—36— 180. Софийской, на Набережной, чрез свящ. А. Боголепова: Неизвестный А. Исаев Я. А. Мозгов И. В. Бакушев г-жа Истомина Ф. Воскресенский Спасо-Преображенской, в богадельне слепых женщин, чрез свящ. Р. И. Соловьева: Церк. староста С. П. Тарарыкин Спасо-Преображенской, на Болвановке, чрез свящ. В. В. Воронцова: Свящ. В. В. Воронцов Спасской, при Барыковском богаделенном доме, чрез свящ. П. А. Протопопова: Свящ. П. А. Протопопов Спасской, в Наливках, чрез прот. Н. А. Копьева: Прот. Н. А. Копьев Спасской, в Чигасах, чрез свящ. С. И. Молчанова: А. Е. Ныркова —37— 188. Спиридоновской, на Спиридоновке, чрез свящ. Н. А. Модестова: Свящ. Н. А. Модестов Кн. М. П. Долгоруков Кн. Р. Л. Шаховской М. Д. Ясионович Стефана Архидиакона, чрез прот. В. П. Зверева: Прот. В. П. Зверев Е. Кудрявцева Татианинской, в Университете, чрез прот. Н. А. Елеонского: Прот. Н. А. Елеонский почетный член Тихвинской, в Малых Лужниках, чрез свящ. А. А. Шувалова: Разн. лица Тихвинской, в Сущеве, чрез свящ. С. И. Соловьева: Свящ. С. И. Соловьев Тихоновской, у Арбатских ворот, чрез свящ. В. И. Никольского: Неизвестный Трехсвятительской, у Красных в., чрез свящ. А. П. Соколова: Свящ. А. П. Соколов Трехсвятительской, на Кулишках, чрез прот. В. С. Пятикрестовского: Прот. В. С. Пятикрестовский А. А. Карзинин И. Сидоров Свящ. Н. Мошков В. И. Смирнов Т-во А. N И. Малышев Неизвестный А. А. Быкова Троице-Полевской, чрез прот. Н. А. Соловьева: Т-во М-ры А. Красильщиковой с С-ми Домов. контора А. Г. и Е. Ф. Чижовых Т-во Елагина С-вей Троицкой, на Арбате, чрез свящ. Н. Д. Липеровского: Свящ. Н. Д. Липеровский Троицкой, в Больших Лужниках, чрез свящ. А. П. Крылова: Троицкой, в Вешняках, чрез свящ. С. В. Страхова: Свящ. С. В. Страхов Н. Ленивов Троицкой, в Голенищеве, чрез свящ. А. В. Строгонова: Пот. Поч. Гр. А. А. Досужев Разные лица Троицкой, на Грязях, чрез прот. М. И. Зверева: Прот. М. И. Зверев Е. Оловяшникова Троицкой, в Ермаковской богадельне, чрез свящ. И. И. Воронцова: Причт Троицкой церкви Троицкой, в Зубове, чрез прот. Д. П. Орлова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог Вседержитель, да сохранит вас, да освободит родину нашу. Да воссияют в ней мир и свободная жизнь. Молитесь, православные. Братья и сестры, помолившись, идите бороться и побеждать» 504 . В апреле 1943 г. воззвание первоиерарха, приуроченное к празднику Пасхи, было издано типографским способом в количестве 6000 экземпляров и распространено на оккупированной территории 505 . Духовенство обновленческих храмов все годы войны честно исполняло патриотический долг. Оно звало людей на ратные и трудовые подвиги, собирало средства для раненых воинов, в фонд обороны и т. д. Так, в Спасо-Преображенском кафедральном обновленческом соборе Ленинграда молебен о даровании победы Красной Армии впервые отслужили 29 июня 1941 г. В этот же день было положено и начало сбору добровольных пожертвований на оборону. Управляющий епархией протопресвитер Алексий Абакумов обратился с речью к прихожанам: «Коварный враг вероломно напал на наше отечество, намереваясь поработить землю Русскую и обратить в ничто многолетние труды ее обитателей. Огнем и мечом угрожает он нашим городам и селам, смертию устрашает сопротивляющихся, узы рабства готовит свободолюбивым сынам нашей Родины. С дерзновением восстанем против злых умыслов неприятеля, не перестанем умолять Господа о даровании победы Красной Армии и живым делом помощи откликнемся из стен нашего собора на призыв Правительства об общем сопротивлении врагу» 506 . На известие о войне регент хора, комендант храма А. Ф. Шишкин отозвался сочинением талантливого произведения для церковного хора на текст: «Боже великий и вечный, святый... Силою твоею защити страну нашу, Господи. Господи! Победи крестом твоим борющую ны...». Этот концерт одобрил известный церковный композитор В. А. Фатеев, умерший во время блокады 507 . Ленинградские обновленцы продолжали свою патриотическую деятельность и дальше. Только в апреле 1942 г. они внесли в фонд обороны 240 тыс. рублей. Но к этому времени в Спасо-Преображенском соборе в результате смерти от голода трех членов причта остался единственный служащий священник – протопресвитер П.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высота храма с крестом – 10 саж. 1 арш. и 8 вершков. При входе в паперть Сретенского храма, где помещается теперь трапезная кухня, но левой стороне в стене вделан алебастровый четырехконечный крест, величиною в 3 / 4 арш., замечательный своею глубокою древностию. В паперть ведут три двери: одна западная, ведет в нижний этаж Сретенской церкви, вторая южная – в верхний этаж и, наконец, третья внутренняя – из теперешней кухни в самый храм, где в настоящее время устроена братская трапеза, отделяющаяся стеною от Сретенской церкви. Потолок храма и трапезы, со сводами, поддерживается каменным столбом посреди церкви, а далее к иконостасу – капитальною стеною, половина которой упирается в арку южной стены, с северной же – сделан в старину, как сказано выше, входь в нижний этаж. Пол в храме деревянный, окрашенный масляною охрою. Перед иконостасом – солея в одну ступень. Стены прежде были окрашены брайцшвейном, а затем, позднее, масляной краской. Иконостас деревянный с накладною позолоченною резьбою. В 1842 году, старанием архимандрита Иннокентия и усердием блоготворителей, особенпо на пожертвования генерал-лейтенанта Смагина, иконостас отделан заново, весь вызолочен и, для вящего благолепия, увеличен размером против прежнего. Все окна, как в нижнем, так и в верхнем этаже храма, так же значительно увеличены размером, сравнительно с прежними. Высота иконостаса – 2 саж. 2 арш. и 8 верш., ширина – 3 саж. 12 верш. Царские двери резные, позолоченные; на верху – Тайная Вечеря в сиянии. В полукружии алтаря утвержден св. престол, а над ним повешен медный высеребренный парящий голубь. Алтарь освещается тремя окнами; печка в нем железная. В трапезном отделении Сретенского храма, с северо-восточной стороны – три окна. Здесь, в 1793 году, был устроен придел, во имя священномученика Антипы, епископа Пергама-Асийского. С благословения преосвященного Феодотия, епископа Старорусского, в 1842 году, придел этот перенесен в нижний этаж Сретенского храма, где и находится по ныне. По исправлении, нижний храм, в марте месяце того же года, освящен преосвященным Феодотием, епископом Старорусским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От прихожан Спасо-Преображенского монастыря в «Президиум ГПУ» поступило ходатайство следующего содержания: «Мы, нижеподписавшиеся прихожане коллектива Спасо-Преображенского монастыря, настоящей подпиской подтверждаем, что арестованные по распоряжению ГПУ лица (далее имена арестованных,– К.К.) на общем собрании коллектива, состоявшемся 15 апреля с. г. против советской власти не говорили и никаких контрреволюционных выступлений не делали, и ходатайствуем перед ГПУ об отпуске их на свободу под наше поручительство» 545 . Далее 170 подписей. Но ни ходатайства верующих, ни упорное отрицание своей вины обвиняемыми не возымели действия на органы ГПУ. 2 июля 1923 г. ими было выдвинуто обвинение «в участии в контр. революц. организации, выразившейся в возбуждении масс против соввласти, то есть преступных действиях, предусмотренных 62 ст. УК» 546 . «В связи с возникновением в церкви разных религиозных течений часть духовенства создала организованную группу оппозиции, имея целью воспользоваться борьбой этих течений для борьбы против Соввласти, главным образом путём возбуждения населения против неё . В начале обновленческого движения под давлением коллектива верующих, состоящего исключительно из лиц пролетарского происхождения (пригородный рабочий посёлок), а, следовательно, по идеологии своей сочувственно относящихся к обновлению вообще, монахам пришлось, не желая быть выброшенными коллективом (священнослужители приглашаются по выбору коллектива), подчиниться общему направлению верующих, то есть примкнуть к обновлению. С течением же времени путём подпольной агитации и пропаганды указанная ячейка монахов сумела склонить на свою сторону часть членов совета коллектива и вообще верующих, играя на религиозных предрассудках этих масс, и, получив в свои руки руководство над ними, использовали борьбу этих двух религиозных течений для явной борьбы против советской власти. В середине апреля монахи открыто выступают с данной антисоветской деятельностью перед массой, заявив предварительно совету коллектива верующих, что в силу того, что обновленцы церковники встали на сторону соввласти и признают таковую, они от дальнейшей совместной службы с ними отказываются, так как сами этих взглядов не разделяют .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, нам не удалось мобилизовать практически никаких государственных ресурсов для зимнего завоза на Соловки. Это удалось сделать в самый последний момент, мобилизуя наших доброхотов. Частные люди собрались, сложились, дали средства, на которые были завезены строительные материалы, и благодаря этому на Соловках в течение зимнего периода будут идти восстановительные работы, что не произошло бы, если бы мы опирались только на возможности, предоставляемые государством. Поэтому я считаю очень важным полноценное функционирование Попечительского совета. Очень важно, чтобы концепция возрождения Соловецкой святыни как нашего общего национального достояния была всесторонне обсуждена профессионалами и широкой общественностью России, чтобы относительно нее в нашем обществе сложились информированность и гражданское согласие. К сожалению, после первого заседания рабочей группы на Соловках в прессе, в Интернете стали появляться статьи, авторы которых либо не знали, что происходило на этом заседании (хотя мы предали гласности нашу работу), либо стали сознательно искажать сделанные тогда выводы. Была даже предпринята попытка создать некий очаг напряжения в информационном поле вокруг темы восстановления Соловков. Нам пришлось отвечать на некоторые наиболее тенденциозные выпады. Надеюсь, что всестороннее обсуждение с участием профессионалов, любых заинтересованных кругов и соответствующая гласность помогут нам в будущем снимать недобросовестную критику и давать нашему обществу ясное понимание наших намерений. Ни один разумный человек, непредвзятый и нетенденциозный, не сможет опровергать концепцию, которая будет выработана на основе широкого консенсуса. Поэтому такая теоретическая работа должна быть продолжена, а затем предана широкой гласности. Думаю, что первоначально концепция должна тщательно быть обсуждена в рамках работы нашего Попечительского совета. Теперь о первоочередных задачах. С 2007 года мы неоднократно ставили вопрос о поэтапной передаче в безвозмездное пользование Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря зданий религиозного назначения, расположенных на территории архипелага. Процесс передачи начался только в этом году. На основании поручения Президента Российской Федерации в безвозмездное пользование монастыря сейчас оформляется 109 объектов культурного наследия. К их числу относятся, главным образом, те здания, которые на протяжении уже многих лет фактически используются монастырем, но без надлежащего документального оформления. Надеемся, что процесс поэтапного возвращения монастырю исторически принадлежавшего ему и созданного им наследия продолжится и в последующие годы.

http://patriarchia.ru/db/text/1329014.ht...

На третьем этаже храма, не ожидая капитального ремонта, мы уже начали богослужения; служили и Божественную Литургию на переносном престоле, оборудовав скромный иконостас. Протоиерей Федор Соколов, настоятель Спасо-Преображенского храма в Тушине (г. Москва), стал и настоятелем храма Краснопресненской пересыльной тюрьмы. Этот храм был освящен малым освящением, которое совершали протоиерей Федор Соколов, иерей Константин Татаринцев (из Спасо-Преображенского храма) и иерей Глеб Каледа из Бутырской тюрьмы и Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата . Присутствовало некоторое количество заключенных (храм очень маленький), руководство тюрьмы (приехал начальник Бутырской тюрьмы Г. Н. Орешкин), были представители и тюрьмы «Матросская тишина». Очень чувствовалось, что освящение одного тюремного храма есть дело общецерковное; оно встречает и понимание и сочувственное отношение работников МВД (хотя, конечно, далеко не всех) к делу просвещения заключенных. «За год вашей работы в Бутырской тюрьме, — сказал один надзиратель нашему катехизатору, — заметно изменилась обстановка в тюрьме». Изменение нравственной атмосферы отмечается в Краснопресненской тюрьме, опекаемой о. Федором и его помощниками, несмотря на то, что пересыльная тюрьма, в отличие от Бутырской, — это «проходной двор». Религиозно-нравственная проповедь особенно нежелательна для закоренелых «воров в законе», — ведь они могут быть морально дискредитированы. В одной из камер в конце 1991 г. трое земляков решили установить «нормальный» тюрем но-лагерный режим, когда есть «хозяин» камеры и двое его подручных той же национальности, а остальные располагаются по положенной в уголовном мире иерархии. Остальные дали им сдачи и сказали, что такого они у себя в камере не позволят. Претенденты на лидеров присмирели и сникли. Прибывший из суда просит, сидя внизу в распределиловке, у охраны: «Ну когда же вы меня отведете домой», — «домой» — это значит в камеру. Я разговаривал с арестантами в камере. Вводят привезенного из суда заключенного. Наша беседа прекращается, — все бросаются к нему. Он оказывается около меня. «Ну что?» — спрашиваю его. Он бледный, стоя у моего плеча, шепчет:

http://pravmir.ru/koridor-6-2/

5 Слово «Пугач» в окрестности прежних иргизских раскольнических скитов и по настоящее время представляется в высшей степени знакомым жителям. Указывают даже местность, где будто бы были зарыты несметные сокровища пугачевцев, которые они не успели захватить с собою после своих поражений. Местность эту указывают в 5–6 верстах от прежнего Исакиевского раскольнического скита (Верхне-Спасо-Преображенского монастыря) на одном из возвышенных берегов Иргиза. В настоящее время эта местность представляется вполне открытою; но прежде, как говорят здешние старожилы, здесь был высокий и густой лес, в справедливости чего можно убедиться по сохранившимся и по настоящее время огромным пням. Здесь-то именно пугачевцами будто бы и были вырыты две обширных пещеры. В одной из этих пещер были сложены пугачевцами оружие и разного рода военные припасы, а в другой – их казна и разного рода сокровища. Сохранилось предание, что по указанию одного старца Исакиевского скита, которому были будто бы известны эти пещеры и скрытое в них, после пугачевского восстания, разрывали землю в этой местности, дорылись будто бы до каких-то пещер, но поиски не привели ни к чему. Тем не менее, эти неудачные поиски не охладили ревности охотников отыскивать «клады». Вся окрестность прежнего Исакиевского раскольнического скита (нынешнего Верхне-Спасо-Преображенского единоверческого монастыря) является в глазах настоящих ее жителей по преимуществу местом «кладов». Поэтому даже и в настоящее время то в одном, то в другом месте являются охотники вскапывать землю, в надежде дорыться до «клада». 6 Сведения о времени бегства с Иргиза и месте укрывательства после этого бегства старца Филарета не единогласны. По одним сведениям, сохранившимся в исторической литературе, Филарет бежал с Иргиза около 1773 г, и скрывался на Урале, в Сыртовском раскольническом ските. Другие сведения говорят, что Филарет бежал с Иргиза под именем Афанасия в один раскольнический скит Костромской губернии (близь села Молвитина) уже после неудачи Пугачевского восстания. В этом скиту он и номер.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Узнав его ближе, я понял, что в те трудные годы духовного голода он так много хотел успеть дать людям, что несмотря на свой возраст нисколько не жалел себя. Он всего себя отдавал на служение им, жертвуя собой, своим подорванным в лагерях и тюрьмах здоровьем, своими силами и временем — всей своей жизнью и даже вечной участью. Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой. Кладбище. Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой. Кладбище. Несомненно, отец Таврион не забыл тех горячих молитв и искренних обещаний, которые давал Богу перед лицом неминуемой смерти, о чем он писал в своих воспоминаниях «О чудесном избавлении от смерти в 1920 г.». Не случайно, что Евангелие, с которым он тонул, было впоследствии найдено рыбаками открытым на той странице, где Господь говорит Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11,25). Скорее всего, именно этим, а также присущими ему благодатными дарами прозорливости, сердцеведения, исцелений и силой молитвы можно объяснить то дерзновение, которое он проявлял во многих случаях. Впоследствии те, кто ещё не умел или стыдился каяться, уже сами по благодати Божьей и по молитвам старца сознательно раскаивались в своих грехах. Обычно отец Таврион проводил общую исповедь для всех находящихся в храме богомольцев. После молитв перед исповедью старец всех призывал к осознанию своих грехов и к раскаянию в них. Для этого он часто говорил краткую проповедь. Все повторяли за ним молитву «Боже, милостив буди мне, грешному» и затем подходили под разреши­тельную молитву. Обычно причащались почти все богомольцы. После исповеди и принятия Святых Тайн причастники ощущали большую благодать. Иногда старцу по-человечески нужна была поддержка, и хотелось перед кем-то облегчить состояние своей души. Однажды к нему на исповедь приехал какой-то священник из далёкой Сибири. После этой исповеди отец Таврион долго не мог успокоиться и одному доброму христианину с болью в сердце высказал свое негодование. Насколько можно было догадаться, этот священник рассказал о чем-то таком, что даже отец Таврион, который в жизни повидал многое, не мог удержаться от того, чтобы не выразить свое возмущение. Конечно, не рассказывая содержание исповеди, но поражаясь — как это вообще возможно.

http://pravoslavie.ru/5292.html

В Санкт-Петербурге отслужили молебен о здравии ВИЧ-инфицированных людей 1 декабря, 2014. Новостная служба В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, отмечаемого 1 декабря, в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга состоялся молебен о здравии ВИЧ-инфицированных. 1 декабря, ПРАВМИР. В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, отмечаемого 1 декабря, в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга состоялся молебен о здравии ВИЧ-инфицированных. Он был организован отделом церковной благотворительности и социального служения Санкт-Петербургской епархии, при участии общественных организаций и Центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями Ленинградской области. По сообщению последнего , одной из целей совместного мероприятия явилось привлечение внимания к проблемам людей, живущих с вирусом иммунодефицита человека. По мнению организаторов молебна задача снижения распространения ВИЧ-инфекции в стране может быть решена только совместными усилиями. Помимо развития системы оказания медицинской и социально-психологической помощи, необходимо вести планомерную работу по расширению осведомленности о заболевании среди населения и развитию толерантности к людям, живущим с ВИЧ. В это же время на площади Александра Невского жителям северной столицы было предложено бесплатно сдать экспресс-анализ на ВИЧ. Подобного рода акции — раздачи листовок, флешмобы — прошли и в ряде других российских городов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 марта, 2024 29 ноября, 2023 18 мая, 2023 27 марта, 2023 18 ноября, 2022 1 ноября, 2022 25 августа, 2022 29 июля, 2022 14 июня, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburge-ots...

В Архангельске пройдет презентация книги «Воспоминания соловецких узников» 30 октября, 2013. Новостная служба Издание Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря стало результатом работы большого коллектива специалистов из России и зарубежья — историков, культурологов, филологов, общественных деятелей. Фото: сайт Соловецкого монастыря 30 октября. ПРАВМИР. В Архангельске в День памяти жертв политических репрессий пройдет презентация книги «Воспоминания соловецких узников», сообщает сайт Соловецкого монастыря. Книгу представят  в Архангельской областной научной библиотеке имени Добролюбова. Издание Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря стало результатом работы большого коллектива специалистов из России и зарубежья — историков, культурологов, филологов, общественных деятелей. Этим изданием открывается серия «Воспоминания соловецких узников 1923-1939 годов». Вышедший в свет первый том включает мемуары 14 узников, находившихся в заключении в период с 1923 по 1927 год. Воспоминания сопровождаются статьями экспертов, справочным аппаратом, богатым иллюстративным материалом. В этот же день в библиотеке откроется книжная выставка «Книги, люди, судьбы: книжное наследие Каргопольлага». На выставке будут представлены издания книжной коллекции русских классиков конца XIX — начала XX века, книги общественно-политического и справочного характера из фонда Ерцевской библиотеки Коношского района, которые в 1930-1940-х годах поступили из спецхрана Управления лагерей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 октября, 2018 30 октября, 2018 30 октября, 2018 29 октября, 2018 29 октября, 2018 29 октября, 2018 27 октября, 2018 31 октября, 2017 30 октября, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-arxangelske-projdet-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010