С 1959 года леса Валаама отнесены к категории особо ценных лесов. 4 Интродуценты Это сложное слово означает всего-навсего переселенцев, которые прижились на новой земле. На Валааме много деревьев-интродуцентов. Они растут вдоль лесных дорог и троп, на центральной усадьбе монастыря, у церквей, часовен и хозяйственных построек. Монахи сажали аллеи, куртины и живые изороди по законам ландшафтной архитектуры. Пихта в «аллее одинокого монаха» создает не только декоративный эффект, но и желанную тень в жаркие дни. Более трехсот деревьев со спиленными макушками образовали надежную живую изгородь, которая защищает сельскохозяйственные поля от ветров. Около ста сибирских кедров — тоже результат интродукции. Самые крупные кедровые рощи расположены у Белого скита. На многих кедрах вызревают большие шишки. В усадьбе Спасо-Преображенского собора растут североамериканские гости — дугласия и туя западная. Неизвестно, рос ли на Валааме дуб сам по себе, или его сюда завезли, но позже его искусственно выращивали из желудей и рассаживали по острову дубовые рощи и аллеи. Сегодня хладоустойчивые валаамские дубки расселились уже и севернее островов — в Петрозаводске, на Киваче и в других местах южной Карелии. Игумен Дамаскин (Кононов) Масштабными посадками иноземных деревьев на Валааме занялся во второй половине XIX века игумен Дамаскин (Кононов). При выращивании их учитывались лесные и агротехнические требования, был устроен питомник с водоотводящими канавами, саженцы из которого обитель высылала и в Петербург, и в Финляндию, и в другие места. Аллеи и рощи интродуцированных пород создавались на Валааме вплоть до 30-х годов ХХ века. 5 Тепличная экзотика Отдельная тема — то, что растет на Валааме стараниями монашеской братии. У монастыря большое хозяйство, есть теплицы, в которых монахи в северных широтах умудряются выращивать даже… ананасы! В 2015 году братию обители угостили этими нетипичными для России плодами. Пару из подаренных ананасов монахи высадили в теплице. Спустя два года появился свой первый ярко-желтый колумбийский ананас . И это не современное нововведение. Традиции садоводства и огородничества в обители давние, многолетние. Еще в середине XIX века в валаамских теплицах отлично себя чувствовали и вызревали арбузы, дыни и тыквы.

http://sever.foma.ru/ananasy-pod-sosnami...

Потребности подрастающего в десятилетия культивируемом недругами России смысловом, экзистенциальном (по В. Франклу) вакууме поколения растут. Растет и предложение. «Снюсы» , «вейпы» , «спайсы» , «соли» , «лирика» , «прегабалин» , «тропик» , «анимэ» , «готы» , «эмо» , «шутеры» , запрещенные в Российской Федерации, но все также успешно находящие адресатов «суицидальные группы» , группы «А.У.Е.» , группы «колумбайн» и все новые и новые вариации погружения в мир искаженных смысложизненных и ценностных ориентаций – далеко не каждый знаком хотя бы с частью этого печального перечня, несущего в российские семьи разлад, трагедии и слом судеб целых поколений. Все вышеперечисленное – угрожающие и, к сожалению, быстропрогрессирующие симптомы надвигающегося заката русской цивилизации. Это лакмусовая бумажка состояния современного российского общества и лишь «верхушка айсберга» многокомпонентной проблемы. Проблемы, которую, безусловно, нужно решать. Помимо гибнущих прямо здесь и сейчас, к горькому сожалению, немалым числом воинов, участвующих в специальной военной операции (СВО) на Украине, самые различные формы разрушающего себя и окружающее пространство зависимого поведения приводят к краю пропасти и толкают в объятия смерти ежедневно сотни и тысячи молодых и не очень людей, проживающих в России. Где же корень проблемы, как остановить постоянно оскудевающий генофонд нации?.. Зависимость сужает человека. Этот тезис из лекции насельника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Две доминанты», включенной в представленную вниманию читателя монографию, определяет одновременно и ее цель. Расширить понимание о многопричинности формирования патологических, опасных для личности и общества, социально неприемлемых форм аддиктивного (зависимого) поведения – такова, на мой взгляд, ключевая цель автора. Стремление еще молодых, наивно доверяющих «моде» своего окружения и навязываемых через масс-медиа ложных деструктивных моделей поведения, юношей и девушек во что бы то ни стало находиться в нетрезвом виде, либо оказаться погруженным в какую-либо экстравагантную субкультуру, сектообразную, чаще всего закрытую от старших группу, все больше похоже на какую-то массовую одержимость.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/15/starat...

Деда направили на Секирку в ноябре месяце. В задачу несчастных заключенных входило вязание плотов, которые потом отправлялись в Западную Европу на продажу. Плоты вязали, по пояс в ледяной воде, в течение всей смены, а затем поднимались на верх Секирной горы и там лежали на полу и высыхали — в ноябре месяце, без отопления, со скудным питанием. Каким образом мой благочестивый предок выжил, представить себе невозможно. Но удивительно, что он никогда об этом не говорил, хотя много рассказывал о лагерной жизни, в том числе и о совершении этой Литургии на пеньках. Причем рассказывал всегда с неким назиданием: меня, маленького мальчика, он учил тому, что в любой момент может настать время, когда снова придется служить Литургию на пеньках. В послевоенные годы это звучало очень актуально. Его слова были для меня бесценным даром, который формировал мое отношение к вере, к Церкви и к возможным последствиям, проистекавшим от принадлежности к ней. Дед выжил после этих 30 дней чудом Божиим. Потом из Соловецкого лагеря он был переведен в Кемь и по истечении срока освободился. Но это было не последнее его заключение. Последовали злостраждения и муки другого порядка — он не мог проживать в городах, он не мог вернуться к семье и более 10 лет жил в подвалах, пустых отопительных котлах, без всяких средств к существованию и пропитанию. А в более или менее благополучном 45-м году снова был арестован и снова отбывал очередные пять лет ссылки — только за то, что требовал открытия храма в своем родном селе Оброчном, тогда Нижегородской области, а ныне Мордовии. Вместо того, чтобы пойти навстречу деду, его просто посадили на пять лет. Поэтому с особым чувством совершал я сегодня службу. Я, конечно, вспоминал его: невысокого роста, худого, очень жилистого, физически сильного человека с непреклонной волей. Про таких говорят: «человек-камень», «глыба — свернуть невозможно». Просил его и о том, чтобы он молился о нас пред Престолом Божиим, — ибо верю, Господь дал ему такую возможность, — за людей православных, за монахов Соловецких и за меня, недостойного.

http://patriarchia.ru/db/text/2417813.ht...

В связи с отсутствием работы по специальности с 1924 г. был инструктором по изготовлению игрушек в мастерской кустарной техники. Затем преподавал историю в Военно-морском уч-ще им. Фрунзе. С 1928 г. работал в Русском музее , где занимался изучением народного искусства. В кон. 1930 г. был приглашен научным сотрудником в новоучрежденный Институт истории науки и техники АН СССР, где стал руководителем сектора истории техники и заведующим музеем истории науки и техники. Вел подготовку выставочной экспозиции в бывш. митрополичьих покоях Александро-Невской лавры, однако из-за недостатка средств и перевода Академии наук из Ленинграда в Москву музей так и не открылся. Активно участвовал в подготовке издания монографии «Металлургические заводы на территории СССР с XVII в. по 1917 г.: Чугун, железо, сталь, медь» (вышел 1-й том (М., Л. 1937)), книги «Описания Уральских и Сибирских заводов» Вильгельма де Геннина (М., 1937). 25 окт. 1935 г. постановлением Президиума АН СССР получил ученую степень кандидата исторических наук. После перевода Института истории науки и техники в Москву работал с 1937 по 1940 г. научным сотрудником - архивариусом частнохозяйственных фондов Ленинградского отдела Государственного исторического архива. Написал монографию «Художники крепостного Урала» (издана в 1957), в к-рой на основе материалов музеев Москвы, Ленинграда, Свердловска и Н. Тагила рассматривалась не изучавшаяся ранее графика и живопись горнозаводских мастеров. Подготовил научный труд по иконописи, собирал, чтобы спасти от уничтожения, церковные святыни. 31 окт. 1940 г. арестован по обвинению в том, что «является активным участником контрреволюционной организации... ведет активную антисоветскую работу по созданию подпольного монастыря, называемого «келия»». При аресте у него было изъято 350 икон и 932 книги. Виновным себя не признал. 13 июля 1941 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. После освобождения в 1945 г. работал заведующим подсобным хозяйством Рождественско-Хавской больницы в Воронежской обл. В 1947 г. арестован повторно, отправлен в адм. ссылку в дер. Плотниково Пихтовского р-на Новосибирской обл. В 1955 г. освобожден со снятием судимости, проживал на даче знакомых в пос. Мельничный Ручей (ныне в черте г. Всеволожска Ленинградской обл.), посещал богослужения в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда.

http://pravenc.ru/text/1470099.html

Горит гостиница на Валааме. По предварительным данным, пострадавших нет. 1 мая. ПРАВМИР. На острове Валаам в Карелии горит двухэтажная гостиница для паломников. Площадь пожара составляет 800 метров. Огонь распространился на втором этаже «Зимней гостиницы», — передает ТАСС со ссылкой на ГУ МЧС по региону. «На место незамедлительно прибыли сотрудники пожарной части, дислоцированной на Валааме, и добровольцы, которые приняли все меры для спасения людей», — сообщили спасатели. Эвакуированы 70 человек. По предварительным данным, пострадавших нет. Для тушения пожара на место происшествия будет направлен вертолет. Здание «Зимней гостиницы» постройки 19-го века расположено в центральной усадьбе поселка Валаам вблизи Спасо-Преображенского монастыря. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 февраля, 2024 22 февраля, 2024 16 апреля, 2024 13 апреля, 2024 7 апреля, 2024 28 марта, 2024 11 марта, 2024 10 марта, 2024 6 марта, 2024 24 февраля, 2024 22 февраля, 2024 16 апреля, 2024 13 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/gostinitsa-dlya-palomn...

В дальнейшем ввели уголовное наказание за «паразитический образ жизни», за тунеядство, за бродяжничество (ст.ст. 198 и 209 УК РСФСР), но это проблемы не решило - вроде бы определялся социальный статус - «осужденный уголовник», но от этого руки и ноги не вырастали. Многие же из таких беспомощных калек в первые два-три года после войны (к радости большевицких властей) просто умерли от болезней, а то и голода. Но умерли не все сразу, а оставшиеся в живых требовали лечения и содержания. Эти «винтики» (как любил говорить Вождь народов) своё дело сделали, они уже больше не принесут пользы для дела строительства социализма, а лишь мешают. Вот только куда их убрать, чтобы никто не видел этих безруких и безногих, всегда хотящих есть калек, ведь их многие тысячи! И осенило: спрятать их на дальних поселениях, в том числе на далеком острове Валаам в Ладожском озере и в других обителях, пустующих после изгнания из них большевиками монахов и клира (Кирилло-Белозерском, Александро-Свирском, Горицком...), не пуская к ним туристов, журналистов и прочих любопытствующих. И, конечно, попиков: нет, нельзя, и всё! И были эти калеки без права переписки, без возможности получить духовное окормление, без возможности вернуться. А чтобы кто-то там не подумал, что такое может быть в отношении героев войны, организовать туристические поездки на пароходе, на тот же Валаам, но туристов дальше прибрежной зоны около пристани не пускать и занимать их экскурсиями с рассказами о героизме наших воинов в годы Великой Отечественной войны. И никаких, там, разговоров про инвалидов-калек! Всё это, вне сомнения, было проявление позорного двуличия большевизма, которое скрывало полноту страданий инвалидов. И вот в 1950 году на островах Валаамского архипелага в бывших кельях и скитах Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, был организован Дом инвалидов войны, он просуществовал до 1984 года. Геннадий Добров. «Неизвестный» Самый тяжелый контингент этого интерната составляли многочисленные, как их здесь звали, «Самовары» - фронтовики, потерявшие и руки, и ноги («самовар» потому, что при теле был только «краник»).

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

Епархиальная власть г. Саратова предоставляла еп. Дамиану возможность решения узких и второстепенных вопросов (дела об определении псаломщиков, о пострижении послушниц в монастырях и разрешении браков несовершеннолетним и в степенях родства) - в рамках полномочий викарного епископа. Но полноценное управление Царицынским уездом требовало постоянного присутствия епископа в Царицыне и более широкого круга полномочий, выходящих за рамки викарного. С определённой долей отчаяния, епископ Дамиан писал в докладной записке: «С такими узкими полномочиями, какими облекает меня епархиальная власть, царицынцы не желают иметь епископа; упомянутые функции можно выполнять мне и в г. Саратове, не оставляя Спасо-Преображенского монастыря. Жизнь в этом крае бьёт бурным ключом, и я без надлежащих полномочий не в состоянии буду проявить никакой инициативы; с первых дней служения создаётся положение безвыходное. По всем вопросам в делах приходских с функциями миссионерскими, просветительными, благотворительными, в делах по всякого рода организациям - коллективам, братствам, попечительствам, в делах по замещению множества священнослужительских вакансий, о чём вопиют верующие по всей епархии, а также в сношениях с гражданским ведомством и пр., - я буду неправомочен, и на все просьбы должен буду говорить: «не имею права». Это поведёт к большим служебным осложнениям и нежелательным трениям между Царицыном и Саратовом, трениям, которые и без того были всегда и ныне существуют». Исходя из сказанного Дамиан просит Св. Патриарха предоставить ему «как епископу г. Царицына более широких полномочий, по крайней мере в двух уездах - Царицынском и Камышинском, а если возможно, то и в Балашовском, путём открытия самостоятельной кафедры Царицынской; остальные вышеупомянутые уезды и округа сами возбудят ходатайство о перечислении их в церковном отношении к Царицыну. В настоящее время сделать это трудно, потому что всякие собрания по уездам запрещены». И далее указывает ещё несколько веских обстоятельств в пользу открытия самостоятельной кафедры: «1) Отдалённость от Саратова Царицынской территории и затруднительность в путях сообщения, особенно зимою; 2) положение г. Царицына, как крупнейшего торгово-промышленного пункта Юго-Восточной России; здесь металлургический завод с 20 тыс. рабочих, здесь центр всяких религиозных течений; 3) с переименованием Царицына в губернский город, он сделается и центром административным».

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

2 декабря 1870 г. частица мощей преподобной Евфросинии была привезена в Витебск и весьма торжественно и радостно была принята православными жителями Витебска и окрестных селений. По желанию и по просьбе этих последних, частица мощей преподобной Евфросинии была удержана в Витебске до весны 1871 г., когда при весьма торжественной обстановке, крестным ходом, она была перенесена в Полоцк и 23 мая 1871 г. была поставлена в Преображенском храме Спасо-Евфросиниева монастыря. Это торжество вызвало тогда проявление чрезвычайного подъема религиозного чувства в среде православно-русского населения полоцкого края. В Киеве, по-видимому, были теперь убеждены в том, что полоцкие православные жители вполне удовлетворятся, получив часть драгоценнейшей святыни, и успокоятся. Но в Киеве ошиблись. Полоцкие деятели имели совершенно иное настроение. Последние не желали успокоиться до тех пор, пока не получат своей святыни... 4 сентября 1871 г. преосвященный Савва, только что совершивший тогда торжественное перенесение части мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, писал, однако же, A. Н. Муравьеву в Киев следующее: «Пусть бы мне обещали отпустить мощи преп. Евфросинии, я готов бы пешком прийти в Киев»... Были тогда и вне Полоцка лица, которые остались недовольны тем, что Полоцк, вместо всей святыни, получил только частицу мощей преподобной Евфросинии. Но митрополит Арсений по-прежнему был настроен решительно против мысли о возможности перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. И дело это было отложено до 1882 г. В этом году киевским митрополитом был назначен Платон Городецкий , а полоцкую архиерейскую кафедру занял близкий по духу к преосвященному Савве архипастырь, бывший викарий его в Твери, преосвященный Антонин. Теперь можно было снова заговорить о благовременности перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. И действительно, об этом заговорили прежде всего в Полоцке. В мае 1882 г. на общем собрании полоцкого николаевско-евфросиниевского братства, некоторые члены его подняли вопрос об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Штенгера (1859 - 1928) от 16 мая 1915 г. 8231) с просьбой «сообщить сведения о числе заболевших на почве алкоголизма или вообще страдавших им и обращавшихся к врачебной помощи в лечебное заведение Общества Трезвости за время с 1 июля 1913 по 1 июля 1915 года и сообщить и другие, имеющиеся в распоряжении общества сведения по данному вопросу». В нём А.Т. Соловьёв указывал, в частности, что «лечившихся от пьянства при больнице Общества Трезвости с 1 июля 1913 года было: в июле 21, августе 34, сентябре 21, октябре 19, ноябре 16, декабре 10», в 1914 г.: «в январе 36, феврале 24, марте 29, апреле 11, мае 35, июне 26, июле 19 и августе 5». «С августа 1914 года по май 1915 года, - писал он далее, - лечившихся от пьянства не было, и были больные, лечившиеся от разных болезней, и их было меньше, чем в предыдущие годы. В 1914 году больных было 1327, не менее 100 человек ежемесячно, в 1915 году с января по 15 мая было всего 196, менее 40 человек в месяц и больше с лихорадочными с. 146] С самого начала Первой мировой войны КОТ, движимое бескорыстными патриотическими побуждениями, сконцентрировало свои усилия на помощи раненым воинам и беженцам, поток которых в г. Казань постоянно нарастал.Одновременно с этим казанские трезвенники принимали деятельное участие в судьбе семей военнослужащих: так, уже по состоянию на 21 сентября 1914 г. под «помещение семей запасных» было отведено «вновь отделанное помещение вверху в доме под крепостью» (при находившейся недалеко от Кремля чайно-столовой КОТ), где первоначально заселены «две семьи: Кузьминых и с. 260] К этому же времени «во временное пользование городу» было передано «помещение, приготовленное для раненых воинов». «Помещение, - сообщалось, в частности, в протоколе заседания Комитета КОТ 21 сентября 1914 г., - вполне приспособлено, заготовлено 10 кроватей с матрацами, одеялами и подушками и две смены белья; врач Общества Трезвости изъявил согласие бесплатно взять на себя наблюдение за с. 261]Одновременно, по просьбе игумена Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря Иоасафа (И.И.

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

3 Блаженный Августин . О Граде Божием. Книга 1, глава 35, страница 59. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1994, в четырех томах. Репринт. Киев, 1905–1910. В последующих цитатах мы будем указывать только книгу (римская цифра), главу (арабская цифра) и страницу (арабская цифра) этого издания сочинения блаженного Августина . 13 Светлов П., протоиерей. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания (богословско-апологетическое исследование). Богословский Вестник. 1902. Октябрь. С. 122–123. 14 Трактат о евангельском Царстве Божием мы составили по руководству сочинения А. Иванова и протоиерея Светлова. При этом предпочтение мы отдавали сочинению А. Иванова , как более глубоко исследующему вопрос о Царстве Божием в евангельском понимании его. Считаем нужным сказать еще следующее. Нас могут упрекнуть в том, что мы слишком близко держались текста тех пособий, которые имели под руками, собственно сочинения Иванова. Но мы и не думаем поставлять себе в заслугу самого содержания трактата об евангельском Царстве Божием. Мы уже сказали раньше, что вопрос о Царстве Божием по Евангелию не составляет специального предмета нашего исследования. В этом последнем он имеет только то значение, что благодаря наличию его выдерживается план нашего сочинения; без него же он не был бы выполнен. Потому-то мы и всю задачу нашу в этом случае видели только в передаче, по возможности своими словами, того содержания, какое находили в пособии, и в той мере, в какой это нужно для нашей цели. Некоторые места приводили буквально – это там, где краткость речи автора вызывала это. 39 Язычники, увлеченные неоплатонизмом, считали тело препятствием для спасения; поэтому, с их точки зрения, тела нужно всячески избегать. А христианство учит, что Сын Божий нарочно воспринял человеческое тело, чтобы спасти людей. Так создавалась в умах язычников дилемма относительно христианства, ни понять, ни разрешить которой они не могли и из-за которой нападали на него. 78 Мы увидим впоследствии, что у Царства Божия есть враги, составляющие особое царство, которое блаженный Августин изображает под именем Града земного. Теперь, при изложении истории Царства Божия и характеристики членов его, мы будем излагать вместе и историю царства земного и давать характеристику членам его: в начальном периоде обе истории царств слишком тесно связаны между собой, чтобы разделять их. А в силу этого и характеристика членов обоих царств излагается совместно. Кроме того, впоследствии нам пришлось бы излагать историю царства земного и делать характеристику членов его. А теперь, в связи с историей Царства Божия и характеристикой членов его, делать это удобнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010