Выступающий в полноте силы Своей , т.е.: Он крепок и скромен; таков именно был образ лица Его. Теперь Он отвечает вопрошающему, говоря: Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать , т.е., творю. Говоря: изрекающий , Он показывает самое дело: могуществен исполнитель слова Его (Иоиль 2:11), говорит Иоиль. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? У нее не был цвет вина или крови, но среднее между тем и другим. Образ топчущего точило означает легкость битвы; а цвет крови показывает, что здесь речь идет не о вине, но о крови. Он топтал точило, не порожнее внутри, но наполненное, и был забрызган не мало, но замаран совершенно. 3-10. Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною , т.е.: Я не нуждался ни в чьей помощи и не требовал никого в помощники. Здесь говорится не о телесном точиле, и это ясно из последующих слов: и из народов никого не было со Мною . И Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей . Почему же? Ибо день мщения – в сердце Моем, и год Моих искупленных настал . Относительно их Он применил воздаяние, и спас тех, которые были ими мучимы. Видишь ли: они были причиною наказания для самих себя. Но чтобы ты, слыша о гневе, не подумал, что в Боге есть какие-то противоразумные движения, пророк приписывает Ему правильный и справедливый суд, и утверждает, что Он отдалил время Своего наказания: день мщения . Для того, чтобы показать, что он говорит здесь о наказаниях иудеев, пророк прибавляет: год Моих искупленных настал . Подобно тому, как во время суда открываются обиды врагов и вместе с тем наши права, таким же образом и тогда некоторых Он наказывал, а иных спасал, чтобы они познали, что Он может совершать то и другое; а не так, как говорят греческие лжемудрецы, будто есть демоны, из которых некоторые не совершают зла, а только добро, иные же совершают только зло, а не добро, так что у тех и у других нет цельной власти, а только наполовину, да и той лишены. Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей. Справедливо сказано: во гневе Моем и попирал их в ярости Моей . Он показывает тот гнев, которым преследовал евреев, и это было самое полезное для увещания их, как говорит и апостол: не гордись, но бойся (Рим.11:20), чтобы они, вследствие чужих бедствий, пришли к покаянию. Блага обыкновенно делают беспечными тех, которые пользуются ими, и приводят к беспорядочной жизни. Бедствия ближних Он наложил на уста их, как бы некую узду, так как эти бедствия отвращают от зла тех, которые живут богато. Вообще здесь сказано следующее: видя бедствия ближних, ты бойся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Стих 6-й в совокупности с двумя следующими стихами очевидно раскрывает тайну грядущего милосердия Божия, когда любовь Божия покроет множество грехов человеческих и „всех привлечет к Себе“ ( Ин. 12:32 ); и всех успокоит в обилии даров Всемилосердого. Но дары сии благодати предлагаются в виде „хлеба жизни“ ( Ин. 7:53–58 ) тела и крови Воплощенного Сына Божия, тела Его „ломимого“ и крови Его „проливаемой“ во оставление грехов. В числе благодеяний Божиих указано еще (ст. 7), что снимется покрывало, покрывающее все народы и лежащее на всех племенах. Но мы знаем ( 2Кор. 3:14–16 ), что покрывало, лежащее на уме и сердце человека, снимается только Христом. Это покрывало знаменует тот мрак, которым окружен человек вне Откровения. Это мрак страстей плотских и гордыни и злобы. Много философских школ пытались человеческим мышлением, ранее воплощения Вечного Разума, прорваться сквозь этот мрак, тяжело тяготевший над лучшими людьми Греции и Рима, но тщетно; лишь Он, принесший на землю „благодать и истину“,– открыл духовные очи человека и указал на путь любви и кротости и смирения, которым человек выходит на путь успокоения. ( Мф. 11:28–30 ; Ин. 14:26–27, 15:12 ). В следующем стихе Исаия провидит уничтожение самой смерти. 8 . Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. Проф. Якимов в своем толковании на Исаию (in loco стр. 409) говорит, что „представляется более правильным то чтение, которому в настоящем случае следует Апостол Павел в I Kop. XV, 54 , а именно „поглощена смерть победою“ 950 . Свет великий, осиявший все человечество в воскресении Господа нашего Иисуса Христа поглощает мрак и смерть; им нет места в Царствии Господа, как нет там места скорби и слезам и стыду и поношению 951 . Все прошло, все прощено; прошли тени, Единый Свет вечный-„свет тихий святые славы“-освещает всех. 9 . И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Посему все творимое человеком ради искупления своих собственных грехов есть бессмыслица, и более того – есть хула на Христа. Сказано: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6,20 ). Смысл этих слов более чем очевиден: наше спасение совершено дорогою ценою, ценою Крови Сына Божия, и мы за это должны стремиться прославить Бога «и в телах» наших «и в душах» . Т.е., подлинная праведность – это не желание добрыми делами откупиться от праведного Божьего гнева, справедливо на нас движимого, а желание прославить Его за то, что Он уже совершил для нас. И как я часто объясняю, Он спас нас ради Себя Самого, а не ради каких-то наших усилий… Сказано: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному» ( Ис.48,11 ). Итак, тот, кто думает, что он может что-то добавить к совершенному Христом на Кресте, пытается восхитить Славу Божию. В деле нашего спасения эта слава принадлежит только Творцу, и никому более. Это католики нечестиво учат, что Богу нужна некая компенсация (сатисфакция) за наше спасение, а мы знаем, как сказано в Писании: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» ( 1Кор.7,23 ). Никому из людей, тем более самим себе, мы ничем не обязаны в деле нашего спасения. Вся слава в деле нашего спасения принадлежит только Спасу Нашему – Господу Иисусу Христу. Посему все попытки спастись самим, без Бога, и сравниваются в Писании с запачканною одеждою. Эти ризы, ризы спасения, надеть на нас может только Христос. Посему в «Утреннем молитвенном правиле» мы и находим такие слова: «но или хочу, спаси мя, или не хочу…» – т.е. все происходит не от нашего хотения или нехотения, а от Божественного Произволения, как и сказано в Писании: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9,16 ). ВОПРОС: Что такое грех? Почему все грешат, даже священники и епископы? ОТВЕТ: В Писании сказано: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5,12 ). Итак, грех – это инфекционная болезнь, которая передается наследственным путем. Мы наследуем ее от своих прародителей и родителей. Вот почему никто не может избежать столкновения с грехами в своей жизни. Мы все, произошедшие от одной крови Адама, наследуем грех , только входя в этот мир. Зачатие и рождение уже вводят нас в сферу господства греха. Псалмопевец Давид восклицал: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50,7 ). Поэтому удивлять должно не то, что люди грешат, а то, что иногда они и не грешат; и, более того, вопреки падшей природе стремятся идти путем праведности и благочестия. Библия категорична, она учит: «…нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» ( Рим.3,10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 59–60) 1 . После многих обличений, высказанных против нечестия книжников и фарисеев, Господь и Спас наш обратился к Иерусалиму, как слышала ваша любовь в нынешнем чтении: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» 306 . Под именем Иерусалима здесь обличаются не городские стены Иерусалима, , или, скорее, синагога иудеев, которая весьма часто именуется Иерусалимом 307 . Ведь не городские стены убили пророков и не они побили камнями посланных к ним, а люди синагоги. Это они некогда убивали пророков, они побивали камнями праведных. Но, может быть, иудеи скажут, что они невиновны в крови пророков и в убийстве праведников, потому что не жили в то время. Однако, поскольку они не верят словам праведных или пророков о Христе, то тем самым словно сами побивают теперь камнями праведников и пророков. Ведь для праведников и пророков какое может быть большее оскорбление, чем то, что кто-то не верит во Христа? И поскольку иудеи не верят в Него, то, без всякого сомнения, они побивают праведников камнями, не камнями с дороги, а богохульными устами; убивают и пророков, не стальным мечом, а клинком неверия. Ибо кощунства иудеев в отношении Христа – это камни для праведных и убийство для пророков. Впрочем, хороший солдат примет смерть за своего царя. Это нужно понимать и о праведных и о пророках, потому что для Христа они и хорошие солдаты, и прекрасные слуги. Поэтому, без сомнения, хула на Христа для праведников значит быть побитыми камнями, а Его смерть значит смерть для пророков. 2 . Это мы говорим потому, что и сегодня видим, как иудеи преследуют праведников и убивают пророков, поскольку не верят словам праведников и пророков о Христе. Так, иудейской синагоге не сказано: «Иерусалим, Иерусалим, избивавший пророков«, а «избивающий пророков». Говорится не: »камнями побивавший посланных к тебе», а «камнями побивающий посланных к тебе» 308 , чтобы все иудеи поняли, что и они виновны в убийстве праведных и в крови пророков. Так что синагоге сказано: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз, – сказано, – хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и ты не захотел!» 309 Когда Он говорит: «Сколько раз хотел Я собрат детей твоих», не в первый раз ныне, а многократно... 310 Слово 14. Об исцелении расслабленного и о крещении

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Господь Иисус действительно страдал и умер, но он страдал и умер не Божеством, которое бесстрастно (не может страдать) и бессмертно, а человечеством, и не потому, чтобы Он не мог избежать этого, но потому, что добровольно, из любви к людям, восхотел пострадать и умереть для спасения их. Он Сам свидетельствует об этом, говоря: Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю ( Ин.10:17–18 ). Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее (то есть воскреснуть). Никто не отнимет (то есть насильственно, против Моей воли) ее у Меня; но Я сам отдаю ее, и власть имею опять принять ее. Значение для человечества искупительных страданий и смерти Иисуса Христа . В Символе веры сказано, что Иисус Христос распят за нас. Эти слова означают, что крестные страдания и смерть Господа Спасителя есть полная и совершеннейшая искупительная жертва перед Отцом Небесным за весь человеческий род; Своими страданиями и крестной смертью Христос спас всех людей от греха, проклятия и смерти. Об избавлении верующих от греха через страдания Христовы ап. Павел говорит: О Немже имамы избавление кровию Его и оставление прегрешений, по богатству благодати Его ( Еф.1:7 ). В Нем (то есть Иисусе Христе) мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов по богатству благодати Его 73 . Об избавлении от проклятия тот же апостол пишет: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва ( Гал. 3:13 ). Христос искупил нас от клятвы (то есть проклятия) закона, сделавшись за нас клятвою (то есть принявши на Себя вместо нас проклятие) 74 . Об избавлении от смерти ап. Павел пишет: Понеже дети приобщишася плоти и крови, Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе ( Евр.2:14–15 ). Так как дети (то есть люди) причастны плоти и крови, то и Он (то есть Спаситель) также воспринял оные (то есть человеческую плоть и кровь), дабы смертью (Своею телесною) лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые от страха

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но (Рим., гл. 8, ст. 19) «тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих». Спасение людей будет спасением всей твари, всей природы, которая ожидает, что она «будет освобождена от рабства тлению» (суеты) «в свободу славы детей Божиих». Итак, зло, вошедшее в мир через падение ангелов, через замутнение духа у прародителей благодаря искушению, тем самым подчинило и всю природу «рабству тлению». Как глубока эта идея, освещающая нам факт «поврежденности» природы вследствие греха прародителей!   6. Рассказ о потопе Библия повествует еще об одном событии, которое относится (как и повествование о грехопадении) к истории человечества на земле. Я имею в виду рассказ о потопе. После изгнания Адама и Евы из рая началось размножение людей; очень скоро пришло и первое пролитие людьми крови — убиение Авеля Каином. Господь, видя все умножающиеся на земле беззакония, как сказано в Библии (Бытие, гл. 6, ст. 6), «раскаялся». Тот дар свободы, который присущ человеку, созданному по образу и подобию Божию, и который должен иметь опору в Боге, с отходом людей от Бога привел к торжеству неслыханных мерзостей на земле. «Раскаялся Господь, что создал человека, и воскорбел в сердце своем». И сказал Господь: «Истреблю с лица земли человеков, ибо я раскаялся, что создал их»,— но Господь спас Ноя и его семью, ибо «Ной обрел благодать перед очами Божиими». По повелению Бога Ной построил корабль (ковчег), в котором поместился он со своей семьей и в который он «взял из всех животных и от всякой плоти по паре». И тогда «разверзлись источники великой бездны и окна небес отворились» — и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей; вода покрыла всю землю, подняла ковчег — и «все, что имело дыхание жизни, умерло, истребилось всякое существо, какое было на поверхности земли». Когда дождь остановился, вода стала убывать и земля стала высыхать. Ковчег Ноя остановился на горах Араратских, и, когда Ной смог выйти на землю, он построил жертвенник, принес Богу жертву, и тогда Господь «поставил новый завет с Ноем... что не будет уже потопа», и в знамение этого появилась в облаке радуга. Жизнь возобновилась на земле. Весь этот рассказ внутренне связан с тем пониманием человека, которое развивает Библия: особое создание человека по образу и подобию Божию, дарование свободы ему, искушение и падение, изгнание из рая и неизбежное дальнейшее падение человечества. Как наказание людям был послан потоп, истребивший все на земле, кроме Ноя, его семьи и взятых им живых существ; потоп рисуется именно как наказание, какое Бог послал на землю, а не некое «естественное событие».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Спасение людей будет спасением всей твари, всей природы, которая ожидает, что она «будет освобождена от рабства тлению» (суеты) «в свободу славы детей Божиих».    Итак, зло, вошедшее в мир через падение ангелов, через замутнение духа у прародителей благодаря искушению, тем самым подчинило и всю природу «рабству тлению». Как глубока эта идея, освещающая нам факт» «поврежденности» природы вследствие греха прародителей! Рассказ о потопе.    Библия повествует еще об одном событии, которое относится (как и повествование о грехопадении) к истории человечества на земле. Я имею в виду рассказ о потопе.    После изгнания Адама и Евы из рая началось размножение людей; очень скоро пришло и первое пролитие людьми крови — убиение Авеля Каином. Господь, видя все умножающиеся на земле беззакония, как сказано в Библии (Бытие 6:6) «раскаялся». Тот дар свободы, который присущ человеку, созданному по образу и подобию Божию и который должен иметь опору в Боге, с отходом людей от Бога привел к торжеству неслыханных мерзостей на земле. «Раскаялся Господь, что создал человека и воскорбел в сердце своем». «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, ибо я раскаялся, что создал их», — но Господь спас Ноя и его семью, ибо «Ной обрел благодать перед очами Божиими». По повелению Бога Ной построил корабль (ковчег), в котором поместился он со своей семьей и в который он «взял из всех животных и от всякой плоти по паре». И тогда «разверзлись источники великой бездны и окна небес отворились» — и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей; вода покрыла всю землю, подняла ковчег, — и «все, что имело дыхание жизни, умерло, истребилось всякое существо, какое было на поверхности земли». Когда дождь остановился, вода стала убывать и земля стала высыхать. Ковчег Ноя остановился на горах Араратских, и когда Ной смог выйти на землю, он построил жертвенник, принес Богу жертву. И тогда Господь «поставил новый завет с Ноем... что не будет уже потопа», и в знамение этого появилась в облаке радуга. Жизнь возобновилась на земле.    Весь этот рассказ внутренне связан с тем пониманием человека, которое развивает Библия: особое создание человека по образу и подобию Божию, дарование свободы ему, искушение и падение, изгнание из рая и неизбежное дальнейшее падение человечества. Как наказание людям был послан потоп, истребивший все на земле, кроме Ноя, его семьи и взятых им живых существ; потоп рисуется именно, как наказание, какое Бог послал на землю, а не как некое «естественное событие».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их. 17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. 18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой, 19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня; 20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога, 21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой; 22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи. 23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику. 24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 54 Н. Гребнев ПСАЛОМ 54 Боже, слышишь глас моих скорбей? Так не отвергай моих молений, Я стенаю в горести моей, Плачу я, душа моя в смущенье, Клич врага всё ближе и слышней; Обессилел я от притеснений, И от нечестивых обвинений, И от беззакония людей. Смертный страх мне душу поразил, Нету мне нигде отдохновенья. Я в изнеможенье возопил: «Чтоб лететь, искать успокоенья, Дай мне легкость голубиных крыл!» Я бы воспарил и удалился, Я от бурь в пустынях бы укрылся И себя от распрей оградил. Люди в граде на меня восстали, Господи, их козни пресеки, Раздели, смешай их языки, Чтоб они друг другу чужды стали. Окружает пагуба мой град, Злодеянья стражами стоят, И не уменьшается от стона Иго тех, кто силен и богат, Ибо в этом граде нет закона. Если бы меня мой враг чернил, Я б от поношения отбился, Если б кто чужой набрался сил И передо мною возгордился, Может, я и с этим бы смирился. Но не те, другой, кто другом был, Ныне от меня отворотился, Тот, с кем бражничал и хлеб делил, С кем в дому Господнем я молился. Покарай, Господь, врагов моих, Да изыдут в ад они живые, Ибо пагуба под кровом их, Скверна и злодейство в крови их. В ночь, и утром, и в полдневный час Я вздохну и помолюсь, чтоб спас Бог меня от тех, кто в эти лета Ждал и жаждал сжить меня со света, И услышит Бог мой скорбный глас, Ибо те, кто попирает нас, Отступают от Его Завета. И хотя уста их то и дело Источают мед — в руке их меч. И хоть их елеем льется речь, Смертоносны их слова, как стрелы. Ну, а вы, что Господа боятся, Предоставьте груз своих забот Милости Господней, Он спасет, Праведным не даст поколебаться. Он сведет во ад, ко тьмам кромешным Алчущих гонителей моих, Чтобы на земле им, многогрешным, Не прожить и трети дней своих. 55-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский. 55-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский Господь, мою печаль развей, не отвергай мои моления — стенаю в горести своей от нечестивцев притеснения. Вот, ополчились на меня, для них, злодеев, неугодного, и не дают мне даже дня, от ненависти их свободного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3, 5 ). «Хотя бы мы сделали бесчисленное множество дел добрых, но услышаны бываем (в молитве. – С. Ф.) по щедротам и человеколюбию (Бога. – С. Ф.), хотя бы мы взошли на самый верх добродетели, но спасаемся все же по милости» 391 (святитель Иоанн Златоуст ). «Господь, желая показать, что всякая заповедь обязательна и что сыноположение (спасение. – С. Ф.) есть дар Его, заслуженный людям собственно Его Кровию, говорит: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк. 17, 10 ). Посему Царствие Небесное не есть награда за дела, а благостный дар Владыки, уготованный верным рабам» 392 . Так учат все восточные Отцы и святые, показавшие при этом величайшие подвижнические дела. Нет заслуги в наших делах, хотя мы обязаны их совершать. Это сознание может возникнуть только от великой и при этом личной любви к Господу Иисусу Христу, от ощущения драгоценности Его крови и полной ничтожности по сравнению с нею всех наших добродетельных дел. В этом сознании есть чтото непостижимое и как бы противоречивое, но оно и не может быть вполне постижимым, поскольку оно благодатно, идет от Святого Духа, «Свидетеля, – как нам сказано, – страданий Христовых» 393 . Оно постигается и принимается только любовью. Святой Дух научает любви, научает и неотделимому от нее смирению, этой «священной двоице», по слову Иоанна Лествичника 394 . «Горе душе, если она уповает на свои только дела, не имея общения с Божественным Духом» 395 . А нас очень тянет «уповать на свои дела»: смирение для нас так же трудно, как и молитва . «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, – говорил фарисей в храме, – пощусь два раза в неделю…» 396 Так возникает фарисейство, древнее и новое: отнесение своего спасения не к благодати, а к своим добродетелям, а часто даже не к добродетелям в собственном смысле, а к исполнению обрядов и установлений, обычаев и правил. «Фарисеи… держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук, и, пришедши с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» ( Мк. 7, 3–4 ). Идея заслуги человеческих дел – идея, страшная по своей антиблагодатной сущности, – возникает на почве «упования на себя», на почве гордости и слепоты в отношении благодати. У восточных святых мы нигде не найдем ее, но найдем у восточных грешников: в Церкви много фарисействующих, то есть людей, живущих в какойто «словесности» веры, на ее поверхности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

7 . Когда они пришли на Голгофу, то «дали, – сказано, – Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» 427 . О том, что это произойдет, Он Сам предсказывал через Давида, говоря: «Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» 428 . Смотри, какая тут тайна. Некогда Адам отведал сладкого яблока и принес горечь всему роду человеческому. Господь же, напротив, вкусил горечи желчи, чтобы призвать нас к сладкой жизни от горькой смерти. Он принял горечь желчи, чтобы изгнать из нас горечь греха; Он принял кислоту уксуса, а за нас пролил драгоценное вино крови. Так Он потерпел зло, но возвратил добро; принял смерть, а дал жизнь. И не без причины Он был распят на том месте, где, как считается, похоронено тело Адама. Христос распинается там, где был погребен Адам, чтобы жизнь оживила там же, где впервые умертвила смерть, дабы от смерти воскресла жизнь 429 . Смерть – через Адама, жизнь – через Христа, Который для того и снизошел на распятие и смерть за нас, чтобы грех дерева устранить деревом креста и наказание смерти отменить таинством смерти. Слово 20 (фрагмент). О страстях (CCSL 9a. Chromatii Aquileiensis opera. P. 95) ...Поскольку Господь и Спас наш ради нашего спасения снизошел принять даже страдание крестное, то мы должны постоянно иметь перед глазами благодать этого искупления и верно во всем повиноваться Его заповедям. Ибо в Адаме мы погибли, а во Христе воскресли; мы были расколоты грехом Адама и собраны воедино благодатью Христовой... …На такой вот «земле горшечника» 430 , как сказал Евангелист, то есть в Церкви Христовой, погребают странников 431 . Ведь когда мы поверили во Христа, то стали странниками для мира, дабы оказаться домашними для Бога 432 . Странниками для земли, гражданами для неба; последними для мира, ближними для Христа. Посмотри, на то же самое указывает и апостол Петр: «Как пришельцы и странники, удаляйтесь от плотских похотей» 433 . А Павел говорит еще больше: «Вы умерли, – говорит он, – и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе " 434 . Если мы пускаемся в странствование подальше от пороков века сего, подальше от похотей плоти, то будем погребены на «земле горшечника» 435 , то есть в Церкви Христовой, но ляжем в гроб с радостью, ибо умрем для века сего, чтобы жить для Христа 436 . Будем погребены для беззакония, воскреснем для праведности; будем погребены для пороков, чтобы воскреснуть для добродетелей 437 . То же самое ясно показывает и апостол Павел, говоря: «Вы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес для жизни, так и нам ходить в обновленной жизни »... 438 Слово 21. О святом Иоанне, евангелисте и апостоле

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010