Строения в монастыре сем все деревянные ветхие следующие: 1) две ЦЕРКВИ деревянные, из коих одна большая о трёх куполах, а другая трапезная под одной с кельями монашескими крышей состоящая, совсем ветха и к служению не способна; 2) КОЛОКОЛЬНЯ с пятью колоколами также деревянная старая; 3) КЕЛЬИ монашеские разделены на две половины, из коих в первой, заключающей четыре небольших чулана, живут монашествующие, а в другой – нищие; 4) кроме того ещё одна ИЗБА с тремя чуланами, в коих имеют пребывание находящиеся там для исправления прихожанам мирских треб два священника и дьячок с семейством их, и прочие службы и хозяйственные постройки. Этот монастырь содержание своё имеет от пахотной и сенокосной земли, да от получаемой с прихожан ссыпки корцов до 80 ржи, содержащих в себе каждый по 32 гарнца. Были ль в нём какие достопамятные происшествия, того по монастырским бумагам не видно. Настоятельство в монастыре сем издавна Игуменское. Сверх того при оном монастыре имеется приход, из 350 дворов состоящий; в них душ мужского пола 1.400, женского 1.222, коим преподают Христианские требы и отправляют в церкви наравне с монахами служение два священника. Завеличский или с Завеличья Ильинский монастырь Упразднённый девичий. Находился в Псковской Епархии при селении Завеличье, от города Пскова в 2 вёрстах за рекой Великой. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 75 душ крестьян. Завеличский Иоанно-Предтечевский Псковский монастырь Девичий. См. Иоанно-Предтечевский с Завеличья. Завеличский Спасский монастырь Упразднённый мужской. Основан был первоначально в 6662/1154 году Св. Нифонтом, Архиепископом Новгородским, на Завеличье близ Пскова. Заволожский Николаевский монастырь Или с Ручья с Заволожья . Упразднённый мужской. Упоминается в 1374 году. Из монашествующих этой обители в оном 1374 году Евфимий Вислин хиротонисан в Епископа Тверского. Загаецкий Иоанна милостивого монастырь Житомирской Епархии заштатный мужской. Основан в 1626 году, состоит в Губернии Волынской, повета Кременецкого, близ села Загаец, при слободке, именуемой малые Загайцы, (по чему и название своё монастырь имеет) в недалёком расстоянии от поветового города Кременца, над озером, называемым Стемпное, на высокой горе, где некогда была крепость, рвом и валом земляным, ныне уже обрушившимся, обнесённая.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И если что найдётся в сих, неугодное Богу и не полезное душе, нашего ради неразумия; да не будет того. Но воля Божья совершенна и благоприятна да бывает, Аз же прощения прошу. Если же кто об этом лучше и полезнее разумеет, пусть так и творит, а мы о нём радуемся. Если же кто в наших писаниях пользу найдёт, и обо мне, грешном, помолится, да обрету милость пред Богом. Конец списанию Нилову. После сего приписано тем же переписчиком, который писал слова сии: «В Богом избранных иночествуя во времена сии явленного, и ревнителя древних святых Отцов, старца Нила Сорского пустыни, нового скита, трудолюбно подвигом сотворившего, прежде бывшего Кирилловой обителью собраны от Писаний Боговдохновенных святых Отцов 11 глав, духовной мудростью, особенным образом отделанных, на спасение душам нашим. И к Богу отошёл месяца Мая, в 7 день, за полтора часа ночи, в третью неделю по Пасхе, Святых Мироносиц. Лета по седьмой тысяче 16. Нам образ сим жительством показал». Нищевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в уезде Переславля Рязанского и был приписным к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Новгородско-Северский Спасский монастырь Новгородско-Северский Спасский или Преображенский монастырь . Мужской, Черниговской Епархии 1 класса монастырь, находящийся внутри Новгорода Северского. Построен в половине XVII столетия Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем. С 1785 года, по учреждению Новгородо-Северской Епархии, был он Кафедральным Преосвященного Новгородо-Северского; в 1797 году, 1 Сентября, по упразднению этой Епархии, именным указом Архиерейский Новгородо-Северский дом велено обратить в первоклассный монастырь, и 13 числа туда назначен Новгородского Юрьевского монастыря Архимандрит Иоанн со степенью того Юрьева, но, по оставлению в Северском монастыре настоятелем уволенного от управления Могилёвской Епархией Епископа Илариона, Иоанн от 31 Декабря определён в Новгородский Антониев монастырь со степенью Юрьева же и Семинарии Ректором. По кончине же Преосвященного Илариона, случившейся в 1799 году, определён настоятелем Архимандрит Нижегородского Печерского монастыря и кавалер Иероним, который и доныне там настоятельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

См. Кенский Преображенский. Преображенский Кинешмский монастырь См. Кинешмский Преображенский. Преображенский Ковалев монастырь См. Ковалев Преображенский. Преображенский у Крутого Ручья монастырь Преображенский у Крутого Ручья у Каменного Моста монастырь . Мужской, упразднённый. Упоминается в Новгородской Епархии в 1678 году. Преображенский Лосиноборский монастырь См. Лосиноборский Преображенский. Преображенский Лубенский Мгарский монастырь См. Лубенский и Мгарский. Преображенский Мазаловский монастырь См. Мазаловский Преображенский. Преображенский Максаковский монастырь См. Максаковский Преображенский. Преображенский Медведицкий монастырь Преображенский Медведицкий или Устьмедведицкий монастырь . См. Медведицкий Преображенский. Преображенский Московский монастырь Мужской, упразднённый. Находился от столицы к юго-западу в 2 вёрстах, на берегу реки Москвы близ Калужской дороги, на гористых местах, где прежде стояла приходская церковь во имя великомученика Андрея Стратилата. Основан этот монастырь около 1648 года Боярином Фёдором Михайловичем Ртищевым, который, призвав из Киево-Печерской Лавры и других Малороссийских монастырей до 90 человек монашествующих, учредил пустынное жительство, и поставил над ними Игуменом человека, отличного в иноческих добродетелях. Устроив таким образом эту обитель, и доставив оной потребное и достаточное содержание из имения своего, вознамерился завести в нём и учёное братство для перевода разных полезных церкви книг. В этом намерении вызвал он в 1649 году из Киево-Печерской Лавры Иеромонаха Епифания Славинецкого с некоторыми другими Киевскими учёными монахами и, определив довольное им содержание, приставил к переводу книг. Общество сие под смотрением Епифания действительно перевело весьма много книг с Греческого языка на Славянский, и некоторые из оных напечатаны были в Москве. См. Андреевский Московский. Преображенский Невельский монастырь См. Невельский Преображенский. Преображенский Нередицкий монастырь См. Нередицкий Спасский или Преображенский. Преображенский Новгородский на Водской Дороге монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский мужской монастырьмужской монастырь Енисейской епархии в городе Енисейске. Содержание История [ править править код ] Летом 1619 года присланные из Тобольска казаки во главе с Максимом Трубчаниновым «…пошли за волок в тынгусы и Тынгуской острог… ставили». Этот построенный казаками Трубчанинова первый русский городок на Енисее вначале называли Тунгусским, потом Кузнецким и только позднее за ним закрепилось имя Енисейского острога. Городок был поставлен на левобережье Енисея, на холме неподалеку от устья речки Кеми. Уже в 1620-е годы город, в который устремились на жительство «промысловые и гулящие люди», начал расширяться, постепенно «сползая» с холма. Поразительно быстро Енисейск превратился в торговый и административный центр огромного края, откуда «встречь солнцу» уходили все новые и новые партии землепроходцев. Енисейские казаки основали Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск. Енисейским казаком был Семен Дежнев. Город стал не только политическим, но и духовным центром края. В середине XVII века, в 1642 году, здесь, на высоком зеленом холме в полукилометре от города, был основан Спасо-Преображенский монастырь. Предание рассказывает, что еще в 1592 году в этих местах поселился пустынножитель, некий монах Тимофей Иванов, вокруг которого собралась небольшая монашеская община, и в 1642 году монастырь был не основан, а только получил «утверждение от высших властей» — от Тобольского архиепископа Герасима. Енисейский монастырь долгое время был малолюдным и бедным — ни пожалованные ему земельные угодья, ни мельницы и рыбные ловли, ни соляные варницы не приносили большого дохода. Все здания монастыря более ста лет оставались деревянными, и только в 1730-х годах здесь началось каменное строительство. Первым каменным сооружением монастыря стал нарядный и величественный Спасский собор, построенный в традициях сибирского барокко. Он был освящен в 1750-х годах. Позднее к главному храму были пристроены Ильинский придел, теплая Покровская церковь и колокольня. В строительстве собора принимал участие уставщик Успенского Далматова монастыря Иоакинф Денисов, присланный тобольским митрополитом в Енисейск для обучения «тамошних монастырских» строительному ремеслу.

http://azbyka.ru/palomnik/Енисейский_Спа...

7) ОГРАДА на 216 саженях с 4 башнями. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 47 душ крестьян; а по Штатам оставлен на своём содержании. Малоярославецкий монастырь Малоярославецкий Николаевский Черноостровский мужской, упразднённый. См. Черноостровский Николаевский Малоярославецкий. Малышевский монастырь Или на Малышеве Горе Иванский Ладожский мужской, упразднённый. Находился близ Старой Ладоги. В нём исстари была церковь во имя Иоанна Предтечи, а около 1628 года построена во имя Вознесения Господня с трапезой. Тогда, т. е. в 1628 году, было 8 келий новых. Игумен Иона. См. Иоанновский Предтечев Староладожский. Мальский или на Малах Рождественский монастырь Мужской, упразднённый и в приходскую церковь обращённый. Находился от пригорода Изборска в 4 вёрстах, и был приписан до Штатов 1764 года к Псковскому Архиерейскому дому. Монастырь этот основан Преподобным Онуфрием, скончавшимся в 7000 году, Июня 12. В нём ЦЕРКВИ две: 1) во имя Рождества Божьей Матери; 2) Преподобного Онуфрия, Основателя этой обители, которого и мощи почивают в ней под спудом. Мамантова Николаевская пустынь Мужская, упразднённая. До Штатов 1764 года находилась в Тамбовской Епархии и была приписана к Савину Сторожевскому монастырю. Мангзейский или Туруханский Троицкий монастырь Тобольский Епархии мужской, упразднённый. Находился прежде в городе Мангазее, иначе называемом Турухане, при устье реки Нижней Тунгуски, впадающей в Енисей. Строения в нём были все деревянные; потом перенесён за 32 версты от прежнего места. В нём почивают мощи под спудом мученика Василия Мангазейского. Настоятельство было Игуменское. Прибавление из VI тома Маркова Введенская пустынь Мужская. Находилась в Вологодском уезде, близ заднего села, на озере Белавинском. См. Белавинская Богоявленская пустынь. Мартемьянов монастырь Так именовался Ферапонтов Белоезерский, по имени Преп. Мартиниана, преемника Ферапонтова. См. ч. VI, стр. 853. PDF стр. 854–855. Текст начало «Но по 8 летах и сам Преподобный Масленская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Представляя собой относительных собственников земель, общины должны были сами заботиться и о построении церквей. Так, по крайней мере, было в позднейшее время (в которое у крестьян на государевых землях церкви обыкновенно «мирское, их приходное, строение»). 4 См. Н. Otte Geschichte d. kirchlich. Kunst d. Deutsch. Mittelalters, Leipzig, 1862, S. 6, и Müller-Mothes’a Archeolog. Wörterb. sub v. Holzarchitektur. 5 Никоновская летопись уверяет (1, 112), что второй митрополит русский Иоанн-1 поставил в 1008г. две каменные церкви – Петра и Павла в Киеве (об этой церкви вслед за Степенной книгой 1, 166 fin.) и Воздвижения Честного Креста в Переяславле. Но чтобы митрополит построил две каменные церкви, когда сам князь построил одну, чтобы второй митрополит имел средства и способы для построения хотя одной каменной церкви (ибо мастеров должен бы был вызывать из Греции и строение и самой незначительной каменной церкви должно было бы обойтись страшно дорого), это совершенно невероятно. Вообще, известие Никоновской летописи есть или баснословие или должно быть разумеемо о церквах деревянных. 7 Изяслав – мужской Дмитриевский и женский Николаевский; Святослав – мужской Симеоновский; Всеволод – мужской Михайловский Выдубицкий и женский Андреевский Янчин. См. в приложении к этой главе список каменных церквей. 10 Сын Владимир Всеволодович Мономах – церковь св. Иоанна в Копыревом конце; внук Мстислав Владимирович – монастырь Федоровский Вотч и церковь Богородицы Пирогощей; правнук Юрий Владимирович Долгорукий – церковь в монастыре (прежде существовавшем) Спасском Берестовском; праправнук Рюрик Ростиславич – церковь св. Василия на «новом» княжеском дворе. 12 Обе при бывших в Новгороде княжеских дворцах – одну, Благовещения, за городом, на так называвшемся и называемом Городище; другую, св. Николая, в самом городе, на Ярославовом дворище. 13 Одну за городом – в Юрьевом монастыре, в честь св. Георгия, и две, обе приходские, в городе – Иоанна Предтечи на Петрятине дворище или на Опоках и Успения Богородицы на Козьей Бородке. 14 Спаса в Нередицах, за городом, по-нынешнему близь помянутого Городища, а по-тогдашнему в черте его самого. 16 Монастыри – в Боголюбове: мужской Рождественский и женский неизвестного имени, позднее Покровский (подразумеваем – находившийся при нынешней Покровской церкви), в самом Владимире: Вознесенский пред Золотыми воротами; церковь – на этих Золотых воротах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА (ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА (ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь. Фотография. 90-е гг. XX в. Екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь. Фотография. 90-е гг. XX в. (Екатеринбургской и Верхотурской епархии), находился в 1994-2007 гг. в микрорайоне Елизавет г. Екатеринбурга. С 2007 г. подворье екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери (Новотихвинского) женского монастыря . Учрежден при Спасской ц. на бывш. сельскохозяйственной заимке екатеринбургского Новотихвинского мон-ря. Каменный храм был построен в 1872-1876 гг. в русско-визант. стиле, 2 июня 1876 г. освящен главный придел в честь Происхождения честных древ Креста Господня, 15 июня 1880 г.- правый придел во имя арх. Михаила, 11 июня 1878 г.- левый придел во имя вмц. Параскевы. Храм 5-главый, без колокольни, колокола располагались над папертью. При церкви имелось неск. келий. Богослужение совершал сверхштатный священник, получавший жалованье от Новотихвинского мон-ря. После закрытия Новотихвинского мон-ря в 1921 г. из Спасского храма изъяли церковные ценности общим весом 30 фунтов 60 золотников. Церковь стала приходской с. Елизавет, но при ней проживали сестры Новотихвинского монастыря. «Религиозной общиной староцерковного направления в количестве 242 человек» названо сестричество при Спасском храме в документе, составленном 14 нояб. 1927 г. Арамильским райисполкомом. В 1938 (по др. сведениям, в 1941) г. Спасская ц. была закрыта, при ней размещались машинно-тракторная станция, склад строительных материалов и др. В 20-80-х гг. XX в. храм трижды горел, к 1989 г. находился в полуразрушенном состоянии. 23 мая 1989 г. Спасская ц. была освящена Свердловским и Курганским архиеп. Мелхиседеком (Лебедевым) .

http://pravenc.ru/text/189623.html

Спасо-Преображенский Старорусский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь — в прошлом действующий монастырь Русской православной церкви в Старой Руссе. Один из древнейших на русской земле памятников древнего зодчества Старой Руссы. Монастырь основан монахом Мартирием в конце XII века. На территории бывшего монастыря сейчас находится Старорусский краеведческий музей. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в конце XII века, при новгородском князе Ярославе Владимировиче и владыке новгородском, святом архиепископе Григории. Основателем и первым игуменом монастыря был священноинок Мартирий, по сказанию Новгородской Первой летописи, уроженец Старой Руссы, который позднее имел прозвище Рушанин. В 1192 году он построил деревянную церковь во имя Преображения Господня, которую в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы освятил св. Григорий, архиепископ новгородский, и назвал монастырём. О построении этой церкви в новгородском летописце под 6700 (1192) годом сказано: В то же лето в Русе сърубиша церковь на острове, Мартурии игумен, в имя святого Преображения, и створи манастырь, и быть прибежище крьстьяном. Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Общий вид монастыря с восточной стороны. Гравюра Э. Унмута с фотографии В. Кузнецова (1892 г.). Вскоре деревянная церковь сгорела и Мартирий, возведённый в сан архиепископа в 1193 году, приказал построить на её месте каменную однопрестольную церковь, строительство которой продолжалось с 24 мая по 31 июля 1196 года, а освящение было произведено св. архиепископом Мартирием в день Успения Пресвятой Богородицы, т. е. в тот же день, в который была освящена и первая церковь. В 1199 году преемник Мартирия архиепископ Митрофан украсил «владычню церквовь св. Спаса» в старорусском монастыре настенной иконописью. Первоначально монастырь назывался «в Русе на посаде», впоследствии именовался Спасским и Спасо-Преображенским. В первой половине XIII века литовцы неоднократно вторгались в новгородские земли. В один из таких набегов, в 1234 году, литовцы ограбили монастырь и убили четырех иноков. За 200 с лишним лет, от времени и от разорений литовцев, каменный храм, основанный св. архиепископом Мартирием, совершенно обветшал и грозил падением. В 1442 году при князе Василии Васильевиче Тёмном архиепископ новгородский св. Евфимий разобрал этот храм и на его месте воздвиг новый, каменный, гораздо выше прежнего, украсив его иконописью.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В этом монастыре ныне имеются три ЦЕРКВИ: 1) соборная Живоначальной Троицы холодная, по которой и монастырь именуется Троицким, строенная в 1681 году, а в 1756 году Архимандритом Илией Веприцким возобновлённая; 2) над святыми воротами во имя Всех Святых, холодная же, построенная в 1715 году; 3) во имя Святого Чудотворца Николая с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы тёплая, построенная в 1724 году; 4) с западной стороны соборной церкви над папертью – КОЛОКОЛЬНЯ с боевыми часами; 5) сверх того, около монастыря – ОГРАДА деревянная, с четырьмя воротами и наугольными довольно возвышенными башнями. В этом монастыре Настоятельство было прежде Архимандричье и Игуменское, а по состоянию духовных Штатов находится Строительское. Прибавление Селецкий Спасский монастырь Девичий. Находился в бывшем Польском Королевстве, а основан Преп. Евфросинией, Княжной Полоцкой, он то же что и Полоцкий Спасский (см. Четьи Минеи, Май 23. Селецкий Троицкий монастырь Мужской, находился в Минской Епархии в Воеводстве Минском же и был приписан к Виленскому Святодухову монастырю, а потом обращён в Униатский. Селижаров Троицкий монастырь Мужской 3-классный, Тверской Губернии и Епархии, находиться в Осташковском уезде, при соединении рек Волги и Селижаровки от которой и название своё получил. Как этот монастырь прежде сего был в Ржевском уезде, то и именовался Ржева Владимирова Троицкий Селижаров (монастырь). Монастырь этот принадлежал к Синодальной области, а потом был в ведении Преосвященных Епархиальных. Крестьян имелось за ним 2.785 душ, по штатам же положен в 3 классе степенью 70. Настоятельство в нём издавна Игуменское; ибо Гурий, Игумен Селижарова монастыря поставлен первым Архиепископом в Казань при Царе Иоанне Васильевиче; потом в 1680 году упоминается тут Игумен же Евфимий. Князь Волоцкий Фёдор Борисович, в 1513 году скончавшийся, дал вкладом в этот монастырь свою вотчину в Горыншинской волости Хрестци да Голенково с угодьями, с лесом и с бортью (см. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1) в Троицын день; 2) Октября 28 числа. Воскресенский Угличский монастырь Ярославской Епархии мужской, упразднённый. Находился в городе Угличе. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за ним 919 душ крестьян; а по Штатам обращён в приходскую церковь . Воскресенский Устюженский монастырь Новгородской Епархии, в 1764 году упразднённый, мужской. Находился в городе Устюжне, близ соборной нынешней церкви, за рекой Ворожеей. Когда, кем и чьим иждивением построен, неизвестно. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за монастырём сим и с приписной к нему Силоезерской пустыней 151 душа крестьян, пахотной земли 45 десятин. Настоятельство издавна было Строительское, потом Игуменское, и наконец, паки Строительское. Из Настоятелей упоминаются: 1) Строитель ИОНА, в 1699 году переведённый в Шалацкий монастырь; 2) Игумен ИОАСАФ, в 1763 году, Сентября 18, переведённый в Дымский монастырь; 3) Строитель Иеромонах ВАРЛААМ. Прибавление из VI тома Всеволож монастырь Так назван в 1070 году Киево–Выдубицкий, по имени возобновителя этой обители, Великого Князя Всеволода (см. Татищев, Российская История, ч. 2, стр. 124). Воскресенский Череповский См. Череповский Воскресенский. Вохорский монастырь Мужской православный. Находился в Княжестве Литовском. В 1718 году, Января 18, по причине бывшего тогда гонения на православие, настоятель монастыря сего и монашествующие обще с другими держащимися твёрдо и неуклонно православного вероисповедания просили Государя ПЕТРА I о защите их от насилий и притеснений Униатов, через отнятие доходов и мучительские побои склоняющих к Унии: однако насилием Униатов отторгнут от православия и обращён в Униатский. Вселуцкая Новосильская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Ржевском уезде при озере Вселуке по которому и название своё имеет. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов принадлежала она к Синодальной области, а потом упразднена. Входо-Иерусалимская пустынь Женская, упразднённая. Находилась до Штатов 1764 года в Рязанской Епархии в Муромском Стародубском уезде, а по Штатам упразднена. Входо-Иерусалимский Спасский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010