Х. Мат-лы для истории г. Пензы//Тр. Пензенской УАК. 1904. Кн. 2. Ч. 2; Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк; он же. Преображенская церковь//Губернский г. Пенза на старых фотографиях (кон. XIX - нач. XX вв.). Пенза, 1999. С. 30-33; он же. Спасо-Преображенский муж. мон-рь//Там же. С. 58-62; он же. Преображенская церковь//Губернский г. Пенза на рубеже XIX-XX вв. Пенза, 2001. С. 165; он же. Спасо-Преображенский мужской мон-рь//Там же. С. 168-169; Тюстин А. В. Кладбище пензенского Спасо-Преображенского муж. мон-ря: Пензенский некрополь. Пенза, 1999; он же. Пензенский некрополь XVII - нач. XX в. Пенза, 2013; Пензенская энциклопедия. М., 2001. С. 461, 575; Дусавицкая В. А. Спасо-Преображенский муж. мон-рь в Пензе//Вопросы планировки и застройки городов: Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2002. С. 114-116; Головина А. Ф. Великая благотворительница. Пенза, 2003. С. 13, 14, 52-53, 112, 114, 115; Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и труды сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005; Бахмустов С. Б. Православие в Мордовском крае: Ист.-культурологич. аспект. Саранск, 2006; Белохвостиков Е. П. Городской некрополь: XIX в.- 1916 г. Пенза, 2007; он же. По мон-рям Пензенского края. Пенза, 2010; он же. Пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2011. 3. С. 36-40; 6. С. 36-41; он же. Пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь: 325 лет. Пенза, 2014; Зелёв С. В. Сурская Голгофа: Пензенская епархия в годы гонений: (1917-1941). Пенза, 2007; Полосин Н. И. Организация правосл. духовного образования в Пензенской губ. в кон. 18 - сер. 19 вв.//Религия в истории нац. культур: Мат-лы обл. науч.-практ. конф. Пенза, 2010. С. 149-156; Дворжанский А. И., Шишкин И. С. Топонимика Пензы: История пензенских улиц: Улица Троицкая. Пенза, 2012. С. 37-44; Овсов А. Л. Описание соборов и церквей Пензенской епархии (1857)/Подгот. текста, вступ. ст.: А. И. Раздорский. СПб., 2013; Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову/Сост.: А.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

Архив Пн Игумен Нестор (Люберанский), избранный епископом Кузнецким и Никольским, возведен в сан архимандрита 29 марта 2014 г. 14:40 28 марта 2014 года, за Литургией Преждеосвященных Даров в Пензенском Спасо-Преображенском монастыре, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим возвел в сан архимандрита наместника монастыря игумена Нестора (Люберанского) . За богослужением митрополиту Серафиму сослужили: и.о. секретаря Пензенской епархии , настоятель Петропавловского храма г. Пензы протоиерей Павел Матюшечкин, председатель строительного отдела епархии, настоятель Покровского архиерейского собора протоиерей Иоанн Яворский, эконом Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Дамиан (Крыжановский), духовник обители иеромонах Агафангел (Аксенов), пензенское духовенство. По окончании Литургии митрополит Серафим поздравил отца Нестора с возведением в высокий сан. Архимандрит Нестор поблагодарил владыку Серафима, священноархимандрита Спасо-Преображенской обители, за оказанную честь и преподнес Его Высокопреосвященству Казанскую икону Божией Матери. Игумен Нестор (Андрей Иванович Люберанский) родился в 1975 г. в г. Щелково Московской обл. Окончил Московский государственный педагогический институт и Николо-Угрешскую духовную семинарию. Работал учителем математики в средней школе. Затем поступил послушником в Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь, здесь принял монашеский постриг с именем Нестор в честь прп. Нестора Летописца. В 2007 г. был рукоположен наместником монастыря епископом Вениамином (ныне — митрополит Рязанский и Михайловский) во иеродиакона. В 2009 г. вместе с владыкой Вениамином приехал в Пензу. В июле был 2009 г. рукоположен в сан иеромонаха. В августе 2010 г. назначен наместником возрожденного Спасо-Преображенского монастыря г. Пензы, в связи с чем был возведен затем в сан игумена. Исполнял послушания председателя редакционно-издательского отдела Пензенской епархии, главного редактора журнала «Пензенские епархиальные ведомости», газеты «Пензенский православный собеседник», альманаха «Пензенский летописец», председателя епархиального суда, начальника Тихвинского скита Спасо-Преображенского монастыря на Семи Ключах.

http://patriarchia.ru/db/text/3614552.ht...

История возведения храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Рязани началась с обращения 18 ноября 2008 года жителей города и благотворителей Спасо-Преображенского мужского монастыря к архиепископу Рязанскому и Касимовскому Павлу, в котором жители просили владыку рассмотреть возможность строительства храма — подворья Спасо-Преображенского мужского монастыря — в городском сквере неподалеку от памятника Полетаеву. Владыка Павел одобрил благочестивые намерения верующих, благословил на святое дело строительства храма и предложил освятить его в честь св. праведного Иоанна Кронштадтского в связи с празднованием 100-летия со дня его блаженной кончины. 12 мая 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел в сослужении ректора Рязанской духовной семинарии протоиерея Николая Сорокина, наместника Спасо-Преображенского монастыря игумена Игнатия (Депутатова) и братии монастыря совершил чин освящения места под строительство подворья Спасо-Преображенского монастыря в г. Рязани в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. 27 ноября 2009 года состоялось освящение закладного камня. Священноначалие поставило перед участниками строительства задачу — создать храм по образцу храма Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге, который не только будет обустроен для богослужений, но и будет настоящим духовно-просветительским центром. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3672989.ht...

6 января 2005 г.— состоялось освящения нижнего храма Одесского Спасо-Преображенского кафедрального собора в честь святителя Иннокентия , одесского чудотворца и торжественное богослужение. 21 июня 2010 г. — Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Предстоятель Русской православной церкви Кирилл в сослужении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Высокопреосвященнейшего Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела освятил Верхний храм Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. 3 июля 2011г. – в день празднования Собора Одесских святых, Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил освящение престола правого придела возрожденного Спасо-Преображенского Одесского кафедрального собора в честь святителя Петра, митрополита Московского. 18 июля 2011 г. – в день обретения мощей святителя Иннокентия (Борисова) Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил освящение левого придела в честь святителя Алексия, митрополита Московского/ Описание [ править править код ] При восстановлении Собора главным правилом было соблюдение всех параметров прежнего разрушенного храма, фундамент которого сохранился и служил главным ориентиром при строительстве. Также архитекторы и строители руководствовались фотографиями, сделанными после последнего обновления храма в 1903 году. В плане собор имеет вид вытянутого латинского креста, зданию присуща русская самобытность, но при этом его архитектура отражает и европейские мотивы в стиле ампир, мотивы греческого зодчества и русского классицизма. Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора Колокола для новой 77-метровой колокольни были доставлены в Одессу из Пиреи (Греция). Они отлиты из бронзы высокого качества с добавлением серебра одними из лучших мастеров мира. 13 малых и один большой колокол (самый большой на Украине) стали самым крупным и сложным заказом для греческих мастеров. Колокола уникальны, каждый из них соответствует определенной ноте, не обошлось и без высоких технологий – роль звонаря теперь выполняет компьютер, в который заложено 99 мелодий.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

На встрече был показан фильм об истории храмов Нижегородского кремля. После просмотра митрополит Георгий предложил обсудить возможность их возрождения. Все присутствующие идею поддержали, отметив, что такой масштабный проект должен быть вынесен на широкое общественное обсуждение. Далее речь шла о том, что возможность восстановить некоторые объекты, в частности, колокольню Спасо-Преображенского собора, церковь в честь преподобного Симеона Столпника, представляется реальной на тех же местах, где они стояли перед разрушением, поскольку территория не застроена. И Никольская домовая церковь, располагавшаяся в здании Манежа, также может быть восстановлена. Сложнее ситуация со Спасо-Преображенским кафедральным собором, на месте которого сейчас городская администрация — знаменитый Дом Советов, являющийся памятником архитектуры федерального значения, и с Успенским собором (на его месте — здание правительства Нижегородской области). Участники встречи предложили несколько возможных вариантов для размещения этих храмов. Также было принято решение подготовить письмо на имя губернатора области Валерия Шанцева с предложениями по возрождению храмов кремля, чтобы рассмотреть вопрос на Градостроительном совете региона. До революции на территории Нижегородского кремля находились пять церквей: Спасо-Преображенский кафедральный собор, Военный Успенский собор, церковь в честь преподобного Симеона Столпника, Михаило-Архангельский собор и домовая церковь в честь Николая Чудотворца в Манеже. До наших дней сохранился только собор в честь Архистратига Михаила. Все храмы Нижегородского кремля являлись уникальными памятниками архитектуры и центрами духовности, а также символами единения русского народа в борьбе с захватчиками. Главной кремлевской святыней был Спасо-Преображенский собор, где покоились останки Кузьмы Минина и хранились хоругви и знамена Нижегородского ополчения 1612 года. Церковь в честь Успения Божией Матери была сооружена в ознаменование подвига нижегородцев в Отечественной войне 1812 года. Церковь в честь преподобного Симеона Столпника была единоверческой. Главной святыней храма была точная копия древней иконы Божией Матери «Страстная», проявившей себя чудотворениями в селе Палец Нижегородского уезда. Копия Палецкой иконы тоже почиталась чудотворной.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

19 августа. В праздник Преображения Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Псковского кремля. После богослужения состоялась торжественная передача иконы XIV века «Спас Вседержитель» («Елеазаровский») из собрания Псковского музея-заповедника на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь. Чудотворный образ Его Святейшеству передал вице-премьер РФ А.Д. Жуков. Святейший Патриарх и сопровождающие его лица доставили святыню в Спасо-Елеазаровский монастырь. Икона была принесена в главный собор обители в честь Трех святителей. Предстоятель Русской Церкви приложился к чудотворному образу и благословил им верующих. Затем Святейший Патриарх совершил литию на могиле первой настоятельницы возрожденного Елеазаровского монастыря игумении Елисаветы (Беляевой). В завершение визита в Псковскую епархию Святейший Патриарх Кирилл посетил Псковское епархиальное управление, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь и расположение 76-й десантно-штурмовой дивизии. В этот же день Святейший Патриарх Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом на Соловки. Из аэропорта Предстоятель Русской Церкви направился в Соловецкий монастырь. В Спасо-Преображенском соборе монастыря Святейший Патриарх поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. 20 августа. Святейший Патриарх посетил острова Анзер и Большая Муксалма. Вечером, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Первосвятитель совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви возглавил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии, и архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. 21 августа. В день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря. За Литургией Святейший Владыка и сослужащие Его Святейшеству иерархи хиротонисали архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Монастыри 86 Новоспасский монастырь 87 (За Таганкой, на площади, на берегу Москвы реки) Самый древнейший монастырь в Москве был Спасо-Преображенский, который некогда находился в Кремле. Этот монастырь основан был великим князем Иоанном Даниловичем Калитой, и был чтим всеми великими князьями и царями. Спасо-Преображенский монастырь послужил началом всем московским монастырям. Когда московский Кремль начал расширяться новыми постройками, то, при сооружении новых зданий, Спасо-Преображенская обитель оказалась не удобной для иноческой жизни. Великий князь Иоанн III перенёс Спасо-Преображенскую обитель на новое место – за Кремль, называемое Таганкой, и устроил здесь обитель Спасо-Преображенскую, а прежнюю Спасскую обитель преобразовал в Спасо-Преображенский собор. Главная соборная церковь Новоспасского монастыря – в честь Преображения Господня, устроена была первоначально при великом князе Иоанне III и митрополите Симоне в 1491 году. Впоследствии времени, за теснотой и ветхостью, эта церковь была разобрана, и в 1645 году сооружена новая, пространнее прежней, иждивением царя Михаила Феодоровича. Внутренним украшением, иконами и драгоценной утварью этот собор обязан был царю Алексею Михайловичу и тогдашнему настоятелю Новоспасской обители, знаменитому Никону, бывшему впоследствии Всероссийским патриархом. Этот величественный собор замечателен своей громадностью и великолепием. По стилю и характеру зодчества, он представляет собой подобие Московского Успенского собора. Внутренность его расписана в древнем византийском характере, разными событиями из земной жизни Спасителя и ликами святых православной церкви. На стенах церкви изображены цари Михаил Феодорович, Алексей Михайлович и другие российские государи, озарённые венцами святых. В алтаре, между священными изображениями, написаны всероссийские патриархи; B паперти, собора – родословное древо российских государей, просвещённых христианской верой, и Страшный Суд, а в преддверии оного, по обеим сторонам лестницы, изображены эллинские мудрецы: Орфей, Омир, Солон, Платон, Птолемей, Анахарсис, Плутарх и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Благотворителям и потрудившимся в деле возрождения монастыря были вручены почетные грамоты губернатора Волгоградской области и Волгоградской областной Думы. Изначально Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был основан как мужской, однако в 1785 году был преобразован в женский. Войсковой атаман генерал-поручик А.И. Иловайский ходатайствовал перед правящим архиереем о преобразовании Усть-Медведицкого мужского монастыря в женский по причине того, что «между жилищами того войска состоят три монастыря и есть мужские, женского ни одного», а женщин, желающих принять монашество, было много. При игумении Арсении (Себряковой; 1833-1905) при монастыре открылось училище, в которое направляли молодых послушниц, которые впоследствии становились преподавателями в училище. Преподавали игумения Арсения и клирики монастыря. Был построен Казанский собор с нижней церковью в честь преподобного Арсения Великого (освящен 8 сентября 1885 года). При игумении Арсении были выстроены двухэтажные крытые железом корпуса для монахинь, отдельные дома для священнослужителей, устроено монастырское подворье в станице Урюпинской. Под руководством игумении был заново отделан старый Преображенский храм, к нему пристроили теплый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В советское время монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в 1991 году. 30 августа 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II определил: «Благословить открытие Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в Волгоградской епархии». 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода было принято решение о преобразовании Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в женский монастырь, во главе женской общины, приехавшей сюда с Украины, стояла монахиня Георгия (Боровик), ныне игумения монастыря. 21 октября 2016 года решением Священного Синода настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игумения Арсения (Себрякова) была прославлена в лике местночтимых святых Волгоградской митрополии ( журнал 95 ).

http://patriarchia.ru/db/text/5948946.ht...

Первое за 100 лет архиерейское богослужение состоялось в возрождаемом Севском Спасо-Преображенском монастыре Брянской епархии 28 марта 2019 г. 12:10 27 марта 2019 года, в среду 3-й седмицы Великого поста, митрополит Брянский и Севский Александр возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в возрождаемом Севском Спасо-Преображенском женском монастыре Брянской епархии . Богослужение совершалось в домовом храме в честь Всех святых, устроенном в келейном корпусе. Главе Брянской митрополии сослужили благочинный монастырей Брянской епархии игумен Даниил (Цупиков), наместник Свенского Успенского монастыря игумен Алексий (Тюрин), настоятель Бело-Бережской Иоанно-Предтеченской пустыни игумен Глеб (Шматов), настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин), и.о. настоятеля Карачевского Воскресенского монастыря иеромонах Алексий (Долгачев), насельник Богородицкой Площанской пустыни иеромонах Иоанн (Скабара). Песнопения исполнил мужской хор Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора (регент — А. А. Бирюков). Богослужение архиерейским чином совершалось впервые за 100 лет после закрытия обители в 1921 году. Летом 2018 года здания Спасо-Преображенского монастыря были переданы Брянской епархии. По благословению владыки Александра обитель возобновлена как женская, создана православная община. За богослужением молились старшая сестра монахиня Макария (Швец) с сестрами общины, настоятельница Севского Крестовоздвиженского монастыря игумения Афанасия (Личаева), паломники. Проповедь перед причастием произнес игумен Леонид (Лушкин). По окончании Литургии владыка Александр обратился ко всем собравшимся со словом. Затем Его Высокопреосвященство совместно с древлехранителем Брянской епархии Александром Перовым осмотрели полуразрушенный Преображенский храм начала XVIII века и обсудили первые шаги по восстановлению этой святыни, а также реконструкцию келейного корпуса и устройство в нем просторного домового храма в честь Всех святых. Спасо-Преображенский монастырь в городе Севске был основан в 1631 году. В 1713-1717 гг. был сооружен каменный собор Спаса Преображения с приделом Ильи Пророка. С образованием в 1764 году Севской епархии Спасский монастырь стал резиденцией севских архиепископов. В обители размещалась духовная семинария. Когда епископская кафедра переместилась из Севска в губернский город Орел, монастырь стал приходить в упадок. Его выкупил Севский Троицкий девичий монастырь и сделал своим подворьем.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г. Церковь Спаса на Песках, или Преображенская церковь, была возведена в качестве соборного храма Спасо-Песоцкого Княгинина монастыря.Спасо-Песоцкий женский монастырь основала в 13 веке княгиня Мария, жена ростовского князя Василька. Сама княгиня была похоронена под Спасской деревянной церковью в 1271 году. Возможно, церковь эта стояла на том месте, где сейчас возвышается каменный собор. Он был построен в 1603 году, если судить по храмозданной надписи. В середине 17 века здание перестроили, но исследователи до сих пор не выяснили, насколько сильно его коснулась реконструкция.В 1764 году Княгинин монастырь упразднили, храмы его передали Яковлевсому монастырю , который с того времени стал называться Спасо-Яковслевским. Монастырь не в силах был содержать такое большое число храмов, и большая часть построек бывшего женского монастыря была разобрана. Сохранилась только соборная церковь Спаса Преображения.Пятиглавый, большой храм установлен на высоком подклете, фасады его выглядят несколько странно, это говорит о позднейших изменениях. Скорее всего, от первоначального собора остались только два нижних яруса, поскольку заметно, что лопатки, членящие фасады, несколько не совпадают с лопатками, расположенными в верхней части здания. По описанию Яковлевского монастыря, данному в начале 20 века А.А. Титовым в его книге рядом со Спасо-Преображенской церковью в 13 веке была пристроена другая – в честь великомученика Георгия. Обе церкви располагались в верхнем этаже и были соединены между собою папертью; была среди них и шатровая колокольня; на нижнем этаже располагались палатки. Георгиевская церковь, колокольня и паперть были сломаны в 19 веке. Оставшаяся Преображенская церковь была покрыта железом. На паперть с южной стороны вела каменная лестница. Пол был выстлан лещедью.Интерьеры храма – небогаты; иконы – без окладов, каменный иконостас украшала альфресковая живопись 17 века. Храм реставрировали в 1890 году при настоятеле Амфилохии. Живопись на стенах церкви и паперти состоит из изображений Апокалипсиса.После реставрации в 1879 году в нижней части храма устроили «теплый» придел в честь Сергия Радонежского, на благотворительные средства, выделенные ростовским крестьянином Рулевым. В этом приделе погребен преподобный Амфилохий, настоятель Яковлевского монастыря. Гробница была сооружена Солдатенковым, Ляпиным и Титовым. Она состояла из белой мраморной плиты, на которой лежали четыре мраморные книги, символизирующие сочинения настоятеля.

http://sobory.ru/article/?object=00595

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010