В ходе секуляризации 1764 г. был лишен вотчин и отнесен ко 2-му классу с назначением определенного жалованья. В 1810 г. при А. м. было организовано ДУ. В 1812 г. был сожжен франц. войсками, из разграбленного собора исчезла глава прп. Саввы. Благодаря сохраненной в г. Юрьеве-Польском архим. Феофаном ризнице, а также средствам, выданным Святейшим Синодом в 1813 г., мон-рь быстро восстановился. В нач. XX в. здесь проживало 18 монахов и 4 послушника, обители принадлежала мельница на р. Самынке в дер. Борвихе Звенигородского у. и 33 дес. земли. В 1910 г. настоятелем А. м. стал находившийся на покое миссионер еп. Владимир (Соколовский-Автономов). В 1918 г. обитель закрыли, в монастырских зданиях до 1922 г. размещался концлагерь для белогвардейцев и политических противников новой власти. С кон. 1922 г.- жилой поселок им. Калинина рабочих завода «Гужон» (в наст. время «Серп и молот»). Собор удалось сохранить, обратив его в приходскую церковь. Община под рук. свящ. Сергия Дубровина выпускала рукописные «Андрониковские сборники» (1928, 30-е гг. ХХ в. Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря) и планировала создать музей церковных древностей на основе богатого монастырского собрания и памятников некрополя. В 20-х гг. XX в. ценности мон-ря были конфискованы, приход закрыт. Спасский собор и Трапезная палата были взяты на учет Музейным отделом Главнауки Наркомата просвещения. В 1930-1931 гг. была взорвана колокольня. В 1933 г., по заключению проф. А. Некрасова, мон-рь находился в «ужасающем состоянии», так что стены, башни и «жилые дома» (бывш. кельи) подлежали сносу. Спасский собор предлагалось привести «в гражданский вид» (сломать главу и приделы XIX в.) и использовать в культурно-просветительских целях. В 30-х гг. ХХ в. в обители располагалась колония для беспризорных детей. Идея создания в А. м. музея возродилась после Великой Отечественной войны, в 1947 г. было высказано предложение образовать здесь историко-архитектурный заповедник. В 1960 г. на территории и в постройках А.

http://pravenc.ru/text/115428.html

24 июля 1920 г. Казанский и Свияжский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) возглавил в соборе Богородицкого мон-ря в Казани хиротонию И. во епископа Мамадышского. И. стал 2-м викарием Казанской епархии. Местом его пребывания был определен Кизический Введенский мон-рь. 21 нояб. 1920 г. вместе с еп. Анатолием участвовал в хиротонии во епископа Чебоксарского архим. Афанасия (Малинина). Временно управлял епархией после ареста 26 марта 1921 г. еп. Анатолия и до прибытия в Казань 4 янв. 1922 г. освобожденного из заключения митр. Кирилла. В июне 1921 г. вместе с еп. Афанасием совершил хиротонию во епископа Спасского Андроника (Богословского) . В нояб. того же года добился открытия в Казани Богословского ин-та вместо закрытой властями КазДА. 12 апр. 1922 г. назначен епископом Чистопольским, 1-м викарием Казанской епархии. После очередного ареста 15 авг. 1922 г. митр. Кирилла И. вновь стал управляющим епархией. В то время, когда Патриарх свт. Тихон был арестован, а руководство Церковью фактически захватили обновленцы, И. был тверд в защите Православия, но избегал излишней конфронтации во взаимоотношениях с гражданской властью и с обновленцами. Как и митрополит Кирилл, возлагал надежду на то, что ситуация разрешится на Поместном Соборе. Хотя И. не делал заявлений о признании обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), 1 окт. 1922 г. с согласия И. в состав Казанского епархиального управления вошли обновленческие священники. «Примиренческая» позиция И. объяснялась, очевидно, стремлением избежать в случае решительного разрыва с ВЦУ массового закрытия властями казанских храмов или их передачу обновленцам. 4 апр. 1923 г. в Казань прибыл еп. бывш. Тираспольский Алексий (Баженов) , назначенный ВЦУ «архиепископом Казанским». И. сначала допустил его присутствие на литургии в соборе Богородицкого мон-ря, но потом, когда тот сообщил о своем неканоничном назначении, не позволил ему совершать чин омовения ног и совершил его сам. Вместе с епископами Афанасием (Малининым) и Андроником (Богословским) И. отказался признать власть обновленческого архиепископа и образованного обновленцами нового епархиального управления. Из-за запрета властей И. проводил негласные богослужения с поминовением Патриарха Тихона и митр. Кирилла. В Казани из приходских храмов верность Патриаршей Церкви сохранили только Петропавловский собор и Покровская ц. Большинство приходского духовенства Казани признали Алексия (Баженова) правящим архиереем, хотя в епархии обновленцев поддержало менее половины приходов. Осталось верным Патриарху и большинство епархиальных мон-рей.

http://pravenc.ru/text/578054.html

Большинство исследователей считают, что именно А. В. в 1401 г. написал в к-польском мон-ре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 493). Атрибуция А. В. этого произведения основывается на послесловии, к-рое сохранилось в 2 списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского мон-ря (РГБ. Рум. 445, 1428 г.), др.- из Троице-Сергиевой обители (Казань. Науч. б-ка им. Н. И. Лобачевского. 4634, 1429 г.). Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском , Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском , Саввине Сторожевском и др. мон-рях. В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец А. В. «с миром к Господу отиде». В сер. 50-х гг. XVII в. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин) : «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» (РГБ. МДА. 201. Л. 332 об.). А. В. упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рого было установлено в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева) . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 396-397; Описание о российских святых. С. 428; Клосс Б. М. Избр. труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития; Смирнов С. Прп. Афанасий Высоцкий. М., 1874; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 65-66; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1; Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885; Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280; Т. 3. С. 658; Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин//ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131; Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 176-192; Прохоров Г. М. Афанасий Высоцкий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 79-81.

http://pravenc.ru/text/76986.html

По указу имп. Екатерины от 10 апр. 1786 г. была проведена секуляризация церковных владений на территории Киевского, Черниговского и Новгород-Северского наместничеств. В Н.-С. и Г. е. было упразднено 11 муж. монастырей (Николаевский Каташинский, Максаковский Преображенский, Рыхловский во имя святителя Николая Чудотворца , новоместский Николаевский, Ромашковский Спасский, Брецкий Андрониковский Троицкий, Каменский Успенский, погарский Троицкий, Рябцевский Успенский, Клюсовский Спасский, стародубский Николаевский) и 5 женских (погарский Златоустовский, новоместский Успенский, Макошинский Покровский, Мироновский Богословский, стародубский Покровский). Сохранились 4 мон-ря: 3 мужских ( Харалампия священномученика монастырь в с. Гамалиевка, Крупицкий батуринский во имя святителя Николая , глуховский Петропавловский) и женский (глуховский Успенский). 1 сент. 1797 г. указом имп. Павла I Петровича Н.-С. и Г. е. была упразднена, что стало следствием упразднения Новгород-Северского наместничества 12 дек. 1796 г. 1868-1917 гг. Архиерейская кафедра в Новгороде-Северском была восстановлена по представлению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) как вик-ство Черниговской епархии. Хиротония Феофилакта (Праведникова), бывш. ректора Херсонской ДС, во епископа Новгород-Северского была совершена в киевском Софийском соборе 13 окт. 1868 г. До 1916 г. Новгород-Северские епископы жили в Чернигове при Елецком черниговском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В их ведении находились Новгород-Северское и Стародубское духовные уч-ща. Кафедральным храмом викариев был Успенский собор в Новгороде-Северском, ранее являвшийся уездным собором. При участии Новгород-Северского еп. Афанасия (Пархомовича) в 1887 г. было основано Черниговское епархиальное братство св. Михаила, кн. черниговского, ставившее своими целями миссионерскую и благотворительную деятельность, в частности, создание единоверческих приходов и единоверческих церковноприходских школ (см. Единоверие ), проведение диспутов со старообрядцами.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

Память А. М. 13 июня особо отмечается в ТСЛ (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова мон-ря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя А. М. включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13; Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 482-496; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401. Лит.: Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 77-82; Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2; Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891; Троицкий Патерик. [Серг. П.], 1896, 1992р. С. 319-322; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь. С. 103-106; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева//ВИ. 1969. 1. С. 35-48; 12. С. 194-197; Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971; Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Игум. Андроник (Трубачёв), В. А. Кучкин Иконография На ранних иконах и миниатюрах А. М. изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения А. М. как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.); в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» ( Большаков. С. 106-107); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. 294. Л. 189). Наиболее раннее изображение А.

http://pravenc.ru/text/115424.html

Нек-рые ученые ошибочно отождествляли Г. Ч. с Герасимом (Замыцким) , игум. Симонова Нового мон-ря ( Будовниц И. У. Словарь рус., укр., белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 48; Дмитриева Р. П. Светская лит-ра в составе монастырских б-к XV и XVI вв. (Кирилло-Белозерского, Волоколамского мон-рей и ТСЛ)//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 161. Примеч. 86), несмотря на то что прп. Иосиф Волоцкий в своих посланиях пишет о них как о разных людях (С. 212). Местная канонизация Г. Ч. совершилась включением его имени в Собор Московских святых, празднование к-рому установлено в 2001 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Ист.: Описание о российских святых. С. 236; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 109, 210, 212; Православный церковный календарь, 2003 г. М., 2002. С. 88. Лит.: Строев П. М. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева Боровского. СПб., 1891. С. 38, 61; Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и МДА/Описание переплетов сост. С. А. Клепиков//Зап. ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. 60. С. 177; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и социально-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 48, 77; он же. Из истории собр. рукописных книг Иосифо-Волоколамского мон-ря//Зап. ОР ГБЛ. М., 1977. Вып. 38. С. 23-29; Дмитриева Р. П. Герасим Чёрный//ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 62-63 [Библиогр.]; она же. Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1573 и 1591 гг.//КЦДР. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 3-15; Турилов А. А. Собрание Иосифо-Волоколамского мон-ря. Ф. 113//Рукописные собр. ОР ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 142-143; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 65, 206. А. В. Кузьмин, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/164639.html

АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728.html

Нек-рые сведения о жизни А. М. запечатлены в монастырских преданиях, к-рые говорят, что прп. Сергий неоднократно посещал Спасскую обитель и беседовал с А. М. В память последней беседы на месте прощания святых была поставлена часовня «Проща» (Москва, ул. Сергия Радонежского). Колодец близ Андроникова мон-ря предание связывало с именем А. М. Точная дата кончины А. М., как и его рождения, неизвестна. В списке жития прп. Сергия 40-х гг. XVII в. сказано, что А. М. скончался «месяца июля в 13 день в лето 6982» (1474) ( Клосс. С. 211). Отсюда, вероятно, эта дата попала в «Описание о российских святых» (кон. XVII - XVIII в.) и в др. сочинения. Очевидно, что это описка и имелся в виду 1374 год. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. отмечено, что А. М. скончался 13 июня 1373 г. (РГБ. МДА. 203. Л. 264). Прп. Андроник и Савва Московские. Прот. Вячеслав Савиных. Икона. 1995 г. (Спасский собор Андроникова мон-ря) Прп. Андроник и Савва Московские. Прот. Вячеслав Савиных. Икона. 1995 г. (Спасский собор Андроникова мон-ря) Время местной канонизации А. М. относится, вероятно, к кон. XV в. В Минее общей кон. XV - нач. XVI в., принадлежавшей Новгородскому свт. Серапиону (Курцову) , нек-рое время находившемуся в ссылке в Андрониковом мон-ре, в каноне Всем святым упоминается А. М. (РГБ. МДА. 77; Леонид. С. 333). Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли» (1507) называет А. М. в числе наиболее чтимых рус. святых (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 557-558), но общецерковной канонизации А. М. не было. Мощи А. М. и прп. Саввы были обретены (время неизвестно), но оставлены под спудом, однако не под землей, а в Спасском соборе Андроникова мон-ря, в запечатанной гробнице, над к-рой был устроен балдахин. В 1812 г. французы разграбили собор, и, хотя мощи остались целы, глава прп. Саввы исчезла, что было подтверждено в 1853 г. Судьба мощей после 1917 г. неизвестна. Совместные тропарь и кондак преподобных А. М. и Саввы составлены, вероятно, в кон. XIX в., служба, помещенная в Минее (МП), составлена мон. Андроником (Трубачёвым) в 1982/83 г.

http://pravenc.ru/text/115424.html

Могила П. близ Спасского собора к сер. XIX в. оказалась в сев.-зап. приделе прп. Андроника Московского. В мае 1989 г. во время археологических раскопок останки епископа были обнаружены, идентифицированы и погребены. В захоронении найдены нательный, а также архиерейский 4-конечный наперсный крест с 3-угольным оглавием и подвеской снизу. В средокрестье находится овальный медальон с эмалевым изображением Распятия на фоне пейзажа с градом Иерусалимом слева и горой с растущим на ней деревом - справа (XVIII в.; серебро, золото, стекло, эмаль) (ЦМиАР) ( Корсакова. 2017. С. 43-48). В Тамбовском епархиальном управлении хранится портрет П., выполненный в парсунной манере (кон. XVIII - нач. XIX в.; холст, масло). Ист.: Выписка г.] из дела тамбовской казенной палаты о ветхостях в Тамбове соборной Спасо-Преображенской ц. и колокольни, Казанского мон-ря, архиерейского дома, церквей, келий, монашествующей братии и проч.//Изв. Тамбовской УАК. 1901. Вып. 45. С. 114. Лит.: Казанский П. С. Ист. описание Троицкого Козловскаго мон-ря. М., 1849; Хитров Г. В., прот. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 78-85; Суворов Н. И. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии//Вологодские ЕВ. 1869. Ч. неофиц. 14. C. 600-610; Знаменский П. В. Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования Екатерины II//ПС. 1875. Ч. 3. С. 354-411; Дубасов И. И. Из истории Тамбовской епархии: Богородично-Казанский мон-рь//Тамбовские ЕВ. 1891. Ч. офиц. 5. С. 201-204; он же. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 83-84; То же. 2006. С. 78-79, 282-283; Корольков К. Пензенская епархия в царствование имп. Екатерины II//Пензенские ЕВ. 1896. Ч. неофиц. 23. С. 855-872; Сергий (Спасский), архиеп. Ист. описание моск. Спасо-Андроникова мон-ря. М., 1904; Березнеговский С. А. Тамбовский кафедр. Спасо-Преображенский собор//Изв. Тамбовской УАК. 1913. Вып. 55. С. 245-248; Орлов Н. Тамбовские летописи//Изв. Тамбовской УАК. 1918. Вып. 58. С. 165-166; Сергий (Спасский), архиеп. Ист. описание московского Спасо-Андроникова мон-ря. М., 2003; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 2006. С. 90, 92, 280; Климкова М. А. Еп. Пахомий (Симанский): Проблемы биографии//Тамбовские ЕВ. 2008. 8. С. 30-35; Приемший огнь: Жизнь, страдания и подвиги прп. Феодора Санаксарского/Авт.-сост.: игум. Венедикт (Кулешов). Саранск, 2011. С. 47, 48, 54, 55, 64, 65, 99; Корсакова Т. Н. Наперсный крест еп. Пахомия (Симанского)//Тамбовские ЕВ. 2017. 11(119). С. 43-48.

http://pravenc.ru/text/2579852.html

Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ). Образ А. М. помещен на иконе «Собор Радонежских святых» на юго-зап. столпе Успенского собора, 2-я пол. XIX в. (ТСЛ). На прориси с иконы 1814 г. А. М. изображен в Соборе рус. святых ( Маркелов. Т. 1. С. 455). Сохранилась икона преподобных А. М. и Саввы Московского 2-й пол. XIX в., происходящая из Андроникова мон-ря. Основатель обители представлен старцем с длинной бородой, в рост, в мантии и схимническом аналаве, левая рука с четками прижата к груди. После закрытия мон-ря в 1918 г. икона оказалась в ризнице ц. Воскресения Словущего (ап. Филиппа) в Филипповском пер. в Москве, куда была принесена свящ. Сергием Дубровиным (впосл. архим. Андроник); в 1996 г. возвращена в Спасский собор и помещена в местном ряду иконостаса. Изображения А. М. и прп. Саввы присутствуют в росписи юж. стены ц. свт. Николая в Толмачах в Москве, 50-60-е гг. XIX в.; в оконном проеме Трапезной ц. ТСЛ, 50-е гг. XX в. В 80-90-х гг. XX в. появилось неск. икон А. М., созданных московскими иконописцами. В 1995 г. для Спасского собора Андроникова мон-ря настоятелем прот. Вячеславом Савиных была написана храмовая икона преподобных А. М. и Саввы Московского, предстоящих в молении Нерукотворному Образу Спасителя (на раме образа). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 493. 1226; Богоматерь Владимирская: Сборник материалов; Каталог выставки/ГТГ, ГММК. М., 1995. С. 128-129. Кат. 26; Большаков. Подлинник иконописный. С. 106-107; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 94-95, 340-341, 454-455; Т. 2. С. 51; Хоругвь: Сб. статей. М., 1998. С. 110-111. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам.

http://pravenc.ru/text/115424.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010