список (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 153) - сербский 1-й четв. XV в., имеет афонское происхождение; древнейший русский (ГИМ. Увар. 63-F/Леонид 337) датируется 1437-1438 гг.- Hannick. s. 187, N 183). Слав. перевод службы Г. Б. выполнен не позднее 2-й пол. XI в., старшие списки в составе древнерус. Миней служебных новгородского происхождения - РГАДА. ф. 381, 99, кон. XI - нач. XII в.; ГИМ. Син. 163. 1-я. пол. XII в. ( Сергий (Спасский). Т. 1. С. 480). Перевод службы Трем святителям связан с переводом Миней по Иерусалимскому уставу и выполнен в 1-й пол. XIV в. на Афоне. Посвящения храмов (даже придельных) Г. Б. в слав. мире достаточно редки. Так, в Ростове (т. н. Григорьевский затвор), вероятно, в XIV в. (не позднее 1386) был основан мон-рь, известный в то время своим книжным собранием ( Зверинский. Т. 3, 1568). Здесь, согласно Житию, не позднее 1365 г. принял постриг прп. Стефан Пермский . Место мон-ря отмечено существующей ныне каменной ц. во имя Г. Б., 1670 г., входящей в ансамбль ростовского архиерейского дома. Г. Б. был посвящен также мон-рь в Твери, известный с 1446 г. и запустевший во время Смуты ( Зверинский. Т. 3, 1567). Ц. во имя Г. Б. не позднее XVI в. существовала в Окольном городе Пскова ( Малков Ю. Г. План Пскова конца XVII в. («икона Жиглевича»)//Древний Псков: история. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1986. С. 284-285). Заметно больше посвящений мон-рей и храмов во имя Трех святителей. Мон-ри известны в новгородских пределах (Отенский (не позднее 1420) - Зверинский. Т. 2, 1031), под Псковом (Спасо-Елеазаров Великопустынский (1447) и Васильевский с Болота (не позднее 1627) - Там же. Т. 1, 444; III, 1466), близ Шенкурска (Варлаамиев Важский (1426) - Там же. Т. 2, 659) и др. Храмы существовали в Киеве ( Зверинский. Т. 2, 691), Москве (придел кремлевского Спасо-Преображенского собора), Новгороде (придел ц. Климента на Иворовой ул.- Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. С. 77, 106), Пскове (придел ц. Богоявления с Запсковья, 1496), Твери (в загородной резиденции Тверских епископов, с. Трёхсвятском - Зверинский. Т. 2, 1202) и др. А . А . Турилов Гимнография Богородица, свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст. Складень. XIV в. (Музей Виктории и Альберта Лондон) Богородица, свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст. Складень. XIV в. (Музей Виктории и Альберта Лондон) В Иерусалиме в доиконоборческую эпоху, согласно иерусалимскому Лекционарию V-VII вв., сохранившемуся в груз. переводе ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 32), память Г. Б. могла совершаться 25 янв. или 24 сент. В К-поле в IX-XI вв., согласно Типикону Великой ц . ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 211), 25 янв. пелось торжественное последование в честь святого; на утрене на Пс 50 указан тропарь 1-го гласа Ο ποιμενικς αλς τς θεολογας σου (        ), чтения литургии: прокимен 7-го гласа из Пс 63 или 1-го гласа из Пс 48; 1 Кор 12. 7-11 или 16. 13-24, аллилуиарий со стихом из Пс 77; Мф 4. 25-5. 12a; причастен: Пс 111. 6b.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Из мон-рей на территории совр. Московской обл. видную роль играли основанные в XIV-XVI вв. Хотьковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы , Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца , серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы , Спасский на Всходне, Николо-Песношский, Белопесоцкий во имя Святой Троицы , Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы , коломенский Бобренёв в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Пятницкий Берендеев мон-ри, Медведева пуст., Давидова в честь Вознесения Господня пустынь . С 60-х гг. XIV в. благодаря деятельности свт. Алексия и прп. Сергия Радонежского одновременно с введением Иерусалимского богослужебного устава в ряде мон-рей (в московских и подмосковных: Чудовом, Зачатьевском, Спасо-Андрониковом, Высокопетровском, Симоновом, Троице-Сергиевом, серпуховском Высоцком и др.) утверждался общежительный устав. Во 2-й пол. XIV в. в Москве удостаивались сана архимандрита настоятели именно общежительных монастырей. Архитектурной особенностью таких монастырей были трапезные. Известно о существовании каменных трапезных в XV-XVI вв. в Троице-Сергиевом, Чудовом, Симоновом, Спасо-Андрониковом, Николо-Песношском, можайском Лужецком, Саввином Сторожевском, серпуховских Высоцком и Владычном и мн. др. мон-рях. В то же время сохранялись и особножительные мон-ри, к примеру Георгиевский в Москве ( Беляев. 1995. С. 200). Нек-рые особенности в уставе имел Богоявленский за Торгом мон-рь: его насельники, согласно источникам 1-й четв. XVI в. (АРГ: АММС. 1998. С. 127. 40), владели личной собственностью, но в нем археологически выявлены остатки каменной трапезной, относящейся примерно к тому же времени ( Беляев. 1995. С. 73-78). Организация белого духовенства в XIV-XVI вв. Письменные источники, повествующие о московских событиях в XIV в. и созданные вскоре после них (напр., «Повесть о нашествии Тохтамыша»), сообщают о наличии в Москве соборных церквей: «...людие же христиане, сущии в граде затворишася в церквах зборных каменных» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 144), что говорит о дифференциации городских приходов и священнослужителей. В летописной статье от 11 июля 1479 г. о закладке каменной ц. во имя свт. Иоанна Златоуста отмечено, что «князь же великии учени игумена у тоа церкви выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и загородскых попов» (Там же. Т. 25. С. 323). Это свидетельствует об объединении городских священников в соборы или о наличии церквей, обладавших соборным статусом.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

камеры были пусты. Материальное положение Е. м. Наиболее ранние сведения о финансовом состоянии мон-ря содержатся в краткой редакции Жития прп. Евфимия: ктитор кн. Борис Константинович пожаловал «много злата и сребра на строение обители тоя, и на съграждение келиам, и на иныя нужныя храмы, на упокоение иноческому жительству» ( Клосс. 2001. С. 361). В XV-XVII вв. благосостояние Е. м. основывалось на доходах с населенных вотчин, полученных за счет пожалований от удельных и вел. князей, царей, в качестве поминальных вкладов частных лиц, а также путем обмена и покупки. Наиболее полно вотчины Е. м. учтены начиная с писцовых книг XVII в. На посаде в Суздале мон-рю принадлежала Скучилова слобода, в которой проживали монастырские слуги, служебники и «детеныши» - портные, плотники, бочарники, конюхи, повара, котельники, пивовары, каменщики и др. В кремлях Суздаля и Владимира имелись осадные дворы, в Москве - подворье на Кузнецком мосту, в приходе ц. Иоакима и Анны у Пушечного двора. Земля и строения подворья были куплены 13 апр. 1657 г., при архим. Аврааме, у И. Богданова, сына Приклонского (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 553. Л. 608). В 2 каменных зданиях подворья проживали монастырские стряпчий и дворник, в деревянном доме - стряпчий Суздальского архиерея. К Е. м. были приписаны вотчинные Липицкий мон-рь близ Суздаля и Василиевский мон-рь Гороховецкого у. «Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале». Литография. 60-70-е гг. XIX в. (ГИМ) «Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале». Литография. 60-70-е гг. XIX в. (ГИМ) Около Суздаля Е. м. принадлежали села Коровники, Троица-Берег, Омутское, Торки, Константиновское, Новое, Городище, Переборово, Мордыш, Санино, Стебачёво, Воронцово, Фёдоровское, Деревеньки, Петроково, Светиково, Рождествино, Маслово, Медвежий Угол, Антилохово, Воскресенское, Лучкино, Троицкое в Пожаре с деревнями, починками и пустошами; в Гороховецком у.- Кожино, Старково, Бережец и др.; в Нижегородском у. на правом берегу Оки - Горбатово, Мещерская Поросль и др.; в Юрьевском у.- Головино и Адамово; под Москвой - Деревеньки (Образцово); в Угличском у.- сельцо Правдино.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописание Свт. Гурия, Германа и Варсонофия Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; [Григорий (Постников), архиеп. ]. Житие Свт. и Чудотворцев Гурия архиеп. Казанского и Варсонофия архиеп. Тверского. СПб., 1853; Строев. Списки иерархов. С. 216, 442; Руднев В. Свт. Варсонофий как настоятель Николаевского Песношского мон-ря. М., 1889; [Димитрий (Самбикин), архиеп. ]. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 81-84; Никанор (Каменский), архиеп. Житие Свт. Варсонофия//Казанский сб. ст. Каз., 1910; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 56, 88, 139, 587. Примеч. 93, 617. Примеч. 174; Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 44-45. Е. В. Липаков Иконография В. служил в Казани сначала как архимандрит, его изображения в фелони и монашеском куколе встречаются в миниатюрах лицевых Житий Гурия и В. Обычно он изображается как святитель в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках: «в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие», «в фелони и омофоре». Иконография близка к изображению архиеп. Казанского Гурия: «надсед, брада аки Гуриева» с отличием в форме бороды - «на конец раздвоилась» (эта особенность в изображениях иногда не прослеживается). В.- «глубокий старец русского типа, сед с темнотой, борода узкая и длинноватая, волосы просты... можно писать его и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Руководство к писанию икон св. угодников Божиих в порядке дней года: Опыт пособия для иконописцев/Сост. В. Д. Фартусов. М., 1910, 2002р. С. 36). В Преображенском соборе Спасо-Преображенского мон-ря (не сохр.), основанного архим. В. в Казанском Кремле, находилась древняя (?) запрестольная двусторонняя икона «Богоматерь Тихвинская - Святители Гурий и Варсонофий» в басменном окладе, с чеканными венцами и дробницами, украшенная привесами с драгоценными камнями и жемчугом. Из сохранившегося до наст. времени описания иконы следует, что «изображения святителей очень характерны и отличаются строгостию старинного иконописного стиля. Святители облачены в древние длинные фелони с белыми узкими омофорами, в низких шапках с белой горностаевой опушкой. Ростом свят. Гурий выше свят. Варсонофия… У свят. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длинная, но редкая и оканчивается около половины груди - она несколько менее бороды свят. Гурия. Брови у свят. Варсонофия шире, усы тоньше и позволяют видеть крупные губы, седины в бороде меньше, глаза смотрят строже» ( Заринский П. , прот. Церковные древности г. Казани. 1. Казанский Спасо-Преображенский мон-рь//Изв. по Казанской епархии. 1877. 14. С. 403).

http://pravenc.ru/text/154327.html

Возможно, Д. м. был первым близ Вологды мон-рем, вошедшим в Митрополичью область; видимо, с 1567 г. стал епархиальным. В XVI в. Д. м. был степенным, среди вологодских обителей занимал 2-е место после Спасо-Каменного мон-ря . В акте Собора 1580 г. о землевладении игумен Д. м. стоит 28-м среди настоятелей 35 крупных мон-рей; в Лествице патриарха Иоасафа I 1635-1637 гг.- 35-м среди 46 настоятелей главных мон-рей; по Соборному уложению 1649 г. - 37-м среди 49 настоятелей. В управление игуменов Д. м. перешли не позднее 1534-1544 гг. «монастырек» в честь Воскресения Господня, основанный прп. Димитрием на р. Великой в Авнежской вол., и не позднее 1551 г.- Глубокоозерская Преображенская пуст. Д. м. пострадал в Смутное время . В «Росписи русского войска, посланного против самозванца» 1604 г. упомянуты «Спасского монастыря, что на Прилуке, 9 человек конных (да 6 лошадей, а за ними для береженья и корму 1 человек)» ( Станиславский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. С. 406). На снаряжение армии М. В. Скопина-Шуйского в 1610 г. Д. м. передал 50 р., затем еще 300 р. и 60 серебряных сосудов. В период борьбы с интервентами в 1612 г. мон-рь кормил стрельцов и казаков, снаряжал отряды ратников в ополчение. В окт. 1612 г. Д. м. был разорен польско-литов. отрядами, в 1613/14 г.- отрядами сибир. царевича Араслана Алеевича с татарами и казаками, к-рые были посланы для охраны Вологды. 18 дек. 1619 г. в трапезной палате Д. м. погибло 200 чел., в т. ч. 59 монахов, были сожжены трапеза и службы, угнан монастырский скот. В день гибели братии в обители ежегодно совершались заупокойное богослужение и поминальная трапеза. Имена погибших были записаны в синодик. Однако историки ставят под сомнение это разорение и предполагают, что дважды описанное в летописи нападение на мон-рь 18 дек. относится к 1612, а не к 1619 г. В 1619 г. игум. Кирилл II (1613-1623) вместе с архиеп. Рязанским и Муромским Иосифом, кн. Д. М. Пожарским и окольничим кн. Волконским встречал близ Можайска возвращавшегося из плена митр. Филарета (Романова) (впосл. патриарх Московский).

http://pravenc.ru/text/172064.html

В 1887 г. был восстановлен для богослужения (на походном антиминсе) «южный» храм. Реставрация «среднего» храма, при к-рой были уничтожены древние фрески визант. школы, была завершена к 1899 г. Бывш. кафедральный храм Аланских митрополитов («северный» храм во имя свт. Николая) оставался в руинах, сохраняя небольшие фрагменты визант. фресок с греч. надписями (на самой отчетливой из них прочитывалось: «Святой Николай, покровитель Аспе»). Трудами насельников из камней древних построек были сложены 3 двухэтажных и 3 одноэтажных корпуса, в к-рых разместились братские кельи, богадельня и иконописная мастерская, к 1904 г. построен большой двухэтажный каменный корпус странноприимного дома. В окрестностях мон-ря на отвесных склонах гор были устроены десятки келий. Мон-рю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях р. Кубани (в 3 км от г. Карачаевска, близ аула Хумара и сел. Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя вмч. Георгия Победоносца Шоанинский храм XI в. С 1887 г. братия мон-ря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, к-рый в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жен. мон-рь. Почитаемыми святынями А.-А. З. м. были Гребневская икона Божией Матери - список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в ц. Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей вмч. Георгия и мц. Марины , принесенные с Афона иноками, основавшими мон-рь. После 1918 г. А.-А. З. м. и Георгиевский скит были закрыты, храмы разорены. В 30-х гг. в монастырских постройках разместилась детская колония, затем интернат для детей-сирот. Колокольня и часть монастырских стен были разрушены в годы Великой Отечественной войны. В 70-х гг. ХХ в. бывш. территория мон-ря со всеми сохранившимися постройками и охраняемым законом архитектурно-археологическим комплексом была передана на правах филиала Карачаево-Черкесскому музею краеведения (г.

http://pravenc.ru/text/64470.html

(† после 1427), прп. (пам. 13 июня вместе с преподобными Андроником и Саввой, 6 июля в Соборе Радонежских святых), 3-й игум. Андроникова мон-ря после прп. Андроника (ок. 1365 - 1373) и Саввы (1373 - после 1410). Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях Русской земли» (1507) называет А. С. учеником прп. Андроника и «чудным». В житии прп. Сергия Радонежского (3-й редакции Пахомия Логофета , 1442) А. С. назван учеником прп. Саввы. Согласно этой редакции жития прп. Сергия, А. С., его ученики и прп. Андрей Рублев построили и расписали каменный Спасский собор в Андрониковом мон-ре (Клосс. С. 401-402). Однако исследования 60-80-х гг. XX в. относят время постройки этого собора к 90-м гг. XIV в. (Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. С. 12), т. е. ко времени игуменства прп. Саввы. В краткой редакции жития прп. Никона , также составленной иером. Пахомием (сохранилась в списках сер. XV в.), ничего не сказано о том, что прп. Андрей расписывал Спасский собор Андроникова мон-ря, напротив, говорится, что прп. Никон, провидя скорое преставление к Богу знаменитых живописцев Даниила и Андрея и свою собственную кончину, спешно собрал их для росписи каменного Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, ставшей последним творением прп. Андрея Рублева и Даниила (РГБ. Унд. 370. Л. 226; XV в.). Созданная позднее пространная редакция жития прп. Никона (известна в списках с сер. XVI в.) согласуется с 3-й редакцией жития прп. Сергия. В ней сказано, что после росписи Троицкого собора преподобные Андрей и Даниил пришли в Андроников мон-рь и расписали там Спасский собор, к-рый и стал их «последним рукописанием» (Яблонский. Прил. С. LXXVI). Эту же т. зр. излагает и келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове (сер. 50-х гг. XVII в.): «Преподобнии иконописцы, иж церковь Святыя Троицы подписаша, а потом в Андрониеве монастыре церковь подписаша, и провидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им - инок Данило инок Андрей» (РГБ. МДА. 201. Л. 322об.- 333). В лицевом списке жития прп. Сергия XVII в. (БАН. 34. 3. 4) А. С. неск. раз изображается беседующим с прп. Андреем при строительстве и росписи Спасского храма. Оба они изображены в нимбах (хотя в более раннем лицевом списке жития прп. Сергия (РГБ. Муз. 8663; XVI в.) подпись «Александр» на миниатюре заменена на «Ефрем» (имя др. настоятеля Андроникова мон-ря)).

http://pravenc.ru/text/64404.html

1990-2007 гг. 29 авг. 1990 г. Вологодской епархии РПЦ были переданы кладовая палата и надвратная Вознесенская ц. с колокольней, в к-рой игум. Никитой (Третья-ковым) совершались богослужения. Решением Свящ. Синода РПЦ от 29 янв. 1991 г. Д. м. был возобновлен. 24 февр.1992 г., в день памяти прп. Димитрия Прилуцкого, РПЦ был возвращен весь комплекс мон-ря. Наместниками обители были в 1991-1993 гг.- иеромон. Ефрем (Виноградов), в 1994-1996 гг.- иеромон. Галактион (Канторов), с 31 янв. 1996 г. игум. Дионисий (Воздвиженский). В авг. 1992 г. Д. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и возглавил торжество в честь 600-летия преставления прп. Димитрия Прилуцкого. 13-14 авг., на престольный праздник Всемилостивого Спаса, Патриарх совершил всенощное бдение и литургию в нижнем храме Спасского собора, крест-ный ход и молебен с водосвятием на р. Вологде. К 2007 г. в Д. м. отремонтированы и освящены Спасский собор, храм прп. Димит-рия Прилуцкого с приделом прп. Сергия Радонежского, Вознесенская ц. Богослуже-ния совершаются ежедневно. В 2007 г. в Д. м. проживали 16 насельников (игумен, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха, 5 послушников). Д. м. имеет подворья при ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде и при ц. Покрова Пресв. Богородицы в дер. Покровское Сокольского р-на. Обители также приписан Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. В мон-ре располагается ставленническое отд-ние Вологодского правосл. духовного уч-ща. Ежегодно здесь проходят образова-тельные научно-практические Димитриевские чтения. Архивные материалы: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 118; ГА Вологодской обл. Ф. 53. Д 113; Ф. 496. Д 771, 1261, 1682, 6803, 16480; Ф. 512. Д 40, 44, 206, 351, 986, 1177, 1319, 1327, 1352; ВГИАХМЗ. Ф. 3. 1; Арх. СПбФИИ РАН. Ф. 271. Оп. 2. 271. Источники: Мат-лы для истории Русской Церкви. Харьков, 1863. Т. 2. С. 51-77; Николь-ский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. письменности. СПб., 1907. 19. С. 141-144; ПСРЛ. Т. 18. С. 163; Т. 37. С. 175, 181, 185; ААЭ. 1836. Т. 3. С. 17-19; Шляпкин И. Указец книгохранителя Спасо-Прилуцкого мон-ря Арсения Высокого 1584 г. СПб., 1914; АСЭИ. 1964. Т. 3; Рыков Ю. Д. Новые акты Спасо-Прилуцкого мон-ря XV в.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1982. Вып. 43. С. 1-4, 95-98, 105; Украинская Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого - памятник вологодской агиографии//Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исследования. Л., 1990. С. 25-53; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоука-затель. СПб., 2003. С. 80-83; Черкасова М. С. Вотчинные архивы вологодских мон-рей и церквей XV - нач. XVII вв. С. 1-5, 8, 13, 17-23, 31-35, 38, 41-42, 60, 70 (в пе-чати).

http://sedmitza.ru/text/569246.html

кн. Василия Вас., чтобы он взял его в свое государство); “Продолж. Древн. Вивлиоф.”, 1788 г., III, 231 (духовн. 1481 г. кн. Андрея Вас. Меньшего; а что мой м-рь Спас святы на каменном, чтобы с земель его дани не брать); IV, 235 (духовн. 1504 г. кн. Ивана Борис. Волоцкого; на Каменное 10 руб. да кожух); 1789 года, V, 106 (м-рь под именем «на Каменное» упомин. в духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого); 1791 г., VII, 67 (запись 1571 г. по кн. Ив. Фед. Мстиславском; архим. Иоасаф); “Переписн. кн. Москвы”, 1665–76 г., 26 (подворье Спаса-Каменова м-ря, за Белым гор. по Сретен. ул.); “Русск. истор. Библиот.”, II, 595, 164 (архим. м-ря Герасим в 1635 г. с другими старцами назначен в распоряж. архиеп. Тобольского Макария); “Древности, Труды Москов. Арлеол. Общ.”, 1865 г. т. I, вып. 1, 113 (здесь принял иночество в 1384 г. преп. Дионисий Глушицкий от игумена м-ря Дионисия Грека). 447. Спасо – Николаевский , мужской, совсем уничтож. около гор. Николаева, Херсонской губ. и уезда. В 1789 г. повелено устроить монастырь на Витовке, близ устья Ингула, под названием Спасо-Николаевского, присвоив ему степень упраздненного Симонова мон., архимандриту же „энголпион“ и служение Киево-Печерской лавры, но с зависимостью от архиеп. Екатеринославского. Кроме того при монастыре повелено учредить послушническое общество из инвалидов, офицеров и солдат. Первым архимандритом его был Моисей Гумилевский, бывший потом епископ Феодосийский. Когда упразднен неизвестно, но кажется, существовал недолго. “Полн. собр. зак.”, 1789 г., XXIII, 16784; “Ист. Росс. Иер.”, VI, 204; Ратшин, 535; Шмидт, “Херсон. губ.”, II, 846; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 491; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 –1869 г.”, 5. 448. Спасо – Преображенская – Сойгинская, Соинская или Соежская , мужская пустынь, ныне погост Сойгинский – Преображенский, Вологодской губ., Сольвычегодского у., Рябовской волосги, в 82 вер. к сев.-вост. от Сольвычегодска, на высоком гористом берегу рч. Сойги, при впадении ее в р. Вычегду, с правой ее стороны. Основан в 1540 г. преп. Симоном, сотрудником препод. Логгина, основателя Николаевского-Коряжемского мон. В 1764 г. оставлена на своем иждивении, но в 1791 г. упразднена и обращена в приход. В церкви во имя св. Екатерины почивают под спудом мощи преп. Симона, скончавшегося в 1562 г. 24 ноября, в каковой день чтится его память. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 170; “Словарь ист. о свят.”, 250; Ратшин, 79; “Вологод. губ. вед.”, 1855 г., 28 (ист. материалы); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 154, 303 (преп. Симон); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 781, 57, 784 (без Ключевский, “Жит. свят.”, 415; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 51; “Временник Общ. ист.”, 1857 г., XXV, 177 (Ц. гр. 1632 г. о перенесении гор. Яренска); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имела 112 душ. крест.; здесь названа Спасс. Сойчанская); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имела 14 двор. крест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ († не позднее сер. XVII в., Спасо-Каменный мон-рь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), пустынник, Вологодский. Время жизни К. неизвестно; его имя упоминается в «Описании о российских святых» (РГБ. МДА. 209, кон. XVII в., др. списки XVIII-XIX вв.). В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. он назван игуменом «на во Тотме» (РНБ. Погод. 1931. Л. 46; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 145). М. В. Толстой в «Путевых письмах с Севера» назвал К. в числе святых, к-рые подвизались и были погребены в Спасо-Каменном мон-ре, но заметил, что «могилы их уже забыты» ( Толстой. 1868. С. 49). В описях Спасо-Каменного мон-ря 1670, 1701-1702 гг. гробница святого не упоминается (Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты. Вологда, 2011). В иконописных подлинниках кон. XVIII-XIX в. описание образа святого помещено под 4 и 6 марта, 13 окт.: «Сед, брада аки Димитрия Прилуцкаго, ризы преподобническия». Память К. указана под 7 марта в «Алфавите российских чудотворцев» Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 351 об., 1813-1819 гг.). В 1811 г. еп. Евгений (Болховитинов) составил список Вологодских святых, куда включил имя К. Канонизирован в составе Собора Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Описание о российских святых. С. 134. 278. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных Церковью и местно чтимых/Опубл.: Н. Суворов//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 11; Толстой М. В. Путевые письма с Севера. М., 1868; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 306-307; Суворов Н. И. Описание Спасо-Каменного, что на Кубенском озере, мон-ря. Вологда, 1893. С. 29; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 84. 341; Верюжский. Вологодские святые. С. 10; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 563; Голубинский. Канонизация святых. С. 359; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 145. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых)

http://pravenc.ru/text/1840271.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010