Таким образом, он и предостерегает от беспеч­ности, и истребляет отчаяние, с той и другой стороны устрояя наше спасение.    2. Далее, указывая на готовность Божию к помилованию, пророк прибавляет: «и Бог наш милует». Хорошо сказал он: «Бог наш», в противоположность богам, о которых он упомянул прежде. Тем свойственно закалать, убивать, непри­миримо враждовать, а Ему — миловать, прощать и всегда избав­лять от опасностей: это особенно, между прочим, и доказывает, что те — бесы и губители, а Он — промыслитель, защитник и Бог истинный.     «Хранит младенцев Господь. Я смирился, и Он спас меня» (Пс.114:6). Здесь пророк указывает на высочайший вид Его промышления. Сказав: «милостив Господь и праведен..., милует», он показывает действие величайшего Его человеколюбия. Какое? В отношении к младенцам. Мы имеем разум, научающий нас остерегаться одного и избирать другое, предотвращать угрожающие бедствия и облегчать постигшие нас, — мы уже приобрели силы, знаем способы; а дети лишены всего этого и беззащитны; но над ними всегда бодрствует промысел Божий, и если бы они не были постоянно под Его покровительством, то все погибли бы. Младенца и змий умертвил бы еще в пеленках, и домаш­няя птица, и многие из пресмыкающихся, живущих в домах. Ни кормилица, ни мать, и никто другой не мог бы иметь совер­шенно достаточного за ними присмотра, если бы они оставались без высшего промысла. Впрочем, некоторые думают, что здесь говорится о зародышах, еще не вышедших из чрева матери. «Смирился, и Он спас меня». Не сказал: Он не допустил под­вергнуться опасностям, но: спас после того, как они постигли. Сказавши о промысле Божием вообще, пророк говорит о нем и в отношении к собственному лицу, как обыкновенно он доказывает и общими примерами, и частными. Итак, не ищи и ты жизни, совершенно безопасной; она не полезна для тебя. Если она была не полезна для пророков, то тем более — для тебя. А что она действительно была не полезна, о том, послушай, как он говорит: «благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился оправданиям Твоим» (Пс.118:71).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Телеканал «Спас» покажет фильм «Троица» Москва, 2 июня 2017 г. 4 июня 2017 года на телеканале «Спас» состоится показ фильма «Троица». Автор и ведущий – митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Начало показа – в 8:00, повтор – в 21:00. Места съемок фильма – Россия, Израиль, Египет.      Фильм «Троица» входит в телевизионный документальный цикл «Праздники», рассказывающий о важнейших событиях годового круга христианского календаря. Этот просветительский образовательный проект производится студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4) В день Пятидесятницы Господь послал на Своих учеников Духа Святого в виде разделяющихся огненных языков. Именно с этого дня начинается устроение Церкви Христовой на Земле. Тайна Пятидесятницы пребывает в Церкви, давая людям возможность ощущать дыхание Духа Божия, слышать на своем родном языке Евангельскую весть, воспринимать ее в тех понятиях и представлениях, в которых она им доступна. «Вся жизнь христианина может стать для него непрестанным праздником, непрекращающейся Пятидесятницей, … торжеством приобщения к Богу через Церковь и Таинства», – говорит в фильме митрополит Иларион. Лента знакомит зрителей с христианскими святынями, сохранившими память о сошествии Святого Духа на апостолов, раскрывает богословское содержание иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева, повествует об истории Свято-Троицкой Лавры — обители преподобного Сергия Радонежского. Фильм доступен для онлайн-просмотра . 2 июня 2017 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 426 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103987.html

То есть когда воплотился Единородный и стал нам подобным. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости. Он спас нас не по делам, которые мы сделали, иначе сказать: мы и дел, достойных оправдания, не сделали, и не спаслись ими, а все сделала благодать Его. Банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего. Увы, мы так были погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Ибо это означает возрождение и обновление, второе рождение и. новое образование. Как под совершенно ветхий дом мы не подставляем подпор, но, разрушив до основания, строим его вновь: так и Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Каким образом? Святым Духом. Чтобы ты не доискивался, каким это образом, он говорит: Дух все исправил. Откуда это видно? Которого излил, говорит, на нас обильно. Не только воссоздал чрез Него, но и щедро наградил Им, чтобы и это было видно чрез Него. И справедливо. После того, как очистил, Он обильно исполнил нас и Духом. Это и означает: излил. Ибо в нечистых не входит чистое. А это совершилось чрез Иисуса: Он посредник и податель всех благ. Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Опять - благодатью, а не по заслугам. Это научает смиренномудрию. Ибо не сами мы совершили что-нибудь. И обнадеживает относительно будущего. Если совершенно потерянных Он спас благодатью, тем более даст будущее оправданным. Чтобы, говорит, мы были наследниками вечной; жизни, как на это и надеемся. Или: мы уже и наследники, поскольку живем надеждой. Слово это верно. Так как сказал о будущем, то присоединяет подтверждение своему слову. Ведь ясно из прошедшего: Кто даровал такие блага, дарует и эти. И я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам. Упомянув о неизреченной благости Божией, говорит: хочу, чтобы ты так учил об этом, чтобы верующие научились не только смиренномудрствовать и не обижать других, но и милость им всякую оказывать. Ибо кто памятует о милости Божией, какой сподобился, тот и сам будет милостив. Чтобы старались быть прилежными, говорит, то есть чтобы они всегдашним делом и постоянной заботой имели то, чтобы помогать обижаемым: о вдовах, сиротах, о всех нуждающихся промышлять. Ибо это значат слова: быть прилежными к добрым делам, - не ожидать, чтобы нуждающиеся к ним приходили, а самим о них попечение иметь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/995/...

Фото: spbda.ru «…Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Священное Писание, Второзаконие. Глава 18, стихи 9-13). В народе говорят: нельзя есть яблоки от Пасхи до Яблочного Спаса. Воздержание от яблок нового урожая является доброй православной традицией. Суть воздержания не в наложении поста на эти плоды, а в том, что созревший урожай следует сначала освятить (благословить), а потом уже вкушать. Если строить свою жизнь по принципу: «сначала – Богу, потом себе», то смысл воздержания становится понятным. В некоторых монастырях есть традиция благословлять урожай, как только созреет, а не ждать определенный день. При этом прошлогодние яблоки можно употреблять в любое время, так как они уже были освящены. Третий Спас дает «разрешение» на сбор орехов и торговлю холстами. Третьим Спасом, «Спасом на холсте» называют торжества в честь Нерукотворного Образа, совершаемые на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы – 29 августа. В народе его называют «Ореховым», а еще «Хлебным». Православные в этот день вспоминают Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным образ был назван потому, что не был написан. Божественный лик отпечатался на плате (убрусе), которым Господь во время земной жизни вытер лицо. Предание говорит: больной проказой сирийский правитель Авгарь получил исцеление, приняв с благоговением святыню. Он уверовал в Христа как в Сына Божия, хотя лично с Ним не встречался, за веру и получил дорогой подарок. 16 августа 944 года (ст. стиль) император Константин Багрянородный выкупил холст с Образом у правителя Едессы (арабского эмира) и с почестями доставил его в Константинополь. Впоследствии святыня была утеряна, но остались нерукотворные отпечатки. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых почитаемых и распространенных икон. После литургии в храмах освящают хлебные колосья и орехи, и это является доброй традицией.

http://pravmir.ru/mokryj-spas-babi-grehi...

Часто люди не понимают, что для нас сделал Христос, от чего он нас спас? Ведь внешне ничего не изменилось: мы так же продолжаем умирать, как умирали до Его Пришествия. Причем такое непонимание имело место уже в первые века христианства. Как повествует апостол Петр, находились люди, которые спрашивали: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также». ( 2Пет.3:4 ). Не вдаваясь в богословские подробности можно ответить, что Христос спас нас от духовной смерти, которая, как уже говорилось, есть истинная смерть для человека — разлучение его с Богом. Во Христе каждый из нас получил возможность примириться с Богом и обрести единство с Ним. Св. апостол Павел во втором послании к Коринфянам пишет: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их…» ( 2Кор. 5:18-19 ). И далее, помня о том, что примирение с Богом зависит еще от свободного произволения человека, апостол взывает: «примиритесь с Богом» ( 2Кор. 5:20 ). Вот в чем заключается смысл утверждения, что Христос спас нас от смерти. Телесная же смерть осталась как часть процедуры уврачевания нашего поврежденного грехом естества, и в этом нет ничего страшного. Можно предположить, что по некоторой антианалогии антихрист, который будет «Христу подобен во всем», тоже «спасет» людей от смерти, но не от духовной, а от телесной. Допустим, он явится распространителем способа радикального продления жизни, идеологом его применения и т.п. Такая «победа» над смертью будет вполне соответствовать его целям: люди останутся пребывать во зле неограниченное время. Подобными антианалогиями могут стать и «чудеса» исцеления наномедициной неизлечимых болезней, а еще более — «воскрешение» находящихся в криоанабиозе. Вообще, нанотехнологии по своим перспективным возможностям манипулирования материей вполне могут создать у людей впечатление, что они уже стали «яко боги».

http://azbyka.ru/stanet-li-zlo-bessmertn...

114. Поучение на второй день Рождества Христова Се дева во чреве приимет и родит Сына Мф.1:23 Приняла Дева и родила Дева; пришла благодать, а родила Бога – Слова, приняла Духа Святого, а родила облечённого плотию Богочеловека. Это такая тайна, которой удивляется мир Ангельский и род человеческий, но которую никто и никогда не уразумеет; но призирать на это событие, но с благовением принимать умом и сердцем мы даже обязаны: ибо Господь родился для нас, жил для нас, умер и воскрес для нас, вознёсся для нас, и явится на облаках небесных для нас. «Яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь» ( Лк.2:11 ), – сказал Ангел пастырям Вифлеемским. Для прославления и украшения сего великого дня – соберём цветы в саду Божием, – пойдём мыслию и сердцем к Богомладенду, и послушаем первых зрителей сего всемирного чуда, – воззрим с благоговением и страхом, хоть чрез облако достоверных свидетелей на то: как Бог явился во плоти на земле? Бог, являясь на земле, призывает во свидетели сего великого события и землю, и небо и Ангелов и человеков, и учёных и неучёных свидетелей, – для чего? Для того, чтоб все знали, что Бог дарует то, что обещал, открывает то, что доселе скрывал, – чтоб все видели и знали великую и богатую Его к нам грешным милость. Что Ангел благовествует пастырям: «Се благовествую вам радость велию» ( Лк.2:10 ), – сказал он, – доселе не было на земле истинной и великой радости: – да и мог ли человек, над которым висела кара Божия, казни Божии, ожидавший вечной смерти – истинно радоваться? Только тот, кому прощены все грехи, кто освобождается от смерти – тому дарована надежда на воскресение и на вечное блаженство, – вот кто только истинно мог возрадоваться: «се благовествую вам радость велию». В чем же эта радость? в том, что Искупитель, Спаситель родился на земле; «яко родися вам днесь Спас» ( Лк.2:11 ). Спаситель, Искупитель, Освободитель от рабства греха, от лютости смерти, и от мучений ада. Вот почему на голос одного Ангела говорящего отозвалось множество Ангелов, поющих: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). Что это за песнь такая дивная? О чем она говорит? О том, что на небе воздаётся слава Богу – за сие великое и чудное и непостижимое событие на земле, что Бог явился во плоти, – провозглашается на земле всемирный мир – объявляется примирение Бога с человеками чрез тайное и непостижимое рождение Богочеловека, соединение Бога с человеком и человека с Богом, – что всему миру объявляется любовь Божия и благоволение Божие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Об этом самом событии Ангелы дают знать пастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

116 (1) Люблю я, когда слышит Г-сподь голос мой, мольбу мою, (2) Ибо приклонил Он ко мне ухо Свое; и в дни мои призывать буду (Его). (3) Объяли меня узы смерти, и муки преисподней настигли меня, бедствие и скорбь обрел я. (4) И призываю я имя Г-сподне, прошу, Г-споди, спаси душу мою. (5) Милостив Г-сподь и справедлив, и жалостлив Б-г наш. (6) Хранит Г-сподь простаков; обеднел я, но Он спас меня. (7) Возвратись, душа моя, к покою твоему, потому что Г-сподь сделал благо тебе, (8) Ибо спас Ты от смерти душу мою, око мое – от слез, ногу мою – от преткновения. (9) Ходить буду пред Господом в стране живых. (10) Веровал я, когда говорил, измучен был я очень, (11) Сказал я в поспешности своей: все люди лживы. (12) Чем воздам я Г-споду за все благодеяния Его? (13) Чашу спасения подниму и имя Г-сподне призову. (14) Обеты мои Г-споду исполню пред всем народом Его. (15) Тяжела в глазах Г-спода смерть благочестивых Его. (16) Прошу, Г-споди, ибо я раб Твой, я раб Твой, сын рабы Твоей, развязал Ты узы мои! (17) Тебе принесу жертву благодарения и имя Г-сподне призову. (18) Обеты мои Г-споду исполню пред всем народом Его, (19) Во дворах дома Г-сподня, среди тебя, Йерушалаим. Алелуйа! 117 (1) Хвалите Г-спода, все народы, славьте Его, все племена, (2) Потому что велика милость Его к нам и верность Господня – навек. Алелуйа! 118 (1) Славьте Г-спода, потому что добр (Он), потому что навеки милость Его. (2) Пусть скажет Йисразйль, что вечна милость Его, (3) Пусть скажет дом Аарона, что вечна милость Его, (4) Пусть скажут боящиеся Г-спода, что навеки милость Его. (5) Из тесноты воззвал я к Г-споду – простором ответил мне Г-сподь. (6) Г-сподь со мной, не устрашусь. Что сделает мне человек? (7) Г-сподь мне в помощь, и увижу я (гибель) ненавидящих меня. (8) Лучше уповать на Г-спода, чем надеяться на человека. (9) Лучше уповать на Г-спода, чем надеяться на знатных. (10) Все народы окружили меня, но именем Г-сподним я уничтожу их. (11) Окружили меня, окружили, но именем Г-сподним я уничтожу их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

122. Не бойся, я с тобою Бывает, что мать, видя свое дитя скорбящее и плачущее, утешает его и говорит ему: «Не бойся, я с тобою». Так и Милосердный и Человеколюбивый Бог, Создатель и Отец щедрот и Бог всякого утешения, верной душе, находящейся во искушениях и напастях, скорбящей, и сетующей, и боящейся, говорит: «Не бойся, Я с тобою». Я твой Создатель, Я твой Искупитель, Я твой Спаситель, Я твой Помощник и Заступник, Я, в руках Своих все держащий, Которому все повинуются, Я с тобою. Сказал Сион: «Оставил меня Господь и Бог мой забыл меня!» Забудет ли женщина дитя свое, чтобы не помиловать сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», – говорит Господь ( Ис. 49:14– 15 ). Если переходишь через воду, Я с тобою, и реки не покроют тебя; и если сквозь огонь пройдешь, не будешь сожжен, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь Бог твой, Святой Израилев, спасающий тебя ( Ис. 43:2–3 ). Так был Господь с верным Своим Ноем – и сохранил его от всемирного потопа. Был с верным Своим Лотом – и сохранил праведника от казни содомской. Был с рабами Своими Авраамом, Исааком и Иаковом – и сохранил их на земле пришествия их, как написано о них: Никому не позволял обижать их и наказывал за них царей: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс. 104:14–15 ). Был с Иосифом – и в нашедших на него искушениях и страданиях сохранил его и прославил его. Был с Израилем во Египте, почему и говорил: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от дел приставников ( Исх. 3:7 ). Был с тем же Израилем при исходе его из Египта, и разделил для него Чермное море, и сотворил для него путь посреди вод, и провел его сквозь Чермное море, и спас его от фараона-мучителя; поэтому и воспел он благодарственную песнь Спасителю своему Богу. Был с тем же Израилем в пустыни, и питал Его чудесною манною, и поражал перед лицом его врагов его, и ввел его на гору святыни Своей. Был с тем же Израилем, живущим в земле обетованной, и спас их, как поет пророк: Если бы не Господь был с нами, – да скажет Израиль, – если бы не Господь был с нами, когда восстали люди на нас, то живых они поглотили бы нас ( Пс. 123:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

12–13. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? (Аз возвестих и спасох, укорих, и не бе в вас чуждий: вы Мне свидетели, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, еще от начала, и несть изимаяй от руку моею: сотворю и кто отвратит е?) Что только Господь Бог Израиля есть истинный Спаситель, это подтверждается тем, что Господь как возвестил о спасении Своем наперед, так и действительно спас: Он как бы с укоризненным вопросом обращался к другим народам, царям и их богам, и – никто чуждый не явился свидетелем против Него. Народ Израильский свидетель и Сам Бог свидетель, что именно Он знает будущее, что только Он совершает предвозвещаемое Им и, что никто не спасет от руки Его, – Он совершит какое-либо дело, и никто не отвратит е – не отменит или не переделает того по своему желанно. 14–15. Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш. (Тако глаголет Господь Бог, избавляяй вас, Святый Израилев: вас ради послю в Вавилон и воздвигну вся бежащыя, и халдеи в кораблех свяжутся. Аз Господь Бог святой ваш, показавый Израиля царя вашего). Господь Бог, избавляющий Израиля от греха и потом, от рабства, по милости Своей правды (ст.3–4; ср.гл.42:6,21), в отношении к Израилю, как народу Своему, является святым: Он исполняет ненарушимо обетования Свои о спасении народа (гл.42:9). Ради Израиля, именно как возлюбленного Своего народа (ст.4), Он пошлет в Вавилон завоевателя Вавилона – Кира, царя Персидского; воздвигнет всех бежащих, т.е. подвинет назад, возвратит с дороги всех халдеев – жителей Вавилона, если бы кто из них решился спасаться бегством во время осады города и разрушения крепких стен его; и даже схватит и свяжет – закует в цепи всех кто бы вздумал спасаться на кораблях (которыми халдеи так величались). – И это Господь удостоверяет как бы клятвой, напоминая о Себе, что Он для Израиля – творец и царь, – святой – всесильный, властный и верный Владыка, не изменяющий Своих определений, ни прежде, ни в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

134 Подобны им будут делающие их. По Библии, Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Язычники же творили своих богов, уподобляя их самим себе, однако в безумии идолопоклонства сами становились похожими на сделанных ими слепых, глухих и немых истуканов. См. Ис. 44,9–20 ; Рим. 1,22–25 . 134 Дом Израилев. Обращение ко всему израильскому народу. Дом Ааронов. Израильское священство. См. Пс. 113,17–20 . 134 Дом Левиин. Левиты. Глава 135 Пс. 135 Этот псалом широко известен благодаря рефрену «ибо вовек милость Его». Он является антифоническим песнопением, исполнявшимся на два голоса: священник произносил первую часть каждого стиха, а присутствующие в храме провозглашали в ответ ему слова рефрена. Псалом посвящен восхвалению Господа. 135:1–3 Священник призывает собравшихся восславить безграничную благость Господа. 135 Славьте Господа, ибо Он благ. Весь дальнейший текст псалма является развитием сказанного в первом стихе. См. статью «Бог есть любовь: Божественные благость и верность». ибо вовек милость Его. Этот рефрен исполняется верующими в ответ на слова священника. 135 Который сотворил небеса премудро. В Писании премудрость Божия часто соотносится с актом творения (ср. Притч., гл. 8). Этот и последующие пять стихов являются осмыслением повествования Быт., гл. 1 о сотворении мира. 135 сотворил светила великие. Имеются в виду солнце и луна (см. ст. 8,9). 135 поразил Египет в первенцах его. См. ком. к Пс. 134,8 . 135 разделил Чермное море. См. Исх., гл. 14; 15. 135 Сигона, царя Аморрейского. См. Чис. 21,21–35 . 135 Ога, царя Васанского. См. Чис. 21,21–35 . 135:21–22 отдал землю их... в наследие Израилю. Имеется в виду завоевание Израилем земли обетованной при Иисусе Иавине. 135 вспомнил нас в унижении нашем. Молящиеся благодарят Господа за то, что Он спас их, как прежде спасал их предков. Поскольку «вовек милость Его», Господь никогда не оставит Свой народ. 135 избавил нас от врагов наших. Псалмопевец намеренно не называет, от каких именно врагов Господь спас Израиль, с тем, чтобы псалом был применим к любому из последующих поколений народа Божиего. Глава 136

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010