1939  Упразднение концлагеря и организация на Соловках Учебного центра Северного флота (Школы юнг). 1967  В стенах обители создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. 1990  Решение Священного Синода о возобновлении Соловецкой обители. 1992  Возвращение на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II . 1994  Начало реставрационных работ в скитах и пустынях обители. 1999  На острове Анзер были обретены честные мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева). 2000  Подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита. 2001  Освящение отреставрированного храма святителя Филиппа, митрополита Московского. 2007  Освящение вновь отлитых колоколов Соловецкой звонницы и великое освящение Спасо-Преображенского собора. 2008  Освящение поклонного креста и часовни на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной. Освящение храма Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер). 2008  Освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту. 2009  Мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж. 2010  Учреждение Патриаршего Попечительского совета Соловецкого монастыря.  Выставка «Соловки. Голгофа и воскресение» в Храме Христа Спасителя в Москве. 2013   Освящение Вознесенского храма на Секирной горе. 2015 Презентация интернет-проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке». 2018 Освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. 2021 Территория Соловецкого архипелага признана объектом культурного наследия федерального значения. Скиты и пустыни Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка о состоянии на 2009 год) Спасо-Преображенский собор Соловецкой обители Соловецкий лагерь особого назначения Страна: Россия Адрес: 164070, Архангельская обл., п. Соловецкий Телефон: (8183590) 298 Факс: (8183590) 298 Web-caйm: http://solovki-monastyr.ru Наместник: Порфирий, епископ Озерский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шутов Владимир Викторович)

http://patriarchia.ru/db/text/964179.htm...

По весне вернулся на Соловецкий остров преподобный Герман. Причем он прибыл не один, а с рыбаком Марком, который остался там послушником. Впоследствии Марк принял и монашеский постриг. Постепенно обитель на Соловках населялась все новыми и новыми людьми, желавшими проводить в ней иноческую жизнь, «Приплывая на остров, они строили себе кельи подле келий Зосимы и Германа и снискивали пропитание трудами рук своих». На том месте, где преподобный Зосима видел чудесный храм, появилась деревянная церковь в честь праздника Преображения Господня. От нее и получил свое название Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Игуменом монастыря был избран преподобный Зосима. Правда, не сразу. Сперва новгородский архиепископ Иона назначил на эту должность иеромонаха Павла. Но тот не вынес трудностей жизни на Соловках и покинул монастырь. То же произошло и с его преемниками Феодосием и Ионой. Как видно, Божия воля была на то, чтобы пастырем и наставником соловецких иноков стал именно преподобный Зосима. По просьбе братии монастыря, архиепископ Иона сделал настоятелем Спасо-Преображенской обители преподобного Зосиму. При этом рукоположил его во священника. Побывав в Новгороде и получив от тамошних благочестивых жителей пожертвования в виде денег, сосудов, одежд, съестных припасов, преподобный игумен Зосима вернулся в свой монастырь. По возвращении его в обитель братия сделалась свидетелями дивного знамения, которое указывало на то, что преподобный Зосима достоин возложенного на него сана служителя Божия. Когда он совершал в Спасо-Преображенском храме первую Божественную литургию, «лицо его просветилось благодатию, как лицо ангела, и церковь наполнилась дивным благоуханием. Братия радовалась, что Господь даровал им наставника, исполненного благодати Божией». Под его руководством обитель продолжала строиться. Кроме того, в игуменство преподобного Зосимы мощи преподобного Савватия были с почестями перевезены в Соловецкий монастырь и помещены в гробнице за алтарем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это произошло в 1472 году.

http://patriarchia.ru/db/text/233835.htm...

В храме с 1646 года покоились мощи святителя Филиппа. В 1652 году мощи вывезли в Москву, оставив в прежней раке три их частицы. В 1697 году для нее была устроена специальная арка с южной стороны солеи. Над ракой находилась икона Пресвятой Богородицы «Словенская» (названная так благодаря ее иконографической близости к чудотворной иконе «Словенской»), перед которой святитель особенно любил молиться. В 1861-62 гг. стены и своды храма были расписаны. Сюжеты росписей изображали события Священной истории, ветхозаветных и новозаветных святых. Посетивший Соловки в 1858 году император Александр II пожертвовал 2000 рублей на устройство в соборе придельного храма в честь своего небесного покровителя святого благоверного князя Александра Невского. Придел монастырь устроил на свои средства, а вклад императора употребил на поновление иконостаса. В лагерное время Спасо-Преображенский собор как уникальный памятник архитектуры был объявлен заповедником. Здесь находилось отделение антирелигиозного музея, и располагались экспозиции по иконописи (до 2000 икон) и церковной утвари, а также была представлена коллекция медных гравюр. В храме некоторое время находились мощи Соловецких святых: преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Иринарха и Елеазара. Реставрация храма началась в 80-х годах XX века и к началу века XXI века была, в основном, завершена. 20 апреля 1990 года здесь прошло богослужение – первое после 70-летнего перерыва не только в соборе, но и в стенах обители. Возглавил его архиепископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон. В соборе после перенесения на Соловки в августе 1992 года некоторе время покоились мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Современный пятиярусный иконостас был установлен в 2002 году. Он выполнен по заказу монастыря на средства благотворительного фонда имени Андрея Рублева. 19 августа 2007 года архиепископ Орехово-Зуевский Алексий совершил Великое освящение храма. Богослужения в Спасо-Преображенском соборе в настоящее время совершаются в летнее время, как правило, с июля до конца августа-начала сентября. На это время в храм переносят святыни обители.

http://sobory.ru/article/?object=05746

http://solovki-monastyr.ru/abbey/development/#_9 Соловецкий Преображенский монастырь, 1 класса, ставропигиальный, на Соловецком острове Белого моря, в 60 верстах от города Кеми, в 180 верстах от города Онеги, в 300 верстах от Архангельска (по реке Северной Двине и Белому морю). Существует с XV века (см. 17 апреля и 30 июля). В монастыре три великолепные собора. Преображенский собор, заложенный в 1558 году игуменом святым Филиппом, был освящен в 1566 году с одним приделом на южной стороне и четырьмя малыми церквами под угловыми главами храма, с художественной живописью по стенам и с величественным пятиярусным иконостасом, устроенным в 1697 году повелением и иждивением императора Петра Великого. Троицкий Зосимо-Савватиевский собор был построен в 1859 году, с двумя приделами; здесь главная святыня обители — мощи преподобных Зосимы и Савватия, которые почивают открыто в особой раке для каждого в приделе их имени; внизу под собором церковь во имя преподобного Германа с его святыми мощами под спудом; сюда примыкает и третий Успенский собор, с огромной братской трапезной, освященный святым Филиппом в 1557 году; над сводами его 2 малые храма, а под трапезной церковь во имя Рождества Богородицы. Между Преображенским и Успенским соборами помещается церковь святого Николая чудотворца, в связи с которой стоит колокольня, построенная в 1777 году, вышиною 27 сажень. Все эти храмы соединены между собою каменным длинным коридором, способствующим переходить из одного храма в другой без малейших затруднений. В отдельных зданиях находятся церковь святого Филиппа со Знаменским приделом на ее сводах и Благовещенская над святыми воротами, в которой деревянный резной иконостас представляет замечательный памятник художественной резьбы XVII века. Кроме того, в обители устроены три часовни: во имя преподобного Зосимы, преподобного Иринарха и иконы Знамения Божией Матери; а также имеются: усыпальница святого Филиппа, где покоились мощи его до перенесения в Москву, и 2 колокольни — соборная и царская.

http://sobory.ru/article/?object=02999

Читайте также — Священник Александр Волков: В 1971 году митрополит Никодим и будущий Патриарх приехали на Соловки… Устроитель Соловецкого монастыря преподобный Зосима Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями. Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма. Преподобный Герман и Соловецкий монастырь В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

http://pravmir.ru/istoriya-soloveckoj-ob...

В советский период, во время существования на Соловках концлагеря (1923-1939 гг.), Германовская церковь была полностью разорена, ее интерьер уничтожен, хотя и не сразу. В 1923 г., когда создававшийся на Соловках концлагерь стал активно осваивать здания упраздненного монастыря, ее удалось отстоять. Прибывшая на Соловки комиссия Наркомпроса в составе П.Д. Барановского, Н.Н. Померанцева, Е.И. Силина отметила, что «церковь пр. Германа как типичный памятник своего времени остается полностью за отделом музеев» Наркомпроса. Такой оценке немало способствовало то обстоятельство, что это была одна из немногих построек, не пострадавших во время мощного пожара 1923 г. При концлагере в церкви прп. Германа располагался продуктовый ларек для заключенных. В 1998 г. Германовская церковь представляла собой пустое помещение с земляным полом. Только при входе сохранилось два-три ряда белокаменных плит. В юго-западном углу, при входе, на одной плите имелось небольшое заглубление, оставленное молившимися коленопреклоненными людьми. Моление могло совершаться перед гробницей преподобного. Владимир Буров. Альманах «Соловецкое море». 4. 2005 г. До устройства в XVII веке кладбища у южной стены монастыря его насельников хоронили на территории обители. Известно о нескольких десятках захоронений вокруг Спасо-Преображенского собора. Самые почетные места погребения находились к северу от него. Церковь преподобного Германа - одно из таких мест. Она находится в небольшом дворике между Спасо-Преображенским собором и Никольским храмом. Церковь освящена в 1860 году. Это небольшое одноэтажное здание венчается луковой главкой. Церковь построена на месте древних деревянных часовен, в которых находились могилы трех святых: преподобных Савватия и Германа и святителя Маркелла. Кроме этого в церкви до сих пор находятся захоронения первого соловецкого архимандрита Илии (Пестрикова) (+1659) и старца Феофана (+1819). За Германовской церковью, в подклетах Свято-Троицкого собора, находятся усыпальницы. Это также наиболее почетные для погребений места.

http://sobory.ru/article/?object=06786

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского. Будущий патриарх Никон в возрасте 30 лет принял постриг со своим именем в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через какое-то время преподобным Елеазаром Анзерским, начальный старец скита, в число обязанностей Никона было включено совершение литургий и заведование хозяйственной частью. Но в 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита и был позже принят в Кожеозерский монастырь. Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты. В 1765 монастырь становится ставропигиальным, то есть переходит под непосредственное подчинение Синоду. В монастыре процветали ремёсла: он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-26). Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией. К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. После посещения монастыря Петром I в конце XVII века к Соловецкому было приписано ещё несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. В монастыре имелась обширная библиотека, а к XX веку появилась и собственная гидроэлектростанция. В XVI—XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

На месте монастыря были организованы совхоз «Соловки» и лагерь принудительных работ. С 1923 года на Соловках располагался один из первых концлагерей для противников советской власти — Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В 1937 году СЛОН был реорганизован в тюрьму. В 1939 году произошла ликвидация тюрьмы на Соловках, архипелаг был передан Северному флоту, на островах был организован учебный отряд Северного флота. В 1942—1945 годах на островах функционировала школа юнг. В 1944 году был организован островной совет, который в 1971 году был переименован в сельский совет. В 1987 году на Соловках был создан районный Совет, а населённый пункт на архипелаге получил официальное название «посёлок Соловецкий». В 1990 году была возобновлена религиозная деятельность на Соловецких островах. В 1992 году произошло включение Соловецкого историко-культурного комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.       Соловки     Соловецкий монастырь расположен на перешейке между Святым озером и бухтой Благополучия на Большом Соловецком острове. Датой основания монастыря принято считать 1436 год — время появления на Соловках преподобного Зосимы. До того, как был построен современный каменный монастырь, существовали деревянные постройки XV — начала XVI вв. Архитектурный ансамбль монастыря включает в себя: Соловецкий Спасо-Преображенский собор, Благовещенскую Надвратную церковь, монастырскую крепость, сооружения монастырского поселка и скитов, уникальную систему гидротехнических сооружений и некоторые другие постройки. Территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с 7 воротами и 8 башнями, построенными в 1584—1594 годах под руководством архитектора Трифона. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров. На территории монастыря расположены религиозные сооружения, соединённые крытыми переходами, окружённые жилыми и хозяйственными помещениями.

http://isihazm.ru/1/?id=587

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайе мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель. В XVI b. Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. В 1547 году на Церковном соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, соловецкие чудотворцы. Обитель получала щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья в Сумской волости, колокола, драгоценную церковную утварь. В годы игуменства святителя Филиппа (1548–1566), будущего митрополита Московского, в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие вместе с братией монастыря возвели храм в честь Успения Божией Матери с трапезной и келарской палатами (1552–1557). Строились новые келейные корпуса, развивалось монастырское хозяйство. Прокладывали дороги, озера соединяли каналами, завели ферму на острове Большая Муксалма. Однако при этом игумен Филипп не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь. В 1558 году заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. В 1566 году храм освящен и святые мощи первооснователей соловецких перенесены в придел. В 1566 году, повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея Руси. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь. В 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Один из пунктов Устава гласит, что Патриарх «представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления». За истекший год я не раз встречался с Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым 2 , Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 3 , с членами Правительства России, мэрами г. Москвы 4 , полномочными представителями Президента в Федеральных округах, с главами зарубежных государств и правительств 5 . На встречах обсуждались насущные вопросы взаимоотношения Церкви и общества, Церкви и государства. Мною были подписаны 5 соглашений о социальном партнерстве и сотрудничестве Русской Православной Церкви с государственными структурами 6 . Еще один пункт Устава предписывает Патриарху «обращаться с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви». Помимо традиционных Рождественского и Пасхального посланий я также направил епископату, клиру и пастве г. Москвы послания в неделю Крестопоклонную (6 марта) и в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). Устав наделяет Патриарха правом посещать епархии Русской Православной Церкви. В текущем году с официальными визитами я посетил 24 епархии в России, Украине, Казахстане и Азербайджане 7 . Традиционно в течение года я посещал ставропигиальные монастыри как в Москве, так и находящиеся за пределами столицы: неоднократно бывал в Троице-Сергиевой лавре, посетил Оптину пустынь, Валаам, Соловки, Стефано-Махрищский монастырь и другие обители. В некоторых поездках были организованы масштабные встречи с общественностью городов (Алма-Ата, Екатеринбург, Петрозаводск, Одесса), с духовенством епархий (Днепропетровск, Тверь, Калининград) и насельниками монастырей (Свято-Введенская Оптина пустынь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь). Во время этих встреч я имел возможность ответить на многочисленные вопросы присутствовавших.

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010