Сын Петра Борисовича, граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809), стал одним из самых значительных благотворителей Спасо-Яковлевского монастыря. Зримым итогом его благодеяний явился возведенный им новый монастырский храм, освященный в честь св. Димитрия Ростовского, самое грандиозное и величественное строение обители. Необходимость создания в Яковлевском монастыре Димитриевского храма стала явной сразу же после канонизации святителя. Еще в конце 1770-х годов, когда развернулось сооружение нового монастырского ансамбля, архимандрит Амфилохий намеревался устроить храм в честь святителя над южными, обращенными к озеру, вратами. Однако Синод строительство надвратного Димитриевского храма запретил, вероятно, посчитав выбранное для него место не вполне подходящим, а монастырскую казну – недостаточно наполненной. Синодальное дозволение основать в Яковлевском монастыре церковь св. Димитрия последовало лишь в 1794 г., когда нашелся ктитор, пожелавший оплатить ее устроение. Сооружение храма финансировал граф Николай Петрович Шереметев, затративший на его строительство 55 тысяч рублей. Освящение нового монастырского собора произошло в день памяти святителя Димитрия, 27 октября 1801 г., а спустя три года в его трапезе были устроены два придела: правый был посвящен Николаю Чудотворцу, небесному патрону Николая Шереметева, левый – освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, тезоименитого святителю Димитрию. В разное время графом в монастырь присылались облачения для богослужений, серебряная церковная утварь. Уже после смерти Н. П. Шереметева по его завещанию монастырь получил ценнейший подарок – украшенную драгоценными камнями золотую митру для возложения на мощи ростовского святителя. Графские вклады служили украшением монастырской ризницы и, наряду с царскими пожертвованиями, с гордостью демонстрировались высоким гостям, посещающим обитель. Относительно общей суммы денежных средств, затраченных Н. П. Шереметевым на Спасо-Яковлевский монастырь, источники подтверждают пожертвование 55 тысяч рублей, затраченных на храм: 25 тысяч, вложенных на поминовение рода, и 30 тысяч, оставленных по завещанию. Последняя сумма имела следующее применение: 12 000 руб. израсходованы на золотую митру, около 5 000 руб. заплачены за евангелие и священные сосуды, до 4 000 руб. отданы за лампаду к мощам св. Димитрия. Большое евангелие, священные сосуды и лампаду заказывали в Москве, у купца I гильдии Алексея Гавриловича Савостина; митру изготавливали в Петербурге, при посредстве петербургского митрополита Амвросия. Оставшиеся деньги, около 10 000 руб., предназначавшиеся «на украшение новой святителя и чудотворца Димитрия церкви», по синодальному указу от 14 марта 1811 г. были отосланы в сохранную казну Московского Воспитательного дома с условием выплаты монастырю процентов в размере 500 руб. в год.

http://sobory.ru/article/?object=05708

Описание иконы Шестоковская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Явление Шестоковской иконы Божией Матери последовало в половине XVIII столетия, 6-го марта, в Москве. В доме некоего Николая Дмитриевича Скрипицына однажды из печной трубы неожиданно выпал на шесток сверток холста. Когда домашние развернули его, то увидели дивное изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем. На правой руке Богоматери сохранились ясные следы ожога: неопровержимое доказательство того, что образ был в огне и силой Божией остался невредимым. Замечательно при этом еще следующее. В доме Скрипицына была одна девица, так называемая простенькая, или блаженная. Еще за несколько времени до обнаружения образа она видела во сне, что у них в трубе печи Пресвятая Богородица. Три раза она заявляла домашним о своем сне, говоря: — Пресвятая Дева Мария Богородица там, в трубе. Девицу эту все считали малоумной, а потому никто не обращал на ее слова внимания до тех пор, пока все не увидели на шестке печи сверток холста. От того печного шестка, на котором была найдена икона, по[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Шестоковская икона как чтимая святыня тех мест, где прошли вся жизнь и служение архимандрита Павла Груздева, была дана им в знак своего благословения на возрождение монашеской жизни в стенах Спасо-Яковлевской обители в начале 1990-х годов.Сейчас икона находится в Димитриевском храме монастыря. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь Ярославской Епархии Русской Православной Церкви Файл 29129.jpg:   Размер: 614x800, 0.49 MPix, 87 Kb. Дата: 2017-05-07, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (146) , (5) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Шестоковской, Святые Мученицы Параскева и Агафия, Св. Пророк Илия. XVIII-XIX вв. 31х24х1 см. Частное собрание. Файл 29812.jpg:   Размер: 921x1081, 1 MPix, 218 Kb. Дата: 2017-09-17, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (142) , (5) .

http://pravicon.com/icon-356

Храм, воздвигнутый Н. П. Шереметевым, в монастыре стали называть Шереметевским. Это название настолько укоренилось, что употреблялось и в исторической литературе, и в официальных документах. Своему единственному сыну граф Николай Петрович дал имя Дмитрий, что служит явным свидетельством глубокого почитания графом ростовского святителя. Со временем это имя повторилось в роду Шереметевых, во второй половине XIX столетия его получили два правнука Николая Петровича: Дмитрий Сергеевич (род. в 1869 г.) и Дмитрий Александрович (род. В 1883 г.). Потомки щедрейшего благодетеля Яковлевского монастыря продолжали поддерживать связь с Димитриевой обителью. В оказании помощи монастырю особенно преуспел Дмитрий Николаевич Шереметев (1803–1871). Вероятно, он хорошо помнил слова, обращенные к нему в завещании отца: «В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба». Первое документально зафиксированное значительное пожертвование Дмитрия Николаевича в Спасо-Яковлевский монастырь относится к 1837 г., когда по просьбе архимандрита Иннокентия граф выделил 5 тысяч рублей «на поправку ветхостей» Димитриевского собора. В храме предполагалось произвести следующие работы: в алтаре – восстановить алебастровое лепное убранство, повредившееся от времени, и написать на стенах несколько новых изображений на тему священной истории; в основном объеме храма – отремонтировать пол с полировкой его поверхности и заменой 200 плит; позолотить два клироса и четыре рамы больших живописных икон, а также поправить две печи. Однако из-за недостатка средств указанные работы тогда произведены не были. В мае 1842 г. граф Шереметев, «принимая душевно участие в устройстве серебряной гробницы основателю обители ... Святителю и Чудо- творцу Иакову», направил в обитель 1 500 руб. В 1852 г. в Спасо-Яковлевском монастыре отмечалось 100-летие обретения мощей св. Димитрия. По мнению монастырских властей, одобренному Московской Синодальной конторой, Димитриевский храм нуждался в поправке пола. Архимандрит Поликарп обратился к Д. Н. Шереметеву: «Новым пожертвованием оживите память благодетельнейшего родителя Вашего, ознаменовавшего рождение Вашего сиятельства построением сего великолепного храма в честь Ангела Вашего». Предложение не осталось без ответа – граф передал монастырю 1 000 руб. Следует отметить, что денежные пожертвования в Спасо-Яковлевский монастырь Д. Н. Шереметев направлял достаточно регулярно. К примеру, в 1859 г. он прислал архимандриту Поликарпу 100 руб., а уже на следующий год, 15 сентября, накануне празднования памяти св. Димитрия, он выделил 200 руб. «на поправки и перестройки» Димитриевского храма.

http://sobory.ru/article/?object=05708

Связь Шереметевых со Спасо-Яковлевским монастырем и его насельниками не ограничивалась щедрыми пожертвованиями. Представители этого рода почитали монастырских старцев и состояли в переписке с яковлевскими настоятелями. Граф Николай Петрович Шереметев был знаком со старцем Спасо-Яковлевского монастыря – гробовым иеромонахом Амфилохием, чтил его и прислушивался к его мнению. Когда в 1805 г. яковлевский старец выразил желание возродить запустевшую церковь св. Димитрия Ростовского в селе Песошни близ Ростова, Николай Петрович изъявил готовность не только покрыть все расходы на ремонт храма, церковные нужды и жалованье причта, но и принять на себя и своих потомков содержание этой церкви в будущем. Память Шереметевых чтили в обители – для поминовения их рода в Никольском приделе Димитриевского собора каждый день совершалась ранняя литургия. Род Шереметевых поминался на монастырских службах и при чтении монастырского синодика, которое по традиции совершалось при гробе св. Димитрия. Архимандрит Иннокентий в одном из своих писем к графу Д. Н. Шереметеву так говорил о молитвах, возносимых в монастыре за его род: «Как святая обитель наша с 1795-го года красуется и пользуется благотворениями в Бозе усопшаго родителя Вашего и, ежедневно вспоминая имя Его и всех сродников, обязанная продолжать оное всегда, доколе свет стоит, и солнце не затмится». В яковлевском синодике XVIII–XIX вв. род Шереметевых был упомянут трижды: «Род Петра Борисовича Шереметева: Феофана, Порфирия, Евсевия, Татианы, Евфимии, Марфы, Дорофея, Петра, Парфена, Феодора, Сергия, Елены, Мелании, Георгия, младенца Марины, Иоанна, Авраамия, Иакова, Ионы, Григория, Феодора, Акулины, Александра, Иоанна». «Род графа Шереметева: графа Бориса, графа Петра, графа Николая, графа Порфирия, графа Алексия, графини Параскевы, графини Варвары, графини Анны, князя Алексия, княгини Марии, девицы Александры». Вторая запись, по всей вероятности, относится ко времени вкладов графа Николая Петровича. Третья запись, которую, скорее всего, можно связать с именем его сына Дмитрия, не сохранилась из-за утраты листов синодика.

http://sobory.ru/article/?object=05708

Месторасположение и план монастыря Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Старцы и подвижники благочестия [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес : 152155, Россия, Ярославская обл., г. Ростов-Великий, ул. Энгельса, 44 Телефон: +7 (48536) 7-43-69 Факс: +7 (48536) 7-70-01 Экскурсионная служба: +7 (906) 638-58-32 E-mail: jac-mon@mail.ru Официальный сайт: http://www.rostov-monastir.ru/ Паломнику [ править править код ] Паломнические и туристические группы принимаются на территории монастыря с проведением экскурсий с 10 часов до 17 часов. Вход в Спасо-Яковлевскую обительЗаявки на проведение экскурсий желательно подавать не позднее одних суток до намеченной даты посещения монастыря. Договориться о проведении экскурсий можно по телефонам 8(48536)7-43-69 или +7(915)979-32-47 (спросить экскурсионную службу). Богослужения [ править править код ] Расписание богослужений: В будние дни (в Яковлевском храме): В воскресные и праздничные дни (в Димитриевском храме): В день, предшествующий празднику, в 17:00 служится Всенощное бдение Еженедельно в монастыре совершаются молебны с акафистом начало – в 15:00 Гостиницы [ править править код ] К сожалению, на текущий момент, в обители нет условий для принятия паломнических групп на ночлег. Трапезные [ править править код ] Паломнические группы численностью до 50 человек могут заказать обед в монастырской трапезной с предварительной заявкой за неделю до намеченной даты посещения монастыря. Возможность пообедать предоставляется только с 13 часов до 16 часов. Договориться об обеде необходимо по телефону +7 (48536)7-43-69 (спросить экскурсионную службу). Для паломнических групп, остающихся на вечернее богослужение в обители или на ночлег, возможно предоставление монастырского ужина. Экскурсии [ править править код ] Уже 8 лет в монастыре успешно работает экскурсионная служба, экскурсоводы которой проводят коллективные, семейные и индивидуальные экскурсии по Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю и по главным достопримечательностям Ростова Великого и его пригорода. Возможно проведение экскурсий, как для паломнических, так и для туристических групп. Основной численный состав групп от 1-го до 50 человек. Группы большего численного состава по предварительной договоренности разбиваются на подгруппы, каждой из которых выделяется персональный экскурсовод.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Яковлевс...

В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года. 4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева. С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище, которое в 2006 г. завершило свою деятельность. Современное состояние [ править править код ] Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь - это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого, необыкновенно красивый православный мужской монастырь, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. С 1764 до 1888 годы имел статус ставропигии. В последние годы Спасо-Яковлевский монастырь большое внимание уделяет научно-исследовательской и издательской деятельности. Монастырь организовал и успешно провел пять Международных научных конференций, регулярно издает книги — о Ростове, монастыре, святителе Димитрии. Обитель имеет собственную библиотеку, ризничную, иконописную мастерскую. С июля 2010 года, благодаря содействию Московского Благотворительного фонда поддержки одаренных детей и молодежи имени святителя Димитрия Ростовского, при монастыре действует Школа искусств и музыки имени Святителя Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее, для организованных паломнических групп проводятся экскурсии. Монастырь располагает возможностью для приема тех, кто хотел бы побывать здесь и помочь своими трудами возрождающейся обители. Храмы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Яковлевс...

Ему также заказали поновление 45 икон для придельных иконостасов. Он же расписывал под мрамор оконные откосы и панели на стенах храма. Лепщик Евграф Васильевич Исаков, мещанин посада Больших Солей, производил «исправление лепной работы» на сводах и в куполе храма. Сооружение нового иконостаса из фальшивого мрамора и четырех рам для больших образов, стоящих в храме, принял на себя московский мраморных дел мастер Адриан Степанович Ремизов. Столяр Владимир Лаврентьев, крестьянин деревни Щаднево Ростовского уезда Ярославской губернии, изготовил новые деревянные резные иконостасы для двух приделов Димитриевского храма, а московский мастер Василий Сергеевич Нестеров их вызолотил; он же произвел позолоту лепных украшений в куполе Димитриевской церкви. Устройство нового мозаического пола было поручено Григорию Ивановичу Чекареву, крестьянину деревни Степановой Даниловского уезда Ярославской Губернии. Кладку новой печи для храма выполнили печники – ростовский мещанин Василий Константинович Птичников и Перфил Афанасьев, крестьянин Ярославской губернии села Аристова, а кровлю на храме исправил ростовский мещанин – кровельных дел мастер Дмитрий Николаевич Бубнов. Ремонт шел в соответствии с разработанным порядком, но в мае 1869 г. Д. С. Шереметев предложил вместо восстановления главного иконостаса, деревянного, окрашенного маслом под мрамор и местами вызолоченного, устроить новый иконостас из фальшивого мрамора. По его мнению, «такого устройства иконостас был бы гораздо более приличным к общему украшению церкви, чем окрашение». На заседании Московской Синодальной конторы, куда граф обратился со своим ходатайством, его инициатива была воспринята с одобрением. Таким образом, благодаря участию Д. Н. Шереметева, в 1868– 1871 гг. было осуществлено «значительное обновление» Димитриевского храма. Последующие поколения рода Шереметевых хотя и не делали в Спасо-Яковлевский монастырь крупных денежных вкладов, но не оставляли его своим вниманием. В конце мая 1885 г. граф Александр Дмитриевич (1859–1931) пожертвовал обители 250 руб., прося отслужить молебен и обедню.

http://sobory.ru/article/?object=05708

При проведении экскурсий по Ростову Великому возможно посещение основных достопримечательностей города. При этом необходимо учитывать, что вход на территорию некоторых объектов платный. Паломнические и туристические группы принимаются на территории монастыря ежедневно с 10:00 до 17:00, паломническо-экскурсионная служба располагается в здании монастырской сторожки, при входе в монастырь, сразу за калиткой. Заявки на проведение экскурсий желательно подавать не позднее одних суток до намеченной даты посещения монастыря. Договориться о проведении экскурсий можно по телефонам +7 (48536)7-43-69 (спросить экскурсионную службу). Трудникам и волонтерам [ править править код ] Для желающих благотворительно потрудится в обители необходимо заранее созвониться с паломнической службой по телефону: +7 (48536) 7-43-69 и договориться о возможности пребывания в монастыре. Как добраться [ править править код ] Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь расположен на юго-западной окраине города Ростова, на берегу озера Неро. Ростов − районный центр Ярославской области. Доехать до него можно на автомобиле, автобусе или поезде. Город стоит на трассе Москва-Архангельск, расстояние от Москвы − около 220 км, от Ярославля − около 55 км. Из Москвы автобусы до Ростова отправляются со Щелковского автовокзала. Для москвичей удобнее всего воспользоваться Ярославским экс­прессом, следующим из Москвы в 7:35 и в 14:45. Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:41 и в 15:24. Из центра города до Спасо-Яковлевского монастыря ходят маршрутные такси и автобусы. Проезд от автовокзала и железнодорожного вокзала до монастыря − по улице Луначарского нужно ехать до Ростов­ского кремля, далее по улице Ленина до пересечения­ния с улицей Московской. Здесь надо повернуть налево, к озеру. Вскоре перед вами откроется величественная панорама монастыря. От центра города к монастырю можно доехать на автобусе или маршрутном такси (направление − к ул. Переславской; для маршрутных такси − конечная остановка, для автобусов − предпоследняя остановка), после чего потребуется дойти до монастыря три квартала по направлению к берегу озера.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Яковлевс...

Наряду с денежными переводами, граф Дмитрий Николаевич неоднократно преподносил Димитриевой обители дорогие дары. В сентябре 1866 г. он, вместе со своей женой графиней Александрой Григорьевной, прислал в монастырь комплект риз для соборного служения, сопроводив подарок своим пожеланием впервые надеть эти ризы 21 сентября, в день памяти святителя Димитрия. Желание дарителей было исполнено, позднее архимандрит Поликарп в письме к графу так рассказывал об этом: «20 числа вся оная ризница вынесена была в церковь и освящена окроплением святою водою, а в самый день праздника оныя облачения обновлены при соборном служении в храме, воздвигнутом в честь Святителя покойным родителем Вашим». В 1867 г. Дмитрий Николаевич Шереметев в очередной раз посетил Спасо-Яковлевский монастырь и, увидев состояние храма, построенного его отцом, решил оказать содействие в проведении восстановительных работ. В течение трех лет он предложил выплатить 7 тысяч рублей, чтобы оплатить восстановление штукатурного, лепного и живописного убранства храма, возобновление главного иконостаса и устроение новых придельных, а также замену покрытия пола. На эти деньги по плану, разработанному Дмитрием Николаевичем совместно с архимандритом Илларионом, предполагалось сделать следующее: «Внутри всего храма исправить штукатурку, лепную работу и живопись, главный иконостас возобновить и перезолотить» – на это выделялось более двух тысяч рублей; «в теплых приделах оба иконостаса, по ветхости оных, сделать новые и вызолотить резьбу на оных» – еще 2 100 руб., «в главном храме и алтаре вместо поврежденного плитоваго пола сделать мозаический из разноцветного мрамора», за что следовало отдать 2 200 руб. Кроме того, предусматривалось заменить 12 оконных рам и переделать две изразцовые печи. К ремонтным работам в Димитриевском храме были привлечены лучшие мастера. Так, известный ростовский живописец Илья Николаевич Бубнов поновлял иконы главного иконостаса и восстанавливал живописное убранство храма. Его брат, художник Алексей Николаевич Бубнов, расписывал алтарь – им были выполнены изображения Спаса Нерукотворного, вселенских учителей, московских святителей и еще четырех сцен в церковных простенках.

http://sobory.ru/article/?object=05708

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. После изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. 28 января 2012 года в Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь города Ярославля епископ Рыбинский Вениамин доставил ковчег со святыми мощами святителя Афанасия Александрийского — покровителя обители. В обители находится список чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Это чудотворный список того самого образа XIV века, с которым ходили Минин и Пожарский, собирая ополчение в Ярославле, перед которым молились о победе русского оружия над поляками и избавлении от моровой язвы. Успенский собор в Ярославле — в XVIII-XX вв. кафедральный храм Ростовско-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году. Восстановление храма началось в 2004 году. Собор был освящён патриархом Кириллом 12 сентября 2010 года. С 2011 года в соборе почивают мощи святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина и мощи благоверных князей Василия и Константина Ярославских. Основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская» , икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых. Монастыри [ править править код ] Все монастыри Ярославской области Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010