После 1988 года Псковской епархии было передано 60 объектов религиозного назначения — и почти все в аварийном состо­янии. Восстанавливалось по федеральным целевым программам только 7 объектов. 53 объекта восстанавливали настоятели — за счет средств благотворителей и прихожан. Список ОКН, вошедших в программу АНО «Возрождение»: Троицкий собор Псковского кремля, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь, церковь Одигитрии, подворье Псково-Печерского монастыря, Успенский Святогорский монастырь в Пушкинских Горах, церковь Рождества Христова в Малах, Успенский Псково-Печерский монастырь, усадьба Строгановых в Волышово, остров Залит, Талабские острова. Подробнее см. «Дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации " Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области) " для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия Псковской области» от 24 июля 2020 года 054102020008/1. Пилотный проект «Волонтеры культуры» реализуется по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона, при поддержке Псковской епархии и губернатора Псковской области Михаила Ведерникова. Планируется, что проект продлится шесть лет. В 2019 году в нем приняло участие около 1600 добровольцев из 49 регионов страны. Молодые люди провели работы в исторической части Печор, Изборской крепости, Снетогорском и Елизаровском монастырях. В Успенском Псково-Печерском монастыре ребята пропалывали клумбы, выравнивали почву, чистили металлический забор от старой краски, очищали от мха стены, благоустраивали и благоукрашали территорию монастыря. В 2020 году планируемые работы не состоялись. Монах Антоний (Воеводин), насельник Псково-Печерского монастыря. Родился в 1984 году в городе Уварово Тамбовской области. В 2019 году закончил Псковский государственный университет, исторический факультет. В 2018 году принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре. В 2020 году назначен на должность епархиального древлехранителя Псковской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5736735.ht...

К настоящему времени противоаварийные и реставрационные работы завершены по семи объектам, в том числе по укреплению склонов Псково-Печерского и Снетогорского монастырей и по реставрации могилы Александра Пушкина в Святогорском монастыре. Строительные и ремонтные работы завершены в настоящий момент по 90 объектам. В том числе произведен комплекс работ по сохранению температурно-влажностного режима Богом зданных пещер Псково-Печерского монастыря, комплекс мероприятий по сохранению более чем 600-летнего дуба на Святой горке Псково-Печерского монастыря, также работы завершены в здании Псково-Печерской духовной семинарии, монастырской гостинице, кафе «Несвятые святые», трапезной на смотровой площадке, Паломническом центре Псково-Печерского монастыря, включая спорткомплекс и рыбное хозяйство, коровнике Псково-Печерского монастыря и других объектах. Произведен капитальный ремонт в здании бывшей эстонской школы, которая после постройки нового здания для существующей школы будет переоборудована в молодежный центр. Построены новый корпус монастырской гостиницы, детский игровой город со спортивными площадками в паломническом центре, новый гостиничный комплекс в паломническом центре из 40 отдельных коттеджей для паломников, введено в эксплуатацию девять объектов федерального молодежного лагеря «Истоки» на 350 человек, новый храм святителя Луки на территории городской больницы города Пскова, приходские дома для целого ряда храмов Пскова и Псковской области и другие объекты. В проектировании для реставрации в настоящее время находятся 27 объектов, в том числе пещеры Псково-Печерского монастыря, историческое здание Псковской духовной семинарии, в которой учился святитель Тихон, патриарх Московский и Всероссийский, и другие объекты в монастырях, храмы и постройки. В проектировании для строительства в настоящее время находятся пять объектов, в том числе новый братский корпус Псково-Печерского монастыря, исторический парк «Россия – моя история» и музей христианства в Пскове. В реставрации на разных стадиях в настоящий момент находятся 35 объектов, в том числе храмы, башни, стены и постройки Псково-Печерского монастыря, Свято-Троицкий кафедральный собор и колокольня Троицкого собора, Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Иоанно-Предтеческий Савво-Крыпецкий монастырь, Святогорский Свято-Успенский монастырь в Пушкинских Горах.

http://pravoslavie.ru/157231.html

И таким образом, относительно большинства имен усопших должно быть предполагаемо, что они берутся из всех четырех указанных месяцесловных собраний. Что касается до имен усопших, находящихся не во всех четырех собраниях, а или и некоторых или в одном каком-нибудь из них, то и здесь, не указывая в каждом случае собраний или собрания, в которых или в котором находится имя, мы будем делать это лишь в некоторых случаях, когда это окажется нужным 587 . Источники сведений о новых почитаемых усопших мы указываем в каждом данном случае (за исключением немногих случаев, когда имеем сведения сами, непосредственным образом) 588 .  I. Список усопших, на самом деле почитаемых Авксентий и Онуфрий Перцовские, основавшие около 1490 г. упраздненную Перцовуили Персону Троицкую пустыню, которая находилась в Грязовецком уезде Вологодской губернии (Ист. Uep. V, 517 ; у Верюжск. стр. 365). Аврамий, иеросхимонах Задонского Богородицкого монастыря, скончавшийся 19-го Июля 1852-го года. Принадлежит к числу местно чтимых подвижников, – преосв. Димитрийв Месяцеслове, 1 изд. вып. IV, отд. 2, стр. 93. Аврамий Мирожский, основатель Спасо-Мирожского монастыря, который находится близь Пскова, скончавшийся 24-го Сентября 1158-го года. В первом издании книги мы поставили его в числе святых; но на самом деле он, по всей вероятности, принадлежит к числу лишь почитаемых (и притом более номинально, чем действительно) усопших (ни в Истории Иерархии, -V, 69, ни в Истории княжества Псковского митр. Евгения, –III, 75, ни у графа Толстова в Святынях и древностях Пскова, – стр. 66, ничего не говорится о праздновании его памяти). Аврамий Палеостровский. См. Корнилий и Аврамий. Аврамий и Коприй Печенгские, основавшие около 1490-го года упраздненный Печенгский Спасо-Преображенский монастырь, который находился в Грязовецком уезде Вологодской губернии (Ист. Uep. V, 543 ; у Верюжск. стр. 363). Агапит, иеросхимонах Задонского Богородицкого монастыря, скончавшийся 17-го Сентября 1825-го года. Над его гробом усердием одной почитательницы его памяти устроен катафалк с вычеканенным (?) на верхней доске последнего его изображением; принадлежит к числу местно чтимых подвижников, – преосв. Димитрий в Месяцеслове, 1 изд. вып. IV, отд. 2, стр. 90. Агапит Маркушевский, основатель упраздненного Маркушевского Николаевского монастыря, который находился в Тотемском уезде Вологодской епархии, скончавшийся насильственною смертью 21-го Мая 1584-го года (Ист. Uep. V, 51 ). Так как мощи его находятся под спудом в церкви его бывшего монастыря (Верюжск. стр. 545), то и должно думать, что он пользуется почитанием (хотя Верюжский прямо этого не говорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Монастырские коты: 28 ФОТО За год в монастырь подбрасывают до 700 кошек! 30 ноября, 2015 За год в монастырь подбрасывают до 700 кошек! Ко Всемирному Дню домашних животных мы подготовили для вас подборку котиков. Да не простых, а монастырских! Монастырские коты и кошки практически ничем не отличаются от своих «мирских» сородичей. Например, точно так же любят гулять сами по себе. Фото: Игорь (Palestinian) Маснык//rasfokus.ru © Татьяна Белякова/photosight.ru Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Фото: Юрий Бобков/club.foto.ru Или посидеть на крыше, наслаждаясь тишиной Соловецкие острова. Фото: Виктория Демчук/geniusplace.ru Если прискучит в монастырских стенах, можно и отлучиться из обители. Благо, благословения на это не требуется. Фото: photohost.ru Но если ты не единственный кот в монастыре, лучше гулять поближе к трапезной. Свято-Пафнутиев Боровский монастырь. Фото: vilgun.livejournal.com А то ведь конкуренция… Фото: iona.kiev.ua «Ох, уже эти мне паломнички!» — сказал бы кот Матроскин. Фото: ruskompas.ru Но, что поделать, монастырю без паломников никак. Приходится терпеть. Фото: fotki.yandex.ru То ли дело — монахи! «Сначала мы думали, что это кот этого монаха, уж больно дружно они обнимались, но как оказалось, это просто какой то бродячий кот», — пишет паломник в блоге о посещении Оптиной пустыни. Фото: fotolife-me.livejournal.com Коты и монахи — лучшие друзья. Свято-Успенская Макарьевская пустынь. Фото: протодиакон Сергий Шалберов Фото: anndrop/orthphoto.net Фото: Виктория Славянка/animal-store.ru Фото: stihi.ru Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский монастырь. Иеромонах Афанасий и кот Тимофей — любимец братии. Фото:Ольга Голубцова/belomornews.ru Фото: ok.ru Настоятельница одесского Свято-Михайловского монастыря игуменья Серафима и ее кот Персик. Фото: odessa.kp.ua Кто сказал, что монастырские коты не умеют читать и не интересуются историей обители? Фото: Алена и Андрей/fotokto.ru Они даже послушания нести могут. Покараулить свечную лавку, например. Фото: Татьяна Анатольевна Белова/rasfokus.ru

http://pravmir.ru/28-foto-monastyirskih-...

Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Мефодий (Леонтьев), архимандрит Филарет (Кольцов), архимандрит Марк (Быстриков), благочинный Печорского округа протоиерей Владимир Семиндяев, исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин), исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков), иеромонах Иларион (Карандеев), иеромонах Прохор (Андрейчук), братия монастыря и гости обители в священном сане. Песнопения Литургии исполнили: Архиерейский хор под управлением диакона Александра Амерханова и братский хор Псково-Печерского монастыря под управлением инока Олега (Гладышева). Попрощаться с дорогим владыкой в обитель собрались многочисленные прихожане, студенты Псково-Печерской духовной семинарии, православные верующие города Печоры и других районов Псковской области. По окончании богослужения митрополит Тихон обратился к духовенству, братии обители и всем богомольцам с прощальным словом: «Счастлив человек, у которого на Земле есть место, которое он больше всего любит, к которому привязано его сердце. Место, земля, которая, как в древнем сказании, подпитывает его силами. И для меня есть такое место на земле. Это Псково-Печерский монастырь. Самая прекрасная, самая любимая, не промененная ни на что в сердце моем, хотя я и вырос в Москве, и бывал во многих местах России, во множестве стран, но... прекраснее, теплее, роднее, чем Псково-Печерский монастырь, места нет! Я от всего сердца благодарю Бога, что спустя 31 год после того, как по послушанию мне пришлось удалиться в Москву, Он услышал мои молитвы (31 год!) – и вернул сюда. Как я мог подумать, что паломник, потом послушник на коровнике вдруг вернется в Псково-Печерский монастырь, который весь был и остается для меня святыней – от каждого камушка до людей, конечно же, – и поставит грешного и недостойного на игуменское место... Но счастье длилось недолго. Всего пять лет – Господь управил именно так. Сильно радоваться тоже неполезно, сильно радоваться тоже неверно. Мы здесь не для земной радости, в каких бы формах она ни осуществлялась. Эта радость всего лишь говорит нам о том, какая радость будет в Пакибытии. И Господь отрывает нас от того, к чему мы даже духовно привязаны. Сердце должно быть привязано только к Самому Господу Иисусу Христу. Достойно и праведно только это. Всё остальное – это смешение высокого и человеческого, смешение страсти, смешение умиления небожественного, человеческого, душевного. Поэтому Господь и меняет обстоятельства жизни, иногда внутри монастыря, иногда вовне.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/vs...

СПРАВКА В 1917 году в Псковской епархии действовало 554 церкви, 969 часовен, 5 мужских ,5 женских монастырей, 3 женских общины. На территории Псковской области расположено 325 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) РФ религиозного назначения, включенных в Единый государственный реестр. В федеральной собственности находится 105 объектов,собственности Псковской области — 33,муниципальной собственности — 19,собственности местных религиозных организаций — 5,собственник отсутствует — у 163.Из этих объектов 50 сельских храмов находятся в руинированном либо аварийном состоянии.После 1988 года Псковской епархии было передано 60 объектов религиозного назначения — и почти все в аварийном состо­янии. Восстанавливалось по федеральным целевым программам только 7 объектов. 53 объекта восстанавливали настоятели — за счет средств благотворителей и прихожан2. Список ОКН, вошедших в программу АНО «Возрождение»: Троицкий собор Псковского кремля, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь, церковь Одигитрии, подворье Псково-Печерского монастыря, Успенский Святогорский монастырь в Пушкинских Горах, церковь Рождества Христова в Малах, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, усадьба Строгановых в Волышово, остров Залит, Талабские острова. Подробнее см. «Дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации “Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)” для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия Псковской области» от 24 июля 2020 года 054102020008/1. Пилотный проект «Волонтеры культуры» реализуется по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона, при поддержке Псковской епархии и губернатора Псковской области Михаила Ведерникова. Планируется, что проект продлится шесть лет. В 2019 году в нем приняло участие около 1600 добровольцев из 49 регионов страны. Молодые люди провели работы в исторической части Печор, Изборской крепости, Снетогорском и Елизаровском монастырях. В Успенском Псково-Печерском монастыре ребята пропалывали клумбы, выравнивали почву, чистили металлический забор от старой краски, очищали от мха стены, благоустраивали и благоукрашали территорию монастыря. В 2020 году планируемые работы не состоялись.

http://e-vestnik.ru/reports/pskovskiy_re...

Попечительский совет восстанавливаемого Мирожского монастыря возглавил губернатор Псковский области Псков, 12 августа 2009 г. Во время посещения губернатором Псковской области Андреем Турчаком Спасо-Преображенского Мирожского монастыря 9 августа было объявлено о создании Попечительского совета возрождения обители, который возглавит глава области, сообщает Благовест-инфо Мирожский монастырь – одно из 4-х мест псковщины, где сохранились древнерусские фрески, на его территории располагаются епархиальные иконописные мастерские. В ходе состоявшегося недавно визита в Псков министра культуры России Александра Авдеева обсуждался вопрос существования Мирожской обители в качестве одновременно и действующего монастыря, и культурно-туристического объекта. По итогам посещения министром культуры Мирожского монастыря псковский губернатор объявил, что бывший «спорным» малый келейный корпус, в здании которого располагается часть музейных фондов, будет закреплен за музеем-заповедником, «а братия, скорее всего, построит себе два малых келейных корпуса на территории монастыря, воссоздав ту архитектуру, которая была до этого». Монастырь, как отметил Андрей Турчак, был малонаселенным, монахи жили в основном корпусе и ещё в нескольких келейных корпусах на одного-двух человек. Губернатор заявил, что епархия получит возможность построить один корпус, «естественно, под надзором Росохранкультуры на месте старого фундамента». В настоящее время Псковская область отрабатывает концепцию использования памятников культуры, часть которых является религиозными центрами. Она подразумевает историческую реконструкцию памятников в неразрывной связи с возможностями их туристического использования. Идейным вдохновителем такого подхода стал председатель Союза реставраторов Савва Ямщиков. За несколько месяцев до своей кончины в апреле нынешнего года в интервью «Псковской ленте новостей» он объявил о достигнутых договорённостях проведения комплексной реставрации Мирожского монастыря, особо отметив внимание к проблеме сохранения древностей нынешних псковских областных и городских властей, выгодно отличающую действующих губернатора и градоначальника от своих предшественников. 34-х-летний Андрей Турчак возглавил Псковскую область в марте 2009 года. 12 августа 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31544.html

" Мы надеемся на сотрудничество и поддержку, на то, что нашими общими усилиями древняя псковская святыня не будет потеряна ни для наших современников, ни для потомков, и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы еще не один век будет возноситься молитва, славящая Бога " , - сообщается в обращении насельниц монастыря, опубликованном на официальном сайте обители. Собор Рождества Богородицы был передан в безвоздмездное пользование Церкви 26 июля. Был получен распорядительный акт о передаче собора, и сейчас монастырь оформляет документы: охранное обязательство и договор на безвозмездное пользование. Ранее, с ноября 2001 года " Собор Рождества Богородицы " использовался  Государственным бюджетным учреждением культуры " Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник " на основании договора безвозмездного пользования. Договор по взаимному согласию сторон расторгнут, соглашение о расторжении было подписано Территориальным управлением Росимущества в Псковской области и ГБУК " Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник " . Снетогорский монастырь является одним из древнейших на Руси. О нем упоминается в псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавшая к тому времени обитель была сожжёна при нападении на Псков ливонских рыцарей. При этом погибли настоятель монастыря прпмч. Иоасаф и 17 иноков. Главная святыня монастыря — собор Рождества Богородицы — был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески — единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы. В 1993 г. монастырь был передан Псковской епархии и открыт как женский. Сейчас здесь подвизается около 100 насельниц. Богослужения совершаются в Никольской церкви обители. 14 августа 2012 г.

http://e-vestnik.ru/news/rosimushchestvo...

Церковь Рождества Богородицы (от пролома), Псков. Фотография Сергея Кантерина.      Псков и сейчас наполняет множество храмов и монастырей, хотя это лишь малая часть того, что было тут к концу XVI в. Псков наполняли церкви и монастырские, и строящиеся по обету, и церкви разных профессиональных объединений (швейного, кузнецкого, и т. д.) и, разумеется, кончанские (районные) церкви. Общее количество храмов в городе доходило до полутора сотен. Все они, как и их звонницы, возвышались над общей массой застройки. Этот «густой лес» церквей, как выразился поляк Пиотровский, в 1581 г. посетивший Псков, производил на всех очень сильное впечатление. Псков, Собор Иоанна Предтечи бывшего Иоанновского женского монастыря в Завеличье, 13 в. Фото: Дженнет Щедрина      С течением времени эти храмы достраивались, перестраивались, сносились, объединялись и т. п., так что до нас дошли лишь немногие, но и этого хватает, чтобы сказать, что в Пскове на каждый метр квадратный — три церкви. Они рассыпаны буквально повсюду. Сохранились и некоторые монастыри. Самые замечательные из них — это Мирожский мужской монастырь и Снетогорский, когда-то мужской, а ныне женский монастырь. Снетогорский монастырь сейчас на окраине города, а когда-то был за его чертой. Это место любил посещать ссыльный Пушкин в 1825 году. В Мирожском монастыре сейчас всего 5 монахов и огромное по своему значению культурное сокровище — фрески домонгольского периода в Спасо-Преображенском соборе.Большая часть храмов Пскова — это небольшие и средней величины кубические одноглавые трёхабсидные храмы. Есть и исключения — например, Троицкий собор псковского кремля или Стефановская церковь Мирожского монастыря, но не они выражают общий дух Пскова. Дух этот таится в небольших, полуразрушенных, часто бедных, неухоженных храмах, в их выбеленных стенах, в классических псковских орнаментальных поясках, состоящих из двух рядов прямоугольных и между ними одного ряда треугольных впадин, в простой композиции вынесенных звонниц, в той неожиданности, с которой эти храмы возникают на пути изумлённого зрителя.

http://pravoslavie.ru/116976.html

Про маятник Фуко расскажут, о вырубке финского мрамора для колонн и доставке их в Санкт-Петербург, о трагичной истории Огюста Монферрана поведают легенды, но о преподобном Исаакие Далматском, в честь которого строился Собор - ни-ни... Плюс к тому - работники музея часто считают своим долгом (по служебным надобностям, естественно!) - прогуляться через алтарную часть храма прямо во время богослужения. Ладно бы - мужчины, но в основном - это дамы... Вы себе представляете такую ситуацию в мечете или синагоге??? Чтоб они не просто зашли «по музейным делам», да еще и в сакральные части «культового сооружения» свободно ходили...? Это возможно лишь в музеях «на территории РПЦ». Приведу пример из личной практики. Помню, как с моим американским другом православным регентом Николасом Кастером в 90е годы мы осматривали фрески XII века Спасо-Преображенского Собора Мирожского монастыря в Пскове. Во время нашего пребывания там «служительница музЭя», дама в возрасте, восседала на стуле в алтарной части - точнёхонько на том месте, где обычно располагается Престол! В ответ на наше скромное и вежливое предложение сменить дислокацию - мы были обруганы достаточно жестко, хотя места в храме было предостаточно, да и посетители мы были единственные - ничто не мешало ей пересесть в другое место, хотя бы вне алтарной части... Сейчас, слава Богу, все изменилось - и хотя Собор не передан Церкви (при том, что сам монастырь уже давно «функционирует» в привычном статусе монастыря и иконописной школы), но смотрительницы музея не сидят в Алтаре. И даже, если позволяет погода, на Преображение - там проводятся богослужения. И Собор, и территория монастыря находятся под «охраной» ЮНЕСКО - как памятник мирового значения. Но там - действительно «режим» - фрескам уже почти 900 лет, и условия влажности и температуры должны быть в определенных рамках. Количество и туристов, и дней посещения Собора - строго регламентировано и ограничено. Никак не миллионы, как это происходит в Исаакиевском... А вот в Мелетово (это 40 км от Пскова) сам храм Успения Пресвятой Богородицы и фрески XV века находятся в ужасном положении - по мнению комиссии Минкульта. Хотя храм находится в полном и исключительном ведении музея.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/21/st...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010