Киево-Николаевский Новодевичий монастырь в Алатыре, основан в 1639 г. игуменией Ладинского Прилуцкого монастыря Елизаветой, закрыт в 1920-х гг. В советское время использовался под жилые помещения и склады. В 1993 г. монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Свято-Никольский мужской монастырь на Болоте в Переславле-Залесском, основан в середине XIV в. прп. Дмитрием Прилуцким († 1406г.), в 1408 г. сожжен татарами, в 1609 г. разорен поляками, в 1898 г. преобразован в женский. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории монастыря находилась животноводческая база. В 1993 г. возвращен Русской Православной Церкви. Предтечев-Песоцкий Вознесенский мужской монастырь в Брянске, основан в 1-й половине XVII в., упразднен в 1764 г. Варлаам, хиротонисан во епископа Вологодского и Великопермского в возведением в сан архиепископа 8 октября 1627 г., в январе 1645 г. ушел на покой в великоустюжский Михаило-Архангельский монастырь. Троицко-Никольский Клоновский мужской монастырь (ныне Виноградовский район Архангельской области), известен с XVI в., в 1681 г. приписан к архиерейскому дому Холмогорской епархии. В 1764 г. упразднен. Николо-Волосовский мужской монастырь (ныне Собинский район Владимирской области), известен с XV в., в начале XVII в. упразднен. В 1775 г. возрожден, в 1877 г. приписан к Боголюбовскому монастырю, в 1909 г. обращен в женский. Закрыт в 1920-х гг., в 1993 г. возрожден. Векошник — человек, ведающий посудой; торговец, выносящий свой товар на веке — лубяном столике, коробке, рогоже. Никольский Выксинский мужской монастырь (пустынь) близ города Пошехонье, известен в 1620–1690-х гг. Воскресенский (Семионовский) мужской монастырь в Нижнем Новгороде, основан в XIII в. св. Симоном († 1226 г.), закрыт с 1918 по 1993 гг. в 1574 г. опальными новгородцами, в 1715 г. сильно пострадал от пожара и был упразднен. Воскресенский мужской монастырь в Солигаличе (ныне Костромская область), основан в 1335 г. В 1920-х гг. был закрыт и пришел в запустение. Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь (ныне село Юношеское Грязовецкого района Вологодской области), основан в 1414 г. прп. Павлом Обнорским († 1429 г.), с 1764 г. третьеклассный. В 1924 г. закрыт. В советское время на территории обители располагались опытная педагогическая станция, санаторная школа, детский дом. С 1993 г. возрожден как подворье вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

2016. Вып. 245. Ч. 2. С. 131-149; они же. Романовы, Черкасские, Сицкие: Остатки некрополя в Знаменской церкви Новоспасского мон-ря//Средневек. личность в письм. и археол. источниках: Мат-лы науч. конф. М., 2016. С. 92-98; Беляев Л. А., И. И., Лазукин А. В. и др. Исследования на территории Моск. Новоспасского ставропиг. муж. мон-ря//Археол. открытия, 2014 г. М., 2016. C. 76-79; Давиденко Д. Г. Представители рода Ступишиных в церк. жизни России XVI в.//Рос. генеалогия: Науч. альм. М., 2016. Вып. 1. С. 9-55; Знаменский храм Ново-Спасского мон-ря как мемориал бояр Романовых и сродников их, пострадавших в правление царя Бориса Годунова. М., 2016; Медникова М. Б., Беляев Л. А., И. И. и др. Комплексное биоархеологическое исслед. жен. погребения в белокаменном склепе Новоспасского мон-ря//КСИА. 2016. Вып. 245. Ч. 2. С. 182-200; Медникова М. Б., И. И., Тарасова А. А. и др. Портрет «боярыни» XVI в. по данным биоархеологии//Средневек. личность в письм. и археол. источниках. М., 2016. С. 144-149; Новоспасский монастырь в 1812 г./Опубл.: Ф. А. Петров, Л. И. Смирнова//Рос. архив. М., 2016. Вып. 22. С. 110-113; Беляев Л. А., И. И., Рассказова А. В. и др. Комплексное исслед. саркофага 3 Знаменской ц. моск. Новоспасского мон-ря//Рос. Арх. 2017. 4. С. 90-105. Л. А. Беляев, Д. Г. Давиденко, А. П. П. Рубрики: Ключевые слова: ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.) ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " »)

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Покровский Миссионерский мужской монастырь. Невский монастырь — см. Свято–Троицкая Александро–Невская лавра Никитский женский монастырь в Москве — основан в 1582 г. боярином Никитою Романовым; современный адрес: улица Герцена, 7; закрыт в 1929 г. — 279, 287 Новгород–Северский монастырь Черниговской губернии — Спасо–Преображенский мужской монастырь в городе Новгород–Северский; основан князем Мстиславом в 1033 г. — 175 Новгородский Покровский Зверин монастырь — Зверин Покров женский монастырь в Новгородской губернии; основан в XII веке — 202 Новодевичий женский монастырь в Москве — основан в 1524 г.; современный адрес: Новодевичий проезд, 1; закрыт в 1922 г. — 243, 266 Новодевичий монастырь — см. Воскресенский первоклассный женский монастырь. Новоезерский монастырь Новгородской губернии — Кириллов–Новоезерский монастырь вблизи Белозерска; основан Святым Кириллом в 1517 г. — 85 Новоспасский мужской монастырь в Москве — основан в начале XIV в., по преданию, Юрием Долгоруким, название получил в 1490 г.; современный адрес: Крестьянская площадь, 10; закрыт в 1918 г. — 258, 287 Перервин монастырь в Москве — Николо–Перервенский мужской монастырь; основан в 1623 г.; современный адрес: Шоссейная улица, 82; закрыт в конце 1920–х гг. — 289 Покровский Миссионерский мужской монастырь в Москве — основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем; современный адрес: Таганская улица, 58; закрыт в 1926 г. — 246, 249, 279, 287 Преображенский монастырь в Москве — Новоспасский 1–го класса необщежительный мужской монастырь; основан в Кремле в 1300 г. Иоанном Калитою; закрыт в 1918 г. — 281 Рождественский женский монастырь (обитель) в Москве — основан около 1386 г., по преданию, матерью князя Владимира Храброго, княгиней Марией; современный адрес: угол Рождественки и Трубной площади; закрыт в 1923 г. — 280, 290, 291 Рославленский монастырьСпассо–Преображенский мужской монастырь в городе Рославле Смоленской губернии; основан в XVI в. — 165 Святого Тихона монастырь в Воронеже — Дивногорский Острогоржский монастырь; основан в 1653 г.; первым архимандритом его был Тихон (1673–1692) — 88 Симоновский монастырь в Москве — Симонов мужской монастырь; основан в 1370 г.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Колесникова Троицкая пустынь (Костромской уезд), известна в XVII–XVIII вв. Афанасьевский мужской монастырь в Любиме, известен с 1-й половины XVII в., упразднен в начале XVIII в. после пожара. Михаило-Архангельский мужской монастырь в Великом Устюге, основан в начале XIII в. монахом Киприаном, упоминается с начала XVI в., с 1764 г. второклассный, закрыт в 1919 г. Николаевский мужской монастырь в Белгороде, основан в 1599 г. по указу царя Бориса Годунова, с 1764 г. третьеклассный, с 1833 г. второклассный, в 1842 г. упразднен. Троицкий мужской монастырь в Астрахани, основан в 1568 г., закрыт в 1764 г. Свято-Троицкий мужской монастырь в Чебоксарах, основан в середине XVI в. для миссионерских целей. Закрыт в 1924 г. Московский Новодевичий (Богородице-Смоленский) женский монастырь, основан около 1524 г. великим князем Василием III. Являлся местом пострижения представительниц правящей династии и аристократических родов. С 1764 г. лишен земельных владений, первоклассный. Закрыт в 1922 г.; с 1934 г. по настоящее время является филиалом Государственного исторического музея, с 1964 г. при Успенском храме монастыря находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. Зачатьевский девичий монастырь в Нижнем Новгороде, основан во 2-й половине XIV в., в 1814 г. переименован в Крестовоздвиженский, закрыт в 1917 г. Лужецкий Богородицкий Ферапонтов мужской монастырь в Можайске, основан в начале XV в. прп. Ферапонтом Белозерским († 1426 г.) , сильно пострадал в 1812 г., закрыт в 1926 г. В 1994 г. передан Русской Православной Церкви. Троицкий-Тюляфтин мужской монастырь (пустынь) в Осколе (ныне Старый Оскол Белгородской области), основан в начале XVII в., упразднен в конце XVIII в. Сновицкий Благовещенский мужской монастырь (ныне село Сновицы Суздальского район Владимирской области), основан во 2-й половине XVI в., упразднен в 1764 г. Свято-Успенский Иосифо-Волоколамский (Иосифо-Волоцкий) мужской ставропигиальный монастырь, основан в 1479 г. св. прп. Иосифом Волоцким († 1515 г.). С 1764 г. второклассный. Закрыт в 1922 г. В советское время на территории обители располагались детский дом, средняя школа, кинотеатр. В 1989 г. возвращен Русской Православной Церкви, с 1999 г. ставропигиальный.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

ДИМИТРИЕВСКИЙ, мужской, на поле бывший за Псковом за Петровскою Слободою выжжен был Шведами в 1615 году; после возобновлен и приписан к Архиерейскому дому, а ныне кладбищенскою Церковию. ИЛЬИНСКИЙ, женский Монастырь в Завеличье при городе Пскове, просто именовавшийся Илья Сухой, выжжен был Шведами в 1615 году; после возобновлен, но в 1764 обращен в приходскую Церковь , которая в 1786 году упразднена. ПОКРОВСКИЙ девичий в Пригороде Вреве. ИЛЬИНСКИЙ мужской в Пригороде Вреве. Упоминаются в Писцовых Книгах 1623 года. ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ КОСТЕЛЬНИКОВ с Мишариной горы, мужской, во Пскове упоминается в Писцовой Книге 162З года; упразднен по издании Духовного Регламента; а при Штатах 1764 года Церковь оного обращена в приходскую и кладбищенскую. НИКИТИНСКИЙ С ПОЛЯ за городом Псковом, мужской, упоминается 1623 года; в 1764 году упразднен, а Церковь оного обращена в приходскую, но с 1786 приписана к Покровской на Проломе, а с 181З опять сделана приходскою с припискою к ней Покровской. ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКИЙ с Болота, женский во Пскове, упоминается в Писцовых Книгах 162З года: упразднен по издании Духовного Регламента. РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, женский в Торопце, упоминается в 1627 году, а упразднен в 1764 и обращен в приходскую Церковь . СПАСОКЛИНСКИЙ, мужской, в Холмском Уезде в Спасоклинском Погосте упоминается в 1627 году. ИЛЬИНСКИЙ Опоцкий, мужской Монастырь в Порховском Уезде в Погосте Опоцком, упоминается 1628 г; в 1688 году упразднен и обращен в приходскую Церковь . РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Порховский, женский, близ Порхова на устье реки Полони упоминается 1628 года ; в 1764 году обращен в приходскую Церковь . СПАССКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Порховский, мужской, в города Порхове упоминается в 1628 году. СПАССКИЙ СЯБЕРСКИЙ, мужской Монастырь при озере Сябере в Гдовском Уезде упоминается в 1628 году. ЛЮБЯТОВ НИКОЛАЕВСКИЙ за городом Псковом на поле при левом береге Псковы реки, мужской, упоминается в надписи на находящейся там Иконе Умиления Богородицы упраздненным до 1645 года. Но опять был восстановлен и вторично упразднен после Штатов 1764 года, а Церковь оного обращена в приходскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

еп. Сергий (Ларин; апр. 1946 - 30 сент. 1947), архиеп. Фотий (Топиро; 12 дек. 1947 - 18 нояб. 1948), архиеп. Никон (Петин; с 3 авг. 1948 в. у. как епископ Донецкий и Ворошиловоградский; 24 окт. 1949 - 16 апр. 1956, до 19 авг. 1951 в сане епископа), митр. Борис (Вик; 1 апр. 1956 - 16 апр. 1965, до 25 февр. 1959 в сане архиепископа), митр. Сергий (Петров; 25 мая 1965 - 4 февр. 1990, до 17 июня 1971 в сане архиепископа), митр. Леонтий (Гудимов; 19 февр. 1990 - 10 февр. 1991), архиеп. Лазарь (Швец; 11 февр. 1991 - 20 июня 1992), митр. Агафангел (Саввин; с 20 июня 1992). Монастыри Действующие: Николаевский (мужской, в Измаиле, известен с 1648 как подворье афонского мон-ря Каракал, , затем др. мон-рей, не действовал в 1859-1878, закрыт в 1947, возобновлен 25 сент. 2002), Успенский (мужской, в Одессе, основан в 1824 при архиерейском подворье, закрыт, вероятно, в 1922, возобновлен в 1947), Архангело-Михайловский (женский, в Одессе, основан в 1840-1841, закрыт в 1923, действовал в 1942-1961, открыт в 1992), Свято-Пантелеимоновский (мужской, в Одессе, основан в 1876 как подворье Русского во имя великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне, действовал в 1941/42-1947, открыт решением Синода УПЦ 2 авг. 1995), Ильинский (мужской, в Одессе, основан в 1884 как подворье рус. афонского Илии пророка мужского скита , закрыт в 1923, открыт в 1995), Преображения Господня (женский, близ с. Борисовка Татарбунарского р-на, основан ок. 1905 как мужской, с 1918 женский, был оставлен насельницами в 1940, возобновлен в 1941, существовал до 1950, восстановлен в 1991), Рождества Пресв. Богородицы (женский, в с. Александровка Болградского р-на, основан ок. 1924 как мужской, с 1933 женский), Иверский (мужской, в Одессе, основан 19 мая 1998), Константино-Еленинский (мужской, в Измаиле, учрежден 24 дек. 2001), Воскресенский (женский, в г. Теплодаре, учрежден 10 февр. 2005). Упраздненные (в пределах Одесской обл.): Иоанно-Предтеченский греч. скит (мужской, в Аккермане (ныне Белгород-Днестровский), известен с 1482 как метох, к XVII в.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

ВАРВАРИНСКИЙ, женский, в том же Пригороде разорен 1581 года и после приписан к Снетогорскому Монастырю. СИРОТКИН, попросту называемый Сереткин, Петропавловский мужской близ Пскова на правом берегу реки Великой, упоминается 1587 г; упразднен в 1764 году и обращен в приходскую Церковь . НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской, в Пригороде Гдове упоминается 1588 года; упразднен в 1764 году. ИВАНОВСКИЙ, женский, во Гдове упоминается 1588 года. ВЕЛИКОПУСТЫНСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, мужской, строен Новгородским Митрополитом Александром в 60 верстах от Пскова во Псковском Уезде около 1589 года. В 1766 году упразднен и Штат его переведен в Елизарьев Монастырь, а Церковь осталась приходскою Великопустынского Погоста. ПЛЕССКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской, близ Новоржева в нынешнем Плесском Погосте упоминается уже с вотчинами 1598 года. НИКОЛАЕВСКИЙ КАМЕННОГРАДСКИЙ или Каменной Ограды, мужской, во Пскове на Завеличье упоминается 1601 года, упразднен в 1764 году при Штатах, и Церковь оного обращена в приходскую с окладным жалованьем, но в 1786 году приписана к Успенской Пороменской. НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской, в Торопце упоминается 1606 года, упразднен при Штатах 1764 года и обращен в приходскую Церковь , в коей доныне находится Икона Св. Николая, почитаемая Чудотворною. НОВОВО3НЕСЕНСКИЙ, женский, во Пскове упоминается с 1606 года, упразднен при Штатах 1764 года и Церковь обращена оного в приходскую, а потом приписана к Анастасиевской. МОРИПЧЕЛЬСКИЙ Успенский, мужской, близ города Великих Лук при озере Морипчеле упоминается уже запустевшим в 1611 году. ВВЕДЕНСКИЙ, женский, в Великих Луках упоминается в 1611 году разоренным Литовцами. ИЛЬИНСКИЙ, мужской, в Великих Луках упоминается в 1611 году Литовцами разоренным, а с 1635 г. обращен в женский Вознесенский. КЛИМЕНТОВСКИЙ ДРАЧИЛОВ, мужской, на Завеличье во Пскове, разорен Шведами в 1615 году, после возобновлен, но в начале 18 столетия упразднен, и сперва приписан был к Архиерейскому дому, а потом обращен в приходскую Церковь : но в 1786 году приписан к Николаевской Кожановой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Действующие: Густынский во имя Святой Троицы (женский, в с. Густынь Прилуцкого р-на, основан в 1600 как мужской, упразднен в 1793, возрожден в 1843, упразднен в 1924, действовал в 1942/43 - 1959, возрожден в 1993 как женский), Крупицкий Батуринский во имя святителя Николая (женский, в с. Осич Бахмачского р-на, первоначально мужской, впервые упом. в 1636, упразднен в 1922, возрожден в 2000 как женский), Рыхловский во имя святителя Николая Чудотворца (мужской, в с. Рыхлы близ пос. Понорница Коропского р-на, основан не позже 1664, упразднен в 1922, возрожден в 2004), нежинский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (женский, в Нежине, основан во 2-й пол. XVII в., упразднен в 1927, действовал в 1941-1943, возрожден в 1998), нежинский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (Назаретский) (мужской, в Нежине, основан в 1716, упразднен в 20-х гг. XX в., возрожден в 1999). Упраздненные: Ладинский (Ладанский) Покровский (женский, в с. Ладин (ныне пос. Ладан Прилукского р-на), основан в кон. XVI в. как мужской, в 1619-1624 преобразован в женский, в 1764-1817 мон-рь был заштатным, закрыт в 1928, ныне храмы мон-ря являются приходскими), Ветхорождественский Георгиевский (мужской, в урочище Ветхое на окраине Нежина, впервые упом. в 1620, в 1717 приписан к нежинскому Благовещенскому мон-рю, постройки разобраны в 1929), Омбышский Введенский (мужской, совр. с. Омбыш Борзнянского р-на, основан в 1649, приписан к Киево-Печерскому мон-рю, упразднен в 1764), Новомлинский Кербытовский Бобриковский Успенский (женский, между совр. селами Нов. Млины и Кербутовка Борзнянского р-на, основан как мужской, впервые упом. в 1654, не позднее 1674 стал женским - сюда были переведены монахини из батуринского Крестовоздвиженского жен. мон-ря, в 1764 оставлен за штатом, в 1808 на его место переведен Богословский жен. мон-рь из Козельца, в 1827 упразднен, инокини были переведены в Гамалеевский мон-рь), батуринский Успенский (мужской, в Батурине, основан ранее 1654), батуринский Крестовоздвиженский (женский, в Батурине, основан между 1654 и 1674, не позднее 1674 часть инокинь была переведена в Новомлинский Успенский мон-рь). Раскольнические, католические, униатские общины

http://pravenc.ru/text/2564832.html

указан как приходская церковь), Николаевский в Приворотниках (ныне в черте Вел. Новгорода; упом. с 1528; согласно описи 1617 г., разорен; вероятно, не был восстановлен), Сплавский во имя прав. Симеона Богоприимца (Трехсвятительский) (мужской, близ Новгорода, на левом берегу р. Веряжа, в 3 км от Сыркова мон-ря; упом. с 1535/36, разорен, разрушен и, вероятно, запустел в Смутное время), Рождества Пресв. Богородицы в Передках (мужской, ныне дер. Перёдки Боровичского р-на; упом. с 1539, последнее упоминание под 1581; вероятно, запустел в Смутное время), Рождества Пресв. Богородицы (первоначально смешанный, к кон. XVI в. женский, в г. Устюжне Вологодской обл.; упом. с сер. XVI в.; вероятно, упразднен в 1-й пол. XVII в.), Николаевский в Моркиничах (мужской, ныне дер. Шемякино Маловишерского р-на; впервые упом. в 1573; вероятно, запустел в 1-й трети XVII в.), Сытинский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, близ. Новгорода; упом. с 70-х гг. XVI в., последнее упоминание под 1678, в дальнейшем обращен в приходскую церковь), Николаевский Кушеверский (мужской, ныне поселок при станции Кушавера Хвойнинского р-на; упом. в описи 1581 г.), Николаевский на Голыневе (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода; существовал в XVI в., согласно описи 1617 г., разорен), Аргамаков Георгиевский на Городище (мужской, в Новгороде; упом. в кон. XVI в., упом. в описях 1615 и 1617 гг., разорен и разрушен в Смутное время, позднее не возобновлялся), Преображенская новая пуст. (мужская, на р. Перехода (близ совр. дер. Буреги Старорусского р-на); вероятно, основана прп. Антонием Леохновским в нач. XVII в., в 1623 упом. ее владения), Варлаамиев (мужской, ныне дер. Тарасово Демянского р-на Новгородской обл.; дата основания неизв., в 1615 разорен литовцами и затем не возобновлялся), Ореховский Николаевский (женский, близ совр. дер. Ореховно Мошенского р-на; упом. в 1621 и 1624), Варлаамиев Николаевский (мужской, в Новгороде; в 1692 приписан к Новгородскому архиерейскому дому и вскоре упразднен). Прекративший существование в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Сведения из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год». Издание Брянского Епархиального Управления В российском городе Брянске на проспекте Ленина находится православная Спасо-Гробовская церковь. Известно, что построен этот храм был в 1904 году при финансовой поддержке церковного старосты П. Могильцева. Ранее на этом месте стояла старая деревянная церковь. Спасо-Гробовская церковь была спроектирована местным художником-архитектором Н. Лебедевым. В летописях Спасо-Гробовского храма говорится о том, что его возвели на месте, где когда-то были захоронены брянские епископы Нафанаил и Нектарий, именно поэтому он и получил такое название. В 1929 году церковь закрыли, полностью разрушив ее верхнюю часть. В ее здании устроили перекрытия с кабинетами, сделали новые окна на первом этаже, нарушив таким образом первозданный архитектурный облик. Некоторый промежуток времени здесь находился морг. Позже помещения отдали под «Дом занимательной науки и техники». В 1985 году были восстановлены купола храма. Начиная с 7 января 1993 года и до нашего времени Спасо-Гробовская церковь относится к Русской православной церкви и является действующей. Ее внутренняя часть на сегодняшний день полностью отреставрирована. Строительство ныне существующего Преображенского (Спасо-Гробовского) храма велось на средства брянского купца Николая Семёновича Могилевцева. Предполагалось назвать его Николаевским. И новый царь, и сам строитель носили это имя. Автор проекта, выполненного в новорусском стиле - брянский архитектор Николай Андреевич Лебедев, он же вёл наблюдение за ходом строительства. В июне 1899 года газета " Орловский вестникъ " сообщила, что " в понедельник, 21 июня, Преосвященный Никонор посетил Петропавловский монастырь, а также строящуюся на средства Н.С. Могилевцева церковь " . В марте 1900 года та же газета известила читателей, что продолжается заготовка материала для строительства нового Николаевского храма, сооружаемого на средства покойного брянского купца Н.С. Могилевцева, дело которого продолжили его братья Семён Семёнович и Павел Семёнович Могилевцевы. Ещё при жизни Николая Семёновича рядом с возводимым храмом была построена и 4 сентября 1899 года открыта церковно-приходская школа. Здание школы снесено в 1970-х годах, когда началась застройка центрального проспекта города новыми домами. В 1904 году " каменный храм совсем был устроен... Иконостас в нём поставлен мраморный, пол паркетный и приобретена необходимая утварь " . С согласия братьев Могилевцевых новый храм получил название Спасо-Преображенский, а прихожане называли его по устоявшейся традиции Спасо-Гробовским.

http://sobory.ru/article/?object=00660

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010