Спасо-Преображенский кафедральный собор (Димитровград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский кафедральный собор - православный собор в Димитровграде. Храм был освящен в 2007 году архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом. Содержание История [ править править код ] На месте Спасо-Преображенского храма находился каменный Свято-Никольский храм о двух престолах (св. Николая Чудотворца и св. апп. Петра и Павла), рассчитанный на 2500 верующих. Он был воздвигнут на средства благотворителей в 1879 году и освящен 19 августа в том же году. Рядом проходила знаменитая Оренбургская дорога, была торговая площадь с многочисленными торговыми заведениями. При храме размещалась " достаточная церковная библиотека, церковно-приходская школа на средства города с 63 девочками " . Архитектура Свято-Никольской церкви была лаконична и не отличалась пышностью декора. Кубический свод её был увенчан одним куполом, который покоился на круглом барабане с прорезанными арками окон. Два яруса четырёхугольной колокольни заканчивались высоким круглым барабаном с куполом. Стены храма, колокольни и пределов были отштукатурены и к большим православным праздникам белились. Побелка была прочной и устойчивой к любым погодным условиям. Белоснежная, с позолоченными крестами куполов, открытая миру со всех сторон, Свято-Никольская церковь всегда имела торжественно-праздничный вид. В народе за белизну её стен часто называли " Белой Церковью " . В 1939г. " Белую Церковь " разобрали, а на ее месте был организован Парк культуры и отдыха с аттракционами. Но Бог поругаем не бывает. После 60-летнего перерыва на месте уничтоженного храма была построена часовня, и вновь стала совершаться служба. Преображенский приход был создан в 1999 году. В сентябре этого года была выделена земля в сквере около площади Советов. Началось строительство небольшой часовни Казанской иконы Божией Матери. Настоятель Прихода протоиерей Виктор Казанцев вместе с прихожанами стал проводить молебны прямо под открытым небом. На следующий год к празднику Святой Пасхи часовня была построена, и в ней стали совершаться регулярные богослужения. Через год к храму была пристроена колокольня и приобретены колокола. И опять, как и 70 лет назад над площадью зазвучали колокола. Их перезвон после долгого перерыва возвестил о возрождении веры на нашей земле. Затем рядом с храмом было построено здание, где разместились трапезная и просфорная. Официально приход зарегистрирован в 2000г. После окончания строительства деревянного храма-часовни рядом началось строительство большого кирпичного Спасо-Преображенской церкви. В 2007г. храм был освящен архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом. Сейчас при храме действует воскресная школа. С 2013г. настоятелем храма является Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

2001. С. 363).В Троицкой летописи нач. XV в. в конце статьи мартовского 6912 г. сказано: «Тое же зимы преставися Евфимии, архимандрит суждальскии и добрыи старец» ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 458). На основании того, что данному известию в летописи предшествует сообщение о событии, датируемом 13 февр., Клосс отнес преставление Е. к промежутку между 13 февр. и 1 марта 1405 г. ( Клосс. 2001. С. 366). Запись о кончине Е. в митрополичьем своде говорит о том, что это было значительное событие. Святой был погребен близ монастырского Спасо-Преображенского собора. Д. Ю. Кривцов Мощи Е. Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского. Роспись придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря. Артель Гурия Никитина. 1689 г. Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского. Роспись придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря. Артель Гурия Никитина. 1689 г. Обретение мощей преподобного датируется в пространной редакции Жития 4 июля 7015(1507) г. (РГБ. Троиц. 696. Л. 39 об.) или 7016(1508) г. (Там же. 337. Л. 532). Архимандритом мон-ря в эти годы был Константин (1490-1509), но в Житии это событие связывается со строительством в обители нового Преображенского храма (каменного) при архим. Кирилле (1511-1526; впосл. архиепископ Ростовский). Строительство, как можно думать, было начато в 1514 г., об этом косвенно свидетельствует выданная 14 мая этого года жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Спасо-Евфимиева мон-ря Кириллу, освобождавшая ряд владений мон-ря на 3 года от выплаты податей в великокняжескую казну (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря: 1506-1608 гг. М., 1998. 8. С. 25-26). Аналогичную грамоту вел. князь пожаловал игум. Кириллу 22 июля 1523 г., когда в мон-ре собирались начать строительство каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. 20. С. 49). Т. о., обретение мощей святого следует датировать 4 июля 1514 г. (Строев относил это событие ко времени ок. 1512; см.: Строев. Списки иерархов.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Спасо-Преображенский кафедральный собор (Сумы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский кафедральный собор Спасо-Преображенский кафедральный собор — православный кафедральный собор Сумской епархии УПЦ (МП). Содержание История [ править править код ] Одним из самых величественных храмов города Сумы является Спасо-Преображенский собор. Его золотые купола с трехметровыми скульптурами апостолов и евангелистов, величественная и стройная 56-метровая колокольня с курантами – видны из любой точки города. Свое существование сумской кафедральный собор ведет с 60-х годов XVII века. Соборный храм по всем старым актам всегда был храмом Преображения Господня. По записи священника Федора Словинского в 1802 году следует, что на храмозданном кресте была такая древняя надпись:”освятися олтарь Господа и Бога и Спаса нашего Iucyca Христа къ церкви соборной святаго Aлekciя человъка Бoжiя въ городъ Суминъ въ лъто отъ coздahiя мipa 7169, индикта четырнадцатаго, а отъ bonлoщehi Слова Бoжiя 1661, марта въ 17-й день, при Благовърномъ Государъ Царе и Великомъ Князъ Aлekciъ, всъя beлukiя и малыя и бълыя Pocciu и при Великомъ Государъ Святъйшемъ Никонъ, Nampiapxъ Московскомъ и всея beлukiя и малыя и бълыя Pocciu.” Первый деревянный храм находился несколько севернее нынешнего собора, ближе к реке и крепостной стене. После одного из татарских набегов в 1659 году, во время большого городского пожара, он сгорел. Но в 1694 году на том же местеполковником Герасимом Кондратьевым храм был вновь выстроен.Имя строителя было вырезано при входе на дверях. Освящение жертвенника в храме Преображения Господня было осуществлено 18 мая 1694 года Преосвященнейшим Авраамием, митрополитом Белгородским и Обоянским. Этот собор просуществовал 60 лет. При протопопе Матфее Гресовском в 1754 году он перестраивался. По благословению Преосвященнейшего Аггея (Колосовского), епископа Белгородского и Обоянского, 13 июля 1776 года – при соборном протопопе Иоанне Словинском, священниках Феодоре Словинском и Стефане Куликовском, а также при участии церковного старосты Матфея Гордеенкова – был заложен каменный соборный храм. Место под храм и заложение фундамента освящал архимандрит Товий Кремневский, живший тогда на покое в Сумском Успенском мужском монастыре.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Монастырь основан в 1554 году. Спасо-Сумориным назван монастырь по главной Спасо-Преображенской церкви и по фамилии его основателя, преподобного Феодосия Суморина, причисленного к лику святых под именем Феодосия Тотемского. Преподобный Феодосий Суморин родился в Вологде около 1530 года. Достигнув совершеннолетия, Феодосий решился посвятить свою жизнь служению Богу, для чего принял монашеский постриг в Спасо-Прилуцком монастыре. Обитель вела большую торговлю солью, которая выпаривалась в Тотьме. Монах Феодосий был направлен в Тотьму для контроля над ее производством. Здесь, на берегу реки Песья Деньга, в 1554 году он основал новый монастырь. Феодосий подал прошение в Москву для отмены налога на соль и в 1555 году получил грамоту от царя Ивана IV. Спасо-Суморин монастырь вскоре стал одной из самых богатых православных обителей вдоль реки Сухона, несмотря на то, что он состоял почти полностью из деревянных сооружений до конца XVIII века. Ныне существующие архитектурные памятники были построены позднее, чем церкви в центре города. Долго ли стояли церковь и другие здания, построенные преподобным Феодосием, неизвестно. В 1613 году, при нападении поляков и литовцев на Тотьму, монастырь, по-видимому, был разорен. В отписках монахов Прилуцкого монастыря сказано, что убитых старцев и слуг Прилуцкого монастыря «похоронити некому,– нет в Тотьме священников ни черных, ни белых», «а здесе, государи отнюдь некому погребати, нет священников нигде, все высечены». Позднейшие же документы отмечают, что не все белые священники и черные монахи были перебиты, например, часть братии Суморина монастыря успела спастись, скрывшись в ближайших лесах, и после ухода неприятеля возвратилась, чтобы восстановить монастырь. В писцовых книгах за 1685 год указывается на следующие постройки в Спасо-Суморином монастыре: - ветхая деревянная Преображенская церковь, основана была в 1554 году преподобным Феодосием; - строящаяся каменная Преображенская церковь с трапезною и Воскресенским приделом; - деревянная шатровая колокольня с десятью колоколами, с часами и «железным боем»; - семь деревянных келий. В 1693, 1694 и 1702 годах тотемский Спасо-Суморин монастырь посещал Государь Петр Великий.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Преображенский. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения. Соборный храм Преображения Господня. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения , Казанской иконы Божией Матери , Рождества Иоанна Предтечи Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:приблизительно 1796 - 1804. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Мордовия, Краснослободский район, п. Преображенский Координаты: 54.379086, 43.828365 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1796 епископ Тамбовский Феофил выдал грамоту на строительство в монастыре каменного Спасо-Преображенского собора с Казанским и Рождество-Предтеченским приделами. Собор был освящен в 1799 настоятелем Геннадием по благословению епископа Нижегородского Вениамина. В 1801 был освящен Казанский придел, в 1804 – Иоанно-Предтеченский. В 1810 была заложена больничная Александро-Невская церковь (освящена в 1817) и колокольня с надвратной Никольской церковью (окончательно завершена и освящена в 1855). К революции Спасо-Преображенский монастырь представлял из себя полностью законченный комплекс, выполненный в стиле классицизм. Ансамбль был заключен в квадрат со сторонами ок. 100 м; стороны периметра составляли корпуса келий, соединенные стенами; на западной стороне – два коруса, колокольня, наугольные павильоны-башни; с южной стороны – небольшой хозяйственный корпус и больничная церковь в честь св. Александра Невского; с северной стороны – два келейных корпуса и башенка с повседневными вратами; с восточной стороны – келейный корпус и несколько мелких строений. Специалисты отмечают гармоничность всего комплекса, его «просчитанность» и ориентированность на обзор с западной стороны, из-за р. Мокши. Весь ансамбль сооружался по единому замыслу, поэтому обитель оказалась единственной в мордовском крае, избавленной от архитектурного разностилья.

http://sobory.ru/article/?object=53084

Брянск. Церковь Спаса Преображения ( " Спасо-Гробовская " ). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Самая молодая по времени строительства в Брянске, Спасо-Гробовская церковь, тем не менее, по дате основания является одной из древнейших в городе. Ее существование тесно переплетается с историей Петропавловского монастыря, основание которого брянский ученый-краевед конца XIX века П.Н. Тиханов относит приблизительно к 1274-1275 гг. И у этой истории есть своя биография. Великий князь Черниговский Роман Михайлович и его сын Олег Романович в Волынской летописи упоминаются как князья Брянские или Дебрянские. Последнее упоминание о Романе Михайловиче датировано 1288 г. в сказании о начале Брянского Свенского монастыря. Олег Романович оставил княжеский престол и постригся в монахи в Петропавловском монастыре, приняв имя Василий. Умер он около 1300 г. Его мощи почивают под спудом церкви в Петропавловском монастыре, точное месторасположение которой сегодня неизвестно. После по перенесении епископской кафедры из Чернигова в Брянск брянские архипастыри размещались в Петропавловском монастыре, а сама кафедра находилась при церкви Преображения Святого Спаса, расположенной по соседству за оградой монастыря и ставшей кафедральным храмом и усыпальницей брянских епископов. Брянская епископская кафедра существовала свыше полутораста лет. Когда первоначально была построена Спасо-Преображенская церковь неизвестно, но, видимо, еще до переноса епископской кафедры в Брянск. В церковной летописи написано, что она построена в 1778 г. Церковь была деревянная, с такою же колокольней. Сохранившаяся фотография начала XX века дает некоторое представление о ее внешнем облике. В прописной летописи Спасо-Гробовской церкви упомянуто, что храм этот построен на гробах брянских владык Нектария и Нафанаила, почему церковь и называется с давних пор Спасо-Гробовской, или церковь, " что на владычных гробах " . Строительство ныне существующего Спасо-Гробовского храма было закончено в 1904 г. Автором проекта был брянский архитектор-художник Н.А. Лебедев, спроектировавший его в новорусском стиле. Церковь построена на средства брянских купцов - меценатов Могилевцевых. Храм заменил рядом стоящую старинную деревянную церковь. В 1905 г. с последней были перевешены колокола на новое каменное здание. В 1929 г. церковь была закрыта для богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00660

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Белева основан в начале XVI в. Точная дата основания монастыря неизвестна. Зарождение обители связано с белевскими князьями Солнцевыми-Засекиными. Местом для монастыря был выбран крутой левый берег реки Оки, отделенный от новой белевской крепости оврагом реки Белевки. Как сообщает монастырский архив, данное место именовалось «на посаде, на старом городище». Монастырь устраивался как усыпальница для белевских князей. С именем царя Ивана Грозного связано первое письменное упоминание монастыря в 1557 г. Царь посетил Белевскую крепость и монастырь при объезде южных рубежей Руси. В 1614 г. монастырь имеет, согласно описи, 5 деревянных храмов: Преображенский собор, церковь святого пророка Иоанна Предтечи, церковь святителя Петра Московского, великомученика Димитрия Солунского и надвратную Никольскую церковь. После сильного пожара в 1681 г. собираются вклады «на церковное строение каменного дела». В 1683-1686 г.г. возводится каменный Преображенский собор, по своей архитектуре принадлежавший к распространенному на Руси типу храмов «двустолпных с кокошниками», строятся церкви в 1693-1697 г.г. – надвратная свт. Алексия Московского, в 1698-1700 г.г. – Введенская, в 1706-1712 г.г. – домовая во имя св. Иоанна Предтечи. Формирование основного монастырского ансамбля завершилось в середине XIX в. после строительства колокольни и пристройки к ней корпусов Духовного училища. 7 сентября 1921 г. постановлением Тульского губисполкома 82 монастырь был закрыт. В безбожной власти в храмах были устроены склады, в келейные корпуса заселены мирские жители и все это было названо «Краснорабочим поселком». 15 апреля 2008 г. постановлением Священного Синода в обители возобновлена монашеская жизнь. Особенность Спасо-Преображенского монастыря состоит в том, что для Тульской земли он является единственным сохранившимся архитектурным ансамблем XVI-XIX в.в. Каменный, пятиглавый Спасо-Преображенский собор освящен в 1686 г. Это уникальный памятник древнерусского храмового зодчества. До настоящего времени собор сохранил практически всю свою первоначальную объемно-пространственную структуру, за исключением следующих изменений: с северной стороны собора в 1734 г. был построен, а в конце XVIII в. упразднен придел во имя св. Архангела Михаила; в начале XIX в. была разобрана, пострадавшая в пожаре верхняя часть колокольни; в 1854 г. пристроен западный притвор, в монастырских документах называемый сенями.

http://sobory.ru/article/?object=04684

Первый монастырский Спасо-Преображенский храм, возведённый в XIV веке, вероятно, был деревянным. В 1507 году после пожара, когда сгорело большинство монастырских сооружений, построили новый, каменный Спасо-Преображенский собор (1507-11) - древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиевского монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия. Он был небольшим, и при строительстве ныне существующего здания в 1594 году его включили в новый храм в качестве Евфимиевского придела. Стены Евфимиевского придела внутри расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них - выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиевой обители. Они были обнаружены при реставрации собора в 1970-х годах и под руководством художника-реставратора А. П. Некрасова частично расчищены. Внутреннее пространство самого собора имеет четыре столба и пять больших барабанов, через окна которых освещается поверхность стен, расписанных фресковой живописью в 1689 году артелью знаменитых костромских иконописцев Гурия Никитина и Силы Савина. Надо заметить, что долгое время собор намеренно оставался без внутренних росписей. Монастырские описи сообщают, что на ослепительно белых стенах были развешены многочисленные иконы в сверкающих золотом, серебром, эмалью и драгоценными камнями окладах и шитые шелками пелены - царские и княжеские вклады. Всё это делало интерьер собора очень красивым и своеобразным. Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII-XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского Кремля. Однако в ходе неоднократных перестроек в последующих столетиях его внешний облик был несколько искажён... Первоначально храм имел три притвора, наподобие упомянутого Рождественского собора XIII века. Но в XVIII веке притворы объединили галереей. В 1865 году к северному фасаду с восточной стороны, как бы для симметрии, был пристроен новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009

http://sobory.ru/article/?object=01860

Великий Устюг. Устюжский Спасо-Преображенский женский монастырь. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сретенско-Преображенская церковь стоилась с 1725 по 1739 г.г. На своде высокого четверика установлены три последовательно уменьшающиеся восьмерика с главой. Средний восьмерик служит колокольней. Соразмерность объемов, плавность их взаимного перехода сообщают храму легкость, устремленность ввысь. Алтарь трехгранный, трапеза сильно вытянута. Внешняя отделка очень скупа, но выразительна и представлена волнообразными пилястрами по углам и между окон. Карнизы увенчаны полукруглыми завершениями. Покрытие отдельных объемов выполнено прямо по сводам, и эта конструктивная обнаженность усиливает впечатление цельности храма. По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1976 Великий Устюг. Храм во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Сретенско-Преображенская церковь)   Сретенско-Преображенская церковь Спасо-Преображенского монастыря являлась теплым храмом для Спасо-Преображенской церкви. Деревянная церковь упоминается в Сотной книге 1630 года. Сгорела в 1679 году (вместе с холодной Спасо-Преображенской церковью), на ее месте строится одна деревянная церковь. В 1689-1696 годах рядом строится каменная Спасо-Преображенская церковь. В 1715 году сгорела деревянная церковь и только спустя 10 лет в 1725 году на ее месте начинается строительство каменное здания, по благословению преосвященного Боголепа, епископа Великоустюжского и Тотемского. Строительство длилось 14 лет (построена в 1739 г). Освящена 7 августа 1740 года во имя Сретения Господня. Церковь Сретения, бесспорно, лучший и наиболее цельный образец местного культового зодчества второй трети XVIII века. Оригинальной особенностью этого здания является размещение в его верхних ярусах звона, что превращает храм, в противоположность другим устюжским храмам, в церковь «под колоколы». Для этого вверху основного помещения над полусомкнутым сводом устроен проход к открытым друг в друга восьмерикам, образующим звонницу. Такая малоудачная конструкция явно свидетельствует о недостаточной подготовленности местных зодчих к решению подобных сложных проблем.

http://sobory.ru/article/?object=05925

В Вологодской области продолжается восстановление древнейшего островного монастыря Русского Севера 20 августа 2023 г. 11:31 19 августа 2023 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва иерейским чином совершил Божественную литургию в Спасо-Каменном Преображенском мужском монастыре на Каменном острове Кубенского озера (сельское поселение Устьянское Вологодской области). Главе Вологодской митрополии сослужили настоятель Спасо-Каменного монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков), ректор Вологодской духовной семинарии протоиерей Алексий Ольховников, руководитель епархиальной службы протокола иерей Андрей Кашинцев. Песнопения исполнил хор монастыря. В праздничный день с частным визитом один из древнейших островных монастырей на Русском Севере посетил губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников. Глава региона принял участие в торжественном богослужении, которое возглавил митрополит Савва. За богослужением молился старший вице-президент — финансовый директор ПАО «ГМК Норильский никель» С.Г. Малышев. Владыка Савва возгласил особые прошения о российском воинстве и о мире. Была прочитана молитва о Святой Руси. В завершение Литургии было совершено освящение плодов нового урожая. Затем состоялся крестный ход: духовенство, братия монастыря и прихожане прошли с молитвой вокруг взорванного в советские годы Спасо-Преображенского собора — главного храма монастыря. На развалинах храма было прочитано Евангелие, свершена молитва о восстановлении святыни. По окончании богослужения митрополит Савва, О.А. Кувшинников и С.Г. Малышев осмотрели отреставрированный братский корпус, обсудили дальнейшие планы по восстановлению святой обители. Ранее на градостроительном совете Усть-Кубинского района губернатор Вологодской области инициировал работы по восстановлению Преображенского собора Спасо-Каменного монастыря на Каменном острове Кубенского озера. Идея обрела поддержку среди местных жителей. За три летних сезона с 2019 по 2021 год был произведен разбор завалов на месте Спасо-Преображенского собора. В настоящее время создается проектно-сметная документация восстановления главного храма монастыря. Работы по реставрации святыни пройдут при поддержке благотворительного фонда «Наследие Русского Севера». Пресс-служба Вологодской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010