В XII в. в Вологде был основан Герасимов во имя Св. Троицы мон-рь, в XIII в.- Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. Наиболее раннее сообщение о постройке храмов в Вологде относится к 15 авг. 1303 г., когда Новгородский еп. св. Феоктист в присутствии владимирского вел. кн. Андрея Александровича освятил храм во имя Пресв. Богородицы. В XIV-XV вв. трудами учеников прп. Сергия Радонежского и выходцев из Троице-Сергиева мон-ря преподобных Кирилла , Ферапонта и Мартиниана Белозерских , Афанасия и Феодосия Череповецких , Димитрия Прилуцкого , Дионисия Глушицкого , Сергия Нуромского , Павла Обнорского и др. в Вологодском крае были основаны многочисленные мон-ри. Их деятельность активно поддерживали местные удельные князья (ростовские и ярославские - потомки блгв. кн. Константина Всеволодовича , родственники московских вел. князей), чьи владения располагались к югу и востоку от Вологды. Устюг впервые упоминается в 1178 г., в XII в. в городе были основаны Иоанна Предтечи и великоустюжский во имя арх. Михаила мон-ри. До кон. XV в. территория совр. В. о. входила в Новгородскую и Ростовскую епархии . В 1492 г. Вологда была передана из Новгородской епархии в Великопермскую, в 1658 г. к Вологодской епархии от Ростовской присоединились Устюжский и Тотемский уезды (см. в ст. Вологодская и Великоустюжская епархия ). В наст. время границы В. о. совпадают с границами Вологодской и Великоустюжской епархии. К кон. 2004 г. в епархии действовали 105 приходов, 4 мон-ря (3 муж. и 1 жен.). Н. А. Дойникова, А. В. Камкин, А. В. Кузьмин Первая проповедь старообрядчества на территории края связана с деятельностью Иоанна Неронова , сосланного в 1653 г. в Спасо-Каменный, затем в 1665-1666 гг. в Спасо-Прилуцкий мон-рь и оставившего после себя учеников. Ок. 1670 г. П. Осипов, крестьянин д. Рупосовой Комельской вол. Вологодского у., вместе с женой проповедовал «старую веру» в близлежащей дер. Сычёвой, вотчине Спасо-Прилуцкого мон-ря; в нояб. 1685 г. 55 крестьян сожгли себя в избе Осипова. Под влиянием Выголексинского общежительства в 40-х гг. XVIII в. сформировались центры старообрядчества в Белозерье и Чаронде, старообрядцы из Пошехонья переселялись в район р. Шексны, нижнего течения Суды и г. Грязовца (здесь в 1786 жили более 400 старообрядцев, в 1771 произошло самосожжение 15 чел.). Отдельные группы последователей «старой веры» в сер. XVIII в. известны в Тиксненской вол. Тотемского у. и на Кокшеньге (здесь произошло самосожжение в 1727), а также в ряде волостей Вологодского у.

http://pravenc.ru/text/155165.html

Г. В. сообщается в составленном вскоре после смерти летописном некрологе. Г. В., по словам летописи, «церкви многи създа и украси иконами и книгами» (ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 76). Более поздние источники, частично опирающиеся на местные предания и содержащие многочисленные противоречия и анахронизмы, рассказывают об основании князем 2 мон-рей. «Указ о кормах праздничных и задушных» Усть-Шехонского мон-ря (кон. XVI в.) и Повесть об Усть-Шехонском мон-ре (нач. XVII в.) сообщают, что, после того как ослепший сын Г. В. Михаил получил исцеление от чудотворного образа Св. Троицы, князь построил на одном из островов Белого оз. у истока р. Шексны деревянный Троицкий храм и создал вокруг него мон-рь, обеспечив его всем необходимым; Усть-Шехонский во имя Св. Троицы мон-рь стал первой иноческой обителью в белозерских землях (есть серьезные основания считать, что Усть-Шехонская обитель могла быть основана на рубеже XIV и XV вв.; см.: Макаров, Охотина-Линд. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре). С еще большей осторожностью следует относиться к сведениям, приведенным Паисием (Ярославовым ; † 1501) в Сказании о Спасо-Каменном мон-ре. Сказание повествует, как во время путешествия по Кубенскому оз. белозерский кн. «Глеб Борисович [так! - А. Л.], внук князя Константина Ростовскаго Всеволодича» был застигнут штормом и дал обет поставить церковь и основать мон-рь во имя того святого, на память к-рого судно достигнет берега. В праздник Преображения Господня княжеский насад вынесло к Каменному о-ву, где подвизалась небольшая община иноков, не имевшая своей церкви. Исполняя обет, князь повелел поставить на острове деревянный Преображенский храм, снабдил его иконами и книгами, а также дал богатую милостыню на устроение обители. Кроме того, источник сообщает о строительстве по приказу князя 2 каналов на реках Сухоне и Вологде, призванных облегчить судоходство и впосл. получивших наименование «Княже-Глебовых простей» (память о них сохр. в Вологодской губ. еще в XIX в.). Рассказ об основании Спасо-Каменного мон-ря в Сказании изобилует анахронизмами и ошибками: напр., плавание князя по Кубенскому оз. отнесено к 1341 (или 1342) г. с уточнением, что было это «при великом князе Иване Даниловиче» (1328-1340), в данный период эти земли входили в др. княжество - Ярославское,- и др. Почитание

http://pravenc.ru/text/165103.html

Известны неск. проложных редакций Жития Д., 2 из к-рых датируются XVI в.: 1-я проложная редакция (нумерация основана на датировке списков), дошедшая в списке РНБ. Собр. Михайловского. F. 223, и редакция Стишного Пролога, сохранившаяся в рукописи РГБ. Вологодское собр. 20. В единственном списке XVII в. (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1296) известна 2-я проложная редакция. Наиболее распространенной из проложных редакций стала редакция печатного Пролога (Житие Д. впервые было опубл. в Прологе в 1643), к-рая уже в XVII в. существовала в 2 вариантах (основном, известном в 8 списках XVII-XIX вв., и в варианте Афанасия Каркина в единственном списке - РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 109). Проложные редакции возникли независимо друг от друга путем выборки отдельных эпизодов из полных редакций Жития. Создатель 2-й проложной редакции в качестве источника использовал не только одну из полных редакций, но и «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря». Вариант Афанасия Каркина является результатом обработки основного варианта редакции печатного Пролога, но список сделан не с печатного Пролога, а, возможно, с его протографа, поскольку рукопись РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 109 датируется 1642 г. по многочисленным писцовым записям. Редкость в рукописной традиции кратких Житий Д. (кроме перечисленных см. Торжественник 2-й четв. XVII в.- РГБ. Собр. Един. пост. 205. Л. 239-241; Калиганов. 2000. С. 345, 348) указывает на то, что создание проложного Жития не связано с канонизационными Соборами сер. XVI в. В месяцеслове в рукописи РНБ. Погод. 637, XVII в., читается Месяцесловная редакция Жития Д., являющаяся, по-видимому, результатом сокращения редакции печатного Пролога в ее основном варианте. В XIX в. Основная редакция Жития Д. перерабатывалась путем заимствования сведений из «Сказания о начале Спасо-Каменного монастыря». С. А. Семячко Биография По «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Д. в юности принял постриг в Спасо-Каменном мон-ре от игум. св. Дионисия Грека (впосл. епископ Ростовский), при к-ром в обители был введен общежительный устав по образцу афонских мон-рей. Д. был отдан под начало «старцу духовну наказати его иноческому житию» ( Прохоров. Сказание. 2005. С. 35). Через 9 лет Д. испросил у игумена благословение «наедине безмолствовати». Покинув Спасо-Каменный мон-рь в 1392/93 (6901) г. вместе с иноком Пахомием, Д. возобновил иноческую жизнь в запустевшем общежительном мон-ре в местности Св. Лука (Лучица). Сначала иноки поставили келью, затем церковь, к-рая была освящена во имя свт. Николая Чудотворца. Д. принял сан священника. После неск. лет пребывания на этом месте святой задумал создать общежительный мон-рь и покинул пустынь, оставив там Пахомия, к-рому посоветовал найти для пустыни еще одного инока.

http://pravenc.ru/text/178323.html

В 1634 г. Максим стал иеромонахом Троице-Сергиева мон-ря с именем Моисей ( Извеков. 1906. С. 98), но связей с царской семьей он не утратил; так, в 1637 г. царица «справила» ему «ряску» (Там же. С. 143). 10 янв. 1638 г. патриарх Иоасаф I возглавил хиротонию М. во епископа Рязанского и Муромского и возвел его в сан архиепископа. 26 янв. М. прибыл на место служения. В качестве епархиального архиерея М. принимал участие во мн. гос. и церковных событиях, в церковном Соборе 1642 г., избравшем патриарха Иосифа , в чине венчания на царство Алексея Михайловича в 1645 г. М. присутствовал на церковном Соборе 1649 г. о введении единогласия, а также участвовал в хиротонии Новгородского митр. Никона (впосл. патриарх Московский и всея Руси) . М. регулярно совершал поездки по мон-рям: в июле 1638 г. посетил Радовицкий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь и Успенский Ольгов мон-рь, в февр. 1639 г.- Никольский мон-рь в Зарайске, в сент. 1640 г.- Троице-Сергиев мон-рь (см. Троице-Сергиева лавра ), через год - Солотчинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , Николо-Радовицкий и Борисоглебский мон-ри, в 1642 г.- вновь Николо-Радовицкий и Богословский ( Иоанна Богослова апостола монастырь в с. Пощупове), в 1643 г.- Космодамианский, а весной 1644 г.- «на Борок в монастырь, на Пустынь» (вероятно, Старорязанская Николаевская пуст.), Рязанский Покровский Нищевский и Богословский мон-ри и др. ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 55-56). М. часто ездил и по приходским церквам своей епархии, нередко совершал в них молебны и литургии, освящал в епархии новые храмы и приделы. М. уделял много внимания церковному строительству в Рязани: в 1640 г. по его указу из Черкасской слободы старая ц. Рождества Пресв. Богородицы была перенесена на новое место, и М. освятил ее. В 1642 г. он освятил в городе новую каменную 2-шатровую церковь Сошествия Св. Духа, о чем была сделана памятная надпись над входом (Там же. С. 56; Воздвиженский. 1820. С. 330). В 1647 г. по царскому указу в Романовской слободе (ныне г. Тутаев) был построен Спасо-Преображенский мон-рь (Красногорская пуст.).

http://pravenc.ru/text/2563982.html

В Спасо-Каменном мон-ре Д. Г. ввел общежительный устав по образцу афонского («устав Святыя горы»), снабдил обитель иконами и книгами, часть к-рых, возможно, была получена из К-поля или из южнослав. земель. О контактах обители с Балканами в кон. XIV в. свидетельствует запись на последних листах сборника творений свт. Григория Богослова, в к-рой сообщается о привозе ок. 1394 г. этой книги иноком Вассианом (Румянцевым) «от Сербьские земли» в Спасо-Каменный мон-рь, где «держаше старишиньство области преподобный игоумен Дионисии» (РНБ. Погод. 989. Л. 349 об.- 352, список 1435-1447 гг.). В годы настоятельства Д. Г. в Спасо-Каменном монастыре в течение долгого времени подвизались и были им пострижены в монашество преподобные Дионисий Глушицкий и Александр Куштский . 12 июля 1418 г. Д. Г. был хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского вместо умершего 5 мая 1416 г. свт. Григория (точная дата хиротонии приведена в Типографской летописи кон. XV в. (ПСРЛ. Т. 24. С. 180), часть летописи, в к-рой читается данное известие, восходит к московскому своду, летопись не называет святителя греком). В Софийской II и Львовской летописях известие о поставлении Д. Г. в 1418 г. сопровождается повествованием о его нежелании принимать епископский сан («бо желаше пустынное житие и труды»). Несмотря на это, Киевский митр. Фотий и вел. кн. Василий I Димитриевич «поставиша его себе нужею» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 46-47; Т. 20. Ч. 1. С. 232). (По «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», хиротония Д. Г. во епископа Ростовского и Ярославского совершилась в 6900 (1391/92), но эта дата ошибочна, в ней недописаны цифры десятков и единиц.) Игуменом Спасо-Каменного мон-ря Д. Г. назначил «ученика своего Илариона». В Ростове новый епископ вместе с местным духовенством отслужил водосвятный молебен, после чего в городе прекратился мор. К Д. Г. в Ростов за благословением приходили ученики: прп. Дионисию Глушицкому святитель дал икону «Пречистыа Богородица со Превечным Младенцем» и церковную утварь; прп. Александр Куштский получил разрешение на основание новой пустыни, а также «вся потребнаа на устроение пустынное». Согласно древнейшим редакциям Жития прп. Дионисия (по определению Г. М. Прохорова , Основной и Минейной, XVI в.), преподобный побывал в Ростове в 6927 (1418/19) г. (Святые подвижники и обители Рус. Севера. С. 117, 154). В Основной редакции под 6928 (1419/20) г. сообщается о получении прп. Дионисием благословения от Д. Г. на освящение ц. во имя Иоанна Крестителя и на создание Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря (Там же. С. 110, 112-113). Согласно 1-й редакции Жития прп. Григория Пельшемского (по определению С. А. Семячко, Редакция сборников), Д. Г. упросил прп. Григория стать архимандритом ростовского Спасского на Песках муж. мон-ря.

http://pravenc.ru/text/178453.html

20 июня 1630 г. М. возглавил перенесение мощей Казанского свт. Гурия (Руготина) из казанского в честь Преображения Господня монастыря в соборную ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Мощи были торжественно положены в серебряную раку, которую изготовил «по обещанию» казанский дворянин С. Т. Аристов ( Покровский. 1906. С. 218). М. организовал работы в кафедральном Благовещенском соборе: в 30-40-х гг. XVII в. была построена кирпичная колокольня (высотой более 50 м), в ее нижнем ярусе освящена ц. во имя вмц. Ирины. В 1640 г. за счет средств домовой митрополичьей казны был отлит большой колокол. Вероятно, именно М. обустроил загородную архиерейскую резиденцию близ с. Савинова на р. Казанке ( Липаков. 2007. С. 66-68). При М. развивались возникшие в 10-х гг. XVII в. Седмиезерная Вознесенская пуст., Раифская Богородичная пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери монастырь ), Троицкий Ураевский мон-рь. Попечением М. в 1628 г. при Седмиезерной пуст. была построена 1-я Вознесенская ц., в 1644 г. она была заменена каменной, достроенной при преемниках М. В епархии также появился елабужский Троицкий мон-рь, который в 40-х гг. XVII в. был приписан к архиерейскому дому. В 1625 г. в епархии был основан Юнгинский Спасский мон-рь. Через 3 года в нем было построено 2 церкви (в честь Образа Спаса Нерукотворного и Казанской иконы Божией Матери). Погребен М. был в казанском кафедральном Благовещенском соборе у сев. стены. Ист.: ДРВ. М., 1788. Ч. 6. С. 127, 131; ААЭ. Т. 3. 330. С. 483-485; ДАИ. Т. 1. 171. С. 303-305; 172. С. 305-306; 174. С. 307; Т. 2. 76. С. 209, 211, 215; АЮБДР. Т. 1. 108. С. 685; Никанор (Каменский), архиеп. Владенные грамоты Казанского Спасо-Преображенского мон-ря//Изв. ОАИЭ. 1893. Т. 11. Вып. 4. С. 365-368; Жалованная грамота царя Михаила Федоровича митр. Казанскому и Свияжскому Матвею; 1626 г.//Изв. по Казанской епархии. 1902. 4. С. 161-174; Утвержденная грамота об избрании на Московское гос-во Михаила Федоровича Романова/Предисл.: С. А. Белокуров. М., 19062. С. 76; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1910. Т. 1. Вып. 2. Прил. XXIX-XXXVII.

http://pravenc.ru/text/2562668.html

В 1669 г. игум. Сергий испросил благословение Патриарха Иоасафа II на освидетельствование мощей прмч. Галактиона и пение молебнов святому. В 1673 г. Патриарх Питирим разрешил провести освидетельствование и дознание о чудесах от мощей святого, что, вероятно, не состоялось. В 1697 г. Вологодским архиеп. Гавриилом в мон-ре был обретен, но не вскрыт и вновь положен под спуд нетленный гроб святого. До сер. XVII в. у В. м. не было вотчин, братия получали от царя по 1 р. в год на человека. В 1658 г. строитель игум. Иосиф просил царя Алексея Михайловича об увеличении жалованья мон-рю. Царь в дополнение к прежнему содержанию пожаловал на 22 насельника денежную и хлебную ругу: по 2 р. в год на человека, по 2 четверти ржи и по 2 четверти овса. В 1659 г. распорядился выдать единовременно по 3 р. каждому иноку. П. И. Савваитов упоминает о 9 грамотах 2-й пол. XVII в., по к-рым В. м. получал из вологодских таможенных доходов жалованье деньгами, хлебом, воском, ладаном, церковным вином, пшеницей и солью. В XVIII - нач. XIX в. мон-рь приобрел земельные угодья, мельницу и рыбную ловлю. В 1764 г. В. м. был оставлен на своем содержании. В 1775 г., после пожара в Спасо-Каменном мон-ре на Кубенском оз., сгоревшая обитель была переведена в В. м. со штатным содержанием, в ризницу В. м. поступила сохранившаяся церковная утварь из Каменного мон-ря, в Свято-Духовский собор были перенесены мощи прп. Иоасафа Каменского . В. м. стал называться Спасо-Каменским Духовским. В 1824 г. обитель посетил имп. Александр I Павлович . В XIX в. в В. м. велось каменное строительство. В 1810-1811 гг. к Свято-Духовскому собору была пристроена 3-ярусная колокольня. Впосл. храм неоднократно ремонтировался, в 1871-1872 гг. вместо обветшавшей была построена новая алтарная часть. По описанию Г. К. Лукомского, к нач. XX в. Свято-Духовская ц. «представляла собой сооружение в стиле empire». В 1860 г. была разобрана сгоревшая в 1854 г. Знаменская ц., на ее месте к 1867 г. построили 2-этажный храм: верхняя церковь была освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение», нижняя - во имя прмч. Галактиона с приделами прп. Иоасафа Каменского и святителей Димитрия и Иакова Ростовских. В нижней церкви при раке прмч. Галактиона хранились его вериги и цепь, а также икона Божией Матери «Знамение» 1776 г. и неск. древних Евангелий (ГА Вологодской обл. Ф. 1041. 131). В XIX в. в мон-ре были также построены каменные 2-этажный настоятельский и братский корпуса, хозяйственные здания. С 3 сторон мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями (зап. часть ограды оставалась деревянной). В одной из башен, справа от ворот, располагалась часовня над колодцем, к-рый, по преданию, выкопал прмч. Галактион. Стены часовни украшали 3 картины, изображающие предсказания святого жителям Вологды.

http://pravenc.ru/text/155169.html

Весьма активна была храмоздательная деятельность кн. Андрея Боголюбского. За первые 6 лет его правления были построены каменные храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Боголюбове (ок. 1157/1158) и Успенский собор во Владимире (1158-1160), в 1164 г. освящена Ризоположенская ц. на Золотых воротах, около ворот на княжеском дворе заложен Спасо-Преображенский храм. В пойме у Боголюбова, рядом с устьем р. Нерли, при впадении в Клязьму, в 1165 г. был возведен храм, посвященный новому празднику Покрова Пресв. Богородицы, в память о победоносном походе на волжских булгар. В Боголюбове при кн. Андрее были выстроены церкви во имя мучеников Леонтия и Андрея Стратилата. Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Ко времени правления св. князя предание относит возникновение мон-ря в Боголюбове (см. Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рь ), Феодоровского мон-ря в вост. предместье Владимира на языческом капище в Яриловой долине. Не исключено, что князь является основателем и Константино-Еленинского мон-ря, упоминаемого в летописи под 1276 г., находившегося в непосредственной близости от Феодоровского. В нач. 70-х гг. XII в. во Владимире существовал Космодамианов мон-рь, игумен к-рого принимал участие в погребении кн. Андрея Боголюбского. Под 1217 г. летопись упоминает во Владимире Вознесенский мон-рь за валом Нового города. При кн. Андрее Юрьевиче Владимиро-Суздальская земля обрела чудотворные Владимирскую и Боголюбскую иконы Божией Матери. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Усиление княжеской власти после кратковременной усобицы между преемниками кн. Андрея Юрьевича и политическое возвышение Владимира, особенно в период правления кн.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Возможно, Д. м. был первым близ Вологды мон-рем, вошедшим в Митрополичью область; видимо, с 1567 г. стал епархиальным. В XVI в. Д. м. был степенным, среди вологодских обителей занимал 2-е место после Спасо-Каменного мон-ря. В акте Со-бора 1580 г. о землевладении игумен Д. м. стоит 28-м среди настоятелей 35 крупных мон-рей; в Лествице Патриарха Иоасафа I 1635-1637 гг.- 35-м среди 46 настояте-лей главных мон-рей; по Соборному Уложению 1649 г.- 37-м среди 49 настоятелей. В управление игуменов Д. м. перешли не позднее 1534-1544 гг. «монастырек» в честь Воскресения Господня, основанный прп. Димитрием на р. Великой в Авнеж-ской вол., и не позднее 1551 г.- Глубокоозерская Преображенская пуст. Д. м. пострадал в Смутное время. В «Росписи русского войска, посланного про-тив самозванца» 1604 г. упомянуты «Спасского монастыря, что на Прилуке, 9 чело-век конных (да 6 лошадей, а за ними для береженья и корму 1 человек)» (Стани-славский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. С. 406). На снаряжение армии М. В. Скопина-Шуйского в 1610 г. Д. м. передал 50 р., затем еще 300 р. и 60 серебряных сосудов. В период борьбы с интервентами в 1612 г. мон-рь кормил стрельцов и казаков, снаряжал отряды ратников в ополчение. В 1612 г. Д. м. был разорен польско-литов. отрядами, в 1613/14 г.- отрядами сибир. царе-вича Арсалана Алеевича с татарами и казаками, к-рые были посланы для охраны Во-логды. 18 дек. 1619 г. в трапезной палате Д. м. погибло 200 чел., в т. ч. 59 монахов, были сожжены трапеза и службы, угнан монастырский скот. В день гибели братии в обители ежегодно совершались заупокойное богослужение и поминальная трапеза. Имена погибших были записаны в синодик. Однако историки ставят под сомнение это разорение и предполагают, что дважды описанное в летописи нападение на мон-рь 18 дек. относится к 1612, а не к 1619 г. В 1619 г. близ Можайска среди др. свя-щеннослужителей игум. Кирилл встречал возвращавшегося из плена Ф. Н. Романова (см.: Филарет (Романов), Патриарх Московский).

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Возможно, Д. м. был первым близ Вологды мон-рем, вошедшим в Митрополичью область; видимо, с 1567 г. стал епархиальным. В XVI в. Д. м. был степенным, среди вологодских обителей занимал 2-е место после Спасо-Каменного мон-ря . В акте Собора 1580 г. о землевладении игумен Д. м. стоит 28-м среди настоятелей 35 крупных мон-рей; в Лествице патриарха Иоасафа I 1635-1637 гг.- 35-м среди 46 настоятелей главных мон-рей; по Соборному уложению 1649 г. - 37-м среди 49 настоятелей. В управление игуменов Д. м. перешли не позднее 1534-1544 гг. «монастырек» в честь Воскресения Господня, основанный прп. Димитрием на р. Великой в Авнежской вол., и не позднее 1551 г.- Глубокоозерская Преображенская пуст. Д. м. пострадал в Смутное время . В «Росписи русского войска, посланного против самозванца» 1604 г. упомянуты «Спасского монастыря, что на Прилуке, 9 человек конных (да 6 лошадей, а за ними для береженья и корму 1 человек)» ( Станиславский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. С. 406). На снаряжение армии М. В. Скопина-Шуйского в 1610 г. Д. м. передал 50 р., затем еще 300 р. и 60 серебряных сосудов. В период борьбы с интервентами в 1612 г. мон-рь кормил стрельцов и казаков, снаряжал отряды ратников в ополчение. В окт. 1612 г. Д. м. был разорен польско-литов. отрядами, в 1613/14 г.- отрядами сибир. царевича Араслана Алеевича с татарами и казаками, к-рые были посланы для охраны Вологды. 18 дек. 1619 г. в трапезной палате Д. м. погибло 200 чел., в т. ч. 59 монахов, были сожжены трапеза и службы, угнан монастырский скот. В день гибели братии в обители ежегодно совершались заупокойное богослужение и поминальная трапеза. Имена погибших были записаны в синодик. Однако историки ставят под сомнение это разорение и предполагают, что дважды описанное в летописи нападение на мон-рь 18 дек. относится к 1612, а не к 1619 г. В 1619 г. игум. Кирилл II (1613-1623) вместе с архиеп. Рязанским и Муромским Иосифом, кн. Д. М. Пожарским и окольничим кн. Волконским встречал близ Можайска возвращавшегося из плена митр. Филарета (Романова) (впосл. патриарх Московский).

http://pravenc.ru/text/172064.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010