О Облондинская Воскресенская Астраханская пустынь См. Болдинский Воскресенский монастырь. Обмышский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Черниговской Епархии и был приписан к Киево-Печерской Лавре. Обнорский Воскресенский монастырь См. Воскресенский Обнорский или на Обноре. Обнорский Иннокентьев монастырь См. Иннокентьев. Обнорский Спасо-Преображенский монастырь См. Нуромский Спасо-Преображенский. Обоянский Знаменский Богородицкий монастырь Мужской заштатный Курской Епархии. Находится от уездного города Обоянска в полуверсте, близь бывшей слободы Стрелечей, над заливом реки Пслы. О построении оного, по причине истребления в 1700 году от пожара всех Архивных записок, сведений не имеется. Здания в этом монастыре ныне частью каменные, а частью деревянные и все обветшавшие. Настоятельство Строительское. Образовский с Поля Так именовался в 1674 году один из упразднённых мужских Новгородских монастырей. См. Спасский Новгородский. Прибавление из VI тома Общий Тверской Богородицкий монастырь См. ниже, Тверской общий Богородичный монастырь. Овруцкий монастырь Мужской, упразднённый, находился от Малороссийского Переславля в 40 вёрстах в местечке Каневе, и после превращён в Униатский и Римско-католический. В этом монастыре был Архимандритом Пр. Макарий Овруцкий. (См. Вознесенский Переяславский монастырь). Одигитриевская Новославинская пустынь См. Новославинская. Одигитриевский Низарский Богородицкий монастырь См. Низарский Богородицкий Одигитриевский. Одигитриевский Керенский монастырь См. Керенская Богородицкая Одигитриевская пустынь. Одрин Карачевский Николаевский монастырь Мужской заштатный, Орловской Епархии. Находится от города Карачева в 8 вёрстах при реке Одринке от которой и название своё получил – Одрин монастырь. Обитель эта основана по случаю явления на том месте, где оная стоит, Чудотворного образа Св. Николая; но когда, – о том сведений не имеется. Здания примечательнейшие в этом монастыре каменные следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая, построенная в 1707 году, а освященная в 1710;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ю Югская Димитриевская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, находилась в Вологодской Епархии, а ныне состоит в Ярославской. Крестьян было за нею 49 душ. Югская Троицкая Дорофеева пустынь Общежительная мужская Ярославской Епархии. Здание в ней все каменные великолепные, которые после пожара, бывшего в 1805 году, покрыты железом кроме ограды. В 1802 году по представлению Павла, Архиепископа Ярославского, а по докладу Святейшего Синода Именным Указом положено в этой пустыни быть монашествующих 30 человек. О прочем см. под словом Дорофеева Троицкая Югская пустынь. Юнгинский Спасский Козмодемьянский монастырь См. Козмодемьянский Спасский Юнгинский. Юрьевский Архангельский монастырь См. Архангельский Юрьевский. Юрьевский Введенский монастырь См. Введенский Юрьевский. Юрьевский Богоявленский Балахонский монастырь Мужской упразднённый, находился в Нижегородской Епархии в Балахонском уезде. Юрьевский Новгородский монастырь 1 класса мужской, находится в уезде Великого Новгорода, на левом берегу реки Волхова, при Устье ручья Княжева, с западной и южной сторон обтекающего монастырь и впадающего в Волхов, близ озера Мячина и истока Волховского из Ильменя, на возвышенном месте, в весеннее время отовсюду окружаемом водой и составляющем остров, расстоянием от Новгорода к югу в 3 вёрстах. Местоположение этого монастыря настолько возвышенно, что со всех сторон виден он на нарочитое расстояние. С северной стороны в 3 вёрстах по прямой линии находится Великий Новгород со всеми предместьями и частями оного, с восточной стороны – древний Славянский город, ныне село, именуемое Городище (где жил Князь Великий Рюрик, а в последовавшие времена – Великокняжеские Наместники) и близлежащие монастыри Кириллов, Сковородский; с южной – озеро Ильмень и, при истоке из оного Волхова, холм, знаменитый в древности капищем главного языческого Славянского бога Перуна, по низложению которого построен был на том месте монастырь Перынь. По сравнению с окрестными монастырями и по огромности здания своего (см. ниже) он именовался в древние времена Лаврой и имел приписных к себе 15 монастырей (см. ниже). Этот монастырь по древности своей принадлежит к первейшим Российским обителям. Ибо основан он ещё в 1030 году при Князе Новгородском Ярославе 157 , в крещении наречённом Георгий или Юрий, а потом с 1093 года Новгородским же Князем Мстиславом Владимировичем, наречённом во св. крещении Георгием и сыном его Всеволодом возобновлён и распространён.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ч Чащинский Спасский монастырь Мужской. Упоминается в 1629 году в Водской пятине в Новгородской Епархии. В переписных книгах Архиерейского Новгородского дома записано было: «лета зрлз (7137/1628), Октября в ка (21) день по приказу Великого Господина Преосвященного Киприана, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Софийского дома и Митрополич сын Боярский Иван Прокопьев сын Жеглов отдал на оброк в Вотцкой пятине Чащинского Спасского монастыря пустошь» и проч. Чебоксарская Спасогеронтиева пустынь См. Геронтиева Чебоксарская. Чебоксарский Благовещенский монастырь См. Благовещенский Чебоксарский Чебоксарский Николаевский монастырь Девичий, упразднённый в 1764 году, находился в уездном городе Чебоксарах Казанской Епархии. Чебоксарский Сретенский монастырь Мужской, упразднённый в 1764 году, находился в уездном городе Чебоксарах Казанской Епархии. Чебоксарский Троицкий монастырь Казанской Епархии 3 класса мужской, находящийся в уездном городе Чебоксарах, на берегу реки Волги основан по дозволению Царя Ивана Васильевича в 7074 (1566) году сооружением церкви во имя Живоначальной Троицы. А в 1669 году монастырским иждивением построена другая церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла, а потом в 1713, 1748 и 1759 годах построены в том же монастыре иждивением Чебоксарских купцов три каменные ЦЕРКВИ: 1) во имя Одигитрии нарицаемой Тольской Богоматери; 2) во имя Живоначальной Троицы; 3) на вратах во имя святого великомученика Феодора Стратилата; 4) КОЛОКОЛЬНЯ; 5) Настоятельские и братские КЕЛЬИ и ОГРАДА каменные же. Настоятельство в этом монастыре было Игуменское до 1798 года, а в этом году на основании Высочайшего Указа 1797 года учреждена Архимандрия 3 класса. Крестьян было до Штатов 600 душ, а по Штатам положен в 3 классе степенью 30. Прибавление Чарондская Спасская пустынь См. Вожеозерский Спасский монастырь. Челмогорская или Челменская Покровская пустынь Мужская упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде при озере Челмогорском, расстоянием от Каргополя к северо-западу в 43, от Новгорода в 750 вёрстах. Основана Преподобным Кириллом, в конце XI столетия преставившимся, которого и мощи имеются тут под спудом. Ныне на месте сем имеются две ЦЕРКВИ деревянные:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Следующее упоминание о Спасской пустыни относится к 1724 году, когда в Рязанских Достопамятностях встречается известие о переведении братии из Спасской Преображенской пустыни в Скопинский Троицкий монастырь и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время. Это произошло по именному Указу Петра I от 5 февраля 1724 года, согласно которому предписывалось упразднить монастыри с малой численностью монахов, а оставшихся монахов перевести в более крупные монастыри. В 1734 году настоятелем Спасской пустыни назначен иеромонах Прохор, который, скорее всего, управлял обителью до 1749 года. До возобновления обители в середине XVIII века, в ней, судя по описям за 1739 и 1749 года, находились две деревянных церкви. Описывается это так: «Церковь Преображения Господня, в ней святые иконы местные: образ Преображения Господня в окладе, образ Казанской Пресвятой Богородицы без оклада, Богородица запрестольная, на ней венец чеховой позлащен; на престоле одежда кумашная, на нем евангелие, евангелисты серебряные, кресты обиты по дереву, серебряные сосуды, дискос и звездица, а другие сосуды оловянные и лжица оловянная; две ризы камчатые, одна красная, другая зеленая, у них оплечья парчевая на золоте, ризы камчатые белые, стихарь камчатый белый, да еще при них ветхие ризы три, три потрахели, одна парчевая ветхая и 28 книг. Церковь Вознесения Господня, в ней святые иконы: образ Всемилостивого Спаса, образ Богородицы Казанской, запрестольная Богородица; на престоле одежа - выбойка бумажная, сосуды оловянные новые, покровцы на них камчатые ветхие, у царских дверей завеса полотняная. Этого монастыря святые врата с калиткой, над ними образ Спасителя с апостолами. Келья строительная с сенями, в ней заслон железный и топор казенный, 4 кельи братских со стенами. Амшеник ильмовый - рублен в лапу, покрытый тёсом и лубьями - ветхой, казенных 6 ульев со пчёлами. Монастырь кругом горожен забором ветхим». В 1749 году настоятелем монастыря назначен иеромонах Феодорит, который управлял обителью, скорее всего, до 1751 года. В 1751 году управлять обителью назначен иеромонах Иосиф, который, скорее всего, управлял ею до 1763 года. В 1763 году управлять Пронской Спасской пустынью назначен игумен Иона и, в том же году, поручиком Нееловым была проведена опись. Теперь, благодаря этой описи, мы можем утверждать о том, что первая каменная церковь в обители была построена в 1763 году на деньги, собранные от подаяний по благословлению Преосвященного Палладия, епископа Рязанского и Муромского. Что интересно, братия монастыря состояла из трёх человек: игумена, иеродиакона и бельца, иерея Никиты Карнильева. В том году построен был только предельный храм во имя Преображения Господня, но во втором пределе и в иконостасе не было образов, так как отсутствовали средства.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Преображ...

Пронск. Спасская Пронская мужская пустынь. Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Мужской монастырь на окраине города, существовавший уже в XVI в. В XVIII в. отстроен в камне помещиками Бурцевыми. Был немноголюден, в 1864 г. рассматривался вопрос о его упразднении. Закрыт в 1919 г. Занят детским домом, затем коррекционной школой-интернатом. В 2011 г. начата передача построек епархии, вновь открыт в 2013 г. Источник: страница сайта " Храмы России " В 2011 г. Архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом было принято решение о возрождении святыни Рязанского края — двухпрестольногохрама во имя трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова и мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, единственного из трех храмов Пронской Спасской пустыни, сохранившегося до наших дней. Пронская Спасская заштатная мужская пустынь находилась «близ уездного города Пронска от Рязани в 50 верстах» на левом возвышенном берегу реки Прони. «Здесь церковь Живоначальныя Троицы с пределом Преображения Господня», — писал в 1852 г. исследователь древних монастырей и церквей А. Ратшин. Протоиерей В. Гаретовский в 1866 г. пишет: «Даже не видится прямой возможности объяснить.., почему пустынь называется Спасскою, когда соборная церковь в ней во имя Св. Троицы. Вероятнее всего, существующая до сего времени Троицкая соборная церковь позднего уже происхождения». Он же и предполагает, что в первые времена существования этой обители главный и в тоже время единственный храм её был во имя Преображения Господня, отчего пустынь и получила название Спасской. Город Пронск упоминается впервые в Никоновской летописи под 1131 г. В конце XII века во время усобиц князей Рязанских, сыновей Глеба, Пронск уже начинает играть видную историческую роль. Городу пришлось пережить и многочисленные междоусобные брани князей Пронских, и опустошающие набеги татарских полчищ. В 1378 г. один из князей пронских Даниил был доблестным союзником великого князя Дмитрия Московского в битве с татарами при Воже.

http://sobory.ru/article/?object=40253

Первый мужской монастырь открыт в Якутске Якутск, 4 октября 2013 г. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 2 октября 2013 г. было определено открыть в г. Якутске Спасский мужской монастырь. Такое решение Священноначалием было принято по ходатайству епископа Якутского и Ленского Романа, сообщает сайт Православная Якутия . Первая и до настоящего времени единственная православная мужская обитель, когда-либо действовавшая в Якутии, основанная в XVII веке и закрытая во времена гонений в начале 20 столетия сегодня вновь становится украшением Якутска. В эти дни обитель празднует 350-летний юбилей со дня своего основания. Первым наместником возрожденного мужского монастыря назначен клирик Якутской епархии иеромонах Никон (Бачманов). Монастырь был основан при Якутском остроге в 1640 году прибывшим из Вологды игуменом Нафанаилом, на пожертвования царя Михаила Фёдоровича. Первая монастырская церковь была освящена во имя преподобного Михаила Малеина. Из-за частых переносов острога положение обители было непостоянным. Известно, что в 1663 году служилые люди Якутского острога «изволили быть в Якуцком остроге монастырю во имя Спаса» и избрали Ивана Афанасьевича Овчинникова в чёрные священники и строители монастыря. В 1663—1665 годах монастырь получил пожертвование от царя Алексея Михайловича, на которое была построена Спасская церковь. Немногочисленная братия Спасского монастыря, кроме совершения служб и треб, занималась распространением азов православной веры и грамотности среди местного населения. В 1735 году, по указанию епископа Иркутского Иннокентия (Неруновича), настоятелем Спасского монастыря архимандритом Нафанаилом была организована при монастыре первая в Якутии низшая школа для обучения грамотности местных детей, однако в 1747 году школа закрылась. В 1764 году в связи с политикой секуляризации, проводимой Екатериной II, монастырь был исключён из штата синодального ведомства и содержался только на пожертвования. В 1766—1769 годы пришлось ликвидировать монастырское хозяйство и продать рогатый скот.

http://pravoslavie.ru/64619.html

Енисейск. Спасо-Преображенский монастырь. Храмы и скит монастыря: Собор Спаса Преображения Церковь Захарии и Елисаветы Скит Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Енисейска — старейший монастырь Красноярской митрополии. Основан не позднее 1642 г. на месте молитвенных подвигов инока Тимофея Иванова (1592 г.). Во владении монастыря были вотчины, солеваренный завод, мельницы, всесословное духовное училище. Летопись монастыря велась с 1804 г., библиотека насчитывала 300 книг. В 1920-х гг. монастырь был закрыт и подвергся разграблению, в 1937-1938 гг. на его территории происходили массовые расстрелы. В 1990 г. в обители началось возрождение монашеской жизни. К настоящему времени полностью восстановлены главный храм и братский корпус, продолжаются реставрационно-восстановительные работы. Источник: официальный сайт Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru/db/text/2468346.html Спасский мужской монастырь был основан в 1642 г. (по другим, менее достоверным сведениям, – в 1593 г.) к юго-западу от Енисейского острога, у дороги, ведущей в Маковский острог, на краю подступающей с запада невысокой, но крутой террасы. Первоначально все монастырские постройки были деревянными. В середине 18 в. на месте сгоревшей соборной церкви был построен Спасский собор с двумя приделами, трапезной и колокольней. Сложные, многоугольные очертания территории монастыря, огороженной деревянным заплотом, определялись направлением двух изогнутых лучевых улиц, расходящихся от центра города. Территория делилась на переднюю (восточную) и заднюю (западную) половины. В 1785-1796 г.г. к востоку от собора, на самом краю террасы, были выстроены каменные ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы. В 1789-1806 г.г. возводится каменная ограда, охватившая полукольцом переднюю часть монастырской территории. В 1794-1796 г.г. к северу от собора, в линии ограды, выстроен каменный настоятельский корпус. В 1803 г. ростроен каменный корпус братских келий, к западу от собора. Наконец, в 1805-1808 г.г. «усердием енисейского купца Ивана Волкова» к собору пристроен с юга третий, Ильинский придел. Создание каменного монастырского ансамбля совпало по времени с регулярной перепланировкой города. Надвратная церковь, собор и братский корпус образовали продольную ось ансамбля (с несколько смещенным к северу восточным окончанием), совпадающую с направлением продольной Ручейной ул. (ныне ул. Фефелова), упиравшейся в монастырские ворота; здесь перед воротами, возникла сенная площадь.

http://sobory.ru/article/?object=15135

Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Феодоровской иконы Божией Матери Другие постройки и сооружения: 2. Восточный братский корпус с бывш. церковью Пантелеимона (1904-1905 гг.) 3. Южный братский корпус (1837-1838 гг.) 4. Ограда 5. Ворота ограды 6. Некрополь 7. Крест на месте захоронения останков, найденных при строительстве собора 8. Поклонный крест в память Александра Невского 9. Место монастырской колокольни (утрачена) 10. Место церкви Александра Невского (утрачена) 11. Здание районной больницы 12. Сквер Карта и ближайшие объекты Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии. Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске). Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. Предположительной датой основания называется 1154 год. По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела. Но поднять иконописный образ не удалось – он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы. За время своего существования монастырь дважды уничтожался татаро-монгольскими полчищами (в 1238 году ханом Батыем, в 1408 году – ханом Едигеем), один раз горел, но всегда отстраивался вновь. Знаменательно также, что в стенах этой обители завершил свой земной путь великий полководец и патриот земли Русской князь Александр Невский. С того времени монастырь особо почитался православными верующими.

http://sobory.ru/article/?object=24204

Муром. Спасский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1096 и 1885. Ссылки:     Адрес: Россия, Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Лакина (Спасская), д. 1 Координаты: 55.572414, 42.064654 Проезд: Из Москвы до Мурома можно добраться на автобусе или поезде — через город идут все поезда казанского направления. С Казанского вокзала Москвы они отправляются, как правило, днем и прибывают в Муром вечером или ночью. На автомобиле нужно из Москвы ехать на Владимир (выезд по шоссе Энтузиастов, федера ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы до Мурома можно добраться на автобусе или поезде — через город идут все поезда казанского направления. С Казанского вокзала Москвы они отправляются, как правило, днем и прибывают в Муром вечером или ночью. На автомобиле нужно из Москвы ехать на Владимир (выезд по шоссе Энтузиастов, федеральная дорога М-7 «Волга»). Не доезжая Владимира, сворачивайте направо на объездную — с нее вновь поворот направо на дорогу Р-72, которая через 130 км приведет вас в Муром. Если следовать по дороге М-7 со стороны Нижнего Новгорода, то сворачивать нужно после Гороховца налево — на дорогу Р-76. Но теперь, с пуском в эксплуатацию стационарного автомобильного моста через Оку в Муроме, из Нижнего лучше ехать напрямую, через Павлово, по дороге Р-125. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасский мужской монастырь XV-XVI вв., деревянные же постройки монастыря на этом месте были с X-XI вв. Впервые о нем упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре. Спасский монастырь, в композиционном центре которого расположен Спасо-Преображенский собор, является одним из самых древнейших сооружений на Муромской земле, расположен в юго-восточной части г. Мурома, на высоком, почти отвесном, левом берегу реки Оки. О монастыре впервые упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил на подступах к городу сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре, и «…горожане вземше Изяслава, положиша и в монастыри Святого Спаса... »

http://sobory.ru/article/?object=00632

Небылое. Успенский Косьмин мужской монастырь. Космин Яхромский монастырь Карта и ближайшие объекты Существующие доныне каменные храмы и братский корпус, взамен ветхих, деревянных, построил в XVII веке игумен Митрофан, впоследствии епископ Воронежский, причисленный Церковью к лику святых. В ансамбль монастыря входят Успенская церковь, Спасская церковь, Никольская церковь, и др. постройки. Вновь открыт 27.12.1996 г. Косьмин Успенский монастырь находился во Владимирском уезде, ныне это пос. Небылое. Обитель расположена в 40 верстах от г. Владимира на р. Яхроме, в урочище, называемом Хвахматица. Основана обитель в 1494 г. преподобным Косьмой, который стал и первым её игуменом. Сначала он был иноком в Киево-Печерском монастыре. Но однажды ему последовало видение, при котором велено отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во владимирский край, поселился в необитаемом месте, где находится теперь его обитель. Но отшельник недолго наслаждался уединением. Слава о нём влекла почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около него. Скоро уединённое место подвигов Косьмы превратилось в иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и основалась обитель. Косьма соорудил в ней храм Успения Богородицы. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 г. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря. Из числа преемников Косьмы особенно известны инок Иларион и святитель Митрофан, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящён в Косьминском монастыре и особый придел в зимней церкви. В 1666-1675 гг., в настоятельство святителя Митрофана, были построены каменная Спасская церковь и келейный корпус - в 1669 г., в 1675 г. - соборная Успенская церковь (в 1906 г. при настоятеле архимандрите Науме в ней устроено духовое отопление). В 1694 г. появилась Никольская (построена при игумене Сергии). В 1657 г. возведена колокольня, на которую в 1909 г. поднят колокол в 311 пудов. В советское время она разрушена, как и каменная ограда с четырьмя башнями. В двухэтажной Спасской церкви было два придела: Святителя Митрофана Воронежско го (устроен во 2-м этаже при игумене Амвросии, в 1862 г. при игумене Герасиме перенесён вниз) и Преподобного Косьмы (устроен в 1865 г., а в 1875 г. при игумене Нифонте перенесён в Успенский собор, построенный на месте явления Яхромской иконы Божией Матери и возобновлённый в 1837 г. при игумене Киприане). 

http://sobory.ru/article/?object=00205

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010