После разорения 1611 года Валаамский монастырь более ста лет находился в полном запустении. Доклад о восстановлении Валаамского монастыря представил императору Петру I архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх. В 1715 году последовал указ императора о возобновлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721 года). Это могло совершиться только по прямому указанию самого Петра I. Уже в самом начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность. Захолустная в то время обитель была удостоена, по воле самого Петра, редкого статуса архимандрии. Обитель росла, но в 1754 году ее постигло новое испытание: 3 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, после литургии начался пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса. Первое время после пожара иноки, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. По прошению Синода императрица Елизавета Петровна пожаловала на новые постройки 8000 рублей. В 1756 году завершилось строительство деревянной теплой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы и соборной церкви во имя Преображения Господня. Монастырь обнесли деревянной оградой. С западной стороны ограды располагалось также три часовни: над вратами – Предтеченская, с севера – Космодамианская, с юга – Ильинская. Еще одна часовня находилась перед входом в обитель. 5 марта 1786 года по повелению государыни императрицы Екатерины II Валаамский монастырь включили в число штатных 3го класса с игуменским настоятельством. В 1789 году была освящена во имя преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, нижняя церковь собора; в 1793 году церковь во имя святителя и чудотворца Николая; в 1794 году Преображенский собор и его придел во имя святых апостолов Петра и Павла, и в 1796 году, по перестройке, храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1793 году, по высочайшему повелению, в монастыре учредили епархиальную больницу на пять человек персонала.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви передал игумении Серафиме (Волошиной) документы из архива святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, а также комплект медалей, выпущенных к 175-летию со дня рождения основателя Иоанновской обители. Днем Святейший Патриарх прибыл в Александро-Невскую Лавру и ознакомился с ходом проведения реставрационных работ, а затем посетил находящуюся там резиденцию санкт-петербургских митрополитов и епархиальное управление Санкт-Петербургской митрополии, где митрополит  Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир рассказал Его Святейшеству о епархиальной работе и организации епархиального управления. В заключение своего визита в Санкт-Петербургскую епархию   Святейший Патриарх Алексий посетил Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, епископа Троицкого Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, главу Республики Карелия С.Л.Катанандова за оказанное гостеприимство по отношению к Святейшему Патриарху и всем сопровождавшим его лицам. 3. Благодарить Министра Обороны Российской Федерации С.Б.Иванова за участие в программе состоявшегося визита. 4. Возблагодарить Бога за Всещедрую Его помощь в деле возрождения  Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря и благоустроения церковной жизни Санкт-Петербургской епархии. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины ВЛАДИМИР   митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси ФИЛАРЕТ митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей  КИРИЛЛ митрополит Кишиневский и всея Молдовы ВЛАДИМИР митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР архиепископ Пинский и Лунинецкий СТЕФАН архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202075...

Во второй половине дня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение закладного камня будущего храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца на территории воинской части, дислоцированной на о. Валаам. При освящении закладного камня присутствовал Министр обороны С.Б. Иванов. После освящения закладного камня Предстоятель Русской Православной Церкви и Министр обороны РФ посетили казармы, где встретились с воинами, проходящими службу на Валааме. Затем Его Святейшество и С.Б.Иванов ответили на вопросы журналистов. 20 августа Святейший Патриарх Алексий посетил Коневский и Ильинский скиты Валаама. Перед отбытием из обители Его Святейшество посетил Спасо-Преображенский собор монастыря и поклонился   мощам  преподобных Сергия и Германа Валаамских. Затем состоялась беседа Святейшего Патриарха Алексия, священноигумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря с насельниками обители. В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Санкт-Петербург. По прибытии в Санкт-Петербург Его Святейшество направился в Свято-Иоанновский ставропигиальный монастырь на Карповке. У входа в монастырь Первосвятителя встречали игумения Серафима (Волошина) и насельницы обители. Святейший Патриарх Алексий совершил молитву у мощей святого праведного Иоанна Кронштадтского в храме-усыпальнице Иоанновской обители, а также посетил монастырские храмы. Затем Святейший Патриарх Алексий посетил храм в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище  и поклонился чтимому списку Смоленской иконы Божией Матери, а затем возглавил молебное пение в часовне блаженной Ксении Петербургской. 21 августа Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную Литургию в храме Собора Двенадцати Апостолов Свято-Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Истринский Арсений и Тихвинский Константин.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202075...

Один из пунктов Устава гласит, что Патриарх «представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления». За истекший год я не раз встречался с Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым 2 , Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 3 , с членами Правительства России, мэрами г. Москвы 4 , полномочными представителями Президента в Федеральных округах, с главами зарубежных государств и правительств 5 . На встречах обсуждались насущные вопросы взаимоотношения Церкви и общества, Церкви и государства. Мною были подписаны 5 соглашений о социальном партнерстве и сотрудничестве Русской Православной Церкви с государственными структурами 6 . Еще один пункт Устава предписывает Патриарху «обращаться с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви». Помимо традиционных Рождественского и Пасхального посланий я также направил епископату, клиру и пастве г. Москвы послания в неделю Крестопоклонную (6 марта) и в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). Устав наделяет Патриарха правом посещать епархии Русской Православной Церкви. В текущем году с официальными визитами я посетил 24 епархии в России, Украине, Казахстане и Азербайджане 7 . Традиционно в течение года я посещал ставропигиальные монастыри как в Москве, так и находящиеся за пределами столицы: неоднократно бывал в Троице-Сергиевой лавре, посетил Оптину пустынь, Валаам, Соловки, Стефано-Махрищский монастырь и другие обители. В некоторых поездках были организованы масштабные встречи с общественностью городов (Алма-Ата, Екатеринбург, Петрозаводск, Одесса), с духовенством епархий (Днепропетровск, Тверь, Калининград) и насельниками монастырей (Свято-Введенская Оптина пустынь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь). Во время этих встреч я имел возможность ответить на многочисленные вопросы присутствовавших.

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

Тогда иереем Виссарионом на должность настоятеля монастыря была предложена кандидатура игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая), имеющего опыт управления монастырем в бытность его наместником Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской епархии, а в настоящее время являющегося начальником Сочинского подворья, а также Владимирского скита на Кавказе Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. Епархиальный Совет выразил на это свое согласие. 1 марта 2011 года иерей Виссарион встретился в Адлере с игуменом Ефремом (Виноградовым-Лакербая) и от имени духовенства Сухумо-Пицундской епархии просил отца игумена оказать помощь родине его предков в воссоздании монашеской жизни в Ново-Афонском монастыре, поскольку, формально называясь монастырем, обитель фактически функционировала не как монастырь, а как церковный приход. Игумен Ефрем пояснил, что, являясь клириком Московской Патриархии, он не может самовольно отлучаться с послушания, данного ему настоятелем Валаамского монастыря, которым является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На это о. Виссарион ответил, что в ближайшее время он собирается обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой помочь Сухумо-Пицундской епархии в восстановле­нии монашеской жизни Ново-Афонского монастыря и с этой целью позволить игумену Ефрему оказать Абхазии просимую помощь. Встреча о. Виссариона и игумена Ефрема со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом состоялась 16 марта 2011 года. Святейший Патриарх дал свое согласие на то, чтобы игумен Ефрем помог Церкви в Абхазии. Получив благословение Настоятеля Валаамской обители, 31 марта 2011 года, игумен Ефрем с частью братии Сочинского подворья прибыл в Ново-Афонский монастырь. Временно исполнявший обязанности настоятеля Ново-Афонского монастыря, иерей Виссарион, представил игумена Ефрема эконому обители иеромонаху Андрею и братии монастыря. Во время этой беседы было принято решение созвать Совет Сухумо-Пицундской епархии для утверждения игумена Ефрема в должности Настоятеля Ново-Афонского монастыря.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/15/...

В эмиграции роль Православной Церкви была особой. Многих людей, оказавшихся за пределами России, отличал высокий духовный настрой. Переживая утрату отчизны, испытывая лишения, они с энтузиазмом участвовали в религиозной жизни русского рассеяния. Развивалась приходская жизнь, в молодежной среде активно работало Русское Студенческое Христианское Движение. Деятельное участие в мероприятиях Движения принимал отец Патриарха Михаил Александрович Ридигер, который в конце 1930-х годов был рукоположен в диакона, а затем — во иерея. В Эстонии стремились побывать эмигранты из «дальнего зарубежья». Здесь они находили «уголок» России, заключавший в себя великую святыню — Псково-Печерский монастырь. За пределами СССР, в тогдашних границах Финляндии, находилась и другая русская святыня — Валаам. Посещение Северного Афона, как называли Валаамскую обитель, оставило неизгладимый след в душе юного паломника Алеши Ридигера. Это событие сыграло, по признанию Патриарха, особую роль в его жизни. Следовательно, событие это повлияло и на судьбу Русской Православной Церкви, неразрывно и непостижимо связанную с жизнью ее Предстоятеля. В конце 1930-х годов сложно было предположить, что посещение Валаама отроком Алексием станет судьбоносным не только для Церкви, но и для самой обители, которая после полувекового разорения и разрушения начнет возрождаться и будет восстановлена при деятельном попечительстве давнего юного паломника, а ныне священноигумена ставропигиального Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Патриарха Алексия. В 1937 году отец будущего Патриарха посетил Валаам. Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что в последующие годы он вновь совершал паломничества в Спасо-Преображенскую обитель, но уже с женой и сыном Алексеем. Святейший Патриарх Алексий вспоминал: «Семейной традицией было совершение паломничеств в период летних отпусков. Мы ездили или в Пюхтицкий женский монастырь, или в Псково-Печерский мужской. Но особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 гг. Мы плыли пароходом до Хельсинки, оттуда по железной дороге ехали до Выборга и потом уже на монастырском пароходе до Валаама. Следующий раз я побывал на Валааме только пятьдесят лет спустя, в год 1000-летия Крещения Руси».

http://patriarchia.ru/db/text/124985.htm...

— Делясь своими впечатлениями после инспекционной поездки по монастырям Петрозаводской и Карельской епархии, игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископ Троицкий Панкратий заметил, что увиденные им возрождающиеся обители напоминают Валаам 25 лет назад, когда все бытовые нестроения и неурядицы преизобильно покрывала благодать Божия. Но члены Коллегии выезжают также и в монастыри, которые почти достигли своего прежнего благолепия и монашеская жизнь в них налажена. По каким критериям выбирается та или иная обитель? — Святейший Патриарх Кирилл благословил нас посетить все епархии. Но сейчас мы, в первую очередь, отправляемся в епархии с наибольшим количеством монастырей. И я должна сказать, что все игумены и игумении, куда мы ездили, выражают свою искреннюю благодарность — прежде всего Его Святейшеству — за то, что об их обителях помнят, о них пекутся и молятся за них. Для епархиальных монастырей важно знать, что о них не забывают. Члены Коллегии даже до Ханты-Мансийской епархии «добрались», где своими глазами увидели, что монашеская община в Сургуте прочно встала на ноги. Вообще-то с прошением об открытии монастыря в той или иной епархии обращается к Священному Синоду Русской Православной Церкви правящий архиерей. Теперь подкрепить предложение владыки может отчет членов Комиссии СОММ, побывавших на месте. И вот, летом прошлого года на заседании Священного Синода было принято решение образовать в городе нефтяников женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Умиление» — первый епархиальный монастырь в новообразованной епархии. А где еще, после того как члены Коллегиальной комиссии ознакомились с положением дел и предоставили материалы по монашеским общинам, были открыты монастыри? На заседании Священного Синода от 16 апреля сего года было принято решение об открытии двух женских обителей. Одной — в Борисовке на Белгородчине ( Губкинская епархия ) в честь Тихвинской иконы Божией Матери. А Иверский монастырь стал первой с дореволюционных времен женской обителью в новообразованной Орской епархии, входящей в состав Оренбургской митрополии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4605991...

До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания. Когда опасность миновала, его главный храм заново отстроили из камня и освятили во имя Преображения Господня. На построение монастыря делались большие вклады. Каменная церковь во имя Преображения Господня имела приделы в честь Рождества Христова и святителя Николая. В XVI веке шведы вновь начали воевать с Россией. В 1578 году, 20 февраля, преследуя православных карел, шведы напали на Валаамский монастырь: 18 человек достоблаженных и благочестивых старцев и 16 послушников были мученически истреблены мечом за твердость в исповедании православной веры. В 1581 году валаамским инокам было послано новое испытание – эпидемия чумы, жертвами которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограду. Одни братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие – в Антониевом Дымском монастыре. После заключения 18 мая 1595 года мира со шведами России были возвращены древние новгородские земли. Царь Феодор Иоаннович 8 ноября 1597 года повелел средствами из царской казны возобновить обитель, устроить в ней церкви, кельи, трапезу и ограду и предоставил монастырю владеть, как и раньше, вотчиной, рыбными ловлями и угодьями «по нашим жалованным грамотам и писцовым книгам». Вотчины Антониева Дымского монастыря были оставлены во владении Валаамской обители до тех пор, пока валаамские иноки не смогут созвать крестьян на свои монастырские земли. Иноческая жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV–XVI веках дало основание называть его честной и великой лаврой. В начале XVII века Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 году смерть от рук шведов. На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 года.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

10 вересня 2005 р. 18:25 Архимандрит Иосиф (Братищев): «Круг благотворителей в последнее время все более сужается…» [Ihmepb " ю] Пресс-служба Московской Патриархии обратилась к архимандриту Иосифу, наместнику Соловецкого Ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря, с просьбой ответить на вопросы о взаимоотношениях обители с местным историко-архитектурным музеем-заповедником и о том, насколько весом вклад благотворителей в дело возрождения обители. 10 вересня 2005 р. 18:20 Михаил Лопаткин: «Я хотел бы выразить благодарность монастырю…» [Ihmepb " ю] 9 сентября была запущена система художественной подсветки Соловецкого историко-архитектурного комплекса. Это событие дало повод очередной раз обсудить проблему взаимоотношений между музеями и монастырями в тех местах, где они вынуждены сосуществовать на одной территории. Мы попросили прокомментировать этот вопрос директора Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Михаила Лопаткина. 1 вересня 2005 р. 19:26 Евгений Крылов: «Сущность подвига Дмитрия Донского — готовность соотнести себя с Промыслом...» [Ihmepb " ю] С начала сентября на телеканалах «Культура» и «Россия» в эфир выходят несколько проектов, посвященных важнейшей памятной дате русской истории, — 625-летию Куликовской битвы. Мы публикуем интервью с Евгением Крыловым — вдохновителем и руководителем этих программ. 20 серпня 2005 р. 13:50 Сергей Катанандов: «Валаам станет прежним «Северным Афоном» [Ihmepb " ю] Участвовавший в торжествах в Валаамском монастыре глава республики Карелия и председатель Попечительского совета по возрождению Валаама С.Л. Катанандов в интервью Пресс-службе Московской Патриархии рассказал о планах Попечительского совета в деле восстановления древней монашеской обители. 18 серпня 2005 р. 17:45 Архимандрит Сергий, настоятель Ново-Валаамского монастыря: «Наши связи со старым Валаамом очень тесные» [Ihmepb " ю] Валаамский монастырь, 18 августа. На торжества, посвященные престольному празднику прославленной обители, прибыли гости со всей страны и из-за рубежа.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

24 мая, в День Святого Духа и в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, состоялось сослужение двух Патриархов в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Святейший Патриарх Варфоломей поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства. После богослужения Предстоятели Константинопольской и Русской Церквей приняли участие в многолюдном шествии от Храма Христа Спасителя к Васильевскому спуску и в состоявшейся там церемонии открытия Дней славянской письменности и культуры. 25 мая в Кремле состоялась встреча Предстоятелей Константинопольского и Московского Патриархатов с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. В тот же день в Патриаршей резиденции в Переделкине прошли переговоры между Предстоятелями двух Церквей. В дни пребывания в Москве Святейший Патриарх Варфоломей также встретился с мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Предстоятель Константинопольской Церкви посетил Свято-Димитриевское училище сестер милосердия и Отдел внешних церковных связей, где состоялась его встреча с преподавателями и учащимися Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, побывал в Покровском монастыре и в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, а также в подворьях Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, совершил литию по почившему Святейшему Патриарху Алексию II в Богоявленском Патриаршем соборе, посетил Посольства Греции и Турции. 27-28 мая Святейший Патриарх Константинопольский совершил паломничество в ставропигиальный Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, где поклонился святыням обители, молился за Божественной литургией в нижнем храме Преображенского собора, посетил Владимирский, Никольский, Ильинский и Смоленский скиты. С 29 по 31 мая Святейший Патриарх Варфоломей находился в Санкт-Петербурге. 30 мая Предстоятели Константинопольской и Русской Церквей совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе в сослужении членов Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе посещения Санкт-Петербурга Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей побывал в кафедральном Казанском соборе, храме Спаса-на-Крови, здании Святейшего Правительствующего Синода, ознакомился со святынями и достопримечательностями Кронштадта и Царского Села, совершил литию на могиле митрополита Никодима (Ротова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211070...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010