву. В чём состоит значимость утверждения в Православной Церкви иконографического образа Спас Еммануил?

http://azbyka.ru/emmanuil

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Из­бран­ный в благовестника яв­ле­ния Хри­сто­ва в человецех, свя­тый праведный старче Симеоне, по­хваль­ная пе­ния при­но­сим ти, Богоприимче, ты же, яко имеяй дерз­но­ве­ние ко Гос­по­ду, Его­же во объятиях Тво­их носил еси, мо­ли спас­ти­ся нам, лю­бо­вию зовущим: Ра­дуй­ся, Симеоне, старче праведный, Богоприимче преблаженный. Икос 1 Ан­гел Господень пос­лан бысть извествовати старцу Симеону, яко воистину от Де­вы родитися имать обетованный Спас ми­ру Хрис­тос. Ег­да бо той, чтущу ему книгу пророка Исаии, достиже места, иде­же бе написано: «Се Дева во чреве приимет и родит Сы­на Еммануила», и недоумеваяй о реченных, помышляше в се­бе, ка­ко могут сия бы­ти, тог­да яви­ся ему Ан­гел и воз­вес­ти, яко не имать видети смер­ти, дондеже видит рожд­ша­го­ся от Де­вы Хри­ста Гос­под­ня. Таковому див­но­му о нем промышлению Бо­жию чудя­щеся, воззовем к не­му таковая: Ра­дуй­ся, с сединами старческими и мудрость истинную стяжавый; ра­дуй­ся, Ду­хом Бо­жи­им, яко муж праведен и благочестив свидетельствованный. Ра­дуй­ся, во всех оправданиих Гос­под­них непорочно и непреткновенно ходивый; ра­дуй­ся, всем жи­ти­ем тво­им Господеви угодивый. Ра­дуй­ся, Симеоне, старче праведный, Богоприимче преблаженне. Кондак 2 Ви­дя старец, яко умножающимся летом жи­во­та, умножаются ему труд и бо­лезнь, зело скорбяше ду­шею, яко продолжися вре­мя пришельствия его, на зем­ли тем­же же­ла­ние имый разрешитися и ко от­цем преити, слезне про­ся­ще отпущения се­бе, зо­вый Бо­гу: Аллилуиа. Икос 2 Ра­зум недоразуменный возвещенных от Ан­ге­ла ра­зу­ме­ти, старец ища, недоумеваше, в се­бе глаголя: что сие есть стран­ное и неудобь сказаемое таинство, яко Дева во чреве зачнет и родит Сы­на? Еда Дева чис­та, яко мужа не знает, родити мо­жет, и Кто будет Сей, Иже имать родитися без мужа, Сын Де­вы? Па­че же и па­че испытуя писании, уразуме от них ве­лию сию бла­го­чес­тия тай­ну, яко по­до­ба­ет Бо­гу явитися во пло­ти, да спасет че­ло­ве­ка Бо­гом же и че­ло­ве­ком. Тем­же мы, див­но­му пре­муд­ро­сти Бо­жия совету чудя­щеся вос­по­им блаженнаго сотаинника пре­муд­ро­сти, зо­ву­ще к не­му таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрониково Евангелие. 1-я четв. XV в. (Л. 2) (ГИМ. Епарх. 436), иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий, или Евангельских чтений (апракос), с месяцесловом. Исполнено на пергамене (291 л.) крупным полууставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется 1-й четв. XV в., переплет - XVII в. Сведения о происхождении содержатся в записи XIX в. на крышке переплета, вероятно сделанной при передаче А. Е. в Московскую епархиальную б-ку в нач. 60-х гг. XIX в., с 1921 г. хранится в ГИМ. Более древние пометы исторического характера отсутствуют. Предположительно создано для Андроникова в честь Нерукотворного Образа Спасителя муж. мон-ря в качестве соборного напрестольного Евангелия. Роскошные украшения А. Е.- выходная миниатюра, 2 заставки (перед синаксарем и месяцесловом), 373 инициала - связывают памятник с центральным скрипторием Москвы при митрополичьей кафедре. Начало активной работы мастерской приходится на 90-е гг. XIV в., длительное время, до 1400 г., ее возглавлял протодиак. Спиридоний . Отсюда вышли такие шедевры, как Киевская Псалтирь (1397; РНБ), Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК) и др. Оформление А. Е. следует декору названных рукописей. Начальная заставка (Л. 2), основная часть инициалов относятся к образцам неовизант. орнамента; зооморфные инициалы в виде драконов, змей, дельфина, птиц повторяют или варьируют мотивы предшествующих кодексов и принадлежат той же группе мастеров. Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) К индивидуальным особенностям А. Е., вероятно оговоренным заказчиком (игуменами Андроникова мон-ря преподобными Саввой или Александром Московским), относится отсутствие разграничений в тексте, кроме синаксаря и месяцеслова, а также сюжет выходной миниатюры (л. 1 об.) - Христос Еммануил во славе, с открытым Евангелием с текстом: «              » (Ин 15. 17). Нек-рые исследователи связывали миниатюру с именем прп. Андрея Рублёва (А. И. Успенский, В. И. Антонова, В. Г. Брюсова и др.). По всей вероятности, она принадлежит московскому художнику, имя к-рого неизвестно, но манера исполнения также основана на традициях палеологовской живописи (по предположению С. С. Чуракова, это мог быть Даниил ).

http://pravenc.ru/text/115430.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНСЕЛИН Божия Матерь с Младенцем на троне. Фреска собора Протата. Нач. XIV в. Мастер Мануил Панселин Божия Матерь с Младенцем на троне. Фреска собора Протата. Нач. XIV в. Мастер Мануил Панселин [Греч. Πανσληνος] Мануил, визант. художник. Его имя известно из письменных источников, прежде всего из Ерминии (ок. 1730-1733) иером. Дионисия Фурноаграфиота. Во введении к своей работе он назвал П. образцом для подражания как для себя, так и для др. живописцев. Дионисий сообщал, что художник, «как солнце, возсиял в Солуни» (поэтому Фессалоники считают городом, где П. родился, работал и создал произведения высокого уровня). Также в Ерминии дважды упоминается, что П. писал иконы, к-рые Дионисий видел сам. О славе П. как художника свидетельствует то, что Дионисий решил написать Ерминию, чтобы ознакомить буд. художников с основными характеристиками именно его творчества: «…размеры… его очерки св. ликов, телесный колорит и состав красок» - т. е. пропорции фигур и ликов, особенности личного письма и живописную технологию П. в широком смысле. В XIX в. П. считался на Афоне автором едва ли не всех стенописей (отмечено Н. П. Кондаковым: Кондаков. 1902. С. 61), и прежде всего в Успенском кафоликоне Протата (о датировке и программе росписей см. ст.: Карея ). Прориси с фигур и композиций из этого храма делались афонскими или греч. монахами-художниками. Подобные образцы 1-й пол. XIX в. попадали в собрания рус. иконописцев, напр. Пешехоновых (в частном собрании сохранился «перевод» полуфигуры Христа Еммануила из композиции «Недреманное Око» за подписью «изографа» иером. Григория, ученика «изографа» иером. Макария (вероятно, работавшие вместе на Св. Горе мастера из с. Галатисты в Вост. Македонии), сделанный в сент. 1849 г.; Белик Е. Г. Собрание прорисей иконописцев Пешехоновых: Первые итоги исслед.//Тр. ЦМиАР (в печати). Ил. 6; о совр. состоянии композиции «Спас Недреманное Око» в Протате см.: Tsigaridas. 2003. Icon 63. P. 182-183).

http://pravenc.ru/text/2578831.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010