Поскольку прибрамная башня, южная и западная угловые башни вместе с башней-колокольней и юго-западным пряслом формируют внешний вид монастыря со стороны города, их реставрировали по тому же принципу, что и ранее реставрированную башню-колокольню. В результате сохранено величественное очертание монастыря при подходе к нему в направлении главных монастырских ворот. В целом методически верный подход к реставрации указанных сооружений в полном объеме не удовлетворил авторов проекта (авторы проектов реставрации оборонительных сооружений Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде-Северском В. Маркиз и В. Лукьянченко). Перестройки XIX в. лишили монастырские стены оборонительных признаков; архитектура стен и башен приобрела торжественно декоративный характер, поэтому утрачен первоначальный функциональный образ памятников. Архитектурные натурные исследования восточной и северной башен, а также северо-восточного прясла стен, выполненные в 1986–1987 гг. позволили установить, что эти сооружения, как и исследованы ранее, строились по единому архитектурному замыслу. Северо-восточное прясло имело такую же консольную деревянную боевую галерею на аттиковой части стен и бойницы под подпружных арками. Особенностью этого прясла является наличие в центральной части нескольких заложенных проемов (ворот, калиток, окон). Оно идет вдоль края горы над берегом Десны, поэтому самое защищенное природными факторами. Выполненные зондажи и шурфы показали, что названные проемы предназначались для хозяйственных пристроек (конюшня, каретник), которые должны были быть возведены с напольной стороны, однако по неизвестным причинам не построены. Восточная башня - самая большая из монастырских башен. Это трехъярусное кирпичное сооружение с бойницами в первом и втором ярусах и оконными проемами - в третьем, которые при необходимости использовались как бойницы. Второй и третий ярусы отапливались печами с внутристенными дымоходами. Башня имела высокую шатровую кровлю со смотровым фонарем, с высоты которого видны южные подступы к городу. Вероятно, эту башню использовали и как сторожевую.

http://sobory.ru/article/?object=01661

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Глава Карелии обещает отреставрировать гостиницу Валаамского монастыря и переселить ее жильцов на материк к 2016 году 11.07.2014 Проект по реконструкции Зимней гостиницы на Валааме и расселению живущих в ней будет реализован к 2016 году, заявил глава Карелии Александр Худилайнен. " Зимняя гостиница всегда была неотъемлемой частью монастыря, но, к сожалению, с начала 90-х годов это не слишком приспособленное строение было использовано под жилье " , - заявил А.Худилайнен на заседании попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря , которое прошло на острове под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По словам главы региона, которого цитирует пресс-служба правительства Карелии, стоит задача восстановления здания и возвращения ему первоначального назначения. При этом необходимо не только предоставить новое жилье тем, кто проживает в гостинице, " но и создать достойные условия для приема многочисленных паломников, которых с каждым годом все больше прибывает на Валаам " , подчеркнул он. " В Сортавале будет построено благоустроенное комфортное жилье для 67 человек. Все они должны получить достойные условия проживания. Еще один способ решить проблему - дать возможность приобрести жилье по сертификатам в любом из городов России. Возможно, это будет пригород Санкт-Петербурга или Москвы, Крым или другие южные регионы. Сегодня мы хотим выполнить благородную миссию - вернуть Зимнюю гостиницу монастырю и предоставить комфортное удобное жилье тем, кто проживает в здании " , - отметил А.Худилайнен. По его словам, работы планируется провести к 2016 году в рамках федеральной целевой программы " Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы " . Зимняя гостиница, построенная в середине XIX века, является одним из зданий комплекса Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Каменное трехэтажное здание, находящееся под охраной государства в качестве объекта культурного наследия федерального значения, в 2006 году было передано в собственность монастырю. Сегодня оно находится в неудовлетворительном, а местами - в аварийном состоянии. Зданию требуется реконструкция водопроводных, канализационных и электрических сетей, ремонт кирпичной кладки и замена кровли, утепление крыши и организация современной системы водоотведения, полная замена деревянных перекрытий, реставрация внутренних интерьеров, замена полов, оконных и дверных блоков. Кроме этого, потребуется обеспечить квартирами на материке местных жителей, которые все еще проживают в этой гостинице. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.07.2014 17:17:30

http://drevo-info.ru/news/17422.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Наместник Соловецкого монастыря предостерегает от нарушения исторического облика архипелага 11.05.2011 Наместник Спасо-Преображенского монастыря и директор музея-заповедника на Соловках архимандрит Порфирий (Шутов) предостерег от опрометчивых решений при возрождении архипелага. " В деле восстановления соловецких памятников нужна крайняя осмотрительность. Мы надеемся, что с участием общественности правильные решения будут найдены " , - заявил отец Порфирий на пресс-конференции в Архангельске. Он подчеркнул, что задача возрождения Соловков - это в том числе и сохранение и восстановление памятников, всего соловецкого наследия. Главный принцип, которым, по мнению священника, следует руководствоваться при выполнении этой задачи, - " не навреди " . В качестве примера крайне неудачной реставрации он назвал восстановление монастырского причала, который, как отметил отец Порфирий, в нынешнем виде скорее похож на мавзолей. Кроме того, недавно большой резонанс вызвала информация о планах установить на Большом Соловецком острове 60-метровую антенну мобильной связи. Такие вмешательства в исторический облик Соловков недопустимы, подчеркнул настоятель. Конечной целью всего комплекса работ должно стать создание условий для того, чтобы каждый приезжающий на Соловки мог соприкоснуться с духовной традицией, основанной на подвижническом труде насельников обители, а также с уникальной островной цивилизацией - экономически эффективной и экологически безупречной, считает отец Порфирий. При этом он подчеркнул, что вопрос об упразднении музея на Соловках не ставится. " Музей нужен обязательно, ибо задачи по изучению соловецкого наследия, по сохранению, реконструкции и восстановлению исторического облика Соловков - это научные задачи, реализовывать которые призван в первую очередь музей " , - сказал священнослужитель. 12-18 мая в Архангельске пройдут Дни Соловков. В день открытия мероприятия состоится благотворительный концерт " Соловки: златая цепь времен " . В концерте среди прочих примут участие солисты Большого и Мариинского театров, братский хор Соловецкого монастыря. Собранные от продажи билетов средства пойдут на восстановление и благоустройство монастырского кладбища, разрушенного в советское время. Накануне открытия программы из Москвы в Архангельск доставят древнюю святыню - крест преподобного Савватия Соловецкого, который будет храниться на архангельском подворье Соловецкого монастыря, а с открытием навигации возвратится на Соловки. Также в культурной программе - проведение выставки " Соловки. Голгофа и воскресение " и выставки работ победителей фотоконкурса " Светолетопись Соловков " . Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.05.2011 17:07:07

http://drevo-info.ru/news/10691.html

Куранты на Спасской башне Кремля недавно известили россиян о начале отсчёта времени в новом, 2015 году. Во многих городах на значительных зданиях, древних башнях и колокольнях находятся башенные часы, с помощью колоколов отбивающие время. В современных условиях они, как и столетия назад, оживляют городскую среду, становятся важными символами и атрибутами данной местности. Их вид и звон по-прежнему завораживают, а в холодном чётком механизме есть что-то живое. Как уже было сказано, в кремле, на колокольне Спасо-Преображенского собора находятся башенные часы, изготовленные в 1984 году на Угличском часовом заводе. Размещённые на гранях восьмерика четыре циферблата с римскими цифрами и фигурными стрелками прекрасно вписаны в историческую среду и, кажется, были там всегда. В какой-то мере это наблюдение верно, – действительно, нынешние часы установлены на месте старинных. Можно сказать ещё более – Углич на протяжении трёх веков был хорошо знаком с башенными часами. За состоянием часов в XVIII – первой половине ХХ века на соборной колокольне следили специально нанятые городским обществом люди. Например, 1 июля 1797 года был заключен договор с угличским посадским Ефимом Дмитриевым, сыном Ерыкаловым, по которому Ерыкалов в течение полугода за сумму 15 рублей обязался имеющиеся на соборной колокольне городовые часы «заводить, поправлять и починять… чтоб оные были во всякой исправности и верности безостановочно», а также следить за состоянием городских пожарных инструментов. Позднее отвечал за содержание городовых часов пономарь Петропавловской церкви Максим Макаров. Эта работа стоила ему жизни – 27 февраля 1817 года он был найден мёртвым на соборной колокольне, где при заводе часов запутался в верёвках приводных гирь. Часы на соборной колокольне действовали на протяжении большей части XIX века, но старый механизм в какой-то период вышел из строя. На исходе столетия Л.Ф. Соловьёв писал, что от этих часов осталось одно воспоминание. Так прекратили работу последние и наиболее известные башенные часы Углича. После поломки часов горожане стали узнавать точное время по гудкам писчебумажной фабрики, благовестам Спасо-Преображенского собора и Богоявленского монастыря, но они не всегда отличались точностью. Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, один из представителей городской общественности на страницах газеты «Угличская мысль» 1 августа 1910 года в статье, озаглавленной «Вне времени», призывал приобрести новые башенные часы и установить в верхнем ярусе колокольни Филипповской церкви. Едва ли это предложение было реализовано, хотя ещё на фото 1899 года в круглых окнах завершения чётко видны часовые циферблаты. Но последние могли быть и декоративной имитацией.

http://sobory.ru/article/?object=01005

В статье о Новгороде-Северском, напечатанной в 1848 г., приведены следующие сведения: «…Колокольня – здание в готическом вкусе и в два яруса, имеющее 20 саженей высоты. Под нею находится подземный ход, а перед входом – большой овраг, имеющий с ним сообщение: здесь, вероятно, существовал прежде подъемный мост, доказательством чему может служить обыкновенный мост, устроенный в настоящее время над этим оврагом». Некоторое объяснение ошибочной терминологии в характеристике архитектурного стиля сооружения находим на сургучном оттиске монастырской печати 1827 г., где колокольня изображена шатровой. На всех известных картах города и монастыря XVIII – начала XIX вв. перед колокольней изображен ров с перекинутым через него стационарным мостом. О времени строительства колокольни в литературных источниках относительно Спасо-Преображенского монастыря сложилось определенное мнение. Авторы подавляющего большинства публикаций XIX в. считают, что она возведена во второй половине XIX в. В советское время все исследователи, используя известные источники XIX в., отмечают, что колокольня построена одновременно с монастырскими стенами и башнями: «в 1670-1699 г.г. были возведены каменные оборонительные стены монастыря длиной немногим более километра, с надвратной и угловыми башнями». В списке памятников архитектуры Украины колокольня датируется XVII-XIX вв. Сотрудники института «Укрпроектреставрация» выполнили подробный анализ всех известных библиографических и историко-архивных источников по этому вопросу. Обнаружены косвенные свидетельства, опровергающие датировку въездной башни-колокольни второй половиной XVII в. Так, в письме к гетману Брюховецкому Баранович сообщает: «... о трапезе замышляю и о ограде монастырской». Итак, перечисляя сооружения, которые, по его мнению, необходимо возвести, епископ колокольню не упоминает, хотя это самый значительный элемент монастырского комплекса. Ошибочность указанной выше даты подтверждено сведениями, полученными в ходе натурных исследований колокольни и стен курдонера, когда выяснили, что колокольню построили значительно раньше, чем прилегающие к ней оборонительные стены.

http://sobory.ru/article/?object=01661

Капитон Иванович, конечно, не имел ни времени, ни сил обработать все собранные им многочисленные и разнообразные исторические материалы, а к составлению историко-статистического описания Симбирской епархии и не приступал. Обилие и разнообразие материалов, совершенно необработанных, несомненно, действовали на него подавляющим образом и задерживали издание и тех исторических работ, которые он почти закончил ещё во время пребывания в Симбирске. Он осознавал необходимость дополнить и исправить эти работы на основании добытых им новых исторических данных и переделывал составленные ещё в Симбирске описания монастырей и пустынь. Эти переделки иногда существенным образом изменяли его прежние описания. Например, в переписанном уже набело описании Алатырского Киево-Николаевского монастыря он зачеркнул первые страницы и написал их вновь на основании найденных им новых документов. Но, очевидно, Капитон Иванович не имел достаточно свободного времени для того, чтобы совершенно исправить свои описания Симбирских монастырей и приготовить их к печати. Поэтому напечатаны им немногие из этих описаний, притом некоторые даже в неисправленном виде. Вскоре после приезда в Москву, в 1852 году, он издал «Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря», в 1867году напечатано его «Историческое описание бывших в городе Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей» (в примечании к заголовку описания сказано, что оно составлено в 1849 году и дополнено в 1850 году); в 1869 году помещено в Археологическом Вестнике «Описание Кашпирского Благовещенского Симеонова монастыря» (в отдельном оттиске к его заголовку сделано примечание, что оно составлено в 1849 году; значит оно напечатано по первоначальной редакции, без изменений, которые следовало сделать в нём на основании данных, заимствованных Капитоном Ивановичем в 1855 году из Синодального архива в Петербурге); в 1870 году помещено в Симбирских губернских ведомостях «Описание Симбирского Покровского монастыря». Два описания: Симбирского Успенского монастыря и Соловецкой пустыни напечатаны были в Симбирском Сборнике 1870 году без ведома их автора, притом первое по неисправленной редакции. В 1871 году Капитон Иванович вел переговоры с московскими типографиями о напечатании описаний всех монастырей Симбирской епархии, но в следствии недостатка времени и средств, а может быть в следствии болезни, которая в следующем 1872 году свела его в могилу, мог докончить этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Власти Карелии продолжат развитие коммунальной инфраструктуры на острове Валаам 08.04.2009 Власти Карелии продолжат реконструкцию коммунальной и социальной инфраструктуры острова Валаам в рамках генерального плана развития Валаамского архипелага и расположенного там Валаамского мужского монастыря , сообщила во вторник пресс-служба правительства республики. " В ходе реализации концепции генерального плана (развития Валаамского архипелага) стало очевидным, что реконструкция объектов различного назначения не возможна без первоочередного развития коммунальной инфраструктуры. Основные ресурсы и усилия направлены на создание устойчивого энергоснабжения, водопровода и канализации, развитие дорожной сети " , - говорится в сообщении. Начиная с 2002 года, на автодорогах острова выполнено мощение брусчатки на подходах к Валаамскому мужскому монастырю, ремонт и переустройство водопропускных труб, ремонт пяти деревянных мостов и гравийного покрытия автодорог. Также сделан ремонт главной монастырской дороги. Кроме того, построена дизельная электростанция на 1,5 МВт, ведутся проектные работы по прокладке электрокабеля с материка по дну Ладожского озера. Построены канализационные очистные сооружения в центральной усадьбе монастыря. Одним из основных проектов ближайших нескольких лет станет обустройство входной зоны монастырской бухты. Так же в число объектов, включенных в генеральный план развития Валаамского архипелага, входит помещение бывшей монастырской " Женской трапезной " , которую планируется переоборудовать под детский сад, здание " Странно-приимного дома " , который будет приспособлен под больницу и помещение " Хлебного амбара " , где после реконструкции разместится школа поселка Валаам. Приоритетным направлением социально-экономического развития архипелага правительство Карелии считает возрождения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. С этой целью ведется планомерное восстановление, реконструкция и реставрация объектов монастыря, восстановление скитов, новое строительство объектов культового и хозяйственного назначения Православной Церкви.

http://drevo-info.ru/news/6431.html

Шатры навершия всех трех фонарей из музея-заповедника «Коломенское» в настоящее время соединены литыми киотами. Они представляют собой изображение Голгофского креста с орудиями страстей и стеной Иерусалима под многолопастной аркой с пятью главками. Этот мотив имеет очень сложную символику «Небесного Иерусалима» и полностью соответствует символике самих фонарей. Такие киоты могли отличаться деталями композиции. Например, на фотографии А.А. Бобринского в средокрестии Голгофского Креста изображен терновый венец а киоты фонаря из Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря имеют дополнительный ажурный декор в виде вьющихся ветвей на поле киота. Литые киоты были очень распространенным, но не единственным вариантом соединительных деталей между шатрами. Другим видом такого украшения являются деревянные изображения херувимов. Они пока известны только на одном примере. На фотографии одного из выносных фонарей Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря (возможно, ныне хранящегося в собрании ГМОМЗ «Коломенское») хорошо видны фигурки четырехкрылых херувимов между шатрами навершия фонаря. К сожалению, фигурки эти не сохранились, а качество фотографии не позволяет составить о них более полное представление Еще одним элементом, придающим особую изысканность выносным фонарям, была роспись по слюде «через поле» (свинцовым суриком и зеленой ярью-медянкой, разведенными на сыром льняном масле или вареной олифе – Е.Ю. Елькова, хранитель отдела металла ГИМа ). Уже В.В. Мансветов упоминает в своей работе об это элементе декора: «Слюда на боковых сторонах и внизу иногда раскрашена, почти исключительно в зеленый и красный цвета, или покрыта орнаментальной живописью» Мы не имеем возможности сколько-нибудь полно судить об этих орнаментах. Слюда сохраняется очень плохо и, по большей части заменяется реставраторами на сохранившиеся однородные фрагменты (в лучшем случае). Вот фрагмент из отчета о реставрации фонаря: «Единственный кусок подлинной слюды находится на найденной створке корпуса. По ее размерам были склеены все остальные из мелкой слюды» В некоторых же случаях ее просто заменяют прозрачной пленкой. Пожалуй, единственный нам случай сохранившейся росписи по слюде – это декор выносного фонаря из собрания Вологодского областного краеведческого музея. Грани нижней части этого фонаря расписаны тонким травным орнаментом. Рисунок смотрится особенно изыскано на подложке из золотистой фольги.

http://sobory.ru/article/?object=02999

Хор Валаамского монастыря спел для российских летчиков в Сирии «Катюшу» и «День Победы» 22 января, 2016. Новостная служба Для участников хора командование провело экскурсии по объектам авиабазы 22 января ПРАВМИР. Хор Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря выступил на российской авиабазе «Хмеймим» в Сирии. На концерте присутствовало более 300 военнослужащих. Хор выступил в столовой, которая была переоборудована в концертный зал со всей необходимой звуковой аппаратурой, сообщил агентству « Интерфакс»  пресс-секретарь монастыря Михаил Шишков. По его словам, летчики с большим эмоциональным подъемом слушали песни «Эх, дороги», «Тальяночка», «Катюша», «Жди меня», «Я люблю тебя Россия». «А во время исполнения песни «День Победы» зал встал и, аплодируя, пел вместе с хором», — рассказал пресс-секретарь. Перед началом концерта состоялся праздничный молебен, который совершил военный священник Илья Азарин совместно с валаамским хором. Для участников хора командование провело экскурсии по объектам авиабазы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 апреля, 2008 14 декабря, 2014 9 июня, 2016 10 января, 2014 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/hor-valaamskogo-monast...

Пострадавшая от пожара Зимняя гостиница Валаамского монастыря будет отреставрирована 14 февраля 2020 г. 16:31 Главгосэкспертиза России после повторного рассмотрения документов решила одобрить реставрацию после пожара Зимней гостиницы и женской трапезной Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря . При этом отмечается, что ежегодно Валаам посещает около 100 тысяч паломников и туристов, а монастырские гостиницы одновременно могут вместить около 200 человек. Одна из них — Зимняя гостиница, построенное с 1851 по 1856 годы здание в русском стиле, признанное объектом культурного наследия федерального значения. Через 20 лет к нему пристроили двухэтажный флигель — женскую трапезную. 1 мая 2016 года в гостинице начался пожар . Из-за огня и воды был нанесен сильный ущерб: произошло частичное обрушение кровли на площади более 1000 кв. метров, рухнули перекрытия, пострадало несколько этажей, в том числе мансарда центрального корпуса и южной части здания. Полностью разрушены инженерные коммуникации. Проектом, получившим положительное заключение Главгосэкспертизы России, предусмотрена реставрация и приспособление здания Зимней гостиницы общей площадью 9314,41 кв. метров под современное использование. Пятиэтажное здание гостиницы, включая цокольный и мансардный этажи с техническим подпольем, будет перепланировано, однако историческая структура будет сохранена. Кроме того, здесь проведут ремонтно-восстановительные работы и гидроизоляцию фундаментов. Старые лестницы, наружные крыльца с лестницами и козырьками демонтируют, вместо них установят новые. В здании заменят кровлю, оконные и дверные блоки, выполнят внутреннюю отделку и установят лифты. Те же работы, кроме установки лифтов, будут проведены и в процессе реставрации здания женской трапезной общей площадью 1430,31 кв. метров. Благоустроена будет и территория комплекса Зимней гостиницы: здесь расширят мощеную площадку у главного входа, восстановят утраченные диагональные дорожки, обустроят дворовую территорию. По окончании реставрации в здании откроются гостиница, Духовно-просветительный центр, а также музей Валаамского монастыря. В женской трапезной будет работать кафе. Финансирование работ будет осуществляться за счет федерального бюджета. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5592130.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010