Акила же во втором издании, которое евреи называют κατ κρβειαν (точным), перевел ρεμξων, то есть пребывая в покое и находясь особо, чтобы показать, что хотя он был среди пленников, однако по духу отделялся от них. Ueз.III:16–17 . По прошествии же семи дней было слово Господне ко мне, говорящее: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать слово из уст Моих и возвещать им от Меня. Имеющий быть стражем и возвещать слова Божии народу должен в течение долгого времени оставаться в покое, и скорбеть о том, что видит, и не быть причастным ко всему тому, что будет обличать. Ueз.III:18–19 . Когда Я скажу нечестивому: «смертию умрешь!», а ты не будешь возвещать ему и говорить, чтобы обратить его от нечестивого пути его, и чтобы он жив был: то нечестивец тот умрет в беззаконии своем, а кровь его Я взыщу от твоей руки. Но если ты будешь возвещать нечестивому, а он не обратится от беззакония и от нечестивого пути своего: то хотя он умрет в беззаконии своем, однако ты спас душу свою. Есть двое нечестивых или беззаконников, как перевели LXX. Один, – который ничего не слышит от стража и умирает в беззаконии своем и кровь которого взыскивается от рук стража. Другой, – которому страж возвещает [слово Божие], но тот, пренебрегая тем, чтобы слушать, умирает по своей вине, но так, что страж остается непричастным его вине. Отсюда мы заключаем, что Бог для того угрожает нечестивому и говорит: смертию умрешь, чтобы он обратился от своего нечестивого пути и был жив. Ибо угроза [направляется] не против людей, а против грехов [или грешников], и не против тех, кои обращаются от пороков, а против тех, которые остаются во грехе, и большая разница – умалчивать о словах Божиих по трем причинам: или по причине страха, или по причине нерадения или по причине человекоугодливости. Поэтому и Исаия говорит: «горе мне несчастному, ибо я молчал» ( Ис. 6 ). В следующем же затем: ты спас душу свою слышится оное апостольское [изречение]: его же дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде якоже огнем ( 1Кор. 3:14–15 ), чтобы доказать, виновен или не виновен страж в смерти того, кто погиб. Ибо труд учителя служит ко спасению ученика. Ueз.III:20–21 . Но и если праведник, отступивший от правды своей, будет совершать беззакония, Я положу пред ним преткновение. Он умрет, потому что ты не возвещал ему, – он умрет во грехе своем, а кровь его Я взыщу от твоей руки. Если же ты будешь возвещать праведнику, чтобы он не согрешил, и если он не согрешит: то он будет жить, потому что ты возвещал ему, и ты спас душу свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Блж. Иероним слышит в словах Екклесиаста не только досаду, что успех достаётся не достойному, а есть дело случая, но и таинственное указание на то, что бег, победа, хлеб, богатство даются не по усилиям человека, а по благодати. Всё это даже «муж мудрый может собирать… не иначе, как получив от Господа 9, 11–12]. Что касается пагубной сети , о попадании в которую не знает человек своего времени , то это и «несчастия или смерть», и «еретики (которые) имеют невод, чтоб ловить им рыб на погибель» [там же]. Превосходство мудрости Всему время и случай. Однако есть и в этой жизни вещи превосходнейшие над другими. Такова мудрость. Еккл. 9:13 Вот ещё какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною: Еккл. 9:14 город небольшой, и людей в нём немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвёл против него большие осадные работы; Еккл. 9:15 но в нём нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. Еккл. 9:16 И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают. Еккл. 9:17 Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Еккл. 9:18 Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго. Царь-мудрец хвалит мудрость. Он знает её превосходство и приводит тому три примера. Соломон вспоминает случай, когда некий великий царь осадил небольшой город, произвёл все необходимые осадные работы, и осталось уже самое малое – решительным штурмом овладеть городом. Силы были неравные, сопротивление города бессмысленно. Но тут в городе нашёлся некий мудрый бедняк и своей смекалкой спас город! Однако слава ему не досталась. Бедняка быстро забыли. И что ж? Даже в таком случае остаётся факт – мудрость лучше силы! Мудрый бедняк спас свой город, а великий царь со своей несметной силой посрамлён. Но мудрый пусть не надеется на славу, пусть всегда помнит: мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают . Так эта жизнь устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вместо сказанного нами скорбя и написанного в еврейском masmim, Феодотион перевел: удивляясь, чтобы выразить изумление пророка, видящего беззакония их. Акила же во втором издании, которое евреи называют κατ κρβειαν (точным), перевел ρεμαξων, то есть пребывая в покое и находясь особо, чтобы показать, что хотя он был среди пленников, однако по духу отделялся от них.    Ст. 16—17. По прошествии же семи дней было слово Господне ко мне, говорящее: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать слово из уст Моих и возвещать им от Меня. Имеющий быть стражем и возвещать слова Божии народу должен в течение долгого времени оставаться в покое, и скорбеть о том, что видит, и не быть причастным ко всему тому, что будет обличать.    Ст. 18—19. Когда Я скажу нечестивому: „смертию умрешь!“ а ты не будешь возвещать ему и говорить, чтобы обратить его от нечестивого пути его и чтобы он жив был: то нечестивец тот умрет в беззаконии своем, а кровь его Я взыщу от твоей руки. Но если ты будешь возвещать нечестивому, а он не обратится от беззакония и от нечестивого пути своего: то хотя он умрет в беззаконии своем, однако ты спас душу свою.    Есть двое нечестивых или беззаконников, как перевели LXX. Один, — который ничего не слышит от стража и умирает в беззаконии своем и кровь которого взыскивается от рук стража. Другой, — которому страж возвещает [слово Божие], но тот, пренебрегая тем, чтобы слушать, умирает по своей вине, но так, что страж остается не причастным его вине. Отсюда мы заключаем, что Бог для того угрожает нечестивому и говорит: смертию умрешь, чтобы он обратился от своего нечестивого пути и был жив. Ибо угроза [направляется] не против людей, а против грехов [или грешников], и не против тех, кои обращаются от пороков, а против тех, которые остаются во грехе, и большая разница — умалчивать о словах Божиих по трем причинам: или по причине страха, или по причине нерадения или по причине человекоугодливости. Поэтому и Исаия говорит: „горе мне несчастному, ибо я молчал» (Исаии гл. 6). В следующем же затем: ты спас душу свою слышится оное апостольское [изречение]: его же дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде якоже огнем (1 Кор. 3:14), чтобы доказать, виновен или не виновен страж в смерти того, кто погиб. Ибо труд учителя служит ко спасению ученика.    Ст. 20—21. Но и если праведник, отступивший от правды своей, будет совершать беззакония, Я положу пред ним преткновение. Он умрет, потому что ты не возвещал ему, — он умрет во грехе своем, а кровь его Я взыщу от твоей руки. Если же ты будешь возвещать праведнику, чтобы он не согрешил, и если он не согрешит: то он будет жить, потому что ты возвещал ему, и ты спас душу свою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Враг рода человеческого, без сомнения, не преминет воспользоваться помощью своих служителей (так что и впрямь забывать о них не след), но зачем же забываем мы: подчинить нас своей воле они смогут толко через наши слабости. Вовсе не для того, чтобы тут же осудить Пушкина, должны мы уяснить себе, в чем он позволил темным силам взять над собою верх, - так мы лишь впадем в грех гордыни, не сумев добыть для себя никакой духовной пользы, ради которой и необходимо нам осознать истинный смысл происшедшего. " Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут " (Лк. 12,47-48). Пушкину было дано с переизбытком. Поэтому небесполезно задуматься над мыслью Вл.Соловьева, непонятой и отвергнутой многими, ибо для большинства она оказалась неприемлемой эмоционально и непостижимою рассудком: " Пушкин убит не пулею Геккерна, а своим собственным выстрелом в Геккерна " . Вернемся мыслью в тот зимний январский вечер, на берег Черной речки, где в снегу лежит раненый Пушкин. Мы не можем утверждать с непоколебимой уверенностью, что рана была безусловно смертельною, но нельзя отвергнуть того, темная злая энергия переполняла в тот момент душу поэта. Друзьям, которые бросились к нему в тревоге, он твердо сказал: " У меня хватит силы на выстрел " . НЕДРОГНУВШЕЙ рукою, прицелившись послал он свой выстрел во врага - и вот в этот-то момент зло, обращенное на противника, жажда убийства отравляющим ядом поразила стрелявшего, отозвалась безусловным разрушительным действием в его физическом теле. Дантес упал, ибо Пушкин был слишком опытным стрелком, ибо рука его была достаточно натренирована. Падение противника вызвало недобрую радость в душе поэта, радость убийства, - и это все усугубило. Но противник оказался лишь контужен. До сих пор мусолятся милые обывателям слухи о кольчуге, более трезвые рассуждают, что Дантеса спас случай. Нет. Нет ничего случайного, во всем Промысел Божий. " Не случай спас Дантеса - его спас Бог " , - так могли бы мы сказать как будто и, сказавши, все же ошиблись бы в главном: не Дантес, а Пушкин был СПАСЕН.

http://zavet.ru/a/rss_1119781122.html

Все силы небесные – «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящих ( Евр.1:7 ), Господь охраняет чрез св. Своих ангелов избранников Своих. Ангелом Своим заповедает Он о них, сохранити их во всех путех их: на руках возмут их, да не когда преткнут они о камень ногу свою ( Пс.90:11–12 ). Святые ангелы Божии, и по изволению Божию и по собственному их произволению, конечно, с усиленною ревностью охраняют людей в те дни, в которые церковь с особенным упованием и теплою молитвою к ним, вверяет их охранению чад своих. Потому можем ли мы сомневаться в том, что св. ангелы Божии, стоявшие на страже Божественной, в день спасения Царя нашего, были орудиями Божиими в чудесном спасении Царя? Кто из нас усомнится в том, что Господь, заповедавший ангелам своим охранять Царственных Путников на всех путях Их, сохранил Их чрез ангелов Своих и от грозившей Им смертельной опасности, что св. ангелы взяли на руки свои и избавили от сокрушения о камни Царственную Отроковицу, безвредно выброшенную из вагона на насыпь? Чествуемый ныне св. церковию св. преподобномученик Андрей Критский , претерпевший тяжкие страдания и смерть от злочестивого императора Константина Копронима за чествование св. икон и смертию своею запечатлевший свою веру в святость, богоугодность и спасительность чествования их, – утверждает нас в том св. убеждении, что, чрез посредство своего святого образа, Господь наш Иисус Христос спас Царственное Семейство, с глубокою верою чтущее как сей св. образ, так и все иконы святые. А святые мученики Косма и Дамиан, спасённые Господом от потопления в морской пучине, в которую ввергли их по приказанию мучителя Лисия, – спасением своим от потопления, убеждают нас в той истине, что тот же Господь Иисус Христос, Который спас их от потопления, спас от смерти, во время крушения поезда, и нашего Благочестивейшего Монарха и благословенное Семейство Его. Так вещают нам Господь Бог наш и сонм святых Его, ныне воспоминаемых св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Lebedev/...

Закон и Благодать Как мы видим, в пророчествах Библии есть и скрытый таинственный смысл, который не лежит на поверхности повествования и открывается только вдумчивому читателю. Впрочем, преподобный Амвросий Оптинский учил: «Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие… Читать так, чтобы только твои уши слышали: понимаешь – не понимаешь, читай. Благодатное слово евангельское сильно прогоняет скуку и уныние и успокоит тебя, только читай побольше и подольше» iv . После столь важных слов о значимости Евангелия, самого звучания новозаветного благовествования вернемся к собственно значению этого слова – Евангелие – как благая и радостная весть. В чем заключается благость и радость этой вести Нового Завета? И чем она принципиально отличается от вести, ниспосланной в Ветхом Завете? Ветхий Завет – это учение о Законе, или о добрых делах. Новый Завет – это учение о благодати и прощении. Сказано: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). О Законе говорится в Новом Завете: «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3: 20). Иными словами, все мы являемся нарушителями Закона, и главное, что он показывает нам, – это наше действительное греховное состояние. В Послании апостола Иакова Закон прямо называется зеркалом. Сказано: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале» (Иак. 1: 23). Закон обвиняет нас и делает грех более греховным, как и сказано у апостола Павла: «Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Рим. 7: 13). Христос спасает нас не ради наших возможных благодарений, а исключительно по Своей милости Евангелие – это благая весть о том, что «…ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3: 21–22). Иными словами, Законом могли жить только те, которые целиком его исполняли (таких людей практически не существовало), а по Евангелию (то есть по Благодати ) может жить каждый уверовавший во Христа. Как и сказано: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8: 1). Причем надо всегда помнить, что Сын Божий спас нас и не ради той религиозной жизни, которую мы ведем сейчас. Фактически наша жизнь – я имею в виду дела – осталась прежней. Сказано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3: 5). Можно сказать, Он спас нас совершенно беспричинно, не ради наших возможных благодарений, а исключительно по Своей милости и благости. «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис. 43: 25).

http://pravoslavie.ru/92470.html

Иконографический тип " Вседержителя " распространен и в моленных иконах, небольших, имеющих хождение в быту: это личные и келейные иконы, дорожные образки, нагрудные медальоны. Здесь в равной степени представлены образы с закрытым и открытым Евангелием. Трактовка образа Иисуса Христа в некоторых иконах достигает удивительной глубины, лучшие образцы византийской и русской живописи являются настоящими шедеврами иконописи, начиная с синайского образа V в., вплоть до наших дней. Здесь и известный образ Пантократора, написанный в Константинополе в конце XIV века, под явным влиянием мистики св. Григория Паламы, и образ Спаса Тверской школы XV в., и икона Спасителя кисти Тихона Филатьева, 1703 г., и многие другие. В ранних русских иконах встречается иконографический вариант Вседержителя еще более сокращенный - это т.н. " Спас Оплечный " . Две великолепные иконы такого рода находятся в Успенском соборе Московского Кремля - " Спас Оплечный " и " Спас Ярое Око " , обе написаны в самом начале XIV века. В более поздний период получил распространение тип иконографии Христа, именуемый " Царь царем " или " Христос Великий Архиерей " . На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип имеет западное происхождение и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. " Этот образ имеет апокалиптическую трактовку, здесь художники пытались запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова: " и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него, как пламень огненный, и на голове Его много диадем... из уст же Его исходит меч, чтобы им поражать народы. (...) На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих " (Откр. 19.1112, 15-16). Любовь к прямолинейным символам и аллегориям в XVII веке сказалась в несколько нарочитом выделении некоторых деталей - меч, исходящий из уст Христа, имя, написанное на бедре, и т.д. Одна из наиболее известных икон подобного типа принадлежит кисти иконописца А.И. Казанцева, написана им в 1690 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Итак, перестанем яге попусту утешать себя подобными рассуждениями; будем лучше внимательны и усердны к нашему спасению; поревнуем о добродетели и возбудим себя к деланию добрых дел, чтобы удостоиться столь высокой чести во Христе Иисусе, Господе нашем. БЕСЕДА 5   " Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире " Еф. 2:11,12)   Что значит мудрование плотское.   1. Много есть доказательств человеколюбия Божьего к нам: во-первых, Он сам Собою Спас нас, и Спас столь дивным образом; во-вторых, Он Спас нас, когда мы были в таком состоянии (уже мертвы и чада гнева по естеству); в-третьих, Он возвел нас (на необыкновенную высоту). Все это заключает в себе величайшее доказательство человеколюбия Божьего, и все это Павел изображает в настоящем послании. Выше он сказал, что нас, " мертвых по преступлениям и чад гнева " , (Бог) спас; теперь показывает, кому равными Он сделал нас. " Итак " , – говорит, – " помните " , Когда от великой бедности мы переходим в противоположное состояние, или сподобляемся какой-нибудь еще большей чести, то, наслаждаясь славой своего нового положения, о прежнем обыкновенно все мы и не вспоминаем. Имея это в виду, (апостол) и говорит: " Итак, помните " . Что же должно помнить? Что мы созданы на дела благая. Этого достаточно для того, чтобы побудить нас заботиться о добродетели. " Помните " , – потому что такое памятование может сделать нас благодарными к Благодетелю. " Что вы, некогда язычники " . Заметь, как (апостол) низлагает те преимущества, которыми гордились иудеи, и удивляется недостаткам язычников, – которые однако не были недостатками (делающими для них невозможным спасение во Христе), – и для тех и других извлекает увещания из образа их поведения и жизни. " Которых называли необрезанными " . Честь была только на словах и преимущество (от обрезания) относилось только к плоти, потому что ни необрезание, ни обрезание ничего не значат.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Науч у беззак о нныя пут е м Тво и м, и нечест и вии к Теб е обрат я тся. Когда Ты избавишь меня от греха и даруешь мне Духа Святого — я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими,— говорит Господу Давид, избранник Его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней: да свят и тся и мя Тво е в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле Твоей — самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей. Изб а ви мя от кров е й, Б о же, Б о же спас е ния моег о … Пророк Давид просит Бога спасти его из пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей — более точный перевод слов псалма). Слова Б о же спас е ния моег о равнозначны словам Б о же Спас и телю мой — обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших грехов. Возр а дуется яз ы к мой пр а вде Тво е й. Г о споди, устн е мо и отв е рзеши, и уст а мо я возвест я т хвал у Тво ю . Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельстовать о Тебе, воспевать Тебя и прославлять милости Твои. Яко а ще бы восхот е л ес и ж е ртвы, дал бых у бо: всесожж е ния не благовол и ши. Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая, не имеет значения. Ж е ртва Богу дух сокруш е н; с е рдце сокруш е нно и смир е нно Бог не уничиж и т. Жертва, которую возлюбил Ты — это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод). Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим, — говорит Господь через пророка Исаию (66, 2). ¦Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» (Святитель Игнатий Брянчанинов). Ср. слова другого псалма: Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33, 19)

http://pravmir.ru/obyasnenie-pyatidesyat...

Съемки велись в Израиле и расположенном в Иране библейском городе Сузы 7 июня. ПРАВМИР. 9 июня 2016 года на телеканале «Спас» состоится показ фильма «Вознесение». Автор и ведущий — митрополит Волоколамский Иларион. Съемки велись в Израиле и расположенном в Иране библейском городе Сузы. Начало показа — в 8:00, повтор — в 21:30. Фильмом «Вознесение» продолжится показ телевизионного документального цикла «Праздники», рассказывающего о важнейших событиях годового круга христианского календаря. Этот просветительский образовательный проект производится студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян. 1. 9-12). Вознесение Господне — один из древнейших праздников Пасхального цикла, который отмечается Православной Церковью на сороковой день после Пасхи. Вознесение стало завершением земного пути Христа Спасителя. На Елеонской горе совершилось явление всему миру славы Бога Отца через Сына. Рассказ митрополита Илариона состоит не только из исторического повествования о библейских событиях, которые легли в основу праздника, но и о том, что человек видит, попадая в храм. Параллельно с рассказом о смысле праздника владыка касается многих других важнейших тем, относящихся к сфере нравственности и духовной жизни, раскрывает учение Церкви по широкому спектру насущных вопросов. Цикл о православных праздниках вышел на телеканале «Культура» в 2013-2014 гг. и 2014-2015 гг. и теперь повторяется на телеканале «Спас» по многочисленным просьбам телезрителей.

http://pravmir.ru/telekanal-spas-pokazhe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010