Куровское. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1858. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Куровской Координаты: 55.582997, 38.880339 Проезд:с Казанского вокзала до ст. Куровская, далее автобус или маршрутка 33, остановка напротив святых ворот монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Гуслицкий Преображенский монастырь, заштатный, в 50 верстах от уездного города Богородска, близ села Запонорья. Основан в 1859 году с миссионерской целью; в монастыре бывают собеседования со старообрядцами. Здесь находится весьма чтимая икона Нерукотворенного Спаса, которая носится по окружным селам и деревням. При монастыре миссионерская библиотека, двухклассная школа и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь был основан в 1858 году по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. По мысли святителя, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал игумен Парфений (Агеев). Выбирая место для будущей обители, игумен Парфений обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную еще митрополитом Московским Фотием в XV веке. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерской. Именно здесь игумен Парфений и начал возведение обители. Благодаря инициативе первого игумена и помощи митрополита Филарета монастырь быстро развивался и уже в течение первых двух лет здесь собралось 50 человек братии, хотя планировалось только 33 по числу земных лет Спасителя. В монастыре было четыре храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор, храм в честь иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм Воскресения Христова.

http://sobory.ru/article/?object=00808

Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (загородный). /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1689. В 1794 перенесён за город. Год утраты:приблизительно 1935 (снесён) Адрес: Россия, Пензенская область, г. Пенза, на месте здания по адресу ул. Индустриальная, д. 42 Координаты: 53.165614, 45.027745 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В. Спасо-Преображенский монастырь, 3 класса, в 1 версте от города Пензы. Основан между 1667 — 1689 годами и находился в самом городе; с 1764 года пришел в ветхость; с 1798 года по желанию жителей был перенесен на настоящее место. В 1849 году в монастыре построена церковь Рождества Христова, имеющая подобие Вифлеемской пещеры. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Пензенский Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1689 году на крутом склоне между крепостной стеной и рекой Пензой, был перенесен в 1794 году из-за своего неудобного положения, за черту города, на юго-восток, к Вознесенскому кладбищу. Первым монастырским храмом стала кладбищенская Вознесенская церковь, сооруженная в 1779- 1784 годах. В 1798 году была возведена трехъярусная каменная колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже. В 1816-1817 годах действительная статская советница А.А.Евреинова, над могилой своего мужа - пензенского вице-губернатора А.М.Евреинова, выстроила небольшую каменную церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, расширенную в 1833 году полковницей М.Е.Вигель. В 1821-1828 годах был сооружен каменый Спасо-Преображенский собор с приделом во имя Успения Божией Матери. В 1849 году известная благотворительница Мария Михайловна Киселева, над могилой своего мужа Александра Григорьевича Киселева, построила двухэтажный каменный храм во имя Живоночальной Троицы (он же Вифлеемо-Воскресенский). Вверху его располагались престолы во имя Живоночальной Троицы и Обновления Храма Воскресения Христова, освященные в 1862 году, а внизу - во имя Казанской иконы Божией Матери, святого благоверного князя Александра Невского и Рождества Христова, освященные соответственно в 1852, 1853 и 1855 годах. Последний придел, располагавшийся в центре нижнего этажа, представлял собой отдельную церковь, устроенную по образцу Палестинского Вифлеемского храма.

http://sobory.ru/article/?object=05619

Рославль. Спасо-Преображенский мужской монастырь. Храмы монастыря: Собор Спаса Преображения Церковь Александра Невского Часовня Тихвинской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский мужской монастырь впервые упоминается во второй половине XVI в. В 1764 г. был оставлен за штатом, затем упразднен. В 1864 г. восстановлен. Два храма: собор во имя Спаса Преображения (1811-1819 гг.) и Александро-Невский храм (1857-1872 гг.). Окружен оградой с тремя башнями и воротами в псевдорусском стиле (1811-1819). Действует с 1996 г. Спасо-Преображенский монастырь, заштатный, в монастырской слободе города Рославля. Основан до 1560 года; в конце XVIII века обращен в приходскую церковь; восстановлен в начале XIX века. Здесь находятся две местно чтимые иконы: Тихвинская икона Божией Матери и святой великомученицы Варвары. Монастырю принадлежит в 3 верстах от него Кирилловская часовня. Здесь хранится древняя икона святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Сюда 19 апреля совершается из монастыря крестный ход в память спасения государя императора Николая Александровича в бытность его наследником от угрожавшей ему в 1891 году опасности в Японии. Близ часовни монастырская школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» На высоком берегу реки Становки возвышается внушительный архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского мужского монастыря. Центральное место в нем занимает пятиглавый Преображенский собор. В 2004 году исполняется 185 лет со дня построения и освящения этого храма. На том месте, где сейчас возвышается монастырский собор, в 1632 г. была построена одноглавая деревянная церковь во имя Преображения Господня. Она просуществовала до начала XIX в. К этому времени она настолько обветшала, что зимой даже снег проникал внутрь здания сквозь прогнившие кровлю и стены. Видя такой упадок храма Божьего, благочестивые рославльчане предложили настоятелю монастыря иеромонаху Порфирию (Шамшину) предпринять сбор пожертвований на строительство в обители нового каменного храма.

http://sobory.ru/article/?object=00469

Брянск. Церковь Спаса Преображения ( " Спасо-Гробовская " ). Карта и ближайшие объекты Самая молодая по времени строительства в Брянске, Спасо-Гробовская церковь, тем не менее, по дате основания является одной из древнейших в городе. Ее существование тесно переплетается с историей Петропавловского монастыря, основание которого брянский ученый-краевед конца XIX века П.Н. Тиханов относит приблизительно к 1274-1275 гг. И у этой истории есть своя биография. Великий князь Черниговский Роман Михайлович и его сын Олег Романович в Волынской летописи упоминаются как князья Брянские или Дебрянские. Последнее упоминание о Романе Михайловиче датировано 1288 г. в сказании о начале Брянского Свенского монастыря. Олег Романович оставил княжеский престол и постригся в монахи в Петропавловском монастыре, приняв имя Василий. Умер он около 1300 г. Его мощи почивают под спудом церкви в Петропавловском монастыре, точное месторасположение которой сегодня неизвестно. После по перенесении епископской кафедры из Чернигова в Брянск брянские архипастыри размещались в Петропавловском монастыре, а сама кафедра находилась при церкви Преображения Святого Спаса, расположенной по соседству за оградой монастыря и ставшей кафедральным храмом и усыпальницей брянских епископов. Брянская епископская кафедра существовала свыше полутораста лет. Когда первоначально была построена Спасо-Преображенская церковь неизвестно, но, видимо, еще до переноса епископской кафедры в Брянск. В церковной летописи написано, что она построена в 1778 г. Церковь была деревянная, с такою же колокольней. Сохранившаяся фотография начала XX века дает некоторое представление о ее внешнем облике. В прописной летописи Спасо-Гробовской церкви упомянуто, что храм этот построен на гробах брянских владык Нектария и Нафанаила, почему церковь и называется с давних пор Спасо-Гробовской, или церковь, " что на владычных гробах " . Строительство ныне существующего Спасо-Гробовского храма было закончено в 1904 г. Автором проекта был брянский архитектор-художник Н.А. Лебедев, спроектировавший его в новорусском стиле. Церковь построена на средства брянских купцов - меценатов Могилевцевых. Храм заменил рядом стоящую старинную деревянную церковь. В 1905 г. с последней были перевешены колокола на новое каменное здание. В 1929 г. церковь была закрыта для богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00660

Спасо-Евфимиев мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Евфимиев монастырь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Содержание История [ править править код ] Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др. 7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен. Каменный крест над могилами рода Пожарских В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским. Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он мону­ментален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина. По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». В 1829 году здесь скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдор Шаховской. В 1826 году по приказанию императора Николая I в монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался здесь 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и умер.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Евфимиев...

Вахитовский район. Кремль. Спасо-Преображенский монастырь. комментарий от 12.01.2015 г. , Вахитовский район, Казань, город, Республика Татарстан " > Фото до 1858 года. С СД " Экскурсия по старой Казани " . Информацию по данной фотографии см. комментарий от 12.01.2015 г. Гранковский Владимир ?? Карта и ближайшие объекты Комплекс Спасо-Преображенского монастыря расположен в юго-восточной части Кремля, рядом со Спасской башней. Начало строительства относится к 1557 г. Монастырь был центром миссионерской деятельности в крае, а также местом захоронения местных святителей и наиболее почитаемых и знатных людей в Казани. В состав комплекса монастыря входят архитектурно-археологические фрагменты Спасо-Преображенского собора, церковь Николы Ратного, Братский корпус, Пещерка Спасо-Преображенского монастыря. Архитектурно-археологические остатки Преображенского собора Архитектурно-археологические остатки (подклет) Преображенского собора расположены в центре комплекса. Собор монастыря был построен в 1595—1601 гг. Это был белокаменный шестистолпный трехапсидный храм, с пятью главами, размерами и художественными качествами не уступавший Благовещенскому собору. Собор во имя Преображения Господня первоначально построен в 1550-х годах и представлял собой деревянное строение на каменном подклете. В 1596—1601 гг. на его месте был построен каменный шестистолпный храм с пятью главами и с тремя алтарными выступами. Здание построено на более раннем каменном подклете, который чудом сохранился до наших дней и очень схож с нижним храмом Благовещенского собора. Это очень колоритное помещение с четырьмя столпами и стеной с проемами, отделяющей подалтарную часть, на которые опираются коробовые и крестовые своды Верхняя часть здания была взорвана в 30-е годы XX века. Но даже по этой сохранившейся части можно судить, насколько многочисленные перестройки претерпевал Преображенский храм на протяжении своего существования. В XVIII веке были пристроены галереи с северной и южной стороны. Причем они отличались друг от друга. С южной стороны это сводчатые помещения на уровне нижнего яруса собора, соединенные с основным белокаменным объемом. Верх галереи имел плоское перекрытие и использовался как открытая паперть. Северные галереи были двухъярусные. Невысокий первый ярус представлял собой ряд сводчатых помещений. Крестовые своды опираются на большие белокаменные пяты трапециевидной формы. Второй ярус не сохранился. В настоящее время он в процессе восстановления. По историко-архивным данным, это сводчатое помещение под односкатной кровлей. На этом уровне галереи служили коридором, соединяющим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи начинались большим парадным входом.

http://sobory.ru/article/?object=17091

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор расположен в Суздале на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Он является памятником русского зодчества конца 16 века. Сегодня собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Собор был построен в 16 веке на месте деревянного храма Спаса Преображения, который сгорел. В 1507-1511 годах построили маленькую бесстолпную Спасскую церковь. Это самое древнее из дошедших до нашего времени каменных сооружений обители построено над могилой игумена Евфимия, основателя монастыря. В 1594 году к этой церкви пристроили здание четырёхстолпного большого собора, церковь была переименована в Евфимиевский придел. Спасо-Преображенский собор построен в традициях белокаменной суздальской архитектуры 12-13 веков, вначале был похож на Рождественский собор кремля Суздаля. Однако в процессе неоднократных перестроек его внешний вид был сильно изменен. В 18 веке вокруг стен собора построили галерею, а во второй половине 19 века с севера пристроили придел в честь Сергия Радонежского. В результате таких изменений облик Спасо-Преображенского собора сильно изменился: южный притвор его стал частью паперти, которая вместе с новым приделом окружила церковь с трёх сторон. В 17 веке собор украсили наружной росписью. Разделённые пилястрами с килевидными закомарами на три части стены украшены по всему периметру аркатурно-колончатым поясом, традиционным для владимиро-суздальской архитектуры. В этот пояс вклиниваются окна, растёсанные в более поздние времена. К собору с восточной стороны примыкают алтарные апсиды с глубокими нишами окон и гладкими стенами. Центральную часть здания увенчают пять барабанов с луковками куполов. Световые барабаны прорезают узкие высокие окна, и украшает каменная резьба. Внутренне пространство храма организовано четырьмя крупными столпами, а также алтарными апсидами. Роспись выполняла в 17 веке артель художников Гурия Никитина. Во второй половине 19 века фрески Никитина были обновлены, а в конце 1970-х годов была начата кропотливая работа, направленная на раскрытие первоначальной росписи.

http://sobory.ru/article/?object=01860

Путивль. Свято-Духов монастырь. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИй СОБОР В 1617 г. на месте деревянной начали возводить каменную Святодуховскую церковь, строительство которой длилось несколько лет. В середине XVII в. с севера пристроен Введенский придел. В 1693—1697 гг. были сооружены главные ворота монастыря с надвратной церковью и колокольней над ней. В 1770 г. Святодуховская церковь преобразована в городской Спасо-Преображенский собор. В 1822 г. центральная часть собора тремя арками, пробитыми в стенах, была соединена с южной папертью, а в 1834 г.— двумя арками с северным приделом. Собор возведен в форме русской архитектуры первой половины XVII в., кирпичный, оштукатуренный, пятиглавый, складывается из разных по высоте объемов. К основному бесстолпному четверику, перекрытому сомкнутым сводом и увенчанному пятью декоративными луковичной формы главками на высоких шейках, примыкают с восточной стороны полукруглая невысокая апсида, с южной и западной — закрытая одноэтажная паперть, с северной — Введенский придел с полукруглой апсидой. Паперть перекрыта полуциркульными сводами, апсиды — конхами остальные помещения — сомкнутыми с распалубками сводами. Таким образом, из невысоких объемов апсиды, придела и паперти поднимается величественный четверик основного объема. Плоскости его фасадов расчленены на три части тонкими полуколоннами, украшены многопрофильным карнизом с глухой стеной под ним наподобие аттика с декоративными арками, имитирующими закомары. Окна обрамлены наличниками. Углы паперти обработаны спаренными полуколоннами с граненой тягой между ними, а углы придела — пучками, состоящими из трех полуколонок. Высокий аттик придела украшают четыре декоративные арочки. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской CCP», XVII, том 4, стр. 24-25, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Недалеко от центра современного города, на посаде древнего Путивля, расположен Спасский собор. Ранее он был главным храмом Святодуховского монастыря, история которого такова. В XVI в. на этом месте возник девичий монастырь, где каменное строительство развернулось лишь в XVII в. В 1617 г. в нем начали возводить Святодуховскую каменную церковь, строительство которой было окончено через несколько лет. В середине XVII в. с севера к ней была пристроена часовня. В 1693–1697 г.г. были сооружены главные ворота монастыря с надвратной церковью с колокольней. В 1770 г. Святодуховский монастырь был упразднен, а каменная церковь переименована в Спасо-Преображенский собор в связи с тем, что существовавший на «городке», на месте древнего, главный храм города того же названия тогда был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=14222

Севск. Спасо-Преображенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский монастырь основан архимандритом новгород-северского Преображенского монастыря Корнилием в 1636 г. До начала XVIII в. строения были деревянными. В 1713-17 гг. при игумене Игнатии возведён каменный собор. Позже был резиденцией Севских архиепископов, в XVIII в. построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии (1788 г.) и пожара 1824 г. временно был закрыт, позже возобновлён как женский. После революции повторно закрыт, ныне пребывает в руинированном состоянии. Севский Спасо-Преображенский женский монастырь — действующий монастырь Брянской епархии Русской православной церкви, расположенный на окраине города Севск Брянской области. Монастырь основан архимандритом Новгород-Северского Преображенского монастыря Корнилием в 1631 году. До начала XVIII века строения были деревянными. В 1690 году наместником монастыря был иеромонах Николай, который подавал челобитную грамоту в Патриарший Приказ о благословении на строительство в монастыре каменного храма вместо обветшавшего деревянного. В 1713-1717 годах при игумене Игнатии возведен каменный собор. Был этот главный храм бесстолпным и кубовидным. На нем «глава побита белым железом, на оной главе крест железный окрашен красками». Согласно описанием тех лет, свод храма у основания украшался граненым карнизом, оконные проемы заключались в арочные обрамления. Глубокие откосы окон выделялись лепными рамками с крупными розетками. Такая нарядность украинского барокко объяснялась соседством Левобережной Украины. Двери собора расписали изображением святых апостолов. Резные, позолоченные царские ворота. Иконостас «гнутый, резной, злаченный и высеребряный». С севера к собору примыкал придел во имя святого пророка Илии, построенный в конце лета 1713 года, с запада – трапезная. Внутри монастыря находились добротный двухэтажный каменный дом со всеми удобствами, две церкви, одна из которых была теплой, другая – собором, колокольня находилась над святыми вратами. Собор утопал в зелени роскошного регулярного сада с множеством плодовых деревьев, из которого узкая тропинка вела к реке, омывавшей обитель с двух сторон. Тогда же было преступлено к обнесению монастыря высокой каменной оградой длиной 410 метров, толщиной 2 метра, с амбразурами, из которых на пасху производились пушечные выстрелы. Ограда образовала четырехугольник с тремя островерхими восьмиугольными башнями по углам, увенчанными высокими шатрами и флюгерами, с монументальными воротами главного входа. С внутренней стороны в ограде были устроены глубокие ниши, по верху которых размещалась обходная галерея. Ограда производила впечатление военно-оборонительной.

http://sobory.ru/article/?object=01621

Спас. Спасо-Воротынский монастырь. Карта и ближайшие объекты Спасо-Воротынский монастырь основан в нач. XVI в. князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским. В 1665 г. приписан к Крутицкому архиерейскому дому. В 1765 г. упразднён. Спасо-Преображенский шатровый собор построен в XVI в, трапезная палата с Введенской церковью - в сер. XVII в. В настоящее время монастырь действует как скит Калужского Казанского монастыря, ведётся реставрация. Монастырь основан вскоре после " Стояния на Угре " на средства князя Дмитрия Федоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным, в начале XVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен. По описи 1763 г. в монастыре было три каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в том числе и колокольня, были деревянными. Каменная колокольня была возведена в копне XVIII в. К началу XIX в. келий и стены монастыря были утрачены. К началу XX в. от обители осталось два храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы - редкие образцы шатровой архитектуры. В 30-е гг. XX в. оба храма были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых плиты с надписями XVI в. Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. К началу восстановления монастыря в шатре Спасо-Преображенского собора имелась большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имел кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Была сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра. Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01469

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010