В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной. По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX b. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов. Монастырь упразднен в ХХ в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом Настоятеля был передан Псковской Епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними он был снят (см. статью). В 1997 году Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу. 01 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование. В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова. Здания [ править править код ] Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-haч. ХХ вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX bb.), Стефановской церкви (XVII b.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX bb.), братских келий (XVII—XIX bb.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX b.). Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря Собор Спаса Преображения [ править править код ] Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Не вызывает сомнений то, что Спасо-Преображенский собор и история его строительства связаны с именем свт. Нифонта, который занимал Новгородскую кафедру с 1130-го по 1156-й год, т.к. храм упоминается в летописном панегирике под 1156-м годом среди других объектов строительной деятельности этого пастыря. Как говорится в его Житии, он «украсил престол Великого Новгорода и многие души привел ко спасению»… Об этом знает каждый из нас, – кто из епископов так украсил святую Софию? Он расписал притворы, устроил иконостас, а снаружи обмазал известью и облил свинцом». Далее говорится о том, что строил святитель храмы и за пределами Новгорода: поставил церковь Климента в Ладоге и церковь Спаса-Преображения в псковском Мирожском монастыре. Но, что важно - основание считать архиепископа Нифонта строителем Спасо-Мирожского монастыря возникло только в середине XVI века в связи с его канонизацией и написанием жития псковским агиографом Василем (Варлаамом), и получила широкое распространение в XVII - начале XVIII веков и в таком виде дожила до нашего времени. Источники более раннего происхождения (до середины XVI века) однозначно считали Нифонта лишь создателем Спасо-Преображенского собора. Круглова Таисия Викторовна, к. и. н., считает: «Тот факт, что параметры плинфы Спасо-Преображенского собора архаичны, хотя размеры кирпича Климентовской церкви на Ладоге, созданной той же артелью и тем же заказчиком – Владыкой Нифонтом, соответствуют своему времени. Это обстоятельство требует объяснений. Спасо-Преображенский собор в Пскове был построен новгородскими мастерами из чередующихся слоев известняковой плиты и плинфы явно свидетельствует о длительном периоде его постройки. (Плинфа - это плоский и широкий кирпич домонгольского времени, изменения в размерах которого имеют чёткие хронологические привязки)». «Как известно,- продолжает Таисия Викторовна Круглова, - между подготовительными мероприятиями (заготовка плинфы и камня, разбивка стройплощадки на местности, закладка фундамента) и завершением строительных работ иногда проходил длительный отрезок времени, в ходе которого менялись непосредственные заказчики объектов.

http://pravoslavie.ru/149225.html

Исходные данные, базирующиеся на исследованиях этой церкви, таковы: собор поставили без фундамента, прямо на скале на высоком берегу Великой, по необходимости выровняв эту скалу. Поставили, согласно первоначальной задумке автора церкви, в виде классического крестово-купольного храма, соответствующего византийским образцам, с интерьером, представлявшим собой пространственный крест; пониженные западные компартименты и боковые части алтаря (жертвенник и дьяконник), столь же пониженные относительно центральной части, при этом оставались замкнутыми помещениями. Но - вот главная загадка! - когда на внутренних стенах уже выполнили разметку росписей, проект неожиданно " доработали " : западные боковые камеры надстроили практически до высоты рукавов " креста " , устроив во втором ярусе палатки; после этого классический византийский " крест " превратился в кубический объём со сдвинутой к востоку главой. Заказчиком Спасо-Преображенского собора, утверждавшим первоначальный проект, являлся епископ Иоанн (Папин), но после его смерти, во второй половине 1140-х годов, этот проект был серьёзно переработан его преемником на Новгородской кафедре святителем Нифонтом; тогда же Мирожский монастырь, украсившийся столь выдающимся храмом, получил статус владычного - отныне в обители всегда останавливались приезжавшие в Псков новгородские архиреи. При этом назначение образовавшихся палаток второго яруса, соединённых деревянным настилом (своеобразные хоры), куда подняться можно было только по приставной лестнице, остаётся не вполне ясным - в отличие от нижних компартиментов, где, судя по некоторым особенностям этих камер, устроили приделы. Одна из версий: в юго-западной, хорошо освещённой, палатке второго яруса обитал монах-книжник, занимавшийся " писательской " работой. К слову, псковский филолог и краевед Л. А. Творогов утверждал, что единственный дошедший до нашего времени список " Слова о полку Игореве " происходил как раз из Мирожского монастыря. Вскоре после завершения строительства Спасо-Преображенского собора храм был расписан. Доказано, что мастера работали с лесов, оставшихся от строителей, - обычно период от завершения строительства до росписей составлял два года, в которые здание " просыхало " . Фундаментальная программа росписей Мирожского собора, в ХХ веке принесших ему всемирную известность, - совершенно точно творение архиепископа Новгородского Нифонта, грека родом, питомца Киево-Печёрского монастыря, одного из самых образованных людей тогдашней эпохи. Цель программы - это утверждение света Христовой веры в полуязыческом краю, каким тогда ещё оставалась Псковская земля.

http://sobory.ru/article/?object=05425

За примером не надо далеко ходить: церковь Успения на Торгу в Новгороде была заложена по заказу новгородского князя Всеволода Мстиславича в 1135-м году, а завершена только в 1144-м, когда его уже не было в живых, а новгородский стол занимал его родной брат Святополк. Подобная задержка была вызвана определенными обстоятельствами...Изменения архитектурного замысла и архаичный размер плинфы Спасо-Преображенского собора в Пскове свидетельствуют в пользу того, что между начальным и завершающим этапами работ прошел определённый отрезок времени, в рамках которого мог поменяться заказчик. ... Если исходить из реальных размеров плинфы, то начало работ по строительству храма приходится на 20-е годы XII века. В это время владычную кафедру в Новгороде занимал Иоанн Попьян, непосредственный предшественник Нифонта. В Новгородской Первой летописи сведений об этом архиерее предельно мало. В 1110-м году архиепископ Иоанн пришел в Новгород, а двадцать лет спустя, в 1130-м году «отвержеся архиепископ Иоанн Новагорода, и поставиша архиепископа Нифонта...». Все сведения письменных источников и материалы архитектурно-археологических исследований позволяют с полной долей уверенности приписывать новгородскому архиепископу Нифонту только окончательное возведение Спасо-Преображенского собора и заказ на его роспись, но не инициативу и начальные работы. Он же, Владыко Нифонт, обеспечил обитель большими земельными наделами. Спасо-Преображенский собор. Фрески В 1858 году во время ремонта в Спасо-Преображенском соборе были обнаружены под побелкой древние фрески. Это событие изменило жизнь обители и представление о ней. Интерес Императорского археологического общества и местных знатоков-краеведов к древнейшей псковской святыне и фресковой живописи, способствовал возрождению монастыря и возобновлению архитектурного ансамбля. В 1886 году по случаю наводнения были проведены значительные ремонтные работы. Храм был вновь освящен в августе 1886 года епископом Псковским и Порховским Гермогеном, но до 1890-х годов фрески оставались под слоем штукатурки, только когда штукатурка была отбита, драгоценные фрески стали доступны научному исследованию. Работами по исследованию фресок руководил академик В. В. Суслов.

http://pravoslavie.ru/149225.html

Спасо-Преображенский собор видел в своей жизни многое - моровые поветрия, пожары, нашествия иноземных захватчиков, военные триумфы псковичей. С течением времени он сильно менял свой лик. Загадочная перестройка, осуществлённая на заключительной стадии строительства храма, была первой, но далеко не последней - специалисты насчитывают девять таких реконструкций. Иные из них оказались серьёзнейшими. Одна из таких перестроек состоялась в XVI веке, когда Псков подвергся настойчивому " московскому влиянию " . В 1510 году великий князь Московский Василий III упразднил Псковскую республику, насчитывавшую к тому времени по меньшей мере полувековую историю, и окончательно присоединил Псков к Москве, запретив вече, выслав из города бояр и богатых купцов и посадив в Пскове своих наместников с неограниченными полномочиями. В ближайшие десятилетия после этого многие псковские храмы оказались перестроены по московским образцам. Впрочем, в монастырях этот процесс шёл не столь активно - просто рядом с древними церквями появлялись целые новые ансамбли - разумеется, возведённые по московским лекалам. То же самое случилось и в Мирожской обители - с юга, на высоком берегу Великой, выросли новые постройки, фундаменты которых были обнаружены при археологических раскопках. Несколько изменился и Спасо-Преображенский собор. Разобрали небольшой притвор, примыкавший к западному фасаду и возвели новый, во всю ширину храма, с перспективным порталом посередине. Завершения фасадов, бывшие ранее позакомарными, превратились в пощипцовые. Оригинальная шлемовидная глава (кстати, сохранившаяся под нынешним куполом) была заменена " московской " луковичной, её покрыли керамическим лемехом. С севера и юга в церковь прорубили дополнительные двери, снабжённые перспективными порталами. Одновременно собор " приподняли " - в среднем на полметра: на такую высоту поднялись пол в притворе, пол в самом храме (где появилась солея), подросла центральная апсида. Соответственно пришлось растёсывать вверх арочные дверные проёмы и жертвенник и дьяконник и менять систему окон. Перестройке подверглись и верхние угловые палатки - в юго-западном отныне находилось хранилище. Тогда же в соборе поставили высокий иконостас, практически закрывший алтарное пространство. И самое главное! - как утверждают исследователи, именно в процессе реконструкции середины XVI столетия оказались забелены уникальные фрески, к тому времени сильно повреждённые.

http://sobory.ru/article/?object=05425

Северная стена храма «утоплена» в стене Никольской башни Южная – обращена к спуску на нижнюю площадку монастыря – печально известный «Кровавый путь». По преданию, здесь, перед воротами обители, государь Иоанн IV Грозный в 1570 году убил игумена Корнилия, позже прославленного в лике священномучеников. По этой дороге братия несла тело убитого к пещерам – месту погребения иноков. Есть и другая версия происхождения этого мрачного названия – по сторонам дороги издревле изобильно рос красный шалфей, известный своими целебными свойствами. Особенно живописен силуэт Никольской церкви с западной стороны. Некогда с этой стороны находилась стена, непосредственно соединяющая церковь с Тюремной башней и замыкающая «острог». Возле притвора эта стена служила основанием для двухпролетной звонницы, имеющей удивительно красивый и гармоничный силуэт. Внизу под звонницей к стене пристроили высокое крыльцо, служащее для входа в церковь на высоком подклете. С двух сторон оно украшено широкими открытыми проемами. «Малая» звонница Псково-Печерского монастыря заслуживает особенного упоминания. В XVI –начале XVIII века крыльцо Никольского храма заслоняла стена Острога. В более позднее время стену разобрали, и ее участок сохранился только под звонницей. Подобный тип звонниц – с двумя пролетами, на самостоятельном основании, но примыкающих к храму, появился в псковском зодчестве примерно в середине XVI века. Они известны преимущественно по архитектуре монастырей. Примерами этому могут служить звонницы Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и собора Рождества Иоанна Предтечи Иоанновского монастыря (отреставрирована в старых формах в 1948 году). Звонницы Мирожского и Печерского монастырей сравнивали уже в начале ХХ столетия Действительно, обе они имеют два пролета наверху и основание в виде плоской стены. Только в первом случае проемы для колоколов расположены в два ряда (нижний ряд прорезает стену), а во втором – в один. Верхняя часть всех трех звонниц тоже очень характерна – это три массивных столпа с выемками для очепных валов (колокола на таких звонницах были предназначены для раскачивания с земли при помощи специальных шестов – очепов), с полукруглыми арками между ними, увенчанными живописными фронтончиками-городками. У городских храмов Пскова такое же завершение мы видим (вживую, или на реконструкциях) у звонниц храмов Похвалы Пресвятой Богородицы (1462 год) на Романовской (Романихе) улице (упразднена в 1787 году) и святителя Николая со Усохи (1535 год). Звонницы аналогичного рисунка, что в наши дни возвышаются над притворами церквей Петра и Павла с Буя (1540 год), Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома (1581-1582 годы), Святой Троицы в Доможирке (1558 год), Вознесения Господня (Старое Вознесение, 1550-е годы), были восстановлены на основе приведенных выше примеров.

http://sobory.ru/article/?object=01977

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др. В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.

http://azbyka.ru/palomnik/Мирожский_Спас...

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др. В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В 1156 году в Пскове в период княжения Святополка Мстиславича, брата благоверного князя Всеволода Гавриила на левом берегу реки Великой при устье речки Мирожи, по инициативе епископа Новгородского и Псковского Нифонта, был основан Спасо-Мирожский монастырь. По заказу Нифонта новгородской строительной артелью была построена главная монастырская церковь во имя Преображения Господня. Сразу после окончания строительства храм был расписан фресками. Нифонт обеспечил обитель большими земельными наделами. Есть основание думать, что обитель существовала еще раньше, потому что в это же время в Мирожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирожской обители 7 октября 1158 года, два года спустя после строительства первого ее храма. Мирожский монастырь находился на подступах к городу, на открытом месте, на дороге из Литвы и Ливонии. Не имея крепостных стен, монастырь часто становился легкой добычей врагов, шедших на Псков. При каждом вражеском набеге он становился первой жертвой, ибо неприятель, прежде всего, бросался на беззащитные посады и окраины. В 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л.А. Творогов связывал " Послание Есифа к детям " и считал его заказчиком псковского списка " Слова о полку Игореве " . В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями. В период Ливонской войны ожидая прихода Стефана Батория летом 1581 года, псковские воеводы распорядились выжечь все посады, в том числе на Завеличье, из расположенных в них церквей вывести в город все имущество. Заняв Завеличье, Стефан Баторий поставил у Мирожского монастыря сильную батарею, а на монастырскую колокольню приказал поставить пушки, из которых вели обстрел Покровской башни каменными раскаленными ядрами. Ответным огнем псковских орудий были разрушены постройки монастыря. Кроме того, Мирожская обитель не раз служила временной квартирой московской рати, приходившей на помощь Пскову в 1463 и 1471, а также новгородской в 1474 году.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Стефановская церковь. 17 в. Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота. В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом. Колокольня, братский корпус, братские кельи. к. 17–19 вв. Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны. Настоятельский корпус. 16–19 вв. Располагается к западу от Преображенского собора: на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж. Ныне — это место размещения монастырского Иконописного центра, которому передана Стефановская церковь, восстановленная попечением известного современного иконописца архимандрита Зинона. По материалам издания Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» Спасо-Мирожский монастырь, 3 класса, в Пскове, на устье реки Мирожи. В 1156 году преподобным Нифонтом, епископом Новгородским (см. 8 апреля), была устроена здесь церковь во имя Преображения Господня, которая сохранилась и доныне. В восьмидесятых годах прошлого столетия под штукатуркой храма открыты фрески, современные самому храму, которые по своей древности составляют замечательную археологическую редкость на Руси, как памятник древне-русского искусства. В 1902 году окончены были работы по реставрации их, и теперь Мирожский храм с его драгоценными фресками вполне похож на храмы первых времен христианства на Руси. В обители покоятся: первый игумен монастыря Авраамий, скончавшийся в 1158 году, и игумен Василий, убитый Ливонскими немцами в 1299 году. Здесь же находится чудотворная Мирожская икона Знамения Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1198 году и особенно прославившаяся в 1567 году чудесным излиянием слез и многочисленными исцелениями от свирепствовавшего тогда морового поветрия. Богоматерь на этой святой иконе изображена во весь рост стоящею с воздетыми руками и с предстоящими Ей святыми князьями Довмонтом Псковским и его супругой Марией Дмитриевной, начертанными на иконе уже после ее явления; празднование в честь ее совершается 24 сентября. В монастыре также хранятся древние иконы: святого Александра Свирского, святителя Николая и святого Нифонта, а также и чаша святого Нифонта, вырезанная из дерева. Во время осады Пскова Стефаном Баторием монастырь служил укрепленным пунктом, откуда поляки штурмовали город. Ежегодно 6 августа из городского собора сюда совершается крестный ход.

http://sobory.ru/article/?object=00264

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010