Всего дохода с имений своих монастырь в 1761 году получил, исключая повинностей натурою, 657 руб. 21 к. и в 1762 году столько же издержал на содержание братии, служителей и причисленных 7 офицеров и рядовых 109 и на текущие потребности. В заключении описи в деле покрытия предстоящих издержек по исправлению зданий возлагается надежда на благотворителей, каких Бог пошлет. При отобрании от монастырей имуществ Екатериной II в 1764 г. им назначено было постоянное денежное вознаграждение. Андроников причислен ко 2-му классу; а к сему классу причисленным монастырям положено было 1311 р. 90 к. в год, из коих 504 руб. на жалованье архимандриту и 16 человекам братии (их и до штатов в сем монастыре было не более 110 ), а 807 руб. 90 к. на подъячего и 16 служителей, на починку зданий монастырских, на жизненные припасы и прочие потребности. Кроме того, тем штатным монастырям, за которыми прежде были загородные дома, озера, пруды и скотные дворы, позволено оставить из оных по одному скотному двору и по малому для рыбной ловли озеру или пруду, да выгонной земли для 2-го класса монастырей по 8 десятин. 111 В случае важных повреждений в зданиях и построек предоставлено обращаться в государственную коллегию экономии. Денежное вознаграждение, и в то время неудовлетворявшее потребностям монастырей без посторонних источников, с понижением курса древнего рубля, оказывалось в последствии совершенно недостаточным. Почему последующие государи делали по временам некоторые прибавления к штатному жалованью и разрешали вновь отводить для монастырей земли, мельницы, леса. Первым незабвенным для духовенства благодетелем в сем отношении был император Павел Петрович. В 1797 г. он сделал прибавление к окладам монастырей. 112 В его царствование Андроников наделен мельницею и частию земли. Вообще же арендные статьи Андроникова монастыря были в сей век очень скудны, и он стоял и доселе стоит только могилами и частной благотворительностию. 113 В конце XVII века Андроников между всеми русскими монастырями занимал девятую степень; но по штатам 1764 года положено 15 первоклассных монастырей, кроме лавры; Андроников же после ставропигиального Заиконоспасского монастыря занял второе место в числе второклассных монастырей или первое во второклассных епархиальных. Так как при учреждении штатов большое внимание обращаемо было на количество имений того или другого монастыря, то Андроников, прежде занимавший высокое место более по историческому значению, должен был теперь стать ниже некоторых монастырей. Но когда в 1786 году введены в штаты и малороссийские монастыри, Андроников должен был занять еще низшую степень; из указа 1797 г. о прибавке оклада монастырям 114 видно, что в сие время, кроме лавр, было уже первоклассных монастырей 21. Топография Андроникова

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Спасский собор Андроникова монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря — православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века. Является древнейшим частично сохранившимся православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля. Содержание История [ править править код ] По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон). Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон. В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее: " В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма... " .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_собор...

Новости Патриарх Кирилл попросил Росимущество передать здания Спасо-Андроникова монастыря РПЦ 15.03.2019 10:38 Москва, 15 марта. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в Росимущество просьбу о передаче Музея имени Андрея Рублева на территории Спасо-Андриникова монастыря в собственность Русской православной церкви (РПЦ), сообщил ТАСС в пятницу директор музея Михаил Миндлин. «Нам известно, что патриарх обратился в Росимущество, что церкви могут передать здания Спасо-Андроникова монастыря, где располагается наш музей», - сказал он. По мнению Миндлина, необходимости в этом нет, музей активно взаимодействует с различными церковными структурами. «Представители церковного сообщества периодически принимают участие в проектах музея, причем самые различные представители церковного сообщества. Музей оказывает содействие церковному сообществу во временном предоставлении предметов искусства и так далее Поэтому мы не очень понимаем, зачем это нужно, несмотря на наше активное сотрудничество с различными центрами церковного сообщества и церковными структурами», - подчеркнул директор. Он добавил, что приоритетом должно быть сохранение музея. «По многим вопросам - и атрибуция памятников церкви, и репрезентация памятников церкви - музей сотрудничает и с Троице-Сергиевой Лаврой, и с кабинетом церковно-археологического искусства [при Московской православной духовной академии РПЦ], и так далее. Нам кажется, сохранение музея для церкви важнее, чем его изгнание из стен бывшего Спасо-Андроникова монастыря», - заявил Миндлин. Здания ансамбля Андроникова монастыря относятся к объектам культурного наследия федерального значения. В его состав входят, том числе, части стен и башен XVII-XVIII веков, здание бывшего духовного училища 1810-1814 годов, Спасский собор начала XV века, Церковь Михаила Архангела 1691 года, усыпальница бояр Лопухиных. Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева находится в бывшей трапезной. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости В музее Рублева заявили об угрозе выселения из Спасо-Андроникова монастыря 17.06.2019 18:03 Фото: ТАСС, Сергей Карпухин Москва, 17 июня. Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева могут выселить из Спасо-Андроникова монастыря, переговоры с РПЦ идут сложно и не приводят к положительному результату для музея, рассказала «Интерфаксу» ученый секретарь учреждения Наталья Комашко. По ее словам, директор музея начал согласительные переговоры с представителями церкви. Пока договориться с РПЦ не удалось, даже с помощью согласительной комиссии. «Церковь не хочет ничего уступать и мирно делить территорию с музеем и мирно разойтись, отдав часть им, а часть нам, не хочет. Здесь собираются ради того, чтобы устроить очередной монастырь, разрушить музей древнерусского искусства», - заявила Комашко. Это означает, что музею придется освободить помещения. В этом случае он будет разрушен, так как на несколько лет «выпадет из культурной орбиты, он будет недоступен», предупредила она. Представитель музея напомнила, что учреждение уже 70 лет работает на территории монастыря. Предложение музея не устроило церковь, ответных предложений она не выдвигала, заявил «Интерфаксу» директор музея Михаил Миндлин. «Единственное, нам было сказано, что наше предложение не устраивает, потому что для того, чтобы возродить монастырь, здесь нужно значительно больше места. Но если его (будет передано) значительно больше, то тогда где будет располагаться музей? Этот вопрос остается. Но мы готовы над ним дальше работать. Но все зависит от противоположной стороны», - сказал он. Музею не хватает имеющихся у него площадок, других подходящих помещений нет, где будет размещаться организация, если монастырь начнут возрождать, неясно. В январе музей получил письмо от Росимущества и за подписью патриарха. Ведомство попросило организацию в соответствии с действующим законодательством передать РПЦ весь комплекс Спасо-Андроникова монастыря, напомнил Миндлин. Затем Минкультуры провело согласительную комиссию, на которой обсуждался вариант с сохранением музея на территории обители. Музей тогда предложил передать церкви Спасский собор, здание бывшей администрации музея, Северо-западную башню и Братский корпус, где находится фондохранилище. Это предложение РПЦ не устроило. Теперь музей ждет «предложение со стороны патриаршего подворья, как они видят, как мы можем в дальнейшем сосуществовать на территории Спасо-Андроникова монастыря», добавил Миндлин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Из слов Пахомия Логофета видно, что в Андрониковом монастыре, кроме Андрея и Даниила, и другие занимались искусством иконописания; но как долго в сем монастыре сохранялось искусство иконописания, сведений об этом не имеется. Что касается до священных изображений, коими Андрей и Даниил украсили Спасский собор в Андроникове, то они сохранились и после нашествия Седиахмета, спалившего Москву в 1451 г., и в конце XV и в начале XVI веков вызвали похвалу от очевидца их Пахомия Логофета. 38 Во второй половине XV века Андроников монастырь вместо игуменства пожалован архимандриею, тогда как в обители преподобного Сергия игуменство оставалось еще до 1561 г. Первым Андрониковским архимандритом упоминается 39 Иоанн, шестой из известных настоятелей обители; таким образом андрониковский архимандрит после 1-го Владимирского – Рождественского, 2-го Спасского на Бору, а с 1490 г. Новоспасского, 3-го Чудовского, 4-го Симоновского, 5-го Новогородского-Юрьевского занимал, во 2-й половине сего века в великом княжестве Московском, по крайней мере шестую степень. Из сего можно заключать, что обитель сия, так славно начавшая свое существование, более и более возрастала в славе и благосостоянии. Но до нас мало дошло сведений, какими недвижимыми имуществами владел в сие время Андроников монастырь. В 1472 г. родной брат Uoahha III , князь Юрий Васильевич, умирая после похода на Ахмата, в духовной своей грамоте отказал «к Спасу в Ондрониково село свое Березницы с хлебом, что в земле, опричь стоячего хлеба, да из животиной, а что в том селе серебра на людех, инотого серебра половина великому Спасу, а другая половина тем христианом, на коих то серебро». 40 В 1486 г. двоюродный дядя Uoahha III , князь Михаил Андреевич Верейский, в духовной своей отказал «к Спасу в Андроников на Москве свое сельцо, Лучинское», около Москвы находившееся. 41 Кроме того, Андроников владел лугами на реке Москве пониже Кожухова, которые купил у него князь Иван Юрьевич Патрикеев 42 и Ильинскою слободою вблизи села Воронцовского, которую выменял у него Иоанн III и которая после вошла в состав Москвы. 43

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В день памяти преподобного Андрея Рублева архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря 19 июля 2012 г. 11:38 17 июля 2012 года, в день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами г. Москвы, совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря. Владыке Арсению сослужили: благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Мартина Исповедника, папы Римского (Вознесения Господня), в Алексеевской Новой Слободе протоиерей Александр Абрамов, настоятель Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря протоиерей Вячеслав Савиных, настоятель храма Троицы Живоначальной в Серебряниках протоиерей Геннадий Андриянов, настоятель храма Василия Исповедника у Рогожской заставы протоиерей Олег Егоров, клирики храма священномученика Климента, папы Римского, отец-настоятель протоиерей Леонид Калинин и протоиерей Андрей Пахтунов, клирик храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе священник Владимир Духович, клирик храма святителя Мартина Исповедника диакон Димитрий Лактюхин, клирик Спасского собора диакон Александр Самсонов. За богослужением пел малый состав хора Сретенского ставропигиального мужского монастыря (регент — Н.С. Жила). По окончании Божественной литургии архиепископ Арсений передал собравшимся Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла, а затем обратился к верующим с архипастырским словом. Преподобный Андрей Рублев родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и московским Спасо-Андрониковым монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высокодуховной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания. В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора. В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц. С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыряАндронику Московскому и Савве Московскому. Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов. Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Главной святыней монастыря является икона основания - Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители. Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре. В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни. Образ Спаса Нерукотворного

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_собор...

Орнамент в откосе алтарного окна Спасского собора. 1427-1428 гг. Последней работой Андрея Рублева, после росписей Троицкого собора и написания по заказу преп. Никона Радонежского знаменитой иконы «Троица», стало украшение собора Спасо-Андроникова монастыря фресковой живописью. По всей видимости, это произошло в 1425-1427 годах. К сожалению, до наших дней после многочисленных поновлений и архитектурных перестроек от этого ансамбля дошли лишь два небольших фрагмента орнамента на откосах двух из трех узких алтарных окон. Они были обнаружены в период реставрации собора в 1952 году за каменной кладкой XVI века, благодаря существованию которой эти фрагменты никогда не поновлялись и на момент открытия сохраняли первоначальный колорит. Долгое время найденные фрески не публиковались и не исследовались. Должное внимание этим ценнейшим остаткам росписи собора уделено лишь в фундаментальном исследовании М.А. Орловой. М.А. Орлова отмечает, что эти орнаментальные фрагменты дают возможность судить об отдельных технологических приемах, в известной мере о живописных принципах и стилистических особенностях росписи всего Спасского собора, о ее колорите и общем декоративном замысле. Вскоре после окончания росписи собора Андроникова монастыря Андрей Рублев умер, а вслед за ним скончался его старший современник, «спостник», и, по сведениям Иосифа Волоцкого, старший наставник в живописи, Даниил Черный. Оба иконописца были похоронены на монастырском кладбище, недалеко от Спасского собора. Однако, во второй половине XVIII века их могилы были утеряны – возможно, в результате перестройки колокольни монастыря. В 1966 году известным искусствоведом В.Г. Брюсовой были обнаружены упоминания о месте погребения Андрея Рублева и Даниила Черного в рукописном сборнике начала XIX века «Четьи-минеи инока Керженского монастыря Ионы». Он сообщает, что могилы иконописцев находились под старой колокольнею, а после того, как она была разрушена, место было сравнено с землею. Сведения П.Д. Барановского о якобы виденной им в 1946 году надгробной плите с датой смерти Андрея Рублева (29 января/11 февраля (по новому стилю) 1430 года) ныне признаются исследователями фальсифицированными. Достоверными неоспоримыми сведениями о нахождении честных останков мы не располагаем до сих пор. Именно поэтому вся территория музея имени Рублева, находящегося ныне в стенах Андроникова монастыря, является местом особого мемориального значения.

http://pravoslavie.ru/555.html

В соборном определении 1572 г. о четвертом браке царя Иоанна Васильевича участвовали архимандриты — троице-сергиевский, новоспасский, чудовский, симоновский, андрониковский, лужецкий, игумены — богоявленский, пафнутиевский, архимандрит солотчинский, игумены — колязинский, колоцкий, архимандрит даниловский и игумен угрешский. На Соборе 1580 г., рассуждавшем о предмете, весьма близком для монастырей, именно о церковных имуществах, присутствовало гораздо более настоятелей со всех концов России (до тридцати восьми), а потому в акте этого Собора степени наших главных обителей представляются гораздо полнее. Тут находились: архимандриты — троице-сергиевский, владимиро-рождественский, новоспасский, юрьевский из Новгорода, чудовский, симоновский, свияжский, андрониковский, спасский из Казани, печерский нижегородский, игумены — хутынский, кирилло-белозерский, архимандриты — горицкий, лужецкий, игумен богоявленский московский, архимандриты — богоявленский из Ростова, спасо-ярославский, игумены — пафнутиевский, иосифо-волоколамский, антониевский из Новгорода, соловецкий, псково-печерский, архимандриты — спасский из Суздаля, отрочевский, возмицкий, данииловский из Переяславля, каменский из Вологды, игумены — ферапонтовский, борисоглебский с Устья, архимандрит солотчинский из Рязани, игумены — прилуцкий вологодский, троицкий Павлова монастыря, глушицкий, колязинский, корнилиевский, никитский из Переяславля, колоцкий и вяжицкий из Новгорода. Через три года был еще Собор в Москве, рассуждавший о тех же церковных имуществах, в грамоте которого присутствовавшие на нем настоятели монастырей записаны в следующем порядке: архимандриты — троице-сергиевский, рождественский из Владимира, новоспасский, симоновский, андрониковский, игумен кирилло-белозерский, архимандриты — горицкий, лужицкий, игумен богоявленский московский, архимандриты — богоявленский из Ростова, спасский из Ярославля, игумены — пафнутиевский, иосифо-волоколамский, соловецкий, архимандриты — спасский из Рязани, отрочевский из Твери, даниловский из Переяславля, игумены — борисоглебский с Устья, колязинский, никитский из Переяславля, архимандрит солотчинский, игумен колоцкий из Можайска .

http://sedmitza.ru/lib/text/435993/

Несмотря на то что в 1714 году подтверждено еще прежнее позволение селиться в слободах и, следовательно, и около Андроникова купеческим людям и мещанам, 115 а в 1742 году, по приказанию императрицы Елисаветы, сделан около Москвы Камер-Коллежский вал, охвативший и Андроников со слободою, 116 в монастырских делах 1750–60 годов он называется еще Андрониковым что при Москве, а строения в слободах до 1753 года крылись еще соломою. 117 Из описания моровой язвы 1771 года и описания Москвы 1782 года видно, что в сие время Андроников был причислен к 10 городской части. В 1785 году он обмежеван. В 1787 году 118 и на плане 1796 года он числится уже в 18 части. Но в сие время около него паслись еще лошади и коровы, за что он получал с некоего Кислова по 10 рублей за лето. В первой четверти настоящего столетия он причислен к Рогожской части. 119 Святый кладезь и кладбище Кладезь, ископанный руками святого Андроника, издревле был почитаем христианами и назван святым, сколько по началу своему от святого, столько и по целительной силе для пользующихся водою его с верою. Слава о нем была такова, что императрица Елисавета Петровна, утешение Русской церкви в сей период, приезжая в Москву, употребляла его воду. Наступил ужасный для Москвы 1771 год. Тогда монастыри оказали ей свои услуги: Покровский, Симонов и Данилов, из коих монахи выведены в другие обители, обращены в госпитали и карантины. Симонову за его заслугу едва не заплачено было совершенным запустением. В то время, как сии обители принимали еще живых, борющихся со смертию, Андроников вместе с Новоспасским и Новодевичьим, но указу императрицы Екатерины II, назначен для погребения сраженных смертию благородных и чиновных людей. 120 Прочие должны быть погребаемы в 10 отведенных за городом кладбищах. Сей год, положивший конец убогим домам и погребению при церквах внутри города, упрочил Андрониковское кладбище. Он оставил по себе память в сем монастыре и по многим надгробным надписям. 121 Странное зрелище представлял в сие время Андроников. Толпы народа устремились к святому кладезю, издавна уважаемому, самою императрицею Елисаветою незадолго пред сим еще более прославленному. Неизвестно, сколько было таких верующих, которые возвращались от него с радостию, славя Бога. Но многие, по неисповедимой воле Промысла, уже отмеченные рукою ангела смерти, видя истощение сил своих в борьбе с мучительной болезнию, рядами добровольно ложились на лугу, имея последнее утешение веры умереть под сению священной ограды обители Спаса, и представляли оставшимся в живых зрелище Иезекиилева поля, усыпанного трупами человеческими. 122 Устроение монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010